Научная статья на тему 'Теория интегральной индивидуальности и постстрессовые состояния'

Теория интегральной индивидуальности и постстрессовые состояния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
536
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория интегральной индивидуальности и постстрессовые состояния»

Теория интегральной индивидуальности и постстрессовые состояния

Кандидат психологических наук В.И.Шмыков Пермский факультет Юридического института МВД России

Актуальность проблемы психологического обеспечения адаптации человека к условиям жизни и деятельности остро заявляет о себе в период социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами и даже локальными боевыми конфликтами. Адаптация представляет собой процесс приспособления человека к меняющимся условиям жизни, совместного изменения субъекта и стрессогенной ситуации, постепенного накопления таких изменений с целью достижения оптимального соотношения между ними.

В ответ на различные воздействия извне (холод, страх, угрозу ранения и т.д.) в организме человека включается механизм мобилизации на противодействие стрессору (повреждающему фактору) и адаптации к новой ситуации, на борьбу с опасностью. Совокупность различных физиологических ответных реакций, выполняющих адаптационную функцию, независимо от природы повреждающего фактора (физическою, химического, биологического и т.п.), Г.Селье обозначил как адаптационный синдром (стресс). Позже, по мере того, как понятие стресса внедрялось в психологию, оно приобретало все более интегра-тивный характер.

Стресс стали понимать как совокупность психофизиологических реакций в ответ на любое повреждающее воздействие, вызываемое в том числе и психологическими факторами. Термин "стресс" используют в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках. В силу этого представление о стрессе необычайно расплывчато и многозначно. В психологии существует несколько направлений исследований, связанных с проблемой адаптации человека. По Р.Лазарусу, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей, пйзволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде(когнитивная теория).

П.Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), т.е. рассогласование побуждений к действию и возможностью действовать адекватно сложившейся обстановке.

По Г.Стокфельту, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (военное сражение, борьба с пожарами, ава-

рия и т.п.), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и пр.).

Как видим, в психологии распространено понимание стресса как состояния, возникающего в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его психические« интеллектуальные возможности. Таких ситуаций в современных условиях социально-экономической нестабильности общества множество, поэтому в психологии выделяется такое же множество разновидностей стресса и стрессовых состояний. В литературе встречаются описания таких стрессов, как стресс межличностный, социальный, болевой, военный, мотиваци-онный, индустриальный и др. Сюда же относятся определенные стрессовые состояния, возникающие у человека в связи с издержками современного общества (рост преступности, безработица, смена социальных ценностей, загрязнение окружающей среды и т.п.).

Во всех этих случаях термин "стресс" (стрессовое состояние) означает широкий класс явлений, относящихся к взаимодействию между экстремальными стимулами и приспособительными возможностями человека. Отсюда ясно, что одна и та же ситуация может вызвать тревогу у одного человека, у другого — фрустрацию, у третьего — конфликт. Кроме того, один и тот же человек способен проявлять разные состояния — от безразличия до психического срыва. В последние годы появилось много работ, в которых уделяется внимание описанию психических состояний, происходящих в период такого взаимодействия в психофизических системах, поведении и деятельности человека. Многие ученые, изучающие психические и стрессовые состояния, различают физиологический, поведенческий и психологический уровни. Особый интерес представляет вопрос о влиянии стресса на поведение и деятельность человека.

О зависимости и успешности деятельности в условиях Психического стресса от личностных особенностей говорят исследования связи снижения результативности деятельности под влиянием стресса и склонности к тревоге (С.Леван-дер, А.Русен), к депрессии (М.Франкенхойзер), завышения уровня притязаний (Я.Рейковский) и др.

Известно, что психическое стрессовое состояние находится также в зависимости от свойств нервной системы и темперамента. Так, исследования К.М.Гуревича, В.Д.Небылицына убедительно подтвердили, что слабость нервной системы со стороны возбуждения и высокая тревожность — это факторы, которые обусловливают снижение эффективности деятельности и дезорганизацию поведения, тогда как долговременная выносливость (в основе которой лежит сила нервной системы) и выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (которая связана с силой нервной системы по возбуждению и с уравновешенностью нервных процессов), помехоус-

тойчивость к действию факторов среды (которая также прямо зависит от силы нервной системы), адекватная реакция на непредвиденные раздражители (функция уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения) — факторы, которые обусловливают надежность деятельности и устойчивость поведения человека.

