Научная статья на тему 'КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ'

КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Инвестиционные проекты / концессия / региональные корпорации развития / государственно-частное партнерство / квази-государственные структуры / Investment projects / concession / regional development corporations / publicprivate partnerships / quasi-governmental structures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова Ольга Владимировна, Чупров Сергей Витальевич

Реализация перспективных инвестиционных проектов является важнейшей задачей регионов, поскольку реализуются инновационные идеи, развивается производство и другие перспективные для регионов сферы, создаются новые рабочие места, увеличивается региональный продукт и наполняемость бюджета. В Иркутской области значительная доля инвестиционных проектов приходится на промышленную сферу. Важное значение также имеют проекты в сфере сельского хозяйства, создания комфортной городской среды, логистики и здравоохранения. В Иркутской области сформирована система финансовых и нефинансовых институтов поддержки бизнеса при реализации инвестиционных проектов. Перспективным инструментом реализации инвестиционных проектов является концессия. Целью настоящего исследования является изучение современных возможностей реализации концессионных соглашений для реализации региональных инвестиционных проектов. В статье рассматриваются понятия и подходы к заключению концессионных соглашений; правовые аспекты заключения концессионных договоров. Особое внимание уделено проблемам заключения концессионных соглашений для реализации инвестиционных проектов без привлечения частного капитала. Методология исследования базируется на теоретическом анализе основных аспектов инвестиционного проектирования и инструментов его финансирования. Информационной базой исследования послужили данные по разработке и реализации инвестиционных проектов в Иркутской области. Научная новизна заключается в выделении нового механизма реализации концессионных операций, который предполагает создание квази-государственных структур на правах частных. Изучается практика концессионных операций с региональными корпорациями развития. Исследуется опыт заключения концессионных соглашений в регионах России. Особое внимание уделено созданию в Иркутской области на условиях концессии кластера «Центральный». Это крупный инвестиционный проект, включающий в себя комплекс мусоросортировки и утилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чистякова Ольга Владимировна, Чупров Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCESSION AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF REGIONAL INVESTMENT PROJECTS

The implementation of promising investment projects is the most important task of the regions, since innovative ideas are being implemented, production and other promising areas for the regions are developing, new jobs are being created, regional product and budget occupancy are increasing. In Irkutsk region, a significant share of investment projects falls on the industrial sector. Projects in the field of agriculture, creating a comfortable urban environment, logistics and healthcare are also of great importance. A system of financial and non-financial institutions has been formed in the Irkutsk Region to support businesses in the implementation of investment projects. A promising tool for the implementation of investment projects is a concession. The purpose of this study is to study the modern possibilities of implementing concession agreements for the implementation of regional investment projects. The article discusses the concepts and approaches to the conclusion of concession agreements; legal aspects of the conclusion of concession agreements. Particular attention is paid to the problems of concluding concession agreements for the implementation of investment projects without attracting private capital. The research methodology is based on a theoretical analysis of the main aspects of investment design and its financing tools. The information base of the study was data on the development and implementation of investment projects in the Irkutsk region. The scientific novelty lies in the identification of a new mechanism for the implementation of concession operations, which involves the creation of quasi-public structures on the rights of private ones. The practice of concession operations with regional development corporations is being studied. The article examines the experience of concluding concession agreements in the regions of Russia. Special attention is paid to the creation of the Central cluster in the Irkutsk region on the terms of a concession. This is a major investment project that includes a waste sorting and recycling complex.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

Научная статья УДК 334.012 EDN KJFMGK

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1396-1406 jj

O.B. Чистякова0, C.B. Чупров©

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: О.В. Чистякова, chistyakovaov@mail.ru

