КОНТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ: ВЫСТРАИВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА С КАЗАХСТАНОМ
Пунчок СТОБДАН
старший научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа (Нью-Дели, Индия)
I
Отношения с республиками Центральной Азии
Долгие годы Дели не мог активно участвовать в делах Центральной Азии — важнейшего в стратегическом отношении региона, который оказывал серьезное воздействие на политическую и экономическую жизнь Индии на протяжении всей ее истории. При этом индийская религия, философия и наука проникали во Внутреннюю и Восточную Азию по торговым путям, связывавшим древний Уттар-Паат с Великим шелковым путем1. Историкам хорошо известна политика Британской Индии в сфере безопасности и приграничной торговли по отношению к Восточному Туркестану и Афганистану. Народы Средней Азии всегда относились к Индии с любовью, даже в те времена, когда они пребывали под господством России или входили в советскую систему. Распад СССР открыл новые возможности: возникшие на его территории независимые страны, нуждавшиеся в зарубежной экономической и политической поддержке, обращали взгляд и на Индию. Открыв дипломатические представительства в пяти центральноазиатских столицах, предоставив значительную техническую и другую помощь для целей развития, подписав несколько соглашений о сотрудничестве и осуществив ряд государственных ви-
1 В древнеиндийской литературе земли за Гималаями — от Памира до Арктики — обозначались как Уттар-Куру. Радха Кумуд Мукерджи ссылается на упоминания стран Уттара-Куру и Уттара-Мадра и их правителей, известных как Вират (см.: Fundamental Unity of India. Bombay: Hindustan Cellulose & Paper Co. Ltd. 1954; также см.: Kumar B.B. Central Asia: The Indian Links // Dialogue, April-June 2002, Vol. 3. No. 4).
зитов на уровне премьер-министров, Дели в конце концов выработал по отношению к этим странам свою собственную политику расширенного добрососедства, но в чем-то так и не смог преодолеть свою ностальгию по временам Советского Союза.
Поскольку в 1990-х годах дипломатическая активность Пакистана была направлена на то, чтобы не допустить Индию в государства Центральной Азии, Дели приходилось
Таблица
Торговые отношения Индии с государствами Центральной Азии (млн долл.)
2001— 2002— 2003— 20
2002 2003 2004 2
03— 2004— !004 2005
Экспорт
50,08 45,70 46,88 74,81 79,40
Казахстан
Импорт
14,04
7,39 12,73 9,26 15,35
Общий объем торговли 64,12 53,09 59,60 84,07 94,75
Рост (в %)
-17,19 12,26 41,05 12,70
Экспорт
9,39
6,53
5,08 15,14 19,66
Узбекистан
Импорт
10,58 17,27 20,54 27,70 29,43
Общий объем торговли 19,98 23,80 25,62 42,84 49,08
Рост (в %)
19,14
7,63 67,22 14,58
Экспорт
17,59 10,97 14,67 38,20 49,10
Кыргызстан
Импорт
4,43 0,56 0,47 0,54
Рост (в %)
0,62
Общий объем торговли 22,02 11,52 15,13 38,74 49,72
-47,67 31,31 156,05 28,33
Экспорт
3,55 1,22 8,65 4,47
Таджикистан
Импорт
0,54
1,34
Общий объем торговли
4,10
2,56
Рост (в %)
6,25
0,08 3,95
3,98
8,73 8,42 10,23
-37,47 240,69 -3,54 21,49
Экспорт
2,71
4,35 10,29 19,21 14,63
Туркменистан
Импорт
1,12
1,95
5,40 9,34 10,69
Общий объем торговли
3,83 6,30 15,70 28,55 25,31
Рост (в %)
64,26 149,31 81,86 -11,35
Регион в целом
Общий объем торговли 94,05 97,27 124,78 202,62 229,09
^1
И с т о ч н и к: Банк данных по экспорту и импорту отдела торговли Министерства торговли. Нью-Дели.
действовать осторожно, так, чтобы распространение исламского фундаментализма и попытки Исламабада сыграть на особенностях ситуации в регионе не нанесли урон интересам Индии. Она поддержала ряд региональных инициатив, в частности, трехсторонний проект строительства железной дороги Индия — Иран — Туркменистан, которая должна была обеспечить странам Центральной Азии прямой выход к Персидскому заливу2. Эта магистраль вошла в строй в 1997 году, но по ряду причин получить эффект от нее в полной мере пока не удается. Несмотря на проявленную добрую волю в политике, Индия еще не смогла развивать экономические отношения с республиками Центральной Азии или добиться сколько-нибудь значительного участия в разработке их стратегических энергоресурсов и запасов минерального сырья. Общий объем торговли Индии с государствами региона составляет всего 230 млн долл. (см. табл. на с. 131). Недавняя неудачная попытка фирмы «ОВЛ-Миттал» приобрести компанию «ПетроКазахстан» лишь усилила общее впечатление, будто у Индии нет ясной политики в Центральной Азии. По мнению влиятельных кругов, эта политика лишена ясных целей, нескоординирована, рассредоточена по многим направлениям и не подчинена общей стратегической задаче3.
Региональная схватка за энергию
Республики Центральной Азии приобретают все большее политическое и экономическое значение для региональных и глобальных игроков. Для многих стран ситуация, сложившаяся после событий 11 сентября 2001 года, стала особенно сильным стимулом, чтобы добиваться военного присутствия в ЦА, а также участвовать в разработке и использовании энергетических ресурсов ее государств. Активность Соединенных Штатов в регионе уже вызвала ответные действия со стороны России, которая рассматривает его как свою традиционную сферу влияния. Вместе с КНР РФ делает все, чтобы свести влияние США в регионе на нет4. Сейчас для Индии самое время активизировать усилия и воспользоваться новыми возможностями, чтобы усилить свое присутствие в ЦА.