В психологии рассматривают высокую эмоциональную устойчивость как свойство личности, которое обеспечивает целенаправленное устойчивое поведение человека и высокую продуктивность деятельности в условиях стресса, а низкую эмоциональную устойчивость — ухудшение и снижение ее.

Ученые считают, что стрессовое психическое состояние отрицательно влияет на поведение и деятельность человека, однако имеется предположение о положительном влиянии стресса на организм. В зависимости от влияния на организм стресс разделяют на дистресс и эвстресс. Установлено, что одна и та же стрессогенная ситуация вызывает у различных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей различные стрессовые психические состояния. Обозначенное различное влияние одной и той же стрессо-генной ситуации на продуктивность деятельности разных людей обусловлено свойствами нервной системы (сила возбуждения, сила торможения, уравновешенность), свойствами темперамента (импульсивность,, пластичность, тревожность), особенностями личности (отношения, активность мотивации), а также опытом и уровнем квалификации.

В.И.Лебедев, изучая поведение человека в экстремальных условиях, обнаружил, что психическое стрессовое состояние может действовать даже положительно на психику человека, если в процессе профессиональной подготовки сформировалась своеобразная готовность к действию. Такая готовность сопровождается соответствующей психической активацией в адекватной форме и является ответной реакцией на опасность. Готовность к действию определяется "психологической установкой", которую приобретает человек в процессе увеличения профессионального опыта. Высокая степень готовности к действию обеспечивает надежность человека в непредвиденных обстоятельствах — авариях, катастрофах, боевых действиях и др.

Одним из условий приспособления человека к деятельности, связанной с угрозой для жизни, является психическое состояние высокой степени готовности к адекватному действию при возникновении неожиданностей ситуации. Неспособность находиться в постоянной готовности к экстренным действиям имеет следствием неадекватные психические состояния, которые приводят к снижению эффективности деятельности и нередко — к авариям, невыполнению боевой задачи, травматизму и гибели.

Психологический анализ поведения сотрудников в экстремальных условиях с благополучным исходом показал, что психическое состояние

готовности к опасности характеризуется наличием следующих конструктивных качеств:

— адекватность поведенческих реакций;

— хладнокровие при встрече с опасностью;

— осознание неотвратимости появления опасности для жизни в данной профессии;

— преодолимость ситуации опасности;

— способность к быстрой идентификации опасности, осмыслению поступающей информации, извлечению из памяти "аналогов поведения", поиску наиболее оптимальных вариантов "выхода" из данной ситуации и своевременному принятию решения.

Как видим, эвстресс, психическое состояние повышенной готовности в условиях опасности активизирует психические процессы, эмоции носят стенический характер, что мы считаем одним из проявлений приспособления к угрожающим для человека ситуациям.

Однако стрессогенная ситуация может вызвать и противоположное психическое состояние с негативными (деструктивными) реакциями и явлениями дистресса, т.е. своеобразного состояния дезорганизации психики. Постоянное присутствие угрозы для жизни в результате аварии, несчастного случая, боевых действий может вызвать многообразные проявления такого психического состояния дезорганизации — от состояния тревожности, снижения эффективности деятельности до развития болезненных расстройств психики.

Так, психолог О.Микшик выделил различные пределы "прочности" поведения человека в критических ситуациях:

— один тип личности "распадается" уже на физиологическом уровне .(погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее); V

— другой тип "ломается" на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т.д.);

— третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физиологическую и психическую мобилизованность, но жертвует жизнью своего товарища ради собственного спасения).

Особенно остро встает проблема типологии поведения и психических состояний людей в условиях боевых действий современности.

Л.А.Китаев-Смык дифференцировал участников боевых действий с деструктивными постстрессовыми изменениями личности на несколько подтипов.

Надломившиеся. Для них свойственно постоянное переживание страха, неполноценности и склонности к жестокости, неуравновешенности. Часто они стремятся к уединению и употреблению алкоголя и наркотиков.

Дурашливые. Имеют склонность к инфантильным поступкам, неуместным шуткам. Как правило, недооценивают реальную угрозу для собственной жизни.

Остервеневшие. За время боевых действий выработали в себе гиперагрессивность. Они опас-

ны для себя и окружающих, особенно, когда в руках у них оружие.