АННОТАЦИЯ. Реализация перспективных инвестиционных проектов является важнейшей задачей регионов, поскольку реализуются инновационные идеи, развивается производство и другие перспективные для регионов сферы, создаются новые рабочие места, увеличивается региональный продукт и наполняемость бюджета. В Иркутской области значительная доля инвестиционных проектов приходится на промышленную сферу. Важное значение также имеют проекты в сфере сельского хозяйства, создания комфортной городской среды, логистики и здравоохранения. В Иркутской области сформирована система финансовых и нефинансовых институтов поддержки бизнеса при реализации инвестиционных проектов. Перспективным инструментом реализации инвестиционных проектов является концессия. Целью настоящего исследования является изучение современных возможностей реализации концессионных соглашений для реализации региональных инвестиционных проектов. В статье рассматриваются понятия и подходы к заключению концессионных соглашений; правовые аспекты заключения концессионных договоров. Особое внимание уделено проблемам заключения концессионных соглашений для реализации инвестиционных проектов без привлечения частного капитала. Методология исследования базируется на теоретическом анализе основных аспектов инвестиционного проектирования и инструментов его финансирования. Информационной базой исследования послужили данные по разработке и реализации инвестиционных проектов в Иркутской области. Научная новизна заключается в выделении нового механизма реализации концессионных операций, который предполагает создание квази-государственных структур на правах частных. Изучается практика концессионных операций с региональными корпорациями развития. Исследуется опыт заключения концессионных соглашений в регионах России. Особое внимание уделено созданию в Иркутской области на условиях концессии кластера «Центральный». Это крупный инвестиционный проект, включающий в себя комплекс мусоросортировки и утилизации. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Инвестиционные проекты, концессия, региональные корпорации развития, государственно-частное партнерство, квази-государственные структуры. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 27 сентября 2023 г.; дата принятия к печати 07 декабря 2023 г.; дата онлайн-размещения 29 декабря 2023 г.

Original article

O.V. Chistyakova^, S.V. Chuprov ©

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: O.V. Chistyakova, chistyakovaov@mail.ru

ABSTRACT. The implementation of promising investment projects is the most important task of the regions, since innovative ideas are being implemented, production and other promising areas for the regions are developing, new jobs are being created,

© Чистякова О.В., Чупров С.В., 2023

КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

CONCESSION AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF REGIONAL INVESTMENT PROJECTS

regional product and budget occupancy are increasing. In Irkutsk region, a significant share of investment projects falls on the industrial sector. Projects in the field of agriculture, creating a comfortable urban environment, logistics and healthcare are also of great importance. A system of financial and non-financial institutions has been formed in the Irkutsk Region to support businesses in the implementation of investment projects. A promising tool for the implementation of investment projects is a concession. The purpose of this study is to study the modern possibilities of implementing concession agreements for the implementation of regional investment projects. The article discusses the concepts and approaches to the conclusion of concession agreements; legal aspects of the conclusion of concession agreements. Particular attention is paid to the problems of concluding concession agreements for the implementation of investment projects without attracting private capital. The research methodology is based on a theoretical analysis of the main aspects of investment design and its financing tools. The information base of the study was data on the development and implementation of investment projects in the Irkutsk region. The scientific novelty lies in the identification of a new mechanism for the implementation of concession operations, which involves the creation of quasi-public structures on the rights of private ones. The practice of concession operations with regional development corporations is being studied. The article examines the experience of concluding concession agreements in the regions of Russia. Special attention is paid to the creation of the Central cluster in the Irkutsk region on the terms of a concession. This is a major investment project that includes a waste sorting and recycling complex.

KEYWORDS. Investment projects, concession, regional development corporations, public-private partnerships, quasi-governmental structures.

ARTICLE INFO. Received September 27, 2023; accepted December 07, 2023; available online December 29, 2023.

Введение

Реализация перспективных инвестиционных проектов является важной задачей для регионов, поскольку позволяет реализовывать инновационные идеи, развивать производства и прочие перспективные для регионов сферы, создавать новые рабочие места, увеличивать региональный продукт и наполняемость бюджета.

По объему инвестиций в основной капитал Иркутская область находится на 2 месте в Сибирском федеральном округе. В Приангарье реализуется более 180 средних и крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 2,5 трлн р.

Структура инвестиционных проектов по сферам деятельности в Иркутской области представлена на рис.

Из рис. видно, что в Иркутской области около половины инвестиционных проектов приходится на промышленную сферу. Данные проекты связаны с машиностроением, производством строительных материалов, обрабатывающими производствами, металлургией, газохимией, разработкой месторождений и добычей полезных ископаемых и др. Тридцать процентов проектов реализуются в сфере сельского хозяйства; тринадцать процентов относятся в сфере туризма; пять процентов составляют проекты в сфере создания комфортной городской среды и два процента в сфере логистики и здравоохранения.

