ной овощной продукции, во внедрение инновационных технологий на территории Сахалинской области и обеспечит ежегодный выпуск продукции 1200 тыс. штук.
В процессе реализации предложенных мероприятий изменятся основные результаты функционирования отрасли. Так, в таблице 4 представлены планируемые показатели развития сельского хозяйства в Сахалинской области до 2020 г.
В результате реализации проектов в сельском хозяйстве к 2020 г. планируется увеличение валового производства овощей на 22,8%, мяса - более чем в 3 раза, молока - в 2 раза. При этом молочная продуктивность возрастет на 17,2%, а урожайность по сельхозпроизводителям увеличится приблизительно на 20%.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит:
- обеспечить население качественными, безопасными и доступными по ценам овощами, мясной и молочной продукцией собственного производства;
- обеспечить высокий уровень сохранности собранного урожая;
- увеличить поголовье высокопродуктивных сельскохозяйственных животных;
- создать новые высокопроизводительные рабочие места;
- повысить качество жизни населения даже в отдаленных районах Сахалинской области.
Литература:
1. Официальный сайт Правительства Сахалинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.admsakhalin. ru/index.php?id=156.
2. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sakhalinstat.gsk.ru
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Сахалинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// apk-trade.admsakhalin.ru/
4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.mcx.ru/news.
УДК 338.2
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАМКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Барт А.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и управление», ФГБОУВПО «Оренбургский государственный аграрный
университет»
Лопастейская В.Д., старший преподаватель кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный
технический университет»
В данной статье концептуализировано понятие, основные характеристики и критерии экономической безопасности. Выделен ряд классификационных признаков в подходах к пониманию сущности экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная экономическая безопасность, национальная экономика, устойчивость экономического развития, состояние экономической системы, социальная политика, внутренние и внешние угрозы, критерии экономической безопасности.
CONCEPTUAL SCOPES OF ECONOMIC SECURITY
Bart A., Ph.D., associate professor of the Economic theory and management chair, FSEIHPE «Orenburg State Agrarian University» Lopasteiskaya V., senior lecturer, Economic theory chair, FSEI HPE «Ulyanovsk State Technical University»
In this article there is a intelligently concept, basic descriptions and criteria of economic security. The row of classification signs is distinguished in going near understanding of essence of economic security.
Keywords: economic security, national economic security, national economy, stability of economic development, state of the economic system, social politics, internal and external threats, criteria of economic security.
В современной «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» указано, что ее реализация должна стать мобилизующим фактором развития национальной экономики и улучшения качества жизни населения, а состояние национальной безопасности напрямую зависит от экономического потенциала страны. Таким образом, проблемам экономической безопасности в системе национальной безопасности придано первостепенное значение. Особую актуальность вопросы обеспечения экономической безопасности страны приобретают в условиях сырьевой ориентации экономики, санкционного давления стран запада, ухудшения хозяйственных, политических и иных связей с Украиной и странами Запада.
В свете последних социальных, экономических, геополитических реалий проблемы диверсификации российской экономики, формирования импортозамещения, перехода от сырьевой ориентации экономики к производящей являются основой для достижения должного уровня экономической безопасности. При этом экономическую безопасность необходимо рассматривать в контексте формирования системы национальной безопасности страны как концептуальной, стратегической и институционально-организационной основы защиты национально-государственных интересов, что без определения понятия, сущности и содержания экономической безопасности и механизма ее обеспечения сделать невозможно.
Представим результаты такого обобщения определения экономическая безопасность в виде таблицы 1.
Если провести анализ представленных определений и подходов, то необходимо обратить внимание на следующие важные
моменты.
Во-первых, в понимании сущности экономической безопасности до 2000 г. царил производственный подход[7], сохранившийся со времен СССР и ориентированный на приоритет производственной составляющей в процессах обеспечения экономической безопасности страны. Социальная составляющая стояла отдельно от производственной, то есть не улавливались наиболее важные условия и факторы, необходимые для успешного функционирования народного хозяйства страны - например, уровень образования и квалификации, уровень безработицы, уровень миграционного давления, трудоре-сурсный потенциал, состояние социальной сферы и т. д.
