Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к построению современной модели организации курсов повышения квалификации по профилю деканата дошкольного и начального общего образования'

Концептуальные подходы к построению современной модели организации курсов повышения квалификации по профилю деканата дошкольного и начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ЭТАПЫ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / PRINCIPLES / STAGES / ORGANIZATION MODEL COURSE TRAINING OF EDUCATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Е. В., Обухова Л. А.

В статье рассматриваются концептуальные подходы к построению современной модели организации курсов повышения квалификации работников образования (учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений), обращается внимание на принципы создания современной системы организации курсовой подготовки. На основе разработанной модели обозначены этапы организации курсов повышения квалификации и направления их решения по профилю деканата дошкольного и начального общего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина Е. В., Обухова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF MODERN MODEL ORGANISATIONS REFRESHER COURSE ON PROFILE DEAN''S OFFICE OF PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION

The paper considers the conceptual approaches to constructing a modern model of the organization of professional development courses educators (primary school teachers and caregivers of preschool educational institutions, draws attention to the principles of modern management system course preparation. Based on the developed model marked stages of organizing training courses and the direction of their solutions dean's profile on preschool and primary education

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к построению современной модели организации курсов повышения квалификации по профилю деканата дошкольного и начального общего образования»

УДK 378:377.8

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОФИЛЮ

ДЕКАНАТА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Лапина, Л.А. Обухова

В статье рассматриваются концептуальные подходы к построению современной модели организации курсов повышения квалификации работников образования (учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений), обращается внимание на принципы создания современной системы организации курсовой подготовки. На основе разработанной модели обозначены этапы организации курсов повышения квалификации и направления их решения по профилю деканата дошкольного и начального общего образования

Ключевые слова: принципы, этапы, модель организации курсовой подготовки работников образования

В настоящее время одной из составляющих государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования является переход на персонифицированную систему повышения квалификации. [2] Система повышения

квалификации Г осударственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежской области института повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее ВОИПКиПРО) является частью системы образования в целом и как часть сохраняет в себе все признаки этого целого. [1].

Деканат неотъемлемая часть структуры и образовательного пространства ВОИПКиПРО по организации курсовой подготовки слушателей.

Цели деятельности деканата дошкольного и начального общего образования системы дополнительного профессионального

педагогического образования ВОИПКиПРО:

- создание благоприятной образовательной

среды, направленной на формирование ценностносмысловых стратегий профессиональной позиции участников образовательного процесса

ВОИПКиПРО;

- комплектование учебных групп слушателей с максимально однородными потребностями в дополнительных профессиональных знаниях;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в соответствии с развивающимся содержанием их деятельности;

- формирование в учителе начальных классов и воспитателе ДОУ качеств субъекта собственного личностного, профессионального и социального развития;

- повышение личной ответственности педагогов за уровень своей профессиональной

Лапина Елена Владимировна - ВОИІЖиПРО, канд. нед. наук, декан, e-mail: [email protected] Обухова Людмила Александровна - ВОИІЖлЕРО, д-р нед. наук, профессор, проректор, e-mail:

[email protected]

квалификации, ориентированность работников образования на личностный смысл повышения квалификации, совершенствование образовательных запросов;

- создание благоприятных условий для участия работника образования в системе повышения квалификации не только в роли потребителя, но и в роли производителя образовательных услуг.

Важнейшими концептуальными принципами создания современной системы организации курсовой подготовки слушателей по профилю деканата дошкольного и начального общего образования служат:

- принцип деятельностного подхода, реализуемый за счет разработки соответствующих ему образовательных программ и их модулей на основе профессиональных потребностей и запросов потенциальных слушателей;

- принцип соединения науки и практики в организации курсов повышения квалификации (привлечение работников образования со стажем работы более 10 лет в учебную группу для обмена опытом);

- принцип оперативности, включающий

своевременную корректировку учебных тем, предлагаемых потенциальным слушателям для ранжирования (один раз в квартал);

- принцип доступности, состоящий в

обеспечении равных условий для качественного повышения квалификации педагогических кадров по профилю деканата всех образовательных учреждений в удобное для них время;

- принцип индивидуализации образовательного

процесса (повышение квалификации по

накопительной системе);

- принцип непрерывности повышения

квалификации, реализуемый один раз в 5 лет;

- принцип ориентации на конечный результат,

включающий оценку качества образовательных услуг по повышению квалификации и

последующую аттестацию на соответствующие квалификационные категории;

- принцип соответствия предложения спросу на образовательные услуги в сфере повышения

квалификации через наличие и эффективное функционирование в деятельности деканата дошкольного и начального общего образования механизма выявления образовательных запросов потенциальных слушателей и их мониторинг;

- принцип открытости, обеспечивающий возможность влияния слушателей курсов повышения квалификации на качество предоставленной образовательной услуги;

- принцип гибкости, т.е. способность организовать курсы повышения квалификации в соответствии с индивидуальными запросами потенциальных слушателей на базе образовательных учреждений районов Воронежской области, разнообразных по содержанию, формам организации, объёму и месту их проведения.

