Научная статья на тему 'Развитие антикризисного управления на основе аудита выполнения государственного задания'

Развитие антикризисного управления на основе аудита выполнения государственного задания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
антикризисное управление / аудит эффективности / бюджетный процесс / государственная политика / государственное задание / crisis management / performance audit / budget process / public policy / government assignment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. И. Климошенко, Ю. В. Мурко, Н. В. Парушина

Исполнение национальных проектов и программ зависит от эффективного управления бюджетными средствами в условиях неопределенности. Существующая государственная политика и система управления не обеспечивают надлежащее планирование и выполнение национальных целей и задач приоритетного развития экономики, благосостояния, условий жизнедеятельности. Необходимы институциональные, правовые, информационные и технологические преобразования государственного управления в условиях влияния кризисных проявлений и угроз. Приоритеты отдаются формированию новой системы аудита, основанной на методах эффективного контроля за выделением и расходованием бюджетных средств в процессе выполнения государственных заданий. В статье рассматриваются предпосылки формирования системы государственного антикризисного управления на основе методики аудита эффективности использования бюджетных средств. Даны предложения по применению методов аудита и аналитических процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT BASED ON THE AUDIT OF STATE TASK PERFORMANCE

The implementation of national projects and programs depends on the effective management of budget funds in the face of uncertainty. The existing state policy and management system do not provide adequate planning and implementation of national goals and objectives of priority development of the economy, welfare, and living conditions. Institutional, legal, informational and technological transformations of public administration are necessary under the influence of crisis manifestations and threats. Priorities are given to the formation of a new audit system based on methods of effective control over the allocation and expenditure of budgetary funds in the process of fulfilling government tasks. The article discusses the prerequisites for the formation of a state crisis management system based on a methodology for auditing the effectiveness of the use of budget funds. Suggestions are given for the application of audit methods and analytical procedures.

Текст научной работы на тему «Развитие антикризисного управления на основе аудита выполнения государственного задания»

8. Ignatiev Nikolai Petrovich State support of small and medium-sized enterprises in the Republic of Tatarstan: new realities in the conditions of the economic crisis // VEPS. 2017. No2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-respublike-tatarstan-novye-realii-v-usloviyah-ekonomicheskogo.

9. Rustam Minnikhanov instructed the Cabinet to increase the number of industrial parks // Business Quarter. URL: https://kazan.dk.ru/news/konets-chernyh-spiskov-tsb-vnedrit-novuyu-sistemu-po-otsenke-nadezhnosti-bankovskih-klientov-237127471.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00017

М.И. Климошенко - старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, klimoch@mail.ru,

M. I. Klimoshenko - senior lecturer at the Department of Economics and economic security, Central Russian Institute of management - branch of the Ranepa;

Ю.В. Мурко - аспирант кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, myuvor@mail.ru,

Yu.V. Murko - postgraduate student, department of economics and economic security, central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

Н.В. Парушина - профессор кафедры экономики и экономической безопасности, д.э.н, профессор Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, parushinan@mail.ru,

N.V. Parushina - professor, department of economics and economic security, professor central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

РАЗВИТИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУДИТА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ DEVELOPMENT OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT BASED ON THE AUDIT OF STATE TASK PERFORMANCE

Аннотация. Исполнение национальных проектов и программ зависит от эффективного управления бюджетными средствами в условиях неопределенности. Существующая государственная политика и система управления не обеспечивают надлежащее планирование и выполнение национальных целей и задач приоритетного развития экономики, благосостояния, условий жизнедеятельности. Необходимы институциональные, правовые, информационные и технологические преобразования государственного управления в условиях влияния кризисных проявлений и угроз. Приоритеты отдаются формированию новой системы аудита, основанной на методах эффективного контроля за выделением и расходованием бюджетных средств в процессе выполнения государственных заданий. В статье рассматриваются предпосылки формирования системы государственного антикризисного управления на основе методики аудита эффективности использования бюджетных средств. Даны предложения по применению методов аудита и аналитических процедур.

