DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_70
КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА ПРИДВОРОВ Николай Антонович,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права
Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». E-mail: [email protected];
ПУЗИКОВ Руслан Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права
Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. E-mail: [email protected];
МАРАБЯН Армине Саркисовна,
магистр права, кафедра гражданского права Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в настоящей работе авторами делается попытка на доктринальном уровне исследовать такой инструмент привлечения инвестиций в экономику региона как концессионное соглашение. В своей работе авторы отстаивают позицию, согласно которой, развитие объектов инфраструктурного комплекса, будь то социальные, транспортные, энергетические и т.д., тесным образом связано с инновационным преобразованием национальной экономики. Более того, государство заинтересованно в более эффективном расходовании бюджетных средств во всех отраслях экономики, а также в привлечении частного сектора и рыночных компетенций. Одним из инструментов привлечения частных инвестиций для развития и улучшения общедоступной инфраструктуры выступает концессия.
Abstract: In this paper, the authors attempt to study at the doctrinal level such a tool for attracting investment in the economy of the region as a concession agreement. In their work, the authors defend the position that the development of infrastructure facilities, whether social, transport, energy, etc., is closely related to the innovative transformation of the national economy. Moreover, the state is interested in more efficient spending of budget funds in all sectors of the economy, as well as in attracting the private sector and market competencies. One of the tools to attract private investment for the development and improvement of public infrastructure is a concession.
Ключевые слова: доктрина права, правовая политика, частноправовая полтика, публичные начала в частном праве, концессия, инвестиции.
Keywords: legal doctrine, legal policy, private law poltics, public principles in private law, concession, investment.
Развитие объектов инфраструктурного комплекса, будь то социальные, транспортные, энергетические и т.д., тесным образом связано с инновационным преобразованием национальной экономики. Государство заинтересованно в более эффективном расходовании бюджетных средств во всех отраслях экономики, а также в привлечении частного сектора и рыночных компетенций. Одним из инструментов привлечения частных инвестиций для развития и улучшения общедоступной инфраструктуры выступает концессия.1
Одной из наиболее актуальных проблем в сфере использования концессионных соглашений для реализации инфраструктурных проектов является отсутствие обобщенного опыта в реализации данных проектов, что осложняет сотрудничество частной и публичной стороны, а также принятие эффективных и продуманных решений для обоих сторон.
Главным нормативным актом, регулирующим в нашей стране отношения связанные с концессионными соглашениями, является Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115 - ФЗ.2
Данный закон регулирует отношения, связанные с подготовкой, заключением и прекращением концессионных соглашений. Также в законе определяется перечень объектов
1Самигулин Р. Р. Концессионные механизмы развития регионов: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. - М. - 2018. С. 10.
2 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2005.- № 30 (ч. И.)-, Ст. 3126. «Российская газета», № 161, 26.07.2005, «Парламентская газета», № 136-137, 05.08.2005.
соглашения и особенности их передачи в концессию, а также права и обязанности концедента и концессионера и гарантии их законных интересов. Закон предусматривает единственную модель договора, при которой концессионер осуществляет строительство или реконструкцию объекта соглашения, находящегося на правах собственности у концедента с последующей эксплуатацией данного объекта концессионером на праве владения и пользования.
Также отношения, связанные с концессионным соглашением, регулируются следующим нормативно-правовыми актами:
— Гражданским кодексом РФ (регулируются отношения, связанные с заключением, выполнением и расторжением договоров);
— Налоговый кодекс РФ (предусматривает особенности исчисления и уплаты налогов при заключении концессионного соглашения);
— Постановления Правительства РФ.
Данными нормативно-правовыми актами регулируется механизм концессионных соглашений в нашей стране. Стоит отметить, что данная нормативная база требует еще оптимизации и дальнейшего развития, например, с 1 января 2017 года в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» вносятся изменения, направленные на конкретизацию и оптимизацию закона.
С каждым годом в нашей стране увеличивается коли-
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
чество заключенных концессионных соглашений. В ноябре 2019 года в 12 субъектах Российской Федерации были утверждены перечни 1925 объектов, в отношении которых будут организованы концессионные конкурсы.1
Всего было объявлено 190 концессионных конкурсов, среди которых 17 конкурсов с объемом инвестиций от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб. Конкурсы объявлены преимущественно в сфере ЖКХ, при этом 134 конкурса со сроком концессионного соглашения свыше 5 лет. Среди объявленных конкурсов - 67 частных инициатив.2
Максимальный объем инвестиций в рамках одного конкурса - 650 млн. руб. Максимальный срок концессионного соглашения среди объявленных конкурсов - 49 лет. Общий объем объявленных инвестиций в рассматриваемом периоде конкурсов - 7,19 млрд. руб., который не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в 95 из 190 объявленных в ноябре 2019 года конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций. В ряде случаев объем инвестиций определяется по результатам конкурсов.
В ноябре 2019 года в России было отменено 23 концессионных конкурса в 18 субъектах РФ. Все отмененные в ноябре 2016 года конкурсы относятся к сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с отходами.3
В ноябре 2019 года в России завершен 131 концессионный конкурс (подведены итоги, определены победители), преимущественно в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, 1 конкурс завершен в социальной сфере, 1 - в транспорте.
