Научная статья на тему 'Конвенциональные формы протестного поведения в Карачаево-Черкесской Республике как проявление гражданской активности'

Конвенциональные формы протестного поведения в Карачаево-Черкесской Республике как проявление гражданской активности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протестное поведение / конвенциональные формы / субъекты протеста / этнические группы / общественные организации этнической направленности / практики протеста / protest behavior / conventional forms / subjects of a protest / ethnic groups / public organizations of ethnic orientation / practice of a protest.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кубанова Лиана Владимировна, Щербина Елена Анатольевна

В статье рассмотрены формы протестного поведения в полиэтничном регионе – Карачаево-Черкесской Республике. Выделены особенности и типичные черты современных протестных акций, к которым относятся конвенциональность, этничность, наличие первичных и вторичных субъектов протестов, индоктринация, перенос реальных практик протеста в виртуальные. Приведены некоторые примеры и представлен анализ акторов, центральной проблемы и форм протестной активности, которые наблюдались в республике в 2017–18 гг. Среди основных конфликтных тем, вокруг которых в КЧР разворачивались протесты, были земельные вопросы и проблема «аланского наследия». Вторая проблема является центральной на политико-идеологическом поле Северного Кавказа, так как затрагивает интересы не только карачаевцев, проживающих в КЧР, но и осетин, балкарцев, ингушей. Одновременно она выступает исторической доктриной, вокруг которой сплачивается карачаево-балкарская молодёжь. В статье представлено несколько сюжетов, связанных с аланским вопросом, которые вызвали протестные акции, инициированные общественной организацией карачаевского народа. Все акции носили конвенциональный характер и имели форму заявлений, обращений, открытых писем, которые, с одной стороны, были ориентированы на реакцию органов власти разного уровня, с другой – на этническую аудиторию, выполняя мобилизаторскую функцию. Вторая проблема, связанная с земельным вопросом, на протяжении нескольких лет также вызывала протестные акции. В статье изложено несколько сюжетов, связанных с протестом жителей населённых пунктов КЧР против незаконного отъёма земель. В каждом из описанных случаев решение земельного вопроса жителями аулов и сёл связывалось с открытыми обращениями к руководству республики в средствах массовой информации, в первую очередь, в интернет-сетях. Эта практика обращения жителей по земельной проблеме стала главной в КЧР. На основе сопоставительного анализа протестных акций, развернувшихся вокруг двух обозначенных проблем, показано, что протесты, связанные с земельным вопросом, носили первоначально неконвенциональный характер, затем формализовались и институционализировались, в большинстве случаев приобретая черты этничности. Особенностью всех протестных акций в КЧР является отсутствие деструктивности, правового оформления, что позволяет рассматривать их как проявление гражданской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кубанова Лиана Владимировна, Щербина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conventional Forms of Protests in the Karachay-Cherkess Republic as a Display of Civil Activity

This article examines the forms of protest behavior in such a poly-ethnical region as the Karachay-Cherkess Republic. Highlighted are the peculiarities and typical traits of modern protests, which include conventionality, ethnicity, the presence of primary and secondary protest subjects, indoctrination, carrying over real protest practices into the virtual realm. A few examples are provided, with an analysis of actors, the main problem and the various forms of protest activity observed in the republic during the years 2017–2018. The primary points of conflict, which were at the core of the Karachay-Cherkess Republic protests, include issues associated with land and “Alanian heritage”. The latter issue is a crucial part of the political and ideological landscape of the Northern Caucasus, since it does concern not only Karachays living in the Karachay-Cherkess Republic, but also Ossets, Balkars and Ingush people. It simultaneously serves as a historic doctrine which unites Karachay and Balkar youth. The article presents several narratives associated with the Alanian issue, which sparked a protest initiated by the Karachays’ community organization. All of the rallies were of the conventional type, while bearing a form of claims, appeals and public letters which, on one hand, were aimed at getting a reaction from various level public authorities, and on the other hand – intended for an ethnic audience, for the purpose of mobilizing the masses. There is also a second problem associated with land issues, which has been at the heart of protests for a number of years. This article outlines several narratives concerning the inhabitants of the KarachayCherkess Republic’s towns protesting against illegal confiscation of land. Each of the described cases involved villagers resolving territorial disputes through open appeals addressed to republican authorities via mass media, primarily the internet. Such practices of inhabitants making territorial issue appeals have become prevalent in the Karachay-Cherkess Republic. A comparative analysis of protests sparked by the two aforementioned issues has been used to illustrate that the protests associated with territorial issues were at first of non-conventional nature, while later undergoing formalization and institutionalization, with the vast majority acquiring ethnical traits. All protests in the Karachay-Cherkess Republic are characterized by a lack of destructiveness and legal registration, which allows for them to be considered an expression of civil activity.