В психологической и патопсихологической литературе постстрессовые психические состояния, возникающие при стихийных бедствиях, катастрофах и боевых действиях, называются посттравматическими стрессовыми расстройствами. Единой классификации нарушений психики Вследствие воздействий стрессов на человека пока нет. Различные авторы приводят множество разновидностей и характеристик постстрессовых состояний психической дезадаптации, возникающих в экстремальных условиях.

Наибольшей популярностью у патопсихологов и психологов пользуется классификация психических состояний дезадаптации, возникающих в экстремальных условиях, разработанная Ю.А.Алексавдровским. В основу этой классификации положен динамический принцип — появление пограничных и глубоких изменений постстрессовых состояний в зависимости от этапа (периода) жизненной ситуации и проявляющихся в виде непатологических и патологических расстройств психики:

— непатологические невротические проявления (адаптационные состояния);

— психогенные расстройства с непсихической симптоматикой (психогенные реакции, невротические состояния);

— психогенные расстройства с психотической симптоматикой (реактивные психозы — острые и затяжные);

— патохарактерологические расстройства (неврозоподобные, невротические, посправмати-ческие стрессовые; невротическое и психопато-подобное развитие личности и др.).

Весьма поучительными являются результаты исследований, проведенные в США (Национальный институт психического здоровья) в Ценгре по изучению психики при критических состояниях, обусловленных стихийными бедствиями и катастрофами. Психические реакции и самосознание участников подразделяется на четыре фазы: героизма, "медового месяца", разочарования и восстановления. Фаза разочарования и восстановления характеризуется тем, что участник чрезвычайных событий испытывает сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи вследствие крушения надежд, в том числе и надежд па помощь со стороны государства.

Необходимо отметить, что проблема постстрессовых состояний при чрезвычайных ситуациях остается наименее разработанной как в психологическом, патопсихологическом, так и в социальном аспектах. Анализ исследований по этой проблеме показывает, что постстрессовые состояния рассматриваются как узко или односторонне детерминированные проявления. С позиции теории интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин) деятельность человека определяется внешними обстоятельствами и внутренними условиями, присущими данному человеку.

Интегральная индивидуальность имеет ряд иерархических уровней.

1. Индивидуальные свойства организма (биохимические, общесоматические свойства нервной системы).

2. Индивидуальные психические свойства (свойства темперамента, психические свойства личности).

3..Социально-психологические свойства (социальные роли в группе, коллективе и социально-исторической общности).

В.С.Мерлин писал, что решение любой практической задачи, касающейся человека, только тогда будет наиболее точным и полным, когда учитывается все многообразие условий, определяющих деятельность человека и многообразие индивидуальных свойств различных иерархических уровней индивидуальности. Для того, чтобы раскрыть общие закономерности постстрессовых состояний в психической деятельности, необходимо исходить из их интегральной характеристики. При таком подходе обнаруживается, что постстрессовое состояние определяется несколькими системами и характером взаимосвязи между свойствами этих систем (БА.Вяткин, В.С.Мерлин). Так, первая система — мотивы и отношения личности, вторая — нейродинамические и психодинамические свойства человека, третья — исходное психофизиологическое состояние.

Только в таком случае возможно изучение психических состояний человека во всем многообразии их детерминации. Постстрессовое состояние следует понимать как целостное интегральное проявление человека, возникающее в трудной ситуации и определяемое характером взаимосвязи свойств различных иерархических уровней интефальной индивидуальности. Например, психическое состояние высокой степени готовности к деятельности в экстремальных условиях зависит от сочетания индивидуально сложившихся качеств индивидуума; определенных врожденных, приобретенных качеств психики и социальных условий — от симптомокомплекса свойств темперамента, нервной системы, характера, опыта, квалификации и подготовки к действиям относительно определенного стрессора.

