Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / государственное управление / эффективность / оценка / действенность / органы государственного управления / управленческий аппарат / государственная служба / легитимность / governance / public administration / efficiency / evaluation / efficiency / public administration bodies / management staff / public service / legitimacy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камолиддин Мирзаахмедов

В статье описаны теоретические и концептуальные основы, научные направления, этапы и оценочные показатели процесса оценки эффективности государственного управления. При этом оценка эффективности институционально-функциональных процессов управления как фактора достижения качества и эффективности в государственном управлении имеет научную основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камолиддин Мирзаахмедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the theoretical and conceptual basis, scientific directions, stages and evaluation indicators of the process of evaluating the effectiveness of public administration. At the same time, the assessment of the effectiveness of institutional-functional processes of governance as a factor in achieving quality and efficiency in public administration is scientifically based.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Камолиддин Мирзаахмедов

Доцент национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

АННОТАЦИЯ

В статье описаны теоретические и концептуальные основы, научные направления, этапы и оценочные показатели процесса оценки эффективности государственного управления. При этом оценка эффективности институционально-функциональных процессов управления как фактора достижения качества и эффективности в государственном управлении имеет научную основу.

Ключевые слова: управление, государственное управление, эффективность, оценка, действенность, органы государственного управления, управленческий аппарат, государственная служба, легитимность.

ABSTRACT

This article describes the theoretical and conceptual basis, scientific directions, stages and evaluation indicators of the process of evaluating the effectiveness of public administration. At the same time, the assessment of the effectiveness of institutional-functional processes of governance as a factor in achieving quality and efficiency in public administration is scientifically based.

Keywords: governance, public administration, efficiency, evaluation, efficiency, public administration bodies, management staff, public service, legitimacy.

Модернизация системы государственного управления неразрывно связана с определением оптимальных параметров, способствующих формированию государственного управления как открытой, динамичной социальной системы. Для формирования эффективной модели государственной властью, институтами гражданского общества, социально-экономическими стандартами и социокультурными нормами. В условиях изменений политической и социальной среды актуализируется проблема становления адекватной системы государственного управления, способной эффективно реагировать на вызовы внешней

April, 2022

817

среды, становится очевидной необходимостью разработка сбалансированной системы показателей и критериев эффективности деятельности органов государственной власти.

С появлением концепции эффективности получило свое развитие такое направление как оценка эффективности. Аналогом оценки эффективности в англоязычных странах является "performance measurement", где базовой категорией выступает "performance". На русский язык "performance" переводится по-разному. Например: "деятельность", "исполнение", "эффективность", "действие", "производительность" и др. В качестве перевода базовой категории "performance", на наш взгляд, целесообразно взять категорию "эффективность". В таком случае "performance management" будет переведено как измерение эффективности, а "performance management" - как управление эффективностью. Что касается категории «оценка», то наиболее корректно, на наш взгляд, использовать английский термин "evaluation".

С уровневой точки зрения эффективность государственного управления можно выделять на следующих уровнях:

эффективность национального государственного управления на уровне международных сопоставлений (макроуровень);

эффективность региональных государственных органов (для субнационального уровня оценки-регион, область-как правило, для федеративных государств и конфедераций);

эффективность государственных организаций (ведомств, департаментов, отдельных организационных единиц (микроуровень);

эффективность структурных подразделений государственного органа (субмикроуровень);

эффективность деятельности государственных служащих (наноуровень) [c.12.].

В теории управления выделяют несколько моделей эффективности: системно-ресурсную, целевую, модель удовлетворенности участника, комплексную, содержащую противоречия модель [c.512.]. Общая характеристика моделей эффективности позволяет обнаружить сложный комплекс, компонентами которого являются целевые ориентиры и внешняя среда, организационная деятельность и структура, технологии управления и методики оценки эффективности.

Системно-ресурсная модель основана на анализе соотношения «организация - окружающая среда».

April, 2022

818

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-817-822

Эффективность в данной модели-способность организации эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов с целью поддержания своего функционирования.

С позиций целевой модели организация эффективна в той степени, в которой она достигает своей цели.

Модель удовлетворенности участника опирается на индивидуальные или групповые оценки качества деятельности организации со стороны ее членов. Организация рассматривается как кооперативный побудительно-распределительный механизм, настроенный на получение отдачи от своих членов через обеспечение достойного вознаграждения их усилий. Комплексная модель рассматривает эффективность как интегральную и структурированную характеристику деятельности, производительности, качества продукта или услуги, результативности, прибыльности, качества трудовой жизни и внедрения новшеств.

Модель, содержащая противоречия, исходит из того, что эффективных организаций не существует. Они могут быть эффективными в той или иной степени, поскольку: 1) сталкиваются с множественными и противоречивыми ограничениями окружающей социальной среды; 2) имеют множественные и противоречивые цели; 3) имеют множественные и противоречивые внутренние и внешние источники оценок; 4) имеют множественные и противоречивые временные рамки.