Ожидается, что реализация данных проектов позволит создать в регионе более 40 тыс. новых рабочих мест.

Среди реализуемых в Иркутской области масштабных проектов можно выделить следующие. В частности, ООО «Иркутская нефтяная компания» реализует проект строительства газохимического комплекса в г. Усть-Кут. Объем инвестиций в проект составляет более 500 млрд р. Проект позволит развить в Приангарье газохимическое производство с высокой добавленной стоимостью.

Логистика и Туризм; 13%

хозяйство; 30%

Структура инвестиционных проектов по сферам деятельности в Иркутской области

Важное значение имеет строительство завода полимеров в г. Усть-Кут. После выхода на проектную мощность ожидается выпуск полиэтилена высокой и низкой плотности порядка 650 тыс. т в год. Полиэтилен необходим радиотехнической, кабельной, легкой, химической промышленности и др. Проект важен для обеспечения импортозамещения.

В Иркутской области планируется реализовать проект по освоению месторождения золота «Сухой лог». Реализация проекта позволит обеспечить добычу золота на уровне порядка 63 т в год.

Компания «РУСАЛ» реализует проект создания единого промышленного комплекса Тайшетского алюминиевого завода и Анодной фабрики полного цикла для производства обожженных анодов. Планируемая производительность Тайшетского алюминиевого завода превышает 431,5 тыс. т алюминия в год. Планируемая производительность Анодной фабрики составляет 870 тыс. т обожженных анодов в год и 630 тыс. т прокаленного кокса в год. Тайшетская анодная фабрика позволит исключить зависимость алюминиевых заводов России от импортных поставок обожженных анодов.

Группа «Илим» реализует проект строительства картонного завода в г.Усть-И-лимск с планируемой мощностью производства крафтлайнера 600 тыс. т в год. Крафтлайнер — это картон, состоящий не менее чем на 80 % из волокон лиственной целлюлозы. Инвестиции в проект составляют свыше 1 миллиарда рублей. Проект позволит внедрить современные технологии в лесопромышленном комплексе Иркутской области.

В сфере создания комфортной городской среды в г. Иркутске представляет интерес проект по реконструкции Цесовской набережной, реализуемый компанией «En+group».

Особого внимания заслуживают проекты, реализуемые в рамках туристско-ре-креационной особой экономической зоны «Ворота Байкала», в том числе проекты строительства гостиницы «Предгорной», создания центра туризма «Гора Соболиная», инфраструктурные проекты и др.

Иркутской области сформирована система финансовых и нефинансовых институтов поддержки бизнеса при реализации инвестиционных проектов. В частности, поддержку оказывает Центр «Мой бизнес», способствующий созданию новых

бизнесов. Фонд микрокредитования, предоставляет льготные займы до 10 млн р. для реализации проектов. Фонд развития промышленности, предоставляет займы под 1—3 % годовых на модернизацию и цифровизацию производства и сопровождает проекты на всех этапах их развития.

Важным нововведением, реализуемым в Иркутской области с 2022 г., является возможность получить землю в аренду под инвестиционный проект без проведения торгов.

Еще одним нововведением в Иркутской области стало расширение сферы реализации инвестиционных проектов, в том числе добавилась обрабатывающая промышленность, туризм, логистика, IT-инфраструктура, конгрессно-выставоч-ные комплексы и др. При этом снижен порог инвестиций: в туризме с 2 млрд до 450 млн р.; в обрабатывающей промышленности, при создании распределительных центров и конгрессно-выставочных комплексов до 200 млн р.; при создании IT-инфраструктуры — до 100 млн р.

Одним из перспективных современных инструментов реализации инвестиционных проектов является концессия.

