Научная статья на тему 'Концессионные соглашения в реализации инвестиционно-строительных программ региона'

Концессионные соглашения в реализации инвестиционно-строительных программ региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / INVESTMENT AND BUILDING ACTIVITY / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSION / INVESTMENTS / BUSINESS / ECONOMICAL EFFECT / COST-EFFECTIVE USE OF RESOURCES / HEAT SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешков В. В., Матвеева М. В., Борисова С. П., Рютин В. С.

Цель. Изучить влияние использования концессионных соглашений на реализацию инвестиционно-строительных программ региона. Методы. Проведен сравнительный анализ инструментов привлечения бизнеса в коммунальную и энергетическую инфраструктуру. Результаты. Определены основные и принципиальные отличия договора долгосрочной аренды и концессионного соглашения. Проведен сравнительный анализ результатов управления муниципальным имуществом в сфере теплоснабжения на примере города Иркутска. Выводы. Установлено значительное положительное влияние применения концессионных соглашений как инструмента реализации инвестиционно-строительных программ Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCESSIVE AGREEMENTS IN REALIZATION OF INVESTMENT AND BUILDING PROGRAMS OF A REGION

Purpose. To investigate the influence of the use of concessive agreements on the realization of investment and building programs of a region. Methods. We performed comparative analyses of the instruments to attract business in housing and public and energy infrastructure. Results. We defined the principal differences of a long-term rent agreement and a concessive agreement. We performed comparative analyses of the results of managing municipal property in the sphere of heat supply at the example of the city of Irkutsk. Conclusions. It is stated that there is significant positive influence of the use of concessive agreements as the instrument of realization of investment and building programs of Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Концессионные соглашения в реализации инвестиционно-строительных программ региона»

Оригинальная статья / Original article УДК 334

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-4-48-56

КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНА

© В.В. Пешков, М.В. Матвеева, С.П. Борисова, В.С. Рютин

Цель. Изучить влияние использования концессионных соглашений на реализацию инвестиционно-строительных программ региона. Методы. Проведен сравнительный анализ инструментов привлечения бизнеса в коммунальную и энергетическую инфраструктуру. Результаты. Определены основные и принципиальные отличия договора долгосрочной аренды и концессионного соглашения. Проведен сравнительный анализ результатов управления муниципальным имуществом в сфере теплоснабжения на примере города Иркутска. Выводы. Установлено значительное положительное влияние применения концессионных соглашений как инструмента реализации инвестиционно-строительных программ Иркутской области.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная деятельность, государственно-частное партнерство, концессия, инвестиции, бизнес, экономический эффект, ресурсосбережение, теплоснабжение.

Формат цитирования: Пешков ВВ., Матвеева М.В., Борисова СП., Рютин В.С. Концессионные соглашения в реализации инвестиционно-строительных программ региона // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 4 (19). С. 48-56. DOI: 10.21285/2227-2917-2016-4-48-56

CONCESSIVE AGREEMENTS IN REALIZATION OF INVESTMENT AND BUILDING PROGRAMS OF A REGION

© V.V. Peshkov, M.V. Matveeva, S.P. Borisova, V.S. Ryutin

Purpose. To investigate the influence of the use of concessive agreements on the realization of investment and building programs of a region. Methods. We performed comparative analyses of the instruments to attract business in housing and public and energy infrastructure. Results. We defined the principal differences of a long-term rent agreement and a concessive agreement. We performed comparative analyses of the results of managing municipal property in the sphere of heat supply at the example of the city of Irkutsk. Conclusions. It is stated that there is significant positive influence of the use of concessive agreements as the instrument of realization of investment and building programs of Irkutsk region.

Keywords: investment and building activity, state and private partnership, concession, investments, business, economical effect, cost-effective use of resources, heat supply

For citation: Peshkov V.V., Matveeva M.V., Borisova S.P., Ryutin V.S. Concessive agreements in realization of investment and building programs of a region. Izvestiya vuzov. In-vestitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2016, no. 4 (19), pp. 48-56. (In Russian) DOI: 10.21285/2227-2917-2016-4-48-56

Введение

Концессия - это одна из форм государственно-частного партнерства (ГЧП), которая представляет собой привлечение частного сектора к эффективному управлению государственной собственностью или к предоставлению услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость № 4 (19) 2016 ISSN 2227-2917

Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate No. 4 (19) 2016

48

Развитые страны в мировой экономике все больше используют подходы государственно-частного партнерства в реализации проектов по привлечению частных инвестиций с созданием агентств для обеспечения централизации данного процесса, поскольку ГЧП оказывает значительное влияние на крупнейшие экономики мира [1, 2]. В Европе на смену ранним моделям ГЧП, результатом использования которых стала «приспособленность» всех участников процесса, все чаще приходят новые модели реализации партнерств, открывающие возможности получения гораздо большего эффекта от государственно-частного партнерства, а также новые методы оценки критериев эффективности реализации данных партнерств [3-7].

