НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
УДК 34:17
DOI: 10.12737/jflcl.2022.063
Конвергенция права и этики в противодействии коррупции: сравнительное исследование
Артем Михайлович Цирин
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, artemtsirine@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0690-074X
Аннотация. В статье освещена проблематика конвергенции права и этики в противодействии коррупции. Дан анализ религиозных и этико-философских воззрений на этическое поведение лиц, наделенных властью. Сделан вывод относительно производности позитивных правил этического поведения должностных лиц от концептов, сформулированных в религиозных и этико-философских учениях. Данные учения повлияли на правовое регулирование в разных странах, а также способствовали восприятию этических норм законодательством многих государств. Приведены примеры такого влияния в странах с различными правовыми системами (Великобритания, Франция, Германия, Китай и США).
Анализируется опыт Российской Федерации по отражению этических правил поведения в законодательстве о государственной службе, а также в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Детально проанализированы положения этических кодексов, действующих в корпоративном секторе российской экономики. Наряду с позитивными практиками регламентации этических правил поведения в кодексах этики ряда компаний отмечаются недостатки, включая положения, противоречащие нормам действующего законодательства. Для устранения выявленных недостатков формулируются предложения и рекомендации, направленные на разработку типового кодекса этики и должностного поведения для работников организаций.
Предлагается систематически проводить образовательные и иные мероприятия, направленные на популяризацию антикоррупционной этики в публичном и частном секторах, и в этих целях разработать и реализовать образовательную программу «Антикоррупционная этика» для различных категорий лиц.
Ключевые слова: право, этика, конвергенция, противодействие коррупции, деонтология
Для цитирования. Цирин А. М. Конвергенция права и этики в противодействии коррупции: сравнительное исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. №№ 5. С. 41—48. DOI: 10.12737/jflcl.2022.063
Convergence of Law and Ethics in Combating Corruption: Comparative Investigation
Artem M. Tsirin
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, artemtsirine@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0690-074X
Abstract. The article is devoted to the issues of convergence of law and ethics in combating corruption. It contains an analysis of religious and ethical and philosophical views on the ethical behavior of persons exposed by the authorities. At the same time, a conclusion is made regarding the production of positive rules of ethical behavior of officials from concepts formulated in religious and ethical-philosophical teachings. These teachings influence the legal regulation in different countries, and also contribute to the perception of ethical norms by the legislation of many countries. The author gives examples of such influence in countries with different legal systems (Great Britain, France, Germany, China and the USA).
The article also analyzes the experience of the Russian Federation in reflecting ethical rules of conduct in the legislation on public service, as well as in the Model Code of ethics and official behavior of state and municipal employees.
A distinctive feature of the scientific article is a detailed analysis of the provisions of ethical codes in force in the corporate sector of the Russian economy. At the same time, along with positive practices for regulating ethical rules of conduct, the ethics codes of a number of companies also note shortcomings, including provisions that contradict the norms of current legislation. To eliminate the identified shortcomings, proposals and recommendations are formulated aimed at developing a standard code of ethics and official behavior for employees of organizations.
In addition, it is proposed to systematically conduct educational and other events aimed at promoting anti-corruption ethics in the public and private sectors. To do this, it is proposed to develop and implement the educational program "Anti-corruption ethics" for various categories of persons.
Keywords: law, ethics, convergence, anti-corruption, deontology
For citation. Tsirin A. M. Convergence of Law and Ethics in Combating Corruption: Comparative Investigation. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 5, pp. 41—48. DOI: 10.12737/jflcl.2022.063
Коррупция относится к разряду нетривиальных проблем, стоящих на пути государственного и общественного развития. Ее причины, как и обусловленные ею последствия, являются серьезным вызовом государству, поскольку приводят к снижению эффективности государственных институтов, деформируют основы общественного строя, резко сокращают потенциал права в управлении государственными делами1.
Наряду с неблагоприятными последствиями, связанными с применением мер юридической ответственности, а также с причинением материального ущерба, проявления коррупции подрывают авторитет государственной власти, снижают доверие граждан к государственным и общественным институтам. Будучи универсальным негативным социальным явлением, коррупция имеет свойство усугублять любую проблему, приводя к снижению оперативности реагирования государства на новые вызовы и угрозы.
