НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.221
налогообложение добавленной стоимости: международный опыт обмена информацией и противодействия налоговым правонарушениям
И.С. ЗЕМЛЯНСКАЯ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения и аудита
E-mail: [email protected] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоградский филиал
Проблема противодействия уклонению от уплаты налогов, в частности налога на добавленную стоимость, становится весьма серьезной в мировом масштабе. Обмен информацией в рамках международного опыта борьбы с налоговыми правонарушениями приобретает в связи с этим особое значение, так как способствует созданию механизма совместного проведения налоговых аудитов и расследований, обязывает зарубежных партнеров к взаимодействию при возврате утаенных от национальных налоговых служб активов и капиталов.
Целью работы является изучение международного опыта обмена налоговой информацией и противодействия налоговым правонарушениям в рамках налогообложения добавленной стоимости.
Системный подход к предмету исследования реализован посредством таких общенаучных
методов, как научная абстракция, сравнение, анализ и синтез. Рассмотрены меры, принимаемые странами в рамках международного обмена информацией в сфере налогообложения добавленной стоимости.
Приведен опыт борьбы с нарушениями налогового законодательства и уплаты НДС в таких странах, как Чехия, Словакия, Великобритания, Австралия, Литва. Определены способы противодействия неправомерным возмещениям НДС в Европе. Изучена российская практика в рамках международного обмена налоговой информацией.
Сделан вывод о том, что в офшорных юрис-дикциях Европы внедрение автоматического обмена налоговой информацией будет способствовать существенному снижению использования схем уклонения от уплаты налогов. Кроме того, вполне возможно ужесточение администрирова-
ния налогообложения в Швейцарии и некоторых европейских государствах-офшорах. В ближайшее время Еврокомиссия может выступить с инициативой, согласно которой страны, не входящие в ЕС, должны будут присоединяться к какому-нибудь международному договору или другому документу о стандартах администрирования налогов.
Ключевые слова: борьба, уклонение от уплаты налогов, международный, обмен, налоговый, информация, возмещение НДС, правонарушение
В настоящее время обмен информацией об активности налогоплательщика в различных юрисдикциях становится нормой на фоне роста количества совместных налоговых проверок, основными участниками которых являются Служба внутренних доходов США, налоговые управления Великобритании и Австралии, налоговая полиция Канады [5]. Цели международного налогового обмена приведены на рис. 1.
На межгосударственном уровне подписаны и применяются на регулярной основе более 800 международных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами. В 2011 г. после саммита G20 в Каннах семь стран - Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Гана, Греция, Индия и Тунис -подписали международное соглашение по налоговым вопросам в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По данным начала 2013 г., количество стран, подписавших это соглашение, достигает 37 [5, с. 80].
В ноябре 2011 г. в Каннах на шестой встрече глав государств и правительств «Большой двадцатки» активно обсуждалась проблема противодействия в международной практике уклонению от уплаты
налогов, были утверждены новые методы борьбы с ним. 3 ноября 2011 г. представители Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Германии, Индии, Индонезии, Японии, Турции, Саудовской Аравии, ЮАР и России подписали текст Международной конвенции об оказании взаимной административной помощи в налоговых вопросах, которую разработали Совет Европы и ОЭСР.
Главный целью документа является определение основного набора принципов, которые представляют собой базу для дальнейшего международного сотрудничества в борьбе с налоговым мошенничеством. В соответствии с конвенцией государства-участники принимают на себя расширенные обязательства в обмене налоговой информацией и должны создать механизмы совместного проведения налоговых аудитов, расследований, обязаны активно содействовать зарубежным партнерам в возврате утаенных от национальных налоговых служб активов и капиталов.
В мае 2012 г. ОЭСР выступила с новым проектом «Налоговые проверки без границ», целью которого является оказание помощи развивающимся странам в совершенствовании налоговых систем и повышении эффективности борьбы с уклонением от уплаты обязательных платежей.
Источник: составлено автором по материалам работы [9].
Рис. 1. Цели международного обмена данными в сфере налогообложения
Организация экономического сотрудничества и развития 12 февраля 2013 г. опубликовала доклад о размывании налоговой базы и выводе прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profits Shitting). Документ посвящен регулированию глобальной налоговой системы и проблематике борьбы с уклонением от уплаты налогов. Основная идея состоит в том, что принятие современных международных стандартов налогообложения отстает от изменений, проходящих в практике транснационального бизнеса и развития электронной торговли. Авторы доклада предложили разработать комплекс мер, чтобы устранить неопределенность глобальной налоговой системы с помощью стран, не являющихся членами ОЭСР, и представителей бизнес-сообщества [5, с. 80].