Annotation. The implementation of national projects and programs depends on the effective management of budget funds in the face of uncertainty. The existing state policy and management system do not provide adequate planning and implementation of national goals and objectives of priority development of the economy, welfare, and living conditions. Institutional, legal, informational and technological transformations of public administration are necessary under the influence of crisis manifestations and threats. Priorities are given to the formation of a new audit system based on methods of effective control over the allocation and expenditure of budgetary funds in the process of fulfilling government tasks. The article discusses the prerequisites for the formation of a state crisis management system based on a methodology for auditing the effectiveness of the use of budget funds. Suggestions are given for the application of audit methods and analytical procedures.

Ключевые слова: антикризисное управление, аудит эффективности, бюджетный процесс, государственная политика, государственное задание.

Keywords: crisis management, performance audit, budget process, public policy, government assignment.

Современное развитие России связано с реализацией национальных проектов и обеспечением устойчивых темпов роста экономики и благосостояния населения. Успешное выполнение всех ключевых индикаторов национальных проектов зависит от трансформации системы управления и применения новых механизмов и инструментария государственного управления. Преобразования в системе государственного управления основаны на применении лучших практик корпоративного управления и зарубежных методик оценки и управления рисками в условиях неопределенности. Повышение эффективности управления требует усиления функций контроля и, прежде всего, государственного аудита и внутреннего финансового аудита за деятельностью бюджетных учреждений. Концепция структурной и институциональной перестройки системы управления в государственном звене экономики в эпоху цифровизации основана на прослеживании цепочки доведения выделенных бюджетных средств до конкретного получателя и определении результата от проведенного мероприятия [6]. Достижимость показателей национальных проектов в процессе выполнения бюджетных и контрольных проце-

дур, таким образом, обеспечивается, и гарантирует устойчивость развития экономики и предупреждение кризисных проявлений.

В последние годы политическая нестабильность, функционирование всех структур экономики в условиях выполнения политики импортозамещения, экологические изменения создают угрозу для достижения целей национальных проектов. К ним, по мнению аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, присоединяются такие проблемы, как неэффективная система государственного управления, важным элементом которой является финансовый контроль и аудит результативности государственных органов. В процессе своего выступления на Гайдаровском форуме РАНХИГС 16 января 2020 г. аудитор Счетной Палаты РФ Татьяна Блинова обозначила ряд системных проблем, которые отрицательно влияют на достижение национальных целей. Одна из них - несовершенство нормативно-правового регулирования и низкое качество стратегического и текущего планирования деятельности органов исполнительной власти. «Только 55% показателей национальных проектов и 26% показателей государственных программ нашли свое отражение в планах деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Правительства Российской Федерации», -констатировала аудитор [2]. Специалисты едины во мнении, что необходим системный подход к изменению как системы управления нацпроектами, так и системы государственного управления в целом [7,9]. Эти вопросы находятся в фокусе нового состава Правительства России, над которыми предстоит работать до 2024 года. Из январского послания Президента России Федеральному собранию следует, что 2020 год должен стать переломным этапом. Его необходимо завершить формированием системы, нацеленной не только на достижение национальных целей и реализацию нацпроектов, но и на цели устойчивого экономического развития страны.

Политика антикризисного управления в этих условиях меняет свой характер. От принятия текущих мер управления в ситуации кризисной опасности необходим переход к планированию, выявлению угроз, просчету рисков, построению карт рисков, и проработке предупреждающих мер в каждом конкретном случае возможного наступления кризисной ситуации и выходу из нее. Весь этот инструментарий является инновационным для современной системы государственного антикризисного управления и бюджетного регулирования и находится в стадии формирования. Риск-ориентированный подход, планирование, достижение и результативность деятельности, аудит эффективности - это те звенья цепочки государственного управления и контроля, которые являются приоритетными для устойчивого и антикризисного развития российской экономики на ближайшие годы [3].

Если ранее аудит эффективности представлял собой направление контроля, характерное для частных компаний и корпораций, то сейчас этот вид контроля широко применяется в государственном управлении и аудите и отождествляется с выполнением национальных проектов. И не только с достижением ключевых параметров, но и расчетом полученного эффекта в сравнении с потраченными бюджетными средствами.

