Научная статья на тему 'Концептуальные положения государственного регулирования и рыночного саморегулирования с целью экономического роста региона'

Концептуальные положения государственного регулирования и рыночного саморегулирования с целью экономического роста региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / THE REGION'S MARKET ECONOMY / РЕГИОН / GOVERNMENT REGULATION / MARKET SELF-REGULATION / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянин Андрей Витальевич

Рассмотрены концептуальные положения роли и места государства в системе рыночной экономики, соотношение государственного регулирования и рыночного саморегулирования хозяйственных процессов с целью экономического роста региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF STATE REGULATION AND MARKET SELF-REGULATION WITH THE AIM OF ECONOMIC GROWTH IN THE REGION

Examine concept position of role and place state in system market economic, correlation state regulation and market self-regulation of economic process with the purpose economic growth region

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения государственного регулирования и рыночного саморегулирования с целью экономического роста региона»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ПОЛЯНИН А.В.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЫНОЧНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА

Рассмотрены концептуальные положения роли и места государства в системе рыночной экономики, соотношение государственного регулирования и рыночного саморегулирования хозяйственных процессов с целью экономического роста региона.

РОЬУАШЫ А. V.

CONCEPT OF STATE REGULATION AND MARKET SELF-REGULATION WITH THE AIM OF ECONOMIC GROWTH IN THE

REGION

Examine concept position of role and place state in system market economic, correlation state regulation and market self-regulation of economic process with the purpose economic growth region.

Ключевые слова: государственное регулирование, рыночное саморегулирование, экономический рост, регион, рыночная экономика.

Keywords: government regulation, market self-regulation, economic growth, the region's market economy.

Увеличение масштабов регионального воспроизводства и в целом совокупного производства и потребления в стране приводит к экономическому росту, который измеряется темпами роста или прироста таких макроэкономических показателей, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, валовой региональный продукт, за определенный период времени.

В определенные исторические периоды экономическая роль государства варьирует, прежде всего, возрастая в период бурного роста технико-экономического обобществления производства или в период глубокой и затяжной экономической стагнации.

Категориальный статус государственного регулирования экономики, его место и роль в хозяйственном механизме, экономической жизни должен быть адекватен уровню развития производительных сил и зрелости производственных отношений. В современных условиях дискуссии о смысле и содержании экономических реформ во многом определяются неоднозначным толкованием роли и места государства в системе рыночной (смешанной) эко-

номики, соотношения государственного регулирования и рыночного саморегулирования хозяйственных процессов. Весьма широк спектр точек зрения по данной проблеме: от полного признания эффективности и желательности активного государственного регулирования рыночной экономики, данная точка зрения изложена в научных трудах Дж. М. Кейнса, М. Фридмена, Ф. Хайека, до противоположных взглядов в работах В.Ойкена, Ф. Бена, В. Репке, являющихся разработчиками теории ордолиберализма, основанной на возможности эффективного функционирования саморегулирующейся рыночной системы хозяйствования. В связи с этим, методологический аспект проблемы предполагает систематизацию мирового опыта и практики государственного регулирования экономикой.

Главным идеологом активного вмешательства в экономику является Дж. М. Кейнс, целевые приоритеты учений которого - занятость и стабильность экономического роста - достигаются путем определенных инструментов - государственного бюджета и денежно-кредитной политики, поскольку рыночные механизмы не имеют возможности обеспечить стабильный экономический рост. Учения Дж. М. Кейнса применялись в 20 веке правительствами США, Дании, Франции и других стран и показали свою результативность, доказывая необходимость государственного регулирования на переходных этапах реформирования производства, причем в годы кризисов роль государства наиболее возрастает.

Для предотвращения или снижения влияния кризисных явлений правительство встраивает в экономику плановые начала: вмешивается в процессы экономического роста, увеличивает государственную поддержку. При стабильном развитии экономики регулирующая роль государства ослабевает.

