Научная статья на тему 'Концепты «Богатство» и «Бедность» в XXI В. (на материале англоязычных интернет-источников)'

Концепты «Богатство» и «Бедность» в XXI В. (на материале англоязычных интернет-источников) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
361
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / БЕДНОСТЬ / БОГАТСТВО / CONCEPT / POVERTY / WEALTH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гетман А. А.

В статье рассматриваются концепты «богатство» и «бедность» и их репрезентация на материале ресурсов сети Интернет. Приводятся модели, к которым восходят концепты, а также даётся оценка в восприятии концептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS «WEALTH» AND «POVERTY» IN THE 21 st CENTURY (INTERNET BASED SOURCES OF INFORMATION, ENGLISH SUBSCRIBERS)

The article deals with the concepts «wealth» and «poverty». It highlights representation of the corresponding concepts and is based on the Internet materials. The concept models and assessment of perception by people are provided.

Текст научной работы на тему «Концепты «Богатство» и «Бедность» в XXI В. (на материале англоязычных интернет-источников)»

4. Иванова, Т. Г. Ремарка как средство передачи авторского замысла // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 27. - Т. 8.

5. Митягина, С.С. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла Э. Войнич в романе «Овод» // Современные научные исследования

и инновации. - 2011. - № 4 [Э/р]. - Р/д: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1576

6. Пермякова, Т.В. Отражение авторского замысла в синтаксисе и нарративе малой прозы В. Набокова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Владивосток, 2007.

7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - М., 2006.

8. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань, 2010.

9. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.

10. Баженова, Е.А. Выражение преемственности и формирования знания в смысловой структуре научных текстов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 1987.

11. Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. - М., 1988.

12. Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка. - М., 1985.

13. Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность. - М., 1989.

14. Колшанский, Г.В. Паралингвистика. - М., 1974.

15. Баженова, Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. - Пермь, 2001.

16. Котюрова. М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста. - Красноярск, 1988.

17. Красильникова, Л.В. Жанр научной рецензии: семантика и прагматика. - М., 1999.

18. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1999.

19. Шиукаева, Л.В. Отбор и функции языковых средств модуса рациональной оценки в научной речи // Основные понятия и категории

лингвостилистики. - Пермь, 1982.

20. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки. - М., 1985.

21. Бычкова, А.Ю. Нос и его обонятельная функция как художественный образ в творчестве Н.В. Гоголя и в произведениях западноевропейской литературы // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 372.

22. Лаппо, М.А. Самоидентификация: прямое, косвенное эксплицитное и косвенное имплицитное описание идентичности говорящим субъектом // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 372.

Bibliography

1. Kotyurova, M.P. Ob ehkstralingvisticheskikh osnovaniyakh smihslovoyj strukturih nauchnogo teksta: funkcionaljno-stilisticheskiyj aspekt -Krasnoyarsk, 1988.

2. Slovarj literaturovedcheskikh terminov / red.-sost. L.I. Timofeev, S.V. Turaev. - M., 1974.

3. Chernyavskaya, V.E. Intertekstualjnoe vzaimodeyjstvie kak osnova nauchnoyj kommunikacii. - SPb., 1999.

4. Ivanova, T.G. Remarka kak sredstvo peredachi avtorskogo zamihsla // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2007. - № 27. - T. 8.

5. Mityagina, S.S. Rolj ehpigrafa v raskrihtii avtorskogo zamihsla Eh. Voyjnich v romane «Ovod» // Sovremennihe nauchnihe issledovaniya i innovacii. - 2011. - № 4 [Eh/r]. - R/d: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1576

6. Permyakova, T.V. Otrazhenie avtorskogo zamihsla v sintaksise i narrative maloyj prozih V. Nabokova: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. -Vladivostok, 2007.

7. Stilisticheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj russkogo yazihka / pod red. M.N. Kozhinoyj. - M., 2006.

8. Zherebilo, T.V. Slovarj lingvisticheskikh terminov. - Nazranj, 2010.

9. Bakhtin, M.M. Literaturno-kriticheskie statji. - M., 1986.

10. Bazhenova, E.A. Vihrazhenie preemstvennosti i formirovaniya znaniya v smihslovoyj strukture nauchnihkh tekstov: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Voronezh, 1987.

11. Arutyunova, N. D. Tipih yazihkovihkh znacheniyj. Ocenka. Sobihtie. Fakt. - M., 1988.

12. Stepanov, Yu.S. V trekhmernom prostranstve yazihka. - M., 1985.

13. Karaulov, Yu.N. Russkaya yazihkovaya lichnostj i zadachi eyo izucheniya // Yazihk i lichnostj. - M., 1989.

14. Kolshanskiyj, G.V. Paralingvistika. - M., 1974.

15. Bazhenova, E.A. Nauchnihyj tekst v aspekte politekstualjnosti. - Permj, 2001.

16. Kotyurova. M.P. Ob ehkstralingvisticheskikh osnovaniyakh smihslovoyj strukturih nauchnogo teksta. - Krasnoyarsk, 1988.

