Научная статья на тему 'Концептуальные положения комплексной системы обучения школьников основам предпринимательской деятельности'

Концептуальные положения комплексной системы обучения школьников основам предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология обучения / предпринимательская компетентность / компетенция / содержание образования / компетентностный подход / деятельностный подход / личностный компонент / образовательный результат / training technology / entrepreneurial competence / competency / educational content / competency-based approach / activity approach / personal component / educational result

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мереняшев Максим Витальевич

Рассматривается образовательная технология обучения основам предпринимательской деятельности: подходы к созданию концептуальной основы для практической реализации компонентов системы обучения. Обобщены теоретические и методологические данные подходов к формированию компетенций предпринимательской деятельности, выделены особенности инновационно-предпринимательского и социально-коммуникативного компонентов содержания образования. Основное внимание уделено объединению компетентностного и деятельностного подходов, ценностной позиции личности, а также направленности содержания образования на создание социально значимого продукта. Выделены уровни образовательного результата в готовности участников образовательного процесса к организации и реализации предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual provisions for complex system of teaching principles of entrepreneurship to school students

In this work, the educational technology of teaching the basics of entrepreneurial activity is considered: approaches to creating a conceptual framework for the practical implementation of the training system components. Theoretical and methodological data of approaches to the formation of competencies of entrepreneurial activity are summarized, peculiarities of innovation-entrepreneurial and socio-communicative components of educational content are highlighted. The main attention is paid to the integration of competence-based and activity approaches, personal value position, as well as to the orientation of educational content towards the creation of a socially significant product. The levels of educational result in the readiness of participants of the educational process to the organization and implementation of entrepreneurial activity have been highlighted.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения комплексной системы обучения школьников основам предпринимательской деятельности»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 1 (41). С. 206—210.

Economic and Social Research. 2024. No. 1 (41). P. 206—210.

Научная статья

УДК 373.61

doi: 10.24151/2409-1073-2024-1-206-210

https://elibrary.ru/jwqcjv

Концептуальные положения комплексной системы обучения школьников основам предпринимательской деятельности

М. В. Мереняшев

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия prpapamoscow@gmail.com

Аннотация. Рассматривается образовательная технология обучения основам предпринимательской деятельности: подходы к созданию концептуальной основы для практической реализации компонентов системы обучения. Обобщены теоретические и методологические данные подходов к формированию компетенций предпринимательской деятельности, выделены особенности инновационно-предпринимательского и социально-коммуникативного компонентов содержания образования. Основное внимание уделено объединению компетентностного и деятельностного подходов, ценностной позиции личности, а также направленности содержания образования на создание социально значимого продукта. Выделены уровни образовательного результата в готовности участников образовательного процесса к организации и реализации предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: технология обучения, предпринимательская компетентность, компетенция, содержание образования, компетентностный подход, деятельностный подход, личностный компонент, образовательный результат

Для цитирования: Мереняшев М. В. Концептуальные положения комплексной системы обучения школьников основам предпринимательской деятельности // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 1 (41). С. 206—210. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-1-206-210 EDN: JWQCJV.

Original article

Conceptual provisions for complex system of teaching principles of entrepreneurship

to school students

M. V. Merenyashev

Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia prpapamoscow@gmail.com

© Мереняшев М. В.

Abstract. In this work, the educational technology of teaching the basics of entrepreneurial activity is considered: approaches to creating a conceptual framework for the practical implementation of the training system components. Theoretical and methodological data of approaches to the formation of competencies of entrepreneurial activity are summarized, peculiarities of innovation-entrepreneurial and socio-communicative components of educational content are highlighted. The main attention is paid to the integration of competence-based and activity approaches, personal value position, as well as to the orientation of educational content towards the creation of a socially significant product. The levels of educational result in the readiness of participants of the educational process to the organization and implementation of entrepreneurial activity have been highlighted.

