Научная статья на тему 'Развитие локальных внутренних рынков в условиях глобализации рыночного пространства'

Развитие локальных внутренних рынков в условиях глобализации рыночного пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / MARKET / MARKET MECHANISM / CONSUMER MARKET / REGIONAL MARKET / ECONOMIC MECHANISM / CONSUMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширяева Татьяна Юрьевна

Малое предпринимательство является непременным атрибутом рынка и рыночных отношений. Рынок выступает как система экономического регулирования, которая объективно отражает закономерности общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LOCAL HOME MARKETS UNDER MARKET ENVIRONMENT GLOBALIZATION

Small business is an indispensable attribute of the market and market relations. Market is a system for economic regulation which objectively reflects the laws of social development.

Текст научной работы на тему «Развитие локальных внутренних рынков в условиях глобализации рыночного пространства»

УДК 338.242

РАЗВИТИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Татьяна Юрьевна Ширяева

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: eim447@gmail.com

Малое предпринимательство является непременным атрибутом рынка и рыночных отношений. Рынок выступает как система экономического регулирования, которая объективно отражает закономерности общественного развития.

Ключевые слова: рынок, рыночный механизм, потребительский рынок,

региональный рынок, экономический механизм, потребитель.

DEVELOPMENT OF LOCAL HOME MARKETS UNDER MARKET ENVIRONMENT GLOBALIZATION

Tatiana Yu. Shiryayeva

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Assoc Prof, Department of Management and Business, tel. (383)361-01-24, e-mail: eim447@gmail.com

Small business is an indispensable attribute of the market and market relations. Market is a system for economic regulation which objectively reflects the laws of social development.

Key words: market, market mechanism, consumer market, regional market, economic mechanism, consumer.

Рынок является одним из универсальных средств регулирования жизни общества. За свою многовековую историю рынок претерпел существенные изменения, но в главном остался неизменным. На рынке в столкновении спроса и предложения определяются: качество и цена, необходимость в произведенном товаре; здесь потребитель свободно реализует право выбора, а производитель готов бороться за то, чтобы выбор был сделан в его пользу.

При товарно-денежных отношениях рынок выступает как система экономического регулирования, которая объективно отражает закономерности общественного развития. Это достигается путем стремления свободного рынка к саморегулированию, т.е. к системе равновесия, в основе которой лежит закон спроса и закон предложения.

Закон спроса отражает зависимость между ценой и спросом, а закон рыночного предложения отражает зависимость между ценой и предложением товара на рынке.

Рыночный механизм через систему цен и конкуренцию «наводит порядок в потенциальном хаосе». Эта система сама определяет что производить (решение о производстве продукции выносят покупатели, которые «голосуют» за производство своими деньгами); как производить (эту проблему решают производители, которые стремятся получить наибольший доход от производства); и, наконец, для кого должно осуществляться производство (эта проблема решается в пользу тех, кто располагает необходимыми доходами

- денежными ресурсами) [1].

В результате необходимого сочетания интересов достигается эффективное использование ограниченных ресурсов, устанавливаются оптимальные пропорции и

объем производства товаров и услуг. При этом выбирается такой способ производства, который обеспечивает минимум издержек и максимум прибыли.

Общими подходами к определению сущности рыночной экономики являются те принципы, на которых она базируется. К ним в частности относятся:

- децентрализация экономической власти, которая обеспечивается частной собственностью на ресурсы производства и потребителя;

- разделение государственного и хозяйственного управления, то есть невмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий;

- свободное движение всех факторов производства и рабочей силы;

- свободное ценообразование с учетом издержек производства, спрос и предложения;

- открытость и доступность рынка, что в сочетании с частной собственностью на ресурсы обеспечивает создание конкурентной среды;

- ориентация на потребителя, которая означает, что производить нужно то, что можно продать;

- саморегулирование, то есть каждый субъект рынка имеет право выбора деятельности, руководствуясь собственными интересами и неся за себя всю полноту ответственности;

- компромиссы между субъектами рыночной экономики, которые обеспечивают учет взаимных интересов и развитие экономики.

Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей [2, с. 14]. При этом он рассматривается с позиций процесса воспроизводства и переплетения взаимодействий как производителей, так и потребителей различных видов товаров и услуг.

