Научная статья на тему 'Конвенция ООН против коррупции'

Конвенция ООН против коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1218
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / INTERNATIONAL CONVENTIONS / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / UNCAC / АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ACTS OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / КПК ООН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодирхонова Нилуфар

В данной статье проводится обзор современных международно-правовых основ по борьбе с коррупцией. В первой части кратко обсуждаются проблемы, касающиеся правового определения термина «коррупция» в качестве преступлений. Во второй части излагаются основные международно-правовые документы по борьбе с коррупцией. Мы намерены оценить текущее состояние урегулирования борьбы против коррупции и международное сотрудничество по борьбе с коррупцией. В конце мы приводим ряд выводов и рекомендаций в плане реализации международно-правового опыта по борьбе с коррупцией. Коррупция может быть применена по факту, но в первую очередь, концепция Конвенции требует профилактики. Несмотря на то, что система многосторонней реализации все еще находится в зачаточном состоянии, КПК ООН требует от государств-участников установить внутреннюю систему органов предупреждения и борьбы с коррупцией. КПК ООН указывают на определенные требования, которым антикоррупционные органы должны отвечать, чтобы быть эффективными. КПК ООН не определяет, что должно быть выполнено для того, чтобы антикоррупционные органы считались независимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конвенция ООН против коррупции»

UN CONVENTION AGAINST CORRUPTION

Nodirkhonova N. (Republic of Uzbekistan) КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ Нодирхонова Н. (Республика Узбекистан)

Нодирхонова Нилуфар / Nodirkhonova Nilufar — преподаватель, кафедра ЮНЕСКО Международного права и прав человека, факультет международного права, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Abstract: this article provides an overview of the modern international legal framework to combat corruption. The first part briefly discusses issues relating to the legal definition of the term "corruption" as crimes. The second part presents the main international legal instruments to combat corruption. We intend to evaluate the current state of settlement of the fight against corruption and international cooperation in the fight against corruption. In the end, we present a set of conclusions and recommendations in terms of the implementation of international legal experience in the fight against corruption. Corruption may be applied after the fact, but first and foremost, of the Convention requires the concept of prevention. Despite the fact that the implementation of the multilateral system is still in its infancy, the UNCAC requires States Parties to establish an internal system of prevention and enforcement to combat corruption. UNCAC indicate certain requirements that anti-corruption agencies must meet in order to be effective. UNCAC does not specify what should be done to ensure that anti-corruption bodies were considered independent.

Аннотация: в данной статье проводится обзор современных международно-правовых основ по борьбе с коррупцией. В первой части кратко обсуждаются проблемы, касающиеся правового определения термина «коррупция» в качестве преступлений. Во второй части излагаются основные международно-правовые документы по борьбе с коррупцией. Мы намерены оценить текущее состояние урегулирования борьбы против коррупции и международное сотрудничество по борьбе с коррупцией. В конце мы приводим ряд выводов и рекомендаций в плане реализации международно-правового опыта по борьбе с коррупцией. Коррупция может быть применена по факту, но в первую очередь, концепция Конвенции требует профилактики. Несмотря на то, что система многосторонней реализации все еще находится в зачаточном состоянии, КПК ООН требует от государств-участников установить внутреннюю систему органов предупреждения и борьбы с коррупцией. КПК ООН указывают на определенные требования, которым антикоррупционные органы должны отвечать, чтобы быть эффективными. КПК ООН не определяет, что должно быть выполнено для того, чтобы антикоррупционные органы считались независимыми.

Keywords: international conventions, anti-corruption, UNCAC, acts of international organizations. Ключевые слова: международные соглашения, противодействие коррупции, КПК ООН, акты международных организаций.

В своей резолюции 55/61 от 4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея признала необходимость эффективного международно -правового документа против коррупции, независимого от Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (резолюция 55/25, приложение I) и постановила учредить специальный комитет по разработке такого документа в г. Вена в штаб-квартире Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности [1].

Переговоры по тексту Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции были проведены в течение семи сессий Специального комитета по разработке Конвенции против коррупции, состоявшиеся в период с 21 января 2002 года и 1 октября 2003 года.