Что касается Пекина, то в качестве главного рычага своей энергетической политики он использует Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Российские и китайские нефтяные гиганты получают контракт за контрактом на разработку энергоресурсов. После того, как в 2005 году закончилась неудачей попытка Китайской национальной офшорной нефтяной компании (КНОНК) приобрести фирму «Юнокал», КНР постоянно высматривает в РК возможность купить тот или иной крупный объект. По недавно введенному в эксплуатацию трубопроводу Атасу — Алашанькоу в Китай из Казахстана ежегодно будут перекачивать 10 млн т сырой нефти. К тому же в последнее время Астана и Пекин обсуждали вопрос о строительстве трансграничного газопровода. Формально продажа Китаю компании «ПетроКазахстан» была чисто коммерческой сделкой, однако в том, что предложение Индийской государственной нефтегазовой корпорации «ONGC» не было принято, безусловно, сыграли роль геополитические факторы. В более отдаленном будущем КНР перехватит в РК и множество других благоприятных возможностей.
Свое положение в государствах ЦА Китай и Россия утверждают на фоне кризисов в Кыргызстане (март 2005 г.) и Узбекистане (май 2005 г.). Т ак, Москва и Пекин поддержали утверждения Ташкента, что события в Андижане были инспирированы неправитель-
2 См.: Stobdan P. Regional Issues in Central Asia: Implications for South Asia // South Asian Survey, 1998, Vol. 5, No. 2 (Sage Publications, New Delhi).
3 См.: Stobdan P. Central Asia and India’s Security // Strategic Analysis, Jan-March 2004, Vol. 28, No. 1.
4 5 июля 2005 года ШОС выступила с заявлением, в котором потребовала от США установить сроки вывода их воинских сил из региона (см.: Коммерсант-дейли, 5 июля 2005; также см.: [http://www.sectsco.org/ news_detail.asp?id=649&LanguageIсD=2]).
ственными организациями, финансируемыми Соединенными Штатами и другими странами Запада. Это дало возможность ШОС установить крайний срок для вывода из региона американской авиабазы. Ташкент официально потребовал от Вашингтона покинуть авиабазу в Карши-Ханабаде в течение 180 дней5. Российские военные гарнизоны уже вернулись в места своей прежней дислокации в Кыргызстане и Таджикистане. Не так давно РФ заключила военное соглашение с Узбекистаном как главным союзником, а Пекин выделил Ташкенту помощь (ее общая стоимость составила 6 млрд долл.), тем самым избавив его от проблем, возникших, когда Запад после событий в Андижане приостановил оказание материальной поддержки Узбекистану6.
Другие страны, не граничащие с регионом, прежде всего Япония, государства ЕС, США, стремятся углубить региональную интеграцию, вкладывая инвестиции и выделяя средства, тем самым содействуя развитию инфраструктуры, транспортных и энергетических сетей. Задача здесь — ослабить зависимость республик ЦА от экспорта, создав для этого общий региональный рынок. Недавнее решение Белого дома объединить в госдепартаменте отдел, занимавшийся Центральной Азией, с Бюро по делам Южной Азии, безусловно, отражает новые геополитические представления. Это решение свидетельствует: Соединенные Штаты будут стремиться вырвать регион из объятий России и Китая и воскресить исторические связи между Центральной и Южной Азией. Здесь важнейшая задача — включить Афганистан в устойчивую региональную систему, что к тому же может послужить и конструктивной основой для налаживания сотрудничества между Индией и Пакистаном. Американские должностные лица рассчитывают, что Дели станет ключевым элементом этой политики, и прилагают усилия, чтобы уменьшить влияние ШОС7. Развертывание Вашингтоном стратегического партнерства с Кабулом, а также поддержка вступления Афганистана в Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии (SAARC)8 и желание Белого дома получить в этой структуре статус наблюдателя указывают, что начинается новый процесс формирования взаимосвязей9. Однако для успеха этого процесса необходима готовность Пакистана обеспечить условия для транзита. Г енерал Первез Мушарраф уже говорил о потенциальной роли возглавляемого им государства как транспортного моста, связывающего разные страны. Исламабад начинает видеть как экономические, так и политические выгоды, которые способна принести ему возможность выступить в роли связующего звена и тем участвовать в изменении политического ландшафта на территории, охватывающей Южную Азию, Афганистан и Центральную Азию. За формирование трехполюсной структуры экономического сотрудничества и за возможность доступа к странам Центральной Азии выступал и Хамид Кар-
5 29 июля президент Узбекистана Ислам Каримов информировал Соединенные Штаты, что в их распоряжении имеется 180 дней для эвакуации военной базы Карши-Ханабад, с осени 2001 года использовавшейся для обеспечения антитеррористической операции в Афганистане.
6 Президент Узбекистана Ислам Каримов посетил с визитом Китай в конце мая 2005 года. Это была его первая зарубежная поездка после кровавого подавления протестов в Андижане. Пекин заявил о своей поддержке Ташкента в его реакции на события 13 мая. По оценкам оппозиционных партий Узбекистана, в результате действий сил безопасности, открывших огонь по демонстрантам, погибло около 1 000 человек. Однако власти республики утверждают, что в столкновениях погибли 169 человек: военных, гражданских лиц и боевиков. В ходе этого визита было подписано соглашение о создании совместного предприятия в нефтяном секторе на сумму 600 млн долл. (см.: People’s Daily и сайт в Интернете [http://www..rferl..org/featuresarticle/ 2005/5/8AEC6277-B0A6-450A-8E08-CBCE0B4688B2]).
7 См.: India has Important Role in Central Asia (rediff.com) [http://specials.rediff.com/news/2006/mar/ 29sld1.htm]. Представитель США Ричард Ваучер, сменивший Кристину Рока в качестве нового помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии, заявил, что включение Центральной Азии в сферу деятельности Вюро открывает новые возможности и что Индия должна играть очень важную роль в этом регионе.