Стремительно развивается сотрудничество между налоговыми органами разных стран в сфере косвенного налогообложения. Так, с 1 января 2012 г. вступили в юридическую силу новые правила, касающиеся административного сотрудничества в сфере сбора налога на добавленную стоимость (НДС) - Регламент ЕС от 07.10.2010 № 904/2010, принятый Советом Европейского союза. Этот документ аннулировал Регламент ЕС № 1798/2003).
Целью принятия новых правил является развитие административного сотрудничества в области сбора НДС между налоговыми и таможенными службами государств - членов ЕС, что в свою очередь будет способствовать выявлению и устранению уклонений от уплаты налогов. Причины принятия нового регламента:
• внесение нескольких существенных поправок;
• необходимость улучшения средств борьбы против мошенничества с НДС, предусмотренных Регламентом ЕС № 1798/2003;
• уточнение условий обмена информацией, полученной государством союза от третьих стран и других членов союза;
• определение категорий налогоплательщиков, для которых необходимо предусмотреть автоматический обмен информацией;
• необходимость предусмотрения рамочного механизма обратной связи [7].
Новый регламент оговаривает использование как ранее принятых, так и новых положений (рис. 2).
Следует отметить, что в последнее время активно обсуждается инициатива Минфина России по совершенствованию международного обмена информацией путем подписания двусторонних соглашений об обмене информацией с «низконалоговыми» юрисдикциями и ратификацией РФ многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Этот документ был подписан нашей страной еще в 2011 г. и позволяет использовать в перспективе автоматический обмен информацией более чем с 50 странами. Однако пока Россия не ратифицировала конвенцию.
Кроме того, Правительство РФ подготовило проект закона о контролируемых иностранных компаниях, по которому российские бенефициары офшорных компаний будут обязаны платить налоги с прибыли, накопленной в офшорах. Так, по оценкам Bank of America Merrill Lynch, Россия может получить 6 млрд долл. США дополнительных поступлений в бюджет только за счет налогообложения дивидендов, уводимых от налогов в офшоры.
Российским резидентам принадлежат 60 тыс. иностранных компаний, из них 15 тыс. зарегистрированы на Кипре, 5,5 тыс. - на Виргинских островах, 3,5 тыс. - на Сейшельских [8]. Согласно проекту закона, уклоняющимся от уплаты налогов лицам придется заплатить штраф в размере 30% всей прибыли фирмы. При этом любое российской физическое или юридическое лицо, владеющее хотя бы 1% иностранной компании, обязано уведомлять об этом налоговиков.
Однако сейчас такой закон не может быть реализован в полной мере на практике. События на Украине приостановили прием России в члены Организации экономического сотрудничества и развития, а значит, и ратификация упомянутой конвенции о взаимной налоговой помощи откладывается на неопределенный срок.
Что касается двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией, то подобные соглашения заключаются согласно типовому соглашению, утвержденному ОЭСР в рамках Глобального форума по налоговой транспарентности. К концу 2012 г. было заключено более 900 подобных соглашений. Российская Федерация пока не подписала ни одного такого договора, несмотря на неоднократные заявления Минфина России о намерении это сделать [4].
Направления сотрудничества
Ранее принятые Новые
Формирование правоохранительных органов, занимающихся административным сотрудничеством в рамках государств - членов союза. Механизм запроса сведений и проведение административных расследований. Присутствие иностранных должностных лиц при проверках. Уведомление о трансграничных решениях, исходящих от налоговых органов другого государства - члена союза.
Организация многостороннего контроля.
