УДК 339.924
КОНВЕНЦИЯ ОЭСР ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ
В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ THE OECD CONVENTION OF INFORMATION EXCHANGE
IN TAX SPHERE
Пестрикова А.Б. студентка ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ
Pestrikova Anastasiya student South - Russian Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration
В статье анализируется процесс обмена налоговой информацией между странами в системе международного налогообложения. Рассмотрены международные нормативные акты, изданные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), регулирующие информационное налоговое сотрудничество.
Ключевые слова: налоговая информация, международное налогообложение, ОЭСР, Конвенция о взаимной административной помощи в налоговой сфере.
The article analyzes the process of exchange of tax information between countries in international taxation. The author considers international regulations concerning tax information cooperation issued by Organization for Economic Cooperation and Development (OECD).
Key words: tax information, international taxation, OECD, Convention on mutual administrative assistance in tax matters.
Ключевыми тенденциями развития внешнеэкономических связей (ВЭС) в последнее время являются: переход мировой экономики в стадию глобализации, в том числе активное внедрение ИКТ в ее практическую деятельность, а также переход мировой цивилизации к постиндустриальному этапу развития. В этой связи особую роль приобретает информация не только как объект накопления и обмена на мировом рынке, включая налоговую информацию, но и как инструмент системы их электронной обработки в соответствии с Международными стандартами по облегчению мировой торговли и обеспечению ее безопасности. [1]
В последние годы происходит активное наращивание международного сотрудничества в сфере обмена налоговой информацией и повышение эффективности механизмов предотвращения налоговых преступлений. В противном случае национальные системы налогового администрирования испытывают вызовы и риски в силу того, что: во-первых, государства теряют налоговые поступления, а это угрожает их финансовой и социально -экономической устойчивости; во-вторых, размывается налоговая база и выводится прибыль из-под налогообложения; в-третьих, растет агрессивная налоговая конкуренция, что проявилось не только после финансово-экономического кризиса 2008 года, но и актуально в настоящее время экономического спада.
Наиболее динамичная работа в этом направлении ведется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она разработала и предложила ряд инструментов, создающих юридическую основу для информационного взаимодействия между странами в налоговой сфере. К таким инструментам можно отнести:
• Конвенцию о взаимной административной помощи в налоговой сфере, от 25 февраля 1988г., которая была совместно разработана Советом Европы и ОЭСР;
• Соглашение об информационном обмене в налоговой сфере, разработанное в 2002г. ОЭСР совместно с рядом стран, не являющихся ее членами;
• Типовую налоговую конвенцию ОЭСР, определяющую правила обмена информацией между договаривающимися сторонами.
Целями Конвенции о взаимной административной помощи в налоговой сфере являются: содействие развитию международного налогового сотрудничества, внедрение в практику разнообразных форм административного содействия между государствами в рамках сбора налогов и сборов, борьбы с уклонением от их уплаты. Последнее обновление текста Конвенции произошло в 2010 г. и на сегодняшний день она подписана 64 странами, но ратифицирована 28 государствами.
В 2002 году Комитетом ОЭСР по налоговым вопросам было одобрено Соглашение об информационном обмене в налоговой сфере. Оно было разработано Рабочей группой, образованной на Мировом форуме, который созвала ОЭСР для организации эффективного информационного взаимодействия государств. В эту рабочую группу были включены представители как государств-членов, так и основных оффшорных центров (Кипра, Бермудских островов, острова Мэн и др.).[2]
Одним из последних глобальных проектов ОЭСР является разработка и повсеместное внедрение инструментов противодействия «вредоносной налоговой практике» и приведение всех стран и территорий в соответствие с «международными стандартами налоговой прозрачности». Под «вредоносной налоговой практикой» понимается отсутствие механизмов обмена налоговой информацией аналогичных тем, что устанавливаются модельными соглашениями ОЭСР.
Согласно сложившейся практике, юрисдикции, не имеющие механизмов обмена налоговой информацией, включаются в ее «черный список». Если юрисдикция имеет механизмы обмена информацией, но в недостаточном объеме, она помещается в «серый список». Юрисдикции, полностью соответствующие стандартам «налоговой прозрачности», попадают в «белый список». Стимулирование перехода юрисдикций в
«белый список» осуществляется посредством угроз применения международных санкций.