В Российской Федерации в число наиболее приоритетных отраслей для реализации концессионных соглашений как наиболее эффективного способа модернизации с привлечением инвестиций со стороны частного сектора входят объекты коммунальной и энергетической инфраструктуры.

Коммунальная сфера долгое время находилась без внимания со стороны частного сектора по причине традиционной ответственности органов государственной и муниципальной власти, отсутствия долгосрочных тарифных программ, законодательно закрепленных конкурсных процедур на право аренды коммунального имущества и ряда других факторов [8].

Материалы и методы исследования

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими концессию в сфере теплоснабжения, являются федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» был принят еще в 2005 году, но концессий в теплоснабжении он не предусматривал. Механизмы государственно-частного партнерства в области жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) получили активное развитие в последние три года, что явилось объективной необходимостью, так как механизмы государственно-частного партнерства позволяют расширять ограниченные возможности государства и муниципальных органов в развитии жилищно-коммунальной сферы. С 2013 года Минстрой активно взялся за федеральное регулирование в области коммунальной инфраструктуры. В 2013-2014 годах федеральные органы исполнительной власти утвердили несколько пакетов нормативно-правовых актов, направленных на развитие инвестиционных процессов в жилищно-коммунальном комплексе, в частности, они касаются введения долгосрочных тарифов, регулирования платежа за жилищно-коммунальные услуги, регулирования процессов управления жилым фондом, порядка проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов, мер по контролю и мониторингу ЖКХ. С 1 января 2014 года вступил в силу закон № 103-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющий порядок заключения концессий в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения или водоотве-дения. Закон определяет целевые показатели деятельности концессионера в сфере ЖКХ, а также его ответственность за недостижение показателей качества, надежности, энергоэффективности деятельности объектов концессии. Вводится требование обязательного подтверждения финансового обеспечения реализации проекта со стороны концессионера, в частности, банковских гарантий. В 2014 году также был принят закон № 180-ФЗ (поправки в закон о концессиях) и несколько постановлений, предусматривающих концессионные соглашения во всех видах коммунальной инфраструктуры, а также определяющих критерии достижения эффекта при реализации соглашения, целевые показатели надежности и качества оказания коммунальных услуг, ответственность сторон соглашения.

Постановлением № 452 от 16.05.2014 г. «Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией,

осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 340» Правительство РФ установило методику расчета целевых показателей объектов теплоснабжения, аналогичное постановление вышло и по объектам холодного водоснабжения и водоотведения. Современной тенденцией является возникновение активных диалоговых режимов между бизнесом и властью, международными организациями и национальными субъектами хозяйствования [9]. С 2016 года вводятся долгосрочные тарифы на тепло, горячую и холодную воду, водоотведение на срок не менее 3 лет при первом применении и не менее 5 лет в последующем. В тарифы разрешено включать инвестиционную составляющую с фиксированной доходностью и сроками возврата вложенного инвесторами капитала, а также темпами снижения затрат на производство коммунальных ресурсов. Что немаловажно, сэкономленные от внедрения энергоэффективных технологий средства регуляторы оставляют в распоряжении ресурсоснаб-жающей организации, тогда как ранее при сокращении затрат регуляторы снижали тариф на величину экономии. Если органы исполнительной власти (региональные или федеральные) в течение зафиксированного тарифного периода снизят инвестору тариф или объем необходимой валовой выручки (НВВ), они будут обязаны возместить убытки из бюджета. В 2014-2015 годах регионы могли добровольно применять долгосрочное тарифное регулирование, с 2016 года долгосрочные тарифы стали обязательными для всех субъектов РФ. До 2015 года основным инструментом привлечения бизнеса в коммунальную и энергетическую инфраструктуру являлись договоры долгосрочной аренды с инвестиционными обязательствами, когда инвестор защищал у региональных регуляторов тариф на услуги по теплоснабжению, водоснабжению/водоотведению с учетом затрат на реализацию инвестиционного проекта по повышению эффективности арендованного актива. Однако такая форма партнерства не может быть эффективной для данной отрасли, поскольку ответственность за модернизацию и развитие арендуемых основных фондов целиком лежит на собственнике данных фондов и не переходит к арендатору, который отвечает только за их эксплуатацию и содержание. Вместе с тем объекты в этой отрасли прежде всего нуждаются в техническом обновлении [10, 11]. Договоры аренды, предусматривающие инвестиционные обязательства, слишком неустойчивы, а потому вероятность их распространения невелика.