Задействование позитивного потенциала всех имеющихся регуляторов в противодействии коррупции актуально как с теоретической, так и с практической точки зрения. Современные модели антикоррупционной политики основываются на сочетании правовых и неправовых мер противодействия коррупции, включая внедрение этических стандартов антикоррупционного поведения2. Этому предшествует длительная традиция, восходящая к религиозным и этико-философским учениям.
Коран подчеркивает губительность коррупции для общественного устройства: «Ваших предшественников погубило то, что они отпускали знатных людей, когда те совершали кражу, и наказывали простолюдинов, когда те совершали кражу»3.
В Махахамса Джатаке (Дж 534) Будда перечисляет 10 правил хорошего правительства (Dasa Raja Dhamma). Согласно этим правилам правитель должен: быть великодушным, щедрым; избегать алчности и привязанности к богатству и имуществу; поддерживать высокий нравственный уровень (соблюдать пять правил поведения); быть готовым пожертвовать своими радостями ради благополучия подданных; быть честным и тщательно соблюдать справедливость и др.
В религиозных и этико-философских учениях не только подчеркивается губительность коррупции, но и формулируются позитивные требования к антикоррупционному поведению должностных лиц.
Конфуций говорил: «Благородный муж знает долг, а низкий человек знает только выгоду». Данный подход в этике принято называть деонтологическим4. Он предусматривает, что при оценке поступков необходимо исходить не из их последствий, а из наличия правильного намерения (категорический императив)5.
Данная традиция продолжает оказывать влияние на правовое регулирование в разных странах. Так, во французском парламенте применяется так называемый Кодекс деонтологии Собрания, адресованный парламентариям. В Кодекс включены принципы, которыми должны руководствоваться парламентарии в своей деятельности, а именно: уважение всеобщего интереса, независимость, объективность, честность, примерность6.
Юридизация этических норм может рассматриваться в качестве продолжения обозначенной тенденции. Во Франции она коснулась не только парламентариев, но и корпуса исполнительной власти. Так, в 2016 г. базовый закон о правах и обязанностях служащих был дополнен сводом этических норм, адресованных служащим, таких как достоинство, беспристрастность, добросовестность, честность и нейтральность при исполнении своих обязанностей. Такой же подход является характерным и для Германии: в Законе о федеральных чиновниках установлены необходимые для административного работника черты характера (дисциплинированность, законопослушность, лояльность по отношению к начальству, вежливость в обхождении с гражданами, прилежность).
Китай активно продвигает концепцию этического поведения государственных служащих в качестве инструмента противодействия коррупции. Данная концепция нашла отражение во внутрипартийном документе «Восемь правил по улучшению стиля работы и укреплению связей с народными массами», который был принят решением политбюро Центрального ко-
1 См.: Иванов С. Б., Хабриева Т. Я., Чиханчин Ю. А. и др. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2016. С. 21.
2 См.: Шорохов В. Е. Понятие и основные модели современной государственной антикоррупционной политики // Российская юстиция. 2020. № 6. С. 2—4.
3 Коран. Сура Аль-Маида (Трапеза), 39-й аят из 120. Толкование Ибн Касира.
4 См.: Цирин А. М, Тугучев Н. М. Пределы антикоррупционного этического регулирования государственной и муниципальной службы // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 4. С. 191—192.
5 См.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965.
6 См.: Пилипенко А. Н. Франция: деонтология в борьбе с коррупцией // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 2. С. 64.
митета Коммунистической партии КНР от 4 декабря 2012 г.7 Так, правило 4 предписывает упорядочить мероприятия, связанные с поездками. Если поездка связана с дипломатическими вопросами, то необходимо организовать ее в разумных пределах, строго контролировать сопровождающих лиц, использовать только установленные транспортные средства и т. д.
Согласно правилу 8 необходимо неуклонно прово -дить в жизнь режим бережливости и экономии; стро -го следить за выполнением соответствующих требований по неподкупности в государственной деятельности; неуклонно выполнять требования в отношении служебных и личных условий по жилищному и автотранспортному обеспечению.
