Научная статья на тему 'Конъюнктура текстильной и льняной отрасли: программы стратегического развития и их проблемы'

Конъюнктура текстильной и льняной отрасли: программы стратегического развития и их проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В ЛЬНЯНОЙ ПОДОТРАСЛИ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЛЬНЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / INSTRUMENTS OF STRATEGIC PLANNING AND MANAGEMENT IN LINEN AND TEXTILE INDUSTRIES / STRATEGIC MANAGEMENT / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / LINEN INDUSTRY / DEVELOPMENT OF TEXTILE INDUSTRY / DEVELOPMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валько М. П.

В данной статье рассмотрена текущая конъюнктура в льняной подотрасли и текстильной отрасли. Проанализированы сценарии предложенные Стратегией развития легкой промышленности на период до 2020 г. и Целевой ведомственной программой развития льняного комплекса России на 2008-2012 гг. Автор приводит недочеты этих стратегий и подтверждает спрогнозированным сценарием развития подотрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE TEXTILE AND LINEN INDUSTRY: STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS AND THEIR PROBLEMS

This article presents current textile and linen industry trends. It analyzes scenarios offered by the Strategy of Russian light industry development for a period until 2020 and by the program for developing Russian linen for 2008-2012. Author presents shortcomings of these programs and proves it by forecasted development scenarios.

Текст научной работы на тему «Конъюнктура текстильной и льняной отрасли: программы стратегического развития и их проблемы»

Рис. S. Структура производства трикотажных изделий по регионам

Основной объем Чулочно-носочных изделий выпускается в Центральном федеральном округе, 54% от общероссийского объема производства, Верхний и нижний трикотаж выпускается в Центральном и Приволжском округах более 50%.

Другими крупными производителями верхнего трикотажа является Южный ФО, а по бельевому трикотажу - Южный и СевероКавказский округа. Сложившаяся карта производства является основа распределительной системой, обеспечивающей эффективность единого процесса товародвижения для всех видов трикотажных изделий, рис.8.

В настоящее время крупнейшими регионами, производителями трикотажных изделий, являются Ростовская и Смоленская области. В данных регионах производится четверть российских трикотажных изделий. Другими крупными производителями являются: Кабардино-Балкарская республика, Чувашская Республика, Ульяновская область, Республика Башкортостан. Таким образом, в настоящее время более 60% российского трикотажа производится в десяти регионах. Именно эти регионы участвуют в формировании каналов продвижения трикотажных изделий.

КОНЪЮНКТУРА ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЬНЯНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ПРОБЛЕМЫ

Валько М.П., аспирант, Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности (РосЗИТЛП)

В данной статье рассмотрена текущая конъюнктура в льняной подотрасли и текстильной отрасли. Проанализированы сценарии предложенные Стратегией развития легкой промышленности на период до 2020 г. и Целевой ведомственной программой развития льняного комплекса России на 2008-2012 гг. Автор приводит недочеты этих стратегий и подтверждает спрогнозированным сценарием развития подотрасли.

Ключевые слова: инструменты стратегического планирования и управления в льняной подотрасли и текстильной отрасли, стратегическое управление, антикризисное управление, льняная промышленность, развитие текстильной промышленности, стратегии развития.

TRENDS IN THE TEXTILE AND LINEN INDUSTRY: STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS AND THEIR PROBLEMS

Valko M., The post-graduate student, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry

This article presents current textile and linen industry trends. It analyzes scenarios offered by the Strategy of Russian light industry development for a period until 2020 and by the program for developing Russian linen for 2008-2012. Author presents shortcomings of these programs and proves it by forecasted development scenarios.

Keywords: instruments of strategic planning and management in linen and textile industries, strategic management, anti-crisis management, linen industry, development of textile industry, development strategies.

Глобализация и либерализация рынков имели последствия не только для реальной экономики: они также изменили рынки капитала. До 1960-х гг. финансовая экономика играла роль поддержки реальной экономики, ее цель заключалась в обеспечении плавной работы реальной экономики (Фаза I). Компании полагались на внутреннее финансирование для их роста.

Однако с началом глобализации источники финансирования стали неадекватны растущей необходимости в большем капитале. Уровень торговли на рынках акций вырос и финансовые рынки перешли на новую передачу. Финансовые рынки теперь уже не были системой обеспечения реальной экономики (Фаза II).