Результаты и их обсуждение

Основные и принципиальные отличия договора аренды имущества от концессионного соглашения касаются взимания платы за передаваемое имущество и порядка обновления основных фондов (рис. 1).

Договор аренды имущества

ПЛАТА

Арендная плата = Амортизация + Налоги (Требование законодательства)

ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Обязанность собственника имущества

Концессионное соглашение

ПЛАТА

Концессионная плата в рамках принятых обязательств; может быть нулевой

ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Обязанность концессионера (в рамках принятых обязательств)

Рис. 1. Принципиальные отличия условий договора аренды имущества и

концессионного соглашения Fig. 1. Principal differences of the conditions of property rent agreement and

concessive agreement

Таким образом, законодательством определен акцент не на извлечение краткосрочной прибыли за счет эксплуатации муниципального имущества третьими лицами, а на долгосрочное развитие системы теплоснабжения за счет привлечения капитала в модерни-

зацию имущества. В настоящее время на российском рынке инфраструктурных коммунальных услуг происходят масштабные процессы. Все неэффективные муниципальные унитарные предприятия в ЖКХ передаются частному бизнесу по концессионным соглашениям. По данным на август 2016, в России на эксплуатационной стадии в отрасли производства, передачи и распределения тепловой энергии находится 149 проектов, реализованных в форме концессионных соглашений между муниципалитетами и частными инвесторами. В г. Иркутске системы теплоснабжения были отданы в концессию ЗАО «Байкал-энерго» (дочернее общество ОАО «Иркутскэнерго») в соответствии с концессионным соглашением от 26.02.2007 № 010-64-83/7 в 2007 году еще до утверждения Правительством Российской Федерации типового концессионного соглашения.

До передачи имущества по концессионному соглашению существовал ряд проблем в системе теплоснабжения города, а именно:

1. Высокая аварийность на тепловых сетях, большая доля аварийного ремонта. За 2008 год потери тепловой энергии составили 931 тыс. Гкал, потери теплоносителя -2 636 тыс. куб. м, что свидетельствует о наличии необоснованных потерь потребителей и дополнительных расходах из бюджета.

2. Отсутствие возможности подключения новых потребителей.

3. Низкая технологическая и экологическая надежность теплоисточников.

4. Две теплоснабжающие организации в городе - двойные затраты потребителей

на:

- диспетчерские службы;

- транспортное обслуживание;

- оперативно-выездные и эксплуатационные бригады.

5. Необоснованные затраты бюджета на подготовку к отопительному сезону.

6. Отсутствие правоустанавливающих документов на имущество.

7. Сложная бюрократическая схема согласований условий получения разрешения на подключение потребителей тепловой энергии.

Схема теплоснабжения г. Иркутска (рис. 2) была утверждена Министерством энергетики РФ приказом от 24.12.2013 № 930 одной из первых в России.

Согласно концессионному соглашению было передано:

- около 350 километров тепловых сетей, что составляет более 50 % общей протяженности сетей;

- 35 тепловых источников на твердом, жидком топливе, электробойлерные.

Подключенная нагрузка составила около 140 Гкал/час, или около 8 % от общей нагрузки потребителей города.

Основными целями и задачами концессионного соглашения были обозначены:

- обеспечение надлежащего содержания и сохранности концессионного имущества;

- обеспечение качественного и бесперебойного теплоснабжения потребителей города Иркутска;

- проведение мероприятий по организации производственного экологического контроля;

- выполнение мероприятий по реконструкции концессионного имущества на основе внедрения новых технологий;

- рациональное использование энергоресурсов.

Проводя сравнительный анализ деятельности МПТП «Иркутсктеплоэнерго» до 2007 года и ЗАО «Байкалэнерго» (ПАО «Иркутскэнерго») в период 2007-2015 гг., можно наблюдать значительное улучшение показателей управления муниципальным имуществом, приведенных в таблице.

Рис. 2. Структура теплоснабжения г. Иркутска Fig. 2. Structure of heat supply of the city of Irkutsk

С 2007 по 2015 годы закрыто (переведено в резерв) 13 неэффективных муниципальных котельных (9 угольных; 2 мазутных; 1 электрокотельная; 1 дизельная котельная), что привело к значительному снижению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и снижению топливной составляющей в тарифах.

Совокупный экономический эффект для потребителей от реализации мероприятий, направленных на ресурсосбережение, повышение энергетической эффективности и снижение операционных расходов ЗАО «Байкалэнерго», составил 116 млн рублей.