Текст научной работы на тему «Конвенциональные формы протестного поведения в Карачаево-Черкесской Республике как проявление гражданской активности»

ВЕСТН И Криолог

Тема номера

Политические процессы: социальные протесты и протестные настроения

Конвенциональные формы протестного поведения в Карачаево-Черкесской Республике как проявление гражданской активности

Куб анова Лиана Владимировна -

кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований, Черкесск

E-mail: lianakubanova@mail.ru

Ще рбина Елена Анатольевна -

кандидат политических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований, Черкесск

E-mail: adenas@list.ru

ВЕСТНИ1&гЖи 32

Конвенциональные формы протестного поведения в Карачаево-Черкесской Республике как проявление гражданской активности

ЭО!: 10.19181/У1Б.2018.26.3.522

Аннотация. В статье рассмотрены формы протестного поведения в поли-этничном регионе - Карачаево-Черкесской Республике. Выделены особенности и типичные черты современных протестных акций, к которым относятся конвенциональность, этничность, наличие первичных и вторичных субъектов протестов, индоктринация, перенос реальных практик протеста в виртуальные. Приведены некоторые примеры и представлен анализ акторов, центральной проблемы и форм протестной активности, которые наблюдались в республике в 2017-18 гг. Среди основных конфликтных тем, вокруг которых в КЧР разворачивались протесты, были земельные вопросы и проблема «аланского наследия». Вторая проблема является центральной на политико-идеологическом поле Северного Кавказа, так как затрагивает интересы не только карачаевцев, проживающих в КЧР, но и осетин, балкарцев, ингушей. Одновременно она выступает исторической доктриной, вокруг которой сплачивается карачаево-балкарская молодёжь. В статье представлено несколько сюжетов, связанных с аланским вопросом, которые вызвали протестные акции, инициированные общественной организацией карачаевского народа. Все акции носили конвенциональный характер и имели форму заявлений, обращений, открытых писем, которые, с одной стороны, были ориентированы на реакцию органов власти разного уровня, с другой - на этническую аудиторию, выполняя мобилизаторскую функцию. Вторая проблема, связанная с земельным вопросом, на протяжении нескольких лет также вызывала протестные акции. В статье изложено несколько сюжетов, связанных с протестом жителей населённых пунктов КЧР против незаконного отъёма земель. В каждом из описанных случаев решение земельного вопроса жителями аулов и сёл связывалось с открытыми обращениями к руководству республики в средствах массовой информации, в первую очередь, в интернет-сетях. Эта практика обращения жителей по земельной проблеме стала главной в КЧР. На основе сопоставительного анализа протестных акций, развернувшихся вокруг двух обозначенных проблем, показано, что протесты, связанные с земельным вопросом, носили первоначально неконвенциональный характер, затем формализовались и институционализировались, в большинстве случаев приобретая черты

0 этничности. Особенностью всех протестных акций в КЧР является отсутствие ^ деструктивности, правового оформления, что позволяет рассматривать их как

проявление гражданской активности.

^ Ключевые слова: протестное поведение, конвенциональные формы,

1 субъекты протеста, этнические группы, общественные организации этнической

00 направленности, практики протеста

О!

