Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Педагогика
УДК 378.126 А.А. Чабыкин*
Концептуальные подходы к построению профильного вузовского обучения и их отражение в целеполагании дополнительного профессионального образования педагога специализированного юридического вуза
В статье рассмотрены методологические подходы к анализу содержания профессионального вузовского образования и основные положения, на которых должна строиться современная система дополнительного профессионального образования преподавателей в специализированном юридическом вузе.
Ключевые слова, дополнительное профессиональное образование, модель, специализированный юридический вуз.
A.A. Chabykin*. Conceptual approaches to construction of profile high school training and their reflection in statement of the purposes additional vocational training of the teacher of specialized legal high school
This article is concerned with methodological approach to analysis of content of professional university-level education and fundamentals which form the modern system of additional professional training in special university of law.
Keywords: additional professional training, model, special university of law
На рубеже XXI в. психология и педагогика высшей школы констатировали, что экономические, политические и культурные реформы на пути вхождения России в индустриально развитое сообщество не могут быть успешными без параллельного изменения менталитета людей. Исследуя личность выпускника специализированного юридического вуза, можно говорить не только о человеке, который выбрал данную профессию, но и об обществе в целом. Если этот выбор будет подкреплен соответствующим мировоззрением, то от этого выиграет не только сам специалист, но и общество. Сформировать профессионализм и мировоззрение учащихся невозможно силами только одного преподавателя, поскольку это задача всего педагогического коллектива.
Анализ развития профессионального образования в России позволил установить, что в конце XX в. произошло достаточно резкое размежевание компетентностного подхода (как достаточно перспективного пути ликвидации пробелов системы образования, ее несоответствия потребностям общества) с попытками подчинения образования социальному и идейному диктату тех или иных сил. Проблема профессионально-личностного развития выпускника специализированного вуза из узкоспециальной переросла в общепедагогическую, государственно-общественную, общесоциальную. каких сотрудников выпустят вузы страны, такое государство (правовое или нет) и будет в ней построено.
В настоящее время существуют различные методологические и научно-педагогические подходы к анализу содержания профессионального образования. Применительно к специализированному юридическому образованию их основные положения можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, проблемы содержания высшего специализированного юридического образования необходимо осуществлять в контексте целостных моделей личности и образования на основе общности правовых и гуманистических ценностей.
Во-вторых, образование является основным средством развития гуманистической сущности человека. Утверждение гуманистической парадигмы и личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный и социокультурный подходы являются основными ценностями современного образовательного процесса в специализированном юридическом вузе.
В-третьих, необходима концептуализация научных позиций исследователя содержания образования на основе выявления роли и функции выпускника специализированного юридического вуза в обществе. Идеям гуманистического мышления соответствует концепция содержания образования, реализующего культурно-гуманистические функции в единстве аксиологической, когнитивной, креативной, прагматической и коммуникативной составляющих.
В-четвертых, проектирование содержания специализированного юридического образования, реализующего культурно-гуманистические функции, необходимо выстраивать на основе анализа современных гуманистически ориентированных теорий личности и теории деятельности.
* Чабыкин Андрей Анатольевич - старший преподаватель кафедры антикризисного управления в уголовноисполнительной системе Академии ФСИН России (Академия ФСИН России), подполковник внутренней службы. Тел. (4912) 9382-28. E-mail. [email protected]
* Chabykin Andrey Anatolyevish - senior teacher of Anticrisis Management in Prison System department of Academy of Federal Service of Penitentiary Punishment of Russia lieutenant-colonel of internal service.
В-пятых, содержание профессионального образования в специализированном юридическом вузе представляет собой компонент дидактической системы. Его научно-педагогическими основами являются: определение целей и источников, к которым педагогика относит культуру и ее составляющие: науку, производство, основные виды деятельности, духовные ценности, опыт коммуникации, потребности личности в освоении ценностей общей и профессиональной культуры, факторы отбора учебного материала, принципы и критерии отбора и структурирования содержания образования.
Конструктивной основой регулирования процесса отбора и структурирования содержания образования обладают федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, федеральные государственные требования к образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании [3, 2, 4].
