А.В. Матюшин, к.э.н., А.В. Аборчи
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПЕЦИФИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ
В структуре экономических систем практически каждой развитой страны современного мира можно найти особый финансовый институт, который в своём названии имеет словосочетание "банк развития" ("development bank") (далее - БР). Зачастую такие банки являются частью более обширной сети институтов развития в стране, представляя собой особый инструмент для реализации государственной экономической политики в той или иной отрасли или перспективном направлении. Такой банк выполняет дополнительные функции по обеспечению долгосрочного кредитования социально значимых проектов, реализация которых должна содействовать экономическому росту, модернизации экономики и др.
В Украине также существуют финансовые институты, именуемые банками развития, в частности Украинский банк реконструкции и развития (УБРР), Украинский банк содействия развитию (УБСР), а также частный Всеукраинский банк развития (ВБР). Однако де-факто эти банки являются обычными универсальными банками, предоставляющими традиционный спектр банковских услуг и имеющими к развитию экономики опосредованное отношение. Их низкая макроэкономическая эффективность и отсутствие значимого для развития эффекта приводит к необходимости кардинальной реорганизации данных институтов и пересмотру акцентов их деятельности. Этим и обусловливается актуальность исследования содержательных аспектов деятельности БР в направлении адекватной реализации заданий, намеченных для данного института в Украине.
© А.В. Матюшин, А.В. Аборчи, 2014
Современные исследования проблем функционирования банков развития, начатые в работах У. Даймонда [1], Ш. Боски [2], П. Робертса [17], находят своё продолжение в работах зарубежных и отечественных исследователей с учётом новых экономических, институциональных реалий, обусловленных в том числе мировым финансовым кризисом 2007-2008 гг. Роль БР в национальных экономиках разных стран исследована в работах [3; 5; 6; 9 и др.], соответствующая роль правительства представлена в работах [4; 11; 20], стратегические проблемы функционирования банков развития анализируются в работах [13; 17; 18 и др.]. Учёные Украины и стран СНГ также уделяют значительное внимание соответствующей проблематике применительно к отечественным условиям [21; 22; 23; 24; 25; 26; 28; 29 и др.].
Целью данной статьи является обобщение теоретических подходов отечественных и зарубежных исследователей к определению специфики национального БР. Это позволит выделить общие черты их функционирования, а также выявить современные тренды в исследованиях по данной проблеме.
Одним из наиболее известных исследователей проблем функционирования БР является У. Даймонд, который в 1957 г. опубликовал работу «Development banks» [1]. В ней автор отмечает, что несмотря на схожие названия БР в разных странах могут значительно отличаться друг от друга по собственности, сферам деятельности, политики и операциям. Вместе с тем У. Даймонд констатирует, что исходя из схожих функций БР в экономике обобщающим для них есть тот факт, что все они являются спонсируемыми правительством финансовыми учреждениями, направленными в первую очередь на предоставление долгосрочных кредитов в экономику. Именно эти учреждения сыграли ключевую роль в послевоенном восстановлении и интенсивном развитии экономик Европы и Японии во второй половине ХХ в.
Вскоре после появления работы У. Даймонда было опубликовано ещё одно исследование Ш. Боски «Problems and Practices of Development Banks», в которой автор отмечает, что
термином «банк развития» обозначаются правительственные или частные институты, основной функцией которых является осуществление средне- и долгосрочных инвестиций в промышленные проекты [2]. Данное определение несколько отличается от точки зрения У. Даймонда, в частности, оно предполагает, что БР может быть как государственным, так и частным. Однако когда речь идет о национальном БР, зачастую имеются в виду институты, так или иначе контролируемые правительством.
Большая часть исследователей, посвятивших свои работы проблемам функционирования национальных БР, приводят определения, во многом схожие с приведенными выше. Так, С. Чандрасекар отмечает, что правительства создают БР, наделяя их полномочиями («mandate») на предоставление долгосрочных кредитов на условиях, которые обеспечивают устойчивость поступления инвестиций в экономику [3]. В связи с этим основной целью создания БР является обеспечение того, чтобы процессы финансовой экспансии в банковском секторе совпадали с экономической политикой правительства, частью которой является целевое направление необходимого количества кредитов по приемлемой процентной ставке в те или иные сферы экономики.
