Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций'

Концептуальные подходы к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1371
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПОСТРАДАВШИЙ / ЧРЕЗВЫЧАЙ-НАЯ СИТУАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций»

торско-методических и т.д. занятиях), что в значительной степени сглаживало неоднородность подготовки и воспитания и уменьшало разрыв между формами учебы и служебной деятельности (сглаживались недостатки, ставшие традиционными и привычными при осуществлении педагогической деятельности в пограничном вузе). Проявление компонентов основ культуры наблюдалось в повседневной жизни курсантов, в выполнении распорядка дня, несении воинской службы и т.д. На последнем курсе обучения проведена диагностика и оценка уровня проявления у курсантов основ профессионально-правовой культуры пограничников. Оценивались те же качественные характеристики личности курсанта. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что курсанты качественно отличались по проявлению компонентов профессионально-правовой культуры.

Таким образом, комплекс условий воспитательной работы с курсантами-пограничниками включает реализацию в вузе модели формирования основ профессионально-правовой культуры пограничников, наличие у курсантов мотивации к профессионально-правовому овладению профессией; профессионально-прикладную направленность подготовки; приверженность традициям пограничной службы; профессионально-правовую направленность воспитательной работы в вузе; повседневное профессионально-правовое проявление культуры профессорско-преподавательского и административно-командного состава вуза; организацию обучения в соответствии с нормативными документами; ориентированность воспитательной работы на формирование чести, долга в соответствии с традициями, сложившимися в вузе и в пограничной службе.

Библиографический список

1. Бавыкин В.С. Адаптация молодых сотрудников к новым условиям профессиональной деятельности: метод. пособие / В.С. Бавыкин [и др.] - Курган: КПИ ФСБ России, 2010. -40 с.

2. Кубарь С.А. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы в КПИ ФСБ России: метод. пособие / С.А. Кубарь, Н.Г. Лавренчук. - Курган: КПИ ФСБ России, 2010. - 60 с.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

Н.В. Онищенко

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ВСЛЕДСТВИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Ключевые слова: экстренная психологическая помощь, пострадавший, чрезвычайная ситуация.

Понятие «психологическая помощь» отражает некую реальность, психосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Психологическая помощь - это

© Онищенко Н.В., 2013

область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме [1]. Что же является определяющим в содержании психологической помощи? Уже в первом приближении к характеристике объема и содержания этого понятия, в отвлечении от разнообразных позиций, исследований и воззрений в отношении проблемы нетрудно представить главное: содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуациях затруднения, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.

В человеческом же обществе феномен помощи существовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: социальный работник, психолог-консультант, психолог-психотерапевт. И это — помимо уже традиционных фигур священника и пастора, психиатра и психоаналитика. Более подробное разграничение сфер деятельности внутри указанного круга специалистов и вне его требует углубления в историю становления и оформления психологической помощи как особого социального института [4].

Особую актуальность отмеченная категория приобрела в конце 80-х гг. ХХ столетия, когда в аспекте активизации подходов к рассмотрению посттравматического расстройства в кризисной психологии и военной психологии оформилось понятие «психическая травма» (психотравма) - событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, т.е. потрясением, переживанием особого рода [6]. К сожалению, оглядываясь на большое количество чрезвычайных ситуаций, произошедших за последние годы в нашей стране, данный феномен вызвал новый виток интереса. Реалии современности таковы, что сегодня психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму, вызванную широкомасштабными природными и техногенными катастрофами [3].

Главное содержание психической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю [6]. Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы границей между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, соматических болезней и травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность последствиями для психосоциального и душевного здоровья населения. Из людей, перенесших психотравму, 80 % нормально функционируют, а у 20 % через некоторое время (2-6 месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессиональной, психосоматической [5]. Эти факты в большей степени детерминировали возникновение и развитие практики оказания пострадавшим от чрезвычайных ситуаций экстренной (неотложной) психологической помощи. Мы утверждаем, что незамедлительное оказание экстренной психологической помощи пострадавшему прямо в очаге трагедии позволяет предотвратить многие нежелательные психические последствия и предупредить переход психопатологического процесса в хроническую форму. Наш подход к оказанию психологической помощи несколько отличается от общепринятого на сегодня так назы-

ваемого академического подхода [2]. Спецификой нашего подхода являются следующие особенности:

• В современной психологической науке не существует общепринятой концепции, объясняющей причины, вызывающие нарушения психического здоровья людей, оказавшихся в условиях чрезвычайной ситуации. Сегодня мы наблюдаем стремление большинства представителей общемировой научной мысли заменить отсутствие такой концепции психологическим феноменом, получившим название «посттравматического стрессового расстройства» (PTSD). Мы считаем, что влияние чрезвычайной ситуации природного, техногенного или социального происхождения на психическое состояние человека гораздо шире феномена PTSD, и включает в себя социально-психологический, информационный и организационный аспекты.