Проблемы развития регионов, возможности реализации инвестиционных проектов рассматриваются многими учеными. В частности, Л.Г. Соколова и И.И. Казанцева [1] исследовали резервный потенциал для стратегического планирования социально-экономического развития региона. Е.Р. Метелева и М.Э. Гусева [2] обосновали необходимые управленческие и финансовые решения по повышению обеспеченности медицинскими кадрами кластера в сфере охраны здоровья в Байкальском регионе. Г.М. Винокуров, С.И. Винокуров, М.В. Винокурова [3] исследовали развитие отраслевого комплекса региона. Л.А. Каверзина, М.И. Черуто-ва, И.П. Нужина, Е.А. Литвин [4] изучают экономические аспекты устойчивого развития инвестиционно-строительного бизнеса в регионе. Л.И. Дробышевская и К.М. Исаков [5] предлагают формировать проактивную систему стимулирования инновационной деятельности предприятий. А.А. Ануфриева, М.В. Шиенков [6] исследуют процессы разработки и реализации государственных программ и региональных проектов Иркутской области в сфере дорожного хозяйства.

Проблемы финансирования инвестиционной деятельности рассматриваются в трудах ряда ученых Е.М. Афанасьевым [7] проведен анализ эволюции проектного финансирования на примере зарубежного опыта. В.А. Овчинников [8] изучает современные проблемы государственного финансирования инновационной деятельности в России. А.С. Нечаев [9; 10] исследует способы финансирования инновационной деятельности предприятий России. Д.А. Бобров [11] выявил тенденции развития проектного финансирования в России. С.Н. Глаголева, С.М. Бухонова, Ю.М. Сидоркин [12] разработали принципы финансирования региональных инвестиционных проектов с участием кредитных организаций.

Целью настоящего исследования является изучение современных возможностей реализации концессионных инструментов для реализации инвестиционных проектов в регионах.

Методы

Методология исследования базируется на теоретическом анализе основных аспектов инвестиционного проектирования и инструментов его финансирования. Информационной базой исследования послужили данные по разработке и реализации инвестиционных проектов в Иркутской области. Методологическая основа исследования строится на комплексном, логическом, институциональном и диалектическом подходах, которые обеспечивают достоверность и доказательность полученных выводов и рекомендаций.

Результаты

Википедия дает следующую трактовку понятия концессия. «Концессия (от лат. concessio «разрешение, уступка») представляет собой вид договора о создании или реконструкции за счет средств инвестора (или совместно с концедентом объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, в результате чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу»1.

Таким образом, концессия предполагает государственно-частное партнерство, основанное на привлечении частного капитала в развитие государственной собственности. Концессионные соглашения предполагают передачу частному инвестору государственного либо муниципального имущества для его реконструкции, последующей эксплуатации и получения прибыли от его использования.

В прошлом веке концессии применялись преимущественно в недропользовании. В современных условиях объектами концессионных соглашений, как правило, являются социально значимые объекты. Концессии получили значительное распространение в таких сферах как железные дороги, порты, аэродромы, объекты теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также в здравоохранении, культуре, спорте, образовании и др.

На модернизацию и содержание в надлежащем виде данных объектов у федеральных и региональных бюджетов недостаточно средств, однако данные объекты находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации.

Заключение концессионных соглашений является общемировой практикой. В России основные аспекты коммерческой концессии были законодательно урегулированы в 2005 г., когда бы принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон № 115-ФЗ)2.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению частный инвестор (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать недвижимое имущество (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать государству (кон-цеденту). Концессионер также обязуется осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент для осуществления указанной деятельности обязуется за определенную плату предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения на срок, установленный соглашением.

Концессионное соглашение обычно заключается применительно к государственной недвижимости, требующей реконструкции. Движимое имущество и объекты интеллектуальной собственности не являются объектами концессионных соглашений.

Сроки концессионных соглашений ориентируются на достижение окупаемости вложений концессионера. Обычно концессионные соглашения заключаются на 20—30 летний срок. Проблему представляет тот факт, что по истечению срока действия концессионного соглашения у концессионера отсутствует преимущественное право заключить новый договор на пользование реконструированным имуществом.

В российской практике неотъемлемой частью концессионного соглашения является договор аренды на участок земли, зарезервированный или отчужденный для строительства. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения договора аренды.