Защита данных, предусмотренная Директивой 95/46/ес европейских парламента и совета от 24.10.1995 о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и свободном обращении этих данных
Расширение обязанностей государств в отношении административного сотрудничества и защиты налоговых поступлений от других государств - членов союза. Точное определение информации, сбор и обмен с другими государствами - членами союза автоматического доступа к базам данных компетентных органов. Укрепление баз данных, касающихся НДС и деятельности внутри сообщества, включая ряд сведений о налогоплательщике и операциях, проводимых им. Гарантирование безопасности предоставляемой правовой информации в рамках системы обмена данными об НДС во время запросов на подтверждение номера налога. Обеспечение качества информации, содержащейся в базах данных государств - членов союза, о разработке общих стандартов, необходимых для регистрации и исключения из списка участников, анализ рисков. Определение правовой базы для создания официального сайта о борьбе с мошенничеством путем обмена информацией на многостороннем уровне, что будет содействовать сотрудничеству налоговых и таможенных органов
Источник: составлено автором по материалам работы [7].
Рис. 2. Направления развития административного сотрудничества между налоговыми и таможенными службами государств - членов ЕС
Глобальный форум, насчитывающий в своем составе 121 страну, включая многие офшоры, является ведущим международным органом реализации согласованных на международном уровне стандартов прозрачности и обмена информацией в налоговой сфере. Это продолжение работы, начатой в 2000-х гг. в рамках ОЭСР. Организация была реорганизована в сентябре 2009 г. в ответ на призыв G20 укреплять интернациональные стандарты. В феврале 2014 г. в рамках Глобального форума Организация экономического сотрудничества и развития представила новый единый стандарт для автоматического обмена информацией между налоговыми органами по всему миру.
На уровне ЕС Европейская комиссия также добивается создания общеевропейской автоматизированной системы обмена данными по
налогообложению. Инициаторами в этом деле выступают Великобритания, Германия, Франция, Испания. В последних двух странах уже проводятся пилотные испытания. По мнению председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, система обмена информацией должна быть создана до 1 января 2015 г.
Одной из задач международного обмена налоговой информацией является противодействие уклонению от налогообложения в международной экономической деятельности. Рассмотрим опыт зарубежных стран в борьбе с нарушениями налогового законодательства в сфере НДС.
Мировой экономический кризис побудил страны Евросоюза ускорить создание единого фискального органа и открыть для соседних государств свои налоговые базы данных. Как предпо-
лагалось, эта мера позволит пополнять бюджеты государств ЕС на 200 млрд евро ежегодно [3].
Идея создания Eurofisc обсуждалась с мая 2006 г. По оценкам Еврокомиссии, в 2006 г. налоговые мошенничества обошлись странам союза в 2-2,5% ВВП, или 200-250 млрд евро. Наиболее серьезный ущерб был связан с так называемым карусельным мошенничеством с НДС.
Суть данной схемы в том, что фирма, зарегистрированная в ЕС, получает право приобретать товары на всей территории сообщества без уплаты НДС. Приобретенные этим способом товары перепродаются в другой стране с надбавкой в размере ставки налога. Разница уходит напрямую в карман мошенников.
Однако до начала финансового кризиса государства не были готовы делиться своим суверенитетом с наднациональным органом. Проблема сокращения бюджетных доходов настолько обострилась, что создание Eurofisc стало возможным.
С момента своего создания Eurofisc породил множество разногласий среди стран - участниц ЕС. Многие видели в этом учреждении новую сверхструктуру по борьбе с мошенничеством в сфере налогообложения на территории сообщества. Владельцы крупного бизнеса, имеющие недвижимость в Испании, дома и виллы на побережье Коста-Бравы, всерьез были обеспокоены таким нововведением.
Европейский социально-экономический комитет (CSE) раскритиковал проект, заявив, что было бы достаточно более тесного сотрудничества между налоговыми службами государств и органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и отмыванием капиталов. В качестве аргумента CSE подчеркнул, что неуплата НДС не является самостоятельным преступлением и во многих случаях связана с контрабандой фальсифицированных товаров, торговлей наркотиками, оружием и другими незаконными видами деятельности, которые контролируются преступными группировками и террористическими формированиями [2].
Однако в октябре 2010 г. Евросоюзом была создана общеевропейская система по борьбе с уклонением от уплаты налогов Eurofisk. Это решение утвердили министры внутренних дел и юстиции сообщества. Основной задачей новой структуры
является отслеживание мошенничества, связанного с уклонением от уплаты НДС. Это учреждение не является наднациональной налоговой полицией, так как оно направлено исключительно на обмен информацией между национальными налоговыми органами государств сообщества. Eurofísk включает в себя механизм такого обмена и систему оповещения участников при появлении новых схем уклонения от НДС [10].