Конвенция была утверждена Специальным комитетом и была принята для рассмотрения Генеральной Ассамблеей в резолюции 58/4 от 31 октября 2003 года. Генеральная Ассамблея в своей резолюции 57/169 от 18 декабря 2002 года, приняла предложение правительства Мексики провести конференцию высокого уровня в Мериде с целью подписания Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

В соответствии со статьей 68 (1) вышеуказанной резолюции 58/4, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (далее Конвенция) вступила в силу 14 декабря 2005 года и была создана Конференция государств-участников для мониторинга и взаимопомощи в реализации положений и требований данной Конвенции.

160 государств, в том числе таких важных глобальных игроков, как США, Китай и Индия, стали участником КПК ООН. Такое широкое участие можно рассматривать как признак большой поддержки. Тем не менее, отсутствие ратификации нескольких государств привлекает внимание: ни Германия, ни

68

Япония, ни Новая Зеландия не ратифицировали (несмотря на то, что они подписали) КПК ООН.[2] Конвенция открыта для подписания региональными организациями экономической интеграции при условии, что, по крайней мере, одно государство-член такой организации подписало данную Конвенцию. Европейский союз (ЕС) подписал Конвенцию 15 сентября 2005 года и ратифицировал ее 12 ноября 2008 года [3]. В настоящее время ЕС является единственной региональной организацией экономической интеграции, которая стала участником Конвенции.

Предотвращение

Коррупция может быть применена по факту, но в первую очередь, концепция Конвенции требует профилактики. Целая глава Конвенции посвящена профилактике, с мерами, направленные, как в государственные, так и частные сектора. К ним относятся модели превентивной политики, такие, как создание органов по борьбе с коррупцией и повышения прозрачности в финансировании избирательных кампаний и политических партий. Государства должны стремиться к тому, чтобы их общественные услуги обеспечивали гарантии, которые способствуют повышению эффективности, прозрачности и подбора персонала на основе заслуг. После вступления в государственную службу, государственные служащие должны следовать кодексам поведения, требованиям финансовой прозрачности и другим мерам раскрытия информации, а также соответствующим дисциплинарным правилам. Прозрачность и подотчетность в сфере государственных финансов также следует поощрять, а также конкретные требования устанавливаются в целях предотвращения коррупции, в особо критических областях государственного сектора, таких как судебная система и сфера государственных закупок. Те, кто использует государственные услуги вправе ожидать высокий стандарт поведения со стороны своих государственных служащих. Предотвращение коррупции на государственном уровне также требует усилий со стороны всех членов общества в целом. По этим причинам, Конвенция призывает страны активно содействовать вовлечению неправительственных и общественных организаций, а также и других институтов гражданского общества. Статья 5 Конвенции обязывает каждое государство-участника устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции.

Криминализация

Конвенция требует от стран установить уголовную и другую ответственность, чтобы охватить широкий круг коррупционных деяний, если они еще не определены в качестве преступлений, предусмотренных внутренним законодательством. В некоторых случаях государства обязаны по закону устанавливать перечень правонарушений. Конвенция выходит за рамки предыдущих документов такого рода, устанавливающих уголовную ответственность не только на основные формы коррупции, такие как взяточничество и хищение государственных средств, но и на торговлю влиянием, сокрытие и отмывание доходов от коррупции. Преступления, совершенные в поддержку коррупции, включая отмывание денег и препятствование правосудию, также рассматриваются как преступление. Конвенция также затрагивает проблемные области коррупции в частном секторе.

Международное сотрудничество

Страны договорились сотрудничать друг с другом на каждом этапе борьбы с коррупцией, в том числе в ходе предупреждения, расследования и преследования нарушителей. Страны-участники Конвенции, обязаны оказывать конкретные виды взаимной правовой помощи в сборе и передаче доказательств для использования в суде, экстрадировать преступников. Страны также обязаны принимать меры, которые будут поддерживать отслеживание, замораживание, арест и конфискацию доходов от коррупции.

Восстановление активов

Большим прорывом можно считать то, что страны договорились о регулировании вопроса возвращения активов, которое заявлено в качестве одного из основополагающих принципов Конвенции. Это является особенно важным вопросом для многих развивающихся стран, где коррупция на высоком уровне ограбила национальные богатства, и где ресурсы крайне необходимы для восстановления и реабилитации обществ с новыми правительствами. Достижению согласия по этому вопросу предшествовали интенсивные переговоры по согласованию правовых и процессуальных гарантий стран, у которых запрашивается помощь со странами, нуждающимися в таковой помощи.