1 Концессия // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D 1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F1

2 О концессионных соглашениях : Федер. закон № 115-ФЗ от 06 июля 2005 // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

Исторически концессия предполагала объединение государственного и частого капитала, либо объединение частных капиталов, когда в проекте участвовало несколько частных инвесторов. Классическим примером концессии являлось строительство Транссибирской магистрали. При этом государство субсидировало средства, а частные инвесторы привлекали капитал для строительства путем выпуска облигаций.

В настоящее время механизмы реализации концессионных соглашений усложнились. В текущей ситуации для многих крупных инвестиционных проектов в России поддержка государства имеет важное значение. Однако, современный вариант чаще всего не является концессией в привычном понимании. Новый механизм предполагает создание квази-государственных структур на правах частных. Привлечения частных инвестиций в том понимании, в котором исторически рассматривалась концессия, сейчас нет. Проекты с частным финансированием в настоящее время не являются доминирующими.

Использование инструмента концессионных соглашений приводит к увеличению бюджетных показателей ряда субъектов РФ. В России регионов-реципиентов гораздо больше, чем доноров. За счет концессии бюджетные обязательства реципиентов растут. При этом важно определять до какого уровня эти обязательства целесообразно наращивать. Проблемой является также то, что недостаточно понятна процедура конкурса, по итогам которого должен был быть выбран концессионер, поскольку по факту частного капитала нет.

В настоящее время в регионах России получили широкое распространение концессии без привлечения частного капитала, в том числе появилась практика заключения концессий с региональными корпорациями развития.

В настоящее время концедентами выступают субъекты РФ, а концессионерами в них выступают «дочки» региональных корпораций развития. Такая модель получила неофициальное название «квази - государственно-частного партнерства» или «квази-ГЧП».

Ранее участие концессионеров в лице, аффилированных с государственными органами компаний носило единичный характер. В настоящее время концессионные соглашения по модели «квази-ГЧП» составляют порядка 40 %. В России действует более 75 концессий дороже 100 млн р. на региональном и муниципальном уровнях с общим объемом инвестиций 125 млрд р.

Проблемой использования модели «квази-ГЧП» является то, что фактически сторонами соглашения выступает одна инстанция в лице субъекта Российской Федерации. В этом случае возникают риски снижения мотивации сторон выполнять взятые на себя обязательства, а также не обеспечивается должный контроль за качеством оказываемых услуг и соблюдением пропорции «цена-качество». Аффилированные с государственными органами компании могут быть не нацелены на повышение экономической эффективности проекта.

Лидерами в концессионной сфере в настоящее время являются Магаданская, Сахалинская, Мурманская, Нижегородская, Орловская области и Пермский край. Корпорация развития Магаданской области создала порядка 16 дочерних компаний под проекты по модели «квази-ГЧП», которые заключили концессионные соглашения. Больше всего концессий по модели «квази-ГЧП» в сфере ЖКХ. Часто также такая схема применяется в транспортной отрасли.

В России во время кризиса традиционно усиливается роль государства, поэтому активное применение модели «квази-ГЧП» является следствием сложной экономической ситуации и одновременно антикризисной мерой. «Квази-ГЧП» позволяют запускать проекты ускоренными темпами. При этом предполагается, что в будущем в проект возможно привлечение частного партнера. Однако, если проект

изначально разрабатывается для реализации подконтрольным концеденту лицом, частным инвесторам будет сложно войти в проект в рамках законных процедур.

Для некапиталоемких социальных проектов в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью такой подход действительно может быть оправдан. Однако регионы активно применяют модель «квази-ГЧП» для многомиллиардных проектов с высокой бюджетной обеспеченностью, которые могли бы заинтересовать потенциальных инвесторов. Таким образом реализуется проект модернизации электротранспорта в Нижнем Новгороде за 50 млрд р., строительства спортивной арены в Перми за 19,5 млрд р. и др.

С точки зрения финансирующей организации компании с государственным участием, обеспеченные необходимым объемом собственных средств и компетенциями в этой сфере, позволяют снизить уровень проектного риска и повысить привлекательность проекта. Однако финансовые структуры неохотно участвуют в таких проектах. В данном направлении реализуется проект по предоставлению заемного финансирования для реализации концессий по строительству спортивных объектов и развитию водоснабжения и водоотведения в Магаданской области.