Во-вторых, подход Л. И. Абалкина[2] импонирует тем, что в нем гармонично переплетаются и взаимодействуют социальная и производственная составляющие, при этом основным целевым ориентиром в указанном случае является выработка грамотной, эффективной и независимой экономической политики. Однако представленный подход теряет из внимания необходимость учета внешних факторов (возможностей и угроз), таких как глобализация, геополитические и внешнеторговые отношения, экономическая и социальная политика государства в условиях санкционного давления и т. д.
В-третьих, ограниченность подхода к определению экономической безопасности демонстрируется и в определении В. А. Терехова, лимитирующего состояние экономической безопасности только нормальными условиями жизнедеятельности населения и устойчивым обеспечением производства соответствующими ресурсами. Однако даже при наличии указанных условий нельзя утверждать, что будет, достигнут желаемый качественный уровень обеспечения
Таблица 1. Авторские подходы к определению понятия «экономическая безопасность»
№ lljl r)ii|itlíjiíh Ii e понят im « wiihüxi и чес kan (le нипаеппе i h» Лв юр
1. Совокупность слойстя состояния ее прптвастненной подинттеми. ебклечшающую вскигожкость достижения исй еиаеми В. Л. Гамголиев. 1WJ
1. Chpw eiji i и ш KiisH^HidUM ннтерееок Роеолн. л которой ь качестве объектов могут выступал: народное мияпство сгрты в телом, отлелшые регионы страны, огтедыiwo сфсры м отрасли х«ичйстви, Юрцдическне н an jiiчеткие липо к-аи Суйъсвпгы хозяйственной дежтпльности Н. А. Сявнн, 1ЧУ5
У Состояние зишошшашИ системы, котирсе ппзвшнег eü ралшылкн динамично, -ф||кктквЕЕО и ранить социальные задачи к при кегтором государство нинг возможность вырабатывать н проводить & жи!нь независимую экономическую политику Л. И. Абалкив, ] "99+
i, Важнейшая нчестоенЕмя харакгтфиетнка экономической енспемм, пюределл иьщол es способность Поддеркнвйтъ нормальные услопил ЖЮасцегтбПьяОСТН шсслснкя, упиЛчш« ибссппЕп: ресурсами развития нжродного хозяйства а. Л, T'ípe.iioiü. ЗОПО
5. Состояние норп.пиио хйЛИетъа, кпйрП нтволяет уд^впствИрнгь вен) СОВОКУПНОСТЬ рСШТЫШХ, ДсЛсТ В ИТСЛЬНЫХ ЭКОНЩМЧККНХ riOTJlcfiHOeTCfl OÍ¡EI|fCTRÍ, обеспечивает tro жоионическую немвиеипюстк ста&ильиое и jetofiMHUoe ривитие. достойное равноправное полашенв и мироном mmScne О- Л. Груник, В, Е. Галопа'!, IP93
t>. Нажисйшзш качествен HU карикилриСтика Экономической ««темы, опре чс.чличеыл ее и i icxiofieioc i'ii поддержква ть ирн екшеие^и сп^цфмьк мер нортншныеуспдип жизнедеятельности в«я жшишощнкс элсиопов, стабильное, не-аписи мое, тнкурентипнобнк сушэтгоовэнне при устсйчняом прогрессивном f W1I41J11 и В. X. Цуканов, 2Ш7
T. Состояние жсчЮмики и нпСги ijtOil ЁЛасш, при коюром обиСнечшюегсч гарангнриЕшннлт ИШЩП тцишшинии интересов. социально направлении« pü. JHM i И'_-страны а целом, достаточный ofiopoHEEbiíí потенции даже при наиболее нсЁлшшрштншуидшн рлшития внутреннн * и ehcuihui нропсссов В. К Cétntro». 200S
