Спивачевский П.М.
Евразийский банк развития в г. Санкт-Петербурге Е-mail: SpivachevskiyPM@gmail.com
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОСТОРОННИХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ
В статье изложены принципы создания и организации деятельности многосторонних банков развития, раскрыты основные направления функционирования данной группы банков и их роль в усилении интеграционных процессов между государствами-участниками.
Ключевые слова: многосторонние банки развития, межгосударственная интеграция, направления деятельности многосторонних банков развития.
В эпоху глобализации многосторонние банки развития выступают, как финансовокредитные институты, являющиеся результатом объединения интересов, целей и экономических ресурсов различных государств и регионов мира, так и значимыми авторами глобальной финансово-экономической системы. Их деятельность способствует стабильному функционированию экономик целого ряда стран, закладывает основы дальнейшего роста, экономического развития и конвергенции государств. В основе функционирования многосторонних банков развития лежат принципы инициативности, взаимопомощи и ответственности, которые помогают сформировать среду глобального партнерства.
Многосторонние банки развития представляют собой особые специализированные инвестиционные финансово-кредитные институты, которые, хотя и не являются полными антиподами коммерческих банков, но принципиально отличаются от них.
Специфика многосторонних банков развития приобретает выраженный характер в таких важных вопросах как принципы создания и организации деятельности, которые, по мнению автора, можно определить следующим образом:
а) Строгое определение стратегических целей (миссии)развития и направлений их деятельности. Стратегические цели каждого многостороннего банка развития и направления его деятельности, включая направления и способы использования средств, подлежат закреплению на уровне нормативных актов, регламентирующих деятельность банка, или их уставных документов. Исходным пунктом процесса стратегического планирования всех без исключения многосторонних банков развития является
внятно сформулированная миссия и вытекающая из нее основная стратегическая цель, которые, как правило, отражаются уже в учредительных документах банка. При этом многосторонние банки развития, в отличие от коммерческих банков, действуют на основе не одного, а целого ряда взаимосвязанных стратегических документов, которые выстроены по определенной иерархии и направлениям. Поскольку деятельность многосторонних банков развития охватывает ряд стран, относящихся к разным регионам, каждый из которых имеет свою специфику развития, банки практикуют разработку страновых стратегий. При этом банк либо проводит маркетинговые исследования стран-участниц, либо, например, Всемирный банк, предоставляет странам-участницам самостоятельно определить круг актуальных вопросов, требующих содействия банка развития, который, в свою очередь, на их основе и с учетом своих стратегических целей и задач разрабатывает стратегию содействия отдельно взятой стране.
б) Обязательное определение критериев и процедур отбора проектов для финансирования. Принятие решений о выборе проектов, обеспечено четкой формализацией критериев отбора проектов и процедурой такого отбора. Эти вопросы могут решаться высшим коллегиальным органом института развития (советом директоров), если они не определены на уровне нормативного акта.
в) Проектный подход и ориентация на результат при предоставлении финансирования. Значительная часть проектов, претендующих на финансовую поддержку многосторонних банков развития, имеет долгосрочный или среднесрочный характер. Для предотвращения неэффективного использования средств такие
проекты зачастую структурируются на несколько этапов, по итогам результатов которых осуществляется поэтапное финансирование проекта. Применение проектного подхода также обеспечивает текущую оценку эффективности осуществленного финансирования - в отношении как промежуточных, так и окончательных результатов.
г) Самоокупаемость без максимизации рентабельности. Максимизация прибыли не является целью деятельности многосторонних банков развития, однако их деятельность, как правило, должна быть окупаемой. Плановая убыточность банков может привести, с одной стороны, к неэффективному использованию располагаемых финансовых ресурсов, а с другой -к искажению рыночной среды.