17. Krasiljnikova, L.V. Zhanr nauchnoyj recenzii: semantika i pragmatika. - M., 1999.

18. Arutyunova, N.D. Yazihk i mir cheloveka. - M., 1999.

19. Shiukaeva, L.V. Otbor i funkcii yazihkovihkh sredstv modusa racionaljnoyj ocenki v nauchnoyj rechi // Osnovnihe ponyatiya i kategorii lingvostilistiki. - Permj, 1982.

20. Voljf, E.M. Funkcionaljnaya semantika ocenki. - M., 1985.

21. Bihchkova, A.Yu. Nos i ego obonyateljnaya funkciya kak khudozhestvennihyj obraz v tvorchestve N.V. Gogolya i v proizvedeniyakh zapadnoevropeyjskoyj literaturih // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 372.

22. Lappo, M.A. Samoidentifikaciya: pryamoe, kosvennoe ehksplicitnoe i kosvennoe implicitnoe opisanie identichnosti govoryathim subjhektom / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 372.

Статья поступила в редакцию 21.10.13

УДК 81

Getman A.A. CONCEPTS «WEALTH» AND «POVERTY» IN THE 21st CENTURY (INTERNET BASED SOURCES OF INFORMATION, ENGLISH SUBSCRIBERS). The article deals with the concepts «wealth» and «poverty». It highlights representation of the corresponding concepts and is based on the Internet materials. The concept models and assessment of perception by people are provided.

Key words: concept, poverty, wealth.

А.А. Гетман, аспирант каф. английского языка факультета иностранных языков Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТЫ «БОГАТСТВО» И «БЕДНОСТЬ» В XXI В. (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ)

В статье рассматриваются концепты «богатство» и «бедность» и их репрезентация на материале ресурсов сети Интернет. Приводятся модели, к которым восходят концепты, а также даётся оценка в восприятии концептов.

Ключевые слова: концепт, бедность, богатство.

В настоящее время Интернет является мощным средством массовой коммуникации, выражения мнений и освещения событий, где наиболее точно можно проследить, как воспринимаются богатство и бедность в XXI в., а анализ материала, предоставляемого сетью, делает исследование актуальным. Материалом для исследования концептов «бедность» и «богатство» послужили комментарии пользователей Интернета к статьям за период 20102013 гг. в онлайн версиях британской газеты The Guardian (Гардиан), американского еженедельника The New Yorker (Нью-Йоркер) и блога WSJ Blogs. В целом, было выявлено 418 примеров репрезентации исследуемых концептов. Новым в исследовании в этой области является наполнение моделей, к которым восходят концепты «бедность» и «богатство», в основе которого лежат комментарии пользователей Интернета.

Все комментарии можно расклассифицировать на несколько категорий. В общем, пользователи Интернета рассматривают богатство и бедность в материальном плане, ассоциируя с деньгами как материальным эквивалентом богатства.

Вопрос связи между богатством, бедностью и работой (трудом) ставится многими пользователями. Для примера, в отобранном материале есть большое количество комментариев, где ключевой проблемой является вопрос «Do the wealthy work harder than the rest?» («Работают ли богатые (обеспеченные) больше и упорнее чем остальные?»). Однако среди комментариев нет однозначного ответа на этот вопрос. В 15 комментариях (30%) из 49 отмечается, что богатые действительно работают больше времени и тратят на это много сил, например: I discovered that wealthy individuals do work harder. (Я обнаружил, что богатые люди действительно больше работают.); high earners probably do work harder (те, кто много зарабатывают, возможно, работают больше). В 18 комментариях (37%) люди высказываются о том, что богатые люди работают мало или не работают совсем, например: Not rich HAVE to work. (Работать должны не богатые.); The rich do not work harder - are you serious? They own everything. (Вы шутите: богатые работают больше? У них всё есть.). В 2 комментариях (4%) отмечается, что бедные должны и вынуждены работать больше и усерднее: everyone else are FORCED to work hard because they have no safety net except those provided by the government (остальные именно вынуждены много работать, потому что кроме того прожиточного минимума, предоставляемого государством, у них ничего нет); poor work hard (бедные много работают). В 14 комментариях (29%) люди выражают сомнение по поводу невозможности выявить, чей труд является более сложным и затратным по времени и применению физических усилий: I think that both rich and poor work hard. (я думаю, что как богатые, так и бедные много работают.).