В работе Э. Леви, А. Микко и У. Паницца [4] отмечается, что понятием БР зачастую описывается финансовый институт, в первую очередь сориентированный на осуществление долгосрочного финансирования, которое, как считается, будет генерировать положительные эффекты для развития экономики, однако не охватывается частными кредиторами. Стандартными задачами БР также являются кредитование сельскохозяйственного производства и сокращение региональных диспропорций. Схожее с этим определение БР приводится также в работе Е. Гутиерес, Х. Рудольфа, Т. Хома и Е. Бенеит [5], где, в частности, отмечается, что деятельность БР предполагает ликвидацию пробелов в недофинансировании частным сектором таких сфер экономики, как сельское хозяйство или жилищный сектор, вследствие того, что деятельность коммерче-
ского банка зачастую сфокусирована на других, более доходных сферах экономики.
В исследовании Дж. Амукс и М. Тойода [6], которое посвящено анализу роли национальных БР Азии, отмечается, что БР являются правительственными финансовыми учреждениями, которые, как правило, учреждаются на ранней стадии промышленного развития. Они служат источником долгосрочного финансирования для отраслей, которые считаются важными для экономического развития, но которые недофинансируются за счёт частного сектора. БР также могут использоваться для выполнения других проектов, соответствующих государственной политике. Исследуя исторические особенности ряда азиатских БР, авторы приходят к выводу, что по мере экономического развития, расширения финансового дерегулирования и появления частных источников дешевого долгосрочного кредита потребность в таких банках снижается, что, однако, не приводит к исчезновению данного типа банков даже в развитых постиндустриальных странах.
Французский исследователь Р. Собрейра при анализе особенностей функционирования БР и влияния на них положений Базельского соглашения - II [7] отмечает, что определение БР является институтом, заинтересованным в развитии национальной экономики. По своей природе они нацелены на удовлетворение специфических потребностей, которые связаны с процессом экономического развития и могут быть с определенной точностью идентифицированы обществом. БР являются гибридными финансовыми институтами, соответствующими объективным условиям развития национальной экономики и социально-экономическому профилю страны, в которой они создаются.
Обширное статистическое исследование БР было проведено специалистами мирового банка Ж. Луна-Мартинесом и К.Л. Висенте [8]. Авторы на примере 90 БР из 61 страны мира провели анализ, в котором выявили их цели и функции, услуги, предоставляемые БР в разных странах, кем они регулируются и контролируются, а также ряд других особенностей. Ха-
рактеризуя сущность БР, исследователи отмечают, что данные финансовые институты развития исторически создавались правительствами с целью предоставления кредитов и других финансовых услуг лицам и частным фирмам, а также в стратегические отрасли экономики. Такие банки необходимы тогда, когда частные финансовые институты не могут либо не хотят направлять ресурсы в те отрасли экономики, которые определены государственной политикой.
В работе по исследованию теоретико-практических особенностей БР в Бразилии, выполненной С. Лаззарини, А. Му-саччио и др. [9], авторы анализируют подходы к определению назначения БР в разных странах и приходят к выводу, что ключевыми характеристиками этих институтов являются их государственный статус и акцент на решении проблем и провалов, возникающих на кредитных рынках. БР особенно важны в случае необходимости кредитования долгосрочных проектов в странах со значительными ограничениями капитала, где они могут способствовать ликвидации дефицита капитальных инвестиций, а также повышению эффективности в старых отраслях и созданию новых.
Достаточно обширное определение сущности и роли БР в экономике приводится в исследовании Д. Смолридж и др. [11]. Авторы считают, что национальные БР являются управляемыми, поддерживаемыми либо субсидируемыми государством институтами, которые имеют полномочия на реализацию государственной политики. Такие банки могут иметь разные формы и размеры и фактически для них не существует некой единой операционной модели. Они могут различаться по структуре собственности и активов, финансовым и политическим целям, надзорным требованиям и функциональным назначениям. Вместе с тем практически все они находятся в привилегированном положении на национальных кредитных рынках, которое обеспечивается для содействия достижения БР основной цели - финансирования инновационной деятельности частного сектора с учётом всех специфических особенностей его развития.
