Научная статья на тему 'О модульной организации повышения квалификации работников образования (опыт Воронежского ИПКиПРО)'

О модульной организации повышения квалификации работников образования (опыт Воронежского ИПКиПРО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ / TEACHER'S PROFESSIONAL DIFFICULTIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / TEACHER COMPETENCE / COMPETENCE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинков Юрий Андреевич, Мозгарев Лев Владимирович, Дубовицкая Татьяна Викторовна, Лукина Евгения Александровна

Предлагается новое решение педагогической задачи комплектования учебных групп слушателями с максимально однородными профессиональными затруднениями. Рассмотрены вопросы создания учебного модуля, содержащего материал, необходимый для формирования педагогом недостающей профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинков Юрий Андреевич, Мозгарев Лев Владимирович, Дубовицкая Татьяна Викторовна, Лукина Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the modular organization of in-service teachers' training (Experience of Voronezh teachers' training institute)

A new solution of the pedagogical problem of admission of training groups with the most homogeneous professional difficulties is proposed in this article. The problem of working out an educational module that contains the training material required to develop teacher's lacking professional competence is considered.

Текст научной работы на тему «О модульной организации повышения квалификации работников образования (опыт Воронежского ИПКиПРО)»

А. Ю. Савинков, Л. В. Мозгарев, Т. В. Дубовицкая, Е. А. Лукина

(Воронеж)

О МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ ВОРОНЕЖСКОГО ИПКиПРО)

Предлагается новое решение педагогической задачи комплектования учебных групп слушателями с максимально однородными профессиональными затруднениями. Рассмотрены вопросы создания учебного модуля, содержащего материал, необходимый для формирования педагогом недостающей профессиональной компетенции.

Сложившаяся политическая, экономическая и социокультурная ситуация определяет структуру противоречий современной общеобразовательной школы, значительная часть их порождена кризисом профессиональной компетенции педагога. Компетентность имеет исторический характер, динамична и определяется готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе стандартами, а также может служить показателем уровня квалификации. Несоответствие между быстрыми изменениями общественного сознания и инертностью традиционной системы педагогического образования, а также использование репродуктивномонологических методов обучения и воспитания являются причиной кризиса профессионально-педагогической компетентности. Результатом несоответствия уровня компетентности учителя современным требованиям системы образования являются негибкая, односторонняя приверженность традиционной классно-урочной системе, четырехэлементной структуре урока, отсутствие использования социальных детерминант, ориентации на личность учащегося. Усилия педагогов направлены преимущественно на развитие абстрактно-понятийных, словесно-логических функций сознания, игнорируются предметно-образные и образно-интуитивные процессы.

Именно поэтому назрела необходимость в разработке научно обоснованной стратегии деятельности учреждений системы повышения квалификации (ПК] и переподготовки (ПП] работников образования, в создании алгоритма деятельности педагогов и методической службы, результаты которых могут быть перенесены в общеобразовательные уч-

реждения с целью преодоления педагогических затруднений и для формирования новых субъект-субъектных отношений в педагогической практике. Необходимо выработать единую стратегию методической работы, при которой понятие «методическая работа» подразумевает работу института повышения квалификации и переподготовки работников образования, муниципальных методических служб, а также самостоятельную работу учителя, направленную на определение профессиональных потребностей и затруднений, нахождение путей и методов преодоления этих затруднений, повышение профессионального уровня, выявление и распространение лучшего опыта работы.

При этом необходимо подчеркнуть, что основой творческой работы личности педагога над «выпестыванием» своей профессиональной компетентности является внешнее воздействие и прежде всего профессиональные знания, к которым педагог имеет (или должен иметь] доступ в течение всей своей профессиональной жизни. Это мнение разделяют и А. А. Вербицкий, и А. В. Хуторской [2], полагая, что компетентность - это готовность специалиста реализовывать образовательный потенциал, личностное образование, опыт, сформировавшийся в процессе образования. Структурные компоненты профессиональной компетентности педагога как социальные явления проявляются в практической деятельности в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Они, по С. Велде [10], составляют «анатомию» компетентности. Эти структурные компоненты профессиональной компетентности принято называть компетенциями.

