Научная статья на тему 'КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕДИА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ СМИ'

КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕДИА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
585
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / СМИ / "УНИВЕРСАЛЬНЫЙ" ЖУРНАЛИСТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СМИ / МЕДИА / КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пряникова Ангелина Владимировна

В статье рассматривается опыт и тенденции развития в сторону объединения различных форматов ранее изолированных секторов на базе одного СМИ. Под конвергенцией также понимается и экономическое объединение, которое будет рассмотрено в статье. Автор анализирует проблемы перехода и использования информационных технологий в работе медиа-организации, выявляет потенциальную перспективу развития в данной обрасти, дает оценку процессу медиаконвергенции в российских медиа и рекомендации по их улучшению. В статье также затрагивается становление «универсального» журналиста и процесс работы редакции в связи с последующими изменениями, которые диктует конвергентные медиа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CONVERGENCE: EXPERTISE AND PROSPECTS FOR FURTHER DEVELOPMENT OF RUSSIAN MEDIA

The article regards the experience and development trends towards the amalgamation of various formats of previously isolated sectors on the basis of one media outlet. Convergence may be perceived as an economic merging, which is also covered in the article. The author analyzes the problems of transition and use of information technologies in the work of a media organization, establishes potential development prospects in this area, gives an estimate of the process of media convergence in Russian media and makes recommendations for their improvement. Furthermore, the article delves into the formation of a "universal" journalist and the editorial work process in connection with the subsequent changes dictated by convergent media

Текст научной работы на тему «КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕДИА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ СМИ»

■ ■ ■ Конвергенция медиа: опыт и перспективы развития российских СМИ

Пряникова А. В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматривается опыт и тенденции развития в сторону объединения различных форматов ранее изолированных секторов на базе одного СМИ. Под конвергенцией также понимается и экономическое объединение, которое будет рассмотрено в статье. Автор анализирует проблемы перехода и использования информационных технологий в работе медиа-организации, выявляет потенциальную перспективу развития в данной обрасти, дает оценку процессу медиаконвергенции в российских медиа и рекомендации по их улучшению. В статье также затрагивается становление «универсального» журналиста и процесс работы редакции в связи с последующими изменениями, которые диктует конвергентные медиа.

Ключевые слова: медиаконвергенция, журналистика, СМИ, «универсальный» журналист, трансформация СМИ, медиа, конвергенция.

Для цитирования: Пряникова А. В. Конвергенция медиа: опыт и перспективы развития российских СМИ// Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. No 3. С. 8-18.

Сведения об авторе: Пряникова Ангелина Владимировна, младший бренд-менеджер ООО «МАКСИ». Адрес: 119017. Москва. Пер Малый Толмачевский, 12 / стр 3. E-mail: pryanikovaangelina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 28.05.2022. Принята к печати: 24.09.2022.

На сегодняшний день информационная среда включает в себя самые разные средства: телекоммуникация, печать, аудио, компьютерно-опосредованные материалы и другие источники. Цифровые технологии предлагают не вытеснять из коммуникационной среды традиционные виды передачи информации, а предлагать аудитории пользоваться тем, что ему больше подходит. Широкий выбор каналов коммуникации позволяет поддерживать и развивать медийную среду на базе одного СМИ, теперь у реципиента есть возможность выбирать самый комфортный вид предоставления информации для него в рамках единой платформы. Новые медиа можно назвать мультимодальными, что позволяет при наличие любого контента переформатировать его под выбранный канал

коммуникации. Эта многосторонность дает шанс заинтересовать как можно больше аудитории, более того вовлечь ее в процесс, в конечном счете это возможность для самих пользователей модифицировать и принимать участие в создании контента в рамках единой медийной среды [Луканина: 206-210]. Понятие конвергенция в современном его понимании подробнее дали эксперты в сфере медиа Рамон Салаверрия и Дэвид Доминго, обозначив этот термин, как то, что описывает многообразные тенденции в журналистике. Такие тенденции рисуют нам общую картину СМИ, где уже не существует границ между всевозможными медиа, профессиональными навыками и их функциями. Из данной формулировки можно понять, что на текущем этапе развития журналистики происходит преобразование данной специальности, связанной с появлением новых навыков у журналистов, объединением департаментов и редакций работников из различных СМИ [Domingo: 1-3].