В настоящее время среди большинства российских ученых экономистов сложилось мнение о том, что полный отказ от государственного обеспечения российского товаропроизводителя невозможен в силу его многих исторических особенностей, при этом с различных позиций они рассматривают проблему комплексности и системности решения задач.

Любая экономическая система сталкивается с рядом фундаментальных проблем экономической организации, которые в условиях рыночной экономики должны решаться с помощью механизма спроса и предложения, свободных колебаний рыночных цен и других основополагающих экономических законов. Однако эта модель является идеальной конструкцией свободного рынка, который нельзя абсолютизировать применительно к определенной конкретной сфере экономики. В связи с чем, его успешное функционирование в любой отрасли, по нашему мнению, возможно лишь при наличии необходимой организации государственного регулирования и создания оптимальной рыночной инфраструктуры, которую следует понимать как целостную систему, включающую необходимую правовую и институционную базу, налоговую систему, отлаженные финансово-кредитные механизмы, эффективные рыночные структуры, свободу доступа для всех субъектов хозяйствования. На практике рыночная система хозяйствования обнаруживает свое несовершенство, несостоятельность которой проявляется в неспособно-

сти скоординировать решения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности в распределении и использовании экономических ресурсов. Отсюда следует необходимость внешнего по отношению к рынку «регулятора», который способен компенсировать недостатки рыночной системы, скоординировать процессы экономического выбора в эффективном направлении. В качестве этого регулятора естественным образом выступает государство. Оно создает необходимую для эффективной работы рынка инфраструктуру и решает проблемы, которые только рыночными механизмами решаются не в полной мере или решаются неэффективно

[5].

Таким образом, экономическая теория и практика признает необходимость, возможность и целесообразность государственного вмешательства во многие сферы экономики, при этом не игнорируя основные принципы рыночного регулирования.

К основным принципам регулирования производства можно отнести.

1. При рыночном регулировании это следующие принципы:

❖ единое экономическое пространство;

❖ ценовая политика и ценообразование;

❖ система правовых отношений между субъектами рынка;

❖ маркетинг;

❖ конкурентоспособность продукции;

❖ финансово-кредитная политика негосударственных субъектов;

2. При государственном регулировании применимы принципы:

❖ единство экономических, правовых и социальных целей;

❖ система налогообложения;

❖ антимонопольное регулирование;

❖ госзаказ и протекционизм;

❖ сочетание индикативных и директивных методов планирования;

❖ финансово-кредитная политика государственных субъектов [2].

В современных условиях хозяйствования функционирование товаропроизводителей в условиях рыночной экономики, комплексное воздействие государства на экономические отношения в сфере регионального производственного комплекса сводится к созданию оптимальных условий воспроизводства с учетом влияния факторов рыночного саморегулирования. При сочетании рыночных и государственных принципов регулирования к основным направлениям регулирования производства относятся:

❖ формирование и функционирование рынка продукции, сырья и продовольствия;

❖ финансирование, кредитование и страхование;

❖ правовая и экономическая защита интересов товаропроизводителей;

❖ развитие социальной сферы;

❖ развитие и осуществление научной деятельности.

Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающей социальное благополучие наиболее развитых стран и ростом богатства народов, служит смешанная экономика. Ей свойственны свои достоинства и недостат-

ки, уравновешивая которые она прошла через кризисы перепроизводства, социальные потрясения и этапы экономического роста. Основу ее современной организации составляют два «начала»: рынок и государственное регулирование. Она модифицирована к национальным особенностям хозяйствования практически всех экономически развитых стран, их достаточно сложных экономических и социальных проблем. Устойчивость, гибкость, способность к трансформации - это свойства и характеристики, привлекающие заметный интерес к экономическим системам подобного типа.

Если рассматривать рыночную систему, то привести краткое и однозначное определение сложно прежде всего потому, что это не застывшее и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление. Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов, только эта система создает условия для их эффективного использования. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора рассматриваются в фундаментальных научных теориях, которые практически совпадали по времени возникновения, но принципиально различались по содержанию и выводам, речь идет об идеях альтернативных издержек и общественном выборе, обоснованных крайне различающимися авторами Ф. Визером и К. Марксом.

