Научная статья на тему 'Конъюнктурообразующие факторы в торговле'

Конъюнктурообразующие факторы в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК DIY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РЫНОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА / АКТИВИЗАЦИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМАТОВ ТОРГОВЛИ / ECONOMIC CRISIS / MARKET TRENDS / CUSTOMER DEMAND / STRENGTHENING OF IMPORT SUBSTITUTION / CHANGES IN RETAIL FORMATS / DIY MARKET / OPTIMIZING THE PRODUCT RANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородова Алина Александровна

В статье приведен конъюнктурный обзор рынка DIY-формата, определены основные тенденции развития данного рынка в России. Особое внимание уделено влиянию, которое экономическая ситуация в стране оказывает на функционирование деятельности предприятий розничной торговли, в частности сетей формата DIY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formingconditions factors in trade

The tactical review of the market of DIY-format is spent, the basic tendencies of development of the given market in Russia are defined. The special attention is given to influence which economic situation in the country renders on functioning of activity of the enterprises of retail trade.

Текст научной работы на тему «Конъюнктурообразующие факторы в торговле»

А.А. ОГОРОДОВА

- аспирантка кафедры коммерции и

коммерция, логистика. ^ ^ ^

КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ТОРГОВЛЕ*

В экономике понятие «конъюнктура» традиционно связывают со сложившейся на рынке ситуацией. Знание конъюнктуры всегда предопределяло успешность торговых операций. Не составляет исключения и торговая деятельность на рынке товаров для дома, ремонта и строительства, или DIY-ритейл (DIY — "do it yourself' — «сделай сам»). Торговые предприятия, специализирующиеся в этом секторе рынка, осуществляют продажу материалов для общестроительных работ, декоративно-отделочных материалов, интерьерных товаров для дома, товаров для сада и дачи и др.

Розничная торговля товарами для дома, ремонта и строительства в последнее время получила активное развитие в России. Об этом свидетельствует динамика основных конъюнктурообразующих факторов данного и смежного с ним рынков. К числу таких факторов относятся:

• ситуация на рынке жилищного строительства;

• состояние сектора ипотечного и потребительского кредитования;

• уровень доходов населения;

• стабильный курс рубля по отношению к основным валютам;

• объемы производства строительных и отделочных материалов в России.

Смежные для розничной торговли строительными материалами секторы экономики демонстрировали в 2009 г. отрицательную динамику. Более чем в 4 раза сократился объем выдачи ипотечных кредитов, поскольку банковская система испытывала на себе последствия финансового кризиса. Заметно снизился объем вводимого в эксплуатацию жилья, что до кризиса являлось определяющим фактором для объема продаж на рынке строительного ритейла. Начавшийся в 2009 г. спад в области строительства напрямую отразился на отрасли производства строительных материалов. Экономический кризис повлиял на производственные показатели практически всех видов продукции [5].

Все это привело к тому, что рынок DIY-ритейла заметно сократился по сравнению с 2008 г., кроме того, изменилась его структура и потребительское поведение россиян. В 2009 г. оборот розничной торговли строительными материалами и товарами для дома, включая продажи на строительных рынках, составил, по оценке Департамента консалтинга РБК, 11,85 млрд долл., на сетевую DIY-розницу пришлось около 6 млрд долл., что на 20 % меньше, чем в 2008 г.

Таким образом, в 2009 г. оборот рынка розничных продаж товаров DIY сократился на 26-28 % в долларовом выражении и на 6-9 % — в рублевом. Следует отметить, что в рублевом эквиваленте рынок сократился в меньшей степени главным образом из-за роста цен на импортные товары для строительства и ремонта, доля которых в ассортименте магазинов DIY оставалась на уровне в среднем 50-60 %. По оценкам участников рынка, в натуральном выражении рынок сократился на 20-22 %.

Алина Александровна ОГОРОДОВА — логистики СПбГУЭФ.