На основании выше приведённых примеров мы делаем вывод, что вне зависимости от того, кто больше работает, труд ассоциируется и приводит к материальному благополучию. Таким образом, богатство - это труд и работа. Основное слово, которым репрезентируется богатство, - work (работа), а также словосочетание hard work (тяжелая, упорная работа). Однако остаётся открытым вопрос, кто работает больше.

Среди причин упорного труда пользователи Интернета выделяют следующие: reward (вознаграждение, 3), love (любовь,

1), inspiration (вдохновение, 1), motivation (мотивация, 1), fulfillment (самореализация, 1), will (желание, 1), incentive (стимул, 1), sacrifice (жертва, 1), action (деятельность, 1).

Богатство может быть приобретено как трудом, так и унаследовано (inheritance / наследство). Богатство, приобретённое таким образом - лёгкое богатство, человек не проявляет своих качеств и не прикладывает усилий, например: the wealthy - <...> it is all inherited - are not themselves wealthy (богатые <...> это всё унаследовано - не сами богаты). Из этого следует, что человек не работает на своё наследство, оно предоставляется ему он не прикладывает никаких усилий. Следовательно, богатство как наследство - удача, неожиданный поворот судьбы.

Богатство - это испытание. К такому заключению мы приходим на основании следующих примеров: How could any child inherit their monumental wealth and not destroy themself? (Как может ребёнок унаследовать баснословное богатство и не уничтожить себя?); How can any charitable organization inherit their wealth and not get greedy? (Как может благотворительная организация унаследовать богатство и не стать жадной до денег?).

Богатство может быть достигнуто двумя путями. Первый путь очень долгий и длинный: The path to wealth is looooooooong (до-

рога к богатству уж очень длинная). Первый путь к достижению богатства можно охарактеризовать как традиционный, например: Usually these people study very hard at school and end up in economics/finances, medicine, engineering. (Обычно такие люди прилежно учатся в школе и работают дальше в сфере экономики, в финансах, медицине, инженерии.). Таким образом, богатые люди работают в сферах, связанных с материальным обеспечением и материальными благами.

Второй путь к богатству - менее традиционный. Его можно проиллюстрировать примером: Those that take less traditional pathways like no-education, fashion or become writers or artists THAT become wealthy, also know that to make a business successful they have to work long hours. (Те люди, которые выбирают менее традиционный способ разбогатеть - отсутствие образования, мода, или они становятся писателями или людьми искусства. Именно такие становятся богатыми. Я также знаю, что чтобы сделать бизнес успешным, они много работают.). На основании данных и подобных примеров мы делаем следующие выводы:

1) Богатство - конечный пункт назначения (цель);

2) Богатство - бизнес;

3) Богатство - профессия в сфере финансов;

4) Богатство - профессия в творческой сфере;

5) Богатство - материальные блага без образования;

6) Богатство - успешное дело;

7) Богатство - упорный труд.

Особо следует остановиться на примерах, в которых прослеживается связь между богатством и бедностью и характеристикой личности. Успешный человек может достичь богатства. Это утверждение можно подкрепить следующими примерами (7 единиц): If you want to be rich and successful, you will have to do more than just punch the clock and follow conventional wisdom. (Если хочешь быть богатым и успешным, тебе придётся делать больше, чем просто работать «от звонка до звонка» и действовать согласно устоявшимся стереотипам.); Working smart is a better judgment of success. (Об успехе судить можно по работе с умом.). Таким образом, богатый человек - это успешный человек.

Имеется достаточно большое количество примеров (27 единиц), в которых богатство рассматривается как признак ума. Если человек имеет смекалку (street smarts / уличная смекалка), у него высокие умственные способности (intelligence / ум, интеллект, brains / ум), он сообразительный и умный (smart), такой человек может заработать богатство своим умом. На пути к богатству человек может сделать себя благодаря своему интеллекту, например: I think wealthy people, at least the self made folks, are simply smarter. (Думаю, что богатые люди, по крайней мере те, кто добились всего своими силами, просто умнее.); <...> and you aren’t a total fool, then, yes, you are rich. (<...> и ты не круглый дурак, тогда ты богат.). Стиль работы боты богатых людей отличается от стиля бедных: богатые работают и думают иначе. Ряд примеров подтверждает данное утверждение, например: It’s not about working harder. It’s about working smarter. And that’s where the rich do well... (Суть не в том, чтобы работать больше, а в том, чтобы работать с умом. Вот где богатые преуспевают.); They are smarter, more driven and more success oriented. (Они умнее, энергичнее, более мотивированы и больше нацелены на успех.). Отсюда для обогащения человеку нужен не только интеллект, но и целеустремлённость, энергия и мотивация. Среди комментариев к газетным статьям есть следующие: I also know successful folks who stop at 8 because there is no reward for them. (Я также знаю успешных людей, которые работают не больше 8 часов, поскольку нет вознаграждения за переработку.). Таким образом, человеку нужен стимул: Labor follows rewards and stops when there is nothing to gain. (За трудом следует вознаграждение, а работа останавливается, если нет выгоды.); MONEY INCENTIVE. (деньги - это стимул!). Стимулом чаще всего выступают деньги.