Применительно к странам Общего права показателен опыт Великобритании, в кодексе государственной службы которой установлено, что государственные служащие должны стремиться решать стоящие перед ними вопросы благожелательно, эффективно, своевременно, непредвзято и квалифицированно. В Соединенных Штатах Америки в структуре органов исполнительной власти функционирует Управление правительственной этики, отвечающее за руководство политикой исполнительной власти, касающейся установления стандартов поведения для публичных служащих; издания разъяснений, интерпретирующих требования, связанные с конфликтом интересов; создания платформы для систем публичного и конфиденциального раскрытия финансовой информации. Кроме того, данное Управление осуществляет разработку учебных и образовательных материалов по вопросам этики.
В соответствии с принципом «тона сверху» лица, занимающие руководящие должности, должны демонстрировать этот принцип в своем поведении, продвигать его и решительно поддерживать, а также всегда быть готовыми пресечь любое неэтичное поведение, где и с кем бы это ни происходило.
В России и требования к служебному поведению гражданского служащего установлены в ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Условно все эти требования могут быть дифференцированы на несколько групп: предписывающие, запретительные и рекомендательные. Предписывающие требования к служебному поведению устанавливают, как требуется поступать гражданскому служащему с точки зрения профессиональной морали; запретительные — определяют границы допустимого служебного поведения; рекомендательные требования устанавливают, как следует вести себя гражданскому служащему в той или иной ситуации в служебное и
7 Подробнее см.: СевальневВ. В. Правовое регулирование
противодействия коррупции в Китае // Журнал зарубежно-
го законодательства и сравнительного правоведения. 2018.
№ 2. С. 69—74.
неслужебное время. Требования к служебному поведению гражданских служащих предписывают, например, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать поступки, порочащие честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации и т. д.
В число антикоррупционных требований входят такие требования к служебному поведению, как несовершение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдение ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; соблюдение нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 были утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих. Отмеченные общие принципы представляют собой руководящие основы для поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Среди них наибольший антикоррупционный потенциал имеют следующие требования:
«...в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа...
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы...
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государ -ственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера».
Перечисленные принципы служебного поведения государственных гражданских служащих основаны на системе ограничений, запретов и обязанностей, являющейся частью правового статуса государственных служащих в Российской Федерации. В числе общих принципов служебного поведения
антикоррупционные принципы отдельно не выделяются. Возможно, со временем следовало бы отдельно сгруппировать принципы служебного поведения, ориентированные на предупреждение коррупции, что способствовало бы консолидации антикоррупционного законодательства.
Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих8 (далее — Типовой кодекс). Согласно п. 8 Типового кодекса он «служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля».
Этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих закреплены в гл. III данного Кодекса: «В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера...
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение...» и др.
Неэтичные поступки должностных лиц, вызывающие широкий общественный резонанс, негативно сказываются на имидже и авторитете государственной власти9. Нередко проявления дискриминации, грубости и заносчивости имеют целью унизить собеседника, склонить или вынудить его искать нормализации отношений посредством предложений о вступлении в коррупционные отношения. В данном контексте интерес представляет обзор рекомендаций Минтруда России по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами «поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»10.
В частности, Минтруд России предлагает информировать государственных, муниципальных служащих и работников о том, что в глазах окружающих некоторые действия или слова могут воспринимать-
8 Официальные документы в образовании. 2011. № 36. Дек.
9 См.: Цирин А. М., Тугучев Н. М. Указ. соч. С. 187—188.
10 Информация Минтруда России от 4 марта 2013 г.
ся в качестве согласия принять взятку или испраши-вания взятки11.
В отмеченной информации Минтруда России предлагается указать служащим и работникам на то, что разговоры на определенные темы с представителями организаций и гражданами, в отношении которых осуществляются функции государственного управления, также может восприниматься ими как намек на дачу взятки12.
Кроме того, в рассматриваемой информации Минтруда России говорится, что определенные предложения, исходящие от служащих и работников, особенно если они адресованы заинтересованным организациям и гражданам, также могут восприниматься ими в качестве намека на вступление в коррупционные отношения13.