Джозеф Шумпетер [1], один из основоположников современной экономики начала XXI века, описывает этот этап развития как человека, который выводит свою собаку на прогулку. Человек (как реальная экономика) идет постепенно в определенном направлении, а собака (финансовая экономика) иногда не успевает, а иногда и обгоняет его. Однако человек и собака достигают вместе одной общей цели. Фаза III характеризуется диссонансом этого партнерства. Реальная экономика идет по сигналам финансовой. Финансовая экономика теперь несет первостепенную роль.

Индикатором того, насколько рынки стали развиты в последние

десятилетия является беспрецедентный рост рыночной капитализации (Рис. 1).

51,994

44.460

1990 1995 2000 2005 03/2007

Рис. 1. Рост международной рыночной капитализации (в млрд. долларов США, Международная Федерация Бирж, 2007).

Когда реальная экономика начинает следовать сигналам с финансовых рынков, последствия для бизнеса понятны. Уровень дохода предприятий должен соответствовать рыночным темпам роста. Другими словами, ни одна компания сегодня, даже семейный биз-

нес, не может следовать стратегии, которая исключала бы влияние рынка капитала. Действия фирмы и решения ее топ менеджмента должны быть ориентированы только на рост стоимости бизнеса.

Роль провайдеров капитала тоже поменялась [4]. В прошлом инвесторы практически полностью предлагали менеджерам необходимый капитал для реализации планов. Сегодня они имеют намного большее влияние в политике и стратегии компаний, в которые они инвестируют, косвенно или напрямую. Это действительно как для инвесторов основного рынка капитала, так и для частных “рпуа1е^ш1у” (закрытые акционерные общества, ЗАО) компаний, которые играют важную роль на финансовых рынках. Так в Германии в 2002 г. было произведено 59 сделок с ЗАО на сумму 6,9 мдрд. евро, к 2006 г. проведено 186 сделок на сумму 186 млрл. евро.

Активность таких закрытых предприятий стала драйвером для увеличения количества сделок слияния и поглощения. Это, в свою очередь, привело к значительному росту цен на компании и взлету премий на приобретение. Хорошие кредитные условия способствовали этому процессу. В качестве правила, инвесторы обычно финансируют практически 70% от цены приобретения через банковские кредиты. Однако в последние годы банки выдавали все больше и больше таких кредитов. Но поменявшееся настроение остановило чрезмерный рост цен, который наблюдался в прошлом на рынке, что и привело к глубокому мировому финансово-экономическому кризису 2008-2009 гг.

Таким образом, не рассматривать актуальность происходящего на рынке и не использовать инструментарий анализа развития событий в ближайшие годы на финансовых рынках будет контр-продук-тивно и это может привести к тяжелым последствиям. Требуется глобальное перестроение актуальной системы управления в сторону системы стратегического менеджмента как в на отдельных предприятиях, так и в масштабе отраслей и промышленности в целом.

Предложенная Минэкономразвития Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года [2] (Стратегия) предполагает собой структурные изменения с учетом вызовов предстоящего периода, но не дает методологии динамического построения механизмов структурной адаптации промышленных предприятий к ситуации неопределенности, которая вносится в экономическую сферу путем колебаний финансовых рынков (в связи с нахождением российской экономики в фазе III по Шумпетеру). Стратегия не вводит инновационной инфраструктуры привлечения инвестиций, не затрагивает решений по упрощению доступа к международным рынкам капитала.

Целевая ведомственная программа «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы» [3], разработанная в соответствии со Стратегией может не остановить текущий спад льняного производства в связи с недостаточным финансированием аналогично программе 1996-2001 гг., когда всего лишь 11,9% средств были эффективно использованы льняной промышленностью. Единственный фактор, который может позволить сегодня реанимировать отрасль, это мировая цена на лен и хлопок, и рост аппетита к риску, который позволит привлечь зарубежный опыт и обновить технологии производства льна.

В соответствии с последними данными продолжается спад производства льняного волокна [5], льняной пряжи и готовых льняных тканей. Неготовность к кризису 2008-2009 гг. еще раз заставила задуматься над инструментрием, необходимым для стратегического управления, и дополнительной помощью для льняной отрасли со стороны государства. Влияние кризиса на отрасль можно констатировать на основании падения производства продукции (Рис. 2).

Производство продукции

60000

50000 40000 30000 20000 10000 о

1907 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 «плпниалубяныр, тонн льняная пряжа однонпточная. тонн

Рис. 2. Производство продукции в натуральном выражении: волокна лубяные и пряжа однониточная (Росстат РФ).

Это еще более заметно при анализе производства готовых тканей, что видно на Рис. 3.

Производство продукции

140000

а

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

льняные тхони готовые, тыс. ног. м.

Рис. 3. Производство продукции в натуральном выражении: льняные ткани готовые. (Росстат РФ).

