Научная статья на тему 'КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТИПА ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕДАКЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТИПА ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕДАКЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНВЕРГЕНТНАЯ РЕДАКЦИЯ / НОВЫЕ МЕДИА / МЕДИАПРОДУКТ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подопригора Д.А.

В статье рассматривается феномен конвергенции как ведущая тенденция в развитии соврмененных средств массовой информации и коммуникации. Анализируются различные подходы к изучению таких вопросов, как «мультимедиа», «новые медиа», «конвергенция». Описывается специфика современной модели конвергентной редакции, её типы и преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE AS A FACTOR OF FORMATION OF THE MODERN TYPE OF THE JOINT EDITORIAL. THE THEORETICAL ASPECT

The article considers the phenomenon of convergence as the leading trend in the development of modern media and communication. Various approaches to studying such issues as "multimedia", "new media", "convergence" are analyzed. The specifics of the modern model of convergent edition, its types and advantages are described.

Текст научной работы на тему «КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТИПА ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕДАКЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

http://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/11/1251420026/Ivanov%20D_2011_5.pdf

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000.

4. Тарышкина О.А. Мультимедиа технологии в современном образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal. ru/shkola/obshchepedagogicheskie -tekhnologii/library/2013/11/17/multimedia-tekhnologii-v-sovremennom-0

УДК 005

Подопригора Д.А. студент 4 курса

кафедра «Массовые коммуникации и мультимедийные технологии»

научный руководитель: Дубовер Д.А., к.пед.н. заведующий кафедрой «Медиаменеджмент и медиапроизводство» Донской государственный технический университет Российская Федерация , г. Ростов-на-Дону КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТИПА ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕДАКЦИИ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается феномен конвергенции как ведущая тенденция в развитии соврмененных средств массовой информации и коммуникации. Анализируются различные подходы к изучению таких вопросов, как «мультимедиа», «новые медиа», «конвергенция». Описывается специфика современной модели конвергентной редакции, её типы и преимущества.

Ключевые слова: мультимедиа, конвергенция, конвергентная редакция, новые медиа, медиапродукт, интеграция.

Podoprigora D. A. student 4 courses

Department of "Mass Communications and Multimedia Technologies"

Scientific directior: Dubover D.A. candidate of pedagogical sciences, head of the department "Mediamanagement and media production " Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don CONVERGENCE AS A FACTOR OF FORMATION OF THE MODERN TYPE OF THE JOINT EDITORIAL. THE THEORETICAL

ASPECT.

Abstract: The article considers the phenomenon of convergence as the leading trend in the development of modern media and communication. Various approaches to studying such issues as "multimedia", "new media", "convergence" are analyzed. The specifics of the modern model of convergent edition, its types and advantages are described.

Key words: multimedia, convergence, convergent edition, new media, media product, integration.

Современные тренды (глобализация, цифровизация, конкуренция и др.), влиянию которых подвергаются СМИ, требуют от средств массовой коммуникации новых форм существования в информационной медиасфере. Сегодня СМИ функционируют в условиях интеграции различных видов массовой коммуникации, среди которых особое место занимает Интернет. По этой причине исследователи масс -медиа все чаще акцентируют внимание на таком понятии, как «конвергенция». Ранее это понятие рассматривалось как некое абстрактное явление, объединявшее журналистскую деятельность и цифровые технологии. Сегодня понятие «конвергенция» означает сочетание различных типов и форматов представления информации на нескольких медиаплатформах. Превращение традиционных СМИ в конвергентные на базе Интернета привело к революции в традиционных редакционных процессах. Современные медиа-компании неизбежно приходят к расширению формы подачи своего медиапродукта с целью увеличения длительности его жизни на медиарынке: онлайн журнал, радио в интернете, телевидение в мобильном приложении. Актуальность данной научной статьи обусловлена практическим и академическим интересом к исследованию конвергенции как одного из основных факторов успешного развития средств массовой информации. В особенности это касается традиционных медиа, которые переживают настоящую революцию в связи с появлением новых технологий и каналов распространения информации. Таким образом, возникает необходимость продемонстрировать, реализацию процесса конвергенции в медиа-индустрии, приводящего к появлению новых конвергентных форматов редакций.