Дальнейшее распространения модели «квази-ГЧП» может привести к ограничению конкуренции. Это может создать значительные риски увеличения долговой нагрузки субъектов федерации и забалансовых обязательств их бюджетов.

Несмотря на то, что система государственно-частного партнерства направлена в первую очередь на привлечение частных инвестиций, в законодательстве о концессионных соглашениях отсутствует ограничение на участие организаций с долей государства в качестве концессионера. Стороны государственно-частного партнерства, независимо от их принадлежности, самостоятельно оценивают принимаемые на себя обязательства, в том числе с учетом их влияния на сбалансированность бюджета и эффективность использования его средств.

По закону концессионер должен быть выбран по итогам конкурса и обязан соответствовать требованиям конкурсной документации. Однако, чаще всего концессионер под конкретный проект утверждается решением правительства без конкурса.

Для повышения прозрачности механизма концессионных соглашений и его инвестиционной привлекательности Минэкономразвития обязывает концеден-тов — представителей власти информировать федеральное или региональное министерство финансов о требуемых объемах вложения бюджетных средств для реализации проектов в рамках государственно-частного партнерству или концессии.

Положительный опыт заключения концессионного соглашения имеется в Иркутской области. Концессионное соглашение о создании кластера «Центральный» было заключено между Правительство Иркутской области и компанией ООО «РТ-НЭО Переработка». Компания «РТ-НЭО Переработка» зарегистрирована в Иркутске. К ее основному виду деятельности относится обработка и утилизация неопасных отходов.

Данное концессионное соглашение рассчитано на срок до 2044 г. При этом предусмотрена возможность дальнейшей пролонгации соглашения. Проект включает в себя мусоросортировочный комплекс с системой утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), который планируется построить в Ангарске и ввести в эксплуатацию до 2025 г.

В настоящее время в России реализуется Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Создание кластера «Центральный» будет направлено на снижение экологической нагрузки в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области.

Реализация проекта позволит уменьшить антропогенное воздействие на окружающую среду, обеспечив к 2030 г. стопроцентную сортировку твердых коммунальных отходов и двукратное сокращение отходов, отправляемых на полигоны,

за счет запуска мощностей по утилизации органических отходов методом биокомпостирования.

Предполагаемая мощность кластера «Центральный» составит до 405 тыс. т в год обработки твердых коммунальных отходов и до 141 тыс. т в год утилизации органических отходов.

Выводы:

— реализация перспективных инвестиционных проектов является важной задачей регионов, поскольку реализуются инновационные идеи, развивается производство и прочие перспективные для регионов сферы, создаются новые рабочие места, увеличивается региональный продукт и наполняемость бюджета;

— система институтов поддержки бизнеса при реализации инвестиционных проектов включает в себя финансовые и нефинансовые инструменты;

— в Иркутской области поддержку бизнесу при реализации инвестиционных проектов оказывают Центр «Мой бизнес», Фонд микрокредитования, Фонд развития промышленности и другие структуры;

— важными нововведениями, реализуемыми в Иркутской области с 2022 г., являются: возможность получить землю в аренду под инвестиционный проект без проведения торгов; расширение сферы реализации инвестиционных проектов за счет включения обрабатывающей промышленности, туризма, логистики, 1Т-инфраструктуры, конгрессно-выставочных комплексов, а также значительное снижение порога инвестиций;

— перспективных инструментом реализации инвестиционных проектов является концессия;

— концессия нацелена на привлечение финансирования в государственные проекты и предполагает создание или реконструкцию инвестором за счет собственных или заемных средств объектов государственной недвижимости, инвестор при этом получает право пользования объектом и получения прибыли от его использования;

— объектами концессионного соглашения обычно являются социально-значимые объекты, не подлежащие приватизации, в том числе железные дороги, порты, аэродромы, объекты теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, водо-отведения, а также в здравоохранении, культуре, спорте, образовании и др.;

— в настоящее время в регионах России получили широкое распространение концессии без привлечения частного капитала, предполагающие создание ква-зи-государственных структур на правах частных, в том числе появилась практика заключения концессий с региональными корпорациями развития;

— лидерами в концессионной сфере в настоящее время являются Магаданская, Сахалинская, Мурманская, Нижегородская, Орловская области и Пермский край;

— в Иркутской области на условиях концессии создается кластер «Центральный», включающий в себя мусоросортировочный комплекс с системой утилизации твердых коммунальных отходов.