Зарождение медиаконвергенции

Исторически процесс медиаконвергенции берет свое начало во второй половине 1990-х гг., в момент, когда СМИ начали создавать свои версии в Интернете. Данный процесс тесно связан с освоением информационных технологий следуя принципу кросс-медийности, где при производстве определенного контента его распространяют на различных медиа-платформах, освоение информационно-коммуникативных технологий позволяет оставаться на плаву и привлечь больше аудитории к прочтению материала. Немаловажным изменением является преобразования внутри компании, они сопровождаются новыми требованиями к подготовке контента, появляются новые позиции и отделы.

Процесс конвергенции в медиа принято делить на две ступени развития:

1. Зарождением медиаконвергенции можно считать вторую половину 1990-х гг., в тот период содержание печатного СМИ оцифровывалось с интернет платформой, информация интернет версии газет и печатный аналог представляли собой идентичную версию друг друга. В последствие происходит уже объединение различных СМИ на основе одной интернет-платформы, таких как: печать, телевидение и радио. Такая синергия позволяет использовать одновременно текстовую, графическую, видео и аудио форматы при подаче материала. В конечном счете, при слиянии различных видов СМИ на базе одной интернет-платформы появляются мультимедиа. На этапе столь прогрессивного развития требования к сотрудникам повышаются, на подготовку материала предоставлено меньше времени, его формат тоже видоизменяется в

зависимости от платформы. Впоследствии появляется новая должность -редактор интернет версии, который готовит и форматирует материал в соответствии со стандартами интернет-платформ. В начале 2000-х гг. к интернет-версиям СМИ стали прибавляться мобильные версии - это позволило увеличить число читателей, в некоторых редакциях стали появляться информационные службы, которые отвечали исключительно за работу в мобильных приложениях.

2. На этом этапе происходит уже интеграция ранее различных рынков СМИ на базе одного и в результате это приводит к появлению конвергентной редакции. Такие изменения нередко приводит к большим финансовым затратам за счет расширения и переучивания кадров. По такому пути становления идет большинство печатных СМИ добавляя онлайн или вещательные ресурсы.

Таким образом, медиаконвергенция производит интеграцию коммуникативных технологий в единый информационный ресурс, предлагая постоянно новые варианты продукта. Не всегда под понятием «конвергенция» подразумевается только слияние, сюда можно отнести и взаимопроникновение технологий, впоследствии происходит стирание границ между ними.

А. Г. Качкаева в своей работе выделяет систему конвергенции, состоящую из пяти этапов развития:

• Конвергенция, служащая тактикой;

• Конвергенция как «переупаковка» контента;

• Конвергенция в области создания и производства материала;

• Конвергенция в качестве бизнес-стратегии медиахолдинга;

• Конвергенция как новая форма подачи материала [Качкаева].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что конвергенция

распространяет медиа-продукт едиными средствами по различным каналам коммуникации, с каждым днем совершенствуясь в пользу удобства для читателей и привлечения новых пользователей на платформу.

Тенденции развития журналистики

За недолгой период существования процесса конвергенции в СМИ можно выделить наиболее положительные тенденции, которым стараются следовать как зарубежные, так и российские медиа. Важным изменением в сторону конвергенции можно отнести появление «новых медиа», которые стали популярны с возникновения информационных, компьютерных и цифровых технологий. «Новые медиа» в данном случае понимаются как интерактивная медиа-продукция передаваемая цифровыми средствами.

Появлению новых медиа предшествует становление Интернета, это предоставило возможность распространять информацию в новом формате. К таким тенденциям также можно отнести создание мультимедийного продукта, как художественно-изобразительного средства, состоящее из работы с цветом, видео-монтажом, обработкой фотографий, анимацией и т. д. Вышеперечисленные средства хорошо интегрируются в медиа-пространстве, что позволяет реализовывать любую оригинальную идею. Такой подход к мультимедиа помогает налаживать связь между СМИ и аудиторией и передает информацию одновременно несколькими коммуникационными каналами.

