Научная статья на тему 'Концепты «Жизнь» и «Смерть» в русской романтической поэзии (на материале традиционно-поэтической лексики и фразеологии)'

Концепты «Жизнь» и «Смерть» в русской романтической поэзии (на материале традиционно-поэтической лексики и фразеологии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
581
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коурова О. И.

В статье рассматриваются концепты «Жизнь» и «Смерть», представленные в творчестве русских поэтов-романтиков начала XIX века. На материале составленного автором статьи «Словаря традиционно-поэтической лексики и фразеологии пушкинской эпохи» показано типичное для периода наполнение указанных концептов и смежных с ними, таких, как «Любовь», «Творчество», «Природа». Исследуются парадигмы «Жизненное бытие», «Человек в его земном бытии», «Периоды человеческой жизни», «Мир земной» и составляющие их лексико-фразеологические модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепты «Жизнь» и «Смерть» в русской романтической поэзии (на материале традиционно-поэтической лексики и фразеологии)»

Коурова О.И.

КОНЦЕПТЫ «ЖИЗНЬ» И «СМЕРТЬ» В РУССКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ)

В статье рассматриваются концепты «Жизнь» и «Смерть», представленные в творчестве русских поэтов-романтиков начала XIX века. На материале составленного автором статьи «Словаря традиционно-поэтической лексики и фразеологии пушкинской эпохи» показано типичное для периода наполнение указанных концептов и смежных с ними, таких, как «Любовь», «Творчество», «Природа». Исследуются парадигмы «Жизненное бытие», «Человек в его земном бытии», «Периоды человеческой жизни», «Мир земной» и составляющие их лексико-фразеологические модели.

Многообразие подходов к понятию поэтического языка можно свести к двум.

1. Поэтический язык понимается как произведение искусства, как язык в его эстетической функции.

2. Поэтический язык может рассматриваться как «образовавшийся набор стандартизованных в поэтическом творчестве данного периода слов и выражений» (В.В. Виноградов, 1963: 170).

В предлагаемой статье поэтический язык рассматривается во втором аспекте.

Т р а д и ц и о н н о-п о э т и ч е с к о й лексикой и фразеологией мы называем устойчивый набор слов и выражений с окраской лиричности, регулярно воспроизводимый преимущественно в средних жанрах сентиментальной и романтической литературы конца XVIII -первой трети XIX вв.

Традиционно-поэтическая лексика и фразеология на сегодняшний день остается малоисследованной проблемой. Ее статус ограничен представлением лексикографической пометы «трад.-поэт.» в ряде толковых словарей. В справочной же лингвистической литературе фактически отсутствует определение традиционно-поэтической лексики и фразеологии. Если же это понятие вводится, как правило, оно отождествляется с терминами «поэтическое» и «поэтизм». По нашему мнению, в пределах поэтической лексики и фразеологии следует различать народно-поэтические, высокие и традиционно-поэтические слова и обороты в связи с выражением указанными парадигмами менталитета разных эпох и различного способа восприятия мира.

Словарей, в которых были бы представлены так называемые «стилистические сигналы» художественной литературы определенной эпохи, несмотря на актуальность их издания, фактически нет.

Традиционно-поэтическая лексика и фразеология, как показало исследование, наиболее

частотна и воспроизводима в романтических произведениях первой трети XIX века, в связи с чем автором статьи был составлен и издан «Словарь традиционно-поэтической лексики и фразеологии пушкинской эпохи», включающий 1400 единиц (Коурова, 2001).

Традиционно-поэтическая лексика и фразеология, именуемая в ряде работ как элегиз-мы, по нашему глубокому убеждению, является уникальной лингвокультурной ценностью, представляющей романтический срез языковой картины мира в концептах «Жизнь», «Смерть», «Любовь», «Творчество», «Природа».

Цель статьи: произвести анализ ведущих концептов «Жизнь» и «Смерть» в творчестве русских поэтов-романтиков на материале традиционно-поэтической лексики и фразеологии.

Тема быстротечности жизни, неотвратимости конца является одной из ведущих в романтической лирике.

Концепт «Жизнь», будучи концентрацией духовного мира поэтов пушкинской эпохи, реализуется в следующих парадигмах: «Жизненное бытие», «Человек в его земном бытии», «Периоды человеческой жизни», «Мир земной».

