Научная статья на тему 'Концепт «Богатство» в английской лингвокультуре начала XX века'

Концепт «Богатство» в английской лингвокультуре начала XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
541
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / БОГАТСТВО / CONCEPT / LINGUACULTURE / WEALTH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гетман А. А.

В статье рассматривается концепт «богатство». Приводятся классификации имен существительных, прилагательных, глаголов, через которые концепт репрезентируется. Определяются число и процентное соотношение употребления выше указанных частей речи. Выявляется философская база в восприятии богатства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT «WEALTH» IN ENGLISH LINGUACULTURE IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article touches upon the concept «wealth». The concept is represented by nouns, verbs and adjectives which are classified into several groups. The number of words represented by corresponding parts of speech and percentage are highlighted. A philosophical base in perception of wealth is revealed.

Текст научной работы на тему «Концепт «Богатство» в английской лингвокультуре начала XX века»

на развитии дагестанской публицистической прозы, в том числе наиболее ярко обнаружилось в аварской литературе.

Особое внимание в его творчестве уделяется нравственноэтическим проблемам, военно-патриотическому воспитанию молодежи, укреплению дружбы народов. Его наследие получает продуктивный отклик в работах многих писателей, что является свидетельством таланта писателя.

Специфика образного мышления публициста заключается в сочетании понятия и образа, где образ выступает чисто художественным элементом, а понятие - рациональным. Взаимодействие этих двух элементов в публицистическом произведении обуславливает своеобразие композиции, что нагляднее всего проявляется в очерке, где образность находится в логической связи с понятийностью [2].

Способность воссоздания многоплановой картины окружающего мира является ценным качеством публицистических произведений Гаджи Арипова, в которых переплетаются нравственные и эстетические характеристики и оценки.

В произведениях Гаджи Арипова прослеживаются представления автора о нравственно-этических ценностях, на которых должно ориентироваться общество. А утрата этих ценностей ведет общество к бездуховности и деградации.

Гаджи Арипов самым активным образом выступает против духовной пустоты и равнодушия. Герои его произведений силой обстоятельств оказываются в ситуациях, когда от них требуется нравственный выбор. Их победа обусловлена силой духа человека, который в критические минуты жизни сознательно выбирает добро.

«Журналист, писатель, ученый» - так характеризует Г. Г. Арипова дагестанская поэтесса, прозаик, драматург Майса-рат Магомедова. В своей работе, посвященный его жизни и творчеству [3, с. 297], она высоко отзывается о его журналистском

Библиографический список

мастерстве, совершенстве языка, лаконичности слова, речи как писателя, особо подчеркивает, что он днем и ночью работает над изучением истории Дагестана, исследованием судеб и подвигов мужественных сынов Отечества, чтобы сохранить их имена для новых и новых поколений людей.

«Мы поражались его удивительной работоспособности и выносливости. Он не любил, чтобы говорили о нем, но сам в своих очерках находил как никто другой самые сокровенные слова, чтобы сказать о добрых людях. Редко кто может, так как он заглянуть в глубину сердца человека. Твердо, уверенно могу сказать, что таких писателей-публицистов у нас немного...» [4, с. 144].

Его очерки, написанные эмоционально, с болью в душе, глубокие по содержанию имели широкий общественный резонанс. В центре его произведений стоит проблема нравственного выбора, которая раскрывается им через систему отрицательных и положительных образов.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что обозначаемая Г. Ариповым в очерках жизнь дагестанского общества, сопровождаемая в своем изображении жизнью духовно-нравственной и индивидуальной, становится во второй половине 80-х гг. объектом изображения и других дагестанских писателей, в частности в повестях народного поэта Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара. Главной темой его произведений является вера в настоящего человека, способного изменить существующую действительность к лучшему. Автор ищет настоящего человека и находит его среди самых разных людей.

Гаджи Арипов писатель-публицист, открывший жизнь своего народа с его духовными устремлениями и неиссякаемым трудолюбием. Сегодня исследование нравственно-этических проблем в публицистике Гаджи Арипова привлекает внимание широкого круга исследователей.