В работе «Rethinking the Role of National Development Banks», выполненной специалистами Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН [18], анализируются положения Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития [13]. В нём, в частности, отмечается, что страны признают необходимость укреплять и развивать национальный финансовый сектор, поощряя планомерное развитие рынков капитала посредством банковских систем и других институциональных механизмов, направленных на решение потребностей финансирования развития. При этом БР, коммерческие и другие финансовые институты могут быть действенным инструментом для облегчения доступа к источникам финансирования для хозяйствующих субъектов [п.17].
В трудах Н. Финжерман [14], В. Сандифорда [15], а также М. Шарма и У. Тимити [16] анализируются практические особенности функционирования БР небольших государств, таких как Гренада, Сент-Люсия, островных государств Тихого океана, а также региона Минас-Жерайс в Бразилии. Авторы приводят определения БР, которые во многом совпадают с проанализированными выше. Так, Н. Финжерман отмечает, что БР, как правило, являются государственными учреждениями, которые направлены на содействие экономическому и социальному развитию. Их появление связано с реакцией правительств на провалы рынка, которые приводили к снижению стратегических инвестиций [14]. В. Сандифорд резюмирует, что все БР в восточной части Карибского бассейна в первую очередь являются правительственно финансируемыми и поддерживаемыми финансовыми институтами, созданными для содействия экономическому развитию страны [15]. М. Шарма и У. Тимити указывают на то, что исторически БР в Тихоокеанских государствах были правительственными структурами, которые создавались для поощрения и поддержки перспективных среднесрочных и долгосрочных проектов, не получавших финансирования со стороны коммерческих банков. Немаловажной причиной появления БР, по мнению Н. Финжерман,
также является тот факт, что коммерческие и частные банки, следуя логике краткосрочной прибыли с низким риском, не финансируют высокорисковые инвестиции, которые имеют ключевое значение для экономического развития.
В исследовании П. Робертса из Массачусетского технологического института [17], которое посвящено проблемам частных и государственных БР, автор указывает на то, что БР являются уникальными по своим характеристикам финансовыми учреждениями для экономически слаборазвитых стран. Такие банки специализируются на предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов, способствующих индустриализации. Именно это отличает БР от традиционных коммерческих банков, которые зачастую специализируются на финансировании надёжных активов в развитых странах.
Анализу роли БР в индустриальном развитии Турции посвящена работа Г. Озтурка и др. [18]. В ней БР характеризуются как государственные финансовые учреждения, которые связаны с предоставлением долгосрочных кредитов не только в прибыльные проекты, но и в социально значимые. За счёт таких банков обеспечивалась индустриализация многих стран в Х1Х-ХХ вв., когда БР оказывали не только финансовую, но и техническую помощь развивающимся корпорациям. Также при содействии этих банков осуществлялась поддержка и содействие развитию предпринимательства.
Несколько отличающееся от приведенных выше определение БР приводит Ж. Торне в работе, посвященной формированию успешной основы функционирования национальных БР [19]. Автор отмечает, что БР являются одной из форм вмешательства в финансовую систему, которая направлена на устранение, провалов рынка в части предоставления финансирования, направленного на решение социально-экономических задач, таких как равенство и ликвидация нищеты. Фактически финансирование развития автор видит как деятельность в тех сегментах рынка, которые некачественно обслуживаются частными финансовыми институтами. Еще одно определение БР приводится в работе Л. Бранда [20], где исследуется влия-
ние финансового кризиса 2008-2009 гг. на деятельность финансовых институтов развития. По мнению автора, классической ролью БР является заполнение пробелов в национальной финансовой системе в части способности обеспечения долгосрочного кредитования в слабо развитых и развивающихся странах. Они направлены на разрешение проблем неэффективности финансового рынка, где частный капитал не способен принять на себя риски, связанные с кредитованием заведомо неблагонадёжного заёмщика.
