Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к организационноправовым формам хозяйствования российских вузов'

Концептуальные подходы к организационноправовым формам хозяйствования российских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / PROPERTY / FORMS OF MANAGEMENT / EDUCATIONAL FACILITIES / EDUCATIONAL SERVICES / AUTONOMOUS INSTITUTE / UNIVERSITY COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова В. В., Янова Е. А.

В статье рассматриваются проблемы собственности и организационно-правовые формы хозяйствования российских вузов, анализируется современное состояние данной проблемы в России. Предлагаются способы взаимодействия собственности и организационно-правовых форм хозяйствования российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approaches of organizing legal forms of Russian higher schools

In this article the problems of property and organizing legal forms of Russian institutes management are analysed. Interaction ways property and organizing legal forms of Russian institutes are suggested.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к организационноправовым формам хозяйствования российских вузов»

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

240 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫМ ФОРМАМ ХОЗАЙСТВОВАНИА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

ЯНОВА В.В.,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики, первый проректор, проректор по учебно-методической работе, Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере,

г. Краснодар, e-mail: [email protected];

ЯНОВА Е.А.,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и бизнеса, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы собственности и организационно-правовые формы хозяйствования российских вузов, анализируется современное состояние данной проблемы в России. Предлагаются способы взаимодействия собственности и организационно-правовых форм хозяйствования российских вузов.

Ключевые слова: собственность; формы хозяйствования; образовательные учреждения; образовательные услуги; автономные учреждения; университетские комплексы.

In this article the problems of property and organizing — legal forms of Russian institutes management are analysed. Interaction ways property and organizing — legal forms of Russian institutes are suggested.

Keywords: property; forms of management; educational facilities; educational services; autonomous institute; university complex.

Коды классификатора JEL: I22, I28.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) все организации в России делятся на коммерческие и некоммерческие [2].

Первые ставят целью своей основной деятельности извлечение прибыли; вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры,

© Янова В.В., Янова Е.А., 2010

образования, здравоохранения, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно полезные цели. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но только для достижений целей, ради которых они созданы.

Независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности все высшие учебные заведения (университеты, академии, институты) в России, в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются некоммерческими организациями и созданы для осуществления образовательного процесса, реализации одной или несколько основных образовательных программ (ООП ВПО), обеспечения содержания и воспитания обучающихся.

Основными направлениями деятельности вуза являются:

— удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и нравственном развитии посредством получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в избранной области профессиональной деятельности;

— развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим, средним профессиональным образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

— подготовка к изданию научной, учебной, методической, справочной литературы для приумножения нравственных, культурных и научных ценностей человека и общества и т.д.

Образовательные организации по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, автономными некоммерческими организациями (учреждениями), частными, учреждениями общественных и религиозных организаций, но действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные организации на территории России, независимо от их организационно-правовых форм хозяйствования, форм собственности и подчиненности.

В настоящее время в России функционируют вузы (различного вида и типа: университет, академия, институт) на базе различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования (табл. 1).

Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» определено: «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» [3].

Если ранее деление образовательных и иных учреждений на типы (частные, государственные или муниципальные) проводилось в зависимости от

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

принадлежности их имущества, то теперь появилось еще одно деление, основанное на степени самостоятельности: государственные и муниципальные учреждения получили право стать либо бюджетными, либо автономными.

Таблица 1

Формы собственности и организационно-правовые формы хозяйствования вузов (университет, академия, институт) России

Формы собственности Организационноправовые формы хозяйствования Примеры российских вузов

Федеральная государственная собственность Федеральное государственное образовательное учреждение Национальный университет ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (НУ ФГОУ ВПО «МГУ»)

Федеральная государственная собственность Федеральное государственное образовательное учреждение Национальный исследовательский университет ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики, оптики» (НИУ ГОУ ВПО «СПбГУ ИТМО»)

Федеральная государственная собственность Федеральное государственное образовательное учреждение Федеральный университет ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (ФУ ФГОУ ВПО «ЮФУ»)

Государственная собственность Государственное образовательное учреждение ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО «КГМУ»)

Муниципальная собственность Муниципальное образовательное учреждение МОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» (МОУ ВПО «КММИ ВСО»)

Смешанная собственность Автономная некоммерческая образовательная организация АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере» (АНОО ВПО «ИЭиУ МиСС»)

Частная собственность Негосударственное частное образовательное учреждение НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента» (НЧОУ ВПО «ЮИМ»)

Частная собственность Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение НАНЧОУ ВПО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий» (ИМСИТ) (НАНЧОУ ВПО «АМСИТ»)

При переходе к новой организационно-правовой форме хозяйственная, экономическая и финансовая деятельность учебного заведения расширяется. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которого оно создано. Тем самым решается другая проблема: уменьшаются расходы учредителя.