Аудит эффективности является направлением деятельности Счетной палаты РФ и рассматривается с позиций внешнего государственного контроля. Хотя на наш взгляд, для успешного выполнения национальных проектов, необходима разработка методики аудита эффективности на уровне каждого хозяйствующего субъекта, что позволило бы контролировать выделение бюджетных средств и просчитывать риски и угрозы влияния кризисов.

В российской практике аудита эффективности еще не выработано единой методики и системы показателей для осуществления аудиторских процедур. Методика контроля и мониторинга эффективности выполнения национальных проектов находится в стадии разработки. Из актуальных стандартов государственного аудита в настоящее время ряд стандартов регулируют лишь концепцию и принципиальные положения по аудиту эффективности. В их числе такие стандарты государственного аудита:

1. СГА 101 - Общие правила проведения контрольного мероприятия (с изменениями, в редакции от 8 ноября 2019 г.);

2. СГА 102 - Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий (с изменениями, в редакции от 8 ноября 2019 г.);

3. СГА 103 - Финансовый аудит (контроль) (утвержден 25 декабря 2017 г.);

4. СГА 104 - Аудит эффективности (с изменениями, в редакции от 23 апреля 2019 г.);

5. СГА 302 - Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля) (с изменениями, в редакции от 20 января 2017 г.);

6. СГА 311 - Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита (утвержден 27

апреля 2017 г.).

Согласно современной политике развития государственного аудита необходимо применять лучшие корпоративные практики в деятельности государственных контролирующих структур и бюджетных учреждений. Причем приоритет в оценке эффективности должен отдаваться как качественным, так и количественным показателям эффективности с одной стороны, финансовым и нефинансовым показателям с другой стороны.

Методика предполагает свод способов, приемов и методов аудита эффективности, которые будут применяться на всех этапах прослеживания цепочки выделения и расходования бюджетных средств и их целевого освоения в условиях нестабильной среды и влияния внешних и внутренних факторов. При этом заранее будут построены карты рисков, влияющих на бюджетные процессы, и допускающих иное распределение ресурсов в отличие от государственного задания.

Таким образом, руководствуясь стандартами государственного аудита и исследованием компонентов методики аудита эффективности, предложим методику аудита эффективности использования бюджетных средств, которая может использоваться на уровне проведения внутренних процедур аудита эффективности в государственном учреждении (рисунок 1).

Данная методика органично впишется в систему контроля, антикризисного государственного управления и устойчивого развития, которая будет осуществляться независимым аудитором, назначенным приказом руководителя государственного учреждения. При этом внутренний аудитор должен быть независим от участия в осуществлении бюджетных процедур в учреждении.

Методика представляет взаимосвязано методы аудита, аудиторские процедуры, аудиторские доказательства, способы получения данных, этапы аудита эффективности.

Этапы аудита описывают последовательность действий в процессе проверки, и позволяют провести проверку качество и результативно. Рекомендуемые этапы аудита, которые были определены на основании стандарта СГА 104 - Аудит эффективности (с изменениями, в редакции от 23 апреля 2019 г.) [10], Приказа Минфина России от 30.12.2016 N 822 (ред. от 27.07.2018) "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита" [8] приведены на рисунке 2.

Методику аудиторской проверки эффективности деятельности подразделяют на методы организации проверок и методы ее проведения [1]. Среди методов организации аудиторских проверок выделяют: сплошную, выборочную, целевую, экспертную и комплексную оценку. Целевая оценка представляет собой проверку определенного вида бюджетных операций или операций с определенным получателем бюджетных средств.Внутренние аудиторы активно взаимодействуют со всеми субъектами внутреннего контроля и государственного управления, так как основная задача аудита заключается в повышении качества финансового менеджмента при управлении государственными финансами. Это взаимодействие осуществляется на всех этапах аудита, управления и включает ряд последовательных этапов выполнения работ по проведению аудита эффективности.