Для того чтобы попасть в «белый список», необходимо заключить со странами-участницами ОЭСР не менее 12 «договоров, соответствующих стандартам международной налоговой прозрачности». Договорами, соответствующими стандартам налоговой прозрачности, являются документы, сконструированные по любому из следующих образцов:
1. Модельное соглашение ОЭСР об обмене информацией в сфере налогообложения (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters, или Tax Information Exchange Agreements, далее - «TIEA»);
2. Модельная конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения по налогам на доходы и капитал (Model convention with respect to taxes on income and on capital). Для рассматриваемых целей ключевым элементом этого документа является статья 26, посвященная вопросам обмена налоговой информацией.
На сегодняшний день в «черном списке» ОЭСР нет ни одной юрисдикции. «Серый список» включает в себя, в основном, классические оффшоры, но встречаются и налоговые юрисдикции, популярные с точки зрения международного налогового планирования за счет своих налоговых льгот, такие, как Лихтенштейн и Сингапур. «Белый список» содержит по большей части налоговые юрисдикции, не имеющие популярных льготных налоговых режимов. Однако «белый список» содержит и несколько оффшорных зон, которые успели заключить 12 соглашений, соответствующих стандартам налоговой прозрачности. Количество оффшорных зон в «белом списке» быстро увеличивается.
В рамках совершенствования технического аспекта процесса обмена налоговой информацией в феврале 2014 г. ОЭСР опубликовала Единый глобальный стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах, который будет использоваться как новый стандарт государственными налоговыми органами разных стран. Подход, изложенный в этом документе,
можно считать основным инструментом в борьбе с уклонением от уплаты налогов, однако выполнение положений этого документа потребует больших затрат со стороны финансовых учреждений, которые должны будут предоставлять информацию в ОЭСР. Этот международный стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах налагает на финансовые учреждения обязательства по проверке и сбору информации о том, где уплачивают налоги держатели банковских счетов, а также по предоставлению этой информации соответствующим налоговым органам.
Он разработан в сотрудничестве с G20 и ЕС и одобрен фискальным комитетом ОЭСР 17 января 2014г.[3]
В документе устанавливаются принципы обмена информацией между налоговиками разных стран. К нему прилагается и модельное соглашение. Подписав его, страны могут начать обмен данными. Подписать его могут любые страны, в те, которые не являются участниками ОЭСР. Согласно документу, информацию о зарубежных доходах своих резидентов страны будут получать не по запросу, как сейчас, а в автоматическом режиме. Речь идет об отслеживании операций по счетам с остатком более 250 тыс. долл. и о введении для банков и другим финансовых организаций обязанности выявлять фактических владельцев активов.
Автоматический обмен информацией играет решающую роль в непрекращающейся борьбе с уклонением от уплаты налогов, но новый стандарт потребует значительных расходов со стороны финансовых учреждений, так как им потребуется модифицировать и укрепить системы, необходимые для выполнения новых обязанностей. В настоящее время ОЭСР работает над разработкой комментариев к этому документу, которые будут опубликованы в июне 2014 года. Все юрисдикции, желающие следовать новому стандарту (о своей готовности сделать это заявили уже 42 юрисдикции), в большинстве своем должны будут принять законодательство на местном уровне.
Что касается России, то на сегодняшний день она не является полноправным членом ОЭСР, что, по сути, означает ее отстраненность от процесса формирования и регулирования общемировых тенденций в сфере обмена налоговой информацией. В свое время Совет ОЭСР (в мае 2007 года) принял решение о приглашении России к началу переговоров о вступлении в организацию. Ратификации Конвенции о налоговой помощи была намечена в плановом порядке - в рамках присоединения России к ОЭСР. [4]
Интерес Минфина РФ и ФНС РФ в части ратификации Конвенции связан, безусловно, с тем, что под давлением крупнейших стран, ее участниками становятся оффшоры. Так, в мае 2013 года зависимые британские территории (в том числе популярные у российского бизнеса Британские Виргинские острова) согласились на автоматическую передачу данных об операциях резидентов стран G5 (Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания). [5;8]
Некоторые оффшоры сами начали процесс постепенного повышения транспарентности. Например, Каймановы острова, один из наиболее популярных центров для уклонения от уплаты налогов, принял решение об увеличении степени раскрывания информации о компаниях и их директорах. [6;9]
Суммы возможного «прибытка» государственной казны от этих мер, согласно обнародованному плану российского правительства по деоффшоризации, составит 5-6 млрд. долл. налогов — прежде всего за счет обложения уводимых сейчас от налогов процентов и дивидендов.