В 2006 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации —

ГРНТИ 06.71.15 I © А.А. Огородова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Борисовой.

По данным Департамента консалтинга РБК, к концу 2009 г. сократились такие показатели, как количество покупателей в DIY-магазинах на 44,9 %, величина среднего чека — на 24,4 %, количество ассортиментных позиций — на 10 %, количество поставщиков — на 13,6 % [4].

Однако результаты 2009 г. показали, что доля торговых сетей выросла на 7 %, несмотря на общее падение практически всех показателей работы. Этот факт подтверждает необратимость процесса развития современных форматов торговли на российском рынке DIY. Учитывая, что сейчас обеспеченность современными форматами DIY-ритейла в регионах РФ крайне низкая, можно говорить о большом потенциале развития данного рынка в долгосрочной перспективе.

Проведенный анализ показал, что рыночные тенденции сектора DIY-ритейла к концу 2009 — началу 2010 г. радикально изменились, причем это коснулось как стратегии развития компаний, так и потребительского поведения. В настоящее время ключевыми тенденциями на российском рынке DIY-ритейла являются следующие:

• отсутствие планов расширения либо весьма скромные планы открытия новых магазинов в 2010 г.;

• смещение фокуса потребительского спроса с Hard DIY (строительные материалы для полноценного ремонта «с нуля») на Soft DIY (отделочные материалы и товары для дома);

• дальнейшее повышение роли ценового фактора для потребителей, более рациональный и избирательный подход к покупкам товаров для ремонта со стороны целевой аудитории магазинов;

• сокращение ассортимента за счет товаров премиум-класса, рост доли дешевых товаров и товаров среднего класса, ориентация покупателей на самостоятельное проведение ремонта квартир, домов и дач, активизация им-портозамещения в производстве и продажах строительных и отделочных материалов;

• снижение показателей работы российских DIY-гипермаркетов, активизация ритейлеров в сегменте малых форматов;

• продолжение консолидации рынка DIY-ритейла, укрупнение российских и иностранных игроков, обострение конкуренции с западными сетями.

В 2009 г. было открыто крайне мало новых магазинов, все планы по освоению регионов были либо отменены, либо отложены на неопределенный срок. Многие ритейлеры закрыли убыточные магазины, поскольку основная задача 2009 г. заключалась в оздоровлении финансовой ситуации в компаниях, своевременных расчетах с поставщиками и банками-кредиторами и в оптимизации ассортиментной матрицы магазинов. Региональную экспансию продолжили главным образом иностранные ритейлеры, однако и они заметно сократили планы по вводу новых объектов.

В результате экономического кризиса больше всего пострадали сети с высокой долговой нагрузкой, что привело к введению конкурсного управления и последующему банкротству некоторых сетей. К настоящему моменту банкротами были признаны две DIY-сети — «Санта-Хаус» и «Искрасофт». Небольшие форматы DIY-ритейла пострадали гораздо меньше, развитие получили дискаунтеры и стоковые магазины DIY. При этом сети не открывают новые магазины, а переформатируют уже имеющиеся. Так, в сети «ДОМ-Лаверна» один магазин стал стоковым, там продаются неликвидные товары из старых коллекций и товары с небольшим браком, не влияющим на качество. Сеть «Метрика» объявила об открытии магазина «Метрика — Disco», который будет работать в формате строительного дискаунтера [3]. Компания «Касторама» объявила об открытии магазинов меньшей площади при сохранении текущего количества ассортиментных позиций.

Таким образом, основной рыночной тенденцией развития форматов DIY-ритейла можно считать рост популярности небольших и средних магазинов на фоне сокращения числа российских DIY-гипермаркетов и появления строительных дискаунтеров.

