Научная статья на тему 'Алгоритм управления трансфертными ценами в корпорации'

Алгоритм управления трансфертными ценами в корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ / МОДЕЛЬ / CORPORATION / TRANSFER PRICES / PRICE CONTROL / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самочкин В. Н., Барахов В. И., Рожков А. В., Виноградова Е. Е., Мащенко Л. З.

Рассматриваются вопросы по методологии управления трансфертным ценообразованием в корпорации. В основу положена модель жизненного цикла товара. Модель описывает перемещение товаров и их денежных эквивалентов как в корпорации, так и поставку товаров членами корпорации на рынок. Применение разработанной модели позволит оптимальным образом сформировать систему трансфертных цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm for control of transfer prices in a corporation

The problem under consideration is methodological issues of transfer pricing control in a corporation. Taken as a basis is a model of product life cycle. The model describes movement of goods and their money equivalents both in a corporation and delivery of goods into the market by corporators. Realization of the developed model will make it possible to form a system of transfer prices in the optimum way.

Текст научной работы на тему «Алгоритм управления трансфертными ценами в корпорации»

The problem of negotiated price formation on the basis of juxtaposition of superior limit price and costs has been studied. Methodological principles of price formation for research and developmental works — and procurement of armament and military equipment have been determined.

Key words: contractual price, costs, research and developmental works, arms purchase, the basic price.

УДК 137.425:669.2

В.Н. Самочкин, д-р экон. наук, проф., (4872) 55-65-37, samochkin@tulamach.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

В.И. Барахов, канд. техн. наук, ведущий специалист», (4872) 32-11-04, potmz2@tulamash.ru (Россия, Тула, ООО «ПО «Туламашзавод»),

A.B. Рожков, зам. начальника службы по активам машиностроительного комплекса департамента «Промышленных активов» (495) 287-25-24, a.v.rogkov@rostechn.ru (Россия, Москва, госкорпорация «Ростехнология»),

Е.Е. Виноградова, канд. экон. наук, зам. директора, 8-963-932-60-60, ekaterina.e.vinogradova@gmail.com (Россия, Тула, ООО «ОХК Щекиноа-зот»), Л.З. Мащенко, канд. физ.-мат. наук, доцент, +38-067-321-53-13, maschenkolz@list.ru (Украина, г. Киев, КНТЭУ).

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТНЫМИ ЦЕНАМИ В КОРПОРАЦИИ

Рассматриваются вопросы по методологии управления трансфертным ценообразованием в корпорации. В основу положена модель жизненного цикла товара. Модель описывает перемещение товаров и их денежных эквивалентов как в корпорации, так и поставку товаров членами корпорации на рынок. Применение разработанной модели позволит оптимальным образом сформировать систему трансфертных цен.

Ключевые слова: корпорация, трансфертные цены, управление ценами, модель.

Развитие корпоративных процессов в нашей стране сталкивается в решении проблемы оптимизации ценовой политики внутри корпорации. Она

предопределяет результаты хозяйственной деятельности всех корпоративных бизнес-единиц и корпорации в целом. Эта проблема имеет место и для корпораций, образованных на базе оборонного предприятия. Здесь бизнес-единицами являются: материнская компания и дочерние предприятия, созданные за счет выделения структурных подразделений.

В любой корпорации действует система трансфертных цен. Под трансфертными подразумеваются цены, по которым совершается покупка - продажа сырья, материалов, комплектующих, заготовок, инструмента и т.п. родственными, взаимозависимыми компаниями .

Система трансфертных цен в корпорации, созданной на базе оборонного предприятия, может формироваться либо корпоративным центром, при условии, что при нем создана соответствующая структура, либо материнской компанией, либо всеми бизнес-единицами в отдельности с учетом принципов и положений внутрикорпоративной ценовой политики. При этом возможны различные сочетания согласований между членами корпорации для каждого из перечисленных способов формирования трансфертных цен.

По зарубежным источникам с точки зрения бизнес-единицы - продавца товаров (работ, услуг) целесообразно рассчитывать трансфертные цены на базе:

- постоянных и переменных издержек;

- производственных издержек;

- себестоимости;

- рыночных цен;

- цен, превышающих рыночные.