1 этап: составление годового плана аудита. Этот этап предусматривает составление, утверждение и ведение плана аудита. Он осуществляется в порядке, установленном руководителем учреждения.

2 этап: подготовка к проведению аудита. Этот этап включает следующие действия: опросы и собеседования; предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, а также результатов оценки бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности; разработка и утверждение программы аудиторской проверки; формирование аудиторской группы; распределение обязанностей между членами аудиторской группы.

3 этап: проведение аудиторских проверок. На этом этапе аудиторы руководствуясь методами аудита, проводят проверку исходя из поставленных целей и задач. Выбор объектов аудита осуществляется исходя из оценки рисков, существенности и формирования аудиторской выборки.

Методика аудита эффективности

Методы аудита - щ' - 1 1 1 1 1

-■-с Проверка документов и бюджетных процедур Анализ показателей эффективности и результативности ->- Инвентаризация сохранности имущества

ч1/ 1 1

Процедуры аудита - п;- 1 1 1 1 1 1

-с Инспектирование Аналитические процедуры - >- Подтверждение

Аудиторские доказательства

Копии документов учреждения

Подтверждающие документы со стороны

Ж

Статистические данные, сравнения

Рисунок 1 - Методика аудита эффективности использования бюджетных средств при выполнении государственного задания в системе антикризисного управления бюджетным учреждением.

4 этап: составление отчета о результатах проверки. Этап включает формирование акта проверки и отчета о результатах проверки. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

5 этап: мониторинг внедрения рекомендаций. Руководитель субъекта внутреннего контроля разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и контролирует его выполнение. Субъект ауди-

та проводит мониторинг выполнения плана по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений.

• Этапы аудита эффективности на микроуровне

1 этап

• Составление годового плана аудита эффективности

2 этап

•Подготовка к проведению аудита эффективности

3 этап

•Проведение аудиторских проверок

4 этап

• Составление отчета о результатах аудиторской проверки

5 этап

•Мониторинг внедрения рекомендаций по результатам аудита эффективности

6 этап

•Контроль качества внутреннего аудита эффективности

Рисунок 2 - Рекомендуемые этапы аудита эффективности использования бюджетных средств для бюджетного учреждения в системе антикризисного управления бюджетным учреждением

6 этап: контроль качества внутреннего аудита. Субъекты внутреннего финансового аудита осуществляют составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год. В целях обеспечения сбора и обработки статистической информации о результатах осуществления внутреннего финансового аудита руководителем аудиторской группы по результатам проверки объекта аудита оформляется справка о выявленных нарушениях в ходе аудиторской проверки.

Практическая реализация методики аудита эффективности в системе антикризисного управления, на наш взгляд, должна быть основана не только на оценке законности бюджетных процедур, но и на формировании критериев оценки достижения результативности деятельности, а также на расчете экономического эффекта в результате расходования денежных средств. Следовательно, как и традиционно в практике антикризисного управления, в аудите эффективности выполнения государственного задания по национальному проекту, необходимо будет активно использовать методы экономического анализа. Такой анализ нужно начинать с оценки эффективности формирования имущества, обязательств и финансовых результатов государственного учреждения [4].

Рассмотрим ряд практических аспектов применения разработанной методики аудита эффективности использования бюджетных средств на основе данных о состоянии, структуре и использовании имущества за 2016-2018 гг.

В таблице 1 приведены сведения о качественном составе нефинансовых активов бюджетного учреждения, выполняющего государственное задание в образовательной сфере деятельности. В состав нефинансовых активов в бюджетном учреждении входят основные средства и материальные запасы.

Таблица 1 - Анализ качественного состава нефинансовых активов бюджетного учреждения за 2016-

2018 гг.