Keywords: training technology, entrepreneurial competence, competency, educational content, competency-based approach, activity approach, personal component, educational result

For citation: Merenyashev M. V. "Conceptual Provisions for Complex System of Teaching Principles of Entrepreneurship to School Students". Economic and Social Research 1 (41) (2024): 206-210. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-1-206-210 EDN: JWQCJV.

В современном обществе подготовка граждан к успешному ведению предпринимательской деятельности, представленной в качестве инструмента социальной интеграции и занятости различных категорий граждан, не только сохраняет свою актуальность в образовательной сфере, но и требует повышенного внимания, что обусловлено системными изменениями, отмеченными учеными и специалистами [1, с. 339]. В частности, это противоречия в практике обучения предпринимательской деятельности и сложности в формировании профессионально-личностного портрета субъекта деятельности [4, с. 35]. Мы отмечаем некоторую фрагментарность в результатах исследовательских работ, что не позволяет выстроить концептуальные основы, способствующие организации комплексной и непрерывной системы обучения предпринимательской деятельности, и констатируем недостаточность научного обоснования модели (содержания и структуры) и технологии образовательного процесса по формированию предпринимательской компетентности, в котором представляется образовательный результат. Поэтому обращаем внимание на уровень включенности основ обучения предпринимательской деятельности в такую форму образовательного результата, как компетентность.

Детальное рассмотрение результатов исследований, посвященных компетенциям предпринимательской деятельности, вскрывает противоречия, обусловленные следующими факторами: несогласованность требований современного социального запроса к знаниевой составляющей процесса обучения, определяющего важность формирования предпринимательской компетентности; недостаточная взаимосвязь положений компетент-ностного подхода. Особенно ярко указанная недостаточность проявляется при сопоставлении обязательных для предпринимательской компетентности компонентов — когнитивного и операционально-технологического, между ними в образовательном процессе не установлены параметры взаимосвязи [3, с. 49]. В свою очередь, отсутствие этой взаимосвязи свидетельствует об отсутствии единства образовательного процесса, имеющего особенности, в частности призванного реали-зовывать, помимо названных компонентов компетентностного подхода, такую форму образовательного результата, как формирование личности и гражданина. В части этого подхода содержание образования требует мотивационной, социальной, этической и поведенческой составляющих. В связи с этим признаем необходимость равенства

в образовательном результате предпринимательской компетенции и образованности, — образованности как осознания личностью необходимых качеств субъекта предпринимательской деятельности.

Компетентность как вид деятельности предполагает включение деятельностного подхода в образовательный процесс по формированию образовательного результата. Ядро подхода составляет формирование личностного компонента компетенции, рассматриваемого как мера рефлексии над смыслом и ценностью осуществляемой деятельности [6, с. 117].

Признавая личностно ориентированную суть ядра предпринимательской компетентности, обратимся к сущностному уровню освоения содержания образования, таким образом стремясь сформулировать конкретные характеристики социального феномена предпринимательской деятельности. Поэтому среди характеристик, обоснование которых представлено в современных исследованиях, выделим направленность предпринимательской деятельности на социальную ценность, которая не вступает в противоречие с комплексом задач, включающих коммерческие запросы.

Сочетаемость предпринимательской деятельности и социальной миссии подчеркивается в тех исследованиях, где научно обоснована такая «двойная результативность». Так, характер предпринимательской деятельности в большинстве работ определен как взаимообусловленность ее целеполагаю-щих компонентов, это — социальная миссия и эффект, экономическая ценность и финансовые результаты [2, с. 94].

Позволяет осмыслить и признать социальную значимость предпринимательской деятельности компетентностный портрет предпринимателей, в характеристиках которого наиболее четко выделены коммуникативные компетенции, способность создавать социальные ценности (продукты, услуги). Благодаря коммуникативным компетенциям становится возможным, с одной стороны,

создание эффективной команды с межличностной коммуникацией, с другой стороны, развитие коллективных форм взаимодействия с общественными группами посредством коммуникации со стейкхолдерами [5, с. 184]. Среди характеристик, от которых в полной мере зависит организация коммуникативных взаимодействий между участниками предпринимательской деятельности, на наш взгляд, следует отметить: способность создавать межорганизационные связи, невзирая на разность секторов экономики; способность привлекать средства и управлять ресурсами, а также способность к увеличению каналов взаимодействий [7, с. 238].