Во всех отобранных примерах есть аллюзия на деньги или прямое упоминание денег как символа богатства. При этом богатство репрезентируется следующей группой слов: money (деньги), gain (доход), reward (вознаграждение), earnings (доход), wage (зарплата), dollar (доллар), material prosperity (материальное процветание), retirement savings (пенсионные сбережения), benefits (льготы), ownership (собственность, долевое участие), privilege (привилегия), economic and social gains (экономические и социальные выгоды), income (доход), high earners (люди, кото-

рые получают высокую зарплату), safety nets (прожиточный минимум), wealth-generating assets (активы, генерирующие материальные блага), amenities (блага), «The Midas Touch» («прикосновение Мидаса»), investments (инвестиции), million (миллион), billion (миллиард), highly-educated (высокообразованный), paycheck (выплата зарплаты чеком), pay scale (тарифная сетка). В английском языке людей, которые считаются богатыми в комментариях пользователей Интернета, называют the rich (богатые), the wealthy (богатые, состоятельные), the well-off (обеспеченные люди), the super rich (сказочно богатые).

Бедность, прежде всего, как отсутствие материальных благ (денег) репрезентируется следующей группой слов: money struggles (материальные трудности), low-paying service position (низкооплачиваемая работа в сфере услуг), college debt (учебная задолженность), lower wage earner (человек и низкой заработной платой), unemployment (безработица), low-educated (малообразованный), in need of (в нужде, в стеснённых обстоятельствах). Люди, которых причисляют к бедным слоям общества -the poor (бедные) и the needy (нуждающиеся). Кроме того, в этот список можно включить имена прилагательные lazy (ленивый) и black (чёрный). Ленивые и неинициативные люди бедны, например: Poor deserve being poor, because they are lazy. (Если бедняк ленив, он заслуживает свою бедность.). Таким образом, бедность - это лень и бедность - расовая черта.

Нет однозначного мнения по поводу того, чем являются деньги. Есть две кардинально противоположные точки зрения: деньги могут купить всё и на деньги всё невозможно купить. Так, например: Money is the means for amenities, you cannot buy love, beautiful life events, achievements, serenity, peace, spiritual enlightenment, natural beauty, real friends, loving unselfish family, natural smiles and the amazing feeling of being alive. (Деньги -это средство приобретения благ. Невозможно купить любовь, прекрасные события в жизни, достижения, покой, мир, духовное просвещение, естественную красоту, настоящих друзей, любящую неэгоистичную семью, искренние улыбки и удивительное чувство ощущения себя живым.). Однако противоположная точка зрения усматривается в следующем комментарии: To the commenter above who said that money doesn’t buy love, sense of feeling alive, serenity, peace, etc. — you must have no money. Many of those you listed - with the exception of achievement and friends - can be bought with money. (Комментатору, который оставил свое сообщение выше, утверждающему, что на деньги не купишь любовь, покой, мир и т.д. - должно быть, у Вас нет денег. Многое из того, что Вы перечислили (за исключением достижений и друзей), покупается за деньги.).

Наиболее примечательным является комментарий «Money is the root of all good» (деньги - это корень добра), который является аллюзией на высказывание из Нового Завета - for the love of money is the root of all evil (1 -е послание к Тимофею, глава 6: ибо любовь к деньгам - корень всякого зла). Отсюда выводим, что есть мнение: смысл денег меняется кардинально. Благодаря деньгам человек может творить добро. Отсюда богатство - это добро, добрые дела.

На деньги человек может купить свободу (freedom). Это подкрепляется 4 комментариями, такими как: Having money gives you freedom. (Деньги дают свободу.); Money gives you freedom. (Деньги дают свободу.); Money buys you freedom. (Деньги покупают свободу.); <...> but all summed up as «freedom» in a simplified sense. (<...> но всё сводится к «свободе» в упрощенном варианте.). Несмотря на небольшое количество упоминаний, мы можем утверждать, что богатство - это свобода.