00

Протестное поведение в современной России на региональном уровне имеет разные формы проявления, при этом преобладающими являются конвенциональные, для которых характерны институциональность и технологичность.

Особенностью протестного поведения в современной России на уровне регионов является перенос практик протеста от реальности в виртуальность.

Протестное поведение в современной России на региональном уровне имеет разные формы проявления, при этом преобладающими являются конвенциональные, для которых характерны институциональность и технологичность. Проведённый анализ отечественной литературы, центральной проблемой которой является протестное поведение как политическое действие, позволяет предположить, что само содержание данного термина изменилось от понимания его преимущественно как неконвенционального действия, имеющего определённый политически девиантный характер (не соответствует нормам политического режима и политического поведения) [Протестное политическое ...] к расширительному его толкованию как формы политического участия в форме негативных реакций акторов, направленных против партикулярных проявлений политического режима [Соина 2008].

Ещё одной особенностью протестного поведения в современной России на уровне регионов является перенос практик протеста от реальности в виртуальность. Данный контекст предполагает следующее: как показывает практика, население регионов не готово к выходу на открытые манифестные действия, при этом обращения, письма, заявления с определённым протестным содержанием, размещённые в сети интернет (порталы, блоги, группы и т. д.) как реакция на какие-то действия или события, находят широкую поддержку общественности или этнической группы. В полиэтничном регионе, каким является Карачаево-Черкесская Республика, протестные действия чаще всего связаны с определённой этнической группой, выступающей вторичным субъектом. Роль первичного субъекта берут на себя общественные организации этнической направленности.

На наш взгляд, значимыми факторами протестного поведения в полиэтничном регионе выступают флэшмобные практики и индоктринация, которые академик В. А. Тишков рассматривает как черты современных этнополитических конфликтов [Этнологический мониторинг. 2017]. В условиях персональной ответственности руководителей регионов за состояние межэтнической и межконфессиональной сферы на Северном Кавказе значительно сократилось число открытых этнополитических конфликтов, при этом протестная активность сохраняется и может рассматриваться как ранняя, некая предупреждающая форма конфликта. В соответствии с этим положением, две выделенные В. А. Тишковым черты современных этнополитических конфликтов можно смело применять к характеристике протестного поведения.

Для Карачаево-Черкесской Республики как субъекта РФ с полиэтничным составом населения характерны все обозначенные нами черты и особенности протестного поведения. В качестве эмпирического материала мы представим событийный ряд, формы, способы протестного поведения, которые фиксировались в течение 2017-18 гг. Они позволили нам сделать общие выводы и выявить закономерности.

В 2017-18 гг. среди основных конфликтных тем, вокруг которых в КЧР разворачивались протесты, были земельные вопросы и проблема «аланского наследия».

В 2017-18 гг. среди основных конфликтных тем, вокруг которых в КЧР разворачивались протесты, были земельные вопросы и проблема «аланского наследия». Вторая проблема не является сугубо региональной, так как затрагивает исторические интересы не только карачаевцев, проживающих в КЧР и являющихся титульным и самым многочисленным этносом республики, но и других народов Северного Кавказа: осетин, балкарцев, ингушей. На наш взгляд, именно эта проблема в настоящее время является центральной на политико-идеологическом поле Северного Кавказа, одновременно выступая той исторической доктриной (индоктринация, о которой говорит академик В. А. Тишков), вокруг которой сплачивается карачаево-балкарская молодёжь.

В 2017 г. актуализируется проблема «аланского наследия» в среде карачаевской интеллигенции и общественников, которая сформировалась и остаётся зоной межэтнического и этноконфессионального риска с конца 80-ых гг. ХХ столетия. Для карачаевцев она может быть сведена к двум взаимосвязанным сторонам: признания их потомками древних алан со стороны других северокавказских народов, прежде всего осетин, также считающих себя их прямыми потомками, и решение вопроса о принадлежности Аланского храмового комплекса, расположенного в посёлке Нижний Архыз. Нижне-Архызский историко-культурный комплекс Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесии (Архызское городище) - археологический памятник Х-Х11 вв., остатки крупного аланского поселения. Постановлением Совмина РСФСР № 35 от 28.01.1988 г. комплекс включён в состав Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника, и указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 г. объявлен памятником федерального значения1. Все протестные акции 2017-18 гг. в Карачаево-Черкесской Республике в рамках обозначенной проблемы были так или иначе связаны с данными вопросами.