Уделяя внимание коммуникативной компетентности предпринимателей, не следует игнорировать положения персоналистского подхода, инструментарий которого направлен на выявление и анализ психологических качеств, так называемых Personal Traits субъектов взаимодействий [3, с. 50]. В обосновании учета психологических качеств принимаются во внимание взаимоотношения между людьми при организации и реализации предпринимательской деятельности.

Содержание образовательного процесса по формированию предпринимательской компетентности имеет два обязательных компонента — инновационно-предпринимательский и социально-коммуникативный. При внимательном рассмотрении можно сделать вывод о включенности в предметную область инновационно-предпринимательской деятельности таких компетенций, как проектная, управленческая и аналитическая. Ценность этих компетенций заключается в развитии соответствующих качеств: способность к командной организации, ориентированной на поиск и применение ресурсов предпринимательской деятельности, а также в целях измерения результативности деятельности — владение оценочным инструментарием, навык мониторинговых мероприятий.

Предметная область социально-коммуникативной деятельности объединяет

компетенции, требуемые для получения результатов коммуникативного взаимодействия — в фандрайзинге, маркетинге и нетворкинге. Это межорганизационные взаимодействия в различных сферах общества, целью которых является расширение сети контактов и привлечение ресурсов.

Структурно-функциональная организация образовательного процесса по формированию компонентов предпринимательской компетентности, аргументированная нами в ходе теоретического анализа, позволяет интервьюировать участников образовательного процесса с целью определить уровень потребности в приобретении предпринимательских компетенций. Направленность социально-коммуникативного компонента характеризует потребность учащихся в решении социальных проблем и коммуникативную активность, инновационно-предпринимательского компонента — потребность учащихся в освоении предпринимательских навыков и развитии инновационного мышления. Образовательный результат включает три уровня развития компетенций, в соответствии со степенью готовности учащихся к предпринимательской деятельности.

Высокий уровень. Активная позиция в организации и реализации предпринимательской деятельности, демонстрация способностей и умений самостоятельно прогнозировать результаты, достигать намеченной цели, выраженной конкретным социально значимым продуктом, производить оценку достижений в соответствии с показателем дол-госрочности реализуемого проекта.

Средний уровень. Осознанное стремление учащегося к решению задач проекта, без включения в управленческую деятельность по его реализации, коррекции и оценке.

Низкий уровень. Ограниченность целепо-лагания развитием собственных компетенций, игнорирование значимости решения социальной проблемы, сформулированной в рамках проекта.

Обозначенные уровни сформированно-сти образовательного результата соответствуют трем субъектным позициям, а именно: «руководитель» (высокий уровень), «ведущий исполнитель» (средний уровень) и «исполнитель» (низкий уровень).

По результатам исследования концептуальных положений компетентностного содержания образования мы составили комплексную основу для системы обучения предпринимательской деятельности и отметили значимость объединения положений деятельностного подхода, ядро которого формируется личностной компетентностью, с компетентностным подходом. Полученные результаты могут быть использованы при построении модели образовательной деятельности по формированию предпринимательских компетенций учащихся общеобразовательных учреждений.

Список литературы и источников

1. Абаева С. М., Тенитилова К. С., Беляева В. Г.

Обучение будущих специалистов сферы экономики и менеджмента предпринимательской деятельности в условиях высшего образования // Трибуна ученого. 2022. № 6. С. 338—340. ББ№ СЬЮН^.

2. Гадилия А. М. Проявление склонности к предпринимательской деятельности у студентов разных профилей обучения // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2022. № 22-3. С. 90—95. ББ№ щгБОм.

3. Кайкова Е. Р., Мамонова Ю. В. Роль информационных технологий в процессе обучения на примере дисциплины «Предпринимательская деятельность» // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике: материалы XI межвуз. науч.-практ. конф. (Ярославль, 09—11 нояб. 2017). Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушин-ского, 2017. С. 47—50. ББ№ гЕИОВ.