Однако богатство может иметь кардинально противоположное значение: богатство - зависимость (dependence). Богатство воспринимается как зависимость в материальном плане, которая может быть на уровне государства (developing countries / развивающиеся страны, the country’s poor / бедное население страны, the southern countries / южные страны, poor countries / бедные страны, African countries / африканские страны, Papua New Guinea / Папуа-Новая Гзинея, Uganda / Уганда), так и на уровне семьи (kids’ independence / независимость детей, the wealthy kids / богатые дети, non-wealthy counterparts / небогатые товарищи, poor counterparts / бедные товарищи, less privileged peers / менее привилегированные сверстники, «financially dependent» kids / финансово зависимые дети, 20-year olds from welfare families / двадцатилетние из семей с достатком, depended on parents / зависели от родителей, $88 million dorm / комната в общежитии за 80 миллионов долларов,

a much nicer / lavish environment / более привлекательная и шикарная обстановка, comfort zone / зона комфорта). В 10 (83%) из 12 комментариях утверждается, что дети зависимы от материально обеспеченных родителей и довольны этим. 2 комментария (17%) пропагандируют идею того, что родители не желают поддерживать детей после достижения совершеннолетия (are unwilling to support). Таким образом, богатство может быть связано с явлением нахлебничества.

Идея счастья непосредственно связана с идеей богатства и бедности. Вопрос о том, можно ли купить счастье за деньги, также вызывает споры. В 12 комментариях (57%) из 23 прослеживается идея того, что счастье (happiness) зависит от количества денег (money), в 7 комментариях (30%) выдвигается противоположная точка зрения, например: But I know I could be really really happy if I had a lot more money. (Но я знаю, я был бы действительно счастливее, если бы у меня было намного больше денег.); Anyone that said money doesn’t buy happiness doesn’t know where to shop. (Любой, кто говорит, что счастье за деньги не купишь, просто не знает, где покупать.). Мнения о том, что как богатые, так и бедные в равной мере счастливы, придерживаются 2 комментатора (9%) (I don’t have a yacht or a 10,000 square foot mansion on the ocean, but I have more than I need. People of super high net worth are not any happier than I am. / У меня нет яхты или особняка на берегу океана в 10000 кв. футов, но у меня есть даже больше, чем мне нужно. Люди с чрезмерно высоким капиталом не счастливее меня.).

Богатство вызывает зависть, которая приводит к тому, что человек чувствует себя несчастливым, например: Those who seek to punish High Income Earners are just frustrated that they have been unable to do so. (Те, кто стремятся, наказать людей с высоким доходом, просто раздосадованы тем, что сами не получают такой доход.). Следовательно, богатство - несчастье. Богатство и бедность непосредственно связаны с душевным настроем, состоянием души, например: People are about as happy as they make their minds up to be. (Человек счастлив настолько, насколько он настроен на счастье.); Poverty is a state of mind. (Бедность - это состояние души.). Таким образом, бедность и богатство зависят от менталитета, от психологии человека. Однако приветствуется идея того, что иметь материальные блага и быть несчастным лучше, чем быть несчастным бедняком (It’s better to be rich and miserable then to be poor and miserable. At least you can have some fun.). Богатство воспринимается как веселье (fun), которое перевешивает несчастье (misery). Следовательно, в состоянии бедности человек не только несчастен, но и лишен веселья и возможностей (opportunities). Богатство как возможности и бедность как отсутствие возможностей воспринимаются таким образом в 7 комментариях, например: LACK OF OPPORTUNITIES due to their parent’s background. (Отсутствие возможностей из-за материального положения родителей.).

Один из комментариев содержит представление о богатстве как о любви (wealth is love / богатство - это любовь). Таким образом, богатство входит в сферу нематериального (богатство

- нематериально). К этой категории можно отнести комментарии, которые идут в виде вопросов без ответа, например: Being healthy is not being rich? Having children is not being rich? Having a happy relationship with others is not being rich? Spending some time to smell the flowers is not being rich? Rich is not just money (Быть здоровым - разве это не быть богатым? Дети - разве это не богатство? Хорошие отношения с кем-то - разве не богатство? Чувствовать запах цветов - не означает ли это богатство? Богатый - это не только тот, кто с деньгами). Отсюда богатство рассматривается как здоровье, родные люди, дети, мир вокруг. Однако пользователи дискутируют по поводу того, может ли богатый, но больной человек чувствовать себя счастливым. Выявлено 6 упоминаний того, что богатый, но больной несчастлив, к примеру: a rich man with diseases is unhappy (богатый с болезнями несчастлив).

Вопрос о деньгах, богатстве, бедности и честности подымается в комментариях пользователей Интернета. Большие деньги не имеют ничего общего с честностью, например: The guy is a pig. No one makes this kind of money honestly. (Это парень - свинья. Кто зарабатывает такие деньги честным путём?). Таким образом, богатство связано с честностью (honesty), если оно достигнуто законным путём, не украдено (you can not get insane profits without being corrupt / невозможно получить сумасшедшую прибыль и не быть коррумпированным). Из это-

го следует, что богатство связано с негативными явлениями действительности, такими как коррупция (corruption, 6), взяточничество (bribe, 1), воровство (mega-thief (1), robber (1), steal (2)).

