Научная статья на тему 'Конвергенция нормативно-правового регулирования на постсоветском пространстве'

Конвергенция нормативно-правового регулирования на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЛИЖЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УНИФИКАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / APPROXIMATION OF LEGISLATION / UNIFICATION / HARMONIZATION / LEGAL REGULATION / INTEGRATION ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ланг Пётр Петрович, Кочкуров Никита Александрович

Статья посвящена изучению процесса сближения национальных правовых систем стран на постсоветском пространстве. Проанализирована взаимосвязь унификации и гармонизации законодательства. Подчеркивается влияние интеграционных процессов на сближение национальных правовых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ланг Пётр Петрович, Кочкуров Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE OF LEGAL REGULATION IN THE POST-SOVIET SPACE

The article is devoted to the study of the process of convergence of national legal systems in the post-Soviet space. The interrelation of unification and harmonization of legislation is analyzed. The influence of integration processes on the convergence of national legal systems is emphasized.

Текст научной работы на тему «Конвергенция нормативно-правового регулирования на постсоветском пространстве»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2019. № 1 (22)

УДК 341.1/8

КОНВЕРГЕНЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© П. П. Ланг © Н. А. Кочкуров

Ланг Пётр Петрович кандидат юридических наук доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса Самарский государственный экономический университет e-mail: petr.lang@mail.ru

Кочкуров Никита Александрович

магистрант

Самарский государственный экономический университет e-mail:

kochkurov.n.a@yandex.ru

Статья посвящена изучению процесса сближения национальных правовых систем стран на постсоветском пространстве. Проанализирована взаимосвязь унификации и гармонизации законолательства. Полчеркивается влияние интеграционных процессов на сближение национальных правовых систем.

Ключевые слова: сближение законолательства, унификация, гармонизация, нормативно-правовое регулирование, интеграционные объелинения.

На сегодняшний день глобализация все в большей мере влияет на мировое развитие в целом, в определенной мере унифицируя различные сферы жизни и деятельности. В первую очередь это относится к международным торговым, экономическим, финансовым структурам, которые создают общие правила поведения в своей области. Их деятельность оказывает влияние на национальное право, порождая процессы гармонизации и унификации законодательства, приводящие национальные нормы в соответствие с международными соглашениями.

Достижение целей, которые ставят перед собой интеграционные образования, невозможно без проведения согласованной законодательной политики в отдельных сферах, т. е. сближения законодательств.

Под сближением национальных правовых систем понимают целенаправленную деятельность, которая ставит своей задачей создание, введение в действие и обеспечение применения сходных или идентичных правовых норм, которые обеспечивают создание общей правовой регламентации

отношений в определенной сфере, для удобства установления и осуществления транснациональных отношений [1, с. 19].

Сближение правовых систем осуществляется при помощи двух взаимосвязанных процессов (способов) — унификации и гармонизации законодательства.

Для того чтобы определить приоритетный способ сближения правовых систем представляется возможным соотнести категории гармонизации и унификации законодательства.

Под процессом унификации законодательства можно понимать создание единообразных, идентичных норм права в национальном законодательстве разных государств [8, с. 26].

Ю. А. Тихомиров понимает под унификацией законодательства процесс разработки и введение в действие общих единообразных юридических норм. А под гармонизацией законодательства он предлагает понимать процесс по согласованию общих подходов, концепций, принципов и отдельных решений [9, с. 75]. Исходя из данного определения можно сделать вывод о том, что гармонизация законодательства не имеет своей целью достижение полного сходства норм и единства правового регулирования.

В юридическом сообществе не существует единого мнения по поводу соотношения понятий «унификация» и «гармонизация» законодательства.

Н. Г. Доронина утверждает, что гармонизация по сути является разновидностью унификации [4, с. 137]. Г. К. Дмитриева наоборот высказывает точку зрения о том, что гармонизация охватывает унификацию [6, с. 114].

Учитывая различные подходы к соотношению понятий «унификация» и «гармонизация» законодательства, следует выделить некоторые особенности. Унификация законодательства, учитывая реалии современных интеграционных объединений, не может противопоставляться гармонизации. Целесообразнее рассматривать унификацию как самостоятельный этап гармонизации, который предполагает согласованную деятельность государств, формирующих или уточняющих унифицированные правовые нормы во внутреннем праве участников интеграционных образований.

Таким образом унификация фактически становится методом гармонизации законодательства, использующим как международно-правовые, так и национально-правовые формы, и механизмы.

Сближение законодательства государств на постсоветском пространстве происходит в основном в рамках интеграционных объединений, которые направлены на установление взаимовыгодного внешнеторгового сотрудничества. Примерами таких объединений являются Союз Независимых Государств (далее — СНГ) и Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС).

Сближение законодательства осуществляется с учетом соглашений, заключенных в рамках СНГ, и международных договоров, которые имеют приоритет по отношению к национальному законодательству стран СНГ.