Современная модель организации курсовой

Цель обучающегося в системе повышения квалификации - овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и качествами для того, чтобы на более высоком уровне, на уровне осознания ценностного отношения к профессиональной деятельности решать профессиональные задачи на своем рабочем месте.

Методику организации курсов повышения квалификации по профилю деканата дошкольного и начального общего образования можно представить в виде модели цикла функционирования деятельности деканата в системе повышения квалификации:

дошкольного и начального общего образования направлена на создание условий для овладения слушателями актуализированными универсальными учебными действиями и решения практических задач на высоком профессиональном уровне, представляющая собой цикл, состоящий из следующих механизмов и процедур формирования и исполнения заказа на образовательные услуги, осуществляемых в соответствии с

вышеперечисленными принципами.

Модель представляет собой совокупность следующих этапов деятельности:

Этапы деятельности деканата дошкольного и начального общего образования по организации курсовой подготовки работников образования

Выстроенная таким образом модель цикла функционирования деятельности деканата дошкольного и начального общего образования позволяет эффективно организовывать курсы повышения квалификации с учетом принципиальных целей и задач модернизации системы повышения квалификации, а также с учетом мониторинга профессиональных

потребностей и запросов потенциальных слушателей.

подготовки слушателей по профилю деканата

№ п/п Наименование этапа Сущность этапа

I Подготовительный Прием заявок и выявление профессиональных потребностей и запросов потенциальных слушателей курсовой подготовки, анализ потребности в повышении квалификации работников образования по районам и видам образовательных учреждений в целях качественной организации курсов повышения квалификации

II Поисково- преобразующий Определение состава учебных групп воспитателей ДОУ и учителей начальных классов с учетом квот и данных паспорта факультета деканата дошкольного и начального общего образования

III Контрольно- аналитический Организация мониторинга потенциальных слушателей (воспитателей ДОУ и учителей начальных классов) с учетом ранжирования учебных тем, формирование запроса на содержание курсов повышения квалификации профильной кафедре

Процесс обучения в системе повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам (профильная кафедра)

IV Обобщающий Итоговое анкетирование слушателей с целью определения наиболее значимых тем для каждой категории работников образования и выявления качества предоставленной образовательной услуги, выдача документов (удостоверений, свидетельств) о краткосрочном повышении квалификации

Прием заявок и выявление профессиональных потребностей и запросов потенциальных слушателей

Формирование заказа на повышение квалификации работников образования и организация контроля за исполнением квот по обеспечению государственного задания

Согласование с профильной кафедрой имеющихся или создание новых дополнительных профессиональных образовательных программ

и и —

Подготовка плана работы деканата по повышению квалификации работников образования Воронежской области на 2013/14 учебный год

-------XX —

Осуществление процесса обучения в системе повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам (профильная кафедра)

^ ~ Выдача документов (удостоверений, свидетельств) о краткосрочном повышении квалификации

работников образования

Литература

1. Мозгарев Л.В. Система повышения квалификации работников образования - вчера, сегодня, завтра. Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Воронежской области / Л. В.

Мозгарев, О.Н. Мосолов, Ю.А. Савинков. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012 - 220 с.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы. (электронный ресурс) // иКЬ:Шр://м'ш^&рго.ги/ - [дата обращения 12.04.2013].

Воронежской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

THE CONCEPTUAL APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF MODERN MODEL ORGANISATIONS REFRESHER COURSE ON PROFILE DEAN'S OFFICE OF PRESCHOOL

AND PRIMARY GENERAL EDUCATION

E.V. Lapina, L.A. Obukhova

The paper considers the conceptual approaches to constructing a modern model of the organization of professional development courses educators (primary school teachers and caregivers of preschool educational institutions, draws attention to the principles of modern management system course preparation. Based on the developed model marked stages of organizing training courses and the direction of their solutions dean's profile on preschool and primary education

Key words: principles, stages, organization model course training of educators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.