Минтруд России также предлагает разъяснить служащим и работникам, что ряд действий, совершаемых ими, также может восприниматься как намек на вступление в коррупционные отношения14.
Вышеупомянутый принцип «тона сверху» также нашел закрепление в п. 23 и 24 Типового кодекса, в которых указаны обязанности руководителей (государственных и муниципальных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим служащим). В частности, указанные государственные и муниципальные служащие должны «принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муни-
11 К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т. д.
12 К числу таких тем относятся, например: низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд; желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку; отсутствие работы у родственников служащего, работника; необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т. д.
13 К числу таких предложений относятся, например: предложения: предоставить служащему, работнику и (или) его родственникам скидку; воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов; внести деньги в конкретный благотворительный фонд; поддержать конкретную спортивную команду и т. д.
14 К числу таких действий относятся, например: регулярное получение подарков, (даже если речь идет не о государственном гражданском служащем) стоимостью менее 3 тыс. руб.; посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.
ципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости». Кроме того, руководители несут ответственность за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если они не приняли меры по недопущению таких нарушений (действий или бездействия).
В соответствии с указанными в Типовом кодексе принципами и правилами поведения руководящие служащие должны выступать в качестве так называемых этических лидеров, т. е. на своем примере показывать приверженность указанным в Типовом кодексе принципам и правилам поведения, а также требовать соблюдения указанных правил и принципов от своих подчиненных. В связи с этим представляется целесообразной разработка системы, позволяющей фиксировать отклонение сотрудников от соблюдения этических правил и требований с последующим коллегиальным или единоличным рассмотрением таких нарушений. Это позволит перенести акцент регуля-торного воздействия с выполнения формальных правил и процедур непосредственно на служебное поведение сотрудников.
Перспективным направлением обеспечения соблюдения этических принципов и правил поведения может стать учет направленности деятельности государственных и муниципальных служащих, а также работников, предполагающей внедрение отраслевого подхода. Так, в ряде областей служебной деятельности (например, лицензирование, контроль и надзор, оказание государственных и муниципальных услуг) интенсивность контактов с гражданами и организациями значительно выше. Этим обусловливается потребность в дополнительной конкретизации этических требований к государственным и муниципальным служащим, в том числе с учетом подходов, определенных Минтрудом России в вышеуказанном обзоре.
Применительно к этическим нормам поведения должностных лиц, взаимодействующих с хозяйствующими субъектами на этапе разработки Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», высказывалось предложение о разработке кодекса этики инспектора. Вместе с тем более практикоориентированным представляется подход, в рамках которого соответствующие уточнения отражались бы в Типовом кодексе, что соответствовало бы такому требованию юридической техники, как экономичность. В противном случае правоприменителю и гражданам пришлось бы каждый раз погружаться в новый этический кодекс в зависимости от той или иной сферы деятельности.
Представляется, что расширение этических положений кодексов поведения служащих контроли-
рующих органов может осуществляться путем дополнения их новыми требованиями. К числу этических принципов и норм поведения должностных лиц в контрольно-надзорной сфере можно отнести, например, приоритет удаленного взаимодействия контролера и проверяемого лица; приоритет применения предупредительных мер; учет финансового положения при наложении взысканий; отказ от необоснованно жестких мер воздействия на проверяемых лиц, который может выражаться в смягчении санкций в отношении субъектов малого и среднего бизнеса и предоставлении большего времени на учет требований контролера и т. д.
В государственных компаниях и корпорациях, а также в организациях негосударственного сектора экономики также осуществляется этическое регулирование. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 133 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» любая организация в Российской Федерации, независимо от ее организационно-правовой формы, выручки и количества сотрудников обязана разрабатывать и принимать меры, направленные на предупреждение коррупции. Частью 2 ст. 133 названного Закона предусмотрен ряд мер, рекомендованных к выполнению организациям, в числе которых — «принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации». Многие организации приняли такие кодексы, причем в отличие от Типового кодекса для государственных и муниципальных служащих в отношении организаций подобный документ не был принят. Этим обусловлено отсутствие унифицированных подходов к содержанию кодексов этики и служебного поведения работников организации, что не способствует формированию единой практики их применения. Вместе с тем в корпоративных этических кодексах встречаются довольно интересные подходы к обеспечению этического поведения работников.