В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой величину фиксированную. Применение практически всех, в особенности первичных, ресурсов (земли, труда и капитала) в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в другой. Прежде всего ограниченность свойственна земле, не только в смысле естественных планетарных пределов земной суши и территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в другом секторе экономики. И, в свою очередь, в аграрном секторе земля используется в одной или другой его отрасли [1].

Вообще любая конкретная научная модель рыночной организации хозяйственной деятельности лишь дает приближенное понимание того, как функционируют его важнейшие механизмы. Более того, в реальной действительности даже в тех странах, где рынок традиционен и функционирует на протяжении нескольких столетий, она не считается идеальной. Любое описание рыночной организации служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться реальная экономика, идеология которой не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением. Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход [6]. В этом смысле рыночная организация хозяйства оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов.

Однако она способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним относятся:

❖ законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;

❖ защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;

❖ гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;

❖ использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;

❖ осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;

❖ поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики.

Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем, примером могут служить сферы совокупного социального и муниципального потребления.

В экономической теории существует множество определений сущности понятия «государственное регулирование». Они концентрируются в выявленной объективной общемировой тенденции развития осознанного управления экономической жизнью общества, субъектом рынка, регионом, национальной экономикой посредством прогрессирующего государственного регулирования противоречий меняющихся экономических систем. Государственное регулирование экономики - целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынка посредством микро- и макроэкономических параметров в целях достижения роста общей экономической системы.

Государственное регулирование экономики образует определенную иерархическую систему, включающую разграничение полномочий в принятии решений между законодательной, исполнительной и судебной властью. В системе инструментов регулирования экономики, находящихся в распоряжении субъектов экономической политики, можно выделить меры административного, экономического и правового характера, образующие в совокупности механизм государственного воздействия. Инструменты воздействия на хозяйственные процессы, направленные на реализацию государственной политики в этой области, разнообразны и различаются, прежде всего, по степени интенсивности вмешательства государства в экономическую жизнь. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие методы воздействия:

1. Административные (законы, законодательные акты, требования, нормы, предписания, запреты и т.д.);

2. Информационные (консалтинговые услуги, поддержка научно-исследовательских центров, международные проекты и т.п.);

3. Экономические:

❖ бюджетно-налоговые (субсидии, субвенции, дотации, ассигнования, таможенные пошлины, налоговые льготы);

❖ денежно-кредитные (учетная ставка банковского процента, кредитные льготы, операции на рынке ценных бумаг, валютные инструменты);

❖ ценовые (регулируемые цены, свободные цены, компенсации и доплаты при различных видах ценообразования).

В зависимости от поставленных целей и классификационных признаков можно представить достаточно большое количество инструментов и форм государственного воздействия. В связи с чем, представленная классификация не является исчерпывающей, а имеет возможность изменяться и дополняться ситуативно. Все методы располагают большим набором форм регуляторов, инструментов воздействия на явления и процессы, происходящие на любом уровне и в любом звене управления.

Существует ли критерий, с помощью которого можно было бы осуществить выбор обществом экономической организации? Ответ на этот вопрос имеет почти уже трехсотлетнюю историю. Так, российский автор И.Т. Посошков в своем произведении «Книга о скудности и богатстве» (1724г.) пытался обосновать необходимость совершенствования отечественной экономики. В 1776г. был опубликован основополагающий труд английского экономиста А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», который также посвящен идее поиска более совершенной и богатой экономической системы. Поиск эффективной организации экономики и сегодня не утратил своей актуальности. Он затрагивает страны не только с реформируемой экономикой, но и развитой, вполне преуспевающей в данный момент экономикой. Ряд выдающихся современных исследователей, ищущих ответ на вопрос об эффективности экономических систем, представляет, например, Нобелевский лауреат 1991г. Рональд Коуз с его идеей транзакционных издержек.