4. Ломакина Т. Ю., Васильченко Н. В. К проблеме обучения предпринимательскому мышлению и деятельности в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4 (43). С. 32—38. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10404 EDN: BHIMIB.

5. Майкова П. Н., Майкова Е. Н. Основание к обучению предпринимательской деятельности // Форум молодых ученых. 2022. № 4 (68). С. 182—186. EDN: MUVRGS.

6. Пашкова С. Е. Практика организации обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации // Костинские чтения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Н. В. Локтюхиной, С. А. Шапиро. М.: Акад. труда и социальных отношений, 2020. С. 116—119. EDN: ITUHSO.

7. Хоружий Л. И. Использование элементов проектно-ориентированного обучения в курсе «Организация предпринимательской деятельности» для бакалавров и магистров высшей школы // Дистанционное обучение: методы и приемы: сб. статей / отв. ред. И. С. Юхнова. Нижний Новгород: Нац. ис-след. Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2020. С. 236—240. EDN: YECKQZ.

References

1. Abaeva S. M., Tenitilova K. S., Belyaeva V. G. "Training of Future Specialists in the Field of Economics and Business Management in the Conditions of Higher Education". Tribuna uche-nogo = Tribune of the Scientist 6 (2022): 338—340. (In Russian). EDN: CLDHNQ.

2. Gadiliya A. "Manifestation of the Propensity to Entrepreneurial Activity among Students of Different Fields of Study". Nauchnyye trudy Respub-likanskogo instituta vysshey shkoly. Istoricheskiye i psikhologo-pedagogicheskiye nauki 22-3 (2022): 90—95. (In Russian). EDN: IQZFOM.

3. Kaykova E. R., Mamonova Yu. V. "Role of Information Technologies in the Process of Education as Exemplified by 'Entrepreneurial Activity' Discipline". Ekonomicheskiy potentsial stu-denchestva v regional'noy ekonomike: proceedings

of 11th Interuniversitary res.-to-pract. conf. (Yaroslavl', 09—11 noyab. 2017). Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical Univ. n. a. K. D. Ushinsky, 2017. 47—50. (In Russian). EDN: ZFJZOB.

4. Lomakina T. Ju., Vasilchenko N. V. "On the Problem of Teaching Entrepreneurial Thinking and Activities in the Technical Vocational Education and Training". Professional'noe obrazova-nie i rynok truda = Vocational Education and Labour Market 4 (43) (2020): 32—38. (In Russian). https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10404 EDN: BHIMIB.

5. Maykova P. N., Maykova E. N. "Basis for Entrepreneurship Training". Forum molodykh uchenykh 4 (68) (2022): 182—186. (In Russian). EDN: MUVRGS.

6. Pashkova S. E. "Practical Activity of Organization of Teaching Fundamentals of Entrepreneur-ship to Unemployed Citizens in Subdivisions of the Russian Federation". Kostinskiye chteniya: proceedings of 3rd International res.-to-pract. conf. Acad. eds N. V. Loktyukhina, S. A. Shapiro. Moscow: Academy of Labour and Social Relations, 2020. 116—119. (In Russian). EDN: ITUHSO.

7. Khoruzhii L. I. "Using the Elements of Project-Oriented Training in the Course 'Organization of Entrepreneurial Activity' for Bachelors and Masters of Higher Education". Distantsionnoye obucheniye: metody i priyemy: collection. Publ. ed. I. S. Yukhnova. Nizhni Novgorod: Lobachevsky State Univ. of Nizhni Novgorod, 2020. 236—240. (In Russian). EDN: YECKQZ.

Информация об авторе

Мереняшев Максим Витальевич — аспирант, Московский педагогический государственный университет (Россия, 119991, Москва, Малая Пироговская ул., 1).

Information about the author

Maxim V. Merenyashev — Postgraduate Student, Moscow State Pedagogical University (Russia, 119991, Moscow, Malaya Piro-govskaya str., 1).

Статья поступила в редакцию 18.12.2023.

The article was submitted 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.