Кодекс корпоративной этики работников АО «ОСК», например, представляет собой свод принципов, норм и моделей корпоративного поведения работников данной компании, а также их взаимоотношений при совместной деятельности. Целью данного Кодекса является создание системы корпоративных ценностей, закрепление единых норм деловой культуры, направленных на повышение эффективности деятельности АО «ОСК» и реализацию его миссии. Общие положения рассматриваемого Кодекса закрепляют этическое лидерство руководителей компании, которые должны служить примером для работников в соблюдении норм делового поведения. Так, на руководителей АО «ОСК» всех уровней Кодекс возлагает дополнительные обязательства: служить примером в соблюдении этических норм, следить, чтобы подчиненные понимали нормы Кодекса, последовательно обеспечивать практическое применение его норм.
Стандартами корпоративного поведения, предусмотренными разд. IV указанного Кодекса, установ-
лено, что в компании запрещается протекционизм; не приветствуется замещение должностей всех уровней лицами, находящимися в близком родстве, в случае если это связано с непосредственной подконтрольностью и подчиненностью и подконтрольностью одного из них другому. В компании недопустимы нарушения дисциплины, ставящие под угрозу работу компании, в том числе: любые проявления коррупции, хищения. Работнику запрещается заключать договоры с третьими лицами с целью получения выгоды (в любом виде) за оказанные услуги в рамках исполнения должностных обязанностей в качестве работника АО «ОСК». Работнику компании запрещается преднамеренная фальсификация и (или) искажение представляемой пользователем информации, отчетов и иных документов. Работник не вправе пользоваться своим служебным положением для разрешения конфликтной ситуации в свою пользу и (или) с выгодой для себя или связанных с таким работником третьих лиц. В компании запрещено сокрытие или уничтожение информации.
Представляется, что данные стандарты корпоративного поведения обладают антикоррупционной составляющей и могут использоваться при разработке типовых документов в сфере этического регулирования должностного поведения компаний.
В названном Кодексе закреплены специальные разделы VIII и IX, посвященные противодействию коррупции и предупреждению конфликта интересов. В частности, работник не вправе требовать или принимать вознаграждение и иные материальные ценности в пользу третьих лиц за выполнение своих должностных обязанностей или в обмен на предоставление преимуществ при покупке товаров (работ, услуг).
Интересным представляется способ регламентации предотвращения конфликта интересов (разд. IX указанного Кодекса). В частности, отмечается, что Общество признает и уважает многообразие внеслужебных интересов и целей работника. При этом и работник, и Общество стремятся не допускать ситуаций, при которых работнику предоставляется возможность извлекать материальную и иную выгоду для себя лично, родственников или иных связанных с ним лиц в ущерб коммерческим, корпоративным и иным интересам Общества. Кодекс ориентирует адресатов не только на санкционирование неэтичных поступков, но и на следование моделям поведения, которые позволяют их не допускать. Например, в Кодексе урегулирован вопрос, связанный с работой по совместительству в компаниях, которые являются косвенными или непосредственными конкурентами Общества. Такая работа не приветствуется. Работник не вправе использовать в личных целях или в целях третьей стороны деловые возможности Общества.
Для обеспечения соблюдения указанных правил установлена специальная процедура уведомления кадровой службы АО «ОСК» перед началом до-
полнительного трудоустройства. Иное дополнительное трудоустройство, способное оказать негативное воздействие на показатели работы работника, допускается после предварительного согласования с руководителем соответствующего структурного подразделения и кадровой службой. В иных случаях трудоустройство согласуется с кадровой службой Общества. Данные правила способствуют предупреждению коррупционных рисков в поведении работников АО «ОСК», являются ясно сформулированными и применимыми к неограниченному спектру ситуаций.
Одной из отличительных особенностей рассматриваемого Кодекса является учет концепции утилитаризма, в рамках которой этичным является такое поведение, которое позволяет достичь удовлетворения интересов большинства людей15.