В отличие от обычного, единого в правовом отношении предприятия, продажа продукции между бизнес-единицами корпорации является в юриди-ческом плане коммерческим оборотом и , следовательно, выбор метода расчета и размеры трансфертных цен должны быть приемлемы с точки зрения разрешенное™ законодательством и экономической целесообразности.

Руководители предприятий западных стран столкнулись с проблемой трансфертных цен еще в 50-60 годы прошлого века, когда в связи с процессами концентрации производства в промышленности стали формироваться крупные транснациональные корпорации. Установление трансфертных цен, отличающихся от сложившихся на рынке, позволяет руководству холдинга перераспределять прибыль между материнской и дочерними компаниями, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделе -ниями, выводить, получаемую дочерними компаниями прибыль, из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки за счет искусственного снижения цен. По данным журнала The Economist на базе трансфертных цен сегодня осуществляется 30-50% мирового экспорта товаров и услуг. Используя механизм трансфертных цен транснациональные корпорации добиваются снижения налоговой нагрузки в среднем на 10-15%.

Трансфертное ценообразование сегодня является одним из ключевых вопросов в деятельности корпораций. Проблемы распределения прибыли за

счет использования трансфертных цен между корпоративными бизнес - единицами приобретают все большее значение.

Методология трансфертного ценообразования в западных странах вырабатывалась в течение десятилетий и во многих случаях достигла высокого уровня сложности. Одним из наиболее авторитетных органов в этой области является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В силу отсутствия в России собственной методологической базы для российских налоговых органов рекомендовано на практике применять общие принципы трансфертного ценообразования ОЭСР, не противоречащие российскому законодательству.

В ст.20 Налогового кодекса компании определяются как «взаимозависимые стороны», если одной из них непосредственно или косвенно принадлежит двадцать или более процентов капитала другой. Согласно ст.20 судам разрешается признавать стороны взаимозависимыми, «если взаимоотношения между ними могут оказать влияние на результаты операций между ними.

Если операция определяется как подлежащая корректировке по трансфертному ценообразованию, используемая цена может быть оспорена только в случае, если есть более чем 20-процентное отклонение от рыночной цены по идентичным товарам или услугам, и в таком случае налоговые органы имеют право использовать рыночную цену. Таким образом, данная статья предусматривает принцип независимости сторон, принятый ОЭСР, однако дает разрешение на отклонение цен от рыночных в пределах до 20% включительно. Пункт 1 ст.40 предусматривает, что обязанность доказывать существование трансфертных цен изначально ложится на налоговые органы.

В выборе метода определения рыночных цен российское законодательство также следует принципам методологии трансфертного ценообразования ОЭСР. В ст.40 Налогового кодекса предусматривается, что «рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях». Фактически это соответствует методу сопоставимой неконтролируемой цены (CUP), принятому ОЭСР. Далее в ст. 40 устанавливается, что в случае, когда невозможно использовать CUP, рыночная цена должна определяться по методу цены последующей реализации или, если это также невозможно, по затратному методу.

Вид и величина цен, используемых в качестве трансфертных, определяются на основе целей, которые могут быть достигнуты при помощи этих цен. Трансфертные цены в корпорации должны выполнять прежде всего две задачи:

- с одной стороны, они должны достоверно свидетельствовать об эффективности деятельности бизнес-единиц и тем самым служить инструмен-том оценки результатов работы этих предприятий и их руководства;

- с другой стороны, они должны использоваться в качестве полезных инструментов принятия ориентированных на конечные результаты корпора-тивных решений.

В зависимости от целей и экономической ситуации в корпорации трансфертные цены могут действовать и течение одного, и в течение нескольких периодов, быть неизменными или гибкими.