А.С. Новоселов предлагает и с этим нельзя не согласиться региональные рынки классифицировать по ряду признаков [2, с. 11-17]. В частности при классификации по воспроизводственному признаку в системе региональных рынков можно выделить три подсистемы: 1) рынки, связанные с обеспечением потребностей населения региона (рынки потребительских товаров и услуг); 2) рынки, связанные с формированием материальновещественных потоков и обеспечением воспроизводства орудий и предметов труда; 3) рынки, связанные с формированием трудовых, финансово-кредитных и информационных ресурсов.

По признаку объектов купли продажи в системе региональных рынков выделяются потребительский рынок, рынок средств производства, финансовый рынок, рынок труда и рынок информации.

По пространственному признаку региональные рынки можно разделить на локальные (на уровне города, района), региональные (областные) и зональные (межобластные).

По материально-вещественному признаку региональные рынки подразделяются на рынки материальных благ (товаров потребительского и производственного назначения), и нематериальных благ (потребительских и производственных услуг, финансово-кредитных ресурсов, информации, культурных ценностей и др.)

По субъектному признаку выделяются рынки потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений.

Каждый из предлагаемых подходов имеет свои достоинства и недостатки.

Для целей исследования сконцентрируем внимание на изучение локальных рынков, связанных с обеспечением потребностей населения в товарах и услугах, поставляемых малым бизнесом.

Рынок потребительских товаров отличается от рынков труда, финансов, недвижимости тем, что он прямо или косвенно (опосредованно) выражает экономические отношения между производителями и населением. Он является наиболее массовым по

числу субъектов и объектов и представляет собой социализированный рынок, так как от его развития зависит жизнеобеспечение населения.

Конечная цель функционирования рынка потребительских товаров - удовлетворение материальных и иных потребностей населения [3, с. 15].

Социально-ориентированное рыночное хозяйство предполагает защиту интересов собственных производителей, торговли и потребителей (национальных, региональных). Социально-ориентированная экономика - атрибут внутреннего рынка.

Потребительский рынок - категория, изученная достаточно глубоко отечественными и зарубежными экономистами и, тем не менее, новые условия требуют переосмысления содержания, условий, методов и механизма управления рынком.

Региональный рынок потребительских товаров по своей экономической сущности -совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обращения региона, которые формируются под влиянием спроса и предложения и с учетом методов регулирования рынка на территории. Он включает в себя рынок продовольственных и непродовольственных товаров.

Активная часть баланса ресурсов регионального рынка представлена производством товаров на территории, импортом и ввозом из других регионов. По продовольственным товарам первой жизненной необходимости в активную часть следует включать кроме предлагаемых в схеме баланса показателей еще внутренний резерв и страховой запас. В пассивной части баланса особое значение имеют Фонд потребителя, экспорт и вывоз товаров в другие регионы.

Внутренний рынок потребительских товаров - это сфера их воспроизводства, ограниченная административными границами и представляет собой экономические отношения по поводу производства и реализации товаров в регионе.

Региональный рынок отличается от внутреннего за счет внешних связей, то есть он менее замкнутый и более свободный в выборе связей и предложений [4, с. 27].

Выделение внутреннего рынка обусловлено ситуацией, когда регион должен решать свои внутренние проблемы за счет собственных ресурсов. Внутренний рынок предлагает расчет рыночной ситуации по отдельным товарам, которые нецелесообразно завозить издалека (мясо, молоко, овощи, картофель и т.п.). По скоропортящимся продовольственным товарам экономически выгоднее создание и развитие собственного производства, если этому не препятствует специфические природно-климатические условия.

При неблагоприятных природно-климатических условиях региона развитие местного производства и внутреннего рынка требует от местных органов власти и управления особого внимания.

Экономическая политика региональных и местных органов власти и управления в отношении внутреннего рынка в этих условиях должна строиться с учетом таких протекционистских мер, как:

- поддержка местных товаропроизводителей через льготные кредиты, частичную компенсацию кредитных ставок, лизинг, щадящие налоги и тарифы и т.п.;

-протекционизм товаров местного производства (преимущества при закупках товаров для бюджетной сферы, создание резерва, например, по зерновым культурам);

- оказание помощи в формировании ресурсов сырья и направлениях сбыта;

- создание внутренних резервов и страховых запасов;

- информационная поддержка.