Список использованной литературы

1. Соколова Л.Г. Оценка резервного потенциала для стратегического планирования социально-экономического развития региона /Л.Г. Соколова, И.И. Казанцева. — Б01 10.17150/2500-2759.2020.30(4).541-550. — ЕБЫ ШТЕСУ // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 4. — С. 541-550.

2. Метелева Е.Р. Обоснование управленческих и финансовых решений по повышению обеспеченности медицинскими кадрами кластера в сфере охраны здоровья в Байкальском регионе / Е.Р. Метелева, М.Э. Гусев. — Б01 10.17150/2500-2759.2023.33(2).234-244. — ЕБЫ ОииЫБЫ // Известия Байкальского государственного университета. — 2023. — Т. 33, № 2. — С. 234-244.

3. Винокуров Г.М. Экономическое развитие отраслевого комплекса региона/ Г.М. Винокуров, С.И. Винокуров, М.В. Винокурова. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(4).711-720. — EDN QAAVIB // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 4. — С. 711-720.

4. Факторы устойчивого развития инвестиционно-строительного бизнеса: финансово-экономический аспект /Л.А. Каверзина, М.И. Черутова, И.П. Нужина, Е.А Литвин. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(4).701-710. — EDN QPHNHP // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 4. — С. 701-710.

5. Дробышевская Л.И. Формирование проактивной системы стимулирования инновационной деятельности предприятий / Л.И. Дробышевская, К.М. Исаков. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(4).741-750. — EDN ERGBLV // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 4. — С. 741-750.

6. Ануфриева А.А. Разработка и реализация государственных программ и региональных проектов Иркутской области в сфере дорожного хозяйства / А.А. Ануфриева, М.В. Шиенков. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).595-606. — EDN HOUGPK // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 2. — С. 595-606.

7. Афанасьев Е.М. Анализ эволюции проектного финансирования на примере зарубежного опыта / Е.М. Афанасьев. — EDN SCHRTV // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2014. — № 2 (192). — С. 166-171.

8. Овчинников В.А. Проблемы государственного финансирования инновационной деятельности в России на современном этапе / В.А. Овчинников. — EDN YYIVED // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 05 нояб. 2021 г. — Пенза, 2021. — Т. 2. — С. 38-43.

9. Нечаев А.С. Способы финансирования инновационной деятельности предприятий Российской Федерации / А.С. Нечаев. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).275-282. — EDN WEFULC // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 275-282.

10. Нечаев А.С. Особенности финансирования инновационной деятельности предприятий в современных условиях /А.С. Нечаев, О.В. Антипина, Ю.Н. Барыкина. — DOI 10.24412/2079-7958-2021-1-216-231. — EDN JCTBNH // Вестник Витебского государственного технического университета. — 2021. — № 1. — С. 216-231.

11. Бобров Д.А. История развития проектного финансирования в России / Д. А Бобров. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(3).412-418. — EDN EQLSRE // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 3. — С. 412-418.

12. Глаголев С.Н. Принципы финансирования региональных инвестиционных проектов с участием кредитных организаций / С.Н. Глаголев, С.М. Бухонова, Ю.М. Сидоркин. — DOI 10.12737/article_5926a05a9fd284.06619874. — EDN YQPJUP // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. — 2017. — № 6. — С. 182-187.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Sokolova L.G., Kazantseva I.I. The Reserve Potential Evaluation for Strategic Planning of the Regional Socio-Economic Development. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo univer-siteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 4, pp. 541-550. (In Russian). EDN: UJTFCY. DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(4).541-550.

2. Meteleva E.R., Gusev M.E. Justification of Management and Financial Decisions to Increase the Adequate Provision with Medical Staff of the Cluster in the Sphere of Health Protection in the Baikal Region. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2023, vol. 33, no. 2, pp. 234-244. (In Russian). EDN: GUUNBN. DOI: 10.17150/2500-2759.2023.33(2).234-244.