д) Эффективный менеджмент. В силу сложности и масштабности задач, решаемых многосторонними банками развития, а также общественной значимости их деятельности, система их управления должна формироваться с учетом лучшей международной практики корпоративного управления. Важно обеспечить на систематической основе привлечение для постоянной работы в банках развития профессионалов высокой квалификации в своих областях. При этом требуется обеспечить необходимую гибкость системы управления для исключения пассивности менеджмента в принятии оперативных решений, но при этом, не создав условий для повышения рисков коррупции и исключения возможностей оценки эффективности работы менеджмента. Требуется обеспечить и формирование механизмов обратной связи между институтами развития и их участниками. Состав советов директоров многосторонних банков развития, как правило, отражает структуру взносов в его капитал. При этом в случае небольшого числа стран-участниц, каждой из них должна предоставляться возможность направить своего представителя в совет. Кроме того, для многосторонних банков развития характерна относительно низкая автономия менеджмента в принятии инвестиционных решений по отношению к совету директоров. Данный принцип распространяется не только на операции финансирования крупных проектов. Небольшие по объемам кредитные сделки должны осуществляться в рамках специальных программ, утверждаемых советом директоров.
е) Прозрачность деятельности. Дополнительным фактором, обеспечивающим эффективное функционирование многосторонних банков развития, является максимальная прозрачность их деятельности.
ж) Эффективные принципы финансирования. Учитывая, что основным источником собственных средств финансовых институтов развития являются средства государств-участни-ков, для пополнения своей ресурсной базы многосторонние банки развития привлекают заемные средства, прежде всего на внешних финансовых рынках. Привлечение средств на финансовых рынках служит дополнительным косвенным способом обеспечения финансовой дисциплины многосторонних банков развития.
з) Активное использование лучшего мирового опыта. В мире накоплен значительный опыт функционирования многосторонних банков развития, в связи с чем их открытость и активное взаимодействие с другими институтами развития позволит обеспечить использование как лучшего опыта, так и заимствовать новые инструменты, формы и методы работы.
Основные направления деятельности многосторонних банков развития довольно типичны. Это кредитно-инвестиционная работа, привлечение финансовых ресурсов, международное сотрудничество, информационно-аналитическая деятельность, консалтинг. Редко многосторонние банки развития берут на себя исполнение функций расчетного центра группы госу-дарств-участников.
Традиционно многосторонние банки развития кредитуют приоритетные отрасли экономики стран-участниц, определенные миссией банка, его стратегическими целями и нормативными документами, регламентирующими инвестиционную деятельность банка. Инструменты кредитования, используемые данной группой банков, чаще всего представлены инвестиционными кредитами; участием в уставном капитале на период реализации проекта; сочетанием долговых заимствований с одновременным вхождением в капитал организации; представлением гарантий, а также финансовым и операционным лизингом. При этом, что чрезвычайно важно для реализации кредитуемых проектов, сроки предоставления ресурсов обычно варьируются в диапазоне от 15 до 40 лет.
Отраслевая структура инвестиционных вложений наиболее известных многосторонних банков развития за 2010 г. продемонстрирована в таблице 1.
Анализ деятельности многосторонних банков развития показал, что действительно, кредитование проектов данной группой банковских учреждений, которые в свою очередь являются наднациональными организациями, а их участниками обычно выступают государства и (или) международные организации, показывает себя как эффективный, а зачастую и единственно возможный механизм инвестирования для большого числа проектов.
Важно отметить, что использование принципов многосторонних банков особенно актуально для региональных группировок с участием развивающихся стран.
Во-первых, развивающиеся страны имеют значительные трудности в привлечении внешнего финансирования, а в условиях создания наднационального банковского учреждения, привлекая государственные гарантии и средства развитых стран, они решают проблему с доступом на мировой рынок ссудных капиталов.
Во-вторых, в условиях неразвитости финансовых рынков в развивающихся странах многосторонний банк развития является механизмом привлечения свободных средств и их размещения в целях углубления интеграции.
В-третьих, многосторонний институт развития в интеграционных группировках позволяет финансировать непривлекательные для коммерческих банковских организаций инвестиционные проекты.