В России создано два федеральных университета (ФУ ФГОУ ВПО «СФУ» и ФУ ФГОУ ВПО «ЮФУ»), весной 2008 года Министерством образования и науки РФ было принято решение о том, что именно они одними из первых станут автономными учреждениями. Тогда Министерством образования и науки РФ был подписан сетевой график подготовки федеральных учреждений к переходу в статус автономных.

Поскольку одним их принципиальных условий перехода на новую модель является согласие коллектива, много зависит от грамотной работы ректората, сотрудники которого должны встречаться с трудовыми коллективами подразделений вуза, разъяснять требования Закона о федеральных университетах, процесс перехода в новый статус — автономное учреждение.

Новая организационно-правовая форма расширяет хозяйственно-экономическую и финансовую самостоятельность учебных заведений и делает управление ими более мобильным. Но, несмотря на очевидные плюсы, ее внедрение в практику оказалось связанным с определенными рисками. Главными из них аналитики считают:

• конкуренцию автономных учреждений с иными организациями, оказывающими услуги в социальной сфере;

• платежеспособный спрос населения на услуги;

• возможность сокращения государственных заданий и др.

Тем не менее, процесс перехода образовательных учреждений в новый статус распространился по всей России. В настоящее время переход образовательных учреждений к самостоятельной деятельности замедляется из-за недостаточной разработанности нормативно-правовой и методической базы.

Однако есть положительные примеры перехода в новую организационноправовую форму — через объединение нескольких вузов и переход на «автономное существование».

Так, ФУ ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (ФУ ФГОУ ВПО «СФУ») считает, что одной из мер по решению задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования является создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем преобразования учебных заведений в автономные учреждения, обладающие большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающие эти ресурсы в результате своей деятельности [1, с. 20-21].

ФУ ФГОУ ВПО «СФУ» стал одним из «пилотных площадок» для реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях». Они рассчитывают, что их опыт окажется полезным для других вузов, и его можно будет использовать для создания модели федерального автономного учреждения высшего профессионального образования.

В условиях рыночных отношений автономность вузов позволяет изменить принципы ведения финансово-хозяйственной деятельности, дает возможность

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

рационально распределять ресурсы, повысить оперативность и эффективность управления. Об этом свидетельствует и положительный опыт работы автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере» за последние 13 лет (с 1997 г.).

В современных условиях здравоохранение Краснодарского края предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов не только медицинского, но и немедицинского профиля (менеджеров, экономистов, финансистов, бухгалтеров, психологов, социальных работников), которых готовит АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере» (АНОО ВПО «ИЭиУ МиСС»). Высококвалифицированные менеджеры считают: чтобы успешнее управлять здравоохранением, надо быть истинным профессионалом и обладать умением решать конкретные проблемы. Неслучайно 95-97% выпускников, получивших второе высшее образование в АНОО ВПО «ИЭиУ МиСС», — это главные врачи, заместители главных врачей, заведующие медицинскими центрами и отделениями, врачи, интерны, ординаторы и др.

В связи с этим назрела необходимость создания под эгидой ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» (ГОУ ВПО «КГМУ») в Краснодарском крае регионального университетского комплекса в медицине и социальной сфере, объединившего все медицинские образовательные учреждения, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования: ГОУ ВПО «КГМУ», МОУ ВПО «КММИ ВСО», АНОО ВПО «ИЭиУ МиСС» и девять базовых МОУ СПО «Медицинский колледж», — с сохранением их юридических лиц, а также признанием университетского комплекса юридическим лицом.

Создание подобного университетского комплекса позволит достигнуть такие экономические цели, как:

1. Повышение эффективности использования имущества вузов (через совместное использование учебных и лабораторных площадок).

2. Снижение текучести кадров, что особо актуально в рамках современной реформы системы образования.

3. Предоставление различного спектра образовательных услуг по схеме непрерывного образования (по ООП ВПО, СПО, НПО, ДПО), что повысит конкурентоспособность университетского комплекса в целом, а также каждого выпускника в частности на рынке образовательных услуг.

Достижение поставленных экономических целей позволит решить и ряд социальных проблем, связанных с повышением качества подготовки кадров для социальной сферы:

■ модернизация учебного процесса и внедрение новых образовательных инновационных технологий;

■ создание оптимальной системы управления качеством образовательного процесса;

■ внедрение современных педагогических технологий;

■ новые подходы к работе с кадрами и персоналом, особые требования предъявляются к компетенции преподавателей;

■ интеграция системы социально-экономического и медико-психологического непрерывного профессионального образования, «образование через всю жизнь» в университетском комплексе и др.

Однако при анализе нормативно-правовых актов, регулирующих организационно-правовые формы хозяйствования вузов и форм их собственности, выявлен ряд серьезных юридических и организационных проблем. К сожалению, при существующей нормативно-правовой базе в законодательстве высшего профессионального образования России практически невозможно создание таких региональных, отраслевых и муниципальных образовательных университетских комплексов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вчерашний П. Автономность — это свобода и жесткая ответственность // Аккредитация в образовании.2009.№ 33.

2. Гражданский кодекс. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.