Уклонение от уплаты налогов становится весьма серьезной проблемой в мировом масштабе. Так, в Чехии в 2013 г. государственная казна не досчиталась от налогоплательщиков 149 млрд крон (5,5 млрд евро). А плательщики НДС задолжали государству 96 млрд крон (3,5 млрд евро). Новое чешское правительство настроено на решительную борьбу с должниками. Примером для подражания станут меры, проводимые в Словакии кабинетом министров Роберта Фицо. Опыт борьбы с неплательщиками, в особенности НДС, вывел эту страну за последние два года на передовые позиции в мире.
Важным пунктом программы чешского правительства во главе с Богуславом Соботкой является перевод всех предпринимателей на кассовые аппараты с электронной лентой. Планируется, что в 2016 г. информация со всех таких устройств будут поступать в единую базу данных министерства финансов.
После визита к соседям премьер-министр заявил, что было бы неплохо и в Чехии ввести «чековую лотерею» - словацкий проект, который позволяет выявлять уклонистов от уплаты НДС. Каждый житель республики может прислать в министерство финансов чек из любого ресторана и магазина. Граждане получают возможность участвовать в лотерее - идет розыгрыш ценных призов, а налоговые органы проводят на основании присланных чеков выборочные проверки.
Словацкий чековый эксперимент привел к тому, что за три месяца в государственную казну было выплачено на 200 млн евро налогов больше, чем за подобный период ранее. Премьер Б. Со-ботка также сообщил, что в Чехии по словацкому примеру может быть создано специализированное подразделение, которое будет заниматься раскрытием самых серьезных налоговых преступлений.
«В Словакии, например, зарегистрироваться в качестве плательщика НДС не так-то просто. Заявка на регистрацию тщательно проверяется, и если налоговый субъект вызывает подозрения, его заставляют заплатить залог, из которого потом погашаются его задолженности по налогам. Я считаю, что такая проверка полностью оправдана. Другое дело, что эти подозрительные субъекты, как мне сообщили, перебираются из Словакии к нам в Чехию. И нам, конечно, нужно менять нашу систему взимания налогов, чтобы не допустить злоупотреблений и подозрительных операций на нашей территории», - заявил премьер-министр Богуслав Соботка[11].
Злоупотребления и мошенничество при уплате НДС в странах ЕС проходят, как правило, в следующих формах:
- использование фирм-однодневок;
- налоговые карусельные схемы;
- осуществление мнимых освобождаемых от уплаты НДС операций и др.
По оценкам Europol, применяемая схема мошенничества с участием внутренних трейдеров (MTIC), известная также как «карусель», приводит к потере более 800 млрд ф.ст. НДС для государств - членов ЕС в год [1]. Меры борьбы с такими формами злоупотреблений и мошенничеств в сфере НДС страны постоянно разрабатывают и применяют.
Так, в докладе юридической фирмы Pinsent Masons отмечены усилия британской Государственной налоговой службы ее величества (HMRC), предпринимаемые для борьбы с мошенничеством в сфере НДС, в частности противодействие карусельной схеме. Однако, по мнению Даррена Меллор-Кларка, партнера Pinsent Masons, HMRC приняла противоречивый подход, введя отсрочку для восстановления сумм НДС.
Меры, необходимые для более тщательной проверки законности действий трейдеров, особенно сильно ударили по сфере финансовых услуг, энергетике и розничному бизнесу. Кроме того, партнер считает, что «крайне сложно для бизнеса выяснить и с уверенностью сказать, действительно ли поставщик участвует в мошенничестве. Многие пострадавшие от этого предприятия будут задавать вопрос, почему они должны быть ответственными за порочность системы и
действия преступников, о которых они даже не подозревали» [1].
В соответствии с решением Европейского суда, вынесенного в пользу компании Bond House в январе 2006 г., законопослушные трейдеры могут рассчитывать на некоторую защиту от убытков в результате использования схемы MTIC и возместить удержанный с них НДС, если смогут доказать, что не знали и не могли знать при должном уровне предусмотрительности, что являются участником мошеннической схемы.
Интересными представляются опубликованные в упомянутом докладе данные о том, что HMRC, специализирующаяся на мониторинге работы крупнейшего бизнеса в Великобритании и изучающая налоговые отношения 770 крупнейших предприятий страны, получила порядка 1,44 млрд ф.ст. (2,3 млрд долл.) в результате расследований порядка выполнения правил начисления НДС компаниями в 2012/13 финансовом году, что превышает на 18% показатель прошлого года и почти в три раза превосходит сумму, собранную в 2009/2010 финансовом году (443 млн ф.ст.).