a. Состояние щшСшчсШИ jkhishcuiocoohocth (ífliHecTBa, при кктурпм cot ¡a счет собшшнш pícypcon спюснгелш полно ■■ непрерывно улоплетворяст евон мОлернадьныЁ и духОнныс iioi poóiHiL I и. uíiccne'ininiei ш1|Ш1>Ш'Ш№мм,№:кий прогресс ■[ обсурон>' псиивнсичо от няняния негативных факторйв М, К). Тшиш,
Состояние шшппесппосгп ofir-nbirus национальных ЗЮнйшпкки: интересов от um тренннх и ВИСЩННХ уци) t . И. Цыганм, 2008
10, Нш$алц важна! подсистема лаппонадышЫ ^ездп^нолн государства, ирс.тстл.нля'ьощя.н cnftoH состояние защитеннлсти tiroHouH'icfvnii chctíии страны, грн котором обеспечивается ее ^ciüliHneoe существование, ражвтне и гарантированная laiiprt жиноннческих i тп.'риов- мнт^нйтюнапьЕйп) народа Российской Федерации (*г внутренних и ваеишнк угроз Е". 1". Хвянудпян, 2-DÜ7
1 L СоСТПЯНИС ЭКОНОМИКИ, мри КОТОРОМ ООеСНСЧ|ЕВаеТСЯ 'ШНИГИ ШЩЛСШОЛЬНЫЛ, рСГИОНаЛЬНЫ*, МОСТНЫ* И личных ТЮОНОМИЧеСКНК ИКГСрССОД в условиях неблагоприятное ннияння HCl агипних Hí.i j^lctlvlпня, достигаемое 'ís tí'ifi pwh JSliihh i>piaHj4H управления н ^шестом инш^цилншшк нйрч, мкрепленныч и ппрмитмьиыл ii |1|ШШН актах Л. 11. ЛитБнненко, Г. Ю. -Фсо^ндоя?, 2Ш7
1Í. С'ОСТГКИЕНС СИСТЕМЫ япношчахш отношений hcik.iy суоъснтлмн iflidCnOHUDH [ производителя мн и иКпрСбпЁИмО, инлнннданп, гнкударстиснными ннотнтутаыи, ЬЛк К [IIIHKJV HilnHl'H¡l,ILH'.íll ЭКОНОМИКИ, так к к сфср^ внешннксчюынческоА леяты1ьно<л'н. оПесиечиваюшее во^м0Жеюс1ъ полном реалн^мнн ■ Ш1щщй11нст11 ¡ошешю важны!! зшшнчесш ишерков ui внешннх н мутренннк утрог! 4ejn;j доспгксе!iic cíkliiiicHpomuaiioim! илтергеов каждого из участников отношений гутеч ошнналкшго епотнопгеш!* с ннтср«?мн других cyiñhíKToii ХОЗЯЙСТВ 0МН№ С. 10. ЧагЕчнков, Í006
13. Совокупность вщореннюс и в<нешни\ условий, бпагоприятствукидк Si|:h|kji-ih иному дШШЫНЧККацу peh.iv н141ининильной экономию!, ее стн-чкики1тл удовлетворять погребное™ ойщмтва. государства, кндпвлдл, абнжсчигп кюнуу'рснтослосплноеть ИЯ кну rpL'HIMfX Н ПНСШНИ^ рННКЯК, CTpj)iy"KHI|j'lít от [чпдииного POJL1 yipoj и nOltpt, 11 Б. Самойлов. Л. Ю. Шерсяегов. h. M.Cwfoít™,;CI5
14. Со№шк нашюлштИ знотичнн, при котором с лоиолщо пф^мктппногА и комплексного нспапьэаыиня пшщекся ресурсов (природных, ыащшшкгых, фннвноавых, труден их, вдш i шкпратшых, полжгннкщзвмяьи^ а также системы государственных мероприятий н мер, jwcmrwit* оптимальный уровень ее эащишен МОСТИ от ЛНСШНИК Н внутренних угро^ путем повышения кои куренное ноеобносги пронш'и.шмон продукции, обороноспоообийстн сграны, уриыЕЕН п личеигва жилнл ШКПШи, ДОСТКЖеши ПрйГрСШ в лсонимнческой, социальной, .¡смографпчеекоА м иных сферах А Л. Кярт, 2Ш 1
экономической безопасности страны, который зависит от сочетания многих факторов - как внешних, так и внутренних.