Мы констатируем сильное сокращение показателя в 2008-2009 гг., что говорит о необходимости в поддержке льняного сектора.

Стратегия использует устаревший подход экономической экстраполяции, не предлагает механизмов контроля за реализацией Стратегии. Стратегия не ставит потребителя и рынок на место основных игроков развития отрасли, не предполагает развитие корпоративной и отраслевой культуры - прямых факторов развития конкурентных качеств - и оставляет без внимания вопросы дифференциации продукции. Отсутствуют рекомендации по разработке национальной сырьевой базы, вопросы привлечения высокотехнологичных производств в Россию для научно-исследовательского аутсорсинга. Отсутствуют вопросы помощи в разработке информационно-аналитического обеспечения, как для научно-исследовательских экономических агентов, так и для предприятий производителей. Отсутствуют методы оценки деятельности предприятий, понятие создания потенциала роста и стоимости, методология поиска ориентира для заданной компании или отрасли. Отсутствует анализ экстремальных событий на рынках, климатических аномалий, приводящих к длительному падению производства.

На макроэкономическом уровне ввиду становящегося перманентным дефицита бюджета РФ и затянувшимся финансовым кризисом, высокими кредитными спрэдами на долговые обязательства российского суверенного и корпоративного секторов и сложностей долгосрочного финансирования, подвергается жесткой критике Инновационный Путь представленный в стратегии. Более низкие темпы роста и более низкая инфляция увеличивают сроки окупаемости проектов и ставят под вопрос дальнейшие инвестиции и помощь промышленности со стороны государства. Отсутствие правового реформирования таможенной политики и продолжающегося серого импорта еще больше отдаляет реальный сценарий развития от наилучшего Инновационного.

Стратегия не предполагает четкого механизма борьбы с теневым оборотом, с увеличением продаж на внутреннем рынке ввиду экономического спада, так же как и не приводит четких микроуров-невых методик мотивации топ менеджмента к увеличению инновационной деятельности и поискам инвестиций в основные фонды.

Цель адаптации легкой промышленности к негативным явлениям мирового кризиса не подкреплена нужным инструментарием для ее реализации, также как и методикой оценки результативности методов и их адаптацией под развитие ситуации.

В случае Инновационного варианта развития не ожидается роста производства льняных тканей до 2015 г., также как и других видов продукции. Стратегия не предполагает дальнейшее давление конкурентной среды на отечественных производителей, не приводит цифр по ожидаемому развитию внешнего фона, ориентируется на рынок внутреннего сбыта.

Отсутствует анализ ресурсной базы: сырьевого обеспечения и конъюнктуры цен на, в том числе, тканевое сырье, его наискорейшее развитие и контроля за ним. Ограничен сравнительный анализ экологичности и отсутствует направленность на мотивацию развития корпоративной социальной ответственности предприятий.

Оттягивание по Стратегии мероприятий по защите внутреннего рынка от незаконного ввоза контрабандных товаров (в основном низкого качества) и фальсифицированной продукции, а также меры по ужесточению контроля за исполнением действующего за-

конодательства в этой сфере является негативным фактором для развития российской экономики, также это верно и про ужесточение таможенный политики относительно карго-перевозок.

Сегодня на национальном уровне отсутствует глобальная система мониторинга и хеджирования ценового риска, анализа финансовой устойчивости пилотных проектов, предполагающих в отдельных случаях огромный риск связанный с отношением в отрасли частных средств к заемным на уровне пяти раз. Любое значительное изменение на кредитном рынке может привести к банкротству пилотных проектов, что будет результатом увеличения социальной напряженности.

Стратегия не предусматривает рекомендации по разработке несуществующего в России промышленного оборудования для выработки продукции и соответствующей научно-технической базы. Сегодня не создан механизм создания институтов мониторинга складских запасов и цен на сырье, подходящих бирж для прямого взаимодействия производителей сырья и производителей продукции.

Отсутствует анализ полной покупки зарубежных предприятий, концентрирующих максимальные количества методов производства для их дальнейшего преобразования и развития на российском рынке. Также нет четкой методики анализа достоверности результатов, подтверждения развития и реализации стратегии. Не предусмотрена периодичность пересмотра стратегии.

Стратегия не предполагает сценариев ценового развития на внутреннем рынке и необходимости регулирования цен как на региональном, так и на национальном уровне, как на факторы производства, так и на продукцию предприятий.