Показатель Годы Абсолютное отклонение, +,- Темп роста, %

2016 2017 2018 2018-2017 2018/2017

Нефинансовые активы, всего 799760,57 755944,60 780032,76 24088,16 103,19

В том числе

Основные средства, по сумме, руб. 2001770,86 2638321,14 3027704,02 389382,88 114,76

Амортизация основных средств 1202010,29 1933939,80 2285948,72 352008,92 118,20

Основные средства по остаточной стоимости, по сумме, руб. 799760,57 704381,34 741755,30 37373,96 105,31

по удельному весу, % 100 93,18 95,09 1,91 -

Коэффициент износа основных средств, % 60,05 73,30 75,50 2,2 -

Материальные запасы по сумме, руб. 0 51563,26 38277,46 -13285,8 74,23

по удельному весу, % 0 6,82 4,91 -1,91 -

За 2016-2018 гг. наблюдается прирост основных средств на 14,76% и снижение стоимости материальных запасов на 25,77%. Эффективность использования основных средств описывает показатель изношенности. Он в динамике растет. Причем степень изношенности основных фондов бюджетного учреждения составляет на конец 2018 г. - 75,50%. Рекомендуемого значения для данного показателя нет, но логично предположить, что организация не проводит политику модернизации изношенного оборудования при оказании услуг.

Эффективность использования финансовых активов характеризуют показатели денежных средств и дебиторской задолженности (таблица 2). Доля денежных средств в органах казначейства снижается и снижается финансирование образовательной деятельности. Темп снижения с 2018 г. по сравнению с 2017 г. составил 27,87%. Дополнительно в процессе проверки можно исследовать оборачиваемость дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность формируется из расчетов по доходам и выплатам. Эта сумма за последние два года растет, темпы роста составили 134,74% по доходам и 135,51% - по выплатам.

Таблица 2 - Анализ качественного состава финансовых активов бюджетного учреждения за 2016-2018

гг.

Показатель Годы Абсолютное отклонение, +,- Темп роста (снижения),%

2016 2017 2018 2018-2017 2018/2017

Финансовые активы, всего -404173,31 424987,27 215335,02 -209652,25 50,67

В том числе

Денежные средства, по сумме, руб. 300576,45 334458,85 93210,92 -241248 27,87

по удельному весу, % -74,37 78,70 43,29 -35,41 -

Расчеты по доходам - 71441,00 96258,06 24817,06 134,74

по удельному весу, % - 16,81 44,70 27,89 -

Расчеты с подотчетными лицами 11763,97 - - - -

Расчеты с дебиторами -799760,57 - - - -

по удельному весу, % 197,88 - - - -

Расчеты по платежам в бюджет 83246,84 - - - -

Дебиторская задолженность по выплатам - 19087,42 25866,04 6778,62 135,51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по удельному весу, % - 4,49 12,01 7,52 -

Показатели результативности и эффективности использования бюджетных средств различаются. Показатель результативности отражает достижение поставленной цели реализации национальной программы или проекта. А показатель эффективности оценивает соотношение результатов и затраченных на их достижение ресурсов. При оценке эффективности использования бюджетных средств специалисты рекомендуют различать

плановую и фактическую эффективность. Плановая эффективность определяется соотношением планового результата (или целевого индикатора) программы и затрат на ее финансирование. Фактическая эффективность определяется путем сопоставления реальных результатов, полученных в процессе выполнения программы, с фактическими расходами бюджета на финансирование программы [5]. Путем сопоставления фактической и плановой эффективности можно проанализировать выполнение государственного задания в разные периоды времени.

Таким образом, развитие методики аудита эффективности на уровне антикризисного управления государственными финансами зависит от качества организации процессов аудита на местах - в учреждениях, подразделениях.

Методика аудита должна носить системный и комплексный характер и объединять компоненты методики: методы, процедуры, способы, доказательства, этапы аудита. Внешний государственный финансовый аудит основан на повышении качества и достоверности внутренних проверок в каждом экономической субъекте. Этот процесс в настоящее время находится в стадии становления и организационно -методической проработки. Ряд предложений практического характера по развитию системы внутреннего финансового аудита в бюджетном учреждении позволят повысить достоверность бюджетной отчетности, законность ведения бюджетного учета и прозрачность цепочки выделения и расходования бюджетных средств, которые, безусловно, должны дойти до адресата в процессе эффективного антикризисного государственного управления.

