Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубова Марина Валерьевна, Калмыков Геннадий Иванович, Сандугей Анатолий Николаевич, Цоколова Ольга Игоревна

Введение. Действующая Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 и представляющая собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации, не утратила свою актуальность. Вместе с тем с момента ее утверждения прошло уже восемь лет, и вполне естественным представляется необходимость проведения корректировки системы взглядов на обеспечение общественной безопасности с учетом современных вызовов и угроз. Одновременно крайне важными являются комплексный подход к развитию системы обеспечения общественной безопасности, консолидация и оптимизация усилий сил обеспечения общественной безопасности, совершенствование политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения общественной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 2 июля 2021 г. № 400, сохранила существующий традиционный подход к определению общественной безопасности в качестве элемента одного из национальных приоритетов, требующего своей реализации в системе документов стратегического планирования в сфере национальной безопасности. Однако анализ положений Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» позволяет обоснованно утверждать, что на сегодняшний день имеются все основания и соответствующие задачи по формированию системы документов стратегического планирования в сфере общественной безопасности в качестве самостоятельного вида безопасности. Цель исследования. Раскрыть концептуальные проблемы стратегического планирования в сфере общественной безопасности на примере научного сопровождения этой деятельности в рамках разработки проектов общественной безопасности в Российской Федерации. Обосновать необходимость продолжения научной работы по подготовке самостоятельного отраслевого документа, определяющего государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. Методологию и методику исследования составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский и теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование). В качестве правовых методов использовались формально-логический и метод сравнительного правоведения. Выводы. Сформулированы предложения по принятию федерального закона «Об общественной безопасности в Российской Федерации», который позволит на законодательном уровне закрепить понятийный аппарат в сфере общественной безопасности, очертить контуры соответствующей системы, определить цели, задачи, принципы, уровни и пределы ее обеспечения. В этом законодательном акте свое отражение должны получить специальные вопросы стратегического планирования в рассматриваемой сфере безопасности, на основе требований которых должен разрабатываться основополагающий документ стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, а также иные программные и плановые отраслевые документы в данной сфере государственного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубова Марина Валерьевна, Калмыков Геннадий Иванович, Сандугей Анатолий Николаевич, Цоколова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PROBLEMS OF STRATEGIC PLANNING IN THE FIELD OF PUBLIC SECURITY

Introduction. The current Concept of Public Security in the Russian Federation, approved by the President of the Russian Federation on November 14, 2013, № Pr-2685, and representing a system of views on ensuring public security as part of the national security of the Russian Federation has not lost its relevance. At the same time, eight years have passed since its approval, and it seems quite natural that it is necessary to adjust the system of views on ensuring public security, taking into account modern challenges and threats to public security in the Russian Federation. At the same time, an integrated approach to the development of the public security system, consolidation and optimization of the e orts of the public security forces, improvement of political, organizational, socio-economic, informational, legal and other measures to ensure public security are extremely important. The National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation № 400 on July 2, 2021, has retained the existing traditional approach to de ning public security as an element of one of the national priorities that requires its implementation in the system of strategic planning documents in the eld of national security. However, an analysis of the provisions of the Federal Law of June 28, 2014 № 172FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation» allows us to reasonably assert that today there are all grounds and relevant tasks for the formation of a system of strategic planning documents in the eld of public security as an independent type of security. The purpose of the study. To reveal the conceptual problems of strategic planning in the eld of public security by the example of scienti c support of this activity in the framework of the development of projects for public security in the Russian Federation. To substantiate the need to continue scienti c work on the preparation of an independent industry document de ning the state policy in the eld of public safety in the Russian Federation. The methodology and methodology of the research were made up of modern achievements of the theory of cognition. General philosophical and theoretical methods (dialectics, system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, modeling) were used in the research process. Formal-logical and the method of comparative jurisprudence were used as legal methods. Conclusions. Proposals have been formulated for the adoption of the federal law «On Public Security in the Russian Federation», which will allow at the legislative level to consolidate the conceptual apparatus in the eld of public security, outline the contours of the relevant system, determine the goals, objectives, principles, levels and limits of its provision. This legislative act should re ect special issues of strategic planning in the eld of security under consideration, based on the requirements of which the fundamental document of strategic planning in the eld of public security in the Russian Federation, as well as other program and planned sectoral documents in this eld of public administration should be developed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 316.4 М. В. Зубова