«Ж и з н е н н о е б ы т и е» представлено следующими моделями:

- жизнь как п р е д о п р е д е л е н и е: судьба, судьбина, рок, удел, жребий; Фортуна, колесо Фортуны, например: «Мнерок судил: брести неведомой стезей, Быгть другом мирныгх сел, любить красыг природыг, Дышать под сумраком дубравной тишиныг...» (В.А. Жуковский. Вечер);

- жизнь как о г р а н и ч е н н ы й во в р ем е н и п р о м е ж у т о к: дар случайным, миг,

миг унылый, круг, круг дней, круг жизни, круг земной, нить жизни, Парка, предел, предел земной, сон жизни, сон минутныш, например: «И покамест жизни нить Старой Паркой там прядется, Пусть владеет мною он! Веселиться -мой закон» (А.С. Пушкин. Опытность.); «Не тщетно ль человек в безумии стремится? Круг

жизни временныш мгновенно совершится...» (В.Ф. Раевский. Элегия 1);

- жизнь как с т р а н с т в и е: дорога, дорога бытия, дорога земная, дорога жизни, путь, путь жизненный, путь жизни, путь земной, путь тер-нистыш, путь терновыш, стезя, стезя жизненная, стезя жизни, странствие, странствие земное, тропа; блуждать в море суетыг, блуждать в пучине волн земны я бы тия, бродить в сей жизни, идти, идти тропинкою своей, свершать путь жизни, например: «Так водит нас судьба вдоль жизненных путей, В невольном странствии не ведаем мыг сами - Куда лежит наш путь и что вдали нас ждет» (П.А. Плетнев. Воспоминание); «Один, без вождя и без света, Бродил я в темной жизни сей» (В.Н. Глинка. Г.С. Батенькову);

- жизнь как п р о с т р а н с т в о бытия: долина жизненная, долина жизни, море, море жизненное, море жизни, океан, поле жизни, поле жизненное, пусты ня бы тия, пусты ня жизненная, пусты ня мира, пусты ня тернистая, степь бы тия, степь мирская, например: «О счастии с младенчества тоскуя, Все счастьем беден я, Или вовек его не обрету я В пустыте бытия?» (Е.А. Баратынский. «О счастии с младенчества тоскуя.»);

- жизнь как т е ч е н и е: дни льются, дни текут, годы льются, годы текут, жизнь льется, жизнь течет, поток дней, ток жизни, ручей дней, река житейская, например: «Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимым поток На лоне счастья и забвенья» (А.С. Пушкин. Деревня);

- жизнь как с в е т : свет земной, свет подлунный, светильник, светильник дней, пламенник жизни, факел дней, например: «Бежит изменница - любовь! Светильник дней моих бледнеет, Ее дыгханье не согреет Мою хладеющую кровь» (Е.А. Баратынский. Дельвигу);

- жизнь как р а д о с т ь, п и р ш е с т в о, наслаждение: пир жизненны й, пир земной, пир Вакха, пир Вакхов, кубок, чаша жизни, сладость жизни, розы; вкушать земной рай, вкушать радость, вкушать сладость бытия, вкушать сладость жизни, играть жизнью, испить фиал утех, пить радость, пить радость полной чашей, упиться отрадой юныгх дней, например: «Не возвратить уже покоя вновь, Я позабыт свободной жизни сладость, Душа горит, но смолкла в сердце радость» (А.А. Дельвиг. Сонет).

Жизнь в наслаждении недолговечна, поэтому нередко в стихах поэтов пушкинского круга

звучит мотив ее предельности: «Жизнью дай лишь насладиться; Полной чашей радость пить: Ах,

недолго веселиться И не веки в счастье жить!» (А.А. Дельвиг. К мальчику); нередко наблюдается обращение к противоположной модели:

- жизнь - это н е в з г о д ы, печаль, страдания: бури жизни, бури рока, буря роковая, бури судьбы, отрава бытия, обитель сует, узы брен-ныге, узыг жизни, хлад бытия, холод жизни; блуждать в море суеты, влачить век, влачить дни, влачить жизнь, влачиться, пить из чаши бы тия, например: «Блажен, кто смолоду бы л молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел» (А.С. Пушкин. Евгений Онегин).

Парадигма «Ч е л о в е к в е г о з е м н о м б ы т и и» реализуется двумя моделями:

- г о с т ь, п о с е т и т е л ь 3 е м л и: гость земной, гость минутный, гость мира, гость на жизненном пиру, гость на земном пиру, посетитель Земли, посетитель мира, например: «Без места на пиру земном Я быгл быг лишний гость на нем» (В.А. Жуковский. Шильонский узник);

- п у т н и к, с т р а н н и к: путник, странник, странник жизни, странник земной, странник минутныш, странник мира, например: «Минут-ны странники, мыг ходим по гробам, Все дни утратами считаем» (К.Н. Батюшков. К другу).

Рассмотрим парадигму «П е р и о д ы ч ел о в е ч е с к о й ж и з н и».