В контексте вопросов, обозначенных в качестве основных в данной статье, проанализируем проблемы, связанные с «аланским наследием», вокруг которых формировалось про-тестное поле, акторы протеста и формы, в которых оно осуществлялось. Основным (первичным) субъектом протестов выступила Карачаево-Черкесская региональная общественная правозащитная организация «Конгресс карачаевского народа». Основными темами, вызвавшими протестную активность, стали:

- переименование Южной Осетии в Аланию (речь идёт о добавлении названия «Государство Алания» к старому названию «Республика Южная Осетия» - прим. авторов), ини-

1 Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176. Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/7555 [Дата посещения: 12.04.2018].

циированное руководством этой республики и вынесенное на референдум в апреле 2017 г.1 Оно было расценено карачаевскими общественными организациями как стремление осетин к монополизации исторического наследия алан;

- вопрос обоснования принадлежности аланских храмов, расположенных на территории древнего Аланского городища в Карачаево-Черкесской Республике, карачаево-балкарскому населению как прямым потомкам алан. При этом звучали обвинения (спор о принадлежности этого исторического места между карачаевскими историками и представителями Русской Православной церкви длится не одно десятилетие) в адрес местной епархии Русской Православной церкви2;

- решение Главы КЧР в июле 2017 г. о дальнейшем развитии историко-культурного комплекса как Республиканского государственного учреждения «Аланский христианский центр на Северном Кавказе» (Указ Главы КЧР № 179 от 28.07.2017.)3;

- вопрос, связанный с празднованием 1100-летия крещения древнего государства Алании, поддержанный Президентом РФ В. В. Путиным4. Спорными оказались следующие вопросы: 1) основная предполагаемая территория празднования - Республика Северная Осетия-Алания; 2) состав оргкомитета по подготовке и проведению празднования, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 9.02.2018 г. за № 194-р, в который вошли представители единственного региона - Республики Северная Осетия-Алания (РСОА)5.

1 Государство Алания. Восстановление исторической справедливости // Южная Осетия сегодня. Международное информационное агентство. URL: http:// south-ossetia.info/gosudarstvo-alaniya-vosstanovlenie-istoricheskoj-spravedlivosti [Дата посещения: 12.04.2018].

2

Обращение к Главе КЧР Р. Б. Темрезову // On Kavkaz. Информационно-аналитический портал. URL: https://onkavkaz.com/blogs/2506-obraschenie-k-glave-kchr-r-b-temrezovu.html [Дата посещения: 12.04.2018].

В Нижнем Архызе будет создан «Аланский христианский центр на Северном Кавказе». День Республики, 2017, 1 августа; полпред Президента РФ в СКФО поддержал решение Главы КЧР по созданию на территории Нижне-Архызского комплекса «Аланского христианского центра на Северном Кавказе» // Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. URL: http://www.kchr.ru/news/detailed/38225/ [Дата посещения: 12.04.2018].

4 Указ Президента РФ от 14.10.2017 за № 480 «О праздновании 1100-летия крещения Алании».

5

Обращение к Д. А. Медведеву о составе оргкомитета по празднованию 1100-летия крещения Алании // On Kavkaz. Информационно-аналитический портал. URL: https://www.onkavkaz.com/blogs/3374-obraschenie-k-d-a-medvedevu-o-sostave-orgkomiteta-po-prazdnovaniyu-1100-letija-kreschenija-alan.html; Ингуши и карачаево-балкарцы против празднования 1100-летия крещения Алании только в Северной Осетии // On Kavkaz. Информационно-аналитический портал. URL: https://onkavkaz.com/news/2134-ingushi-i-karachaevo-balkarcy-protiv-prazdnovanija-1100-letija-kreschenija-alanii-tolko-v-sever.html [Дата посещения: 12.04.2018].