К таким тенденциям также можно отнести и новый для медиа гибридный жанр, как мультимедийная история. Данный стиль комбинирует элементы медиаконвергенции, складывающихся из единиц данных разных жанров, включая в себя первичные и вторичные компоненты. Первичные компоненты - фото, аудио, видео, текст с источниками на другие материалы. Вторичные компоненты - графический способ подачи информации, слайд-шоу, а также интерактивные способы передачи информации - рейтинги, голосование, комментарии. С развитием такого прогрессивного жанра аудитория постепенно стала превращаться из пассивного потребителя в участника, который может активно влиять на информационное поле. Пользователь предпочитает

индивидуализированный способ получения информации, вместе с этим запрос на индивидуальный выбор объема и формата требующихся для него данных. В результате, работники СМИ меняют подход к деятельности традиционных медиа и вследствие чего происходит процесс конвергенции, производится в корне новый журналистский продукт, такое развитие влияет на все разделы журналистики. Актуальность такого жанра, как «мультимедийная статья» заключает в себя все современные возможности журналистики, в том числе и информационные технологии, объединяя усилия всех работников, чтобы по итогу получить ценный и действенный материал, который будет интересен читателям.

На сегодняшний день конвергентная редакция считается одной из наиболее новых и подающих надежды моделей медиа. В концепции заложено объединение всех форматов медиа в систему для получения полноценного продукта. Такой формат повышает качество создаваемых новостей, что в конечном счете удовлетворяет потребности аудитории, вовлекая ее в процесс создания. При работе такой редакции в создании контента участвуют разные СМИ, обмениваясь анонсами, ссылками на материалы, чтобы на выходе получить высококачественный продукт.

Трансформация редакции из традиционной в конвергентную обусловлена многими факторами, а именно:

• Смена обязанностей для сотрудников, таким образом появление новых профессий.

• Происходит изменение цикла производства публикации, заранее планируется история в нескольких форматах.

• Изменение в планирование и развитие медиа-продукта.

• Формирование нового опыта у работников редакции, а именно: производство аудио и видео материалов, сбор источников для инфографики, освоение новых жанров.

• Модификация редакционного цикла, а также сроков подготовки материала.

• Практика создания как «инфомолекул», так и мультимедиаисторий для разного рода платформ.

• Слияние с пользователем, а именно применение его контента и современных материалов мультимедиа.

• Формирование линейки интерактивных услуг [Макшакова: 286-290].

СМИ не может стать конвергентным не изменив все вышеперечисленные условия, связанные с внутренней организацией. Часто, трудностью для подавляющего большинства современных редакций является протест коллектива против изменений в рабочем процессе, сотрудникам не стремятся менять привычный уклад и алгоритм работы. На основе опыта СМИ, которые в свое время осуществили переход на конвергентный механизм работы, ШЕЛ предложили ряд принципов для преобразования редакций [Болышева: 72-82].

1. Основой принципа прецедента является реорганизация в качестве потенциальной возможности решения проблем из-за существующего риска остаться за пределами поля конкуренции и остаться без аудитории.

Реорганизация будет безболезненной в случае постепенных изменений в редакции и понимания необходимости для сотрудников пользы от изменений.

2. Принцип ясности основан на формулировке ближайших целей и представления того, что ждет редакцию в будущем, описав подробно этапы будет проще в будущем достигнуть цели.

3. Принцип планирования - план по внедрению изменений в редакционной работе, который делится на радикальный и постепенный.

4. Принцип вовлеченности - целью является показать работнику на ранней стадии возможность его самореализации и предоставить право высказать свои рекомендации по выстраиванию рабочего процесса.

5. Принцип лидерства основан на трансформацие консервативных настроений среди работников при помощи лидера мнения решается вопрос мотивации в коллективе.

6. Принцип отпускания ситуации работает в том случае, если план действий был уже озвучен, после чего целесообразно взять паузу для осознания перед последующими шагами.