1. Богданов, Н. Г. Справочник журналистов / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. - Л., 1971.

2. Магомедова, З.К. Дагестанская публицистика XX века: формирование, развитие, тенденции. - Махачкала, 2010.

3. Магомедова, М.М. Аваразул бихьиназ ц1ар раг1араб Дагъистан. - Махачкала, 1999.

4. Шахтаманов, М-С. Баг1араб байрахъ. - Махачкала, 1991.

Bibliography

1. Bogdanov, N. G. Spravochnik zhurnalistov / N.G. Bogdanov, B.A. Vyazemskiyj. - L., 1971.

2. Magomedova, Z.K. Dagestanskaya publicistika XX veka: formirovanie, razvitie, tendencii. - Makhachkala, 2010.

3. Magomedova, M.M. Avarazul bikhjinaz clar raglarab Dagjhistan. - Makhachkala, 1999.

4. Shakhtamanov, M-S. Baglarab bayjrakhjh. - Makhachkala, 1991.

Статья поступила в редакцию 21.10.13

УДК 81

Getman A.A. CONCEPT «WEALTH» IN ENGLISH LINGUACULTURE IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY.

The article touches upon the concept «wealth». The concept is represented by nouns, verbs and adjectives which are classified into several groups. The number of words represented by corresponding parts of speech and percentage are highlighted. A philosophical base in perception of wealth is revealed.

Key words: concept, linguaculture, wealth.

А.А. Гетман, аспирант каф. английского языка факультета иностранных языков Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: anastassia-email@mail.ru

КОНЦЕПТ «БОГАТСТВО» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматривается концепт «богатство». Приводятся классификации имен существительных, прилагательных, глаголов, через которые концепт репрезентируется. Определяются число и процентное соотношение употребления выше указанных частей речи. Выявляется философская база в восприятии богатства. Ключевые слова: концепт, лингвокультура, богатство.

В лингвистике наблюдалось такое явление как смена парадигм. Общеизвестным является факт существования трех лингвистических парадигм, к которым относятся: сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая парадигмы. Для каждой парадигмы характерным было свое направление в исследованиях. Сравнительно-историческая парадигма, в рамках которой ученые занимались реконструкцией языков, установлением родства языков, сменилась

системно-структурной, характерной чертой, которой явился акцент на слово. Весомый вклад в утверждение этой парадигмы в лингвистике внес Ф. де Соссюр. В настоящее время отмечается, что системно-структурная парадигма уступила место антропоцентрической, где центром познания является человек, а язык характеризует человека. В рамках этого подхода не следует рассматривать язык вне человека и человеческой деятельности. Основы последней парадигмы были

заложены в начале XX в. В. фон Гумбольдтом и развиты последующими учеными.

На данном этапе развития лингвистической науки отчетливо выделяется такое направление как лингвокультурология, которая утвердилась в последней четверти XX в. Лингвокультуро-логия по своей сути является направлением, в котором синтезируются лингвистическое и культурологическое знание. Таким образом, при лингвокультурологическом подходе следует рассматривать исследуемые явления через призму культуры и традиции, а также их языковое воплощение. Следовательно, являясь молодым направлением науки, как сама лингвокультуроло-гия, так и идеи в рамках лингвокультурологии обладают большим потенциалом и представляют интересный материал для исследования.

Наибольший интерес вызывает рассмотрение тех или иных концептов. Ряд ученых занимается изучением концептов. Среди них выделяются труды В.И. Карасика, Г.Г. Слыш-кина, Ю.С. Степанова, В.Н. Телия, В.В. Воробьева, А.Д. Арутюновой, А.П. Бабушкина, Е.С. Кубряковой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина и др.