Кодекс этики и служебного поведения работников Госкорпорации «Росатом» устанавливает общие этические принципы поведения работников Корпорации, к числу которых относится неприятие коррупции. В Кодексе отмечается, что любые правонарушения коррупционной направленности осуждаются, поскольку угрожают фундаментальным основам безопасности и эффективности. Руководители Корпорации выступают гарантами выполнения антикоррупционных правил и процедур, демонстрируют личный пример соблюдения антикоррупционных правил поведения и несут персональную ответственность за несоблюдение в Корпорации принципов антикоррупционной политики. Работники Корпорации не допускают коррупционных и иных правонарушений в интересах или от имени Корпорации; исключают действия, которые могут быть истолкованы окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Корпорации (под-разд. 4.1 разд. 4).
Работники Корпорации избегают ситуаций, которые ведут к конфликтам интересов или имеют признаки подобных конфликтов; принимают предусмотренные законодательством меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов (подразд. 4.4 разд. 4).
Получение и дарение подарков, проявление гостеприимства являются знаком вежливости и уважения, способствуют формированию хороших деловых отношений при условии, что они носят символический характер, не призваны повлиять на принятие решений и не дают повода усматривать такое влияние (подразд. 4.5 разд. 4).
Работники Корпорации не оказывают воздействия на решения о карьерном продвижении своих
15 Подробнее см: Бентам И. Введение в основания нрав-
ственности и законодательства. М., 1998.
родственников, работающих в Корпорации, а также не используют родственные связи с целью влияния на принятие решений в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей (подразд. 4.6 разд. 4).
В Кодексе четко определен порядок его применения, а также даны ясные инструкции работникам на случай нарушения его положений (разд. 5)16.
Однако далеко не все кодексы этического поведения, принимаемые современными компаниями, содержат положительные примеры регламентации. Так, в некоторых организациях положения о подарках не соответствуют ограничениям, определенным ст. 575 ГК РФ, намного превышая не только размеры так называемого обычного подарка, но и границу, отделяю -щую мелкий коммерческий подкуп от коммерческого подкупа, мелкую взятку от взятки. В связи с формальным следованием таким положениям работники могут попасть в ситуацию, при которой дарение с их стороны может истолковываться неоднозначно. Другим довольно распространенным недостатком является конфликт положений кодекса этики с нормами антикоррупционной политики. Так, кодексом деловой и корпоративной этики одной известной группы компаний предусмотрена возможность принимать подарки, если их годовая стоимость не превышает 12 тыс. руб. Кроме того, работникам допустимо дарить бизнес-подарки в рамках допустимой (12 тыс. руб.) стоимости и соответствующие принципам деловых подарков.
Вместе с тем в соответствии со ст. 575 ГК РФ «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей», в том числе:
«лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
в отношениях между коммерческими организациями».
При этом антикоррупционная политика группы компаний предполагает: прежде чем что-то подарить государственному служащему или куда-либо его пригласить, необходимо проверить, что подобные действия не нарушают местное законодательство.
Указанные противоречия обусловлены не только тем, что этические правила имеют более общий ха-
16 Обращения о нарушениях положений Кодекса работники Корпорации оформляют следующим образом: указывают нарушителю на недопустимость нарушения положений Кодекса и требуют прекратить данные действия; если непосред -ственный руководитель причастен к нарушению или не принимает меры к пресечению нарушения, сообщают о наруше -нии положений Кодекса в Совет по этике.
рактер по сравнению с антикоррупционной политикой, но и с недостаточностью работы по согласованию данных документов.
Для устранения подобных недостатков представляется целесообразным разработать типовой кодекс этики и должностного поведения для работников организаций, которыми могли бы руководствоваться компании при разработке корпоративных кодексов этики.