Основной особенностью специализированных юридических вузов является подготовка сотрудников для правоохранительных органов и пенитенциарной системы, деятельность которых строго регламентирована правовыми актами (законами, нормативными документами и т.п.). Кадровый потенциал образовательных учреждений, готовящих сотрудников органов правоохранительной и уголовноисполнительной систем России, определяет успех реформ и реализацию на практике нового законодательства. Происходящие в стране изменения требуют от специализированных юридических вузов решения задач по совершенствованию структуры и содержания подготовки кадров для правоохранительной и пенитенциарной систем. Эти особенности отличают работу преподавателя специализированного юридического вуза от многочисленных отраслей педагогической практики. Для обеспечения качественной подготовки выпускника такого вуза необходима научно-организованная система управления профессиональной подготовкой преподавателей, которая могла бы реализоваться в системе дополнительного профессионального образования (ДНО) без отрыва от педагогической деятельности.
В настоящее время параллельно сосуществуют несколько образовательных парадигм. Наиболее приемлемой для высшего юридического, в т.ч. и специализированного, образования является гуманистическая образовательная парадигма [7]. Она базируется на идеях теории деятельности, личностно-деятельностного подхода к обучению, гуманистической психологии и педагогики, признающих ценностью конкретного человека с его уникальным индивидуальным опытом, спецификой индивидуального процесса познания. Наиболее важной является проблема определения оснований содержания высшего образования, а также природы и возможностей педагогических средств для работы с этими сложными личностными категориями.
Основания специализированного юридического образования в логике гуманистической парадигмы должны быть ценностными. Ценности определяются научным подходом к воспитанию слушателя на основе его потребностей. В связи с этим выделяют самоопределение, ответственность, социальную компетентность преподавателя. К наиболее важным ценностным основаниям можно отнести социальную компетентность, которая предполагает наличие у преподавателя не только знаний и умений в той или иной области, но и целостного социокультурного опыта.
Современные специализированные юридические вузы должны готовить специалистов, которые будут решать судьбы других людей в условиях построения правового государства. Ранее российская образовательная система не готовила студентов к подобным изменениям.
В соответствии с этим система ДНО для преподавателей специализированных юридических вузов должна строиться на следующих положениях.
1. В современном обществе идеи и законы, мораль и нравы постоянно реструктурируются, перепроверяются и переосмысливаются. В этих условиях собственное мышление человека должно постоянно адаптироваться к мышлению других, а навыки работы должны непрерывно развиваться и совершенствоваться.
2. Характерными особенностями преподавательской деятельности в специализированном юридическом вузе являются оценочность (в т.ч. ценностная сторона оценки), открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия оснований собственных критических суждений.
3. Педагогические технологии, положенные в основу преподавания дисциплин в специализированном юридическом вузе, предполагают определенные методы, приемы и стратегии по всем видам учебной деятельности, состоящие в поэтапном преодолении правового нигилизма и формировании гуманистической позиции.
4. Для профессиональной педагогической деятельности преподавателя специализированного юридического вуза наиболее важными являются следующие качества:
- способность идентифицировать и формулировать проблемы, предлагать и оценивать пути их решения;
- способность распознавать индуктивные и дедуктивные рассуждения, выявлять в них ошибки;
- способность делать разумные заключения на основании информации, получаемой из различных источников, а также аргументировано защищать сделанные выводы;
- способность понимать, развивать и использовать понятия и обобщения;
- способность отличать факты от мнений;
- способность критически и конструктивно включаться в обмен идеями;
- способность задавать вопросы и отвечать на вопросы по существу.
Программа дополнительного профессионального образования педагога специализированного юридического вуза должна быть направлена на развитие перечисленных качеств. Одним из базовых требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ является преемственность по
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Педагогика
отношению к государственным образовательным стандартам [2]. В соответствии с этим содержание дополнительного образования преподавателей специализированных юридических вузов должно быть функционально полным с точки зрения задач развития личности, технологичным и диагностируемым.