В рамках лингвокультурологии выделяют модели концептов, предложенные В.И. Карасиком и Ю.С. Степановым. В данной статье мы исследуем концепт в рамках Волгоградской школы. Вслед за В.И. Карасиком мы рассматриваем именно лингвокультурный концепт, представленный тремя элементами: понятийным (фактуальным), образным и ценностным. Ценностный компонент концепта является самым важным и составляет его ядро, позволяет включить единицу в общекультурный контекст. Внутри ценностного компонента выделяются два аспекта: оценоч-ность и актуальность. Аспект оценочности выражается в наличии оценочной составляющей в денотате языковой единицы (имя концепта) и в оценочных коннотациях этой единицы, а также в сочетаемости с оценочными эпитетами. Проверить наличие этого аспекта можно путем компонентного и контекстуального анализов. Аспект актуальности реализуется в численности языковых единиц, которые представляют собой средства апелляции к концепту. Наличие этого аспекта можно проверить методом количественного подсчета [1, с. 27].

Данная статья посвящена исследованию концепта «богатство» в английской лингвокультуре. Как уже отмечалось выше, исследование концептов является одним из основных направлений в лингвистике на данном этапе развития науки. Имеется ряд работ, посвященных концепту «бедность» и концепту «богатство», что свидетельствует о том, что вопросы богатства и бедности являются актуальными в современном мире.

С.Б. Куцый, Е.Г. Стешина, Е.Н. Учайкина, Н.С. Макеева, Е.В. Клементьева занимались изучением этих концептов. Исследования проводились в сопоставлении с испанским и русским языками (Н.С. Макеева); исследовалась репрезентация концепта «богатство» в древнеанглийский период (Е.Н. Учайки-на); делался акцент на идиоматику и паремии (С.Б. Куцый); исследовался концепт «богатство» в русском и английском сознании молодежи, где основным материалом послужили результаты психолингвистических экспериментов (Е.Г. Стешина); изучался когнитивный аспект концепта «богатство» (Е.В. Клементьева).

Принципиально новым является рассмотрение концепта «богатство» в рамках философского обоснования в восприятии богатства.

Настоящая статья посвящена рассмотрению концепта «богатство» как этической категории, исследованию отношения человека начала XX в. к богатству. В качестве гипотезы нашего исследования выдвигается мысль о том, что в католичестве отношение к богатству было негативным в том смысле, что богатому человеку труднее было попасть в Царство Небесное, чем бедному человеку, так как бедный человек стоит ближе к Богу.

Ранее уже отмечалось, что лингвокультурология напрямую синтезирует в себе знания культуры и языка. Неоспоримым является факт связи языка, культуры, мышления и реальности. Эту связь можно установить, прежде всего, на лексическом и текстологическом уровнях [2]. В рамках исследования мы сделаем попытку выявить, насколько религиозные догмы и социальные нормы сопоставимы с восприятием богатства в начале XX в., и какое языковое воплощение находит концепт «богатство».

Материалом для исследования послужил роман А. Дж. Кронина «Цитадель», так как автор романа является католиком и описываемый период - начало XX в.

Рассматривая богатство, следует обратить внимание на то, как воспринималось богатство раньше, как изменилось отношение к богатству в ходе истории. Преследуя эту цель, обратимся к идеям античного общества. Античное общество - общество Древней Греции и Рима в период с IX-VIII вв. до н.э. до IV-V вв. н.э. До периода персидских войн философию называли натурфилософией. Ее основой было исследование и объяснение закономерных связей в природе. Начиная с Сократа, философская мысль становится этической. Сократ, Платон, Аристотель, Л.А. Сенека рассматривают богатство именно как этическую категорию [3, с. 147-148].

Платоновская идея среднего состояния (пример с горшечником: богатство и бедность в равной мере вредны для человека) перешла из античности в европейское Просвещение, где под «средним состоянием» также понимается такое, при котором у человека имеется достаточное количество богатства для того, чтобы вести нормальное существование. Излишек богатства приводит к роскоши и лени, а нехватка богатства, жизненных средств ведет к преступлениям, порокам и другим негативным явлениям действительности. Подтверждение этому мы находим в произведениях Г. Филдинга, Ч. Диккенса. В произведениях последнего раскрывается истинная жизнь европейского человека своего времени и отношение к действительности.

