Научная статья на тему 'Концептуальные решения в планировании конкурентоспособности продукции предприятия'

Концептуальные решения в планировании конкурентоспособности продукции предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные решения в планировании конкурентоспособности продукции предприятия»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В ПЛАНИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ю.В. ЛАСТОЧКИН,

кандидат экономических наук, генеральный директор ОАО «НПО «Сатурн»

И.И. ИЦКОВИЧ,

кандидат технических наук, доцент, начальник отдела ОАО «НПО «Сатурн»

Обеспечение конкурентоспособности продукции компании является основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике, поскольку «конкурентоспособность» — синоним благополучия организации.

Несмотря на распространенность исследований по конкурентоспособности, нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия, атеория и расчетные модели оценки конкурентоспособности еще только создаются, что имеет ряд причин и последствий: - многие отечественные работы по оценке конкурентоспособности носят чисто качественный (вербальный) характер, демонстрируя лишь философское восприятие рынка, бизнеса и «прогрессивное» мировоззрение авторов. При этом авторы обычно не располагают первичной информацией о конкретных предприятиях, достаточной для математического обобщения, да и часто не владеют статистическим инструментарием; закрытость конъюнктурной информации «цена - параметры» продукции, хотя такая информация о конкурентах всегда необходима, но может быть официально недоступна; старое, пассивное отношение предприятий к конъюнктурной информации, так как ранее ее накапливали и обрабатывали в отраслевых НЧИ для формирования «сверху» перспективного плана отрасли.

Малое число открытых публикаций по данной проблеме (создание расчетных моделей конкурентоспособности продукции) при очевидном определяющем значении таких моделей для принятия решений вбизнесе можетсвидетельствоватьо наличии коммерческой тайны в исходных данных и их обобщениях.

Управление конкурентоспособностью техники осуществляется непосредственно через управление процессами ее создания и использования, затрагивая все затраты производителя и потребителя техники в жизненном цикле.

Конкурентоспособность авторы статьи рассматривают как синтез показателей цены, качества (эксплуатационных параметров) и затрат на обслуживание (сервис) производимой техники, которые в сравнении с аналогом (конкурентом) положительно ориентируют потребителя в отношении выбора данной машиностроительной продукции, а у ее создателя обеспечивают необходимый уровень рентабельности (окупаемости) инвестиций в НИОКР, технологическую подготовку производства и систему сервисного обслуживания данной продукции.

Комплексное исследование технических и экономических показателей, выполняемое на различных этапах проектирования, и проведение на его основе сопоставительного анализа проектных решений составляет содержание технико-экономического анализа, необходимого для оценки конкурентоспособности.

Взаимосвязь этапов технического проектирования и технико-экономического анализа явилась предпосылкой к рассмотрению проектных исследований как самостоятельного направления работ, названных технико-экономическим проектированием. Применение этого термина подчеркивает ведущую роль технико-экономических оценок в принятии проектных решений, в том числе при проектировании конкурентоспособной техники (таблица).

Реальные задачи выбора и оптимизации проектных решений, как правило, многокритериальны, так как качество оценивается совокупностью разнородных показателей, выражающих к тому же противоречивые требования, например:

повышение температуры газа перед турбиной повышает ее к.п.д., но одновременно снижает долговечность и увеличивает число ремонтов; повышение удельной мощности газот/рбинно-го привода (МВт/руб.) одновременно снижает надежность и увеличивает капитальные затраты на разработку и т.д.

При этом существующие подходы к представлению интегрального критерил в виде однофактор-

Таблица

Этапы технико-экономического проектирования

Техническое проектирование Технико-экономический анализ (ТЭА)

Этап Содержание этапа

Планирование разработки Изучение тенденций, прогнозирование развития техники. Анализ технологической целесообразности и возможности разработки техники с учетом ресурсов. Разработка ТЗ к проектируемому объекту и согласование его с заказчиком Исследование потребности, областей эффективного использования и объемов производства техники. Обоснование экономической целесообразности разработки. Технико-экономическое обоснование общих технологических требований

Разработка концепции Поиск и отбор принципиальных решений, удовлетворяющих ТЗ. Выбор наиболее предпочтительного варианта структуры объекта Определение технико-экономических показателей разработки. Технико-экономическая оценка вариантов структуры