3. Vinokurov G.M., Vinokurov S.I., Vinokurova M.V. Economic Development of the Sectoral Complex of the Region. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 4, pp. 711-720. (In Russian). EDN: QAAVIB. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(4).711-720.

4. Kaverzina L.A., Cherutova M.I., Nuzhina I.P., Litvin E.A. Factors of Sustainable Development of Investment and Construction Business: Financial and Economic Aspect. Izvestiya Bai-kalskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 4, pp. 701-710. (In Russian). EDN: QPHNHP. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(4).701-710.

5. Drobyshevskaya L.N., Isakov K.M. Proactive System Formation for Stimulation of Innovative Activities of Enterprises. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 4, pp. 741-750. (In Russian). EDN: ERG-BLV. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(4).741-750.

6. Anufrieva A.A., Shienkov M.V. Development and Implementation of Irkutsk Region's State Programs and Regional Projects in Road Management. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 595-606. (In Russian). EDN: HOUGPK. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(2).595-606.

7. Afanasyev E.M. Analysis of Evolution of Project Finance at the Example of Foreign Experience. Nauchno-Tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2014, no. 2, pp. 166-171. (In Russian). EDN: SCHRTV.

8. Ovchinnikov V.A. Problems of Public Financing of Innovative Activities in Russia at the Present Stage. Modern Science: Current Issues, Achievements and Innovations. Materials of the XXII International Research Conference, Penza, November 05, 2021. Penza, 2021, vol. 2, pp. 38-43. (In Russian). EDN: YYIVED.

9. Nechaev A.S. Methods of Financing Innovative Activities of Enterprises of the Russian Federation. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 275-282. (In Russian). EDN: WEFULC. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).275-282.

10. Nechaev A., Antipina O., Barykina Yu. Features of Financing of Innovative Activity of Enterprises in Modern Conditions. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta = Bulletin of the Vitebsk State Technical University, 2021, no. 1, pp. 216-231. (In Russian). EDN: JCTBNH. DOI: 10.24412/2079-7958-2021-1-216-231.

11. Bobrov D.A. Development Trends of Project Finance in Russia. Izvestiya Baikal'sko-go gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 3, pp. 412-418. (In Russian). EDN: EQLSRE. DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(3).412-418.

12. Glagolev S.N., Bukhonova S.M., Sidorkin Yu.M. Principles of Financing Regional Investment Projects with the Participation of Credit Institutions. Vestnik Belgorodskogo gosu-darstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V. G. Shukhova = Bulletin of BSTU Named After V.G. Shukhov, 2017, no. 6, pp. 182-187. (In Russian). EDN: YQPJUP. DOI: 10.12737/ article_5926a05a9fd284.06619874.

Информация об авторах

Чистякова Ольга Владимировна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, chistyakovaov@mail.ru, SPIN-код: 2185-8048, AuthorID РИНЦ: 474606, ResearcherID: AAB-8142-2022.

Чупров Сергей Витальевич — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, ChuprovSV@yandex.ru,

SPIN-код: 8899-5089, Scopus Author ID: 57190585624, ResearcherID: AAB-8221-2022.

Authors

Olga V. Chistyakova — D.Sc. in Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Service, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, chistyakovaov@ mail.ru, SPIN-Code: 2185-8048, AuthorID RSCI: 474606, ResearcherID: AAB-8142-2022.

Sergey V. Chuprov — D.Sc. in Economics, Professor, Department of Management and Service, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, ChuprovSV@yandex.ru, © https://orcid. org/0000-0001-8581-9733, SPIN-Code: 8899-5089, Scopus Author ID: 57190585624, Researcher-ID: AAB-8221-2022.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023, vol. 14, no. 4 issn 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 4

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Чистякова О.В. Концессия как инструмент реализации региональных инвестиционных проектов / О.В. Чистякова, С.В. Чупров. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1396-1406. — EDN KJFMGK // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 4. — С. 1396-1406.

For Citation

Chistyakova O.V., Chuprov S.V. Concession as a Tool for the Implementation of Regional Investment Projects. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 4, pp. 1396-1406. (In Russian). EDN: KJFMGK. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1396-1406.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 4 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.