Моделями ее концептуализации являются:

- ю н о с т ь: весна, весна дней, весна златая, время златое, время золотое, век златой, век младой, года весны , года златы е, года весенни, годы младые, дни весны, дни младые, дни юные, заря весныг, заря дней, заря лет, заря жизни, заря юности, златые дни моей весны, лета юные, лета златы е, лета резвы е, лета нежны е, лета млады е, младость, праздник жизни, рассвет жизни, розы юности, утро, утро дней, утро лет, утро золотое, цвет жизни, цвет юности, например: «Где ты, время невозвратное Незабвенной стариныг? Где тыг, солнце благодатное Золотой моей весныг?» (А.И. Полежаев. Негодование.);

- с е р е д и н а ж и з н и: представление об этом периоде жизни человека выражено не столь ярко и полно: полдень, поворот дней, лето, например: «Как много сверстников не стало, Как много младших уж сошло, Которых утро рассветало, Когда нас знойным полднем жгло» (П.А. Вяземский. «Смерть жатву жизни косит.»);

- с т а р о с т ь: вечер, года седые, дни поздние, закат, закат дней, закат печальным, зима жизни, осень дней, осень лет, лета охлажден-ныг, зима жизни, час поздний, увядание; вянуть, цвет жизни вянет, увядать, отцветать, гаснуть, пламень гаснет, например: «Взгляните: свежестью младой И в осень лет она пленяет, И у нее летун седой Ланитныгх роз не похищает» (Е.А. Баратынский. Женщине пожилой, но все еще прекрасной).

Парадигма «М и р з е м н о й» - это брег жизни, брег земной, край земной, земля бренная, мир дольный, мир житейский, мир земной, мир печальный, мир подлунный, мир роковой, мир юдольныгй, например: «Выг нас уверили, поэтыг, Что тени легкою толпой От берегов холодной Летыг Слетаются на брег земной» (А.С. Пушкин. «Люблю ваш сумрак неизвестный.»).

В лирике поэтов пушкинского круга мир земной противопоставляется миру потустороннему как временное состояние человеческого бытия, поэтому концептуализация представления о земной жизни нередко сопровождается определениями: бренныгй, печальныгй, роковой, юдольныш.

Концепт «Смерть» реализуется в следующих парадигмах: «Предел между жизнью и смертью», «Наступление смерти, инобытие», «Потусторонний мир».

Парадигма «П р е д е л м е ж д у ж и з н ь ю и с м е р т ь ю» включает следующие традиционно-поэтические слова и выражения: дверь гроба, дверь гробовая, дверь могилыг, врата Аида, врата могилыг, врата таинственныге, вход гробовой, праг вечности, завеса вечности, завеса мрачная, риза гробовая, предел, предел вечности, предел могильныгй, час Парки, час последний, например: «Кто в час последний свой сим миром не пленялся И взора томного назад не обращал!» (В.А. Жуковский. Сельское кладбище).

Субсфера «Н а с т у п л е н и е с м е р т и, и н о б ы т и е» представлена моделями:

- угасание, тьма: век угас, жизнь потухла, жизнь угасла, пламень жизни погас, погасить светильник, погаснуть, померкнуть, пламенник жизни потух, потухнуть, солнце жизни закатилось, угаснуть; мгла вечная, мрак Плутона, мрак Эреба, ночь вечная, ночь могильная, туман вечной ночи, тьма вечная, тьма холодная, факел погасший, например: «И сам Амур в печали Светильник погасил: Не кипарисну ветвь уныглу, Но розу на его он положил могилу» (К.Н. Батюшков. На смерть П.И. Пнина);

- сон, покой: заснуть, заснуть вечныгм сном, заснуть сном вечности, заснуть сном могилы , заснуть последним сном, почить, почить вечныгм. сном, почить непробудным сном, почить мерт-выгм сном, почить хладныгм сном, смежить очи, сомкнуть взор, спать, спать вечныгм сном, спать непробудны м сном, спать беспробудны м сном, уснуть, уснуть навек, сон, сон вечный, сон мер-твыгй, сон могильныгй, сон смертныгй, сон холод-ныгй, сон хладныгй, например: «А там старик... Не узнает знакомого жилища, Где он мечтал сном вечности заснуть» (П.А. Вяземский. Послание к Жуковскому);

- уход, разлука: кончить век, кончить путь, лечь в гроб, окончить век, оставить <бренныгй> мир, оставить свет, покинуть мир <земной>, путь свершился, сойти в обитель ночи, сойти в таинственную сень, сойти на Ахерон, сойти на берег Ахерона, сойти под вечны своды , уйти в подземные жилища, укрыться навек, умчаться; разлука вечная, разлука с миром, например: «Подайте грозд Анакреона; Он был учителем моим, Ия сойду путем одним На грустныгй берег Ахерона» (А.С. Пушкин. Мое завещание друзьям);

- тишина, покой: покой вечныгй, тишина вечная, Лета поглотит, струя Леты поглотит, умолкнуть;

- холод: хлад могилыг, хлад могильныгй, хлад смертныгй; хладеть.