В-четвертых, определение понятия экономической безопасности, данное, В. Х. Цукановым[13] по сути, конкретизирует определение В. А. Терехова с той лишь оговоркой, что автор увязал обеспечение должного уровня экономической безопасности с наступлением трех базовых условий: обеспечением нормальных условий жизнедеятельности всех элементов экономической системы; стабильного, независимого и конкурентоспособного состояния; достижением устойчивого прогрессивного развития. О. А. Грунин и В. В. Головач[4] добавляют еще и четвертое условие - достойное
равноправное положение в мировом хозяйстве.
В-пятых, более современные доктринальные исследования[10] сводят сущность экономической безопасности и ее обеспечения к достижению трех состояний - состояния гарантированной защиты интересов государства, оптимального состояния и уровня развития социального сектора экономики, состояния защищенности страны при высоком уровне развития оборонной сферы. В современной геополитической ситуации приобретают важность еще два фактора - внешнеполитический и конкурентный, что актуализируется в условиях активного санкционного давления на экономику нашей страны.
В-шестых, позиция М. Ю. Тяпкина[12] ориентирована, в первую очередь, на понимание экономической безопасности через степень самоорганизации национальной экономической системы, обладающей теми необходимыми ресурсами и возможностями, которые способны полностью покрыть потребности в них при устойчивом экономическом и социальном развитии страны, причем независимо от влияния извне.
Подчеркивая ярко выраженный ресурсоориентированный характер данного подхода, укажем на его слабость через противоречие между уровнем ресурсообеспеченности нашей страны и уровнем ее социально-экономического развития, а также через примеры экономически высокоразвитых стран, не обладающих ресурсами (Япония, Италия, Франция, Великобритания, Швеция, Австрия и т. д.), но достигших высокого уровня развития и высокой степени защищенности своих экономик.
В-седьмых, некоторые авторы [5] сущность и содержание экономической безопасности, а также современный уровень ее обеспечения определяют исключительно управленческими и нормативно-правовыми институтами, полагая, что оптимального уровня защищенности национальной экономической системы можно достичь только через реализацию органами власти своих управленческих функций и через применение норм действующего законодательства в экономической, социальной и иных сферах. Это актуализирует проблему координации и унификации международного и национального законодательства, которую решить не удается уже на протяжении 25 лет.
В-восьмых, нам импонирует широкая позиция С. И. Цыганова, который считает, что экономическая безопасность достигается за счет обеспечения состояния достаточного уровня защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз. При этом автор в одной из своих работ указывает, что сущность экономической безопасности раскрывается через следующие понятия: состояние (М. Алешенков); состояние экономики (Е. Иванов, В. Паньков, Р. Г. Яновский); состояние экономики и производительных сил (С. Ю. Глазьев); состояние производственной подсистемы (В. Л. Там-бовцев); устойчивость экономики (М. В. Сафрончук); способность экономики (Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко); возможность и готовность экономики (С. Лыкшин, А. Свинаренко); состояние хозяйства страны (В. Л. Манилов, В. С. Загашвили); состояние народнохозяйственного комплекса (А. И. Страхов); состояние экономики и институтов власти (В. К. Сенчагов, В. И. Богатырев, В. И. Дуженков, Г. И. Евимов, В. М. Захарова, К. Р. Тагирбеков); защищенность экономики (Т. Маглакелидзе); совокупность условий и факторов (Л. И. Абалкин, С. Е. Метелев); режим функционирования государства (С. В. Степашин и др.).[14]
Отметим, что понятие «экономическая безопасность» встречается и в зарубежной экономической литературе, где оно наделяется следующими смысловыми значениями: как условие реализации правительством намеченных целей в области экономической политики; как условие устойчивости и стабильности экономического развития; как экономическое измерение проблемы международной безопасности страны; как условие пресечения нелегальных видов экономической деятельности; как проблема конкурентоспособности; как проблема доступа к рынкам сырья и сбыта.