Вопросам ценообразования ддя высокотехнологичной продукции, к которой относится и продукция оборонных предприятий, посвящено большое количество научных публикаций. В них предлагается отличающийся от классического подход к определению цены продукции. В его основу положено обоснование и моделирование стоимости жизненного цикла товара как важнейшего условия обеспечения конкурентоспособности продукции, ориентации производства на завоевание потребителя за счет качества, экономичности эксплуатации изделия. Конкурентоспособность определяет стоимость жизненного цикла продукции у потребителя, включающая конкретную цену, затраты на капитальные ремонты и затраты в эксплуатации за установленный полный ресурс. При оценке конкурентоспособности продукции в ценообразовании возникает ряд важных задач, требующих решения:

- необходима расчетная поправка в цене, обеспечивающая устойчивость предприятия в условиях инфляции и косвенного налогообложения при простом воспроизводстве оборонных средств;

- необходимо рассчитывать приведенную к аналогам многофакторную " конкурентную цену", учитывающую её потребительские свойства;

- условие достижения равной рентабельности капиталовложений у производителя и потребителя новой техники может явиться основой ценообразования продукции;

- задавать разработчику новой техники стоимость её жизненного цикла на период эксплуатационного ресурса, поскольку цена поставки не определяет конкурентоспособность, учитывая, что к ней суммируются последующие эксплуатационные затраты, часто многократно превышающие контрактную цену.

В некоторых работах рассмотрен близкий к исследуемому нами случай: условия заключения ценовых соглашений в группе взаимосвязанных предприятий, у которых имеются взаимные поставки продукции и встречные оплаты. При этом каждое предприятие стремится достичь определенной рентабельности, повышая цену на свою продукцию. Рассмотрены два варианта решения поставленной задачи. В первом делались два предположения:

а) отсутствие договоренности между предприятиями о ценовой политике; б) цены обмена на товары внутри группы не отличаются от цен, по которым предприятия продают свою продукцию на рынке.

Результаты исследования свелись к следующему. Имеется граница по рентабельности продукции предприятия, зависящая от долей продукции, идущей на обмен внутри группы и на продажу вне её. Если эта граница не превышена, то в области положительно определенных цен имеется устойчивое состояние равновесия, попав в которое, все предприятия достигают желаемой ддя себя рентабельности и прекращают повышение цен на свою продукцию. В противном случае группа связанных между собой взаимными поставками предприятий, стремящихся достичь чрезмерной рентабельности,

становятся источником постоянного повышения цен на свою продукцию, т.е. генератором издержек.

Второй вариант решения поставленной задачи рассматривался при условии снятия предположений а) и б) первого варианта. Было выяснено, что для маневра ценами имеется достаточно широкое поле и проанализировано, к каким последствиям ведет выход за рамки тех или иных ограничений. В частности, из факта существования ддя группы связанных взаимными поставками предприятий закона сохранения общей прибыли следует, что при чрезмерно завышенном желании получения прибыли каждым из них группа может не прийти к согласию и не найти равновесных цен ни в рамках переговоров, ни в рамках рыночных процессов.

Формирование оптимальной ценовой политики для корпорации, созданной на базе оборонных предприятий, может принести им большую пользу в условиях действующего в настоящее время экономического кризиса. Управление трансфертным ценообразованием в корпорации является мощ-ным механизмом решения кризисных проблем. Оно позволяет повысить устойчивость всей системы бизнес-единиц интегрированной структуры к негативным случайным внешним рыночным воздействиям, уменьшая неопределенность сложившейся ситуации, а значит обеспечить необходимую достоверность планирования хозяйственной деятельности корпорации на заданном периоде времени. Предопределяя ряд самых существенных её показателей, о которых будет сказано ниже, управление трансфертными ценами может помочь выжить оборонным предприятиям в это нелегкое кризисное время.

Поэтому разработка методологии и методическая проработка вопроса по оптимизации управления трансфертным ценообразованием в корпораци-ях, созданных на базе оборонных предприятий, является на сегодняшний день довольно актуальной задачей.

Решение проблем оптимизации трансфертного ценообразования, выявление его закономерностей, выработка научно обоснованного подхода по данному вопросу в корпорации, созданной на базе оборонного предприятия, может быть осуществлено на основе моделирования товарно-денежных потоков как в самих бизнес-единицах, так внутри корпорации, а также между бизнес-единицами и рынком. Модель должна в конечном итоге иметь выход в виде критерия (или системы критериев) принятия управленческих решений по назначению внутрикорпоративных трансфертных цен ддя каждого конкретного случая взаимодействия бизнес-единиц, их экономического состояния, перспектив развития и рыночного воздействия. Она, описывая перемещение товаров (работ, услуг) и их денежных эквивалентов в корпорации и на рынок, определяет взаимосвязь выбранных критериев с экономическими параметрами рассматриваемого процесса, которые можно целенаправленно изменять ддя оптимизации трансфертного ценообразования. В научно обоснованном изменении этих параметров и состоит процесс принятия управленче -ских решений по формированию ценовой корпоративной политики.

