СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 316
И.В. Фокин
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ КАТАСТРОФ: ПЕРЕДОВОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье раскрыты особенности социальной работы с жертвами катастроф, выделенные из передового отечественного и зарубежного опыта. Дается характеристика следующих особенностей: последствия катастроф, вторичность катастрофы, психическое здоровье клиента, насилие в семье, физическое здоровье, экономические и основные потребности клиентов, специфика фазовой характеристики, долгий процесс выздоровления для выживших, смерть и процесс умирания, деятельность служб восстановления, управление вторичной травмой, работа с группой критического случая стресса, роль СМИ, подготовка к работе, связанной с катастрофами.
Ключевые слова: катастрофа, социальная работа с жертвами катастроф, стресс, психическое здоровье, смерть, травма, выздоровление.
В последние годы и даже месяцы мы стали свидетелями ряда крупных катастроф, чрезвычайных ситуаций, произошедших в разных странах мира: взрыв на Саяна-Шушенской ГРЭС в России, землетрясение на Гаити, пожар в Перми, падение лайнеров в разных странах и др. Среди специалистов, которые помогали жертвам (работники МЧС, МВД, медики, психологи), были и социальные работники. Анализ российского и зарубежного опыта социальной работы с клиентами в экстремальных условиях позволил выделить следующие ее особенности. К ним мы относим: последствия катастроф, вторичность катастрофы, психическое здоровье клиента, насилие в семье, физическое здоровье, экономические и основные потребности клиентов, специфика фазовой характеристики, долгий процесс выздоровления для выживших, смерть и процесс умирания, деятельность служб восстановления, управление вторичной травмой, работа с группой критического случая стресса, роль СМИ, профилактика синдрома эмоционального выгорания, подготовка к работе, связанной с катастрофами.
Последовательно рассмотрим их.
Последствия катастроф. Большинство катастроф, безусловно, приводят к смерти людей, физическим и эмоциональным травмам, к потере работы, дома, близких людей, здоровья. Отличительным результатом драматических событий является потеря способности преодолевать стресс. Катастрофы часто разрушают инфраструктуру и сервисное обслуживание на мест-
ном уровне. Поэтому специалистов, которые работают с жертвами катастроф, часто набираются как добровольцев из профессионалов других регионов. Это могут быть и социальные работники, которые играют важную роль, потому что они обеспечивают 1) службу доставки и систему распределения; 2) помощь в преодолении стресса; 3) необходимые ресурсы.
Вторичность катастрофы. Жертвы катастроф часто сталкиваются с ситуацией, которая получила название «вторичной катастрофы». Так определяется явление, которое обостряет последствия катастрофы и ведет к возникновению новых проблем. Такая «вторичная катастрофа» произошла после удара урагана Катрина в Новом Орлеане, когда в результате обрушения дамбы несколько человек погибли, а тысячи вынуждены были переехать в другие города и штаты. Другой пример «вторичной катастрофы» - заражение питьевой воды, когда люди погибают не при катастрофе, а от ее последствий, в данном случае от обезвоживания или болезней, передающихся через воду.
Чаще всего жертвами катастроф становятся дети, пожилые люди, инвалиды, бездомные и население с низким доходом. Логично, что у людей, имеющих меньшие физические, финансовые возможности и попавших в катастрофу, аварию, последствия оказываются самыми серьезными. Разработка плана подготовки к катастрофе включает в себя обеспечение всем необходимым наиболее уязвимых, лишенных элементарных возможностей членов общества.
Психическое здоровье. Выжившие после чрезвычайных травматических стрессов или происшествий, представляющих угрозу для жизни, подвергаются риску развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) Симптомы ПТСР бывают у вех людей, переживших катастрофу. Чрезвычайное происшествие может безвозвратно изменить мировоззрение пострадавшего. Основные симптомы ПТСР: переживание события, отсутствие стимулов, онемение и перевозбуждение. Предыстория травмы, отсутствие социальной поддержки и наличие других психических расстройств могут увеличить риск развития ПТСР.
У многих людей, переживших катастрофу, угрожавшую их жизни, проявляются симптомы сильного стрессового расстройства (ССР). Эти симптомы похожи на симптомы ПТСР, но должны проявиться в течение 4 недель после катастрофы и исчезнуть в течение 4 недель после начала. Если симптомы ССР длятся более месяца, это случай ПТСР. У людей, выживших после катастрофы, вначале могут не проявиться очевидные симптомы ПТСР или ССР, но их можно обнаружить даже в течение последующих 6 месяцев.
У детей эти симптомы проявляются тяжелее, так как они не склонны говорить о том, что их беспокоит. Их переживания можно понять по характеру их игр и поведению. Дети становятся менее активными, у них появляются страхи и соматические жалобы. Детям нужна родительская поддержка, чтобы справиться со страхами и недомоганиями в течение краткого или длительного периода.
У выживших после катастрофы также велик риск появления других расстройств и депрессии. После катастрофы у людей может надолго сохраниться чувство безнадежности, вины и рискованное поведение, что может привести к другим последствиям. Суицидальные настроения и сам суицид широко распространены среди жертв катастроф. Помощь для выживших, имеющим отклонения в психическом здоровье, оказывается социальными работниками и направлена на их психическое выздоровление.
Насилие в семье. Насилие в семье часто увеличивается после катастрофы. В то же время, социальные службы часто переполнены после катастрофы и жертвам насилия не уделяют должного внимания. Поэтому обидчики иногда используют это и остаются безнаказанными, особенно в отношении насилия над детьми.
Вредные привычки. После катастрофы широко развиваются вредные привычки. У одних, это может быть злоупотребление алкоголем, у других, употребление наркотиков. Для того, чтобы сократить их влияние, социальные работники предлагают определенную систему поддержки или альтернативное поведение, мобилизующее ресурсы личности, поскольку та борется за самосохранении.