Во всех обозначенных случаях и по каждой из перечисленных тем последовала реакция председателя и представителей общественной организации «Конгресс карачаевского народа» в следующих формах, которые носили конвенциональный и институциональный характер:

- обращение представителей Карачаево-Черкесской общественной организации «Конгресс карачаевского народа» к главе МИД РФ С. Лаврову по поводу переименования Южной Осетии в Аланию. Руководители организации заявили о том, что рассматривают предполагаемое переименование как посягательство на историческое наследие народов Российской Федерации, в частности, карачаево-балкарского народа1. На состоявшемся 25 марта 2017 г. съезде ОО «Конгресс карачаевского народа» наряду с другими проблемами вновь был поставлен вопрос о несогласии этой организации с возможным переименованием, в котором усматривается стремление осетин к монополизации исторического наследия алан2;

- открытое письмо членов «Конгресса карачаевского народа» к главе КЧР Р. Б. Темрезову по вопросу обоснования принадлежности аланских храмов, расположенных на территории древнего Аланского городища, и карачаево-балкарскому народу как прямым потомкам алан, а также обвинение местных епархий Русской Православной церкви в «необоснованных притязаниях на аланские храмы». Поводом для обращения послужила проповедь архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, с которой он обратился к верующим в Троицком храме, расположенном в Аланском городище, в День Святого Духа. В проповеди он рассказал историю аланских храмов и выразил надежду, что «храмы древнего Аланского городища, ныне являющиеся памятниками архитектуры, будут снова служить своему главному предназначению»3;

- эта же организация в сети интернет и открытом обращении к главе КЧР Р. Темрезову публично выразила своё несогласие с его решением о создании на Северном Кавказе «Аланского христианского центра» и требовала отмены со-

|в >о

00 тН

о

(N СП

S"2

Ь ПО

Ш Ol

1 Конгресс карачаевского народа попросил МИД России не допустить переименования Южной Осетии // Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/297862 [Дата посещения: 12.04.2018].

2

Деятели Осетии уничтожили в Архызе аланские курганы Карачая и вывезли найденное во Владикавказ // On Kavkaz. Информационно-аналитический портал. URL: https://onkavkaz.com/news/1602-dejateli-osetii-unichtozhili-v-arhyze-alanskie-kurgany-karachaja-i-vyvezli-naidennoe-vo-vladika.htm [Дата посещения: 12.04.2018].

3

Пятигорская и Черкесская епархия Русской Православной Церкви // Facebook.com. URL: https://www.facebook.com/Blago.Kavkaz/ posts/1367278063319645 [Дата посещения: 12.04.2018].

ответствующего Указа главы КЧР1. По итогам расширенного заседания РОО «Конгресс карачаевского народа» с участием старейшин, представителей других общественных организаций, научной и творческой интеллигенции Указ был назван деструктивным. Было принято решение о признании епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта персоной нон грата на территории Карачаево-Черкесии, если будут продолжаться систематические провокации на теме аланских средневековых храмов и попыток «рейдерского» захвата исторического наследия карачаево-балкарского народа. В случае отказа главы КЧР отменить данный Указ «Конгресс карачаевского народа» оставлял за собой право на проведение многотысячного бессрочного митинга против необдуманных действий главы Карачаево-Черкесии2;

- представители общественных организаций ингушей, карачаевцев и балкарцев, считающих себя потомками древних алан, обратились с открытым письмом к Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву, в котором отметили, что крещение исторической Алании охватывало преимущественно её западную часть (территория современной КЧР), и что к историко-культурному наследию средневековой Алании прямое отношение имеют несколько народов Северного Кавказа3. В письме была обоснована необходимость включения в состав оргкомитета представителей не только РСОА, но и других республик Северного Кавказа.

