с их точки зрения, обязательств (по налогам, санитарно-эпидемиологическим правилам, оплате труда наемных работников и т.д.) в целях сокращения расходов и увеличения прибыли. Теневые процессы в малом бизнесе, к сожалению, достаточно распространены. Важно, чтобы государство урегулировало законодательство, в котором прописано множество административных препон, затрудняющих расширение деловой активности малого бизнеса.
Важным институциональным ограничением выступает коррупция. Согласно исследованиям российских и иностранных экспертов уровень коррупции в нашей стране характеризуется устойчивой тенденцией роста. По уровню восприятия коррупции Россия в 2009 г. оказалась на 146-м месте из 180 возможных, в то время как в 2006 г. она находилась на 126-м месте в мире, а в 2007 г. - на 143-м месте [1].
По официальным данным, смета на строительство Беломоро-Балтийского канала была превышена на 10%, что стало предметом специального разбирательства. А на строительство олимпийских объектов в Сочи расходы были превышены более чем в 2,5 раза. Расходы на строительство 1 км автодорог российскими компаниями в несколько раз превышают расходы западных (иностранных) компаний.
Таким образом, высокий уровень коррупции в российской экономике является институциональным фактором, ограничивающим конкурентоспособность российской экономики и ее субъектов, замедляющим формирование эффективного социально ориентированного рыночного хозяйства.
Возможности успешного формирования социально ориентированного рыночного государства в России связаны с институциональной инноватикой. Суть институциональной инноватики заключается в своевременном
упразднении действующих неэффективных институтов и поиске и внедрении новых институтов.
Приведем следующий пример. В России около 17 млн человек занимается физической культурой и спортом. По оценке Министерства спорта и Министерства финансов России, на изготовление, выдачу и обслуживание спортивных паспортов расходовалось ежегодно около 16 млрд руб. Поэтому Правительственная комиссия одобрила законопроект об отмене спортивных паспортов. Квалификацию спортсменов предлагается удостоверять документами, которые будут выдавать спортивные федерации. Это яркий пример, иллюстрирующий значимость ликвидации действующих неэффективных институтов, которых в России множество, часть из которых сохранилась с эпохи социализма.
Таким образом, в целях повышения институциональной конкурентоспособности российской экономики государство обязано:
- разработать и последовательно реализовать в короткие сроки комплекс мер по воздействию на институциональные источники и причины инфляции; формировать и развивать конкурентную среду;
- всемерно снижать уровень коррупционных проявлений во всех сферах российского общества;
- осуществлять ликвидацию неэффективных институтов, организационных структур;
- вести поиск новых институциональных инноваций.
1. Данные международного агентства Transparency International. URL: http://www.transparency.org/
2. Луканин Ю.В. Институциональная конкурентоспособность национальной экономики и основные направления ее развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2013.
3. Макконел К.Р., Брю С.Л Экономикс. М., 1993.
4. URL: http://news.mail.ni/politics/l6485984/gallery/
Светлана Владимировна Кадомцева,
доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
[email protected] Ирина Викторовна Манахова,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 330.1 РЭУ им. Г. В. Плеханова
КОНВЕРГЕНЦИЯ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ
В статье рассматриваются концептуальные основы социального государства. Анализируются основные тенденции поиска новой модели социального государства: трансформация существующих (европейский вариант), поиск новых форм - трансатлантическая модель (американский вариант), создание социального государства для резидентов (азиатский вариант). На основе анализа делается вывод о конвергенции моделей социального государства в современных условиях. Обоснована модель информационного государства благосостояния, основанная на синтезе технологий информационной экономики и достижений социального государства.
Ключевые слова: социальное государство, конвергенция моделей, социальное качество, инновационные технологии, информационное государство благосостояния.
S.V. Kadomtseva, t.V. Manakhova
CONVERGENCE OF WELFARE STATE MODELS ON A NEW TECHNOLOGICAL GROUND
The paper discusses the conceptual foundations of the welfare state and analyzes main trends in the search for a new model of the welfare state: transformation of the existing models (European version), search for new forms in the transatlantic model (American version), and creation of the welfare state for residents (Asian version). The authors conclude that now there is a convergence of various models of the welfare state. A new model of the information welfare state based on the synthesis of the information economy technologies and the achievements of the welfare state is presented.