7. Принцип нейтральной зоны предусматривает образование уже сформированной группы для получения задач организации тренингов.

8. Принцип стабилизации процессов формирует порядок взаимоотношений между сотрудниками, посредством разделения их роли и функционала.

9. Принцип наставничества построен на наращивание новых умений за счет, как знаний работников редакции, так и приглашенных профессионалов.

10. Принцип анализа и улучшений включает в себя важнейший этап реорганизации, что является «фундаментом» для конвергирующихся СМИ, которые только начинают свой путь.

Исходя из вышеперечисленных принципов по преобразованию редакций, можно сделать вывод, что изменения смогут проходить эффективнее, если они постепенные, важным является обратная связь от работников и мотивация извне.

Рассмотрев подробнее механизм по преобразованию редакции, необходимо выделить типы, на которые делятся конвергентные редакции:

1. Мультимедийная редакция основана на работе отдельных единиц, которые отвечают сразу онлайн и печатный вариант, как правило такого рода сотрудники проходят специальную подготовку.

2. Интегрированная редакция объединяет все новостные потоки на базе одного издательства, при этом ответственность за освещение всех форматов новостей лежит на редакторе конкретного тематического отдела.

3. Кросс-медийная редакция основана на совместном обмене данных, содержимое производится одновременно для всех категорий издательств, произведенный материал пригоден при этом, как для печатной, так и для онлайн версии [Вартанова: 86-90].

Можно прийти к выводу, что медиаконвергенции присущи принципиально новые подходы к содержанию, организации редакции, распределению ролей в коллективе и применению инструментов на основе информационных технологий. Данное направление журналистики активно

развивается и вместе с этим процессом происходит выход на новый уровень не только данного течения, но и медиа-компаний в целом. На данный момент медиа-компании расширяют информационный спектр посредством «новой» формы подачи медиа-продукта, создаются разные форматы конвергентных редакций. В таких редакциях существует индивидуальный подход к созданию информации, чтобы по итогу получить качественный контент, который заинтересует читателя.

«Универсальный» журналист

В современный процессе СМИ все чаще происходит внедрение идеи «нового» или «универсального» журналиста, который стремиться повысить уровень производства медиа-контента за счет приобретенных профессиональных навыков. Важным качеством для «универсального» журналиста является заблаговременное нахождение лучшего формата для предоставления конечного продукта. Для того, чтобы проще идентифицировать какой контент релевантный, специалист должен обладать навыком работы в различных СМИ. Такие навыки, как работа с блогами, монтирование видео-контента, запись аудио-подкастов помогут собрать большой объём информации, чтобы предельно раскрыть суть медиа-продукта [Вырковский].

Ниже указаны функции «нового» журналиста, работающего в конвергентной редакции:

1) использование различных компьютерных программ для обработки данных;

2) производство материалов для онлайн ресурсов;

3) умение делать качественные снимки и обрабатывать фото;

4) сьемка видео-репортажей;

5) умение отбирать качественные данные и проводить фактчекинг;

6) оперативность и доступность во время всего рабочего процесса [Свитич: 411-413].

С каждым днем формируется все более ясный образ «универсального» журналиста со свежими целями и обязательствами, в том числе идейным наполнением материала. Профессионал должен обладать соответствующими инструментами и компетенциями в медийной области, которые способствуют в подготовке материалов для передачи по разным каналам коммуникации. Происходит запрос уже не на узкопрофильного специалиста, а на высокообразованную личность, готовую к постоянным изменениям. Трансформация редакции из прежде традиционной в конвергентную приводит не только смене цикла

производства, но и изменения в работе журналиста. Следует отметить, что в этой ситуации происходит направленность к универсализации журналистской деятельности, которая строится на конвергенции информационного развития [Рэндалл].

Итогом долгого становления профессии журналиста стала универсализация процесса на цифровой платформе, текущий процесс интеграции в единую медиа систему обязывает работника эффективно пользоваться информационными технологиями. Процессы глобализации вносят свои коррективы в работу «универсального» журналиста, поэтому помимо эрудированности работнику необходимо умение владеть иностранными языками, так как при поиске информации источник может быть на другом языке, в том числе не обойтись без умения ориентироваться в информационном поле [Качкаева: 47-63].