Представленные сюжеты подтверждают институциональ-ность, технологичность, а в целом конвенциональность форм протестного поведения в полиэтничном регионе - Карачаево-Черкесской Республике. Они выражаются в письмах, обращениях, резолюциях съездов, открытых заявлениях, поступающих от общественной организации этнической направленности или от нескольких аналогичных организаций, и ориентированы, с одной стороны, на реакцию органов власти разного уровня, а с другой - на этническую аудиторию, то есть выполняют определённые мобилизаторские функции. При этом обе эти функции успешно реализуются: органы власти реагируют, при-

1 Конгресс карачаевского народа попросил МИД России не допустить переименования Южной Осетии // Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/297862 [Дата посещения: 12.04.2018].

2 Там же.

3

Обращение к Д. А. Медведеву о составе оргкомитета по празднованию 1100-летия крещения Алании // On Kavkaz. Информационно-аналитический портал. URL: https://www.onkavkaz.com/blogs/3374-obraschenie-k-d-a-medvedevu-o-sostave-orgkomiteta-po-prazdnovaniyu-1100-letija-kreschenija-alan.html; Ингуши и карачаево-балкарцы против празднования 1100-летия крещения Алании только в Северной Осетии // On Kavkaz. Информационно-аналитический портал. URL: https://onkavkaz.com/news/2134-ingushi-i-karachaevo-balkarcy-protiv-prazdnovanija-1100-letija-kreschenija-alanii-tolko-v-sever.html [Дата посещения: 12.04.2018].

Протестное поведение, в центре которого была проблема земли, разворачивалось в населённых пунктах КЧР и первоначально выражалось в неконвенциональных формах - сходах граждан. Постепенно проблема приобретала этнический характер: к её обсуждению присоединялись национальные общественные организации.

нимают компромиссные решения, а широкая интернетовская аудитория, в основном молодёжь, мобилизуется для защиты исторических интересов своего этноса1.

Второй широко обсуждаемой проблемой, вокруг которой развернулось протестное поведение, с 2015 г. по настоящее время является земельный вопрос. В отличие от первого представленного нами сюжета, протестное поведение, в центре которого была проблема земли, разворачивалось в разных районах, разных населённых пунктах КЧР и первоначально выражалось в неконвенциональных формах - сходах граждан. Постепенно проблема приобретала этнический характер, к её обсуждению присоединялись национальные общественные организации, которые придавали формам протеста институциональность. Их требования оформлялись в открытых письмах, обращениях, заявлениях к представителям органов власти разного уровня, а также отражались в резолюциях съездов народов республики.

Земельный вопрос периодически обостряется в разных муниципальных районах КЧР. В 2015 г. первая крупная протестная акция была связана с землями совхоза-техникума «Кавказский» Прикубанского района КЧР. На сходе жители посёлка заявили о незаконном отъёме у них земельных участков и обратились с открытым письмом к Президенту РФ В. В. Путину2.

В феврале 2017 г. вопрос о сохранении племзавода им. О. Касаева подняли жители высокогорных аулов Учкулан, Хурзук и Карт-Джурт Карачаевского района. Они провели сход жителей, на котором поставили перед руководством района и республики несколько основных вопросов: недопущение банкротства племзавода, сохранившего основной генофонд карачаевской породы овец; возврат земель хозяйству, незаконно переданных министерству имущественных и земельных отношений, а также администрации района. Результатом этого жители аулов считают отсутствие работы, земель, пригодных для ведения личного подсобного хозяйства, средств к существованию3.

В марте 2017 г. жители села Койдан (абазинский аул в Усть-Джегутинском районе) в очередной раз провели сход граждан с требованиями к местным властям о возврате земельных паёв. Земельный вопрос в Койдане ставится жителями с 2016 г., но до сих пор органы власти ситуацию не разрешили4.

1 Чтобы интернет был другом // День Республики. 2017. 18 мар.; День

Карачаево-Черкесии на «Машуке» // День Республики. 2017. 15 авг.