В настоящее время лишь немногие из преподавателей специализированных юридических вузов в полной мере владеют информацией о процессе модернизации отечественного образования и о целях, задачах, формах и методах профильного обучения в основной школе и их дальнейшей реализации в вузовском образовании [1]. Для правильной ориентации в ситуации, связанной с развитием профильного юридического образования, преподаватель специализированного вуза должен не только владеть функциональными технологиями управления, преподавания и воспитания в условиях профилизации обучения, но и представлять под влиянием каких факторов обрела актуальность и реализуется идея профильного образования в период модернизации российской высшей школы.
Центральную роль в системе факторов, повлиявших на активизацию профильного обучения в вузах в начале XXI в., играет так называемый «кризис знаний» [8]. Уже с конца XX в. стало очевидным, что интенсивное возрастание объема научной, в т.ч. правовой, информации вступает в противоречие с темпами развития познавательных возможностей студентов. Это несоответствие поставило перед педагогической наукой задачу - определить оптимальный объем и структуру естественно-научных знаний, необходимых для каждой конкретной специальности. Однако все попытки определить структуру содержания такого объема знаний оканчивались неудачей в силу естественного развития той или иной отрасли науки.
Очевидно, что сами подходы к определению оптимального объема и содержания инвариантной части профильного юридического образования должны быть гибкими, опирающимися на определенную систему принципов, однако такой общепринятой системы на сегодня педагогической наукой еще не выработано.
Другой аспект «кризиса знаний» состоит в том, что прогрессирующая вслед за развитием наук специализация содержания учебной литературы и образовательных программ ведет к увеличению объема фактологических знаний, которыми должны овладеть студенты. В результате возникает определенное противоречие между развитием содержания и формированием навыков проектной и поисково-исследовательской деятельности. Подходы к решению данной проблемы также находятся в поле активного поиска педагогической науки [5].
Профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации образования. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся, создавать условия для образования будущих специалистов в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями, в т.ч. в отношении продолжения образования. При этом возможности построения индивидуальной образовательной траектории каждого обучаемого существенно расширяются [1].
Как показывает анализ концептуально-программных документов, а также современных исследований по проблеме профильного вузовского обучения, структура целей последнего достаточно широка. При этом ведущими являются цели личностно-ориентированного образования.
При профессиональной профильной подготовке преподавателя специализированного юридического вуза в системе повышения квалификации и ДПО необходимо выделить предпрофильный и профильный этапы формирования его профессиональной компетентности. Предпрофильная подготовка состоит в выявлении образовательного запроса преподавателя и в оценке готовности преподавателя к усвоению профессиональных педагогических знаний. Предпрофильный этап позволяет дифференцировать преподавателей в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки. На этом этапе предусматриваются: обучение способам принятия решений о выборе индивидуальной траектории обучения и анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы преподавательской деятельности.
На профильном этапе реализуется обучение преподавателя на основе индивидуальных образовательных траекторий. Эта сложная организационно-педагогическая задача, решение которой требует большой организационной и учебно-методической работы, привлечения высокопрофессио-нального преподавательского состава. Профильный этап обучения преподавателя специализирован-ного юридического вуза требует разработки перечня необходимых курсов по каждой образовательной области и каждому учебному предмету, с учетом их ориентации на конкретные ведомственные проблемы, согласования их содержания с учебными программами, учебниками, программами квалификационных испытаний и т.п.; механизмов, обеспечивающих полноценность дополнительного профессионального образования преподавателя при ведении им полной учебной нагрузки в вузе. Основой этих механизмов является разработка специальных методических указаний по составлению индивидуального плана обучения преподавателя.
Таким образом, профильное образование в системе ДПО - это не педагогический, юридический, технический и т.п. профиль, а образование, построенное на основе индивидуальных образовательных профилей. К сожалению, в настоящее время наблюдается несоответствие между идеей, заложенной в организацию профильного обучения, и восприятием этой идеи в массовом педагогическом сознании, в котором профильное обучение зачастую отождествляется только с усвоением узкопрофессиональных знаний.