Такие меры призваны создать с одной стороны, гарантированные минимальные объемы основных отраслей жизнеобеспечения населения, а с другой - снятие социальной напряженности в регионе. Это обусловлено тем, что с развитием внутреннего рынка увеличивается численность занятых в отраслях хозяйственной деятельности и сокращаются негативные последствия безработицы, уменьшаются расходы органов местного самоуправления на их преодоление. Это и означает его социальную ориентацию.

В результате развитие внутреннего рынка предполагает максимально возможное развитие производства в своем регионе.

Однако интересы взаимовыгодного разделения труда и эффективного ведения труда и эффективного ведения хозяйства сами регионы приводят к выводу, что «прозрачность» экономических границ выгоднее экономического протекционизма [7].

Вместе с этим нельзя не учитывать, что региональные и внутренние рынки по своей внутренней структуре не однородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, межобластные и т.п. Для каждого из них характерны соответствующие инфраструктуры с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования [8].

В современных условиях глобализации, особенно после вступления России в ВТО стало более затруднительным регулирование внутреннего рынка, так как глобализация по существу отрицает внутренний рынок. Субъекты внутреннего рынка в условиях глобализации испытывают давление со стороны зарубежных конкурентов, где по ряду товаров, особенно сельскохозяйственного направления они находятся в более выгодном положении, по сравнению с местными товаропроизводителями. Этому способствуют как более благоприятные природно-климатические условия, так и значительные государственные дотации.

Это противоречие между собственными и иностранными товаропроизводителями может смягчаться усилением внимания к развитию внутреннего рынка и местного производства со стороны региональных и местных органов власти и управления.

Внутренний рынок позволяет увеличить ресурсный потенциал и емкость потребительских товаров за счет двух его составляющих: роста денежных доходов, а следовательно, покупательных фондов населения и увеличения товарной массы в обращении [3, с. 18].

Таким образом, развитие внутреннего рынка для органов местного самоуправления становится выгодным и крайне необходимым, хотя и вызывает определенное увеличение финансовых затрат за счет дотирования, льготного кредитования или компенсационных доплат по процентным ставкам. Поскольку следствием этого процесса будет смягчение или снятие социальной напряженности в регионе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Макконел Кэмбелл Р., Брю Стэнли А. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Пер. с англ. Т.2. - М.: Республика, 1992.

2. Новоселов А.С. Региональный потребительский рынок. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 14с.

3. Таловский А.И. Рынок потребительских товаров региона: состояние и

перспективы в условиях глобализации. - Томск, 2005, с. 15.

4. Корецкая Л.К. Экономические основы исследования рынка потребительских товаров приграничных субъектов Федерации. Дис. докт. эконом. наук. - Новосибирск, 2001. с. 27.

5. Карпик А. П., Осипов А. Г., Мурзинцев П. П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе: монография. - Новосибирск: СГГА, 2010. - 280 с.

6. Павленко В. А., Юхименко Ю. М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-155.

7. Шнипер Р. И., Воеводова И. Н., Гузнер С. С. Региональная программа и принципы ее разработки: вопросы межотраслевого взаимодействия. - Новосибирск: Наука, 1986. Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. - Новосибирск, 1996.

8. Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. - Новосибирск, ВО «Наука», Сибирская издат. фирма, 1993. Новоселов А.С. Рыночная инфраструктура региона: Проблемы формирования и развития.

- Новосибирск: ЭКОР, 1996.

9. Ван А. В. Гипотеза образования нефти и нефтяных залежей // Вестник СГГА. -2013. - Вып. 2 (22). - С. 53-61.

10. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии -платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. -Вып. 2 (22). - С. 126-135.

11. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая земля» к системе виртуальной геореальности // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 817.

12. Середович В. А., Дубровский А. В., Малыгина О. И. Научно-производственная лаборатория «Дигитайзер» как основная инновационная площадка СГГА // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 133-139.

13. Татаренко В. И., Ромейко В. Л. К итогам проведения Международного научного конгресса «Сиббезопасность-Спассиб-2012» // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 4 (20). -С. 167-171.

© Т. Ю. Ширяева, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.