Открытия Б.А.Вяткина (индивидуальный стиль адаптации к новым условиям деятельности, зависимость самоорганизации от различных свойств индивидуума, влияние форм активности человека на формирование гармонической личности и др.) являются общетеоретической базой для утверждения возможности индивидуальной подготовки человека к надежной деятельности в экстремальных условиях. Подчеркнем важность индивидуальной подготовки, так как она позволяет применять ряд методов: профессиональный подбор, индивидуальный подход, тренировка, формирование успешного индивидуального стиля, психопрогностика и психокоррекция негативных изменений личности. Посредством усвоения индивидуального стиля у человека компенсируются и преодолеваются отрицательные влияния ка-

ких-либо особенностей субъекта, образуется более гармоничная система свойств индивидуальности. Следовательно, формирование индивидуального стиля применительно к деятельности в экстремальных условиях является основой конструктивных, адекватных психических стрессовых и постстрессовых состояний.

В прикладном аспекте решение задач копинга или преодоления стресса подчинено достижению общей цели — определению путей формирования профилактики и коррекции деструктивных психических состояний и научного поиска эффективного использования превентивных мер. Мы считаем, что теория интегральной индивидуальности позволяет увидеть пути формирования устойчивой личности к действию стресс-факторов, а также пути оптимизации постстрессовых психических состояний.

В настоящее время потребность в профилактических, коррекционных и прогностических методах настолько велика, что их разработка и внедрение в жизнь нередко опережают формирование научно обоснованных представлений о механизмах воздействия и особенностях оптимизации с их помощью психических состояний. Свидетельством тому служит применение приемов ауготренинга, психосаморегуляции, тренингов к действиям в экстремальных условиях безотносительно к строго определенным условиям стрессора и без должного внимания к медико-психоло-гическому обеспечению.

С учетом социального заказа психологи школы В.С.Мерлина—Б.А.Вяткина готовы к совместной работе по обозначенной проблеме.

Литература

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993.

2. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991.

3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. — М., 1981.

4. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970.

5. Данилова А. Профилактика боевых психических травм в ВС США // Зарубежное военное обозрение. — 1991.- №9.

6. XII съезд психиатров России:, материалы съезда. — М., 1995.

7. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.

8. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М.: Просвещение, 1989.

9. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Просвещение, 1986.

10. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. — М.: Просвещение, 1966.

И. Решетников М.М. и др. Психофизиологические аст кты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия // Психол. журнал. — 1992. - №2.—С. 125-128.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

13. Совершенствование деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях: Сб. научи, трудов НИИ МВД России. — М.. 1992.

14. Тарабарина Н.В., Лазерная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: (Современное состояние и проблемы) // Психол. журнал. — 1992. — №2. - С. 14-29.

15. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь V при работе в экстремальных условиях. — М., 1995.

Социально-психологические пути повышения стрессоустойчивости сотрудников ОВД и ВВ в экстремальных условиях

Кандидат медицинских наук Г.С.Човдырова ВНИИ МВД России, адъюнкт Т.С.Клименко Московский юридический институт МВД России

Системный кризис в стране привел к резкому падению социальной защищенности, уровня и качества жизни россиян. В этой связи проблема социально-психологической защиты сотрудников ОВД и ВВ приобретает государственное значение. Длительное функционирование в условиях экстремальности фактически ограничивает права и свободы сотрудников МВД, поэтому они нуждаются в конкретных мерах, направленных на их компенсацию, в виде льгот и привилегий. И как бы ни менялась общественно-политическая система в стране, особое место сотрудников ОВД и ВВ в обществе, определенное значимостью службы, должно оставаться престижным благодаря гарантиям и признанию его государством. Однако сотрудники ОВД и ВВ психологически гге защищены от унижающего их честь и достоинство положения, когда они стоят на страже прав и свобод граждан, а их самих защитить некому, и эта безнадежность способствует повышенной стрессогенности многих жизненных ситуаций, с которыми они сталкиваются.

Накопление этих ситуаций способствует формированию у сотрудников посттравматического стрессового синдрома и их инвалидизапии. Например, сотрудник милиции, обнаруживший оружие у преступника, должен доказать, что это действительно так, иначе преступник может сказать па суде, что оружие (или наркотики) ему подложили. В США сотруднику ФБР на суде верят как непререкаемому авторитету — представителю государственной власти, чье слово не подвергается сомнению. У российских милиционеров на сбор этих доказательств уходят не только время, но и физические силы. Психологически сотрудник не чувствует себя лицом, охраняющим закон. А случаи, когда милиционеру пришлось применить оружие даже по не зависящим от него обстоятельствам, являются для него настолько стрессо-генными, что многие нуждаются в психокоррек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.