ИГПАН РАН;

Г. И. Калмыков, А. Н. Сандугей,

О. И. Цоколова

ВНИИ МВД России

Концептуальные проблемы стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности

АННОТАЦИЯ. Введение. Действующая Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 и представляющая собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации, не утратила свою актуальность. Вместе с тем с момента ее утверждения прошло уже восемь лет, и вполне естественным представляется необходимость проведения корректировки системы взглядов на обеспечение общественной безопасности с учетом современных вызовов и угроз. Одновременно крайне важными являются комплексный подход к развитию системы обеспечения общественной безопасности, консолидация и оптимизация усилий сил обеспечения общественной безопасности, совершенствование политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения общественной безопасности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 2 июля 2021 г. № 400, сохранила существующий традиционный подход к определению общественной безопасности в качестве элемента одного из национальных приоритетов, требующего своей реализации в системе документов стратегического планирования в сфере национальной безопасности. Однако анализ положений Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» позволяет обоснованно утверждать, что на сегодняшний день имеются все основания и соответствующие задачи по формированию системы документов стратегического планирования в сфере общественной безопасности в качестве самостоятельного вида безопасности.

Цель исследования. Раскрыть концептуальные проблемы стратегического планирования в сфере общественной безопасности на примере научного сопровождения этой деятельности в рамках разработки проектов общественной безопасности в Российской Федерации. Обосновать необходимость продолжения научной работы по подготовке самостоятельного отраслевого документа, определяющего государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации.

Методологию и методику исследования составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский и теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование). В качестве правовых методов использовались формально-логический и метод сравнительного правоведения.

Выводы. Сформулированы предложения по принятию федерального закона «Об общественной безопасности в Российской Федерации», который позволит на законодательном уровне закрепить понятийный аппарат в сфере общественной безопасности, очертить контуры соответствующей системы, определить цели, задачи, принципы, уровни и пределы ее обеспечения. В этом законодательном акте свое отражение должны получить специальные вопросы стратегического планирования в рассматриваемой сфере безопасности, на основе требований которых должен разрабатываться основополагающий документ стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, а также иные программные и плановые отраслевые документы в данной сфере государственного администрирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственная и общественная безопасность, стратегическое планирование, Концепция.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Зубова М. В., Калмыков Г. И., Сандугей А. Н., Цоколова О. И. Концептуальные проблемы стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности // Научный портал МВД России. 2021. № 3 (55). С. 64-71.

M. V. Zubova

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences;

G. I. Kalmykov, А. N. Sandugey,

O. I. Tsokolova

NRI of the Ministry of Interior of the Russian

Conceptual problems of strategic planning in the field of public security

ABSTRACT. Introduction. The current Concept of Public Security in the Russian Federation, approved by the President of the Russian Federation on November 14, 2013, № Pr-2685, and representing a system of views on ensuring public security as part of the national security of the Russian Federation has not lost its relevance. At the same time, eight years have passed since its approval, and it seems quite natural that it is necessary to adjust the system of views on ensuring public security, taking into account modern challenges and threats to public security in the Russian Federation. At the same time, an integrated approach to the development of the public security system, consolidation and optimization of the efforts of the public security forces, improvement of political, organizational, socio-economic, informational, legal and other measures to ensure public security are extremely important.