Разработка конструкции Разработка ТЗ к узлам. Синтез и оптимизация характеристик объекта и характеристик узлов ТЭА для эскизного проекта объекта. ТЭА для вариантов конструкторских решений

Разработка технологии Разработка ТУ к технологии. Отработка конструкции на технологичность ТЭА технологической подготовки производства. ТЭА вариантов технологических решений

Постановка на производство Испытания, сертификация и постановка на производство ТЭА эффективности техники по результатам испытаний, обоснование целесообразности постановки на производство

ного соотношения полезного эффекта с производительностью (или объемом полезной работы) не учитывают других составляющих качества, обеспечивающих полезный эффект использования техники.

Возможность представления полезного эффекта в стоимостной форме на ранних этапах проектирования также ограничена, так как предварительно установить связь показателей качества с экономической эффективностью применения можно лишь с высокой степенью неопределенности, в том числе без технико-экономического анализа невозможно обосновать договорные цены.

В рыночных условиях не могут быть установлены единые для изготовителя и потребителя методические принципы расчета договорных цен на новое оборудование. Вместе с тем, существование рынка продукции предприятий смежных отраслей промышленности не позволяет им диктовать свои условия заказчику, перекладывать свои упущения и ошибки на плечи потребителя.

При этом следует учитывать, что контрактная цена является только условной суммой начального платежа покупателя, за которой последуют его расходы на эксплуатацию и ремонт техники в жизненном цикле, т.е. цена является ограниченным фактором конкурентоспособности.

Потребителя новой техники в первую очередь интересуют параметры экономического эффекта при ее внедрении в жизненном цикле - срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, уровень доходности, внутренняя норма прибыли. Потреби-

телем цена воспринимается какдейственное, но не полное средство экономического управления затратами изготовителя. Только при этом условии цены будут отражать экономически необходимые, конкурентные, а не фактически сложившиеся (индивидуальные) затраты предприятий на выпускаемые ими изделия, при этом возможны различные по существу анализа виды цен.

Так, в настоящее время у потребителя не отпала потребность в определении предельной цены (стоп - цены) нового оборудования. Предельные цены должны сопровождать опережающий рост потребительских свойств новой продукции по сравнению с затратами на ее производство.

После выполнения серии расчетов чистого дисконтированного денежного потока при варьировании уровня цены нового оборудования рекомендуется в качестве предельной цены принимать ту из них, при которой срок окупаемости капиталовложений для энергетического оборудования составляет не более 6 лет (срок службы до морального износа).

Предельная (договорная) цена, включенная в техническое задание, подлежит уточнению при изменении технико-экономических, социальных и экологических параметров работы нового оборудования по сравнению с проектными величинами в старых технических условиях (лучше к.п.д., производительность, наработка на отказ, срок службы до капитального ремонта и т.д.).

Договорную цену на новое оборудование необходимо устанавливать не выше предельной цены

на этапе приемки МВК (межведомственной комиссией) опытного образца, с учетом подтвержденных его потребительских свойств, предусмотренных в Техническом задании, и возможности принятия решения о серийном производстве.

Расчет предельной цены для поставки нового оборудования на замену (или альтернативно) устаревшего выполняется в следующей последовательности:

назначаются предполагаемые объемы поставок новых изделий (агрегатов) по годам на 8 — 10 лет (штук в год) и цена поставки с учетом цен аналогов;

определяется необходимая сумма инвестиций потребителя на оплату НИОКР изготовителя и приобретение агрегатов (по годам); оценивается прогнозируемая сумма доходов потребителя в связи со снятием и утилизацией старых агрегатов (по годам); оценивается изменение прямых затрат потребителя на эксплуатацию агрегатов в связи с их заменой (по годам), включая амортизационные отчисления;

оценивается изменение накладных расходов потребителя как разность операционных доходов и инвестиций, в том числе рассчитывается сумма годового остатка нарастающим итогом (где изменение знака нарастающего итога с «—» на «+» означает прогнозируемый год окупаемости проекта без дисконта). По существу методика расчета предельной цены поставки агрегатов является типовой методикой расчета «кэш-фло» для инвестиционного проекта при изменении цены поставки, пока не будет достигнут шестилетний срок окупаемости проекта. При этом потребитель ориентируется на след' -ющие интегральные показатели проекта:

дисконт проекта (с!) оценивается как ставка ЦБ минус прогноз годовой инфляции плюс поправки на риск;

внутренняя рентабельность проекта (/ЛЛ) должна быть не ниже ставки ЦБ плюс 3%, если предполагается привлечь кредитные ресурсы; срок окупаемости нового оборудования (РВР) желателен не более половины амортизационного периода оборудования (5 — 6 лет). Предложенная нами система моделей (см. рис.) позволяет классифицировать методы количественного решения следующих задач, обеспечивающих конкурентоспособность новой техники: какова будет цена на рынке (отраслевом или отечественном) продукции с заданными параметрами, которые могут быть взаимосвязаны;

повысят (или понизят) рыночную цену данной продукции изменения ее параметров при модернизации, как они повлияют на стоимость жизненного цикла у потребителя продукции; вовремя заметить, что дальнейшие капиталовложения в доводку (экспериментальное улучшение параметров) следует прекратить по достижении заранее определенного уровня рентабельности капиталовложений в доводку; не максимизация прибыли, а достаточный объем добавленной стоимости является целью современного бизнеса, - на этом должно строиться планирование конкурентоспособности предприятия; кроме цены, комплексным показателем конкурентоспособности продукции и тенденций повышения конкурентоспособности является предлагаемый нами в приложении к наземным газотурбинным установкам критерий «коэффициент доступности» продукции с учетом стоимости жизненного цикла.

Если учесть, что каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, а суть и эффективность ее применения не афиширует, то следует признать авторов данной работы новаторами в разработке и раскрытии ряда малоизвестных или новых специальных методов оценки конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Авторы сочли необходимым, учитывая появление в данной статье ряда новых по смыслу терминов, дать им определения:

- под оценкой конкурентоспособной цены высокотехнологичной продукции авторы понимают измерение одного из видов общественно необходимой цены во взаимосвязи с эксплуатационными параметрами и стоимостью жизненного цикла продукции. При этом цена не является полными затратами покупателя машиностроительного оборудования, а свидетельствует только о начальных условиях оплаты поставки (возможна низкая цена поставки, но недопустимые затраты в эксплуатации);

- общественно необходимая цена продукции многозначна и измеряется как один из возможных видов цены, приемлемый для ко! ¡кретного исследования конкурентоспособности (минимальная цена, конкурентная, равновесная, предельная, контрактная и т.п.);

- контрактная цена машиностроительной продукции — это фактор ценовой политики предприятия и не определяется затратами на производство (цена, как начальная оплата в жизненном цикле, может быть выше и ниже себестоимости), цена зависит от эксплуатационных параметров и стоимости жизненного цикла продукции, включая капи-

тальные затраты на НИОКР и подготовку производства, а также зависит от сроков и программы производства (размера партии поставки). Себестоимость конкурентоспособного производства надо «подгонять» под рыночную контрактную цену (цена первична), а не наоборот;

- минимальная цена продукции - расчетная сумма, возмещающая оборотные средства производителя в связи с индексацией их инфляции, а также покрывающая налогообложение предприятия (косвенные налоги) на единицу продукции. Минимальная ценане включает свободной коммерческой прибыли, кроме инфляционной «прибыли» (индексации инфляции оборотных средств на период производственного цикла «заготовление - реализация»), а также начисленного НДС и налога на инфляционную прибыль. Нарушение условий «минимальной цепы» и вынужденное расходование инфляционной прибыли (которая должна направляться только на noi юл1 lenne обороти ых средств) п ри вел о к потере финансово й ус -тойчивости у многих отечественных предприятий,

вынужденных заплатить налоги за инфляционную (мнимую) прибыль и потерять при этом покупатель-нуюспособность обороти ых средств;

- конкурентная цена продукции - количественная оценка взаимосвязи эксплуатационных параметров и рыночной цены продукции, полученная на основе многофакторного статистического обобщения «цена - параметры» для группы аналогов данной продукции наданном рынке. Конкурентная цена позволяет решать прямую задачу - рассчитать рыночную цену по зависимости «цена - параметры» и обратную задачу - рассчитать параметры изделия, при которых возможна желаемая конкурентная цена;