Среди применяемых способов борьбы с неправомерным возмещением НДС в европейской практике можно выделить:
- расширение кассового метода взимания налогов, в том числе и для вычетов по НДС (доходы и расходы отражаются в книге учета после фактического получения дохода и совершения расхода);
- всеобщее введение режима налогового агентства (reverse charge) в операциях B2B (пока такой введен только на отдельные виды товаров и услуг) - местный плательщик отчитывается по НДС так, как если бы он был и продавцом, и покупателем по сделке;
- улучшение и ускорение обмена информацией между налоговыми органами стран ЕС (например, что касается офшорных зон, то с ними развитые страны могут заключать соглашения не об исключении двойного налогообложения, а об обмене налоговой информацией).
Таким образом, эффективный контроль и последовательное взимание НДС должны привести к сокращению случаев мошенничества.
Интересным представляется опыт борьбы с нарушениями налогового законодательства в Австралии. Налоговая служба для обнаружения
случаев несоблюдения налогового законодательства использует корпоративное хранилище данных Teradata, которое позволяет интегрировать данные по всем направлениям ее деятельности. Пользователями хранилища являются сотрудники как профильных, так и обслуживающих подразделений налоговой службы.
Так называемые модели обнаружения сетей связей, которые в графическом виде отображают взаимоотношения между компаниями, физическими лицами, пенсионными фондами и трастами, позволяют понять структуру отношений компаний с партнерами, поставщиками и заказчиками, в том числе для анализа применяемых методов трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами [12].
Австралийская налоговая служба анализирует около 250 тыс. объектов, что дает возможность обнаруживать мошеннические схемы, а также незаконные схемы налоговой оптимизации, используемые как крупными корпорациями, так и обеспеченными гражданами. Так, в рамках этой работы в 2011-2012 гг. было приостановлено 7 900 налоговых возвратов на сумму более 40 млн австралийских долл.
Указанная система моделей обнаружения сетей связей позволяет достичь следующих целей:
- во-первых, определить незаконные или сомнительные сделки между налогоплательщиками;
- во-вторых, достаточно легко выявить потенциальные компании-«фениксы» - организации, которые создаются и несут убытки на начальном этапе коммерческой деятельности. Как только такая фирма становится прибыльной, она, чтобы избежать уплаты налогов, искусственно ликвидируется. А затем возрождается, как птица Феникс, в качестве нового юридического лица. Анализ схожих характеристик разных юридических лиц позволяет обнаруживать такие компании на ранней стадии их деятельности.
Для более эффективной борьбы с неуплатой НДС и обеспечения больших сумм его поступлений в бюджет министерство финансов Литвы предлагает поправки к Закону о налоге на добавленную стоимость. Они уже согласованы с заинтересованными органами и представлены правительству. В проекте предложено узаконить правовое регулирование, которое позволило бы применять солидар-
ную ответственность к лицам, которые во время составления сделки знали или должны были знать о том, что рассчитанная сумма НДС не будет оплачена. Иначе говоря, солидарная ответственность будет применяться к лицам, напрямую связанным с недобросовестным плательщиком, если в их поведении усматривается мошенничество в связи с несоответствующим выполнением налоговых обязательств - оплатой рассчитанного налога.
По словам министра финансов Римантаса Шаджюса, предлагаемая мера, широко применяемая в государствах ЕС, окажет несомненное превентивное влияние на потенциально недобросовестных налогоплательщиков и в Литве. Такой порядок действует в Польше, Дании, Объединенном Королевстве, Германии, Бельгии, Италии, Нидерландах, Словении и других странах ЕС. Министерство финансов Литвы также предлагает сократить от одного месяца до семи дней сроки вывоза товара в другие страны ЕС в случае импорта продукции с необлагаемым на импорт НДС [6].
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, внедрение автоматического обмена информацией на всех уровнях будет способствовать ликвидации института офшорных юрис-дикций в Европе с точки зрения схем уклонения, но не минимизации налогообложения. В итоге сократится число наиболее распространенных схем вывода средств без уплаты налогов в Европе.