В системе дополнительного профессионального образования для преподавателя специализированного юридического вуза должны быть введены базовые (обязательные для всех преподавателей психолого-педагогические), специальные (определяемые для каждого конкретного профиля обучения) и элективные дисциплины (дисциплины по выбору преподавателя). Последние в системе ДПО могут выполнять следующие функции:
- выступать в роли «надстройки», дополнения и углубления содержания специального курса;
- развивать содержание одного из базовых курсов, что позволяет преподавателю удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
- удовлетворить познавательные интересы отдельных преподавателей в областях деятельности, выходящих за рамки выбранного ими профиля. Например, преподаватель юридических дисциплин может проявить интерес к курсу «Статистика», предполагая, что он пригодится ему в дальнейшей педагогической деятельности.
В специализированном юридическом вузе возможны различные модели организации дополнительного профессионального образования и повышения квалификации преподавателей.
- внутривузовская модель организации ДПО, в которой можно выделить следующие разновидности, реально встречающиеся в современной образовательной практике. профильные курсы, функционирующие в системе «факультет - ДПО» или «кафедра - ДПО»; курсы углубленного изучения методики преподавания отдельных (профильных) предметов; профильные группы, использующие индивидуальный опыт работы преподавателей-наставников для обучения молодых преподавателей [6];
- сетевая модель, в которой повышение квалификации преподавателей осуществляется силами нескольких специализированных юридических вузов;
- специализированное образовательное учреждение повышения квалификации преподавателей, например, ведомственный учебный центр.
Предложенные варианты не исключают появления новых моделей организации системы дополнительного профессионального образования в специализированном юридическом вузе.
Список литературы
1. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года . Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. II). - Ст. 119.
2. Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ . Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июля 1997 г. № 1221 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1997. - № 15.
3. Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования . Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 // Вестник образования России. - 2004. - № 12.
4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании . Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
5. Беленов, А. А. Экспериментирование как школа свободной мысли / А.А. Беленов // Лицейское и гимназическое образование. - 2001. - № 4.
6. Вершинин, С. И. Профильная школа Москвы / С.И. Вершинин . Векторы развития . Материалы науч.-практ. конф. - М., НИИРО, 2003. - C. 5-8.
7. Волков, С. А. Парадигма гуманного созидания развития науки и образования / С.А. Волков // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2001. - Вып. 38. - С. 30-38.
8. Захаров, В. Б. Основные аспекты целеполагания в биологическом образовании России /
В.Б. Захаров // Педагогическая наука и практика . Проблемы и перспективы . сб. науч. статей. -М., Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации. - 2004.
Literature
1. On concepts of modernizations of Russia education for a period of before 2010 year . Order of Government of Russian Federation from 29 December 2001 year. № 1756-p. // Meeting of legislation a Russia Federation. - 2002. - № 1 (p. II).
2. On approving the requirements to contents of additional professional educational programs . Order of Ministry of general and vocational training of Russian Federation from 18 July 1997 year. № 1221 // Bulletin of normative acts of federal organs executive authorities. - 1997. - № 15.
3. On approving a Federal component of state educational standards initial general, main general and average (full) general education . Order of Ministry of education of Russian Federation from 5 March 2004 year. № 1089 // Bulletin of Russia education. - 2004. - № 12.
4. On high education and post graduate professional education . Federal law of Russian Federation from 22 August 1996 year. № 125-ФЗ // Meeting of legislation a Russia Federation. - 1996. - № 35.
5. Belenov, A. A. Experimentation as an education of free thoughts / A.A. Belenov // Lyceum and grammar-school education. - 2001. - № 4.
6. Vershinin, S. I. Special school ofMoscow, Vectors ofdevelopment / S.I. Vershinin // Material scientifically-practical conferences. - Moscow . Scientific Research Institute of Education Development, 2003.
7. Volkov, S. A. Paradigm of humane creation development of science and education / S.A. Volkov // Bulletin of Baltic pedagogical academy. - 2001. - № 38.
8. Zaharov, V. B. Main aspects of pointing goals in Russia biological formation / V.B. Zaharov // Pedagogical science and practice. Problems and prospects . Collection scientific article. - Moscow . Institute of General Education attached to Ministry of Education a Russia Federation. - 2004.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009