Как философы античности, так и представители философской мысли Средневековья воспринимали богатство как то, что в избытке приводит к уничтожению человеческой души. Чрезмерное богатство «съедает» человека. Таким образом, чрезмерное богатство - это вред и препятствие. Для примера, Л.А. Сенека, будучи одним из богатейших людей своего общества, отмечал, что богатство приносит пользу и радость, но в это же время оно может вызывать зависть. Следовательно, богатство

- это зависть. К богатству не стоит привязываться, оно не является целью жизни человека.

В богатстве сочетаются противоречивые черты, что делает концепт интересным для исследования. Идея «отдать все и следовать нагим за нагим Христом» присутствует в христианской морали. Иначе: богатство приносит вред, это одно из зол. С другой стороны, с появлением Протестантизма появляется теория о пользе богатства, где богатство - это благо. Таким образом, в основе представлений о богатстве лежит неоднозначная идея о том, что богатство - это благо (протестантский взгляд) и богатство - это вред (католическая точка зрения). Тем не менее, в обоих представлениях стремление к накоплению чрезмерного богатства порицается. Следовательно, можно говорить о таком проявлении как жадность: жадность в богатстве - это грех.

Следует особо отметить связь между богатством и честностью: в Протестантизме по сравнению с католицизмом более явно выделяется мысль о том, что богатство необходимо получать исключительно честным путем. Следовательно, богатство

- это честность.

Проводя лингвистический и текстологический анализы романа А. Дж. Кронина «Цитадель», мы попытаемся выявить, как воспринимается богатство в намеченном ранее ключе.

В романе «Цитадель» показано изменение человека в процессе приобретения им материальных благ. Чрезмерное богатство не является основой жизни человека. Богатея, человек меняется, его мировоззрение подвергается изменениям. Он становится более черствым, и идеи дальнейшего совершенствования, справедливости, нравственности, как нам представляется - платоновские идеи, постепенно исчезают из списка его приоритетов. Это можно подкрепить следующим примером: «But let me tell you this. I’d rather be a blasted neurotic woman and spiritually alive than a blasted successful man - and spiritually dead!» («Но разреши сказать тебе, что лучше быть психопаткой, да сохранить живую душу, чем быть карьеристом и дойти до духовной смерти!») [4, с. 353; 5, с. 299]. Следовательно, богатство меняет человека. В данном контексте мы можем поставить вопрос о том, является ли богатство силой разрушения или силой созидания.

В статье мы сделаем попытку ответить на следующие вопросы:

1) богатство - это вред и препятствие?;

2) богатство - это цель?;

3) богатство - это зло или благо?;

4) богатство - сила разрушения или созидания?;

5) богатство - это честность?

Посредством сплошной выборки было проанализировано 397 примеров. Репрезентация концепта «богатство» осуществляется посредством глаголов и глагольных сочетаний, имен существительных и имен прилагательных. Бульшую часть составляют глаголы и глагольные сочетания (178), включая 1 фразеологическую единицу (to make ends meet / сводить концы с концами), далее следует группа имен существительных и сочетаний с именами существительными (145), имена прилагательные представлены 49 единицами. Также в отдельную группу, насчитывающую 25 единиц, выделены выражения с основой (article / pronoun) poor + noun / pronoun такие, как «poor thing!» (бедняжка!), «the poor woman» (бедная женщина), «poor Christine» (бедная Кристин), «poor dumb creatures» (несчастные создания).

Концепт «богатство» репрезентируется глаголами и глагольными сочетаниями с общей семантикой выражения потребности в чем-либо. Рассматривая группу глаголов и глагольных сочетаний, можно выделить следующие группы:

1) глаголы и глагольные сочетания действия, показывающие материальное положение и высокий социальный статус (to have got a lot of money / иметь много денег, to cost a little matter of twelve hundred pounds / стоить тысяча двести фунтов), (24);

2) глаголы и глагольные сочетания, выражающие наслаждение от получения богатства (to enjoy receiving cheques / нравиться получать чеки), (13);

3) глаголы и глагольные сочетания накопления, приобретения, процветания (to make one thousand five hundred a year / зарабатывать полторы тысячи в год, to overflow / изобиловать), (55);

4) глаголы и глагольные сочетания, выражающие желание приобретения богатства (to covet the practice / упиваться мечтами о практике), (7);