Keywords: welfare state, convergence of models, social quality, innovative technologies, information welfare state.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса социальная проблема в мире приобрела острый характер. Наблюдается процесс обострения противоречий между информационной экономикой и институтами социального государства: сокращение социальных программ, коммерциализация социальной сферы, увеличение пенсионного возраста, рост безработицы и, как следствие, падение реальных доходов, потребления и благосостояния населения. Социальная сфера общественной жизни остается крайне напряженной и уязвимой, является объектом политических дебатов и манипуляций.
Концепция социального государства возникла в середине Х1Х в., впервые социальный характер государства в основном законе страны провозгласила ФРГ только в 1949 г. Концепция социальной рыночной экономики [3; 6; 9] предусматривает синтез политических, экономических свобод и идеалов социального государства, гарантирующего социальную защищенность граждан и социальную справедливость. Здесь понятие «социальное» означает, что рыночное хозяйство в силу своей эффективности создает материальные предпосылки для обеспечения того или иного уровня благосостояния для всех слоев населения. В то же время гарантируется комплекс свобод и прав, среди которых большое значение имеют свобода экономической деятельности или экономического выбора, конкуренции, равенство возможностей и т.д. В этом смысле в качестве главного гаранта жизнеспособности социального порядка и сохранения стабильности общества выступает государство, способное обеспечить баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Материальная предпосылка реализации концепции социального государства - высокий уровень развития страны, позволяющий обеспечить прожиточный минимум и минимальные социальные гарантии для всех граждан страны. Социальной предпосылкой для признания целей социального государства является восприятие обществом идей справедливости, равенства, солидарности, признание права человека на жизнь, свободное развитие и реализацию творческих способностей, что предполагает законопослушность, толерантность и взаимную ответственность всех членов общества. К странам, реализующим принципы социального государства, относятся страны Большой семерки, скандинавские страны и Финляндия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Австрия, Греция и Португалия, страны ЦВЕ
(Венгрия, Польша, Словаки, Чехия), страны Балтии и др., а также страны Персидского залива, в которых принципы социального государства распространяются только на резидентов.
После Второй мировой войны в Европе и США наблюдался рост бюджетных расходов на социальные программы, направленные на рост уровня жизни населения, выравнивание доходов через систему социальных трансфертов [2]. После нефтяного кризиса 1970-х гг., приведшего к бюджетному дефициту, началось противопоставление влияния экономической и социальной политики на экономический рост, что потребовало трансформации распределительной модели социального государства и перехода к неолиберальной модели, реализовавшейся в тэтчеризме и рейганомике. Социальная политика, проводимая правительством М. Тэтчер, способствовала внедрению рыночных начал и конкуренции в систему предоставления социальных услуг, созданию государственно-частной системы здравоохранения, страхования, пенсионного обеспечения, усилению роли частного сектора и муниципальных органов управления. Значительное сокращение социальных программ происходит в это же время и в США. Результатом проведения политики жесткой экономии стало ухудшение качества жизни, рост бедности.
По мере усиления роли человеческого фактора в экономическом росте и глобальной конкурентоспособности при переходе к новой экономике в конце 1990-х гг. происходит отказ от противопоставления экономической и социальной политики. Лиссабонская стратегия Евро-парламента (2000) провозглашает интеграцию экономических и социальных целей, построение активного государства благосостояния, которое с помощью социальных инвестиций предоставляет своим гражданам рабочие места, отвечающие их требованиям. Модель государства социальных инвестиций становится ориентиром для формирования социальной стратегии как развитых, так и развивающихся стран. На смену модели распределительного социального государства приходит модель стимулирующего (продуктивного) социального государства, которое при проведении своих социальных программ повышает качество рабочей силы, стимулируя инвестиции в человеческий капитал, и минимизирует отрицательное воздействие на рынок труда через регулирование размеров и продолжительность пособий по безработице. Шведская социал-демократическая партия еще с 1981 г. начала воплощать идеи этой социальной
модели в реальную социальную политику государства. После прихода к власти лейбористов политика социальных инвестиций активно осуществлялась в Великобритании. Усиление роли государства привело к значительному росту социальных расходов (рисунок), однако за этим последовали несбалансированность бюджета и рост государственного долга. Новая трансформация модели социального государства предполагает уход от институтов индустриальной эпохи и формирования институтов, отвечающих требованиям новой глобальной экономики, основанной на знаниях.
Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., приведший к значительному ухудшению качества жизни населения, потребовал ускоренного формирования системы глобального регулирования, разработкой которой занимаются ведущие страны Группы двадцати. Если в ХХ в. в рамках ЕС существовало несколько моделей социального государства (социально-демократическая, неолиберальная, континентальная, южная и др.), то в настоящее время происходит формирование модели европейского социального государства [7]. В условиях глобализации обостряется противоречие между американской и европейской моделями социального государства. Европейская модель, характеризующаяся большими социальными расходами, проигрывает американской по экономическим результатам, что проявилось в увеличении разрыва в жизненных стандартах европейцев и американцев за последнюю четверть века. Происходит конвергенция европейской и американской социальных моделей, в результате чего возникает трансатлантическая модель социального государства.
В восточноазиатской социальной модели, основанной на низких социальных расходах и налогах, усиленном внимании к образованию и развитию, государство выступает в роли не производителя, а регулятора социальных услуг, поставляемых частным сектором, граждане не считают предоставление государством социальных услуг своим социальным правом. На базе трансатлантической и восточноазиатской модели социального государства происходит формирование новой транснациональной модели социального государства благодаря сближению идей и механизмов всех моделей.
Необходимость для государства обеспечить международную конкурентоспособность приводит к сокращению прямого участия государства в социальных про-
граммах, т.е. производством и предоставлением социальных услуг занимаются частные организации при сохранении участия государства в финансировании этих программ, хотя поощряется благотворительность. Увеличивается доля трудящихся по сравнению с работодателями в финансировании социальных программ, социально активный бизнес становится помощником государства. В условиях повышения роли интеллектуального капитала работников в конкурентоспособности предприятий бизнесмены все чаще выделяют средства на переподготовку и повышение квалификации персонала, идут на сотрудничество с вузами и научными институтами для модернизации производства. Для сокращения социальных расходов государства предполагают перейти от общих социальных программ к программам, основанным на проверке доходов. Современным ответом на трансформацию концепции государства благосостояния в ЕС явилась концепция социального качества, предполагающая создать условия и механизмы обеспечения гражданам достойной жизни, минимизации социальных рисков и формирование условий для реализации потенциала личности. Теория социального качества была предложена В. Бек, А. Волкер и Л. Майсен в качестве новой интеграционной формы взаимодействия экономической и социальной политики [7].
Система индикаторов социального качества используется для определения жизненного стандарта, к которому должна приближаться повседневная жизнь граждан ЕС. Социальное качество - это степень участия граждан в социальной и экономической жизни общества для роста своего благосостояния и индивидуальных возможностей. Для определения условий, необходимых для достижения максимального уровня социального качества жизни, анализируется четыре блока индикаторов: социально-экономическая безопасность (защищенность), социальная вовлеченность и равные возможности, социальная сплоченность и социальные полномочия, компетенции. Изменение условий развития поможет достижению основных нормативных установок: социальной справедливости, солидарности, равенству возможностей, уважению к человеческому достоинству, что позволяет усилить консенсус в любых сообществах глобального мира. Концепция социального качества объединяет и качество жизни индивида и качество социальных отношений общества в единую модель.
Государственные расходы в различных моделях социального государства, % ВВП [11]
Концепция социального качества и ее основные индикаторы были использованы уже в 1997 г. при оценке изменений в обществе, вызванных вкладом политики министерства благосостояния и спорта Нидерландов. В 2005 г. по программе «Европейские индикаторы качества» с использованием 95 индикаторов было проведено обследование 14 европейских стран, что позволило получить более полное представление о социально-экономическом развитии ЕС [8]. Система социальных индикаторов, которую использует ОЭСР в своих регулярных исследованиях общества, включает несколько групп аналогичных показателей: индикаторы социальных полномочий и социального статуса граждан, социальной сплоченности [4].