Так, например, существует довольно серьезная проблема управления в чрезвычайных ситуациях. Люди, принимающие соответствующие решения, зачастую не знают и не учитывают психологических последствий предпринимаемых ими действий, что нередко усугубляет и без того напряженную ситуацию. Особое место в системе психологической защиты от последствий чрезвычайной ситуации занимает информационно-психологический аспект. В ходе непосредственной работы в условиях чрезвычайной ситуации нам приходится постоянно наблюдать как средства массовой информации в погоне за сенсацией и собственным рейтингом ретранслируют в массовое сознание ощущение безнадежности и разрушения. А это, в свою очередь, порождает неверие людей в собственные возможности, возможности государства, невротизирует общество, тогда как в такой ситуации человеку, в первую очередь, необходимо чувство защищенности и уверенности в том, что он не один, что ему обязательно помогут.

• Сегодня фактически вся известная нам практика оказания психологической помощи выжившему начинается не ранее, чем с момента выхода человека из зоны чрезвычайной ситуации. Иными словами, когда окружающая среда перестает предъявлять к человеку экстремальные требования. К проблемам, возникшим у выжившего в условиях чрезвычайной ситуации, прибавляется еще одна (и на наш взгляд, очень серьезная) - ему необходимо реадаптироваться от экстремальных форм адаптации и интегрироваться в жизнь. И вот здесь наступает момент истины. Интеграция в социум у человека, которому не была оказана экстренная психологическая помощь непосредственно в очаге чрезвычайной ситуации, блокируется, затормаживается. На этом этапе любые формы и методы оказания психологической помощи, которые так убедительно описаны в научных трудах психоаналитической, гуманистической или иных парадигм психологической науки, вдруг перестают быть эффективными. И вот здесь академическая наука львиную долю вины возлагает либо на слабый профессионализм психолога либо на отсутствие у клиента положительной установки на работу с психологом.

На самом деле все обстоит совершенно по-другому. Отсутствие оказания экстренной психологической помощи непосредственно в очаге чрезвычайной ситуации приводит, как правило, либо к психическому оцепенению либо к отрицанию психической травмы человеком, который выжил в катастрофе. При психическом оцепенении реакции выжившего замедленны, заторможены, можно наблюдать аффективную блокаду психических процессов, временную потерю трудоспособности и отчуждения от социума. Выживший уходит в себя или наблюдает за всем как бы со стороны (диссоциация). При отрицании психической травмы выживший не склонен (а порой и не согласен) объяснять свои симптомы травматическими событиями. Человек хочет вычеркнуть из своей жизни все события, связанные с травматическим опытом.

Таким образом, основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании экстренной психологической помощи, можно сформулировать следующим образом:

- поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека (оказание помощи при острых стрессовых реакциях);

- предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события.

- предупреждение и при необходимости прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;

- консультирование пострадавших, их родных, близких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС, об особенностях переживания стресса;

- помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Главными принципами оказания экстренной психологической помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций являются [7]:

- безотлагательность;

- приближенность к месту событий;

- ожидание, что нормальное состояние восстановится;

- единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства. Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных негативных последствий. Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния. Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована. Простота психологического воздействия заключается в том, что необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

- практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

- координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отличается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами [2].

- Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

- Пострадавшие часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

- Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

- Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, обладают целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.

- Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

- Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. Можно утверждать, что психопатологический механизм травматического стресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда, имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

- Таким образом, цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида, психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами [4]. Содержание и методы экстренной психологической помощи существенно зависят от характера чрезвычайной ситуации, от эффекта ее травматического воздействия на психику человека.

Также отметим, что в деятельности экстремального психолога уже определены основные принципы оказания экстренной психологической помощи [3]. Отметим, что деятельность психолога в подобной ситуации регулируется общими принципами, принятыми для оказания психологической помощи. Однако эти принципы в экстремальной ситуации приобретают некоторое своеобразие в соответствии с особенностями условий предоставления помощи.

Принцип защиты интересов клиента. Особенность применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий деятельности с клиентом не заключается психотерапевтический договор, т.е. не проговариваются рамки работы с проблемой. Это происходит потому, что помощь, как правило, направлена на актуальное состояние клиента. Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы экстремального психолога.

Принцип «не навреди». Своеобразие условий и обстоятельств предоставления психологами помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации делает возможным вывод нескольких следствий из этого принципа. Важнейший результат - это краткосрочность оказания помощи, то есть помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния пострадавшего человека, вызванного данной ситуацией. При этом одновременно должна обеспечиваться направленность проводимых мероприятий на будущую жизнь пострадавшего. Принципиально неверно проводить психологическую работу с

давними устаревшими проблемами клиента, потому что такая работа должна быть пролонгированной и хорошо спланированной.