- равновесная цена продукции (оборудования) -количественная оценка взаимоприемлемой для сторон контрактной цены, при которой рентабельности инвестиций (капиталовложений) производителя (на НИОКР и подготовку производства) и потребителя (на покупку данной продукции, ее монтаж и обеспечение эксплуатации вжизненном цикле) будут равны. Отклонение от равновесной цены

ухудшает позиции одной стороны за счет другой стороны контракта, поэтому равновесная цена оптимальна в смысле Парето;

- предельная цена продукции (оборудования) -количественная оценка максимальной контрактной цены, при которой инвестиции покупателя окупаются в жизненном цикле эксплуатации при заданных (приемлемых) интегральных показателях их эффективности (внутренней рентабельности, дисконтированном сроке окупаемости и т.п.). Предельная цена широко используется, например, в ОАО «Газпром» для обоснования условий контрактов на приобретение газотурбинн ых установок для газоперекачки;

- инновационная волна доводки — экспоненциальная зависимость, отражающая последовательное приближение параметров машины к верхнему пределу качества (наданном технологическом уровне) по мере нарастания капитальных затрат на ее доводку (НИОКР);

- уровень знаний (отдачи) персонала — расчетный показатель, характеризующий связь производительности труда с фондовооруженностью персонала;

- импульс персонала — авторский комплексный критерий, показывающий одновременно влияние производительности труда и фондовооруженности персонала на прирост объема производства.

В данной статье авторы упомянули только ряд предлагаемых ими моделей технико-экономического анализа цены продукции и не пытались охватить все многообразие проблем, возникающих при применении математических методов в исследовании конкурентоспособности машиностроительной продукции и разрабатывающего предприятия. Цель авторов — дать представление о наиболее актуальных проблемах в концепции ценового обоснования конкурентоспособности, разработанных и апробированных авторами в условиях современного научно-производственного предприятия.

Разработанная авторами система моделей планирования конкурентоспособности продукции машиностроительного предприятия основана на следующих базовых положениях, сформулированных и апробированных в процессе целенаправленных работ по перспективному планированию развития крупной авиадвигателестроительной компании ОАО «НПО «Сатурн»:

- по достижении некоторого объема капиталовложений в повышение качества (улучшение параметров, доводку) изделия эффективность дальнейших капиталовложений в доводку недопустимо снижается (улучшение параметров изделия крайне замедляется), поэтому требуется изменение основного технологического базиса изготовления и доводки изделия;

- рыночная цена изделия на данном рынке в основном зависит от его параметров и стоимости жизненного цикла изделия (в сравнении с аналогами);

- в условиях инфляции рентабельность производства (и ценообразование) зависит от продолжительности производственного цикла;

- себестоимость машиностроительной продукции в динамике зависит от порядкового номера изделия, уровня механизации производства, связи условно-переменных накладных расходов с прямыми расходами и удельного объема условно-постоянных накладных расходов (на единицу продукции);

- существующие с 1980-х гг. статистические отраслевые модели затрат на НИОКР и ТПП устарели в связи с изменением структуры затрат и появлением рыночных цен на материалы в промышленности;

- в данной системе расчетная оценка рисков капиталовложений в создание новой продукции осуществляется по моделям чувствительности (одно- и многофакторным), которые используются в инвестиционном анализе;

- комплексным показателем динамики повышения конкурентоспособности продукции является коэффициент доступности, предложенный авторами на примере производства наземных газотурбинных установок;

- повышение конкурентоспособности продукции должно сопровождаться ростом финансовой устойчивости и деловой активности предприятия, т.е. обеспечивать рост конкурентоспособности предприятия в целом;

- максимизация прибыли не является сегодня реальным критерием роста эффективности предприятия, для этого более приемлема заданная доля добавленной стоимости в объеме реализованной продукции;

- оптимизация конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия -это единый процесс, который обеспечивается на модели с обратной связью.

В результате математической постановки и нахождения алгоритмов решения указанных задач анализа конкурентоспособности продукции и предприятия в целом авторами предложена новая концепция и система математических моделей для решения задач стратегического планирования развития машиностроительных предприятий.

Как представляется, следствием использования совокупности изложенных концепций в реальных условиях работы предприятия должно стать появление дополнительных возможностей для технико-экономического анализа конкурентоспособности в процессе создания новой техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.