В рамках реализации инвестиционной программы ПАО «Иркутскэнерго» в период 2014-2019 гг. планируется строительство тепломагистрали ПНС «Лисиха» - ТК-23Д (рис. 3) и перевод потребителей предместий Рабочее и Радищево на централизованное теплоснабжение. Ожидаемый эффект от проводимых мероприятий:

- перевод в резерв 18 котельных ЗАО «Байкалэнерго»;

- улучшение экологической обстановки в зонах теплоснабжения угольных котельных;

- снижение затрат на производство и передачу тепловой энергии;

- обеспечение подключения новых потребителей в зонах перспективных застроек.

Сравнительный анализ деятельности МПТП «Иркутсктеплоэнерго» и ЗАО «Байкалэнерго» (ПАО «Иркутскэнерго») Comparative analyses of the activity of «Irkutskteploenergo» and JSC «Baikalenergo»

(OJSC «Irkutskenergo»)

Показатель / Index МПТП «Иркутсктеплоэнерго» до 2007 года / "Irkutskteploenergo" before 2007 ЗАО «Байкалэнерго», ПАО «Иркутскэнерго» в период 2007-2015 гг. / JSC "Baikalenergo", OJSC "Irkutskenergo" within the period of 2007-2015 Выгода / Profit

Количество повреждений на муниципальных тепловых сетях в год / Number of damages at the municipal heat nets per year 550 394 Повышение надежности -28 %/ Reliability growth - 28 %

Средний расход подпиточной воды (теплоносителя) в год / Average expenditure of feed water (heat reactor) per year 3492 м3/час / 3492 m3/hour 2231 м3/час / 2231 m3/hour Снижение потерь - 36 % / Losses decrease - 36 %

Подключенная нагрузка потребителей тепловой энергии / Connected load of heat energy users 1711 Гкал/ч / 1711 Gcal/h 2075 Гкал/ч / 2075 Gcal/h Развитие города / City development

Инвестиции в ремонт, модернизацию (реконструкцию) муниципального имущества в год / Investments in repair, modernization (reconstruction) of municipal property per year 58 млн руб. / 58 mln rub 307 млн руб. / 307 mln rub Привлечение инвестиций - 529 %/ Investment attraction - 529 %

Просроченная дебиторская задолженность потребителей за услуги в сфере теплоснабжения по итогам последнего года / Outdated debit debts of heat supply users according to the results of the previous year 376 млн руб. / 376 mln rub 107 млн руб. / 107 mln rub Управление сбытом -351 %/ Sale management - 351 %

Рис. 3. Примерная схема строительства тепломагистрали ПНС «Лисиха» -

ТК-23Д, г. Иркутск Fig. 3. Aproximate scheme of the development of heat pipeline FPS «Lisikha» -

TK-23D, Irkutsk

Заключение

Таким образом, передача муниципального имущества в рамках концессионного соглашения позволила наиболее эффективно проводить реализацию социально значимых инвестиционно-строительных программ. В результате сформирована единая система управления теплоснабжением города с целью оптимизации затрат на выработку и доставку теплоэнергии до конечного потребителя за счет закрытия котельных с низким КПД, выполнения диагностики тепловых сетей, объединения бригад по обслуживанию тепловых сетей, создания единой диспетчерской службы и других факторов.

Сравнительный анализ управления муниципальным имуществом в сфере теплоснабжения на примере города Иркутска показывает явный положительный эффект от применения концессии как инструмента эффективного управления государственной собственностью в реализации инвестиционно-строительных программ региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Farrugia C., Reynolds T., Orr R.J. Public-Private Partnership Agencies: A Global Perspective. Collaboratory for Research on Global Projects, 2008.

2. Zhe Cheng, Yongjian Ke, Jing Lin, Zhenshan Yang, Jianming Cai. Spatio-temporal dynamics of public private partnership projects in China // International Journal of Project Management. 2016. Vol. 34. P. 1242-1251.

3. Barlow J., Roehrich J.K., Wright S. Europe Sees Mixed Results from Public-Private Partnerships for Building and Managing Health Care Facilities and Services // Health Affairs. 2013. Vol. 32 (1). P. 146-154.

4. Hodge G.A., Greve C. On Public-Private Partnership Performance: A Contemporary Review // Public Works Management & Policy. 2016. P. 1-24. DOI: 10.1177/1087724X16657830

5. Jurong Zheng, Roehrich J.K., Lewis M.A. The dynamics of contractual and relational governance: Evidence from long-term public-private procurement arrangements // Journal of Purchasing and Supply Management. 2008. Vol. 14 (1). P. 43-54.