В отечественной научной среде и странах СНГ исследования особенностей функционирования БР только набирают обороты. Связано это с тем, что в постсоветских странах сравнительно недавно осознали необходимость создания по-настоящему крупного и действенного БР, способного справиться с комплексом задач по развитию экономики в XXI в. При этом в практике работы БР как в Украине, так и в других постсоветских странах существует множество проблем, которые ещё предстоит решить совместными усилиями как теоретиков, так и практиков.
В монографии под редакцией В. Адрианова [21], где достаточно подробно проанализирована деятельность глобальных, региональных и национальных финансовых институтов развития, авторы отмечают, что основной целью национальных БР является финансирование приоритетных проектов, обеспечивающих развитие национальной экономики. Региональные и международные БР являются важнейшим источником финансовых ресурсов для модернизации экономик в первую очередь развивающихся стран. С их помощью обеспечивается доступность значительных финансовых ресурсов, предоставляемых на льготных условиях, что не может быть достигнуто при традиционном коммерческом подходе к кредитованию. Зачастую, в отличие от частных финансовых институтов и коммерческих банков, БР нацеливаются на решение задач, которые определены перед ними государством и не преследуют первоочередное извлечение прибыли. В основном финансовые институты развития не осуществляют традицион-
ных для финансовых посредников функций проведения расчётов, принятия депозитов и выдачи краткосрочных ссуд.
Концептуальные основы функционирования национального БР рассматриваются в работе С. Захарина [22]. На основе анализа зарубежного опыта автор обосновывает необходимость создания украинского БР, который должен быть направлен на поддержку и финансирование капиталоёмких инфраструктурных проектов со значительным сроком окупаемости. Также банк должен содействовать созданию крупных импортозамещающих производств и обеспечить качественный прорыв в сфере производственного инвестирования.
К схожему выводу приходит и российский исследователь Я. Дубенецкий, который при анализе деятельности главного российского БР - Внешэкономбанка - отмечает, что главной целью деятельности института является содействие всеобщей технологической модернизации, прежде всего обрабатывающей промышленности; воссозданию и продвижению отраслей высоких технологий; созданию на этой основе современной конкурентоспособной экономики, а также подъему общей промышленной культуры страны [23].
Т. Васильева, В. Онищенко и С. Козьменко исследуют перспективы специализированных национальных институтов развития экономики через призму создания в национальной экономике инновационно-инвестиционных банков [24; 25]. Авторы акцентируют внимание на том, что украинская экономика вот уже много лет как нуждается не в одном, а в ряде специализированных государственных инновационных банков, банков реконструкции и развития и инвестиционных банков, которые бы специализировались на осуществлении портфельных и реальных инвестиций в инновационный сектор экономики на комиссионной основе либо за счёт собственных средств [25]. В современных условиях только через них открывается возможность привлекать внебюджетные средства для долгосрочного инвестирования в инновационные сферы экономики, при этом обеспечивая как программно-целевое, так и текущее финансирование. Ученые приходят к выводу,
что создание БР зачастую является результатом политической инициативы, с помощью которой из государственного бюджета выделяется определенная сумма и именно власть очерчивает основные задачи для деятельности такого банка. Данные банки получают возможность аккумулировать средства также из внебюджетных источников и использовать их для долгосрочного инвестирования в инновации [24].
Необходимость создания в структуре банковской системы Украины национального БР постулируется также в работе А. Даниленко [26], которая посвящена совершенствованию модели управления экономикой и финансовым механизмам её реализации. Его основной целью будет содействие своевременному обеспечению финансовыми ресурсами предприятий реального сектора экономики, которые осуществляют инвестиционные проекты, утверждённые правительством. Существование БР, по мнению автора, также поможет минимизировать влияние денежной эмиссии на инфляцию, так как кредитование экономики позволит отсрочить период роста наличного денежного оборота до того, как будет непосредственно завершен тот или иной инвестиционный проект.
Достаточно глубокое исследование теоретико-практических аспектов деятельности БР проведено в работах Ю. Киндзерского [27; 28]. Говоря о сущности и роли БР, автор отмечает, что их деятельность направлена на долгосрочное финансирование проектов, создающих значительные позитивные социально-экономические эффекты, которые не могут быть полностью профинансированы частным сектором [27]. Это определение наиболее близко к тем, которые приводят в своих работах многие зарубежные авторы. В несколько видоизмененном виде его приводит также Н. Шелудько, которая отмечает, что деятельность БР направлена на обеспечение финансирования ключевых отраслей национальной экономики, которые вследствие долгосрочности реализации, низкой доходности или высоких рисков непривлекательны для частного капитала [29].