В рассматриваемом периоде завершены 43 конкурса, объявленные по инициативе частной стороны. При завершении конкурсов этой категории, если других заявок на участие в конкурсе не поступило, предполагается заключение концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса. При поступлении заявок от других лиц победитель определяется на конкурсной основе.
В ноябре 2019 года 59 завершенных конкурсов «не состоялись в связи с отсутствием допущенных участников». В этих случаях при отсутствии заявок или несоответствии поданных заявок требованиям конкурсной документации конкурс считается завершенным без возможности заключения концессионного соглашения.4
В ноябре 2019 года 47 конкурсов признаны несостоявшимся по решению концедента в связи с тем, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе было представлено менее двух заявок, они получили статус «несо-
10фициальный сайт Национального центра государственно-частного партнёрства [Электронный ресурс]: http://pppcenter.ru
2 Там же
3 Там же
4 Там же
стоявшиеся с единственным участником». В соответствии с законодательством, в таких случаях конкурсная комиссия рассматривает заявку/конкурсное предложение единственного участника, и при соответствии предложения условиям конкурсной документации, с единственным участником может быть заключено концессионное соглашение.
По итогам 4 состоявшихся конкурсов решением конкурсных комиссий определены победители, с которыми должны быть заключены концессионные соглашения.
Суммарный объем инвестиционных обязательств по завершенным конкурсам - 2 млрд. руб., при этом в 87 из 153 завершенных конкурсов в ноябре 2019 года объем инвестиций не определен.5
Опыт обобщения практики применения концессионных соглашений на территории Российской Федерации позволяет утверждать, что для наиболее объективной оценки количества реализуемых концессионных соглашений в Российской Федерации стоит отдельно выделить такое понятие, как «концессионный проект».
Концессионный проект - создание (реконструкция) и последующее использование (эксплуатация) одного или более объектов государственной или муниципальной собственности на основе заключенных концессионных соглашений.
Это делается для того, чтобы оценить реальный объем применения концессии в нашей стране, т.к. для реализации одного концессионного проекта может потребоваться заключение более ста концессионных соглашений, что в свою очередь приводит к завышению данных.
Наибольшее количество инвестиционных проектов осуществляется в четырех отраслях: жилищно-коммунальная, транспортная, социальная и энергетическая. Наибольшее количество проектов реализуется в социальной и транспортной отраслях, а наименьшее в сфере ЖКХ (несмотря на то, что количество проектов в этой в сфере ежегодно увеличивается). Такая ситуация в немалой степени обусловлена наиболее приоритетными задачами долгосрочного социально-экономического развития как на федеральном уровне, так и на региональном.
В социальной сфере наибольшее количество концессий заключается и реализуется в сфере здравоохранения, что позволяет сделать вывод о том, что на данный момент эта сфера является наиболее перспективной. Также большое количество проектов реализуется в сфере спорта и туризма. Все это говорит о том, что частный сектор заинтересован инвестировать в объекты социальной инфраструктуры. В первую очередь, это связано с большим износом основных фондов в данной сфере, который сопровождается большим потенциалом.
В транспортной отрасли заключается большое коли-
наличие в регионе государственных органов и структур, которые специализируются на проработке и сопро-
чество концессионных соглашений, связанных со строительством автомобильных дорог. Реализация проектов в этой отрасли облегчается тем, что в соответствии с законодательством кон-цедент имеет право осуществлять прямые платежи концессионеру в проектах дорожной отрасли.
В энергетической отрасли большинство соглашений заключается на объектах теплоснабжения и теплоэнергетики, в основном это связанно с суровым климатом в нашей стране. Больше концессий в данной сфере находятся на этапе строительства и реконструкции, что говорит об эффективном применении концессии именно в направлении развития инфраструктуры. Однако, опасения вызывает тот факт, что заключенные соглашения не носят системный характер, т.е. концессии направлены на отдельные части имущественного комплекса -котельные, тепловые пункты и т.д.1
В коммунальной инфраструктуре основные инфраструктурные проекты связаны с переработкой и утилизацией твердых бытовых отходов, а также развитием систем водоснабжения и водоотведения. Для модернизации отрасли необходим приток инвестиций и компетенций частного сектора, и Правительство России заинтересовано в развитии механизма заключения концессионных соглашений. В частности, были внесены изменения в типовое концессионное соглашение в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, в которое включена методика регулирования тарифов на оказываемые концессионером услуги, а также значение долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и порядок возмещения его расходов.
В целом, если рассматривать региональную структуру концессионных соглашений, то можно отметить, что менее 10 % соглашений находятся на стадии эксплуатации, остальные же на стадии строительства и реконструкции.