The National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation № 400 on July 2, 2021, has retained the existing traditional approach to defining public security as an element of one of the national priorities that requires its implementation in the system of strategic planning documents in the field of national security. However, an analysis of the provisions of the Federal Law of June 28, 2014 № 172-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation» allows us to reasonably assert that today there are all grounds and relevant tasks for the formation of a system of strategic planning documents in the field of public security as an independent type of security.

The purpose of the study. To reveal the conceptual problems of strategic planning in the field of public security by the example of scientific support of this activity in the framework of the development of projects for public security in the Russian Federation. To substantiate the need to continue scientific work on the preparation of an independent industry document defining the state policy in the field of public safety in the Russian Federation.

The methodology and methodology of the research were made up of modern achievements of the theory of cognition. General philosophical and theoretical methods (dialectics, system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, modeling) were used in the research process. Formal-logical and the method of comparative jurisprudence were used as legal methods.

Conclusions. Proposals have been formulated for the adoption of the federal law «On Public Security in the Russian Federation», which will allow at the legislative level to consolidate the conceptual apparatus in the field of public security, outline the contours of the relevant system, determine the goals, objectives, principles, levels and limits of its provision. This legislative act should reflect special issues of strategic planning in the field of security under consideration, based on the requirements of which the fundamental document of strategic planning in the field of public security in the Russian Federation, as well as other program and planned sectoral documents in this field of public administration should be developed.

KEYWORDS: state and public security, strategic planning, Concept.

FOR CITATION: Zubova M. V., Kalmykov G. I., Sandugey A. N., Tsokolova O. I. Conceptual problems of strategic planning in the field of public security // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 3 (55). Р. 64-71 (in Russ.).

Как известно, одной из целей любого госу- ресурсами, издаются правовые регламенты, вво-дарства является обеспечение защиты охраняе- дятся запреты и ограничения. мых его законами государственных, обществен- Вокруг этой деятельности формируются об-

ных и личных интересов граждан и иных лиц, щественные отношения, совокупность которых права которых гарантируются данным государ- принято обозначать как сферу государственной ством от угроз и вызовов, могущих нанести или (национальной) безопасности. нанесших ущерб этим интересам. Термин «государственная (национальная)

Для достижения такой цели в каждом госу- безопасность» многогранен и охватывает своим дарстве формируется специальная система го- содержанием различные виды безопасности, од-сударственных органов и взаимодействующих ним из которых является общественная безопас-с ними общественных и частных институтов, на- ность.

деляемых соответствующими полномочиями и Общественная безопасность - это комплекс-

ное понятие, означающее состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от последствий чрезвычайных ситуаций социального, природного, медико-биологического и техногенного характера, когда эти последствия могут нанести или наносят существенный ущерб правам и свободам человека и гражданина, угрожают гражданскому миру и согласию, здоровью значительного числа людей, дезорганизуют систему управления обществом и государством.

Отличие общественной безопасности от иных видов безопасности (техногенной, химической, радиологической, медико-биологической, продовольственной и иной) состоит именно в степени и интенсивности угрозы охраняемым интересам, поэтому механизмы ее защиты включаются и могут действовать параллельно с механизмами обеспечения иных видов безопасности.

В Российской Федерации основополагающие вопросы рассматриваемого вида безопасности регламентируются Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 (далее - Концепция). В ней определены цель, задачи, принципы и приоритетные направления государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, а также механизмы ее реализации.

Фактически с 2013 г. положения Концепции, с одной стороны, впервые стали официальной основой для дальнейших разработок теории общественной безопасности [1-3; 6], а с другой -призвали научное сообщество к научным дискуссиям относительно ее содержания [5].

Несмотря на то что с момента ее утверждения прошло уже восемь лет, она не утратила свою актуальность. Вместе с тем вполне естественным и необходимым представляется проведение корректировки системы взглядов на обеспечение общественной безопасности с учетом современных вызовов и угроз общественной безопасности в Российской Федерации.