Кроме статей об обмене информацией, в Конвенции есть нормы об одновременных налоговых проверках в странах-участницах (в том числе и об участии национальных налоговых органов в зарубежных проверках — законопроект о внесении такой опции в Налоговый кодекс РФ Минфин представлял еще в июне 2013 года). В этой связи ратификация Конвенции создаст условия для более широкого использования этого механизма.
Предполагается, что Россия готова к ратификации Конвенции и присоединении к ней с рядом изъятий. В частности, заявляется о неполной готовности законодательства РФ к применению механизма трансграничного взыскания долгов — поэтому Россия предупреждает, что не будет оказывать помощь по взысканию задолженности по таким платежам, как НДС, акцизы, НДПИ. Кроме того, РФ не будет предоставлять информацию об открытии и закрытии счетов граждан в банках, а также (для ограничения числа запросов) намерена ограничить тремя годами «период правовой помощи в отношении дел, которые подлежат преследованию в соответствии с нормами уголовного права». Оговорки, аналогичные российским, - о неприменении Конвенции к местным или косвенным налогам использовали многие страны. Поэтому то, как будут работать особые опции, вроде зарубежных проверок и взыскания задолженности, еще предстоит увидеть. Но в части базовой функции Конвенции — обмена информацией — российские фискальные органы получат возможность получения сведений из таких недоступных сейчас юрисдикций, как Белиз, Гибралтар, бывшие Нидерландские Антильские острова (Сен-Мартен, Кюрасао, Аруба) и многих других.
В заключении можно сделать вывод о том, что вопрос необходимости наращивания международного сотрудничества в сфере обмена налоговой информацией является значимым для большинства современных государств. Так, в декларации, принятой на саммите лидеров Группы двадцати ^20), прошедшем в Санкт-Петербурге 5-6 сентября 2013 г., отмечается необходимость препятствования перемещению налоговой базы в низконалоговые юрисдикции из юрисдикций, где осуществляется деятельность, создающая прибыль и стоимость. [7]
При этом отмечается, что международный обмен налоговой информацией является ключевым инструментом этой борьбы. На сегодняшний день общепризнано, что налоговая Конвенция — мощный инструмент в борьбе с уклонением от уплаты налогов, предусматривающий все формы сотрудничества: обмен информацией по запросам, проведение
проверок за рубежом, в том числе одновременно с внутренними, взыскание недоимки.
Список литературы:
1. Курников Е.В. Таможенное администрирование трансграничных
товаропотоков глобальной экономики. //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2013. № 4.
2. Официальный сайт Организация Экономического Сотрудничества и Развития (на русском языке)// http://www.oecd.org/// [Электронный ресурс] (дата обращения 14.05.2014)
3. Единый международный стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS)// Официальный портал журнала «Налоговый вестник»// www.nalvest.com/nv-article[Электронный ресурс] (дата обращения 14.05.2014).
4. России выходит на связь с оффшорами: Конвенция ОЭСР о налоговой помощи готова к ратификации// «Коммерсант» от 15 января 2014 года// [Электронный ресурс] (дата обращения 14.05.2014).
5. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития России//www.ved.gov.ru/news [Электронный ресурс] (дата обращения 14.05.2014).
6. Курников Е.В. Возможности и перспективы России как низконалоговой юрисдикции // Сб. «Проблемы налогообложения, предпринимательства и менеджмента», вып.
7. Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати», Официальный сайт председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» 6 сентября 2013 г. http://ru.g20russia.ru/load/782775267.
8. Писарева А.С. Повышение налоговой культуры и ее актуальность в увеличении уровня выполнения налоговых обязательств // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 90-98.
9. Дьяконова Ж.Г. Налоговый потенциал южного федерального округа (ЮФО): пути совершенствования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 178-182