2

Земельная битва в КЧР // On Kavkaz. Информационно-аналитический портал. URL: https://onkavkaz.com/articles/961-zemelnaja-bitva-v-kchr.html [Дата посещения: 12.04.2018].

3 Участники схода в Карачаево-Черкесии призвали власти не допустить банкротства племзавода // Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/ articles/297555/ [Дата посещения: 12.04.2018].

4 Жители Койдана борются за земли. 5 августа 2016. // Политика 09. URL: http://politika09.com/prava-cheloveka/zhiteli-kojdana-boryutsya-za-zemli/ [Дата посещения: 12.04.2018].

Активными акторами, инициирующими или поддерживающими про-тестные акции, выступают общественные организации этнической направленности, которые придают им конвенциональный характер.

В 2017-18 гг. в ауле Адиль-Халк Ногайского района сложилась конфликтная ситуация вокруг выборов главы сельского поселения, и центральной проблемой опять стал земельный вопрос1.

В каждом из описанных случаев решение земельных проблем жителями аулов и сёл связывается с открытыми обращениями к руководству республики в средствах массовой информации, в первую очередь - в интернет-сетях. Эта практика обращения жителей по земельной проблеме стала основной в КЧР.

Представители общественных организаций этнической направленности являются активными участниками всех проводимых жителями протестных акций. Земельный вопрос обсуждается на съездах народов КЧР, на встречах представителей национальных общественных организаций с главой КЧР, с министром КЧР по делам национальностей, массовых коммуникаций и печати, в открытых обращениях2, во встречах общественников с жителями сёл и аулов.

Новыми формами институционализации протестного поведения в рамках российского и регионального правового поля можно рассматривать создание абазинскими общественниками Общин коренного малочисленного народа в местах компактного проживания этноса в рамках реализации РЗ «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике»3. Создание такого рода Общин будет, по мнению инициаторов, способствовать росту гражданской активности жителей аулов в решении социально-экономических проблем.

Представленные сюжеты, вокруг которых разворачивались протестные акции в Карачаево-Черкесской Республике, позволяют рассматривать их не только и не столько в рамках конфликтологической парадигмы, сколько в контексте роста гражданской активности населения республики при сохранении тех черт и особенностей, которые характерны для ситуации социально-экономической или этнополитической напряжённости. Активными акторами, инициирующими или поддерживающими протестные акции, выступают обществен-

1 Выборы в Адиль-Халке опять сорваны. Депутаты винят чиновника из администрации Главы КЧР. https://kchr-inform.ru/politika/vybory-v-adil-halke-opyat-sorvany-deputaty-vinyat-chinovnika-iz-administratsii-glavy-kchr.html [Дата посещения: 12.04.2018].

2 Рашид Темрезов решил вопрос земельных паев в поселке Кавказском и селе Таллык // Политика 09. URL: https://politika09.com/news /rashid-temrezov-reshil-vopros-zemelnyh-paev-v-poselke-kavkazskom-i-sele-tallyk/; Врио Главы Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов провел прием граждан в Прикубанском муниципальном районе // Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. URL: http://www.kchr.ru/news/detailed/32494/ [Дата посещения: 12.04.2018].

3 Закон от 12 ноября 2001 г. № 27-РЗ. // URL: https://www.lawmix.ru/ zakonodatelstvo/1384883 [Дата посещения: 12.04.2018].

ные организации этнической направленности, которые придают им конвенциональный характер. Более того, они выступают как мобилизующий фактор, поддерживающий и даже расширяющий масштаб протеста.

Библиографический список

Протестное политическое поведение // Энциклопедия. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/ encyclopedia:0126697 [Дата посещения: 12.04.2018].

Соина Е. С. 2008. Политическое протестное поведение в современной России: диссертация ... канд. полит. наук: 23.00.02. Ставрополь. 200 с. URL: http://www.dissercat.com/ content/politicheskoe-protestnoe-povedenie-v-sovremennoi-rossii#ixzz5CG4L457Y [Дата посещения: 12.04.2018].