5) глаголы и глагольные сочетания, указывающие на альтруистические цели (to stop thinking of money / перестать думать о деньгах), (9);

6) глаголы и глагольные сочетания выражения осуществления мечты (to make oneself the centre of the universe / сделать кого-либо центром вселенной), (3);

7) глаголы и глагольные сочетания, выражающие презрение к богатству (to despise / презирать (о деньгах), (3);

8) глаголы и глагольные сочетания, отображающие нравственное разрушение (to become mercenary / стать меркантильным), (5);

9) глаголы и глагольные сочетания, указывающие на наличие чего-либо (to have a wealth of material / иметь в наличии большое количество материала), (1);

10) глаголы и глагольные сочетания положительной оценки богатства (to lose one’s thirst for money / потерять чрезмерное желание к обогащению), (1).

Также можно выделить группы глаголов и глагольных сочетаний с противоположной семантикой, т.е. выражение состояния, при котором человек ощущает нехватку средств для существования, из-за чего он может подвергаться гонениям и презрительному отношению (to hound forth upon the highway with scorn / травить и прогонять по автостраде, выказывая презрение, to get ordered about / позволить другим помыкать собой).

Во второй блок входят:

1) глаголы и глагольные сочетания потери богатства (to give up a gold mine / отказаться от золотой жилы), (8);

2) глаголы и глагольные сочетания, отражающие бедственное положение, нехватку средств (to be left to struggle on in poverty / быть брошенным на произвол судьбы), (34);

3) глаголы и глагольные сочетания плохого отношения к бедным (to starve somebody / извести кого-либо), (6);

4) глаголы и глагольные сочетания положительного отношения к бедности (not to be ashamed of being poor / не стыдиться своей бедности), (6);

5) глаголы и глагольные сочетания, указывающие на болезни (to be poorly / болеть), (2);

6) глаголы и глагольные сочетания выражения зависти (to view enviously / завистливо наблюдать), (1).

Следует отметить, что глаголы с семантикой приобретения представлены намного шире. Глаголы лишения богатства или его отсутствия составляют 32% от общего числа глаголов и глагольных сочетаний, в то время как глаголы обладания богатством составляют 68% соответственно.

Имена существительные могут быть разбиты на группы по такому же принципу. Первая классификация отражает те предметы, явления, которые непосредственно ассоциируются с богатством, и насчитывает 113 единиц. Это составляет 78% от общего числа единиц (145). Вторая классификация представляет предметы и явления, ассоциирующиеся с его отсутствием, и составляет 22% соответственно.

В первой классификации имена существительные представлены следующими группами: 1) собственность, предметы роскоши (violins / скрипка, house / дом), 38 единиц;

2) прибыльное дело (practice / практика), (8);

3) дома, улицы, места (The Union /Профсоюз, the Plaza Hotel / Плаза), (5);

4) деньги (cheque / чек, money / деньги, background / материальное положение), (21);

5) богатые люди (положительная оценка) (prosperous fellows / преуспевающие люди, decent people / добропорядочные люди), (8);

6) богатые люди (отрицательная оценка) (enfant gвtй / избалованный ребенок, фр.), (11);

7) высокий социальный статус (well-dressed and prosperous air / среда, в которой царит дух процветания и наблюдается изысканность одежд), (1);

8) способ продвижения (a woman /женщина), (1);

9) еда (richly composite meal / питательное блюдо), (2);

10) богатство природы (rich autumnal tinted countryside /богатый осенний пейзаж), (1);

11) манера (in style / стильно), (1);

12) отсутствие средств (положительная оценка) (no guinea-grabbing / ни гинеи не украв), (4);

13) почетные звания (M.R.C.P. / членство Королевского Терапевтического Колледжа);

14) состояние обладания богатством (manifest prosperity / показывать богатство), (8);

16) идея (money - principle / деньги - цель), (1).