8 На встрече лидеров стран SAARC в Кабуле (14 ноября 2005 г.) Афганистан приняли в Ассоциацию в качестве полноправного члена, а Китай и Япония получили в ней статус наблюдателей.
9 В мае 2005 года президент США Дж. Вуш и президент Афганистана Х. Карзай объявили о формировании между этими государствами стратегического партнерства, целью которого является долгосрочное укрепление безопасности, демократия и процветание в Афганистане.
зай10. Все три стороны твердо намерены извлечь выгоду прежде всего из содействия развитию энергетического сектора.
«Государства Центральной Азии + Индия» — новая политическая схема для диалога
В новой стратегической ситуации, то есть с учетом растущей роли стран Центральной Азии и Каспийского бассейна в мировой энергетической политике, Индии необходимо четко определить свои цели и представить адекватный ответ на современные вызовы. С этого может начаться выработка новой политической перспективы в отношении региона.
Находящаяся на подъеме и уверенная в себе Индия должна выступить с политической инициативой по схеме «Центральная Азия + Индия», на основе которой нынешнюю систему двусторонних контактов можно будет поднять на более высокий уровень — уровень широкого регионального диалога, опирающегося на региональные институциональные механизмы. Это должна быть качественно иная ситуация. Культурный и технологический обмен, разумеется, не должен прекращаться, как и вся остальная деятельность, способствующая созданию положительного образа страны. Но при этом нужно взглянуть в лицо суровой реальности и точнее определить нашу цель во всех ее аспектах.
Чтобы новая политическая перспектива смогла сформироваться и привести к успеху, Индия должна меньше беспокоиться о том, чтобы найти общие интересы, сближающие ее с Россией и Ираном. В делах, относящихся к республикам ЦА, необходимо налаживать партнерство с Китаем, Пакистаном и Афганистаном. Такой подход дополнит процессы экономической интеграции Индии с другими государствами Южной, а также Западной и Юго-Восточной Азии. К тому же он поможет укреплению региональной стабильности и сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии на региональной и более широкой международной арене.
В рамках подобной политической перспективы следует определить, что же именно Дели может предложить странам ЦА, которые сегодня обращаются за тем, что им необходимо, на Запад или на Восток. Индия должна наиболее убедительным образом представить свои «предложения», в первую очередь:
1. свой технологический, экономический потенциал и потенциал в сфере безопасности, к которому можно получить доступ на основе взаимовыгодного сотрудничества;
2. свое воздействие в качестве модернизирующей и стабилизирующей силы, свои либерально-демократические ценности (строительство гражданского общества, формирование и поддержание плюралистических структур и гармонизация меж-религиозных и межэтнических отношений);
3. общая потребность в образовании взаимосвязанного и взаимозависимого энергетического сообщества, объединяющего производителей и потребителей энергоресурсов, поскольку стремление центральноазиатских стран диверсифицировать экспортные маршруты вполне соответствует стремлению Индии диверсифицировать импорт;
4. готовность к партнерству и сотрудничеству в создании перерабатывающих мощностей и в производстве продуктов переработки, что должно заменить перекачку сырой нефти и газа по дорогостоящим трубопроводам;
5. возможность получить в лице Индии определенный противовес влиянию Китая.
1G В ходе своего визита в Нью-Дели (9—Ш апреля 2GG5 г.) президент Афганистана X. ^рзай призывал к формированию трехполюсной структуры экономического сотрудничества // Hindustan Times, Ш April 2GG5.
Диалог «Центральная Азия + Индия» послужит важным дополнением к достижению целей, которые ставят перед собой ШОС, Евроазиатское экономическое сообщество, Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества и другие структуры. ЕС и Япония также стали проводить в жизнь планы по региональной интеграции11. Более того, подобные усилия со стороны Дели дополнили бы более широкие интеграционные процессы, осуществляемые сегодня с помощью различных многосторонних организаций по сотрудничеству.
Индийские инициативы могли бы не только дополнить цели других игроков, но и определенным образом ограничить их устремления. ШОС, без сомнения, стремится расширить свое влияние за пределы Центральной Азии, но в будущем может столкнуться с серьезными трудностями:
1. Нынешняя популярность ШОС в основном связана с ощущением внутренней нестабильности (угрозы режимам), которое испытывают многие правительства государств-членов Организации. Россия и Китай проводят политику стабилизации существующих режимов.
2. Нынешняя атмосфера скрытой взаимной подозрительности в регионе может усилиться, после того как к ШОС в качестве наблюдателей присоединились Пакистан и Иран.
3. Будущее Ирана, нынешняя роль Пакистана и нестабильность в Афганистане могут послужить источником ряда проблем. Активные усилия Исламабада по распространению своего влияния и наращиванию присутствия, равно как и опасность того, что оружие массового уничтожения попадет в руки исламских фундаменталистов, способны вызвать серьезное беспокойство.
4. Яростный антиамериканизм может затруднить работу ШОС, если же она оформится в военно-политический альянс, то Монголия, возможно, предпочтет выйти из Организации.
5. В среднесрочной перспективе нельзя исключать мощного выступления оппозиции в Узбекистане (при поддержке Запада). Дели следует с большей осторожностью подходить к связям с нынешним режимом Ташкента.
Инициатива Индии могла бы оказать влияние на весь процесс создания политической картины в регионе, сообщая ему ту умеренность, которую приветствовали бы в республиках Центральной Азии. Но будем реалистами: у Дели нет тех рычагов влияния, которыми располагают Москва и Пекин. Они там более «свои» в том, что касается интересов безопасности, идеологической близости и взаимодополняемости экономик. Но Индия способна приобрести больший вес в ШОС, особенно если будет обращаться к вопросам безопасности, включая терроризм. Ее подход должен достаточно резко отличаться от подхода России и Китая, которые настаивают на сохранении статус-кво вопреки стремлениям к постепенному изменению сложившегося положения дел. Если тенденция к ограничению влияния США и ЕС в регионе сохранится, Индии предстоит играть более важную роль, с тем чтобы направить развитие событий в более умеренное русло и предотвратить превращение ШОС в военный блок — это осложнило бы поддержание мира и безопасности в регионе, особенно усилия по реконструкции Афганистана.