Источники: сайты и годовые отчеты банков за 2010 год.
Государства-участники региональных союзов объединяют свои ресурсы в многосторонних институтах развития с целью финансирования проектов, имеющих региональное значение, либо которые не под силу реализовать одной стране в отдельности1. В результате перераспределения капитала между странами-уча-стниками, а также реализации эффективной политики заимствований на международных рынках капитала, многосторонние банки развития заняли значимое место в инвестиционном процессе мировой экономики.
Изучение мирового опыта функционирования многосторонних банков развития показало, что на сегодняшний день именно эти организации являются основными кредиторами средне и долгосрочных интеграционных проектов, реализуемых в сферах электроэнергетики, здравоохранения, экологии, развития транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, а также в высокотехнологичных отраслях. Размеры кредитных средств, предоставляемых международными банками развития в данные проекты, зачастую превышают внутристрано-вые аналоги, при этом имеют конкурентоспособные ценовые параметры.
В связи с осуществлением активной инвестиционной деятельности, а также необходимостью исполнения поставленных стратегических задач, регулярный анализ развития экономической ситуации в странах-контрагентах является неотъемлемым направлением деятельности практически каждого многостороннего банка развития. Анализ публикуемых ресурсов вышеуказанных финансовых организаций по-
Таблица 1. Отраслевая структура инвестиционных вложений многосторонних банков развития за 2010 г.
Сектор экономики Удельный вес (%)
МБРР ЕБРР ЕИБ АБР АфБР ИБР МАБР ЕАБР
Корпоративный (АПК, промышленное производство и услуги, недвижимость, туризм и связь) 7 25 15 19 19 20 7 26
Финансовый (инвестиции в микро-, малые и средние предприятия, осуществляемые через финансовых посредников) 16 34 25 11 41 5 35 12
Энергетический (природные ресурсы и сектор энергетики) 17 21 11 21 11 24 9 35
Инфраструктурный (муниципальная, экологическая инфраструктура и транспорт) 60 20 49 49 29 51 49 27
казал, что сформированные базы статистических данных и информационно-аналитических материалов, по сути, оказываются уникальными источниками информации и являются единственными источниками регулярно обновляемых сводных данных о ключевых показателях развития соответствующих стран.
Так в апреле 2010 года Всемирный банк (далее - ВБ) выступил с Инициативой в отношении открытости данных, в рамках которой он разместил в глобальной сети Internet свои базы данных общего пользования и открыл их для всех пользователей, обеспечив свободный доступ и возможность поиска. Новая политика в отношении данных обеспечивает открытый доступ более чем к 2000 показателей состояния финансовой сферы, предпринимательской деятельности, сферы здравоохранения, экономического и социального развития, которые ранее были доступны только подписчикам на платной основе. Это решение, принятое в рамках более широкой кампании, направленной на расширение доступа к информации, означает, что доступ к базам данных ВБ смогут получить исследователи, журналисты, неправительственные организации, предприниматели и даже школьники. В новом Каталоге данных перечислены все ключевые базы данных, такие, как Показатели мирового развития, Показатели развития стран Африки, Доклад о глобальном экономическом мониторинге, «Финансирование глобального развития». Отдельно следует отметить ежегодное издание Всемирного Банка «Ведение бизнеса»2, включающее рэнкинг 183 стран, ранжированных по степени инвестиционной привлекательности. В дальнейшем ВБ предусматривает пополнение этого перечня новыми базами данных (см. http:// data.worldbank.org).
Инициатива в отношении открытости данных, по мнению ВБ, будет способствовать проведению инновационного анализа вопросов и проблем развития, и стимулировать разработку в развивающихся странах политики на основании имеющихся данных. Инициатива была выдвинута в ответ на растущие потребности в данных и свидетельствует о необходимости ока-
зывать поддержку национальным учреждениям, готовящим такие данные.