Процесс обучения «нового» журналиста

Исходя из возрастающих требований встает вопрос о подготовке «универсального» журналиста, ведь по статистике только 25% опрошенных журналистов проходили переквалификацию и обучались новым технологиям. Подготовка журналиста в условиях конвергенции имеет большое значение для существования и развития профессии, важными особенностями считаются: умение взаимодействовать в условиях конвергентной редакции, имеется в виду результативность поиска и производство материала, навык функционирования в коллективе, соблюдение коммуникации с технической службой. Такому сотруднику важно иметь чувство сопричастности к коллективу, а также работать в условиях конкурентной среды, так как большинство профессиональной деятельности будет выполняться в командной работе. Работники данной профессии часто сталкиваются с дефицитом времени на подготовку материала и постоянно меняющихся условиях медиа-среды. При создании контента важно привлечь аудиторию креативным, ориентированным контентом, который опирается на интересы и запрос аудитории. Можно сделать вывод, что «новый» журналист сегодня - это универсальный солдат, который не боится изменений и готов работать в нестандартных условиях, результатом работы должна служить эффективность без серьезных угроз для психики и здоровья [Рэндалл].

В процессе профессиональной подготовки обучение должно быть построено на технологических возможностях для развития универсальных знаний, а также интеллектуального и творческого развития. Подготовка журналистов достаточно многокомпонентный процесс, требующий усилий, в первую очередь изменения должны касаться теоретических

подходов значения данной профессии. Необходимо предоставлять информацию основываясь на современной базе материалов, соблюдая

баланс между теоретической и практической частью [Журналистское образование...: 16-20].

Выводы. Можно сделать вывод, что медиаконвергенция ведет к слиянию ранее разобщенных каналов для образования новых социальных практик в медиа. На данный момент уже разработан план перехода из традиционной работы медиа в конвергентную путем постепенного изменения работы редакции, следуя утвержденному плану. Все больше редакций осуществляют план по переходу на конвергентную работу СМИ, переквалифицируя команду и приглашая новых специалистов из вне. Посредством изменений традиционный работник трансформируется в «универсального» журналиста, готового к постоянным изменениям. Это ведет за собой универсализацию работы журналисткой профессии, требуя от него определенно высоких навыков использования информационных технологий.

Источники

Болышева С. А. (2012). Представления профессионального сообщества современных российских СМИ о процессах конвергенции медиа-сферы / С. А. Болышева, А. С. Макшакова // Коммуникативно-управленческие стратегии в развитии социальных систем: тенденции, ресурсы, технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 15-16 нояб. 2012 г. Екатеринбург: УрФУ. С. 72-82.

Вартанова Е. Л. (1999). К чему ведёт конвергенция СМИ. М.: Аспект Пресс. С.

86- 90.

Вырковский А. (2013). Менеджмент СМИ в условиях конвергенции // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 3.

Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: Монография / Шестеркина Л.П. и др.; Под дер. Л.П/ Шестеркиной. Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. С. 1620.

Качкаева А. Г. (2010). Журналистика и конвергенция: Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.: Аспект Пресс. С. 47-63.

Луканина М. В. (2006). Текст средств массовой информации и конвергенция // Политическая лингвистика. № 20. С. 206-210.

Макшакова А. С. (2015). Конвергентные редакции СМИ как фактор формирования профессиональных компетенций журналиста / А. С. Макшакова // Мультимедийная журналистика Евразии - 2014: интегративные медиапроекты, медийная коммуникация и информационализм в условиях интеллектуализации общества Востока и Запада. Евразия молодая: сб. науч. ст. и материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 11-12 дек. 2014 г.). Казань: Казан. (Приволж.) федер. ун-т. С. 286-290.

Рэндалл Д. (2000). Универсальный журналист. СПб.: Национальный Институт прессы.

Свитич Л.Г. (2015). Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции // Вестник Челяб. гос. ун-та. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Выпуск 94. С. 411-413.