Сегодня системе повышения квалификации принадлежит роль инструмента пере-

стройки устаревшего профессионального менталитета педагогов и адаптации их к современным условиям, стимулирования мотивации к дальнейшему профессиональному саморазвитию. Региональная система повышения квалификации нуждается в существенных преобразованиях, она не во всем удовлетворяет требованиям непрерывного профессионального развития педагогических работников. Значительная часть педагогов вынуждена эксплуатировать морально устаревшие знания, умения и навыки. К тому же практически отсутствует инструментарий, адекватный задаче непрерывного профессионального развития [9].

Развивая изложенное выше, утверждаем, что педагогическая компетенция не может пониматься как некая сумма профессиональных знаний и умений, так как она в значительной мере корректируется личностными ориентирами и ценностями педагога, личностными характеристиками учеников, другими обстоятельствами.

В соответствии с этим предметом проектирования являются организационно-структурный, содержательно-методический, проектно-технологический, опытно-экспериментальный, научно-исследовательский, информационно-коммуникативный и маркетинговый компоненты ресурсно-образовательной среды повышения квалификации и профессиональной переподготовки и ожидаемые (прогнозируемые] результаты деятельности участников этого процесса [6, 7].

Существенным в стратегии модернизации дополнительного профессионального образования является подробное описание алгоритма организации повышения квалификации педагогических работников, в рамках которого определены действия всех субъектов ресурсно-образовательной среды, - сотрудников муниципальных методических служб, школьных методических объединений и института повышения квалификации. В единой стратегии деятельности всех перечисленных субъектов и заключается успех профессионального развития педагогов, обучающихся в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Первый шаг в направлении решения этой задачи - получение и накопление информации о профессиональных затруднениях и запросах педагогов, ее анализ. Решить задачу получения нужной и в достаточном объеме инфор-

мации о профессиональных затруднениях педагогов возможно на основе информационного мониторинга. Накапливаемую таким образом информацию о профессиональных затруднениях необходимо систематизировать по применимости к одной из четырех основных составляющих компетентности педагогов: профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой [1].

Систематизация массива выявленных профессиональных затруднений позволяет сформулировать образовательную цель, которая должна быть представлена в виде компетенции, отсутствующей в профессиональном арсенале педагога, и определиться с контрольными процедурами, позволяющими оценить эффективность образовательного процесса, т.е. по существу создать учебную программу курсов повышения квалификации.

В качестве источников информации о профессиональных затруднениях педагогов предлагается использовать имеющиеся и применяемые в образовательной практике измерители уровней подготовки школьников и квалификации и профессионализма педагогов [4, 5]. Это некий вариант инструментария, позволяющего в ходе мониторинга набрать достаточный массив профессиональных затруднений педагогов для каждой специальности, обеспечивающий решение главной задачи при организации повышения квалификации: создание учебного блока или модуля [5] и комплектование учебных групп слушателями с максимально однородными профессиональными затруднениями и профессиональными потребностями.

В чем же состоит новизна предлагаемых технологий? Новое заключается в системном анализе образовательной практики и практических рекомендациях организаторам повышения квалификации педагогов, т.е. сотрудникам института повышения квалификации, руководителям муниципальных методических служб, заместителям директоров образовательных учреждений по учебно-методической работе, которые сформулированы в виде двуединой педагогической задачи:

1. Создание модуля, содержащего учебный материал, необходимый педагогу для «ликвидации изъянов» в его профессиональной компетентности.

2. Комплектование учебных групп слушателями с максимально однородными потребностями в дополнительных профессиональных знаниях.