Источники:

1. Боброва Е.А. Стратегия развития государственного аудита в обеспечении эффективности использования бюджетных средств органами государственного управления / Е.А. Боброва, Н.В. Парушина, А.О. Перелыгина // В сборнике: Интеграция и гармонизация учёта, анализа и аудита в условиях цифровой экономики сборник научных трудов международного экономического форума. Орел, 2019.- С. 64-67.

2. Базарнова О.А. Три основные модели в сфере современного антикризисного управления / Базарнова О.А., Полянин А.В., Суровнева А.А. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 5 (46). С. 184-187.

3. Головина Т.А. Методика реализации процедур управленческого контроля в условиях экономической неопределенности / Головина Т.А. // Финансы и кредит. 2010. № 30 (414). С. 50-56.

4. Докукина И.А. Реализация концептуальной модели региональной инновационной системы / Полянин А.В., Докукина И.А. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 4. С. 40-44. 31

5. Лыгина Н.И. Качество жизни населения как индикатор социальной эффективности государственного управления / Лыгина Н.И., Рудакова О.В., Полянин А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 2 (19). С. 11-22.

6. Полянин А.В. Реализация конкурентных преимуществ устойчивого развития промышленных предприятий Орловской области на основе стратегического менеджмента / Полянин А.В., Докукина И.А. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 29-38.

7. Полянин А.В. Формирование экономического роста региона и управление социально-экономическим развитием региональных комплексов / Полянин А.В. // Вопросы экономики и права. 2011. № 31. С. 106-116.

8. Приказа Минфина России от 30.12.2016 N 822 (ред. от 27.07.2018) "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210724/ (дата обращения: 20.01.2020).

9. Суровнева А.А. Концептуальные аспекты антикризисного управления / Суровнева А.А., Суровнева В.А., Полянин А.В. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 1 (42). С. 235-238.

10. Стандарт государственного аудита 104 «Аудит эффективности» (с изменениями, в редакции от 23 апреля 2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: http://audit.gov.ru/about/document/standards.php?clear_cache=Y (дата обращения: 19.01.2020)

Sources:

1. Bobrova E. A. Strategy for the development of state audit in ensuring the efficiency of the use of budget funds by public authorities / E. A. Bobrova, N. V. Parushina, A. O. Perelygina // in the collection: Integration and harmonization of accounting, analysis and audit in the digital economy collection of scientific papers of the international economic forum. Eagle, 2019.- Pp. 64-67.

2. Bazarnova O. A. Three main models in the field of modern anti-crisis management / Bazarnova O. A., Polyanin A.V., Surovneva A. A. / / Bulletin of the Oryol state University. Series: New humanitarian studies. 2015. No. 5 (46). Pp. 184-187.

3. Golovina T. A. Methodology for implementing management control procedures in conditions of economic uncertainty / Golovina T. A. / / Finance and credit. 2010. No. 30 (414). Pp. 50-56.

4. Dokukina I. A. Implementation of a conceptual model of a regional innovation system / Polyanin A.V., Dokukina I. A. / / Izvestiya Yugo-ZAPADNOGO gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2013. No. 4. Pp. 40-44. Thirty one

5. Lygina N. I. Quality of life of the population as an indicator of social efficiency of public administration / Lygina N. I., Rudakova O. V., Polyanin A.V. / / Izvestiya Yugo-ZAPADNOGO gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2016. No. 2 (19). Pp. 11-22.

6. Polyanin A.V. Implementation of competitive advantages of sustainable development of industrial enterprises of the Oryol region on the basis of strategic management / Polyanin A.V., Dokukina I. A. / / Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2017. Vol. 7. No. 1 (22). Pp. 29-38.

7. Polyanin A.V. Formation of economic growth in the region and management of socio-economic development of regional complexes / Polyanin A.V. / / Questions of Economics and law. 2011. No. 31. Pp. 106-116.

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 30.12.2016 N 822 (ed. of 27.07.2018) "on approval of Methodological recommendations for the implementation of internal financial audit "[Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210724/ (accessed 20.01.2020).

