Научная статья на тему 'Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции как источник нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации'

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции как источник нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1389
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / INTERNATIONAL REGULATORY LEGAL ACT / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / CRIMINALIZATION / НЕЗАКОННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ / ILLEGAL ENRICHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никоноров Е. А., Никонорова Ю. В.

Рассматривается значение Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в формировании национального законодательства противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The United Nations Convention against Corruption as a source of legal regulation of combating corruption in the Russian Federation

The article discusses the role of the United Nations Convention against Corruption in the formation of a national anti-corruption legislation.

Текст научной работы на тему «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции как источник нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67

КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ КАК ИСТОЧНИК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ НИКОНОРОВ,

доктор педагогических наук, профессор кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

E-mail: [email protected]; ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА НИКОНОРОВА кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается значение Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в формировании национального законодательства противодействию коррупции.

Ключевые слова: коррупция, международный нормативный правовой акт, криминализация, незаконное обогащение.

Annotation. The article discusses the role of the United Nations Convention against Corruption in the formation of a national anti-corruption legislation .

Keywords: corruption, international regulatory legal act, criminalization, illegal enrichment.

Коррупция является одной из серьезных проблем любого государства, затрагивающей все стороны общественной жизни. Коррупция поразила и правоохранительную систему государства, в том числе органы, которые должны противостоять и бороться с этим явлением. Более того, в значительной степени коррупционные проявления препятствуют реализации социально-экономической и политической стратегии развития государства. Неслучайно, что многие ученые сравнили данное понятие с «ржавчиной».

Довольно интересным в данном контексте выглядит мнение А.И. Кирпичникова [1]: «Коррупция — это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции — своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно

тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его устойчивости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости».

В том же ключе высказывается Д.М. Овсянко: «Коррупция, как ржавчина, поразила государственные структуры, стала надежным прикрытием организованной преступности; вымогательством взяток страдает практика приватизации, лицензирования предпринимательской деятельности, регулирования внешнеэкономических связей, распределения бюджетных средств, передачи в аренду недвижимости» [2].

В этой связи неслучайным выглядит тот факт, что проблема коррупции обсуждалась и на самом высшем международном уровне — Организации Объединенных Наций (ООН). «Будучи обеспокоенной серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические

ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку» резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [3] (далее — Конвенция).

Российской Федерацией Конвенция подписана 9 декабря 2003 года, ратифицирована Федеральным законом от 08 марта 2006 № 40-ФЗ с заявлениями. Конвенция вступила в силу 14 декабря 2005 года, для России — 8 июня 2006 года. Российская Федерация стала одной из 176 государств — участников Конвенции.

На сегодняшний день Конвенция является основным комплексным международно-правовым актом, регулирующим вопросы противодействия коррупции в государствах — участниках ООН, состоящий из 8 глав, включающих 71 статью.

Обращает на себя внимание глава 3 Конвенции, декларирующая виды криминальных деяний коррупционного характера. В частности устанавливаются: подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе; отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование осуществлению правосудия.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»[4] Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17-19, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции. Учитывая положения данного Федерального закона важно отметить — в заявлениях среди положений в отношении которых Россия обладает юрисдикцией отсутствует «Незаконное обогащение» (статья 20 Конвенции).

С момента вступления в законную силу Конвенция стала неотъемлемой частью законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности в Российской Федерации. Однако, Конвенция — это не документ прямого действия. Конвенция — лишь своего рода набор рекомендаций, которые, в зависимости от уровня развития национального законодательства, степени законопослушности граждан и развития правоохранительной системы могут применяться для борьбы с коррупцией [5].

Содержание статьи 20 Конвенции гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каж-

дое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать» и тем самым предоставляет вариативность в вопросе признания указанных деяний криминальным. Основные составы преступлений, то есть деяний признаваемых незаконными в Российской Федерации изложены в Уголовном кодексе Российской Федерации, однако, такого состава как «назаконное обогащение» — нет. Более того, положения данной статьи вступают в некоторое противоречие с Конституцией Российской Федерации. Часть 2 статьи 49 Конституции Российской Федерации указывает, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Однако, важно учитывать и такой элемент данного состава как субъект незаконного обогащения. По Конвенции им является публичное должностное лицо, трактуемое статьей 2 Конвенции как «1) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; 2) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника; 3) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве государства-участника». Таким образом «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника.