Этнологический мониторинг: разработка фундаментальных подходов этнополитического мониторинга для оптимизации межнациональных отношений и предотвращения конфликтов в России (ред. М. Ю. Мартынова, В. В. Степанов). М.: ИЭА РАН, 2017. 514 с.

DOI: 10.19181/vis.2018.26.3.522

Conventional Forms of Protests in the Karachay-Cherkess Republic as a Display of Civil Activity

Kubanova Liana Vladimirovna

Candidate of Political Sciences, Leading researcher, Karachay-Cherkess Institute of humanitarian researches, Cherkessk, Russia. E-mail: lianakubanova@mail.ru

Shcherbina Elena Anatolyevna

Candidate of Political Sciences, associate Professor, Leading researcher, Karachay-Cherkess Institute of humanitarian researches, Cherkessk, Russia. E-mail: adenas@list.ru Abstract. This article examines the forms of protest behavior in such a poly-ethnical region as the Karachay-Cherkess Republic. Highlighted are the peculiarities and typical traits of modern protests, which include conventionality, ethnicity, the presence of primary and secondary protest subjects, indoctrination, carrying over real protest practices into the virtual realm. A few examples are provided, with an analysis of actors, the main problem and the various forms of protest activity observed in the republic during the years 2017-2018. The primary points of conflict, which were at the core of the Karachay-Cherkess Republic protests, include issues associated with land and "Alanian heritage". The latter issue is a crucial part of the political and ideological landscape of the Northern Caucasus, since it does concern not only Karachays living in the Karachay-Cherkess Republic, but also Ossets, Balkars and Ingush people. It simultaneously serves as a historic doctrine which unites Karachay and Balkar youth. The article presents several narratives associated with the Alanian issue, which sparked a protest initiated by the Karachays' community organization. All of the rallies were of the conventional type, while bearing a form of claims, appeals and public letters which, on one hand, were aimed at getting a reaction from various level public authorities, and on the other hand - intended for an ethnic audience, for the purpose of mobilizing the masses. There is also a second problem associated with land issues, which has been at the heart of protests for a number of years. This article outlines several narratives concerning the inhabitants of the Karachay-

Cherkess Republic's towns protesting against illegal confiscation of land. Each of the described cases involved villagers resolving territorial disputes through open appeals addressed to republican authorities via mass media, primarily the internet. Such practices of inhabitants making territorial issue appeals have become prevalent in the Karachay-Cherkess Republic. A comparative analysis of protests sparked by the two aforementioned issues has been used to illustrate that the protests associated with territorial issues were at first of non-conventional nature, while later undergoing formalization and institutionalization, with the vast majority acquiring ethnical traits. All protests in the Karachay-Cherkess Republic are characterized by a lack of destructiveness and legal registration, which allows for them to be considered an expression of civil activity.

Keywords: protest behavior, conventional forms, subjects of a protest, ethnic groups, public organizations of ethnic orientation, practice of a protest.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Etnologicheskiy monitoring: razrabotka fundamental'nykh podkhodov etno-politicheskogo monitoringa dlya optimizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy i predotvrashcheniya konfliktov v Rossii [Ethnological monitoring: development of fundamental approaches to ethnopolitical monitoring for the optimization of interethnic relations and conflict prevention in Rusia].M. Yu. Martynova, V. V. Stepanov, red. Moscow, IEA RAN, 2017. 514 p. (in Russ.).

Protestnoe politicheskoe povedenie [Protest political behavior]. Entsiklopediya. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0126697 [date of visit: 12.04.2018] (in Russ.).

Soina E. S. Politicheskoe protestnoe povedenie v sovremennoy Rossii [Political protest behavior in modern Russia]. Dissertatsiya ... kandidata polit. nauk: 23.00.02. Stavropol', 2008. 200 p. URL: http://www.dissercat.com/content/ politicheskoe-protestnoe-povedenie-v-sovremennoi-rossii#ixzz5CG4L457Y [date of visit: 12.04.2018] (in Russ.).

00

So >o

O

<N

cn

t no

kkl Ol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.