9. Surovneva A. A. Conceptual aspects of anti-crisis management / Surovneva A. A., Surovneva V. A., Polyanin A.V. / / Bulletin of the Oryol state University. Series: New humanitarian studies. 2015. No. 1 (42). Pp. 235-238.

10. State audit standard 104 "efficiency audit" (as amended, as amended on April 23, 2019) [Electronic resource] / / Official website of the accounting chamber of the Russian Federation. URL: http://audit.gov.ru/about/document/standards.php?clear_cache=Y (accessed 19.01.2020)

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00018

М.В. Коган - доцент кафедры мировой экономики и финансов, к.э.н., Астраханский государственный университет, koganpmiop@maiI.ru,

M.V. Kogan - Associate Professor Chair of World Economy & Finances, PhD in Economics, Astrakhan State University;

Э.И. Скоблева - профессор кафедры мировой экономики и финансов, д.э.н., Астраханский государственный университет, skobIeva@maiI.ru,

E. I. Skobleva - FuII Professor Chair of World Economy & Finances, D.Sc. in Economics, Astrakhan State University.

МАСШТАБЫ РАЗВИТИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ THE SCALE OF DEVELOPMENT OF MULTINATION CORPORATION IN THE MODERN WORLD

Аннотация. В работе раскрыты роль и масштабы развития многонациональных корпораций в современном мире. Уделено внимание аспектам обеспечения конкурентоспособности и внешнеэкономической безопасности организации за счет постоянного изучения ими внешнего окружения и внешних факторов. Рассмотрены подходы экономистов к вопросу защиты внутреннего производства от иностранной конкуренции. На основе открытых статистических источников представлены и проанализированы данные о структуре многонациональных корпораций, в том числе отраслевой, показатели выручки и активов, место российских компаний в мировых рейтингах и доля участия иностранных многонациональных компаний в капитале российских предприятий. Сделаны выводы, что крупными международными корпорациями контролируется треть мирового производства и мировой торговли, около восьмидесяти процентов свободного капитала, в многонациональных компаниях занято свыше двадцати процентов рабочей силы, зачастую они - ключевые инвесторы в национальные экономики.

Annotation. The paper reveals the role and scale of development of multinational corporations in the modern world. Attention is paid to the aspects of ensuring the competitiveness and foreign economic security of the organization due to their constant study of the external environment and external factors. The approaches of economists to the issue of protecting domestic production from foreign competition are examined. Based on open statistical sources, data are presented and analyzed on the structure of multinational corporations, including industry, revenue and assets indicators, the place of Russian companies in world ratings and the share of foreign multinational companies in the capital of Russian enterprises. It is concluded that large international corporations control a third of world production and world trade, about eighty percent of free capital, multinational companies employ more than twenty percent of the workforce, often they are key investors in national economies.

Ключевые слова: многонациональные корпорации, мировая торговля, экономическая безопасность.

Keywords: multinational corporations, world trade, economic security.

Роль многонациональных корпораций (МНК) в современном мире трудно переоценить, их масштабы и влияние постоянно растут, оказывая воздействие не только на другие компании, но также и на динамику и степень развития отдельных стран. Причем, по ряду экономических показателей, МНК даже их опережают, что обусловливает возможность транснациональному бизнесу устанавливать на мировой арене свои «правила игры», извлекая максимальную выгоду из нарастающих процессов глобализации рынков и производства.

Традиционно принято считать начальным этапом транснационализации капитала проведение предприятием экспортных операций по продаже товаров, услуг, то есть - выход организации на внешний рынок, последующими - формирование за рубежом сбытовой сети, инвестиции и создание дочерних предприятий в нескольких странах и т.д.

Но, в любом случае, на каждом из этих этапов особую важность приобретают аспекты обеспечения конкурентоспособности и внешнеэкономической безопасности организации за счет постоянного изучения внешнего окружения и внешних факторов.

В свою очередь, конкурентоспособность предприятий, занятых во внешнеэкономической сфере является одним из ключевых факторов обеспечения внешнеэкономической и, соответственно, экономической без-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.