Богатый человек не испытывает вины за своё богатство, если оно получено честно (3 упоминания), например: if I were ever to become rich, I would not be guilty one bit. I have never felt guilt about earning money, that is the only reason I work. (Если бы я когда-нибудь разбогатела, я бы не считала себя виноватой ни секунды за то, что я зарабатываю деньги. Это единственная причина того, что я работаю.).

Богатство приносит удовольствие (pleasure). Человек может работать в своё удовольствие и получать за это деньги (making music, DVD / записывать музыку, DVD). Богатство - это деятельность (activity), где концепт репрезентируется следующими выражениями: to volunteer (быть волонтёром), to spend time reading career-related material (проводить время, читая литературу, связанную с карьерой и карьерным ростом), to write articles (писать статьи), to write trade-related books (писать книги о торговле), to do speaking engagements, seminars, presentations (делать выступления, проводить семинары, презентации), extracurricular activity of the financially successful career-related self-improvement activity (дополнительная занятость при финансово успешной деятельности, связанной с карьерой и самосовершенствованием). Деятельный инициативный человек получает возможность не только для дальнейшего роста личности, но и для успешного ведения бизнеса, которое приводит к богатству (These activities expose them to more opportunities and, in effect, they create their own luck. / Такие занятия дают людям возможности, и фактически люди сами создают свою судьбу.).

Богатство непосредственно связано со временем. Время

- это деньги. Следовательно, время - это богатство. Усматривается связь между богатством и затрачиваемым на работу временем. Время рассматривается как рабочее время (working time). Однако среди пользователей Интернета нет чёткого определения рабочему времени. Это можно проиллюстрировать следующими примерами: How much of «working time» includes business lunches and dinners? These may not be leisure, but they certainly aren’t hard work. (Сколько рабочего времени посвящено бизнес-ланчам и ужинам? Такие ланчи и ужины уж точно не тяжкий труд.); How much time is spent doing business on the golf course? (Сколько времени тратится на ведение дел на поле для гольфа?).

Как уже упоминалось выше, человек, обладающий умом, может достичь богатства. Среди двух путей достижения богатства (традиционного и менее традиционного) к традиционному способу достижения материальных благ относится образование. Образованный человек имеет больше шансов достичь богатства по сравнению с менее образованным. Высокообразованные люди получают более высокую зарплату (21 комментарий посвящен этой теме), например: I would think that’s where education and intelligence come in. (Я бы сказал, что именно здесь проявляются преимущества наличия образования и интеллекта.); A high earner may understand the value of an education and/or the value of a big name school. (Человек с высокой заработной платой понимает ценность образования и/или ценность школы с громким именем).

Человек с образованием, высококвалифицированный специалист получает не только высокую зарплату, но и уважение. Этому мы находим подтверждение в следующем примере: But someone who decides to go to college and work and has THE INTELLIGENCE to work in a very technical hard field is taking a risk that he/she will have a high-paying job in the future. (Но тот, кто решает пойти в колледж и способен работать в технически сложной области, в которой высоко ценится ум человека, рискует получить высокооплачиваемую работу.). Следовательно, богатство, полученное благодаря образованию - уважение.

Однако вопрос о связи образования и богатства остаётся спорным. К такому заключению мы приходим на основании комментариев пользователей: It has nothing to do with your education level — I know lots of PhD’s that have nothing and some that are wealthy. (Богатство не связано с уровнем образования: я знаю многих людей со степенями докторов наук, у которых ничего нет, но среди моих знакомых есть и состоятельные доктора наук.). Таким образом, уровень образования не влияет на наличие богатства.

Богатство воспринимается как игра или лотерея (game, lottery), которая связана с риском, что можно проиллюстрировать следующими примерами: A low wage earner may take their risks playing the lottery or going to Vegas. (Человек с низким уровнем зарплаты может рискнуть и сыграть в лотерею или отправиться в Вегас.); Wealth has become a zero-sum game. (Богатство стало игрой, в которой важны суммы с определённым количеством нулей.). Таким образом, мы приходим к выводу, что Вегас ассоциируется с богатством и является символом его достижения, т.е. богатство с риском - Вегас, богатство - игра. Таким образом, мы может отметить, что если раньше географическими названиями - символами богатства были крупные промышленные города, экономические центры (например, Лондон), то в XXI в. их список пополнили города, символизирующие роскошь и азартное времяпрепровождение (Вегас).