Индийская инициатива должна учитывать «системообразующие» проблемы и условия в регионе и непременно включать в себя преобразования в Афганистане. В этом контексте добрым знаком можно считать улучшение отношений между Казахстаном и Узбекистаном: обе страны желали бы интеграции Афганистана в экономическое простран-
11 Cm.: The Growing Importance of Japan’s Engagement in Central Asia [http://www.pinr.com/report.php? ac=view_report&report id=442&language_id=1].
ство Центральной Азии. Присоединение Кабула к Программе Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества12 и к Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии, учреждение контактной группы ШОС-Афганистан13 — все это будет способствовать стабилизации положения в Афганистане.
Кроме того, инициатива Индии должна препятствовать превращению США или Пакистана в главного арбитра и распорядителя перемен в регионе, особенно в том, что касается а) ограничения влияния ШОС, б) поощрения исламского фундаментализма с целью уменьшить в долгосрочной перспективе российское, индийское или китайское влияние. Еще один фактор, за которым следует пристально наблюдать, — приход НАТО в Афганистан, находящийся в непосредственной близости от индийского штата Джамму и Кашмир. В целом у Дели не предвидится особых расхождений с политикой Вашингтона в регионе, однако необходимо постоянно следить, чтобы США не шли на сотрудничество с исламистскими силами.
По всей вероятности, ориентации государств региона еще долго будут оставаться весьма подвижными и неустойчивыми, эти страны неизбежно будут дорожить отношениями с Россией и Китаем. Однако мы уже видели, что политические пристрастия республик ЦА колеблются в зависимости от интересов и угроз. В регионе хорошо сознают потенциальную стабилизирующую и уравновешивающую роль Индии, к которой в странах Центральной Азии относятся с искренней симпатией, тогда как к Китаю — с сильным недоверием.
Необходимость политики «лицом к северу»
Инициативу «Центральная Азия + Индия» необходимо поместить в более широкий контекст: она должна согласовываться с политикой Дели в отношении Исламабада и Пекина. Г отовясь расширить свое присутствие в регионе, Индия должна обдумывать все свои шаги. Составным элементом индийской инициативы должно стать открытие территории Джамму и Кашмир. Это можно сделать, реанимировав некогда утраченные политические инструменты и возобновив трансграничную дипломатию через Гималаи. В своих центральноазиатских расчетах Индия должна учитывать роль Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР), расположенного в самом центре Евразийского континента. СУАР граничит с Казахстаном, Россией, Монголией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Пакистаном, Афганистаном и Индией (непосредственно со штатом Джамму и
12 Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества — инициатива, финансируемая Азиатским банком развития и направленная на укрепление экономических связей в Центральной Азии. Проводится в жизнь с 1997 года. Ее главная цель — способствовать экономическому росту и повышению жизненного уровня в странах-участницах, поощряя экономическое сотрудничество в регионе. Программа сосредоточена на финансировании строительства инфраструктуры, улучшении политики в регионе в приоритетных областях: транспорт, торговля, торговая политика, энергетика. Участники программы — центральноазиатские страны-члены Азиатского банка развития: Афганистан, Азербайджан, Китай (с упором на его Синьцзян-Уйгурский автономный район), Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, в реализации этой программы участвует альянс ряда многосторонних международных организаций, в который (наряду с Азиатским банком развития) входят Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Исламский банк развития, Программа развития ООН и Всемирный банк. Афганистан впервые участвовал в работе встречи стран-участниц Программы на министерском уровне в Бишкеке в ноябре 2005 года (см.: [http://www.mof.gov.af/english/CAREC.htm]).
13 Протокол о создании контактной группы ШОС-Афганистан, поддерживающей постоянные контакты между Шанхайской организацией сотрудничества и Исламской республикой Афганистан, был введен в действие для обсуждения предложений и рекомендаций по осуществлению сотрудничества между двумя сторонами по вопросам, представляющим взаимный интерес. Подписан в Пекине 4 ноября 2005 года (см.: [http://www.sectsco.org/news_detail.asp?id=649&LanguageГО=2]).
Кашмир). Собственно, до 1950-х годов Индия и была вполне законным игроком на центральноазиатской арене, в частности имела консульство в Кашгаре, а через границу между Ладакхом и Синьцзяном шла активная торговля. Сегодня устремления ШОС и Китая «На запад!» поставили Тибет и Синьцзян в эпицентр трансазиатской и трансевразийской экономической жизни. Чтобы способствовать региональному сотрудничеству, построено 16 портов класса А и 11 — класса В. Целью Индии должно стать присоединение к этой сети, а трамплином для проникновения в регион необходимо послужить штату Джамму и Кашмир14. Этот процесс неизбежно принесет ему экономическое процветание и поможет снизить нынешний уровень внутреннего политического противостояния и отчуждения. Безусловно, такой шаг таит в себе риск для безопасности, поскольку Джамму и Кашмир станет уязвимым для действий Китая. Однако при этом Индия, в свою очередь, получит доступ к столь же уязвимой китайской провинции Синьцзян, где уйгуры традиционно испытывают к индийцам более теплые чувства, чем к китайцам.