Поиск критериев выбора обществом экономической организации связан с определением уровня или оценкой общественных издержек, требующихся для создания и функционирования ее структур. Издержки, которые несет общество при выборе экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий и фирм, Р. Коуз называет «транзакционны-ми». Уровень этих издержек у фирм различного типа неодинаков. В любой экономической организации с развитыми товарными взаимосвязями фирмы вынуждены расходовать средства на поиск и обработку информации о ценах и технологиях, на заключение контрактов и их юридическое оформление, на контроль за их исполнением и т.д. Эти издержки могут быть скрыты от стороннего наблюдателя, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры подобных издержек нередко способны

превысить экономический эффект от них и заблокировать возможность осуществления взаимосвязей в целом. Это относится как к частным фирмам, работающим на принципах самоуправления, так и к государственному сектору и регулированию фирмами, не имеющими хозяйственной и коммерческой самостоятельности.

Функционирование органов государственного регулирования экономикой, в особенности если оно всеобъемлюще, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление [3].

Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти «даром» и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей, и цена возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи.

В современных экономических моделях право на существование могут получить такие организационные формы и структуры, которые по уровню транзакционных издержек окажутся дешевле, потребуют меньше затрат для получения одного и того же результата. Как отмечает Р. Коуз, только дороговизна организации и функций координации способна устранить конкурентный ценовой механизм самоуправления, если он окажется дороже. И наоборот, в той мере, в какой государственное регулирование хозяйственной деятельности фирм позволяет экономить транзакционные издержки, рыночные механизмы саморегулирования должны вытесняться или ограничиваться.

В современных российских условиях хозяйствования и функционирования производителей в условиях рыночной экономики воздействие государственного регулирования по отношению к производству сводится к созданию комплекса оптимальных условий воспроизводства с учетом влияния факторов рыночного саморегулирования при использовании наиболее действенных форм и методов воздействия [4].

На наш взгляд наибольший интерес представляет применение процессов инвестирования при сочетании рыночных и государственных принципов регулирования производства. Современная экономическая наука использует широкий спектр терминов для исследования процессов, призванных в воспроизводственном цикле обеспечивать функционирование инвестиционной составляющей. Многообразие подходов к формулировке понятия «инвестиции», зачастую противоречивых и экономически неверно отражающих смысл и содержание данной категории, приводит к ложным выводам о механизме формирования и дальнейшем развитии всей инвестиционной сферы как с точки зрения теории макропроцессов, так и практики решения микроэкономических проблем. Исследование категориальной сущности инвестиционной составляющей современного воспроизводственного процесса как главного фактора экономического роста является той теоретической базой, проработка

которой должна составить основу для формирования эффективной стратегии

управления регионом как экономическим субъектом.

_Литература_

1. Азарнова Т.В. Механизмы аналитического планирования развития региональной экономической системы / Т.В. Азарнова // Системы управления и информационные технологии, 2008, №3 (33). - С. 316-319.

2. Башмачникова Е.В. Теоретические аспекты регионального экономического развития / Е.В. Башмачникова, Н.А. Вакулевич // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика, 2007, №2. -С. 21-28.

3. Иншаков О.В. Анализ структурных изменений и перспектив развития региональных экономических систем / О.В. Иншаков, И.В. Шаркевич, А.В. Шевандрин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология, 2006, №10. - С. 56-67.

4. Исянбаев М.Н. Региональная социально-экономическая политика в современных условиях: сущность, принципы и механизмы реализации / М.Н. Исянбаев // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2009, №1. - С.14-20.

5. Саая С.Н. Организационно-экономический механизм сглаживания поляризации в региональном развитии / С.Н. Саая // Сибирская финансовая школа, 2007, №4. - С. 16-21.

6. Савеличев М.В. Типы российских региональных экономических систем / М.В. Савеличев, А.Р. Шарапов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы, 2004, №2. - С. 228232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.