Второй блок представлен именами существительными, выражающими отсутствие благ. Сюда входят следующие группы:

1) бедные люди (отрицательная оценка) (poor people / бедняки, the have-nots / неимущие), (5);

2) бедные люди (положительная оценка) (poor people / бедняги, wretched creature / несчастные создания), (3);

3) собственность бедняков (inexpensive dress / дешевое платье, poor household / бедно обставленный дом), (6);

4) бедственное положение (heroic effects / пожитки, moments of sheer terror / моменты страха и отчаяния), (11);

5) заведения для бедных (Cefen Row / Сефен Роу), (5).

Имена прилагательные представлены 49 единицами. Проанализированные имена прилагательные можно разгруппировать на имена прилагательные, выражающие значение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) «состоятельный» (well-off, successful), (15);

2) «дорогостоящий» (expensive, superb), (4);

3) «надменный» (stingy, guzzling);

4) «нравственные мотивы» (happy, ethical), (5);

5) «стесненные обстоятельства», «бедность» (poorly furnished), (14);

6) «потрепанный» (ramshackle), (2);

7) «нечестный» (unjust, unfair), (2);

8) «бедность» (deliriously happy), (1).

Результаты анализа показали следующее: из 268 примеров 140 примеров (52%) можно охарактеризовать как примеры, в которых богатство оценивается негативно, остальные 128 примеров (48%) содержат в себе положительную оценку богатства. Таким образом, можно сделать вывод, что положение о том, что богатство оценивается негативно в католичестве, подтверждается наличием большего числа единиц с негативной оценкой.

По результатам проведенного исследования также можно утверждать следующее:

1. Языковое воплощение концепта «богатство» выражается в том, что богатство относится к сфере деятельности, т.е. наличие глагольного выражения концепта. Отсюда приобретение богатства - деятельность, затраченные усилия. Богатство относится к действию. Глаголы с семой накопления и приобретения как положительного действия превалируют в первой группе глаголов. Приобретение не считается отрицательной чертой.

2. Человек хочет быть богатым. Отсюда достаточно большой объем глагольных сочетаний с общим значением «желать богатства», например: to earn / зарабатывать, to covet / жаж-

дать, to wish / желать. Если обратиться к этимологии слова «богатство» в английском языке, то можно обнаружить, что английское wealth (богатство) происходит от wel(l) или weal. Этимологические словари связывают слово wel со словом will («желать»). Weal происходит от древнеанглийского wela в значении «wealth, well-being» («богатство, богатый, состоятельный») [6]. На этом основании мы можем сделать вывод о том, что богатство связано с благополучием и стремлением человека разбогатеть.

3. Богатство приводит к нравственному разрушению, что прослеживается в ранее приведенных глагольных сочетаниях, связанных с меркантильностью, равнодушием и нечестными поступками. Отсюда богатство может явиться силой разрушения (разрушения личности).

4. Богатство и честность являются взаимосвязанными понятиями. К такому выводу мы приходим на основании текстологического анализа и анализа лексических единиц (имен прилагательных). Например, при характеристике разбогатевшего человека используются эпитеты unjust, unfair (нечестный, несправедливый) и некоторые другие с семой нечестность и ложь. Так в тексте романа главный герой встречается с богатыми, но не отличающимися честностью героями. Более того, он сам, разбогатев, становится на них похожим. Следовательно, богатый и честный не всегда могут стоять рядом.

5. Концепт «богатство» репрезентируется именами существительными, такими как money / деньги, pounds / фунты и т.д. Следовательно, воплощением материального богатства являются деньги и различные их проявления (дома, вещи т.п.),

Библиографический список

на которые можно приобрести многое. При сравнении с лексическими единицами, репрезентирующими концепт «бедность», где ключевыми значениями являются отсутствие чего-либо и неудовлетворительное состояние, что подтверждается примерами выше, богатство воспринимается как то, к чему следует стремиться. С одной стороны, деньги могут решить все проблемы, с другой стороны, деньги как проявление богатства становятся тем, из-за чего человек теряет человечность и становится нечестным (money - principle / деньги - основной принцип ведения дел).