Возвращаясь к тому, что богатство и успех связаны, мы можем выдвинуть формулу: success = money + power (успех = деньги + власть). При этом все три компонента важны. Идея связи между властью и богатством также усматривается в выборе и сочетании слов: government (правительство), wealth (богатство), privilege (привилегия), gated community (закрытый коттеджный городок), political influence (политическое влияние), significant social power (значительная социальная власть), противопоставления the few - the rest (немногие - остальные) и the white - the black (белые - афроамериканцы), oil (нефть), gas (гас), minerals (минералы), Apple (корпорация Apple), Facebook, millions (миллионы), governments do well when the wealthy do well (правительства преуспевают, если богатые преуспевают), the monopolistic behemoths (монополисты-тяжеловесы), monopolist (монополист), trader (трейдер), demi-god (полубог), planet-controlling gods of finance (контролирующие планету боги финансов). В этот список можно включить и имена собственные: Bill Gates (Билл Гейтс), Warren Buffet (Уоррен Баффетт), George Soros (Джордж Сорос), Paris Hilton (Пэрис Хилтон), Carlos Slim (Карлос Слим), Mark Zuckerberg (Марк Цу-керберг), Mitt Romney (Митт Ромни), the Rothschilds (Ротшильды), Rockefellers (Рокфеллеры), Astors (Асторы), Pierpoints (Пир-понты). Вместе с именами идёт большая доля критики (hog (свинья), scrooge (скряга), idiot (идиот), the robber barons (бароны-грабители), mega-thief (мега-вор), criminals (преступники), ego stroking drive (энергия, направленная на то, чтобы тешить своё эго), ego-driven (движимые своим эго), idiotic (идиотский), to self promote (продвигать самого себя), sit around (сидеть сложа руки)). Однако присутствует противоположная точка зрения, что подтверждается следующим набором слов: noble work (благородное дело), philanthropy (филантропия), create jobs (создавать рабочие места), employment (занятость).

В отношении власти и богатства усматривается следующее:

1) Власть связана с деньгами (money);

2) Власть связана с успехом (success);

3) Отношение к власти неоднозначно;

4) Власть - привилегия узкого круга лиц (power - privilege).

Обращая внимание на пункт 4, мы отмечаем, что власть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и богатство связаны с неравенством (inequality) и полярностью, что отражено в следующем примере: Virtually everyone who becomes rich these days does so by making others poor and destitute. (По сути любой, кто становится богатым в наше время, богатеет за счёт того, что остальные становятся бедными и неимущими.).

Неравенство может проявляться разными способами: structural inequality (структурное неравенство), income inequality (неравенство в уровне доходов), leisure inequality (неравенство в количестве свободного времени), comsumption inequality (неравенство в потреблении), income gap (разница в доходе),the racial wealth gap (разрыв в уровне благосостояния по расовому признаку), wealth gap (разрыв в уровне благосостояния), leisure gap (разрыв по количеству свободного времени), injustice (несправедливость), severe poverty (сильная нищета), extreme poverty (крайняя бедность), poverty and hunger (бедность и голод) - showy luxury (показная роскошь), race and poverty (раса и бедность), a lonely island of poverty in the midst of a vast ocean of material prosperity (Martin Luther King, Jr.), (пустынный остров бедности посреди огромного океана материального процветания, Мартин Лютер Кинг-младший), «poverty tourism» («тур в бедность»), the white and well-off - black only area (белые и обеспеченные - территория только для темнокожих), The USA, China, East Asia, - African countries, South Africa,

Indonesia, Papua New Guinea, Uganda (США, Китай, восточная Азия - африканские страны, южная Африка, Индонезия, Папуа-Новая Гвинея, Уганда). Отсюда неравенство является составляющей богатства и вытекает из него (governments benefit from inequality / правительства получают выгоду из неравенства).

Кроме того, на основании такой оппозиции (полярности) мы можем утверждать, что богатство связано с закрытостью, элитарностью. Богатством владеет узкий круг лиц. К такому выводу мы приходим благодаря таким характеристикам богатых как the few (несколько, некоторые, узкий круг), privileged (привилегированный), gated (запертый), к бедности тоже отношение -lonely island (одинокий остров). Бедность воспринимается как негативное явление, что подтверждается выбором слов, характеризующих это социальное явление, которое требуется устранить: to reduce poverty (снизить уровень бедности), to reduce the costs of poverty (сократить издержки бедности), to eradicate extreme poverty (искоренить крайнюю бедность), to fight poverty (бороться с бедностью), to solve poverty (решить проблему бедности), to doom to poverty (обрекать на бедность), poverty reduction (снижение уровня бедности), to kill poverty and hunger (уничтожить бедность и голод), the War on Poverty (война с бедностью), anti-poverty foundation (фонд борьбы с бедностью), introducing anti-poverty programs (введение программ по борьбе с бедностью). Бедность связана с виной (the blame for poverty / вина за бедность): для сравнения богатый человек в современном мире не испытывает вины за своё богатство (to feel no guilt / не чувствовать вины). Отсутствие бедности оказывает положительное влияние на общество (to save the future of poor / спасти будущее бедных), Метафорическое выражение бедности - война и борьба. Как показано на примерах, с бедностью связаны слова с семой борьбы с чем-либо, а также термины, употребляемые в военном деле и политике (to eradicate / уничтожить, anti- / анти-, program / программа, war / война).