Конвергенция моделей социального государства сопровождается нарастанием процессов структурной трансформации в направлении информационной экономики. Хотя история ее развития насчитывает около четверти века, можно очертить некоторые контуры первых моделей информационного общества, где разные страны достигают сходных уровней технико-организационной информационности, имея разные исторические пути и культуры, используя различные институты и разные формы общественной организации.
Можно выделить три технологически и экономически разные модели информационного общества:
1) «калифорнийская модель», или «модель Силиконовой долины» - открытая информационная экономика рыночного типа;
2) «сингапурская модель» - авторитарное информационное общество;
3) «финская модель» - открытая информационная экономика социального типа.
Эти модели дают сходные результаты в области технологический новшеств, роста производительности и экономической конкурентоспособности, но имеют резкий контраст институциональных основ и социальных последствий для общества.
Б. Кагарлицкий описывает эти модели как разные философии [1]. Американская модель строит сетевые отношения по принципу гигантского супермаркета, а финская модель - по принципу глобальной библиотеки. В первом случае речь идет о покупке товаров, во втором - о доступе к знаниям, информации и социальным услугам; для одних информация - обычный товар, как любой другой, для других - общественное благо, часть человеческого знания. Доступ к Сети - это шанс для человека изменить свою жизнь к лучшему, гарантия того, что можно подняться по социальной лестнице, если есть желание, воля и силы, это равные стартовые возможности для всех без исключения (по принципу инклюзии).
В финской модели высокотехнологичное производство развивалось при активной поддержке государства и увязывалось с подъемом других отраслей. В американской модели новая экономика не только изолирована от старой, но и противопоставлена ей: «если на вершине пирамиды - новая экономика с ее поразительными возможностями, то в основании - полурабский труд миллионов нелегальных эмигрантов» [1].
Научно-технический прогресс позволил современным обществам овладеть невиданным прежде технологиче-
ским потенциалом, огромным объемом информации, ноу-хау, управленческого мастерства и финансовых средств; радикальным сдвигам подверглась структура общественного производства и занятости; стало возможным почти полное удовлетворение материальных потребностей населения; коренным образом изменились мотивы и ценностные ориентиры людей.
Современные развитые государства представляют собой «общество благосостояния», или «общество двух третей». Большинство жителей достигло такой структуры и уровня потребления, который позволяет им перейти к более продуктивной производительной деятельности - к различным формам творческого труда. Экономика развитых стран имеет действительные достижения, воспринимаемые двумя третями как социальная справедливость, но без отрицания базовых устоев этой экономической системы.
В соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством, что означает высокую государственную значимость формирования системы социальных гарантий и законодательного регулирования социальной сферы. Социальная политика позволяет реализовать основные конституционные права граждан. Долгосрочным приоритетом социального государства являются инвестиции в человека. Социальная сфера выступает важнейшим фактором формирования и накопления человеческого капитала, а следовательно, мощным генератором нового экономического роста. В основу реформирования положен инвестиционный принцип, позволяющий превратить социальную сферу в «трамплин для модернизации» [5]. В перспективе предполагается, что вложения в образование, науку, здравоохранение, жилье окупятся и принесут доход, что усилит национальную экономику. Однако замедление темпов экономического роста российской экономики в 2015 г. до -3,8% ВВП ставит под угрозу выполнение социальных обязательств государства.
Изменение ситуации связывают с формированием инновационного типа экономики России, где особое внимание уделяется развитию новых институтов, созданию современной инфраструктуры, внедрению инноваций на всех уровнях хозяйствования, вложению инвестиций в человеческий капитал, выделению в качестве приоритетов знаний и высококвалифицированного интеллектуального труда, создающего наибольшую добавленную стоимость. Инновационность становится важнейшей характеристикой современной экономики, императивом ближайшего будущего человеческой деятельности в любой сфере. Инновации должны служить обществу и человеку.
Прослеживается определенная закономерность: по мере достижения инновационных сдвигов в экономике растет благосостояние общества, которое становится самостоятельным фактором развития производительных сил. Определенное равновесие между производительным и потребительным потенциалом общества является источником социально-экономического прогресса.
На современном этапе перед нашей страной выдвигаются проблемы экономического роста и совершенствования рынка труда, что предполагает более пристальное внимание к роли государства в экономике, модернизации