Шарков Ф.И. (2004). Политический консалтинг. Москва.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение// Коммуникология. Т. 8. № 3. С. 52-62.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве//Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Domingo D. et al. Four Dimensions of Journalistic Convergence: A preliminary approach to current media trends at Spain // Paper for the 8lh International Symposium of Online Journalism. University of Texas at Austin, pp. 1-3.

■ ■ ■ Media convergence: expertise and prospects for further development of Russian media

Pryanikova A.V.

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy - RANEPA), Moscow, Russia

Abstract. The article regards the experience and development trends towards the amalgamation of various formats of previously isolated sectors on the basis of one media outlet. Convergence may be perceived as an economic merging, which is also covered in the article. The author analyzes the problems of transition and use of information technologies in the work of a media organization, establishes potential development prospects in this area, gives an estimate of the process of media convergence in Russian media and makes recommendations for their improvement. Furthermore, the article delves into the formation of a "universal" journalist and the editorial work process in connection with the subsequent changes dictated by convergent media.

Keywords: media convergence, journalism, media, «universal» journalist, media transformation, news outlets, convergence.

For citation: Pryanikova A.V. (2022). Media convergence: expertise and prospects for further development of Russian media // Communicology: Electronic Scientific journal. 2022. Vol. 7. No 3. P. 8-18.

Inf. about the author: Pryanikova Angelina Vladimirovna, junior brand manager LLC «Maxee». Address: 119017, Russia, Moscow, Malyi Tolmachevskiy lane, 12 bld. 3. Email: pryanikovaangelina@yandex.ru

Received: 28.05.2022. Accepted: 24.09.2022.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bolysheva S. A. (2012). Representations of the professional community of modern Russian mass media about the processes of convergence of the media sphere / S. A. Bolysheva, A. S. Makshakova // Communicative and managerial strategies in the development of social systems: trends, resources, technologies: materials of the International Scientific and Practical conference, Yekaterinburg, November 15-16, 2012. Yekaterinburg: UrFU, pp. 72-82. (In Rus.).

Domingo D. et al. Four Dimensions of Journalistic convergence: A preliminary approach to current media trends in Spain // Report for the International Symposium of Online Journalism 8lh. University of Texas at Austin, pp. 1-3.

Journalistic education in the conditions of media convergence: A monograph / L.P. Shesterkina et al.; Under the name L.P./ Shesterkina. Chelyabinsk: RECPOL, 2012, pp. 1620. (In Rus.).

Kachkaeva A. G. (2010). Journalism and Convergence: Why and how traditional media turn into multimedia. M.: Aspect Press, pp. 47-63. (In Rus.).

Lukanina M. V. (2006). The text of mass media and convergence // Political Linguistics. No. 20, pp. 206-210. (In Rus.).

Makshakova A. S. (2015). Convergent media editorial offices as a factor in the formation of professional competencies of a journalist / A. S. Makshakova // Multimedia journalism of Eurasia - 2014: integrative media projects, media communication and informationalism in the conditions of intellectualization of the society of the East and West. Eurasia is young: collection of scientific materials and in the VIII International Scientific and Practical Conference. (Kazan, 11-12 Dec. 2014). - Kazan: Kazan. (Privolzh.) feder. un-T, pp. 286-290. (In Rus.).

Randall D. (2000). Universal journalist. St. Petersburg: National Press Institute. (In

Rus.).

Sharkov F.I. (2004). Political consulting. Moscow. (In Rus.).

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension//Communicology. Vol. 8. No. 3, pp. 52-62. (In Rus.).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space//Communicology. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).

Svitich L.G. (2015). Changing the journalistic profession in the processes of media convergence // Bulletin of the Chelyabinsk State University. № 5 (360). Philology. Art history. Issue 94, pp. 411-413. (In Rus.).

Vartanova E. L. (1999). What the convergence of mass media leads to. M.: Aspect Press, pp. 86-90. (In Rus.).

Vyrkovsky A. (2013). Media management in conditions of convergence // Bulletin of the Moscow University. Series 10. Journalism. No. 3. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.