Взаимодействие, сближение механизмов правового и этического регулирования может рассматриваться в качестве процесса конвергенции. В право -вых исследованиях отмечается, что юридическая конвергенция права и иных социальных норм позволяет обогатить и разнообразить право, приблизить его к реальным общественным отношениям17. При этом уместно упомянуть побочный эффект такой конвергенции, который заключается в поглощении этических норм правом. Государства стремятся подкрепить выполнение этических норм реальными санкциями. Вместе с тем это не всегда возможно, поскольку этические правила имеют преимущественно оценочный характер и нуждаются в адаптации под указанные нужды. В процессе этой адаптации содержание этического правила может претерпеть существенные изменения.
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации предусматривает два возможных направления санкционирования нарушителей:
1) моральное осуждение на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
2) применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Кодексы этического поведения в организациях утверждаются локальными нормативными актами соответствующих компаний. Ответственность за нарушение этических норм наступает за невыполнение локального нормативного акта организации.
В негосударственном секторе отсутствуют подходы к установлению этических норм (в каждой компании свой этический кодекс), что провоцирует дальнейшее размывание этических правил поведения.
Представляется, что будущее применения права и этики в целях противодействия коррупции может быть связано с выработкой научно обоснованных подходов к формированию системы право — этика, которую отличали бы такие характеристики, как функциональность и адаптивность. Для этого необходимо не только четко осознавать пределы правового и этического регулирования, но и получить воз-
17 См.: Третьякова О. Д. Юридическая конвергенция: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012. С. 13.
можность задействовать потенциал данных регуляторов вместе либо по отдельности.
Однако при этом возникают сложности, обусловленные разнородностью правовых и этических предписаний и оценочным характером последних; различным менталитетом адресатов этических предписаний; недостаточностью «тона сверху» (сотрудники судят об этической обстановке на рабочем месте, основываясь на поведении своих непосредственных руководителей и более высокого начальства); слабой регламентацией «пограничных» ситуаций (дарение подарков между коллегами или от
профсоюза, трудовые династии, бонусы и иные преимущества от контрагентов, внеслужебное общение и т. д.).
Отдельным направлением повышения эффективности этического регулирования должно стать систематическое проведение образовательных и иных мероприятий, направленных на популяризацию антикоррупционной этики в публичном и частном секторах. Для этого представляются целесообразными разработка и реализация образовательной программы «Антикоррупционная этика» для различных категорий лиц.
Список литературы
Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.
Иванов С. Б., Хабриева Т. Я., Чиханчин Ю. А. и др. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2016.
Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965.
Пилипенко А. Н. Франция: деонтология в борьбе с коррупцией // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 2.
Севальнев В. В. Правовое регулирование противодействия коррупции в Китае // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 2.
Третьякова О. Д. Юридическая конвергенция: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012.
Цирин А. М., Тугучев Н. М. Пределы антикоррупционного этического регулирования государственной и муниципальной службы // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 4.
Шорохов В. Е. Понятие и основные модели современной государственной антикоррупционной политики // Российская юстиция. 2020. № 6.
References
Bentham I. Introduction to the grounds of morality and legislation. Moscow, 1998. (In Russ.)
Ivanov S. B., Khabrieva T. Y., Chikhanchin Yu. A. et al. Anti-corruption: New challenges. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2016. (In Russ.)
Kant I. Fundamentals of the metaphysics of morality. In Kant I. Sochineniya. Vol. 4. Part 1. Moscow, 1965. (In Russ.) Pilipenko A. N. France: Deontology in Counteracting Corruption. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2018, no. 2, pp. 63—68. (In Russ.) DOI: 10.12737/art.2018.2.9.
Seval'nev V. V. Regulation of Anti-Corruption Enforcement in China. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2018, no. 2, pp. 69—74. (In Russ.) DOI: 10.12737/art.2018.2.10.
Shorokhov V. E. Concept and basic models of modern state anti-corruption policy. Rossiyskayayustitsiya, 2020, no. 6. (In Russ.) Tret'yakova O. D. Legal convergence. Dr. diss. thesis. Vladimir, 2012. (In Russ.)
Tsirin A. M., Tuguchev N. M. Limits of Anti-Corruption Ethical Regulation of State and Municipal Service. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 4, pp. 187—198. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.055.
Информация об авторе
А. М. Цирин, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, секретарь Бюро Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции, кандидат юридических наук
-♦-