Основной упор Стратегии сделан на развитие крупного, а не малого и среднего бизнеса. Нет анализа открытия бизнеса субподрядчикам, экономической эффективности таких шагов. Также как и не проанализированы положительные стороны партнерств с аналогичными иностранными предприятиями, не разработаны предложения аутсорсинга, и нет анализа повышения привлекательности России путем повышения безопасности ведения бизнеса.

Отсутствует стратегия развития информационно-технологического обеспечения легкой промышленности, также как и создания системы мониторинга относительного изменения качества, цены и затрат и их одновременного поведения в условиях стресс тестов.

Методология стресс-тестирования отдельных сегментов легкой промышленности и варианты борьбы с негативными последствиями, также как и анализ борьбы с перегревом производства не предусмотрены текущей Стратегией.

Построение оптимальной долгосрочной структуры элементов системы стратегического управления требуется проводить в соответствии с методикой анализа относительной «силы» влияния факторов окружающей маркетинговой среды на коммерческую деятельность предприятия, произведя при этом детальный анализ возможностей и рисков бизнеса.

Не разработана методика управления процессом реализации выбранных стратегий, позволяющая контролировать запланированные лимиты финансовых затрат на их реализацию, эффективность затраченных средств. Требуется постоянно вести анализ разницы между прогнозируемыми и реализованными затратами.

К сожалению, до принятия каких-то нововведений по отношению к вышеперечисленным программам, льняную отрасль ждет вариант развития событий, рассчитанный РАН [6], с полным исчезновением льняной отрасли к 2015 г. (Таблица 1). В соответствии с данными, мы констатируем, что потребление льняной пряжи упало в 2008 г. по отношению к 2007 г., при том, что производство льняных тканей выросло, что нельзя сказать про те же показатели через год.

В 2009 г. по отношению к 2008 г. на фоне финансово экономического кризиса упало производство льняной пряжи и еще большее падение произошло в производстве льняых тканей. Также мы видим, что производство льняных тканей систематически ниже потребления.

Экспорт стабилен на уровне 12,5 млн кв. м. в год. Основу экспорта составляют льняные ткани с низким уровнем обработки. Окрашивание и оформление полотна осуществляется за границей.

Таблица 1. Основные статьи продуктового баланса товарных групп в 2008 г. (Российская Академия Наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования)

Производство Экс порт Им порт Потребление

2008 2008/ 2007 2008 2008/ 2007 2008 2008/ 2007 2008 2008/ 2007

Пряжа хлопчатобумажная, т. 185435 80,6 1097 51,6 66502 126,5 250840 89,4

Хлопчат обумажные ткани, тыс.кв.м. 1914902 90,8 132740 52,5 288460 132,7 2070622 99,9

Пряжа льняная, т. 7873 52,2 115 97,5 536 123,2 8294 53,9

Льняные ткани, тыс.квм 97863 96,9 12471 41,6 787 49,7 86179 118,7

Таблица 2. Основные статьи продуктового баланса товарных групп в 2009 г. (Российская Академия Наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования)

Производство Экспорт Импорт Потребление

2009 2009/ 200S 2009 2009/ 2008 2009 2009/ 2008 2009 2009/ 2008

Пряжа хлопчатобумажная, т. 132454 71,4 722 65,8 77579 116,7 209311 83,4

Хлопчатобумажные ткани, тыс.кв.м. 1476603 77,1 86531 65,2 182337 63,2 1572409 75,9

Пряжа льняная, т. 6712 85,3 54 47,0 185 34,5 6843 82,5

Льняные ткани, тыс.кв.м. 46812 47,8 12603 101,1 726 92,2 34935 40,5

Таблица 3. Годовой прогноз производства продукции легкой промышленности, в натуральном выражении и процентах к прошлому году производства на 2010-2013 гг. (Российская Академия Наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования).

2009* 2010 2011 2012 2013

Льняные и п/джут, ткани готовые, млн.кв.м 50.8 70.0 44.3 21.0 0.7

в %% к прошлому г. -50.1 37.7 -36.6 -52.7 -96.6

При анализе годовых прогнозов Российской Академии Наук на 2010-2013 гг. мы констатируем возможное сокращение производства готовых льняных тканей.

Восстановление льняной промышленности возможно лишь при срочном осуществлении всех этих поправок.

Литература:

1. Йозеф Алоиз Шумпетер, Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung. Capitalism, Socialism and Democracy, Издательство: Эксмо, 2007 г.

2. Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 N 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации».

3. Приказ от 16 июня 2008 г. № 261 «Об утверждении целевой программы ведомства «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы».

4. Пэтрик Буржэсс, Открывая Рост: предложения об увеличении инвестиций и активности венчурного капитала в Великб-ритании, Unlocking Growth: proposals to expand venture capital investment and activity in the UK , Patrick Burgess, Издательство: Centre for Policy Studies, 2002.