Изприведенной выше анализа можно сделать вывод, что в большинстве своем регионы заинтересованы в привлечении частных инвестиций, но для этого необходимо выполнение ряда ключевых факторов, которые влияют на успешность применения концессионных соглашений для субъектов РФ и их муниципалитетов:
наличие нормативно-правовой базы на уровне региона, которая регулирует отношения, связанные с концессионными соглашениями. Примером может служить Постановление администрации Тамбовской области от 17.02.2017 «О подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства, мониторинге реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, мониторинге реализации концессионных соглашений»;2
1Сасина А. Э. Значение концессионных соглашений в современных условиях // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 192
2Постановления администрации Тамбовской области от 17.02.2017 № 148 «О подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства, мони-
вождении концессионных проектов или оказании соответствую-
соглашения, что в свою очередь позволит эффективно проводить конкурсные процедуры и выбирать партнера, который может обеспечить наиболее эффективное выполнение инфраструктурного проекта;
— наличие системного подхода в отношении развития инфраструктуры и привлечения внебюджетных средств.
Необходимо выделить следующие преимущества концессионной модели для достижения устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ:3
1. Привлечение и направление внебюджетных средств для строительства, реконструкции и эксплуатации дорогих в обслуживании инфраструктурных объектов, а также ускоренное развитие данных объектов инфраструктуры, особенно в сложившихся условиях нехватки бюджетных средств на всех уровнях;
2. Использование управленческого опыта, технологий и профессиональных компетенций частного партнера для реализации инфраструктурных проектов;
3. Разделение рисков с частным партнером в области развития инфраструктурных проектов;
4. Предоставление одним частным партнером решения по инфраструктурному объекту на весь его жизненный цикл, т.е. строительство/реконструкцию и последующее управление объектом;
5. Улучшение инвестиционного климата региона и привлечение российских и зарубежных инвесторов в развитие социальной инфраструктуры.
торинге реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, монито-
ринге реализации концессионных соглашений»(в редакции от 11.09.2020)//Тамбовская жизнь, 2017. - №4- Ст. 5487
3 Линёв И.В. Концессия как форма государственно-частного партнерства // Вестник астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. 2011 .№ 2. С. 49
Гражданское право; предпринимательское право; семей право; международное частное право
Основные риски при заключении концессионного соглашения связаны с проблемами в законодательстве и неспособностью государства в некоторых ситуациях обеспечить гарантии выполнения соглашения.
Основными тенденциями в практике применения концессий в России можно назвать увеличение количества концессионных соглашений в сфере коммунальной инфраструктуры, увеличение интереса со стороны органов исполнительной власти к институту концессией и как следствие разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей концессионный процесс, появление новых групп объектов, в отношении которых имеется возможность заключения соглашения
Учитывая все выше перечисленное можно сделать вывод, что практика применения концессии в нашей стране достаточно разнообразна. Большинство экспертов поддерживают применение концессионных соглашений в нашей стране, и с ними следует согласиться. На данный момент регионы нуждаются в привлечении инвестиций, но бюджеты не могут обеспечить необходимый объем вливаний. Следовательно, необходимо привлечение частных инвестиций как отечественных, так и иностранных.
Еще одно преимущество концессионных соглашений заключается в возможности привлечения средств в исконно проблемные сферы, такие как: коммунальная сфера, сфера об-
Библиография:
разования, здравоохранения и конечно транспортная инфраструктура. На данный момент сложилась такая ситуация, что данные сферы недофинансируются и в ближайшей перспективе, скорее всего, не получат должного финансирования, а состояние инфраструктуры в этих сферах напрямую связанно с социальными вопросами в нашей стране.
Примером может служить, реализация проектов по подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года в России. Например, в республике Мордовия был заключен ряд концессионных соглашений, направленных на строительство стадиона в городе Саранск. Естественно, это помогло разгрузить не только бюджет республики, но и федеральный бюджет (Линёв И.В. Концессия как форма государственно-частного партнерства // Вестник астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. 2011.№ 2. С. 19).
Подводя итог, следует отметить, что такой инструмент как концессионное соглашение может играть большую роль в развитии инфраструктуры регионов России, но для этого необходимо создать ряд условий, а самое важное это, чтобы руководители, а также государственные и муниципальные органы проявили желание применять концессию в своей деятельности. Регионы в сложившейся экономической ситуации нуждаются в привлечении частных инвестиций для реализации проектов. В этом не малую помощь может оказать применение концессии.
1. 2.
3.
4.
5.
Самигулин Р. Р. Концессионные механизмы развития регионов: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. - М. - 2018. С. 10. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2005.- № 30 (ч. И.)-, Ст. 3126. «Российская газета», № 161, 26.07.2005, «Парламентская газета», № 136-137, 05.08.2005.
Официальный сайт Национального центра государственно-частного партнёрства [Электронный ресурс]: http://pppcenter.ru Сасина А. Э. Значение концессионных соглашений в современных условиях // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 192 Постановления администрации Тамбовской области от 17.02.2017 № 148 «О подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства, мониторинге реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, мониторинге реализации концессионных соглашений»^ редакции от 11.09.2020)//Тамбовская жизнь, 2017. - №4- Ст. 5487
Линёв И.В. Концессия как форма государственно-частного партнерства // Вестник астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. 2011.№ 2. С. 49