6. Marsilio M., Cappellaro G., Cuccurullo C. The Intellectual Structure of Research into PPPs // Public Management Review. 2011. Vol. 13 (6). P. 763-782.

7. Bloomfield P., Ahern F.D.Jr. Long-Term Infrastructure Partnerships: Contracting Risks and Risk-Reduction Strategies // State and Local Government Review. 2011. Vol. 43, no. 1. P. 49-59. DOI: 10.1177/0160323X11400435

8. Государственная программа Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460206923 (09.09.2016).

9. Матвеева М.В. Генезис управленческих концепций управления расширенным воспроизводством // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. № 6 (11). С. 30-39.

10. Матвеева М.В. Целевая фокусировка как инструмент реализации национальных приоритетов развития: монография. Иркутск: ИрГТУ, 2013. 275 с.

11. Мурашова О.В., Яськова Н.Ю. Актуальные аспекты и проблемы внедрения концепции информационного моделирования инвестиционно-строительной деятельности // Научное обозрение. 2016. № 9. С. 160-164.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Farrugia C., Reynolds T., Orr R.J. Public-Private Partnership Agencies: A Global Perspective. Collaboratory for Research on Global Projects, 2008.

2. Zhe Cheng, Yongjian Ke, Jing Lin, Zhenshan Yang, Jianming Cai. Spatio-temporal dynamics of public private partnership projects in China. International Journal of Project Management, 2016, vol. 34, pp. 1242-1251.

3. Barlow J., Roehrich J.K., Wright S. Europe Sees Mixed Results From Public-Private Partnerships For Building And Managing Health Care Facilities And Services. Health Affairs, 2013, vol. 32 (1), pp. 146-154.

4. Hodge G.A., Greve C. On Public-Private Partnership Performance: A Contemporary Review. Public Works Management and Policy, 2016, pp. 1-24. DOI: 10.1177/1087724X16657830

5. Jurong Zheng, Roehrich J.K., Lewis M.A. The dynamics of contractual and relational governance: Evidence from long-term public-private procurement arrangements. Journal of Purchasing and Supply Management, 2008, vol. 14 (1), pp. 43-54.

6. Marsilio M., Cappellaro G., Cuccurullo C. The Intellectual Structure of Research into PPPs. Public Management Review, 2011, vol. 13 (6), pp. 763-782.

7. Bloomfield P., Ahern F.D.Jr. Long-Term Infrastructure Partnerships: Contracting Risks and Risk-Reduction Strategies. State and Local Government Review, 2011, vol. 43, no. 1, pp. 49-59. DOI: 10.1177/0160323X11400435

8. Gosudarstvennaya programma Irkutskoi oblasti "Razvitie zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva Irkutskoi oblasti" na 2014-2018 gody [State program of Irkutsk region "Development of residential and public and housing utility in Irkutsk region" for 2014-2018 years]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/460206923/ (accessed 09.09.2016).

9. Matveeva M.V. Origin of administrative concepts in the management of wide reproduction. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2014, no. 6 (11), pp. 30-39. (In Russian)

10. Matveeva M.V. Tselevaya fokusirovka kak instrument realizatsii natsional'nykh pri-oritetov razvitiya [Aim focusing as instrument of realization of national development priorities]. Irkutsk State Technical University Publ., 2013. 275 p.

11. Murashova O.V., Yas'kova N.Iu. Relevant aspects and problems of introducing the concept of information modeling of investment and construction activities. Nauchnoe obozrenie [Science review], 2016, no. 9, pp. 160-164. (In Russian)

Информация об авторах

Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экспертизы и управления недвижимостью; e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Матвеева Мария Витальевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экспертизы и управления недвижимостью; e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Борисова Светлана Петровна, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью; e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рютин Василий Сергеевич, аспирант кафедры экспертизы и управления недвижимостью; e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Критерии авторства

Пешков В.В., Матвеева М.В., Борисова С.П., Рютин В.С. имеют равные авторские права. Рютин В.С. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors Peshkov V.V., doctor of economical sciences, professor, Head of the chair of Real Estate Expertise and Management; e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, S3 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Matveeva M.V., doctor of economical sciences, professor, Department of Real Estate Expertise and Management; e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, S3 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Borisova S.P., associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management; e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, S3 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Ryutin V.S., postgraduate, Department of Real Estate Expertise and Management; е-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, S3 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Contribution

Peshkov V.V., Matveeva M.V., Borisova S.P., Ryutin V.S. have equal author's rights. Ryutin V.S. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this

article.

Статья поступила 04.10.2016 г. The article was received 04 October 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.