Также необходимо отметить, имплементация в национальное законодательство положений статьи 20 Конвенции произошла далеко не во всех странах-участниках, в частности Франция, Швеция и США, ратифицировав Конвенцию, пришли к выводу, что национальное уголовное законодательство и так направлено на предотвращение коррупции.

Важно, что помимо рассмотренной Конвенции к международным правовым источникам антикоррупционной направленности относят ряд конвенций, деклараций, резолюций и законов таких как: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых

100

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2016

операций; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности; Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях; Резолюция Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией»; Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и другие. Указанные нормативные правовые акты, безусловно, также являются источниками отечественного законодательства противодействию коррупции.

1 февраля 2007 года Российская Федерация вступила Группу государств против коррупции (ГРЕКО), созданную еще в 1999 году для мониторинга антикоррупционных стандартов Совета Европы в странах, вступивших в эту организацию, что подтверждает приверженность государства к непримиримости к коррупции во всех сферах жизнедеятельности нашего общества и имплементации положений международных актов противодействию коррупции в национальное законодательство. Прежде всего, речь идет о Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (принята в Страсбурге 27 января 1999 г. на заседании Совета Европы (ETC 173)), вступившая в силу с 1 июля 2002 года. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 февраля 2007 года. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». Основной рекомендацией ГРЕКО ставила перед Россией пересмотреть национальное законодательство в целях четкого обеспечения рассмотрения коррупционных проявлений в первую очередь как преступлений. Вместе с тем, согласно приведенным данным [7] Группа государств против коррупции приветствовала принимаемые меры, направленные на обеспечение соответствия уголовной политики Российской Федерации требованиям Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и Дополнительного протокола к ней, призвала к их завершению до конца 2015 года [8].

С 2 по 6 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге прошла VI сессия Конференции государств — участников Конвенции ООН против коррупции. При этом право проведения данного мероприятия обусловлено «той масштабной работой по снижению уровня коррупции, которая проводится в России» [6]. По итогам 6-ой сессии Конференции государств — участников

Конвенции ООН против коррупции приняты 12 резолюций, среди которых и предложенная Россией инициатива, получившая в конечном результате название «Санкт-Петербургское заявление о содействии государственно-частному партнерству в предупреждении коррупции и борьбе с ней». Соавторами выступили 25 государств Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Также принято решение о запуске второго цикла механизма обзора хода осуществления конвенции, который будет посвящен главам II «Меры по предупреждению коррупции» и V «Меры по возвращению активов» конвенции.

Таким образом, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции все большими шагами реализуется в России и свидетельствует о развитии нашего государства в рамках мирового сообщества и общего непринятия коррупции как явления.

Литература

1. Кирпичников, Александр Иосифович. Российская коррупция / А.И. Кирпичников. — 3-е изд., испр. и доп.— СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.— 439 с.

2. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. — М., 2005. С. 35 — 36.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. URL страницы:

4. http://daccess-dds ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N03/453/17/PDF/N0345317.pdf?0penElement.

5. Российская газета. Федеральный выпуск № 4022. URL страницы: http://www.rgуголовное законодательство и так направлено на предотвращение и криминализацию коррупции..т^ажй/г^2006/03/21.Ыт1

6. Российская газета. Федеральный выпуск №5538 (162) URL страницы: http://www.rg.ru/gazeta/ rg/2011/07/27.htm1

7. По материалам заседания президиума Совета при Президенте по противодействию коррупции. URL страницы: http://www.krem1in.ru/cata1og/keywords/93/ events/47043

8. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL страницы: http://genproc. gov.ru/anticor/doks/document-469716/

9. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL страницы: http://genproc. gov.ru/anticor/oon/document-961052/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.