В современном обществе есть мнение, что богатство непосредственно связано с культурой. Среди комментариев пользователей Интернета есть следующий: Just enjoy the trust fund and work on shaping America’s culture. (Просто наслаждайся трастовым фондом и продолжай формировать американскую культуру.). Стиль жизни, который ведёт богатый человек, является очень привлекательным, о нём мечтают. Отсюда частым является упоминание о такой идее как «Американская мечта» (American Dream). Нельзя игнорировать тот факт, что в настоящее время американская культура является наиболее пропагандируемой в обществе и проникающей в общество. Американская мечта ассоциируется с тем, что некоторые пользователи Интернета называют the «affluent» lifestyle («состоятельный» стиль жизни). Такая мечта может реализоваться в материальных вещах (McMansion (огромный особняк-замок), condo (квартира в доме-совладении), ski resort (горнолыжный курорт), beach (пляж), nice car (хорошая машина), private schools for the kids (частная школа для детей)); в наличие возможностей (ability to travel to Europe (возможность путешествовать по Европе), eating out at nice restaurants (посещение хороших ресторанов)). Кроме того, богатство как американская мечта связано с работой (hard work), образованием (education), удачей (luck), неукротимым желанием (indomitable desire). Американс-

Библиографический список

1. The Guardian [Э/р]. - Р/д: http://www.theguardian.com/uk.

2. The New Yorker [Э/р]. - Р/д: http://www.newyorker.com.

3. WSJ Blogs [Э/р]. - Р/д: http://blogs.wsj.com/wealth.

кая мечта непосредственно связана как с возможностями (opportunity), так и свободой (freedom), при этом сочетание возможностей и свободы с работой и образованием может привести к богатству, выраженному в материальных вещах. Следовательно, богатство - Американская мечта в виде свободы и возможностей.

На основании выше изложенного мы приходим к следующим выводам:

1) Богатство - это цель;

2) Богатство - это труд и работа;

3) Богатство - это материальные блага;

4) Богатство - это деньги;

5) Богатство - это неожиданный поворот судьбы, удача;

6) Богатство - это ум;

7) Богатство - это испытание;

8) Богатство - это успех;

9) Богатство - это время;

10) Богатство - это образование?

11) Богатство - это уважение?

12) Богатство с риском - Вегас;

13) Богатство - это игра;

14) Богатство - это веселье;

15) Богатство - это душевные качества, любовь;

16) Богатство - здоровье;

17) Богатство - доброе имя;

18) Богатство - это корень всякого добра или зла?

19) Богатство - это свобода или зависимость и нахлеб-

ничество?

20) Богатство - Американская мечта в виде свободы и возможностей;

21) Богатство - это счастье или несчастье?

22) Богатство - это деятельность;

23) Богатство нельзя осуждать, вины богатого в богатстве нет;

24) Богатство - это власть;

25) Богатство - это неравенство;

26) Богатство - это честность или нечестность?;

27) Богатство - это закрытость;

28) Бедность - это лень;

29) Бедность - расовая черта;

30) Бедность заслужена;

31) Бедные виноваты своей бедности;

32) Бедность - это неравенство;

33) Бедность - это глупость;

34) Бедность - это состояние души;

35) Бедность - борьба;

36) Бедность - война.

Концепт «богатство» и концепт «бедность» в XXI в. сохранили способы репрезентации, существовавшие ранее, однако к ним добавилось новое видение богатства как американской мечты и способа формирования культуры. Следует отметить тот факт, что большая часть составляющих моделей, к которым восходят концепты, осталась неизменной, что свидетельствует о том, что есть некое архетипичное представление о богатстве и бедности, которое не зависит от религиозных взглядов, социальных убеждений, расовой принадлежности.

Bibliography

1. The Guardian [Eh/r]. - R/d: http://www.theguardian.com/uk.

2. The New Yorker [Eh/r]. - R/d: http://www.newyorker.com.

4. WSJ Blogs p/p]. - R/d: http://blogs.wsj.com/wealth.

Статья поступила в редакцию 30.09.13

УДК 811.161.1+808.5

Dobrya M. Ya. THE IMAGE OF PICTURE OF THE WORLD IN ELOCUTIV STATEMENTS OF CHILDISH LINGUISTIC PERSONALITY. The article deals with the interrelation between the linguistic picture of the world and the use of a child ornamental elokutiv means of language. The author researches pragmatically significant elokutiv statements, which reflect the childish world view particularity, the concreteness of intellection, the subjectivism of perception and the statements demonstrates expression and evaluation in use of trope elokutiv means of language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.