Например, принципиально новые условия жизнедеятельности возникли в связи с повсеместным распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции «COVЮ-19», проявились существенные пробелы в обеспечении медико-биологической защиты населения, организации комплексного

реагирования на возникающие вызовы и угрозы с учетом местных особенностей. Последствия пандемии, особенно в части вызванного ею масштабного мирового экономического кризиса, создали проблемы для всех российских хозяйствующих субъектов и миллионов граждан, негативно повлияли и будут влиять в обозримом периоде на сферу общественной безопасности.

Следует констатировать, что хотя состояние общественной безопасности в Российской Федерации на протяжении длительного времени оценивается как стабильное, а система обеспечения общественной безопасности - устойчивая и в целом эффективная, вместе с тем данная система имеет изъяны и упущения, не позволяющие до конца реализовать ее потенциальные возможности. Она не в полной мере соответствует новой редакции Конституции Российской Федерации, предусматривающей наличие федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами общественной безопасности (п. «д 1» ст. 83 Конституции РФ). Нет органа координации мероприятий на различных уровнях управления. Не проводится мониторинг общественной безопасности. Не всегда и не везде реализуется риск-ориентированный подход.

В связи с этим крайне важными являются комплексный подход к развитию системы обеспечения общественной безопасности, консолидация и оптимизация усилий сил обеспечения общественной безопасности, совершенствование политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения общественной безопасности.

Ситуация требует системного осмысления и выработки научно обоснованных рекомендаций и предложений по улучшению правового регулирования и организации обеспечения общественной безопасности Российской Федерации.

В частности, проблемы, требующие системного подхода к проведению фундаментальных научных исследований в сфере общественной безопасности, по-прежнему остаются неразрешенными. Выражается это в первую очередь в планировании и программировании соответствующих исследований.

В настоящее время система стратегического планирования представляет собой механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки, а также мониторинга и контроля реализации документов страте-

гического планирования с использованием научно-методического обеспечения.

В качестве субъектов научно-методического обеспечения участников стратегического планирования выступают научные и образовательные организации указанных и иных федеральных органов исполнительной власти, непосредственно заинтересованных в результатах научных разработок, направленных на повышение эффективности их деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, и в первую очередь посредством прогнозирования кризисных ситуаций1.

Серьезную озабоченность вызывает отсутствие в действующей Программе фундаментальных научных исследований на 2021-2030 гг. (далее - Программа)2 в качестве исполнителей МВД России, ФСБ России, МЧС России и других заинтересованных представителей так называемого силового блока, руководство которым осуществляет Президент Российской Федерации. Это при том, что в разделе Программы «Фундаментальные и поисковые научные исследования» запланированы такие исследования, как:

«5.2.2.2. Трансформация пространственного развития и миграционной политики Российской Федерации в контексте национальной безопасности.

5.2.3.1. Исследования рисков, прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов, противодействие социокультурным угрозам и идеологическому экстремизму, антропологические исследования религиозной и этнической толерантности.

5.3.3.1. Влияние Интернета, цифровых технологий на формирование криминологического статуса общества, отдельных социальных групп и личности.

5.3.3.3. Разработка альтернативных систем социального реагирования, направленных на профилактику и пресечение преступного поведения в обществе» и др.

Представляется, что для решения рассма-

триваемой проблемы научной «неопределенности» в отношении категории «общественная безопасность» в указанной Программе могла быть предусмотрена такая фундаментальная тема, как «Разработка стратегии государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, методология оценки ее состояния и прогнозирование сценариев развития». Тем более что аналогичный по своему формату документ - «5.2.2.1. Разработка стратегии демографической политики Российской Федерации на период до 2050 года: методология оценки результативности и резервы преодоления демографического кризиса» -предусмотрен Программой.