1. Кафедры ВОИПКиПРО набирают массив информации о профессиональных затруднениях педагогов области

9. Учебно - тематический план курсов передается в деканат для формирования расписания учебных занятий и приглашения конкретных слушателей на курсы

8. Кафедра ВОИПКиПРО «собирает» учебную программу курсов, отвечающую потребностям слушателей, и формирует учебно-тематический план курсов повышения квалификации

7. Методист деканата отбирает приоритетные учебные темы для 25 потенциальных слушателей (тем самым комплектует учебную группу) в количестве 4-6 тем, первых в рейтинге, и передает на профильную кафедру

6. ММС возвращают ранжированный перечень учебных тем в деканат ВОИПКиПРО вместе со списком педагогов, выстраивавших рейтинг тем

2. Кафедры систематизируют этот массив и передают его в профильный деканат в виде перечня учебных тем, обеспечивающих получение педагогом необходимых ему профессиональных знаний, с указанием района - «адреса» профессионального затруднения

3. Методист деканата систематизирует предложенные учебные темы учебных модулей, объединяя их по принципу адресности (району, близлежащим районам), если возможно, указывая школу

4. Методист деканата направляет в районные методические службы (ММС) перечень тем, необходимых педагогам района

5. ММС ранжируют (персонифицированно) перечень учебных тем по значимости для педагогов района

Рис. Цикл функционирования образовательного заказа в инновационной модели ПП и ПК.

Этапы практического решения этой задачи представлены в виде циклограммы (рис.].

Подобный алгоритм имеет право на жизнь прежде всего потому, что разброс потребностей педагогов в профессиональных знаниях ограничен. Учителя-предметники, руководители общеобразовательных учреждений в различных районах области имеют сходные наборы профессиональных затруднений. Следовательно, почти всегда множество профессиональных затруднений педагогов ограничено относительно небольшим числом. То есть в разные районы области будут направляться сходные перечни тем для ранжирова-

ния их педагогами. Из них можно будет выбрать 4-6 тем для разработки учебных модулей, представляющих профессиональный интерес для большинства педагогов, приглашаемых из районов области на курсы повышения квалификации.

Представленная выше модель повышения квалификации педагогов уже реализуется в ВОИПКиПРО около года, что дает возможность привести пример непосредственной работы деканатов по комплектованию групп слушателей курсов.

Рассмотрим работу образования по формированию группы слушателей - воспитате-

лей дошкольных образовательных учреждений в двух районах области - Бутурлинов-ском и Новохоперском. Деканат получает от кафедры образования перечень тем, которые сотрудники кафедры могут предложить педагогам ДОУ - слушателям курсов повышения квалификации. Перечень тем был сформирован на основе затруднений педагогов, которые выявили сотрудники кафедры (табл. 1].

Сотрудники деканата направили этот перечень тем с сопроводительным письмом сотрудникам районных методических служб. Муниципальные методические службы знакомят педагогов ДОУ с предложенным списком тем и просят их проранжировать темы по значимости и личной заинтересованности. Далее уже «оцененные» перечни тем и списки педагогов, которые принимали участие в ранжировании, возвращаются сотрудниками ММС в деканат факультета дошкольного и начального общего образования.

На следующем этапе сотрудник деканата, курирующий курсы повышения квалификации данной категории слушателей, выбирает из перечня приоритетные темы для педагогов именно этого района и начинает формировать учебные темы курсов. В таблицах 2 и 3 представлены десять тем, наиболее востребованных воспитателями ДОУ Бутурлиновского и Новохопёрского районов. Далее запрос на содержание курсов повышения квалификации направляется на профилирующую кафедру для согласования с заведующим кафедрой и формирования учебно-тематического плана курсов (табл. 2, 3].

Из общего списка воспитателями ДОУ двух разных районов были выбраны общие темы. Таким образом, программа повышения квалификации воспитателей ДОУ уникальна для каждого конкретного района, для каждой группы слушателей.

Далее методист деканата начинает работать со списком педагогов, которые участвовали в ранжировании. По десяти максимально востребованным темам проводится сопоставление ранжированного списка от каждого конкретного педагога. Результат сравнения заносится в таблицу, и в группу слушателей курсов повышения квалификации набираются те педагоги, интересы которых максимально совпадают. Часть карты обобщенных заявок по десяти самым рейтинговым темам воспитателей ДОУ Бутурлиновского района для 50 педагогов, принимавших участие в ранжи-

ровании, представлена в табл. 4. Звездочками отмечены те рейтинговые темы, в которых заинтересован педагог.