В модели, предложенной американским социологом Р.Лайкертом, эффективность рассматривается как сложное взаимодействие различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-экологический. Так, эффективность, по мнению Р.Лайкерта, определяют три группы факторов: 1) внутриорганизационные-формальная структура органа власти, экономическая база, профессионально-квалификационный состав государственных служащих; 2) промежуточные переменные-человеческие ресурсы, организационная культура, методы принятия решений, уровень доверия к руководству, способы стимулирования -рост или падение производительности труда, степень удовлетворенности запросов потребителей.

Анализ различных моделей эффективности позволяет сделать вывод о том, что каждая из рассмотренных моделей имеет свои преимущества и в то же время ограничения.

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-817-822

Различные подходы к эффективности находят проявление с структурированных комплексах-аспектах организационной эффективности: функциональном, структурном, организационном, предметно-целевом. Функциональный аспект включает производительность; экономичность; адаптивность, т.е. способность оптимально выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий; гибкость; оперативность и своевременность выявления и решения управленческих проблем [а50].

Структурный аспект эффективности, как правило, связывается с эффективностью целеполагания (сравнение нормативных и осуществляемых целей, сравнение осуществляемых целей и результатов управления, сравнение полученных результатов с объективными потребностями); рациональностью организационной структуры (распределение ответственности и полномочий, организация взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями); соответствием системы управления, ее организационной структуры объекту управления; стилем управления (юридические формы, методы и процедуры управления); характеристиками должностных лиц (общекультурными, профессиональными, личностными).

Рассматривая организационно-институциональный аспект

эффективности, важно подчеркнуть, что оценка эффективности является производной от того, какое место и какие функции ввыполняет организация в системе межорганизационных отношений. В этой связи факторы, критерии, параметры оценки эффективности органов государственной власти будут существенно отличаться от коммерческих организации, поскольку у них различны как целевые ориентиры, так и другие составляющие организационной деятельности.

В предметно-целевом аспекте эффективности в зависимости от целевых ориентиров, предмета оценки и сравниваемых параметров организационной деятельности выделяются виды эффективности. К ним относят: организационную, экономическую, технологическую, социальную, правовую, психологическую, политическую, экологическую [а16.].

С точки зрения эффективности может оцениваться любой аспект (сторона) или характеристика деятельности органов государственной власти, рассматриваемого как социальная целостность и система.

Эффективность как интегральная и структурированная характеристика деятельности является не только показателем,

April, 2022

но и процессом, который необходимо организовать и которым нужно управлять.

Оценка эффективности должна представлять собой непрерывный, тотальный процесс оценки деятельности органов власти, структурный подразделений и государственного служащего, имеющий своим содержанием выбор системы показателей эффективности; разработку стандартов (нормативов и процедур) эффективности; измерение показателей эффективности; сопоставление фактического состояния эффективности с требованиями этих стандартов.

Характеристика эффективности органов государственной власти многомерна и зависит от целей, формулируемых субъектом оценивания. При этом, применяя ту или иную технологию оценивания эффективности, необходимо четко выделить: 1) субъект оценивания (его позицию, целевые и ценностные ориентиры); 2) объект оценивания (им может стать вся система управления или отдельный ее элемент, например, сфера деятельности-процесс, результат или последствия; структурно-институциональный аспект, кадры); 3) инструментарий эффективности (модели, аспекты, виды и технологии оценки эффективности) [а238.].

Для оценки деятельности органов государственной власти необходимо из общих критериев (экономичность, эффективность и результативность) выделить конкретные. Этот момент является основным в подготовке к проведению оценки. В разработке критериев оценки необходима некоторая гибкость. Критерий эффективности-признаки, грани, стороны проявления управленческой деятельности, посредством анализа которых можно определить качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Показатель эффективности - это определенная мера, позволяющая сравнить фактическую деятельность органов власти/сотрудников с желательной или требуемой; деятельность органа власти в различные временные периоды; детальность различных органов по сравнению друг с другом.

Среди основных требований, предъявляемых к критериям оценки, можно выделить, что: 1) критерии должны вести к осуществлению задач оценки и охватывать все выявленные проблемы; 2) критерии должны быть достаточно конкретны с тем, чтобы можно быть достаточно конкретны с тем, чтобы можно было осуществить оценку на практике; 3) критерии должны подкрепляться соответствующими доводами и / или поступать из авторитетных источников. Кроме того,

April, 2022

821

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-817-822

критерии, используемые для оценки деятельности органов власти, должны быть согласованы между собой, а также с теми критериями, которые использовались в предыдущих оценках.

REFERENCES

1. Капогузов Е.А., Кабижан Н.Н., Методологические аспекты оценки качества и эффективности государственного управления в области реформы в России и Казахстане. -М.; "Политологические науки" 2015 -C. 12.

2. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. Санкт-Петербург: Питер, 2000., серия "Теория и практика менеджмента", -С.512.

3. Мильнер Б.З. Теория организации. -М., 1998. -C.50.

4. Смирнов Э.А. Управленческое решение. М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Государственное и муниципальное управление: краткий курс лекции / Н.С.Гегедюш (и др.) - 2-е изд., перераб. и. доп. -М.: Издательство Юрайт, 2012.

238 с.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.