Этот аспект требует достаточного внимания и, возможно, обсуждения на встречах ШОС. Пекин увидит свою экономическую выгоду и не будет возражать против развития трансграничной торговли. В ходе визита в Индию председатель правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района предложил открыть регулярную авиалинию Урумчи — Дели15. Этот вопрос требует дальнейшей проработки, так как воздушное сообщение Индии с не имеющими выхода к морю странами Центральной Азии необходимо значительно улучшить. Кроме того, следует рассмотреть возможность возобновления работы консульства Индии в Кашгаре, закрытого в середине 1950-х годов. Индия должна ясно продемонстрировать, что ее главная геополитическая цель — не сдерживание Китая или какой-то другой страны, а содействие развитию сотрудничества в регионе. Это может изменить бесперспективный подход к региональной политике как к игре с нулевой суммой.
II
Путь к достижению основной цели
Безусловно, ключом к общим процессам в регионе является Узбекистан. Однако непосредственного внимания в настоящее время заслуживает Казахстан. Это самое обширное в Центральной Азии государство представляет основной интерес для любой мировой державы. Он превратился в самую процветающую, самую стабильную, самую светскую (хотя большинство его населения исповедует ислам) и самую демократичную страну пространства СНГ, с наиболее развитыми рыночными отношениями. РК постоянно расширяет свою роль в регионе и в мире в целом. Вот лишь некоторые характеристики республики, заслуживающие пристального внимания.
14 См.: Stobdan P. India-China Cooperation in Central Asia: Evolving a Look-North Policy // Security and Society, Centre for Strategic and Regional Studies, University of Jammu, Summer 2005, Vol. 2, No. 1.
15 Глава правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района Исмаил Тиливалди посетил Индию в октябре 2004 года с целью содействовать инвестициям и двустороннему сотрудничеству. Хотя индийские СМИ почти не уделили этому визиту никакого внимания, он свидетельствовал об углублении отношений между Индией и Китаем. Несмотря на то что за несколько десятков лет это был первый случай, когда лидер СУАР посетил Индию с визитом, оживленная торговля между Индией и Синьцзяном насчитывает уже много столетий. Главной темой визита Тиливалди были экономические вопросы, в частности, определены четыре области потенциального сотрудничества: сельское хозяйство и пищевая промышленность, традиционная медицина и лекарственные растения, энергетика и нефтедобыча, туризм. Вместе с Конфедерацией индийской промышленности было принято решение изучить вопрос о возможности прокладки газопровода из Синьцзяна в Индию. Тиливалди проявил интерес и к развитию наземных путей сообщения с Индией.
Геостратегическое значение
Казахстан занимает ключевое положение в сердце Евразийского континента. Территория страны составляет 2,7 млн квадратных километров (90% территории Индии), что делает ее девятым в мире государством по этому показателю, при численности населения равной всего 15 млн человек. РК занимает важнейшее стратегическое положение между РФ, КНР и нестабильными мусульманскими государствами и является точкой встречи западной, китайской и исламской цивилизаций.
Нефте- и газопроводы
Важнейший поставщик энергоресурсов
По своим потенциальным залежам нефти Казахстан не уступает Кувейту, благодаря чему в ближайшие 10 лет республика сможет стать важнейшим альтернативным поставщиком энергоресурсов.
■ Разведанные запасы нефти: 35 млрд баррелей (в два раза больше, чем запасы Северного моря);
■ Прогнозируемые запасы: 100—110 млрд баррелей к 2015 году (что поставит РК на третье место в мире);
■ Разведанные запасы газа: 2 трлн куб. м;
■ Прогнозируемые запасы газа: 5 трлн куб. м к 2015 году;
■ Объем производства нефти: 61 млн метрических т в год, 150 млн метрических т к 2015 году.
Стратегические запасы неуглеводородных ископаемых и другие ресурсы
■ Третий в мире производитель урана (после Австралии и Канады). Ежегодная добыча — 4360 т. Ожидаемый объем добычи к 2010 году — 15 000 т, что сделает республику крупнейшим поставщиком в мире. 30% акций ее компании «КазАтомПром» принадлежат китайской государственной структуре «Чайна нэйшнэл нуклеар корпорэйшн» (CNNC);
■ Второе место в мире по запасам фосфора;
■ Второе место в мире по запасам медной руды;
■ Доказанные запасы угля — 31,8 млрд т;
■ Доказанные запасы железной руды — 9,1 млрд т, потенциальные — 15,4 млрд т;
■ РК экспортирует 80% добываемой нефти, 90% минерального сырья и 50% газа;
■ Входит в пятерку крупнейших экспортеров зерна;
■ С космодрома Байконур осуществлен запуск свыше 1 100 космических аппаратов, проведены испытания более 100 межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Ведется работа над новым комплексом Байтерек для космического туризма. На Семипалатинском полигоне проведено более 500 ядерных взрывов. В Усть-Каменогорске работает завод по производству обогащенного урана; в Актау действует ядерный реактор на быстрых нейтронах. До 1996 года на территории РК размещалось множество МБР и ядерных боеголовок;
■ В 2009 году с большой долей вероятности будет председательствовать в ОБСЕ.
Экономическое чудо
За короткое время Казахстан трансформировался в экономический субъект не только регионального, но и глобального масштаба. В сочетании с богатыми природными ресурсами быстрое осуществление приватизации и макроэкономических реформ привлекли в страну (к настоящему времени) 42 млрд долл. иностранных инвестиций. РК уже стала одним из ведущих производителей нефти и газа, ее экономика устойчива. Так, ВВП в расчете надушу населения с 1999 года более чем утроился, достигнув 3 700 долл., а к 2012 году его рассчитывают довести до 9 000 долл. Как представляется, этот показатель растет по экспоненте с удвоением каждые семь лет, что должно вывести Казахстан на уровень многих богатых государств мира16. В стране создан успешный и пользующийся доверием банковский сектор (третье место в СНГ по размерам банковских активов). Республика располагает значительной сельскохозяйственной и промышленной базой и планирует диверсифицировать экономику за пределы энергетического сектора. К 2010 году 40% ВВП будет производиться в обрабатывающей сфере промышленности, планируется вложить 3,3 млрд долл. в аграрный сектор. Казахстан с уверенностью смотрит в будущее, и ему уже завидуют соседние государства.