Во-вторых, вполне возможно ожидать ужесточения администрирования налогообложения в Швейцарии, Лихтенштейне, Монако, Андорре и Сан-Марино. При этом компромиссом может стать сохранение относительно низких ставок налогообложения в этих юрисдикциях в обмен на большую прозрачность банковской системы и международных трансакций.
В-третьих, в ближайшее время Еврокомис-сия может выступить с инициативой, согласно которой страны, не входящие в ЕС, должны будут присоединяться к какому-либо международному договору, другому документу о стандартах администрирования налогов. Это станет проблемой как для неевропейских офшорных юрисдикций, так и для обычных торговых контрагентов. Особенно серьезным может стать вопрос о зависимости проведения торговых операций с контрагентом,
не являющимся членом ЕС, от наличия соответствующего договора (соглашения и пр.) со страной его юрисдикции.
Список литературы
1. Борьба с мошенничеством с VAT в Великобритании принесла ощутимые плоды. URL: http:// prooffshores.ru/content/borba-s-moshennichestvom-s-vat-v-velikobritanii-prinesla-oshchutimye-plody (дата обращения: 09.04.2014).
2. В Европе создан новый налоговый орган. URL: http://www.altadicion.com/ru/novosti/ ekonomika/67-v-evrope-sozdan-novyj-nalogovyj-organ (дата обращения: 10.04.2014).
3. «Еврофиск» создаст единую базу счетов-фактур. URL: http://www.audit-it.ru/news/account/ 192870.html (дата обращения: 15.04.2014).
4. ЕК хочет начать переговоры с РФ о сотрудничестве в борьбе с мошенничеством с НДС. URL: http://bankir.ru/novosti/s/ek-khochet-nachat-peregovory-s-rf-o-sotrudnichestve-v-borbe-s-moshennichestvom-s-nds-10066775/#ixzz2wgY2 Etwd2008 (дата обращения: 10.04.2014).
5. Маленкин А.В., Нестеренко А.А. Мировые тенденции в борьбе с уклонением от уплаты налогов // Налоговая политика и практика. 2013. № 6. С. 80.
6. Минфин Литвы представил поправки к Закону о НДС. URL: http://www.baltic-course. com/rus/education/?doc=90061 (дата обращения: 09.04.2014).
7. НДС и административное сотрудничество. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/ taxation/tax_cooperation/mutual_assistance/vat_ administrative_regulation/index_fr.htm (дата обращения: 20.04.2014).
8. Петрова Ю., Голосов С. Российские власти объявили войну офшорам // Секрет фирмы. № 5. 2014. С. 6.
9. Полежарова Л.В. Проблема двойного налогообложения и противодействие уклонению от налогообложения // Финансы. 2013. № 12. С. 21.
10. Создан Еврофиск - общеевропейская система по борьбе с уклонением от уплаты налогов. URL: http://www.garant.ru/news/280462/ #ixzz2wgeHQfzn (дата обращения: 20.04.2014).
11. Чеканова А. Чешских уклонистов будут воспитывать по-словацки. URL: http://www.radio. cz/ru/rubrika/radiogazeta/cheshskix-uklonistov-budut-vospityvat-po-slovacki (дата обращения: 15.04.2014).
12. ЧулаповА.А. Опыт борьбы с нарушениями налогового законодательства в Австралии // Налоговая политика и практика. 2013. № 11. С. 74.
International accounting Taxes and taxation
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
VALUE ADDED TAXATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE OF INFORMATION EXCHANGE AND TAX OFFENCES COUNTERING
Irina S. ZEMLYANSKAYA Abstract
Importance The problem of combating tax evasions, concerning the VAT in particular, becomes rather serious across the globe. In this regard, the information exchange within the framework of international experience in combating tax offences becomes particularly important since it promotes creating the mechanism of conducting joint tax audits and investigations, as well as it obliges foreign partners to cooperate on the issue of returning the assets and capital, which have been concealed from the national tax services.