Несколько положений определяет, как будут осуществлены сотрудничество и помощь. В частности, в случае хищения государственных средств, конфискованное имущество будет возвращено государству по его запросу; в случае доходов от любого другого преступления, охватываемых Конвенцией, имущество будет возвращено при условии доказательства владения или признания ущерба, нанесенного запрашивающему государству. Во всех остальных случаях, первоочередное внимание будет уделяться возвращению конфискованного имущества, запрашивающему государству, при возвращении такого имущества предыдущим законным собственником или для компенсации жертвам.

Эффективное использование этих положений будут поддерживать усилия стран по исправлению наихудших последствий коррупции, в том числе против коррумпированных чиновников и сокрытию их незаконных активов. Соответственно, статья 51 Конвенции предусматривает возвращение активов в страны происхождения в качестве одного из основополагающих принципов данной Конвенции. Статья 43 обязывает государства максимально расширить широкое сотрудничество друг с другом в расследовании и судебном преследовании преступлений, определенных в Конвенции.

Литература

1. United Nations Convention against Corruption. [Electronic resource]: URL: https://www.unodc.org/unodc/en/treaties/CAC/convention-highlights.html/ (date of access: 12.11.2016).

2. These States did ratify the OECD Convention. The Phase 3 Report issued by the OECD on Japan's implementation of anti-corruption measures indicates that Japan still has a very weak legal framework on anti-corruption ("Phase 3 Report on implementing the OECD Anti-Bribery Convention in Japan," OECD, December 2011). The Report, issued in December 2011, states that there have only been two convictions since the entry into force of foreign bribery Act in 1999. On the role of Germany vis-à-vis transnational standards against corruption, see P. H g ell, "L'incertaine mondialisation du contrôle la France et l'Allemagne dans la lute contre la corruption [sic]" Déviance et Société 3, 2005. 243-258.

3. 2008/801/EC: Council Decision of 25 September 2008 on the conclusion, on behalf of the European Community, of the United Nations Convention against Corruption, O.J. L 287 of 29 October 2008.

FEATURES REGISTRATION OF PLEDGE OF MOVABLE PROPERTY Sulzhenko A. (Russian Federation) ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ЗАЛОГОВОГО ДВИЖИМОГО

ИМУЩЕСТВА Сульженко А. А. (Российская Федерация)

Сульженко Анатолий Андреевич /Sulzhenko Anatoliy — студент, юридический факультет, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), г. Ростов-на-Дону

Abstract: the article discusses the features of registration of pledge of movable property in connection with the establishment of the Russian Federation Registry notification on pledge of movable property of the Federal Chamber of Notaries. As part of the emphasis on the importance of the functioning of the register of notifications of the pledge of movable property in transactions with movable property in the civil circulation. From a practical point of view, it discusses the advantages and disadvantages of a registry of notifications of the pledge of movable property.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности регистрации залогового движимого имущества в связи с созданием в Российской Федерации реестра уведомлений о залоге движимого имущества при Федеральной нотариальной палате. В рамках работы делается акцент на важности функционирования реестра уведомлений о залоге движимого имущества при заключении сделок с движимым имуществом в гражданском обороте. С практической точки зрения рассматриваются преимущества и недостатки реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

Keywords: mortgage, loan, personal property, registry. Ключевые слова: залог, кредит, движимое имущество, реестр.

В практике существует немало случаев, когда после продажи автомобиля выясняется, что он находится в кредите и залоге у банка. Недобросовестный продавец попросту не уведомлял своего покупателя о том факте, что автомобиль взят в кредит под залог. Впоследствии банк находит добросовестного покупателя автомобиля и требует от него либо выплаты кредита, либо удовлетворения обязательства за счет наложения взыскания на заложенный автомобиль.

С 1 июля 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс и Основы законодательства о нотариате в сфере залоговых правоотношений. Теперь залог движимого имущества может быть зарегистрирован нотариусом в реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Суть данной процедуры состоит в том, что залогодатель или залогодержатель уведомляет нотариуса о возникновении залога, а в дальнейшем и о изменении условий залога, а также об исключении сведений о залоге из реестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.