В-девятых, инновационным является подход С. Ю. Чапчикова к определению понятия и сущности экономической безопасности, которые раскрываются им через достижение оптимального баланса интересов населения, представителей власти, бизнеса, отдельных индивидов, как в сфере национальной экономики, так и во внешнеэкономической деятельности. При этом автор выделяет четыре важных условия достижения такого баланса интересов: отраслевая структура хозяйства и ее динамика; гибкость и адаптация экономики к условиям внешней и внутренней среды; уровень и качество жизни населения; формирование единого экономического пространства и интеграционных связей.[15]
В-десятых, некоторые специалисты, например, А. А. Барт, определяют экономическую безопасность как состояние экономики, которое для достижения должного уровня защищенности от внутренних и внешних угроз обеспечивается путем как применения и реализации комплекса государственных мероприятий и мер, так и с помощью эффективного и комплекса использования имеющихся у государства ресурсов.[2] При этом автор теряет из внимания ряд составляющих экономической безопасности - территориальную, функционально-отраслевую, социальную, институциональную, геополитическую.
В-одиннадцатых, П. В. Самойлов, А. Ю. Шереметов, В. М. Самойлов пытаются раскрывать сущность и содержание экономической безопасности через совокупность условий, благоприятствующих росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности и обеспечивать конкурентоспособность на рынке, что в совокупности должно нивелировать угрозы и потери.
Все указанные выше определения и подходы страдают целым рядом недостатков. Во-первых, они в ряде случаев существенно сужают, или, наоборот, расширяют трактовку понятия «экономическая безопасность». Во-вторых, большинство определений в своей основе имеют заложенное диалектическое противоречие «безопасность - опасность». В-третьих, в ряде случаев теряются из вида внешние угрозы и факторы, такие как геополитическая ситуация, глобализация, санкционное давление зарубежных стран и т. д. В-четвертых, трактовка безопасности как состояния защищенности или состояния экономики не раскрывает до конца ее сущность и содержание, указывает на ее статичный характер. В-пятых, не всегда верно определяются объекты и субъекты угроз безопасности, а также их источники.
Следовательно, на данном этапе необходимо: выработать и нормативно закрепить единое понятие «экономическая безопасность»; более четко определить объекты и субъекты экономической безопасности, ее критерии и характеристики, виды, понятийный аппарат; выделить соответствующие уровни экономической безопасности (глобальный, наднациональный, государственный, региональный, муниципальный, отраслевой, локальный и т. д.); устранить противоречия и наоборот синонимизирования экономической безопасности и экономического роста и развития, так как не следует ставить знак равенства между указанными понятиями; достижение состояния защищенности национальной экономики раскрывать не через понятие экономической безопасности, а через механизм ее реализации и обеспечения.
Применительно к России экономическая безопасность должна обеспечить такое состояние экономики, при котором: осуществляется эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне политической и военной стабильности государства; достигается технико-экономическая независимость, расширяющая понятие экономической самостоятельности, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз; реализуется защита экономических интересов России на внутреннем и внешних рынках вне зависимости от изменения политических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз.[3]
В соответствии с действующей «Государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» государство возлагает на себя обязанность по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и определяет следующие основные направления своей деятельности в этой сфере.[16]
Во-первых, выработка совокупности критериев и параметров с их пороговыми значениями, определяющими состояние экономики, обеспечивающее приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
Во-вторых, одновременно с прогнозами социально-экономического развития страны разрабатываются меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность России.
В-третьих, осуществляются превентивные меры по недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации, в рамках которых Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства, а Правительство РФ координирует работу органов исполнительной власти на федеральном и территориальном уровне по обеспечению правового базиса экономической безопасности страны.