Сотрудник деканата анализирует карту заявок на предмет совпадения интересов педагогов и приглашает в группу слушателей курсов повышения квалификации двадцать пять педагогов, у которых совпадения в карте заявок не менее чем по 5-6 темам рейтингового списка.

После завершения комплектования учебной группы - не позже срока, определенного утвержденным в ВОИПКиПРО порядком организации повышения квалификации педагогов, информация о характерных и преобладающих профессиональных затруднениях педагогов, объединенных в учебную группу, возвращается на кафедру. Кафедра «собирает» учебную программу курсов из имеющихся, отвечающих потребностям педагогов модулей и блоков либо создает необходимые недостающие учебные модули и блоки для организуемых курсов.

Эти, нужные педагогам, приглашенным на курсы, учебные модули и блоки составят инвариантную часть учебно-тематического плана курсов повышения квалификации, представляемого деканатом на утверждение и подготовку приказа об открытии курсов курирующему проректору. Объем учебных часов, отводимый для инвариантной составляющей учебно-тематического плана курсов, должен составлять примерно половину от объема учебных часов курсов.

Тем педагогам, которые не попали в данную группу слушателей по причине несовпадения педагогических затруднений, предлагается присоединиться к группе, программа которой в большей степени отвечает их педагогическим интересам.

После того, как списки слушателей курсов сформированы, деканат составляет расписание учебных занятий и приглашает двадцать пять конкретных слушателей на курсы.

Параллельно сотрудниками кафедр решается задача о создании учебного модуля (блока] как компонента программы дополнительного образования, содержащего учебный материал, необходимый для формирования педагогом недостающих ему профессиональных компетенций [5].

Таким образом, возможность использования широкого спектра модулей дополнитель-

Таблица 1

Педагогические затруднения педагогов ДОУ

Затруднения Бутурлиновский район Новохоперский район

Затруднения в образовательной области «Филология» - Методика проведения занятия по развитию речи в детском саду. - Создание условий для эффективной подготовки дошкольников к обучению грамоте в различных видах деятельности. - Моделирование интегрированных занятий в разных возрастных группах. - Современные методики по развитию речи. - Решение проблемы социализации на занятиях по развитию речи. - Формирование целостной картины мира через восприятие художественной литературы. - Развитие личности ребенка через восприятие художественного произведения. - Роль речевого развития в пред-школьной подготовке. - Структурные компоненты готовности дошкольников к речевому общению. - Анализ программ ДОУ по подготовке детей к обучению грамоте. - Анализ художественного произведения. - Требования к детской литературе. - Художественно-эстетическое развитие дошкольников. - Развитие связной речи и культуры общения средствами художественной литературы. - Развитие речи на интегрированном занятии. - Подбор художественных произведений для детей разных возрастных групп. - Методика проведения процесса подготовки к обучению грамоте дошкольников, его структура и компоненты.

Затруднения в образовательной области «Математика» - Содержание математического развития ребенка в ДОУ. - Методы и приемы математического развития дошкольников. - Формирование целостной картины мира через математическое развитие.

Затруднения в других образовательных областях - Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ. - Экологическое воспитание дошкольников. - Охрана жизни и здоровья детей в режиме дня и организация занятий по физической культуре.

Методические и дидактические затруднения - Инновационные технологии в ДОУ. - Организация предшкольной подготовки в системе образования. - Современная организация игровой деятельности дошкольников. - Коммуникативная культура. - Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - Использование информационнокоммуникационных технологий в процессе развития дошкольников. - Планирование и организация режимных моментов в разновозрастной группе. - Интеграция разделов программы по всем видам деятельности. - Эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольников в игровой деятельности. - Организация проектной деятельности ребенка в ДОУ. - Работа с родителями в современном детском саду. - Особенности работы в ДОУ по новым технологиям и методикам, обеспечивающим интеллектуальное развитие дошкольников. - Интеграция познавательной и игровой деятельности дошкольников.