С. Савинский и Д. Смахтин, исследуя теоретико-практические особенности функционирования БР Китая, считают, что такие банки являются специфической финансово-кредитной организацией, которая представляет собой нечто среднее между коммерческим банком и институтом с бюджетным финансированием: средства выделяются государством, однако предоставляются они на основе платности и возвратности [30]. Основной целью БР, как отмечают авторы, является реализация правительственной социально-экономической политики.
Таким образом, на основе анализа теоретических подходов к определению БР и их роли в экономике можно выделить следующие основные содержательные аспекты, характеризующие специфику национального БР (см. таблицу).
Таблица
Основные содержательные аспекты, характеризующие специфику национального БР
Автор (источник) Аспект
Государственный институт Частный институт Долгосрочность кредитования Финансирование проектов (стратегических, приоритетных, инновационных, инвестиционных) Инструмент реализации экономической и социальная политики государства Особые условия кредитования (приемлемость процентной ставки, льготы) Устранение провалов рынка (финансирование отдельных секторов экономики)
1 2 3 4 5 6 7 8
Классические работы
У. Даймонд, 1957 [11 + +
Ш. Боски, 1959 [2] + + + +
П. Робертс, 1969 [171 +
Продолжение таблицы
1 |2|3|4|5|6|7|8
Работы современников - зарубежных исследователей
Э. Леви, А. Микко и У. Паницца, 2004 [4] + + +
М. Шарма и У. Тимити, 2004 [16] + + +
Дж. Амукс и М. Тойода, 2006 [6] + + + +
В. Сандифорд, 2007 [15] + +
Р.Собрейра, 2008 [7] + +
Н.Финжерман, 2009 [14] + + +
Г. Озтурк и др., 2009 [18] + + +
С. Чандрасе-кар, 2011 + + +
Е. Гутиерес, Х. Рудольфа, Т. Хома и Е. Бенеит, 2011 [5] +
Ж. Торне, 2011 [19] + +
Ж. Луна-Мартинес и К.Л. Висенте, 2012 [8] + +
С. Лаззарини, А. Мусаччио и др., 2012 [9] + + +
Д. Смолридж и др., 2013 [11] + +
Л. Банда, 2014 [20] + +
Работы современников - отечественных исследователей и специалистов СНГ
С. Савинский и Д. Смахтин, 2007 [30] + +
Я. Дубенец-кий, 2008 [23] +
1 2 3 4 5 6 7 8
Н. Шелудько, 2009 [29] + + +
С. Захарин, 2010 [22] + +
Ю. Киндзерский, 2011 [28] + + +
Т. Васильева, B. Онищенко и C. Козьменко, 2011 [24; 25] + +
В. Андрианов, 2012 [21] + + +
А. Даниленко, 2013 [26] + +
Таким образом, на основе анализа теоретико-методологических подходов, отображенных в таблице, можно констатировать, что под национальным БР следует понимать финансовый институт, находящийся в полном либо частичном правительственном подчинении, основной целью которого является (а) аккумулирование и кредитное распределение финансовых ресурсов (на особых условиях), направляемых на реализацию масштабных средне- и долгосрочных проектов по техническому и технологическому обновлению реального сектора экономики, а также (б) ликвидация провалов рынка в части недофинансирования приоритетных, социально и экономически значимых для государства отраслей экономики.
По сути, данное определение созвучно с большей частью проанализированных выше дефиниций. Вместе с тем содержательно оно отличается практически от каждого из них, так как акцентирует внимание на двух принципиальных моментах:
во-первых, независимо от степени участия государства в управлении БР его ресурсы на специальных льготных условиях должны направляться на реализацию перспективных и значимых для страны проектов;
во-вторых, сферы и направления деятельности БР со временем могут меняться и будут определяться исходя из текущего состояния экономики и масштабов недофинансирования тех или иных отраслей.