16 С начала 2005 года президент Казахстана Н. Назарбаев неоднократно говорил о своей цели — в ближайшие 10 лет превратить республику в одну из 50 наиболее конкурентоспособных, динамично развивающихся стран мира (РИА «Новости», Астана, 21 ноября 2005 г.). Выступая 5 апреля 2006 года в Государственной Думе РФ, он сообщил российским парламентариям, что за последние пять лет средний рост ВВП в республике составлял приблизительно 10%, и добавил, что страна ставит своей задачей существенно увеличить темпы роста. Если эти планы будут выполнены, то в 2015 году прирост ВВП по сравнению с 2000 годом достигнет 350%.
Стабилизирующее воздействие
Казахстан представляет собой фактор региональной стабильности. В Основном законе страны провозглашается приверженность демократической и светской системе, верховенство права и индивидуальные свободы. Будучи унитарным государством с президентской формой правления, он соблюдает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. У РК много общего с Индией в том, что касается признания идеологического, политического, лингвистического и этнического многообразия. Государство содействует поддержанию гармоничных отношений между более чем 100 национальностями. Этнические казахи составляют менее 50% населения страны, 34% — этнические русские. Вопреки распространенному скептицизму, Н. Назарбаев проявил большое искусство в сдерживании межнациональных противоречий и предотвращении гражданской войны, которая представлялась не столь уж невероятной в свете того, что в схожих обстоятельствах происходило на Кавказе и на Балканах.
Казахстан располагал четвертым в мире по размерам ядерным арсеналом. Семипалатинск был вторым в мире ядерным комплексом, где проведено около 500 ядерных испытаний. РК — первое в истории государство, выбравшее для себя добровольное ядерное разоружение, с 1996 года придерживается режима международных гарантий, ввела в действие жесткое законодательство по контролю над экспортом.
Казахстан играет важную стабилизирующую роль в регионе, часто подвергающемся угрозам со стороны экстремистских сил, не раз выступал с инициативами диалога по сотрудничеству в сфере безопасности, включая получившее поддержку ООН Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Индия с жаром поддержала эту инициативу, став одним из членов-учредителей. Кроме того, Астана выступила с предложением организовать межконфессиональный диалог, с тем чтобы создать атмосферу доверия между религиозными общинами17. А цель инициативы Н. Назарбаева относительно создания Союза центральноазиатских государств — упрочить региональную интеграцию через укрепление культурных связей, создание общего рынка и совместную борьбу с общими угрозами. Президент РК опасается, как бы синдром «несостоявшегося государства» в соседних Узбекистане и Кыргызстане не нанес ущерба планам развития Казахстана. В последнее время он сделал ряд дипломатических шагов, побуждая соседей к интеграции в целях снижения политических рисков18.
Казахстан — совершенно необходимый союзник в борьбе с исламским терроризмом. Он уже призывал к выработке единой всемирной стратегии борьбы с терроризмом; предпринял ряд мер по борьбе с терроризмом в масштабах страны, в частности присоединился ко всем 12 конвенциям ООН по противодействию терроризму и организовал Четвертое заседание Комитета ООН по борьбе с терроризмом (2005 г.)19.
Стабильный режим с сильным руководством
На выборах, состоявшихся в декабре 2005 года, Нурсултан Назарбаев получил свыше 90% голосов избирателей и вновь занял пост президента на очередной семилетний срок. Это подтверждает его доминирующее положение в политической жизни страны. Он
17 Cm.: [http://www.khabar.kz/eng/].
18 Cm.: Saidazimova G. Uzbekistan-Kazakhstan Summit is a Sign of Changing Times // A EurasiaNet Partner Post from RFE/RL, 18 March 2006.
19 Cm.: [http://www..kazakhembus..com/LinksandContacts..html].
допустил деятельность сильной оппозиции и свободной прессы, к тому же его тактика в полной мере соответствовала международным стандартам проведения выборов. Большинство комментаторов считает, что в такой ситуации победить Н. Назарбаева на выборах невозможно и что нельзя исключать возможность массовой «цветной» революции, как было в Украине, Грузии и Кыргызстане. Однако на назарбаевский стиль демократии США реагировали на удивление мягко, по сути, они видят в Казахстане потенциальный образец демократии для всех стран региона. Очевидно, что причины этого скорее лежат в геополитической привлекательности Астаны, поэтому Вашингтон и рассматривает выборы в Казахстане как наполовину наполненный, а не как полупустой стакан.
«Центральноазиатский Макиавелли»
Н. Назарбаев стал одним из самых харизматичных и искусных политиков, сумел добиться важных экономических и дипломатических успехов. Им восхищались за то, как он преобразил страну, известную до недавних пор исключительно как «бросовая земля» для ссылки заключенных, размещения лагерей Гулага и ядерных испытаний, в нечто весьма близкое к современному государству со стремительно развивающейся экономикой. Именно искусной внешней политике Назарбаева Казахстан во многом обязан своим все улучшающимся имиджем. Президент РК отстаивает концепцию «Евразии», проводит многовекторную политику, цель которой — заставить великие державы нейтрализовы-вать друг друга и в то же время конкурировать за казахстанские энергоресурсы. Астана стремится поддерживать связи и так или иначе участвовать в организациях и Востока, и Запада, присоединяясь к таким структурам, как ШОС, ОДКБ, НАТО, Организация Исламская конференция, ОБСЕ и другие. Свыше 10 лет Н. Назарбаев, стяжавший за эти годы репутацию «хитрого лиса» в своих отношениях с крупными державами, взаимно нейтрализуя их, весьма искусно набирал очки.