6. Богатство (в том числе и в философской традиции) употребляется в оппозиции «богатство-бедность». Следовательно, это находит свое отражение в языке. Имеется пласт глаголов и глагольных сочетаний перехода в противоположное состояние (бедность). Таким образом, мы утверждаем, что богатство и бедность являются динамическими концептами по причине перехода из одного состояния в другое. Это движение можно охарактеризовать как движение либо вверх, либо вниз.

7. Богатство творит добро в том плане, что оно может принести счастье в некоторой степени (наличие красивых вещей, домов, машин, золотых часов, обедов и т.д.). Однако богатство приносит зло в том смысле, что оно разрушает человека изнутри. Подтверждением этому может служить сочетание, которое мы привели выше, successful and spiritually dead (успешный и духовно мертвый).

Таким образом, можно говорить о том, что философское восприятие богатства накладывается на лингвистическое его воплощение.

1. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. - Волгоград, 2004.

2. Чернобров, А.А. Философские и логикометодологические основы теории номинации (на материале английских и русских собствен-

ных имен): дис. ... д-ра. фил. наук. - Новосибирск, 2002.

3. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч. - Харьков, 1999.

4. Cronin, A.J. The Citadel. - Moscow, 1963.

5. Кронин, А. Дж. Избранное / пер. с англ. М.Е. Абкиной, Т. Кудрявцевой. - Кишинев, 1975.

6. Balg, G.H. A Comparative Glossary of the Gothic Language, with especial reference to English and German. - Mayville (Wis.), 1887.

Bibliography

1. Slihshkin, G.G. Lingvokuljturnihe konceptih i metakonceptih. - Volgograd, 2004.

2. Chernobrov, A.A. Filosofskie i logikometodologicheskie osnovih teorii nominacii (na materiale angliyjskikh i russkikh sobstvennihkh imen): dis. ... d-ra. fil. nauk. - Novosibirsk, 2002.

3. Platon. Dialogi / per. s drevnegrech. - Kharjkov, 1999.

4. Cronin, A.J. The Citadel. - Moscow, 1963.

5. Kronin, A. Dzh. Izbrannoe / per. s angl. M.E. Abkinoyj, T. Kudryavcevoyj. - Kishinev, 1975.

6. Balg, G.H. A Comparative Glossary of the Gothic Language, with especial reference to English and German. - Mayville (Wis.), 1887.

Статья поступила в редакцию 30.09.13

УДК 81

Getman A.A. PROVERBS AS EMBODIMENT OF CONCEPT «POVERTY». The article touches upon the concept «poverty» which finds its representation in proverbs in Catholic and Protestant aspects. Lexical units which represent concept «poverty» are analyzed. The metaphorical model of concept «poverty» is highlighted.

Key words: proverb, linguaculture, concept, poverty.

А.А. Гетман, аспирант каф. английского языка факультета иностранных языков Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: anastassia-email@mail.ru

ПАРЕМИИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ КОНЦЕПТА «БЕДНОСТЬ»

В статье рассматривается паремиологическое воплощение концепта «бедность» в католическом и протестантском аспектах, устанавливается отношение к бедности в рамках обоих подходов. Анализируются лексические единицы, репрезентирующие концепт «бедность», приводится модель соответствующего концепта. Ключевые слова: паремия, лингвокультура, концепт, бедность.

В рамках утвердившейся парадигмы в языкознании центром исследования является человек, а в языке вербализирует-ся его восприятие действительности. Одной из основных характеристик человеческого общества является наличие культурной составляющей. Современное общество не мыслит себя вне культуры. Отсюда актуальным является рассмотрение представлений человека об окружающей действительности, которые находят свое воплощение в языке, т.е. в рамках лингвокультуроло-гии. Исследование паремий имеет большой потенциал, так как

благодаря паремиям можно проанализировать пути становления того или иного представления человека и выявить изменения в восприятии того или иного явления действительности.

Большой толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова определяет паремию как «чтение, отрывок из Ветхого завета» [1, с. 487]. Сам термин «паремия» происходит от древнегреческого слова раготтла («пословица, поговорка, изречение, притча»). Данный термин также можно рассматривать как синоним пословично-поговорных образований. В филологии паремии (по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.