Принцип добровольности. В обычных условиях специалист часто занимает пассивную позицию (ждет. пока клиент обратится сам за помощью). Этот принцип в условиях экстренной психологической помощи трансформируется в особое поведение: специалист-психолог выступает инициатором такой помощи, он действует активно, но ненавязчиво. Такая позиция позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимую помощь людям, которые находятся в особом состоянии и зачастую не могут адекватно оценить потребность в помощи, с другой - не нарушает личных ограничений человека.

Принцип конфиденциальности. При оказании экстренной психологической помощи этот принцип сохраняет свою актуальность, однако конфиденциальность может быть нарушена в случае получения психологом информации о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или для окружающих (такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог узнает о планируемом акте суицида).

Принцип профессиональной мотивации. Этот принцип применим для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации соблюдение его становится особенно важным потому, что существует большая вероятность того, что, кроме профессиональной мотивации, у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, мотив получения социального признания и т.п.).

Принцип профессиональной компетентности предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицированным, иметь соответствующее образование и специальную подготовку для работы в чрезвычайных ситуациях. В обычных условиях деятельности психолог при необходимости может порекомендовать обратиться к другому специалисту, но в чрезвычайных условиях найти другого специалиста зачастую невозможно. Поэтому в профессиональные обязанности психолога должны входить и такие аспекты, как подготовка к моменту выезда на чрезвычайную ситуацию, умение быстро восстанавливать высокий уровень работоспособности, используя профессиональные навыки.

Заметим, что соблюдение этих принципов, по нашему мнению, является крайне необходимым. Это своего рода этический кодекс специалиста-психолога при работе в условиях чрезвычайной ситуации. Таким образом, отмеченные в статье особенности позволяют говорить об актуальности работы экстремальных психологов в очаге чрезвычайной ситуации и организации ими экстренной психологической помощи пострадавшему от трагедий населению.

Библиографический список

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с.

2. Кризова психолопя: Навчальний посiбник / За заг. ред. проф. О.В. Тшченка. - Х.: НУЦЗУ, КП «Мюька друкарня», 2010. - 383 с.

3. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуащях / И.Г. Малкина-Пых. - М.: ЭКСМО, 2005. - 960 с.

4. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Осухова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007.

5. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: учеб. пособие / Л.А. Пергаменщик. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004. - 288 с.

6. Решетников М.М. Психическая травма / М.М. Решетников. - СПб: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006.

7. Федунина Н.Ю. Модель экстренной психологической помощи: Научно-практические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи ИЭП МИШУ: сборник статей / Н.Ю. Федунина. - М.: Эконинформ, 2011. - С. 21-54.

Е.А. Орлова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: исследовательские компетенции, социальное проектирование, проект социальной направленности, стратегия обучения социальному проектированию.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, коммуникативных навыков, формированию навыков саморазвития и самообразования, позволяющих выходить на новые уровни познания природы, изменения социального устройства и создания качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. В этих условиях исследовательские компетенции личности приобретают особую значимость в структуре подготовки старшеклассников к профессиональной и социальной деятельности.

Принципы и педагогические средства развития исследовательских умений личности рассматривались во многих работах по психологии и педагогике (В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, Н.С. Сердюкова, А.В. Хуторской и др.). Однако в качестве педагогических средств и условий развития исследовательских умений рассматривался довольно узкий круг форм и методов обучения, ограничивавшийся рамками проблемного и контекстного обучения. В последние годы технологические аспекты формирования исследовательских компетенций учащихся разрабатываются достаточно широко, и в педагогике разработан целый ряд инновационных форм, методов и средств соответствующей направленности. В их числе - проблемно-модульное обучение (М.А. Чошанов), концентрированное обучение (Г.И. Ибрагимов), веер специальных методов и приемов, направленных на развитие творчества обучающихся (мозговой штурм, брендинг, синектика и др.)

Сюда относится и технология проектного обучения (Е.С. Полат), обладающая большими возможностями в развитии личности обучающихся, в том числе и исследовательских компетенций. Актуализация идей проектного обучения в настоящее время обусловлена, в том числе, и социальными изменениями, имеющими место в общественном развитии [7]. Как отмечает А.М. Новиков, современный этап общественного развития отличается тем, что имеет место формирование парадигмального сдвига, перехода общества в качественно новую фазу своего развития, с соответствующей культурой проек-тно-технологического типа [6]. Проектные технологии в образовании представлены достаточно широко, но наиболее адекватной целям формирования и развития личностного самосовершенствования и познавательного развития является проектная деятельность

© Орлов Е.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.