Глава республики отдает себе отчет во множестве преимуществ от добрых отношений с Россией и никогда не отказывался от своей пророссийской позиции. РФ и РК связывают разнообразные кооперативные связи в широком спектре областей — от энергетики, космоса и военного сотрудничества до сельского хозяйства. Н. Назарбаев настаивает на превращении возглавляемого Москвой Евразийского союза в зону свободной торговли, объединяющую Россию, Беларусь и ряд республик Центральной Азии. Он допускает возможность увеличить объемы перекачки экспортируемой нефти по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума, что будет серьезным ударом по нефтепроводу Баку — Джейхан, за которым стоят США. В последние годы только российская компания «ЛУКойл» инвестировала в энергетические проекты Казахстана около 3 млрд долл.
Ныне Н. Назарбаев проявляет интерес к экспорту энергоресурсов в Китай20. После 1997 года Пекин инвестировал в нефтяной сектор Казахстана свыше 2,6 млрд долл., а в 2005-м приобрел (за 4,18 млрд долл.) компанию «ПетроКазахстан Инк.», побив индийскую заявку. После завершения строительства 3 100-километрового трубопровода из Казахстана в Китай по нему можно будет перекачивать 20 млн т нефти в год, что позволит «покрывать» 15% потребностей КНР в нефти. Новый трубопровод не может не способствовать расширению коммерческих интересов Китая в республиках Центральной Азии в целом.
Среди других угроз, которых опасается Казахстан, — вероятность выпадения радиоактивных осадков в результате возможной индо-пакистанской войны. Однако в соот-
20 См.: Sino-Kazakh Strategic Partnership Set Up // China Daily, 5 July 2005 (также см.: Xinhua, 6 July
2005).
ветствии со своей многовекторной внешней политикой Астана поддерживает с Дели и Исламабадом (как и с Тегераном) весьма тесные отношения. Кроме того, Казахстан опасается любого возможного российско-китайско-ирано-индийского альянса, который мог бы существенно ограничить Соединенным Штатам условия для маневра.
Многовекторной политикой Н. Назарбаев также искусно поддерживает расположение к себе США и осуществляет с ними активное стратегическое партнерство, что помогает сдерживать двойную угрозу, исходящую от России и Китая. Казахстан гордится своим исламским наследием, и отношения с исламским миром остаются для РК в высшей степени приоритетными. Однако страна с крайним опасением относится к исламскому фундаментализму, после 11 сентября 2001 года она первой в регионе предоставила самолетам Соединенных Штатов право приземляться на своих аэродромах. Военные Казахстана поддерживают прочные отношения со своими коллегами из США. Несмотря на то что большинство населения страны мусульмане, Казахстан оказался единственным государством Центральной Азии, направившим в Ирак воинские части (они занимались разминированием и восстановлением водоснабжения).
США стараются убедить Казахстан не пользоваться российскими и иранскими трубопроводами. В этом контексте центральный пункт политики Вашингтона — поддержка трубопровода Баку — Джейхан, который проходит по территории Турции, но в обход Ирана. Н. Назарбаев, в принципе, согласился принять участие в его эксплуатации, однако при нынешнем положении дел сохраняет дистанцию по отношению к Белому дому, что как раз и характерно для дипломатии президента РК. Он ищет максимального политического признания и хочет навязать Соединенным Штатам двустороннюю геополитическую игру. Предполагают (среди прочего), что значение Астаны возросло после того, как Ташкент лишился благосклонности Вашингтона (22 ноября 2005 г. США закрыли свою авиабазу в Узбекистане). Есть все основания предполагать, что в случае любого возглавляемого Соединенными Штатами вторжения в Иран Казахстану будет принадлежать исключительно важная роль. В последнее время Казахстан принимал госсекретаря США Кондолизу Райс, министра энергетики Сэмюэла Бодмана, министра сельского хозяйства Майка Йоханнса, а также бывшего президента США Билла Клинтона и многочисленные делегации американских конгрессменов. К. Райс отзывалась о Н. Назарбаеве как о «реформаторе и агенте перемен» и утверждала, что Казахстан должен играть ведущую роль в регионе. По ее словам, «Казахстан готов проторить новый Великий шелковый путь, великий коридор реформ... Сильный, процветающий и демократический Казахстан снова вдохнет жизнь в шествие знаний, торговли, ремесел и свободы через степи Центральной Азии. У этой страны славное прошлое, а ее будущее внушает надежды. Величайшие дни Казахстана еще впереди. И Соединенные Штаты хотели бы быть вашим партнером». Вашингтон видит, что его отношения с Астаной пробуксовывают, и готов на немалые дипломатические усилия, чтобы вернуть себе политическое влияние. При том как велики ставки в борьбе за энергоресурсы и насколько серьезна стратегическая заинтересованность США в регионе (близость к Китаю, России, исламскому миру), нельзя исключать в близком будущем визита главы Белого дома в Казахстан.
Аналогичным образом РК, не ущемляя интересов России и Китая, поддерживает связи с ЕС и НАТО. Планы индивидуального партнерства с Североатлантическим альянсом предусматривают взаимовыгодное сотрудничество в военно-технической и политической сфере. Для ЕС энергетическая безопасность — главный приоритет. Потенциал Каспийского бассейна особенно оживил интерес Евросоюза к прочному партнерству с Казахстаном. ЕС также с интересом следит за ведущимися в РК исследованиями в сталелитейной промышленности, в сфере ядерной безопасности и термоядерных реакций. Крупнейшие страны Европы весьма активны в Казахстане, ЕС сегодня второй по значению торговый партнер РК. Казахстан же в ходе энергетической игры использует амери-
канские радары, чтобы следить за безопасностью на Каспийском море. Хотя до интеграции РК с Европейским союзом еще далеко, обе стороны разделяют мнение о непрерывности геополитического пространства и геополитической преемственности, а также важнейшие ценности и представления в том, что касается безопасности и охраны окружающей среды. Казахстан добивается председательства в ОБСЕ в 2009 году.