5. Центральная База Статистических Данных, Федеральная Служба Государственной Статистики, 2011 г.: www.gks.ru .

6. Анализ и прогноз производства товарных групп, Российская Академия Наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования, выпуск №1 (20.11.2010).

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Тяглов Р.С., старший преподаватель Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для

строительства и жилищно-коммунального комплекса России

В статье рассмотрены основные аспекты развития рынка труда, показаны основные проблемы инфраструктурного обеспечения рынка труда, предложены пути их решения в современных условиях.

Ключевые слова: труд, рынок труда, инфраструктура, квалифицированные кадры

INFRASTRUCTURAL MAINTENANCE OF A LABOR MARKET IN MODERN CONDITIONS

Tjaglov R., Senior Lecturer, State Academy training and retraining ofpersonnel for the construction and housing and communal complex of Russia

In article the basic aspects of development of a labor market, shows the basic problems of infrastructural maintenance of a labor market are considered, ways of their decision to modern conditions are offered.

Keywords: work, a labor market, an infrastructure, highly-skilled personnel

Реализация модели рынка труда предполагает включение в число приоритетов политики занятости создание его инфраструктуры, адекватной складывающимся рыночным отношениям. В наиболее общем виде ее можно определить как совокупность учреждений и институтов содействия занятости во взаимодействии с нормативно-правовой средой, которые в целом призваны обеспечить эффективность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права на труд и социальную защиту. В рыночной системе хозяйствования емкость рынка труда переходит из состояния «стабильности» в стадию «неопределенности». С развитием новых структур происходит увеличение спроса на работников таких сфер, как кредитование, страхование, налоговых инспекций, нотариальных, консалтинговых, юридических служб. В эти сферы, как правило, набираются работники вне служб занятости. Одновременно сокращается число занятых, а значит, и вакансий, в науке и научном обслуживании, проектных организациях, сокращается спрос на «женскую» рабочую силу.

Что касается второй стороны рынка труда - предложения рабочей силы, то наметилась четкая тенденция к росту числа официально зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения рабочей силы, т. е. людей желающих работать и предлагающих свой труд обществу. По функциональному признаку на рынке труда преобладает предложение рабочей силы, имеющие профессии физического труда.

Развитие ситуации на рынке труда показывает, что центры занятости и биржи труда должны заниматься выработкой стратегии и тактики в области занятости, прогнозирования занятости в ее квалификационном срезе, регулированием процессов подготовки и переподготовки работников и т.п. При этом инфраструктура кадрового обеспечения должна опираться на следующие принципы: наличие условий для добровольного выбора между занятостью и незанятостью, свободного выбора профессии, вида деятельности с учетом, как индивидуальных интересов, так и общественных потребностей. Необходима, кроме того, свобода найма и увольнения всеми работодателями при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, свободное движение заработной платы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

других законных видов доходов при соблюдении установленного законом гарантированного минимума, свободное перемещение рабочей силы в пределах государства и за его пределами.

Вместе с тем система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров запаздывает в своем развитии и не в состоянии обеспечить потребности в специалистах, вызванные экономическим оживлением, что является серьезным барьером для хозяйственного развития. Среди причин данного явления можно выделить закрытие многих образовательных учреждений, особенно в периоды экономического спада, отсутствие адекватной поддержки учреждений дополнительного профессионального образования со стороны государства, отток высококвалифицированных кадров из сферы образования вследствие сравнительно низкого уровня оплаты их труда, отсутствие серьезных инвестиций в сферу образования из-за низкой рентабельности вложений. Однако следует отметить, что на рынке дополнительных образовательных услуг развивается сектор негосударственного профессионального образования. Эти структуры значительно увеличили потенциал системы образования, открыли новые возможности, привнесли в систему образования новое «дыхание»:

- создали реальную конкурентную среду, призванную обеспечить динамичное развитие системы образования за счет инициативы образовательных учреждений;

- расширили возможности в получении образования;

- обеспечили ориентацию на реальные требования рынка труда, в том числе на переподготовку и повышение квалификации, проявляя гибкость и динамизм в подготовке нужных специалистов.

В современных условиях имеются серьезные перспективы повышения имиджа негосударственных образовательных учреждений, формирования их системы, отвечающей жестким требованиям и создающим условия для получения элитного образования в области высшего, среднего специального и дополнительного образования. С этой целью представляется целесообразным:

1) предусмотреть государственную поддержку таких образовательных учреждений, обеспечивающих высокий уровень образования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.