Перспективными направлениями исследований по данной проблеме следует назвать исследование институциональных особенностей национальных БР в контексте проводимой экономической политики государства.
Литература
1. Diamond W. Development banks / W. Diamond. -Baltimore: Johns Hopkins Press, 1957. - 128 p.
2. Boskey S. Problems and practices of development banks / S. Boskey. - Baltimore: Johns Hopkins Press, 1959. - 207 p.
3. Chandrasekhar C.P. Development Banks: Their role and importance for development [Электронный ресурс] / C.P. Chandrasekhar // IDEAS, 2011. - Режим доступа: http: //www.networkideas.org/alt/apr2011/development_banks.pdf.
4. Levy E. Should the Government Be in the Banking Business? The Role of State-Owned and Development Banks [Электронный ресурс] / E. Levy, A. Micco, U. Panizza // Inter-American Development Bank, 2004. - Режим доступа: http://www.iadb.org/res/publications/pubfiles/pubS-200.pdf.
5. Gutierrez E. Development Banks: Role and Mechanisms to Increase their Efficiency [Электронный ресурс] / E. Gutierrez, H.P. Rudolph, T. Homa, E.B. Beneit // The World Bank Latin America and the Caribbean Region Finance and Private Sector Development. Policy Research Working Paper 5729. - 2011. -July. - Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/3493/WPS5729.pdf.
6. Amyx J. The Evolving Role of National Development Banks in East Asia [Электронный ресурс] / J. Amyx // The International Centre for the Study of East Asian Development. -Working Paper Series. - 2006. - December. - Vol. 2006-26. -Режим доступа: http: // en.agi.or.jp/user04/759_178_ 20110623093859.pdf.
7. Sobreira R. Development Banks, Risk And Basle II: Some Assessments [Электронный ресурс] / R. Sobreira // Cad. EBAPE.BR. - 2008. - Dec. Vol.6, № 4. - Режим доступа: http://www.scielo.br/scielo.php?script = sci_arttext&pid = S1679-39512008000400005.
8. Luna-Martínez J. Global Survey of Development Banks [Электронный ресурс] / J. de Luna-Martínez, C.L. Vicente // The World Bank Latin America and the Caribbean Region Finance and Private Sector Development. Policy Research Working Paper 5969. - 2012. - February. - Режим доступа: http: //elibrary.worldbank.org/doi/pdf/10.1596/1813-9450-5969.
9. Lazzarini S. G. What Do Development Banks Do? Evidence from Brazil, 2002-2009 [Электронный ресурс] / S.G. Lazzarini, A. Musacchio, R. Bandeira-de-Mello // Harvard Business School Working Paper № 12-047. - 2012. - December. -Режим доступа: http://inctpped.ie.ufrj.br/spiderweb/dymsk_4/4-4%20Lazzarini-What%20do%20DB%20do.pdf.
10. Armendariz de Aghion B. Development banking / B. Armendariz de Aghion // Journal of Development Economics. -1999. - Vol. 58. - P.83-100.
11. Smallridge D. The Role of National Development Banks in Catalyzing International Climate Finance [Электронный ресурс] / D. Smallridge, B. Buchner, C. Trabacchi, M. Netto, J.J. Gomes, L. L. Serra // Inter-American Development Bank, 2013. -Режим доступа: http://publications.iadb.org/bitstream/ handle/11319/3478/Role%20of%20NDB%203-12-13final%20web. pdf?sequence=2.
12. Rethinking the Role of National Development Banks [Электронный ресурс] // United Nations. Department of economic and social affair, 2005. - Режим доступа: http: //www.globalclearinghouse.org/infradev/ assets%5C 10/documents/ UNDESA%20-%20Rethinking%20Role%20of%20National%20 Development%20Banks%20(2005).pdf.
13. Монтеррейский консенсус Международной конференции по финансированию развития. Принят на 5-м пленарном заседании 22.03.2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declara-tions/pdf/monterrey.pdf.
14. Fingermann N.N. Development Bank and Regional Development The case of BDMG [Электронный ресурс] / N.N. Fingermann, 2009. - Режим доступа: http: //paperroom.ipsa.org/papers/paper_26039.pdf.