На веб-сайте ВБ уже сегодня можно получить полный доступ к данным по более чем 200 странам, причем по многим из них данные имеются за последние 50 лет. Впервые более 1000 показателей приводятся не только на английском, но и на других языках - французском, испанском и арабском. Пользователи смогут скачивать полные наборы данных по той или иной стране или показателю, быстро получать доступ к необработанным данным (в формате MS Excel/ XML), одним нажатием кнопки отправлять свои комментарии к данным, пересылать их по электронной почте или передавать их другим пользователям через сайты социальных сетей.
Европейский банк реконструкции и развития (далее - ЕБРР) также публикует на своем веб-сайте материалы на различные темы, начиная от своих корпоративных отчетов и научно-исследовательских работ и кончая брошюрами, новостными и информационными бюллетенями, которые позволяют глубоко и с пользой для читателя ознакомиться с содержанием и формами работы и странами операций банка. При этом большинство публикаций можно получить бесплатно, их можно скачать в формате PDF. Можно также делать заказы на экземпляры публикаций на бумажных носителях.
Информационно-аналитическая деятельность ЕБРР регламентирована «Принципами информирования общественности», утвержденными Советом директоров ЕБРР 12 мая 2008 года.
В соответствии с поставленными целями ЕБРР твердо намерен добиваться повышения уровня прозрачности и подотчетности, внедрения норм надлежащего управления во всей его деятельности в целях обеспечения экономически и экологически устойчивого процесса перехода во всех странах его операций с упором на развитие частного сектора. Регламент «Принципы информирования общественности» содержит положения о формах обнародования ЕБРР информации и ведения им консультаций с заинтересованными сторонами в целях более активного освещения и осмысления его операций,
1 Абалкина, А. Роль многосторонних банков развития в содействии экономической интеграции // Вестник «Континент
Партнерства», Вып. 12, «ИТАР-ТАСС». - М., 2006. - С. 31-39.
2 В оригинале - «DOING BUSINESS»
директивных документов и стратегий. Одновременно с этим в документе четко разграничена информация, поступающая в открытый доступ (либо в общем порядке, либо по запросу), и информация, не подлежащая обнародованию в силу ее конфиденциальности. Это служит поддержанию отношений взаимного доверия между ЕБРР, его деловыми клиентами и другими партнерами.
Признавая важность веб-сайта ЕБРР как канала распространения информации среди заинтересованных сторон и широких кругов общественности, ЕБРР принимает дальнейшие меры по повышению его потенциала. Он продолжает искать пути обеспечения перевода растущих объемов информационных материалов по конкретным странам для размещения их на своем веб-сайте.
В рамках информационно-аналитического обеспечения интеграционных процессов на постсоветском пространстве функцию подготовки и консолидации соответствующих материалов осуществляет Евразийский банк развития (далее - ЕАБР). ЕАБР ставит перед собой задачу стать одним из основных интеллектуальных центров исследования интеграционных процессов государств-участников банка.
На постоянной основе ЕАБР готовит и публикует: Ежегодный альманах «Eurasian Integration Yearbook»; Журнал «Евразийская экономическая интеграция»; аналитические обзоры; информационные дайджесты; монографии, аналитические статьи и др. материалы. Периодические издания ЕАБР рассылаются по списку рассылки (более 100 адресов), охватывающему государственные органы государств-участников банка, международные организации и экспертное сообщество.
Важным этапом в осуществлении информационно-аналитической работы ЕАБР стала реализация проекта «Система индикаторов ев-
разийской интеграции» (СИЕИ). В его рамках была разработана система индикаторов, оценивающая интеграцию рынков, конвергенцию экономических систем и институциональную кооперацию на основе системы унифицированных показателей, рассчитанных с использованием государственных статистических данных. Методология СИЕИ разрабатывалась с учетом лучшей мировой практики в 2008-2009 годы. СИЕИ включает в себя девять основных и два обобщающих индекса, в том числе отражающие интеграцию рынков в сфере торговли и трудовой миграции, взаимодействие в ключевых функциональных областях (сельское хозяйство, образование и энергетика), и конвергенцию основных характеристик экономик стран постсоветского пространства.
