Научная статья на тему 'Изучение психологии людей в чрезвычайных ситуациях'

Изучение психологии людей в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4118
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение психологии людей в чрезвычайных ситуациях»

На основе разработанной модели возможно проведение анализа динамики показателей качества обучения от таких параметров, как «структура курса и его содержание», «простота учебных заданий», «форма представления учебной информации», «способность обучаемых» и др. Результаты анализа ситуации «обучение персонала» позволяют сформировать набор управленческих решений по рациональному достижению заданных целей.

Не составляет труда и разработка сценариев анализа ситуаций типа: зависимость продолжительности обучения от фактора мотивации; качество обучения от общего числа обучаемых и др. Выбор тех или иных управляющих воздействий (методов мотивации и др.) производится из базы знаний интеллектуальной советующей системы.

Таким образом, простота и наглядность динамического когнитивного моделирования сложных ситуаций, связанных с управлением процессом обучения персонала предприятия, позволяют получить исчерпывающую информацию о самом процессе обучения, проанализировать различные сценарии управления обучением и выработать набор управляющих воздействий.

Список использованной лиетратуры

1. Квашнина Г. А., Федянин В. И. Динамическое моделирование процесса переобучения персонала организации // Информационные технологии в экономике. Тр. Всерос. конф. Воронеж, 2003 С. 218-219.

2. Кугаенко А. А. Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирования их развития. М.: Вузовская книга, 1998. 392 с.

3. Автоматизация управления предприятием / Баронов В. В. и др. М.: ИН-ФРА-М, 2000. 312 с.

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЛЮДЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Е. Р. Филимонов

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Н. А. Бережная

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Чрезвычайные ситуации к сожалению занимают в современной жизни все больше и больше места. Попадание человека в чрезвычайную ситуацию (ЧС), где он подвергается экстремальным воздействиям, могут иметь серьезные последствия. Следствиями травматического стресса, которому человек подвергается во время ЧС могут в дальнейшем приступы тревоги, различными страхи, панические атаки. Эти явления оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в ЧС.1

Чрезвычайная ситуация (ЧС) понимается, как «внезапно возникающие исключительные события в жизни общества (природные бедствия, эпидемии, технологические аварии, катастрофы, войны, социальные потрясения), в результате которых внезапно погибает или травмируется большое количество людей». Источник угрозы здесь обезличен.1

Экстремальные условия или ситуации (от лат. ех1хетш - крайний) - резко отличающиеся от обычных. В жизни человека случаются психотравмирующие ситуации, воздействие которых не может измеряться обычными мерками. Для характеристики этих ситуаций используются два основных определения — экстремальная и чрезвычайная ситуации.

Под экстремальной ситуацией антропогенного или социального характера (для краткости — экстремальная ситуация) подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального человеческого опыта», а источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексуальное насилие, локальные войны, террористические акты).1

Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх -- это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т. п. во многом предопределяются особенностями предкатастрофного развития. А с другой, только в посткатастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.2

Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить «шоковая заторможенность», когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем «шоковой заторможенности» является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.2

Негативные случаи поведения людей в чс различаются различной динамикой их развития в режиме реального времени.

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Ему посвящено достаточно много специальных исследований. В частности работы Национального института психического здоровья (США), позволили выявить что психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и восстановления.

1. Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.1

2. Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.1

3. Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения надежд.1

4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.1

Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций. В этой классификации рассмотрена более подробно динамика изменения психического состояния человека непосредственно в момент ЧС и после него.

1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30 % обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5-2 раза и более.2

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко - иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.2

3. «Стадия разрешения» - 3—12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией.2

Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариан-

тах отражающие впечатления трагических событий. На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации). Прогрессивно нарастают явления переутомления. Средние показатели физической силы и работоспособности (в сравнении с нормативными данными для исследованной возрастной группы) снижаются на 30 %, а по показателю кистевой динамометрии на 50 % (в ряде случаев до 10 20 кг). В среднем на 30 % уменьшается умственная работоспособность, появляются признаки синдрома пирамидной межполушарной асимметрии.2

4. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения. Учитывая зарубежный опыт, можно также предполагать у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия, развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем.2

Психика человека впервые попавшего в чрезвычайную ситуацию подвергается большой нагрузке и следовательно одной из приоритетных задач работы МЧС в зоне ЧС становится оказание психологической помощи пострадавшим. Неоказание данного вида помощи, может привести к формированию посттравматического расстройства личности, что уже гораздо хуже поддается лечению. Для этого и существует психологическая служба МЧС России. Психологи, которые выберут это непростое направление в прикладной психологии должны осознавать, что это очень тяжелая, физически и психически выматывающая работа. Общение с людьми побывавшими в ЧС, своими глазами видевшие разрушения, гибель людей накладывает неизгладимый след на психологов. Очень часто психологи, получившие недостаточно серьезные навыки для работы «перегорают» и попросту не могут больше работать на ЧС. по моему мнению приоритетная задача в данной области это поиск кадров и развитие профессиональных навыков у психологов экстренной службы.

Список использованной литературы

1. Психология экстремальных ситуаций. Редактор: Рубцова В. В., Малых С. Б. Издательство: Генезис, 2008 г.

2. Психология экстремальных ситуаций. статья Юрия Александровского психогении в экстремальных ситуациях. Научно-популярное издание. Мн.: Харвест, 1999.

3. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. Н. Г. Осухова. Издательский центр «Академия» 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.