Таблица 2

Запрос кафедре ПиМДО на содержание курсов повышения квалификации на базе Бутурлиновского района

№ темы Название учебной темы Кол-во слушателей, выбравших тему Рейтинг

1 Инновационные технологии в ДОУ Зб 1

9 Особенности работы в ДОУ по новым технологиям и методикам, обеспечивающим интеллектуальное развитие дошкольников 32 2

18 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 24 3

24 Охрана жизни и здоровья детей в режиме дня и организация занятий по физической культуре 25 4

15 Методика проведения процесса подготовки к обучению грамоте дошкольников, его структура и компоненты 23 5

19 Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития дошкольников 23 б

21 Современные методики по развитию речи 23 7

25 Организация проектной деятельности ребенка в ДОУ 23 8

29 Моделирование интегрированных занятий в разных возрастных группах 17 9

33 Создание условий для эффективной подготовки дошкольников к обучению грамоте в различных видах деятельности 13 10

Таблица 3

Запрос кафедре ПиМНОО на содержание курсов повышения квалификации учителей начальных классов на базе Новохопёрского района

№ темы Учебные темы Кол-во слушателей, выбравших тему Рейтинг

3 Развивающий потенциал уроков русского языка 58 1

2 Информационные технологии, исследовательская деятельность на уроках филологического цикла 5б 2

17 Использование интерактивной доски в начальных классах 54 3

19 Технологии обучения, используемые в начальной школе 54 4

б ИКТ на уроках математики 52 5

5 Образовательные программы и учебные пособия по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению 50 б

20 Информационные технологии обучения на уроках литературного чтения и окружающего мира 50 7

9 Характеристика содержания вариативных программ 28 8

18 Понятия «образовательная технология» и «технология обучения» 28 9

Таблица 4

Карта обобщенных заявок потенциальных слушателей курсов повышения квалификации

№ п/п ФИО Рейтинговые темы

36 9 18 24 15 19 21 25 29 33

1. Вышкварка Т. Э. * * * * * *

2. Костомарова В. Ф. * *

3. Черных Т. А. * * * * * * *

50. Волкова М. Ю. *

ных образовательных программ для всех категорий слушателей обеспечивает ориентированность педагогов на личностный смысл совершенствования профессиональных и социальных характеристик. Мониторинг образовательных запросов на услуги по повышению квалификации, совершенствование образовательных запросов педагогов через развитие их потребностно-мотивационной

сферы обязывают систему ИПК обеспечить гибкость и разнообразие образовательных программ ПК, форм и методов организации повышения квалификации. Создаваемые в таких условиях дополнительные образовательные программы повышения квалификации должны быть ориентированы на компе-тентностно-деятельностный подход к содержанию образования.

Литература

1. Квалификационные характеристики должностей работников образования // Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 593 от 14.09.2009 г. - М., 2009. - С. 1-6.

2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы и условия реализации // Байкальский психологический и педагогический журнал. - 2006. - №1-2 (7-8). - С. 25-35.

3. Козберг Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2000. - 34 с.

4. Мозгарев Л. В. Модель муниципальной методической службы. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 1999. - 44 с.

5. Организационно-содержательные технологии повышения квалификации работников образования / Ю. А. Савинков, Л. В. Мозгарев и др. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. - 78 с.

6. Савинков Ю. А. Проектирование региональной системы повышения квалификации педагогов на основе новых информационных технологий : моногр. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2003. - 280 с.

7. Савинков Ю. А. Матрица профессиональных затруднений педагогов // Учебно-воспитательная работа в школах Воронежской области: от профессиональных затруднений к профессиональной компетентности педагогов. От 2008/09 к 2009/10 учеб. году : информационно-аналитическое письмо / под ред. Ю. А. Савинкова, Л. В. Мозгарева. - Воронеж : ВОИПКиПрО. - 2009. - С. 3-18.

8. Сластенин В. Ф. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. - 1991. - №10.

9. Скорлуханова Е. К. Индикаторная модель повышения квалификации педагогических работников региональной системы начального профессионального образования : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. - М., 2005. - 176 с.

10. Velde C. Crossing-borders: an alternative conception of competence // 27th Annual SCUTREA conference. - 1997. - p. 27-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.