Особо необходимо отметить создание ЕАБР Центра интеграционных исследований (ЦИИ). На ЦИИ, приступивший к работе в июне 2011 года в Санкт-Петербурге, возложены задачи организации исследовательской работы, подготовки докладов и рекомендаций правительствам государств-участников ЕАБР по проблематике региональной экономической интеграции.
Таким образом, можно выделить следующие положительные тенденции в проведении многосторонними банками развития информационно-аналитической работы, которые, несомненно, необходимо продолжать:
- существенное повышение прозрачности информации и открытости процедур банков;
- представление заинтересованным пользователям информации готовых инструментов для самостоятельных исследований - баз данных в общедоступных форматах и на безвозмездной основе;
- повышение уровня данного направления деятельности в результате создания специализированных исследовательских структур.
10.10.2011
Список литературы:
1. Абалкина А., Роль многосторонних банков развития в содействии экономической интеграции // Вестник «Континент Партнерства», Вып. 12, «ИТАР-ТАСС». - М., 2006. - С. 31-39.
2. Азиатский банк развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adb.org. - Дата обращения: 29.07.2011.
3. Африканский банк развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.afdb.org. - Дата обращения: 29.07.2011.
4. Евразийский банк развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eabr.org. - Дата обращения: 23.08.2011.
5. Европейский банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebrd.com. - Дата обращения: 29.07.2011.
6. Европейский инвестиционный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eib.org. - Дата обращения:
29.07.2011.
7. Международный банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.worldbank.org. Дата обращения: 29.07.2011.
8. Исламский банк развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isdb.org. - Дата обращения: 29.07.2011.
9. Межамериканский банк развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iadb.org. - Дата обращения:
29.07.2011.
Сведения об авторе:
Спивачевский Павел Михайлович, заместитель директора филиала Евразийского банка развития в г. Санкт-Петербурге 191014, г. Санкт-Петербург, ул. Парадная, 7, e-mail: SpivachevskiyPM@gmail.com
UDC 336. 65. 26 Spivacheskiy P.M.
E-mail: SpivachevskiyPM@gmail.com
THE PRINCIPLES OF OPERATION AND THE MAIN ACTIVITIES OF MULTILATERAL DEVELOPMENT BANKS
The article describes the principles for the establishment and operation of multilateral development banks, disclosed the main directions of the functioning of this group of banks and their role in enhancing the integration between member states.
Key words: multilateral development banks, interstate integration, activities of multilateral development banks. Bibliography:
1. Abalkin, A. The role of multilateral development banks in promoting economic integration / / Herald «Continent Partnership», Vol. 12, «ITAR-TASS». - M., 2006. - P. 31- 39.
2. The Asian Development Bank [Electronic resource]. - Access mode: http://www.adb.org. - Date of application: 07.29.2011.
3. The African Development Bank [Electronic resource]. - Access mode: http://www.afdb.org. - Date of application:
07.29.2011.
4. The Eurasian Development Bank [Electronic resource]. - Access mode: http://www.eabr.org. - Date of application:
08.23.2011.
5. The European Bank for Reconstruction and Development [Electronic resource]. - Access mode: http://www.ebrd.com. -Date of application: 07.29.2011.
6. The European Investment Bank [Electronic resource]. - Access mode: http://www.eib.org. - Date of application:
07.29.2011.
7. The International Bank for Reconstruction and Development [Electronic resource]. - Access mode: http:// web.worldbank.org. - Date of application: 07.29.2011.
8. The Islamic Development Bank [Electronic resource]. - Access mode: http://www.isdb.org. - Date of application:
07.29.2011.
9. Inter-American Development Bank [Electronic resource]. - Access mode: http://www.iadb.org. - Date of application:
07.29.2011.