Objectives The paper aims to study the international experience of tax information exchange and countering tax offences in the framework of value-added taxation. Methods I implement a system approach to the scope of the research through such general scientific methods as a scientific abstraction, comparison, analysis and synthesis. I have analyzed the measures, which were adopted by the States within the international exchange of tax information in the field of value-added taxation. I describe the experience of foreign countries in combating the tax legislation and VAT
payments offences in such countries as the Czech Republic, Slovakia, UK, Australia and Lithuania. I identify the ways of combating illegal VAT compensation in the European legal practice. I provide the study of the Russian practice within the framework of international exchange of tax information. Results I have arrived at a conclusion that the introduction of an automatic exchange of tax information in the offshore jurisdictions of Europe will contribute to a substantial decline in the use of tax evasion schemes. In addition, it is possible to expect the tightening of taxation administration in Switzerland and some offshore European countries. Conclusions and Relevance In the near future the European Commission may take the initiative, according to which the countries outside of the EU will have to join some international treaty or other document on tax administration standards.
Keywords: anti-evasion measures, tax evasion, international, exchange, tax, information, VAT refund, offence
References
1. Bor 'ba s moshennichestvom s VATv Velikobri-tanii prinesla oshchutimye plody [Combating the VAT fraud in the UK has brought palpable results]. Available at: http://prooffshores.ru/content/borba-s-moshennichestvom-s-vat-v-velikobritanii-prinesla-oshchutimye-plody. (accessed 09.04.2014) (In Russ.)
2. V Evrope sozdan novyi nalogovyi organ [Europe has created a new tax authority]. Available at: http://www.altadicion.com/ru/novosti/ekonomika/67-v-evrope-sozdan-novyj-nalogovyj-organ. (accessed 10.04.2014) (In Russ.)
3. "Evrofisk " sozdast edinuyu bazu schetov-fak-tur [The Eurofisc is going to make a common database of detailed invoices]. Available at: http://www. audit-it.ru/news/account/192870.html. (accessed 15.04.2014) (In Russ.)
4. EK khochet nachat'peregovory s RF o sotrud-nichestve v bor 'be s moshennichestvom s NDS [The EC is eager to start the negotiations with the RF about cooperation on VAT fraud combating]. Available at: http://bankir.ru/novosti/s/ek-khochet-nachat-per-egovory-s-rf-o-sotrudnichestve-v-borbe-s-moshen-nichestvom-s-nds-10066775/#ixzz2wgY2Etwd2008. (accessed 10.04.2014) (In Russ.)
5. Malenkin A.V., Nesterenko A.A. Mirovye ten-dentsii v bor'be s ukloneniem ot uplaty nalogov [The global trends in anti-evasion measures]. Nalogovaya politika i praktika - Tax policies and practice, 2013, no. 6, p. 80.
6. Minfin Litvy predstavil popravki k Zakonu o NDS [The Lithuanian Ministry of Finance has amended the VAT legislation]. Available at: http:// www.baltic-course.com/rus/education/?doc=90061. (accessed 09.04.2014) (In Russ.)
7. TVA et coopération administrative. Available at: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxa-tion/tax_cooperation/mutual_assistance/vat_ad-ministrative_regulation/index_fr.htm. (accessed 20.04.2014).
8. Petrova Yu., Golosov S. Rossiiskie vlasti ob"yavili voinu ofshoram [The Russian authorities have declared a war against offshore]. Sekret firmy -Company secret, 2014, no. 5, p. 6.
9. Polezharova L.V. Problema dvoinogo nalo-gooblozheniya i protivodeistvie ukloneniyu ot nalogooblozheniya [A problem of dual taxation and combating tax evasion]. Finansy - Finance, 2013, no. 12, p. 21.
10. Sozdan Evrofisk - obshcheevropeiskaya sistema po bor 'be s ukloneniem ot uplaty nalogov [Creation of Eurofisc, a Europe-wide system of combating tax evasion]. Available at: http://www. garant.ru/news/280462/#ixzz2wgeHQfzn. (accessed 20.04.2014) (In Russ.)
11. Chekanova A. Cheshskikh uklonistov budut vospityvat' po-slovatski [Czech tax-evaders will be educated in the Slovak way]. Available at: http:// www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/cheshskix-uklonistov-budut-vospityvat-po-slovacki. (accessed 15.04.2014) (In Russ.)
12. Chulapov A.A. Opyt bor'by s narusheniyami nalogovogo zakonodatel'stva v Avstralii [An experience of combatting tax legislation offences in Australia]. Nalogovaya politika i praktika - Tax policies and practice, 2013, no. 11, p. 74.
Irina S. ZEMLYANSKAYA
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd Branch, Volgograd, Russian Federation [email protected]