Таким образом, определена цель работы - исследование организации процесса создания конвергентного медиа-продукта. Объектом исследования является новая «философия» создания медиа-продукта в условиях конвергенции СМИ. Предмет исследования - современная модель конвергентной редакции как одна из самых перспективных стратегий развития на медиарынке. Процессы конвергенции СМИ как объект научного исследования, представляют безусловный научный интерес и нашли своё отражение в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как А.Г. Качкаева, Е.Л. Вартанова, И. В. Изотов, М.В. Луканова, Crosbie, V., Robert Burnett и др. Вместе с тем, научная новизна данной статьи определяется тем, что проблематика реализации идей функционирования конвергентной редакции изучена недостаточно и требует дальнейшей научной разработки.

В последние 20 лет наблюдается прогресс компьютерных технологий и сетей, что предоставило возможность объединить внутри одного носителя разные средства коммуникации - визуальные, текстовые, речевые и звуковые[1]. Таким образом, ученые всерьез стали говорить о мультимедиатизации СМИ, причиной которой стала цифровая революция -

расширение технических возможностей, как для потребителя, так и для производителя средств массовой информации. Проанализировав разные мнения исследователей, касательно данного определения, можно сказать, что мультимедиа - это единая интерактивная система, в основе которой функционируют несколько типов СМИ, информационное содержимое которых полностью или частично проникает из одного средства информации в другое. Говоря о мультимедиатизация СМИ, нельзя не вспомнить еще один термин - «новые медиа». Можно выделить два основных критерия, по которым отличают «новые медиа» от традиционных - это распространение цифровыми методами и интерактивность. Бесспорно, главную роль в становлении «новых медиа» сыграл Интернет, который значительно расширил возможности для распространения и потребления информационного продукта. Таким образом, наблюдается поочередная смена трех типов медиакоммуникаций: межперсональные - это тип «один -одному», массовые медиа - «один - многим», «новые медиа» - тип «многие -многим» [2].

Именно внедрение цифровых технологий повлекло за собой масштабные преобразования медиапродуктов и медийных структур, а также и медиарынка в целом, где одним из ведущих процессов становится конвергенция. Конвергенция - это достаточно новый термин, который, в связи с его многозначностью и многовариантным трактованием, вызывает множество споров в современных дискуссиях о трансформациях медийной сферы. Часто в определении термина «конвергенция» встречаются такие выражения, как: «слияние рынков», «стирание границ между каналами коммуникаций», «слияние разобщенных медиа» и т.д [3]. Например, В.А.Смирнова, обобщая научные исследования предшественников, говорит о медиа-конвергенции как об «организационном и технологическом соединении печатных и электронных, традиционных и новейших средств массовой информации и массовых коммуникаций» [4]. С.Л.Уразова, анализируя процессы конвергенции, употребляет другие понятия, она говорит о данном явлении как о «схождении», «сближении», что «в контексте медийных реформ обеспечивает разным типам СМИ новое взаимодействие с учетом их организационно-структурного сближения или полного слияния, формирование новых управленческих методик для оперативного создания оригинального информационного продукта с целью его размещения в разных медийных средах, захвата внимания потенциальной аудитории [5].

Таким образом, традиционные СМИ трансформируются в конвергентные медиа с целью сохранения и расширения своей аудитории. Новые информационные технологии изменили характер потребления информации. Например, с помощью цифровых носителей появилась возможность получать необходимую информацию в удобное время и в удобном месте, используя как традиционные, так и новые медиа. Современный потребитель информации сам выбирает способы её получения:

он может одновременно смотреть передачу по телевизору и обсуждать ее в мобильном приложении, он может слушать радио в интернете или читать журнал онлайн на сайте. Суть новой информационной среды состоит как в мультимедийности, так и в интерактивности, что приводит к необходимости создания новой модели медиа, соотносящейся с потребностями современного информационного общества. Таким образом, конвергенция стала отправной точкой формирования «новых медиа», которые теперь ориентируются на более широкую аудиторию и предоставляют более полный информационный продукт.