П о т у с т о р о н н и й м и р в лирике поэтов пушкинской эпохи представлен следующими моделями:

- загробный мир: Аид (в значении «подземное царство мертвыгх»), брег Аида, Ахерон (в значении «подземнаярека в Аиде»), берег Ахерона, берег вод забвенья (о Лете), Коцит (в значении «одна из рек подземного царства»), берег Коцита, брег Коцита (-ыг), берег Летыг, брега Леты, берега Стигийские, берега Стигийских вод, Лета (в значении «река забвения в подземном царстве»), брег Коцита, брег Стигийский, брега Стикса, брега Стиксовыг, водыг Ахерона, воды забвенья, воды Стигийские, ключ забвенья (о Лете), Лета, мир небесныгй, обитель Аидо-ва, пусты ня гробовая, река забвения, Стикс, сень стигийских берегов, струя Стиксова, например: «Тыг не спасешь меня, Киприда! Пробьют урочныге часыг, И низойдет к брегам Аида Певец веселья и красыг» (Е.А. Баратынский. Элизийские поля);

- о б и т а т е л и п о д з е м н о г о м и р а: Аид (в значении «бог царства мертвых»), Плутон, царица Ада (о Персефоне), Харон (старик, пере-

возивший мертвых через реки Ахерон и Стикс в Аид), например: «И рано ль, поздно ль, в край для смертныгх неизвестным С Хароном пустимся к таинственным брегам» (А.С. Пушкин. К Делии);

- м е с т о б л а ж е н с т в а, р а й: земля обетованная, кущи рая, мир лучший, обитель мира, обитель тишиныг, Эдем, Элизий (в значении «рай»),например: «Есть лучший мир; там мы любить свободны; Туда моя душа уж все перенесла» (В.А. Жуковский. Песня);

- о б и т а т е л и н е з е м н о г о м и р а: царь небес (о боге, создателе), царь небесныгй, отец миров, отец небесный, ангел, демон, душа, тень, например: «В дверях Эдема ангел нежныш Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал» (А.С. Пушкин. Ангел);

- м е с т о с т р а д а н и й, а д: обитель геенныг, тьма Эреба, царство Эрдемоеба, Эреб, юдоль, например: «В душе безбожной Надежды ложной Я не питал. И из Эреба Мольбыг на небо Не воссытал» (А.И. Полежаев. Провидение).

- м о г и л а: бездна гробовая, бездна роковая, кров таинственный, кров могильный, мрак гробовой, мрак Эреба, обитель вечная, обитель ночи (нощи), обитель скорбная, обитель теней, одр вечного покоя, сень вечная, сень гробовая, сень могильная, сень таинственная, урна, урна гробовая, урна холодная, урна хладная, например: «Зо-

вет меня другая тень, Давно без песен, безрыгда-ний Сошедшая в могильну сень» (А.С. Пушкин. Андрей Шенье).

Таким образом, концепт «Жизнь» реализуется в образно-метафорических структурах (субсферах): «жизненное бытие» - как странствие (путь, дорога, стезя, тропа, бразды), пространство (поле, долина, степь, пустытя, море, океан), течение (ток, поток, ручей, река), временной промежуток (миг, круг, нить, чаша, сон), свет (светильник, пламенник, факел), радость (дар, свет, пир, сладость), несчастье (бури, отрава, суета, узда, хлад), предопределение (рок, судьба, судьбина, удел, Парка, Фортуна); юность ассоциируется с весной, зарей, утром, цветом; старость - с осенью, закатом, вечером.

Ведущие ассоциации смерти - это сон, тьма, покой, разлука, холод. Потусторонний мир представлен через библейское мировосприятие (царь небесный, ангел, рай, ад) и античное (Аид, Плутон, Харон, Лета и др.).

Концепт «Жизнь» противостоит концепту «Смерть». Жизнь - это свет, движение, бренность, смерть - это тьма, покой, вечность.

Тождество ассоциаций в восприятии жизни и смерти - светильник. Зажженный - это символ жизни, погасший - смерти.

Список использованной литературы:

1. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963.

2. Коурова О.И. Словарь традиционно-поэтической лексики и фразеологии пушкинской эпохи. Шадринск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.