Что касается формирования консолидированной позиции всех участников стратегического планирования о целесообразности утверждения на современном этапе развития нашего общества соответствующего документа в сфере обеспечения общественной безопасности, то такие компетенции сегодня имеются у Совета Безопасности Российской Федерации. В частности, одной из функций аппарата Совета Безопасности является организация научных исследований по проблемам обеспечения национальной безопасности с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, а также ученых и специалистов. При этом координация проведения соответствующих научно-исследовательских работ, а также контроль за их реализацией возложены на Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации3.

Следует обозначить еще одну проблему. Так, при рассмотрении компетенции основных субъектов обеспечения общественной безопасности - федеральных органов исполнительной власти - на законодательном уровне лишь в двух эпизодах их предназначение отнесено к участию в обеспечении общественной безопасности. В частности, таковыми являются полиция4 и войска национальной гвардии Российской Федерации5.

1 Прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2 См.: Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 31 дек. 2020 г. № 3684-р // СПС Консуль-тантПлюс.

3 См.: О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации» (вместе с Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 7 марта 2020 г. № 175 : ред. от 28 дек. 2020 г. // СПС КонсультантПлюс.

4 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ, ст. 1 // СПС КонсультантПлюс.

5 См.: О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ, ст. 1 // СПС КонсультантПлюс.

Для иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на законодательном уровне отсутствуют нормы, непосредственно указывающие на предназначение по участию в обеспечении общественной безопасности. Соответствующие законодательные акты осуществляют лишь косвенное регулирование их деятельности в обеспечении рассматриваемого вида безопасности. Например, «Проникновение военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилые помещения, в иные помещения... допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях»6.

Особенно характерным является то, что Правительство Российской Федерации лишь участвует в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности общества, вместе с тем координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий7, что традиционно отечественной наукой относится к вопросам обеспечения общественной безопасности.

Существуют коллизионные законодательные конструкции в рассматриваемой сфере правового регулирования. Например, «Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности „Роскосмос" задач в области. обеспечения общественной безопасности... , относится к государственной авиации специального назначения»8.

При этом Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности „Роскосмос" на указанную государственную корпорацию соответствующих задач в области обеспечения общественной безопасности не возлагает.

В данном случае следует согласиться с тем, что «когда требование правовой определенности игнорируется, субъекты права дезориентируют-

6 См.: О федеральной службе безопасности : Федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ, ст. 14.1 // СПС Консультант-Плюс.

7 См.: Там же. Статьи 22 и 23.

8 См.: Воздушный кодекс Российской Федерации от 19

марта 1997 г. № 60-ФЗ : ред. от 8 июня 2020 г., ст. 22 // СПС

КонсультантПлюс.

ся относительно того, каким образом они могут или должны поступать в той или иной правовой ситуации. В этом случае субъект права будет поступать так, как ему удобнее, что может привести к возникновению различного рода конфликтов между субъектами права. Кроме того, неопределенность правового регулирования может привести к невозможности реализации субъективных прав и обязанностей, что, естественно, снизит эффективность правового регулирования» [4].

Анализ законодательства, касающегося вопросов правового регулирования отношений, возникающих в сфере обеспечения общественной безопасности, позволяет заявлять, что соответствующих противоречий и неопределенностей более чем достаточно для объективных дискуссий относительно положений любого действующего документа стратегического планирования в рассматриваемой сфере безопасности.

Известно, что одним из направлений совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации является повышение эффективности стратегического планирования, направленного на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации9.

В Российской Федерации систему стратегического планирования определяет Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», он же устанавливает и документы стратегического планирования, к числу которых относятся Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия), а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации10.

9 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ „О стратегическом планировании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления полномочий в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

10 Документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, требования к их содержанию, порядок их разработки, экспертизы и корректировки, критерии и показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации, порядок мониторинга и контроля реализации указанных документов и оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации. (См.: О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, ст. 17, п. 1 // СПС КонсультантПлюс).

При этом Стратегия является базовым документом в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности.