15. Sandiford W. Development banking in the Eastern Caribbean: the case of Saint Lucia and Grenada [Электронный ресурс] / W. Sandiford // Development Studies Unit Economic Development Division. - Santiago, Chile. - 2007. - May. - Режим доступа: http://www.eclac.cl/publicaciones/xml/1/28071/lcl 2741i.pdf.
16. Sharma M. D. Subsidy Dependence and Financial Sus-tainability in Development Banks - A Case Study of a Small Pacific Island Country [Электронный ресурс] / M.D. Sharma, U. Timiti. - 2004. - Режим доступа: // http://www.bangor.ac. uk/business/pdf/papers/dbk%20sub%20dependence%20and%20 financial%20sustainability%20Kiribati.pdf.
17. Roberts P.E. Jr. Development banking: The Issue of Public and Private Development Banking [Электронный ресурс] / P.E. Roberts, Jr. // MIT. - WP395-69. - 1969. - May. - Режим доступа: http://archive.org/stream/developmentbanki00robe/ devel opmentbanki00robe_dj vu.txt.
18. Ozturk H. The role of development banking in promoting industrialization in Turkey [Электронный ресурс] / H. Ozturk, D. Gultekin-Karaka§, M. Hisarcikhlar // International Conference on "Inequalities and Development in the Mediterranean Countries. - Galatasaray University, Istanbul, Turkey. - 2009. -21-23 May. - Режим доступа: http://region-developpement.univ-tln.fr/fr/pdf/R32/%5B6%5D%200zturk. pdf.
19. Thorne J. A framework for successful development banks [Электронный ресурс] / J. Thorne // Development Bank of Southern Africa. Development Planning Division. - 2011. - Working Paper Series № 25. - Режим доступа: http: // www.dbsa.org/EN/About-Us/Publications/Documents/DPD% 20No25.%20A%20framework%20for%20successful%20developm ent%20banks.pdf.
20. Banda L. Global Crisis and its impact on Development Finance - A New Lease of Life for DFIs [Электронный ресурс] / L. Banda // Southern African Development Community. - 2014. -Режим доступа: http://www.sadc-dfrc.org/assets/files/ publica-tions/ceo_colloquium_2013/banda_paper.pdf.
21. Андрианов В. Д. Стратегическое управление в зарубежных финансовых институтах развития: монография / В.Д. Андрианов, И.А. Никонова, Р.Н. Шамгунов, А.А. Овчаров и др. - М.: Консалтбанкир, 2012. - 272 с.
22. Захарш С. В. Концептуальш тдходи до створення державного банку розвитку / С. В. Захарш // Актуальш про-блеми економки. - 2010. - № 9. - С.201-205.
23. Дубенецкий Я. Н. Банк развития - задачи и проблемы / Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 24-32.
24. Васильева Т. А. Державш швестицшно-шновацшш банки: проблеми та перспективи функцюнування / Т.А. Васильева, В.В. Онщенко // Науковий вшник: Фшанси, банки, ш-вестици. - 2011. - № 3. - С.58-62.
25. Козьменко С. Спецiалiзованi шновацшно-швести-цшш банки в Укра1ш / С. Козьменко, Т. Васильева // Банки та банювсью системи кра!н свiту, том 1. - 2008.- №1 - С. 49-58.
26. Даниленко А.И. Совершенствование модели управления экономикой и финансовые механизмы её реализации / А.И. Даниленко // Экономика Украины. - 2013. - № 5. - С. 429.
27. Киндзерский Ю. Основы формирования эффективной модели банка развития в Украине // Экономика Украины. - 2011. - № 10. - С. 41-53.
28. Юндзерський Ю. До питання створення i забезпе-чення дiевостi банку розвитку Украши / Ю. Юндзерський // Економкт. - 2011. - № 5. - С. 65-69.
29. Шелудько Н.М. Проблема каmталiзацil державних банюв Украши та шляхи И виршення / Н.М. Шелудько // Еко-номша i прогнозування. - 2009. - № 2. - С. 45-60.
30. Савинский С.П. Банки развития Китая / С. П. Савин-ский, Д. А. Смахтин // Деньги и кредит. - 2007. - № 5. - С. 6368.
Представлена в редакцию 21.11.2014 г.