В ы в о д ы
После вступления России в Организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» (2004 г.), формирования китайско-казахстанского стратегического партнерства (2005 г.)
и, что более важно, укрепления ШОС, в которую в качестве наблюдателей вошли Иран, Индия и Пакистан, в ЦА произошли глубокие перемены, приведшие к ослаблению военного присутствия США в регионе.
Индии как стране, активно развивающейся и укрепляющей свои позиции, следует внимательно следить за быстрыми изменениями стратегических сценариев в этом важнейшем регионе. Определяя для себя цели в республиках Центральной Азии, она должна весьма серьезно учитывать потенциал Казахстана. За последние годы отношения между этими двумя государствами обрели динамику, их экономические, политические и культурные контакты расширились. Дели и Астана весьма близки в том, что касается политических и экономических подходов, разделяют ценности светского государства, демократии и плюрализма, полны решимости бороться с терроризмом, а объединенная рабочая группа (ОРГ) по борьбе с терроризмом могла бы стать платформой для их сотрудничества в рамках ШОС. Выдвигаемые Назарбаевым планы региональной интеграции сходны с планами Индии и полностью соответствуют отмечаемым сегодня в Азии процессам, которые должны привести к созданию Азиатского союза. Эти общие ценности и настоятельная необходимость сотрудничества в энергетической сфере должны стать краеугольным камнем партнерства Индии с Казахстаном.
Торговый оборот между этими странами достиг 95 млн долл., но он гораздо меньше возможного. Индийские предприниматели должны воспользоваться преимуществами, которые дают свободный рынок и устойчивое правительство. Наиболее широкие возможности для этого открываются в таких сферах, как модернизация нефтеперерабатывающей промышленности, экспорт услуг, фармацевтическая отрасль, программное обеспечение информационных технологий, биотехнологии, банковское дело, здравоохранение, образование, военная область, сельское хозяйство, текстильная промышленность и ряд других. Индия должна, как это делает сегодня Китай, брать в аренду у Казахстана земли для ведения коммерческого сельского хозяйства. Множество промышленных предприятий советских времен стоят в РК заброшенными или работают с сильной недогрузкой. «Прикосновение Мидаса», которое ощутил металлургический завод «Кармет», когда туда пришел индийский бизнесмен мирового уровня Лакшми Миттал, — великолепный пример того, что Индия могла бы повторить в куда больших масштабах. После завершения строительства международного транспортного коридора «Север — Юг» у Индии появится шанс шире пользоваться богатейшими минеральными ресурсами Казахстана.
Содержательное индо-казахстанское партнерство не может не включать сотрудничество в достижении стабилизации в Афганистане. Улучшение отношений между Узбекистаном и Казахстаном — добрый знак, оно должно помочь Индии в достижении серьезных целей в регионе. Этот вопрос требует самого серьезного рассмотрения на высшем уровне.
Для Казахстана, как и для других стран, его собственные интересы важнее, нежели цели любой международной организации, в которую он входит. Однако унаследованные с советских времен мыслительные шаблоны все еще сохраняют свою силу. Достижения и популярность Н. Назарбаева внушили ему чувство собственной значимости, и теперь он ищет политического признания. Так, в сделке с «ПетроКазахстаном» Китай предпочли Индии отнюдь не по коммерческим, а по политическим соображениям. В принципе президент РК никогда не отказывался благоприятствовать Индии в ее стремлении к серьезному стратегическому участию в проектах на территории Казахстана. Дело лишь в том, что Дели не пожелал очевидным и недвусмысленным образом разыгрывать его карту. Н. Назарбаев ясно дал понять, что доступ к казахстанским энергетическим ресурсам, урановым рудникам и другим запасам минерального сырья получат лишь те, кто согласен вести геополитическую игру по его правилам. Индо-казахстанские отношения уже достаточно содержательны и развиты, теперь необходимо привести их в четкую систему и придать им стратегическое измерение.
Указанные выше задачи связаны со следующими требованиями:
1. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх должен последовать примеру председателя КНР и президента РФ В. Путина — посетить с визитом Астану, предложив Н. Назарбаеву подписать договор о стратегическом партнерстве, что превратит отношения с Астаной в стержень политики Дели в республиках Центральной Азии. На встрече участников Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Астане премьер-министр должен договориться об условиях, которые могли бы лечь бы в основу подобного договора.
2. Пришло время пригласить в качестве главного гостя на празднование Дня республики в 2007 году лидера из Центральной Азии. Этот жест будет воспринят как знак полного признания и уважения независимости государств региона, которая все еще находится на стадии формирования и утверждения. Нурсултан Назарбаев — наиболее подходящий лидер для такого гостя.
3. Недавно исполнилось 50 лет со дня официального визита Джавахарлала Неру и Индиры Ганди в Казахстан. В 1955 году он произвел глубокое впечатление и сформировал в этой республике яркий положительный образ Индии. Вскоре после визита тысячи девочек получили имя Индира. Сейчас оно «натурализовано» в РК, воспринимается как национальный символ гордости и возможностей женщины. Было бы уместно, чтобы именно в этом году кто-то из высших должностных лиц Индии посетил Казахстан с визитом. Это придаст важный импульс отношениям между двумя странами.
4. Было бы полезно воскресить в Индии имя Мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати (1500—1551), отметив его память. Дулати, губернатор Кашмира при императоре Хамаюне из монгольской династии, — культовая для казахов фигура в индийской истории21 . Они чтят Хайдара Дулати как своего национального героя, он важный символ и пример древних связей между Индией и Казахстаном.
21 Cm.: Stobdan P.. India & Kazakhstan: Civilizational Explorations. New Delhi: Heritage Publication, 2003.