Характерно, что Стратегия определяет государственную и общественную безопасность в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. При этом в подразделе «Государственная и общественная безопасность» раздела IV. «Обеспечение национальной безопасности» Стратегии рассматриваемые виды безопасности представлены как взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга.

Такой подход в Стратегии позволяет заявлять об исключительности рассматриваемого стратегического национального приоритета как в системе реализации государственной политики в сфере стратегического планирования, так и в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности.

Так, при осуществлении государственной политики в сфере стратегического планирования реализация стратегического национального приоритета «государственная и общественная безопасность» может быть воплощена в жизнь посредством утверждения документа стратегического планирования, разработанного в рамках целеполагания по отраслевому принципу11.

К отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации относятся отраслевые стратегии, в том числе стратегии развития сфер государственного управления, а также иные документы стратегического планирования, которые соответствуют требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и решение о разработке которых принято Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации12.

В свою очередь, формирование отраслевых подсистем государственной и общественной безопасности или комплексной подсистемы «государственная и общественная безопасность» в системе обеспечения национальной безопасности будет всецело направлено на обеспечение требований положений пункта 32 Стратегии. Указанный пункт гласит, что «Состояние национальной безопасности напрямую зависит от... эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности».

Таким образом, анализ положений Феде-

рального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации позволяет обоснованно утверждать, что на сегодняшний день имеются все основания и соответствующие задачи по формированию системы документов стратегического планирования в сфере государственной и общественной безопасности, которые традиционно рассматриваются неразделимо13.

Вместе с тем на законодательном уровне существуют отдельные неопределенности в рассматриваемой сфере (сферах или областях) стратегического планирования. Так, в части стратегического планирования в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности законодатель указал на возможность применения норм рассматриваемого Федерального закона с учетом законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в этих сферах14. При этом он не уточняет, какого рода отношения в этих сферах урегулированы законодательством Российской Федерации.

Например, ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - ФЗ «О безопасности») дифференцирует на отдельные виды безопасности безопасность государства и общественную безопасность, выделяя также экологическую безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом к содержательному наполнению деятельности по обеспечению безопасности Закон относит прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности, определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности15.

Следовательно, основным камнем преткновения в рассматриваемом вопросе является коллизия между нормами ФЗ«О безопасности», разделяющего государственную и общественную безопасность на отдельные виды, и положениями Стратегии, где рассматриваемые виды безопас-

11 См.: О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, ст. 17, ст. 11, п. 3, подп. 2 // СПС КонсультантПлюс.

12 См.: Там же. Статья 17.

13 Соответствующий подраздел «Государственная и общественная безопасность» предусматривали Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.

14 См.: О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, ст. 17, ст. 1, п. 4 // СПС КонсультантПлюс.

15 См.: О безопасности : Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ, ст. 1, пп. 1-2 // СПС КонсультантПлюс.

ности в подразделе «Государственная и общественная безопасность» раздела IV. «Обеспечение национальной безопасности» представлены как взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга.

В связи с этим с позиции реализации требований пп. 1 и 2 ст. 1 ФЗ «О безопасности» весьма затруднительно разделить стратегические цели, основные угрозы, главные направления обеспечения безопасности Российской Федерации как государства от аналогичных вопросов обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации.

С учетом изложенного представляется, что подраздел «Государственная и общественная безопасность» раздела IV. «Обеспечение национальной безопасности» Стратегии явно требует своего пересмотра с учетом перспективных результатов фундаментальных научных исследований в сфере национальной (государственной и общественной) безопасности. Одновременно

своего уточнения, по нашему мнению, требует стратегический национальный приоритет «государственная и общественная безопасность».