В свою очередь, Договором стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О создании Экономического союза» [3] (ст. 26) была предусмотрена работа по координации и сближению действующего национального законодательства стран СНГ на основе модельных (рекомендательных) актов, регулирующих хозяйственные

Конвергенция нормативно-правового регулирования на постсоветском пространстве

взаимоотношения. К таким актам относятся: общие (основные) принципы; основы единой политики; модельные законы как типовые законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, содержащие нормы, регулирующие определенную сферу общественных отношений; модельные кодексы.

Модельные акты представляют собой образцы нормативных правовых актов, которые разрабатываются с целью их воспроизведения с большей или меньшей точностью в рамках национальной системы законодательства. Вместе с тем, как отмечается, такие акты в большей степени служат унификации гражданско-правового регулирования, т. е. стабильно развивающихся отношений, чем целям координации внешнеэкономической политики, основывающейся на принятии оперативных мер административного воздействия [7, с. 36—37].

Подтверждением избрания государствами-членами СНГ модельного метода унификации законодательства является принятие Модели Гражданского кодекса СНГ. Принятие данного акта обусловило высокую степень сближения гражданского законодательства стран СНГ.

Модельный Гражданский кодекс был положен в основу многих государств-членов СНГ. Однако следование национального законодательства Модельному ГК не приводит к полной унификации гражданского законодательства. На данный момент гражданские кодексы многих стран СНГ претерпели с момента их принятия множество изменений. Помимо этого, Модельный ГК носит рекомендательный характер и у государств-членов нет обязанности воспроизводить дословно его текст во внутригосударственных правовых актах. Так же отсутствует и обязанность вносить изменения в национальное законодательство в случае принятия изменений в Модельный ГК [2, с. 21—23].

Таким образом, достигается прежде всего цель гармонизации, но не унификации законодательства, в сферах, регулируемых модельными актами.

Правовая политика в области сближения законодательств государств — членов ЕАЭС направлена на формирование единой договорно-правовой базы.

Стремление к сближению, унификации и гармонизации законодательства отражено в ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) в ключевых понятиях единой, скоординированной и согласованной политики в рамках Союза.

Под единой политикой понимается политика, осуществляемая государствами-членами в определенных ими сферах, предполагающая применение унифицированного правового регулирования.

Скоординированная политика означает осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов Союза.

Согласованная политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагает гармонизацию правового регулирования [5, с. 344].

Международные договоры составляют первичное право ЕАЭС. Международные договоры в рамках Союза конкретизируют Договор о ЕАЭС и заключаются между государствами-членами по вопросам, которые связаны с развитием и дальнейшим функционированием ЕАЭС.

В случае возникновения противоречий между Договором о ЕАЭС и международным договором в рамках союза приоритет имеет Договор о ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основу евразийского интеграционного сотрудничества составляет международный договор. Именно международный договор в силу обязательного характера создает для государств-членов унифицированные правовые нормы в рамках интеграционного обра-зования.

Учитывая то, что ряд международных договоров и модельных кодексов стран СНГ нуждается в обновлении (например, Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств», Модельный Гражданский кодекс и др.), представляется возможным принятие таких обновленных актов в рамках ЕАЭС.

Проанализировав сближение национальных законодательств на постсоветском пространстве в рамках интеграционных объединений можно сформулировать вывод о том, что интеграционные образования дают толчок для развития унификации и гармонизации законодательств, безусловно, правовая база, формируемая в результате согласованных действий различных государств, способствует развитию международных правоотношений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахин С. В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2003. 46 с.

2. Богустов А. А. Проблемы взаимодействия модельного и национального гражданского законодательства стран СНГ // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 21—24.

3. Договор стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О создании Экономического союза» // Бюллетень международных договоров. 1995. № 1.

4. Доронина Н. Г. Гармонизация права как альтернатива наднациональности в правовом регулировании экономических отношений // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 134—138.

5. Малько А. В., Елистратова В. В. Приоритеты правовой политики в сфере Евразийского экономического союза // Россия: Тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Выпуск 12. Часть 1. Москва, 2017. С. 342—346.

6. Международное частное право : учебник / отв. ред. Г. К. Дмитриева. Москва, 2004. 688 с.

7. Проблемы унификации международного частного права: монография / отв. ред. А. Л. Маковский, И. О. Хлестова. Москва, 2012. 488 с.

8. Силкин А. Е. Гармонизация законодательства о социальном обеспечении государств-участников союзного государства России и Беларуси : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2016. 211 с.

9. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. Москва : Норма, 1996. 432 с.

CONVERGENCE OF LEGAL REGULATION IN THE POST-SOVIET SPACE

P. Lang, N. Kochkurov

The article is devoted to the study of the process of convergence of national legal systems in the post-Soviet space. The interrelation of unification and harmonization of legislation is analyzed. The influence of integration processes on the convergence of national legal systems is emphasized.

Key words: approximation of legislation, unification, harmonization, legal regulation, integration associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.