Интегральным критерием принятия управленческих решений в данном случае может служить результат деятельности корпорации (Р), за счет кото-

poro формируется фонд её развития из собственных средств. Его можно выразить в виде [1, С. 57-62]

Р = ЧП + А4 = Д-К ,

(1)

где ЧП - чистая прибыль, полученная за рассматриваемый период;

Аф - фактическая амортизация в суммарном доходе Д , полученном за тот же период;

Д, Я - суммарные доход и расход за рассматриваемый период.

Для корпорации выражение (1) можно записать в виде

где Рм - результат хозяйственной деятельности материнского предприятия;

Рд результат хозяйственной деятельности 1 -го дочернего предприятия;

п - количество дочерних предприятий;

Дм ,ЯМ - суммарные доходы и расходы материнского предприятия;

Дд ^Яд {- суммарные доходы и расходы 1-го дочернего предприятия.

В последней формуле могут присутствовать «весовые» коэффициенты.

Для решения поставленной задачи по оптимизации процесса формирования ценовой политики в корпорации при разработке модели товарно-денежных потоков надо учитывать следующее обстоятельство. Модель должна позволять целенаправленно управлять ценообразованием по следующей цепочке: М ^ Ц ^ Рк,

где М - массив управляющих экономических параметров хозяйственной деятельности рассматриваемых предприятий;

Ц - внутрикорпоративные трансфертные цены.

В самом простом и наиболее целесообразном варианте управления трансфертным ценообразованием можно обоснованно варьировать рента-бельностями внутрикорпоративной продукции для получения наибольших значений результата хозяйственной деятельности корпорации Рк или конкретных её бизнес-единиц. Такое управление ценами в рассматриваемой интегрированной структуре должно осуществлять или материнская или управляющая компании в зависимости от её структуры на текущий момент. Общий алгоритм принятия управленческих решений по формированию ценовой политики в корпорации, когда управляющим параметром является рентабельность продукции, реализуемой внутри её, приведен рис. 1.

РК = РМ+Z Рд i = Дм-R м+!(Дд i-R д i),

1=1

1=1

(2)

Матрица рентабельности внутрикорпоративных продаж

0 - 1-я бизн ес-едини ца ..................

1 - 2-я бизнес-единица п-2 - п-1 бизнес-единица

2 - 3-я бизнес-единица п-1- п бизнес единица

0

1

2

п-2

п-1

1

0 - 1-я бизнес-единица

1 - 2-я бизнес-единица

2 - 3-я бизнес-единица

п-2 - п-1 бизнес-единица п-1 - п бизнес-единица

0 Яеп0 Яеп0 1_ яеп;;"1 Яеп0"

Яеп? 0 Яепх2 Яеп^"1 Яеп"

Яеп2 Яеп2 0 Яеп^"1 Яеп^

М М М 0 М М

0 кеп;.1

ЯепЩ Яеп^ Яепп 1_ яеп;;-1 0

I

Матрица цен на внутрикорпоративную продукцию

0 - 1-я бизнес-единица ..................

1 - 2-я бизнес-единица п-2 - п-1 бизнес-единица

2 - 3-я бизнес-единица п-1- п бизнес единица

0

1

2

п-2 п-1

0 - 1 бизнес-единица Г 0 Ц0 цп-1 цпЛ

1 - 2 бизнес-единица Ц0 0 ц? цп-1 цп

2 - 3 бизнес-единица Ц2 Ш 0 Ц2-1 Цп

М М М 0 М М

п -2 - п-1 бизнес-единица Ц0п-1 цп-1 чп-1 0 цп-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п -1 - п бизнес-единица 1 ип Ц2п цп-1 0 ^

Модель товарно-денежных потоков в корпорации

-Т-

Массив критериев принятия решений Рк

I

Анализ полученных результатов и принятие решений

Рис. 1. Алгоритм принятия решений.