Однако решению данных задач должно предшествовать принятие отраслевого федерального нормативного правового акта об общественной безопасности в Российской Федерации, который позволит на законодательном уровне закрепить понятийный аппарат в сфере общественной безопасности, очертить контуры соответствующей системы, определить цели, задачи, принципы, уровни и пределы ее обеспечения. В этом законодательном акте свое отражение должны получить специальные вопросы стратегического планирования в этой сфере безопасности, на основе требований которых будет разрабатываться основополагающий документ стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, а также иные программные и плановые отраслевые документы в области государственного управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антошин В. А., Мокроусова Е. С. Общественная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации как объект государственного регулирования // Вопросы политологии и социологии. 2015. № 3. С. 31-36.

2. Гирько С. И. Современный вектор развития Концепции общественной безопасности // Административное право и процесс. 2020. № 8. С. 26-30.

3. Григорьев И. Б. О преемственности и взаимосвязи подходов к определению содержания термина «общественная безопасность» в конституционно-правовой доктрине, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции общественной безопасности в Российской Федерации // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 2 (34). С. 15-23.

4. Осипов М. Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о стратегическом планировании в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 12. C. 8-13.

5. Ростокинский А. В. Неудобные вопросы авторам Концепции общественной безопасности в Российской Федерации // Российский следователь. 2014. № 6. С. 40-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сексте Я. А. Понятие «общественная безопасность» в системе национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы социологии и управления : межвуз. сб. науч. трудов. - СПб., 2018. С. 62-67.

REFERENCES

1. АМоэЫп V. А., Mokrousova E. S. Voprosy politologii i sotsiologii (Questions of political science and sociology), 2015, No. 3, pp. 31-36.

2. Gir'ko S. I. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2020, No. 8, pp. 26-30.

3. Grigor'ev I. B. Vestnik vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii (Bulletin of

the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2015, No. 2 (34), pp. 15-23.

4. Osipov M. Yu. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie (State power and local government), 2017, No. 12, pp. 8-13.

5. Rostokinskij А. V. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2014, No. 6, pp. 40-43.

6. Sekste Ya. А. Aktual'nye problemy sotsiologii i upravleniya : mezhvuz. sb. nauch. trudov (Actual problems of sociology and management: interuniversity collection of scientific papers), St. Petersburg, 2018, pp. 62-67.

Рукопись поступила в редакцию 03.09.2021, принята к публикации 14.09.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Марина Валерьевна Зубова, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт государства и права Российской академии наук» (Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10)

Тел.: 8 (495) 691-33-81

Геннадий Иванович Калмыков, кандидат юридических наук, доцент, начальник научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)

E-mail: gik-gik@rambler.ru

Тел.: 8 (495) 915-17-63

Анатолий Николаевич Сандугей, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, заместитель на-

чальника научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел - начальник отдела по исследованию проблем охраны общественного порядка и участия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)

E-mail: sandugey@inbox.ru Тел.: 8 (495) 915-20-50

Ольга Игоревна Цоколова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, первый заместитель начальника федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1) E-mail: vniizet8@yandex.ru Тел.: 8 (495) 667-36-37

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Marina V. Zubova, Candidate of Juridical Sciences, Senior Researcher at the Federal State Budgetary institution of Science «Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences» (Znamenka str., 10, Moscow, 119019, Russian Federation)

Tel.: 8 (495) 691-33-81

Gennady I. Kalmykov, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Research Center for Researching the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Affairs Bodies of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of

Interior of the Russian Federation» (Povarskaya str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) E-mail: gik-gik@rambler.ru Tel.: 8 (495) 915-17-63

Anatoly N. Sandugey, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Honored worker of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation, Deputy Head of the Research Center for Researching the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Affairs Bodies -Head of the Department for Researching Problems of Public Order Protection and Participation of Internal Affairs Bodies in Ensuring Public Security of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) E-mail: sandugey@inbox.ru Tel.: 8 (495) 915-20-50

Olga I. Tsokolova, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, First Deputy Head of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)

E-mail: vniizet8@yandex.ru Tel.: 8 (495) 667-36-37

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Все авторы внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.

AUTHORS' CONTRIBUTION

All authors made an equal contribution to the work both during the research phase and during the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.