В качестве основных особенностей обеспечения экономической безопасности России в современных условиях следует назвать следующие: изменение модели взаимодействия политико-экономического комплекса нашей страны с мировым хозяйством, что означает переход от простых товарообменных форм взаимодействия к более сложным формами сотрудничества, включая движение капитала, в рамках базе новой парадигмы отношений; рост национального дохода по сравнению с масштабами внутреннего производства на основе повышения его эффективности международного
оборота ресурсов; появление новой, ранее отсутствовавшей в явно демонстративном виде угрозы в виде международных экономических санкций.[8]
Т. В. Самушенок, анализируя современные угрозы экономической безопасности, предлагает причинно-следственную цепочку феномена обеспечения экономической безопасности, включающую в себя три звена: экономические интересы - объективно существующие общественно значимые потребности, ориентированные на создание материальной базы во всех сферах производственно-экономической деятельности и, как следствие, прочных позиций России в мировом сообществе; экономические угрозы - наличие реальных или потенциальных факторов, оказывающих дестабилизирующее действие вплоть до дезорганизации и полного уничтожения экономики России; экономическая безопасность - защищенности интересов социума в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.[9]
Учитывая все вышесказанное, следует указать на то, что особую актуальность приобретает также раскрытие содержания понятия «обеспечение экономической безопасности». При этом обеспечение экономической безопасности достигается путем выработки системы организационных, экономических, политических, правовых и иных мер по выявлению и нейтрализации угроз и включает: объективный и всесторонний мониторинг состояния экономики и общества в целях выявления, прогнозирования и предупреждения угроз экономической безопасности; выработку пороговых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и конфликтам; деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Литература:
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. И. Абалкин. // Вопросы экономики, 1994. - № 2. - С. 4.
2. Барт А. А. Обеспечение экономической безопасности России в условиях формирования инновационной экономики: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / А. А. Барт. - Ульяновск: УлГТУ, 2011.
3. Гоголева Е. Н. Актуальные проблемы экономической безопасности современной России / Е. Н. Гоголева. // Теория и практика современной торговли: сборник научных работ. Ч. 1. - Тула: Тульский филиал РГТЭУ, 2009. - С. 11.
4. Грунин О. А. Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность государства / О. А. Грунин, В. В. Головач. - СПб.:
ЦПНП ФСНП, 1999. - С. 13.
5. Литвиненко А. Н. Экономическая безопасность государства: вопросы терминологии / А. Н. Литвиненко, Т. Ю. Феофилова. // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России, 2007. - № 7. - С. 9-15.
6. Савин В. А. Некоторые аспекты экономической безопасности России / В. А. Савин. // Международный бизнес России, 1995. - № 9. - С. 23.
7. Самойлов П. В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности РФ / П. В. Самойлов, А. Ю. Шереметов, В. М. Самойлов // Вестник СГЭУ, 2015. - № 2. - С. 6.
8. Сараджева О. В. Особенности обеспечения экономической безопасности в России / О. В. Сараджева. // Вестник Академии Следственного Комитета Российской Федерации. 2015. - № 1. - С. 143, 144.
9. Самушенок Т. В. Современные угрозы экономической безопасности России / Т. В. Самушенок. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - № 73-1. - С. 405-408.
10. Экономическая безопасность России: Общий курс / под ред.
B. К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005. - С. 72.
11. Тамбовцев В. Л. Объекты экономической безопасности России / В. Л. Тамбовцев. // Вопросы экономики, 1994. - № 12. -
C. 45.
12. Тяпкин М. Ю. Понятия и критерии экономической безопасности государства / М. Ю. Тяпкин. // Системы безопасности - СБ-2005: материалы 14-ой научно-технической конференции Международного форума информатизации. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2005. - С. 299.
13. Цуканов В. Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения / В. Х. Цуканов. - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2007. - С. 30.
14. Цыганов С. И. Понятие «экономическая безопасность» / С. И. Цыганов. // Бизнес, менеджмент и право, 2008. - № 1. - С. 106-108.
15. Чапчиков С. Ю. Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности Российской Федерации как функции государства: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / С. Ю. Чапчиков. - М.: МГИМО, 2006. - С. 11.
16. Эриашвили Н. Д. Экономическая безопасность в контексте формирования системы национальной безопасности государства / Н. Д. Эриашвили. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России, 2015. - № 3. - С. 33.