Эта схема управления формированием ценовой политики может быть применена для любого или для нескольких параметров бизнес-единиц, характеризующих товарно-денежные потоки в корпорации: прямые и косвенные расходы, арендная плата, доля рынка, коэффициенты отгруженной и оплаченной, отгруженной, но не оплаченной продукции и для системы критериев, позволяющих решать различные задачи.

Приведенную выше цепочку описывает модель товарно-денежных потоков в корпорации. Физическая сторона разработанной модели базируется на следующих основных предпосылках [2, С. 31-34]. Описывается движение товаров и их денежных эквивалентов как между бизнес-единицами корпорации, так и поставку товаров всех бизнес-единиц на рынок, а также формирование и движение внереализационных доходов и расходов. За нормативное поле принят Налоговый кодекс. Может рассматриваться любой период времени (квартал, полугодие, год), определяющий соответствующую систему исходных данных.

Анализ схемы движения товарно-денежных потоков показывает следующее:

- цены внутрикорпоративной продукции определяют часть суммарного дохода каждой бизнес-единицы, связанной с её реализацией другим бизнес-единицам;

- они определяют часть суммарных расходов каждой бизнес-единицы через цепочку: Ц/ ^ ПР, ^ ТЦ, ^ ОП, ^ Я, (1 = 1, 2, ... , п) 1 Ф

где Ц/ - цена продукции 1-ой бизнес-единицы, реализуемой /-ой бизнес-единице; ПР| - прямые расходы/-ой бизнес-единицы;

ТП, ОП/ - товарная продукция и отгруженная продукция /-ой бизнес-единицы; Я, - суммарные расходы /-ой бизнес-единицы;

- от них зависят результаты хозяйственной деятельности бизнес-единиц и корпорации в целом.

Алгоритм модели товарно-денежных потоков позволит увязать управляющие параметры - рентабельность внутрикорпоративной продукции с критериями принятия решений - результатом хозяйственной деятельности бизнес-единиц и корпорации в целом. Подобные алгоритмы нами были разработаны для решения других экономических задач корпоративной деятельности. Анализ результатов расчетов проведенных с применением разработанной модели позволит оптимальным образом сформировать систему трансфертных цен на внутрикорпоративную продукцию на заданном промежутке времени и рационально её изменять при необходимости в связи с динамикой рыночных воздействий на систему.

Литература:

1. Дронов Е.А., Барахов В.И. Критерии принятия управленческих решений в процессе создания корпорации на базе оборонного предприятия // Оборонная техника №8, 2006, с. 57-62

2. Самочкин В.Н., Барахов В.И., Пронин Ю.Б., Кузнецов В.П. Формирование ценообразования для предприятий с использованием решения задачи «Спрос - предложение» // Оборонная техника - 2001, № 11-12, с. 31 - 34.

V.N. Samochkin, V.I. Barakhov, A.V. Rozhkov, E.E. Vinogradova, L.Z. Mashchenko

Algorithm for control of transfer prices in a corporation.

The problem under consideration is methodological issues of transfer pricing control in a corporation. Taken as a basis is a model of product life cycle. The model describes movement of goods and their money equivalents both in a corporation and delivery of goods into the market by corporators. Realization of the developed model will make it possible to form a system of transfer prices in the optimum way.

Key words: corporation, transfer prices, price control, model.

УДК 338.51:001.892:623.4

Н.С. Акиншин, д-р техн. наук, профессор, начальник отдела, 8(4872)56-23-11, nakinshin@ yandex.ru, (Россия, Тула, ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения»);

A.B. Морозов, аспирант Московского института управления и права

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА НИОКР ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ

Разработаны методические основы определения цены на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и закупки вооружения и военной техники специального назначения, а также прогнозирование стоимости ОКР. Проведены расчеты значений полной стоимости ОКР и НИР на основе косвенных методов.

Ключевые слова: договорная цена, полная стоимость, закупка вооружений, верхний предел цены, затраты.

Основными задачами государственных заказчиков в политике ценообразования на любой вид продукции, в том числе вооружение и военную технику (ВВТ) являются:

- создание экономической заинтересованности исполнителей государственных заказов в обеспечении требуемого технического уровня и качества продукции;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.