Большое влияние на состояние отрасли оказывают изменения в потребительских предпочтениях российских покупателей. Начиная с конца 2008 г., потребительские предпочтения россиян относительно товаров для дома и ремонта начали меняться. До середины 2009 г., по оценке участников рынка, росло потребление более дешевых товаров на фоне резкого падения спроса на товары премиум-сегмента. Однако во второй половине 2009 г. картина изменилась — спрос на дешевые товары начал сокращаться на фоне роста спроса на товары среднего и низкого ценовых сегментов.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в конце января 2010 г., ремонт в квартире является наиболее популярной статьей расходов россиян — 22 % опрошенных планировали сделать его в 2010 г.

Фокус потребительских предпочтений сместился в сторону так называемого soft DIY — товаров для отделки и декора помещения. Данная тенденция объясняется изменением целевой аудитории магазинов DIY: если до кризиса большую часть покупателей составляли владельцы новых квартир, где надо было проводить полный ремонт и отделку, то в настоящее время большинство покупок совершаются людьми, делающими ремонт в приобретенном вторичном жилье, мелкий ремонт в уже имеющемся жилье или на даче. По оценке аналитиков Департамента консалтинга РБК, по сравнению с началом 2009 г., в 2010 г. заметно выросла доля категории «материалы для декоративно-отделочных работ» и составила 34 %, что произошло за счет сокращения доли категории «материалы для общестроительных работ» на 16 %. Небольшое увеличение продемонстрировали категории «то-

вары для сада и дачи» — на 6 % и «инструменты и оборудование» — на 7 %. Косвенно это подтверждает факт перехода к soft DIY.

Оптимизация работы с поставщиками привела к сокращению количества последних на 10-15 % в зависимости от формата сети. Большинство ритейлеров в 2009 г. добились увеличения сроков оплаты поставок и пересмотрели условия работы, поскольку оборачиваемость товаров заметно снизилась [2]. Замещение импортного товара отечественными аналогами и смещение потребительского спроса в средний ценовой сегмент привели к изменению структуры ассортимента и сокращению числа поставщиков. Многие розничные торговцы сократили или вообще вывели из ассортимента товары премиум-класса.

Кроме того, из-за падения курса рубля некоторые сети заменили импортные товары отечественными там, где это возможно было сделать.

У большинства игроков соотношение российских и импортных товаров в ассортименте осталось без существенных изменений, однако в ряде сетей доля российских товаров в ассортименте выросла до 50 % и более. В ассортименте магазинов иностранных сетей доля российских товаров осталась без существенных изменений, исключение составляет «Хоум Центр», где доля российских товаров выросла до 10 % [6]. По оценке Департамента консалтинга РБК, в среднем доля российских товаров в ассортименте DIY-сетей составила 54 % по итогам 2009 г. (2008 г. — 48 %).

Стабилизация курса рубля по отношению к доллару США и евро в 2010 г. привела к положительным тенденциям в ценовой политике розничных торговых предприятий. Расширились объемы импорта строительных и отделочных материалов. Это, в свою очередь, позволило оптимизировать ассортимент за счет качественных и доступных по цене товаров, поскольку в 2009 г. импорт практически всех строительных и отделочных материалов резко сократился.

В целом рыночные преобразования в России укрепили ее внешнеэкономические связи, превратив сектор DIY-ритейла в органическую часть мирового хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Философия и методология науки логистики // Известия СПбУЭФ. 2009. № 3. С. 7-15.

2. Мухина Д.С. Логистические аспекты управления товарными запасами в розничных торговых сетях // Там же. 2010. № 3. С. 122-125.

3. Новости компании. «Метрика» продолжает развитие магазинов в формате «строительный дискаунтер». URL: http://www.metrika-market.ru (дата обращения: 13.12.2010).

4. Розничные торговые сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY). Аналитический отчет Департамента консалтинга РосБизнесКонсалтинг. М., 2010.

5. Соколов Е.А. Особенности формирования стратегии развития предприятия в условиях мирового экономического кризиса // Известия СПбУЭФ. 2009. № 3. С. 199-201.

6. Торговые сети DIY России. Аналитический отчет информационного агентства "INFOLine". СПб., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.