Реализация идеи конвергенции совершенствует прежнюю систему производства информационного медиапродукта, делая необходимостью наличие современной конвергентной редакции. В чем отличие такого типа редакции от традиционной? Традиционная редакция организована вокруг одного медиапродукта (журнал, радио и т.п.), конвергентная редакция организована для того, чтобы производить контент, медиапродуктов из которого может быть много. Таким образом, конвергентная редакция повышает свой имидж и потенциал, увеличивает заинтересованность потребителей, повышает качество и полноту информационного медиапродутка, удовлетворяет больше потребностей своей аудитории и т.д. Ниже представлены существующие типы конвергентных редакций в зависимости от стратегии организации рабочего процесса:

1. Мультимедийная редакция (мультимедийный ньюсрум) - в редакции такого типа над печатной и онлайн версиями одного медийного продукта работают различные редакции. Соответственно, размещение контента происходит различными редакционными составами на различных платформах. Происходить это может в двух вариациях. В первом случае, редакционный состав онлайн версии продукта может делать копию печатной версии и размещать её на веб -сайте. Во втором случае, существует самостоятельная онлайн редакция, которая работает со своим собственным онлайн контентом как с частично или полностью независимым от контента, содержащегося, например, в печатном издании. Причем такая онлайн редакция может быть как частью редакции печатной версии, так и функционировать отдельно.

2.Кросс-медийная редакция. Главный принцип данного типа конвергенной редакции - это взаимообмен информацией. Работа над контентом ведется сразу для всех платформ. Чаще всего такая редакция делится на тематические отделы (политика, спорт, культура и т.д.), которые создают контент для всех платформ данного медиапродукта по данной тематике.

3.Интегрированная редакция - это редакция, все производственные процессы которой тесно связаны между собой, интегрированы друг в друга, и имеют общий центр управления («центр новостей»). Различные редакционные отделы расположены вокруг данного центра. При этом количество и разнообразие медиаплатформ, на которые публикуется

контент, могут быть любыми.

Все перечисленные редакции, несмотря на свои отличия, являются конвергентными, так как они имеют характерные общие черты современной объединенной редакции: освещение информации с использованием различных типов информационных каналов; четкий фокус на потребностях аудитории в разнообразных формах подачи контента; наличие современных журналистов, владеющих универсальными профессиональными навыками; ссылки друг на друга во всех используемых форматах; быстрота коммуникаций; интеграция всех или некоторых рабочих процессов в сборе, обработке и подаче материала аудитории.

Подводя итог, можно сказать, что концепция нового типа объединенной редакции основана на интеграции всевозможных форматов продуктов медиа: печатного, вещательного, онлайн и мобильного. Реализация и управление процессами в конвергентной редакции делит её на несколько типов: мультимедийная, кросс-медийная и интегрированная редакции. Не договорившись окончательно в вопросах терминологии, медиа -специалисты и журналисты сходятся в одном мнении: на практике традиционная редакция уже не способна качественно выполнять работу по сбору, обработке и распространению информации и удовлетворять непрерывно изменяющиеся потребности современной аудитории. Таким образом, на смену традиционной модели приходит современная модель -конвергентная редакция, которая на данном этапе является одной из самых перспективных стратегий развития на медиарынке.

Использованные источники:

1. Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. — М., 2010. С. 15-16

2. Crosbie, V. (2002). What is New Media? [электронный ресурс] /ACADEMIA. — Режим доступа: http://www.academia.edu/1054828/What_is_new_media (дата обращения: 10.10.2017).

3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс. — 2003. — 295 с.

4. Смирнова В.А. Конвергентная редакция как инструмент формирования имиджей в современном медиапространстве / В.А. Смирнова // Научные ведомости. — 2016. — № 7(228). — С. 124—125.

5. Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект/ С.Л. Уразова // Вестник Нижегородского униврситета им. Н.И.Лобачевского. — 2011. — №5(1). — C.287—293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.