Физическое здоровье. Процесс реабилитации жертвы катастрофы проходит успешно, если она чувствует себя хорошо в физическом плане. Поэтому социальные работники уделяют большое внимание укреплению физического здоровья клиентов. Оставшихся в живых жертв катастрофы очень важно снабдить всеми необходимыми лекарствами, соответствующим питанием, приобщить к восстановительной физической культуре.
Экономические и основные потребности. Можно выделит и вторичные стрессовые факторы, которые можно добавить к проблемам человека, возникающим после катастрофы. Они включают проблемы с претензиями по страхованию, потерю жилья, работы, уменьшение доходов, отсутствие пищи, потерю документов, необходимых для получения денег или помощи, неудовлетворенные нужды в транспортировки, и т.д. Эти вторичные стрессовые факторы могут значительно ухудшать и так подорванное физическое и психическое здоровье. Чем дольше существуют эти стрессовые факторы, тем больше вероятность депрессии у клиента.
Специфика фазовой характеристики. Существуют некоторые предсказуемые реакции, которые отличаются в зависимости от фазы катастрофы. Например, в первой фазе в начале катастрофы преобладают сильные эмоции с безумным страхом, замешательством и неверием. Вторая фаза, спустя неделю или несколько месяцев, может содержать такие синдромы как ночные кошмары, вздрагивания, соматические симптомы, реакции отдергивания руки. Третья фаза, которая может длиться до 1 года, сопровождается чувством гнева и разочарования или же огорчения и невосприятия общества. Четвертая фаза может произойти через несколько лет с намерениями восстановления, переосмысления происшествия и с развитием нового чувства значимости жизни.
Долгий процесс выздоровления для выживших. Несмотря на трагичную природу бедствий, долговременное выздоровление и положитель-
Особенности социальной работы с жертвами катастроф: передовой отечественный и зарубежный опыт
ный исход все же происходит. После восстановления стабильности, переустройства своей жизни и процесса заживления травм после катастрофы некоторые индивиды и семьи могут найти новые цели, возобновить восприятие общества и значительно личностно вырасти. В сущности, некоторые жертвы могут чувствовать и принимать изменения в их жизни после катастрофы как позитивные. Огромная общественная поддержка, поддержка семьи, общественные отношения и сохраненные рабочие места могут быть ценными и стабилизирующими факторами.
Смерть и процесс умирания. Так как катастрофы приносят бесчисленное количество смертей в общество, внимание к таким чрезвычайным потерям требует знаний лучших практик, включая поддержку хосписов и работу по оказанию помощи страдающим. Фазы, ассоциирующиеся с процессом гибели и смерти, также присутствуют в процессе страдания. Американка Кублерр-Росс выделила эти фазы как отрицание, гнев, уговоры, депрессия и принятие. В жизни эти стадии не так строги, и не все проходят через них. Однако, когда в катастрофе мгновенно гибнут многие, существует мало, если вообще существует, сколько-нибудь времени для жертв пережить какую-нибудь из этих стадий. С другой стороны, социальные работники, помогающие людям в горе, могут работать с этими стадиями, так как они исследуют травматическое страдание. Такое страдание может быть осложненным, так как включает некоторые преграды выздоровлению в зависимости от типа произошедшего бедствия. Выжившие могут быть не в состоянии жить дальше и восстановить их жизнь после трагической потери. Процесс траура может быть скомпрометирован, так как выжившие не могут оставить своих любимых. Травматическое и осложненное страдание может явиться результатом смертей, которые можно было предотвратить, такие как насильственные и случайные. Осложненное страдание и траур могут служить поводом для вмешательства социальных работников. Общественные трагедии могут также породить осложненную скорбь и переживание чужого горя.
Службы восстановления. Катастрофы создают вынужденные условия, в которых обычные люди оказываются в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации порождают кризис, при котором возникает необходимость ответственных социальных служб и поддержки. После того, как слу-
чается катастрофа, оценка необходимостей людей - это первое и нужное для того, чтобы составить план действий. Следствием является возможность требования различных типов ресурсов и поддержки, необходимой жертвам катастрофы.
Выплачивание страховки - так же существенное последствие катастрофы. В данном случае социальной работы внимание уделяется вопросам смерти, ранениям и/или гибели близких людей, ущербу имущества и разрушениям, потере работы, условиям, при которых могла случиться травма, эмоциональному стрессу в таких условиях, ранее существовавшему риску нанесения вреда личности, суициду, текущему затруднительному положению, поддержке, средствам выхода из сложного положения и умению преодоления сложностей.
Большинство жертв катастроф не будут искать служб психологической или социальной помощи. Прибытие этих служб к пострадавшим необходимо без их желания. Большинство людей, помогающих во время бедствий, - по существу работники социально-ориентированных программ. Они могут предоставлять места для проведения программ поддержки, службу по уходу за умственным и физическим здоровьем пострадавших и помощь в конкретной ситуации. В местах восстановления после катастроф социальный работник может предоставлять пищу или денежные выплаты жителям палаточного городка или приюта, в то же самое время, оценивая потребности на восстановление умственного и физического здоровья.
Иногда пострадавшие стараются сами преодолеть трудности сложившейся ситуации и хотят помогать остальным. Такая помощь от пострадавшего пострадавшему, от жертвы жертве может быть очень эффективной.
Большинство социально-ориентированных программ и оценочных работ предлагают так же возможности образования, пока жертвы находятся в условиях выживания. Они могут не иметь доступа к необходимой информации, быть озадаченными тем, как получить поддержку, могут быть не в состоянии предпринять или представить себе свои дальнейшие действия. Часто пострадавшие нуждаются в том, чтобы излить свою злость, неудовлетворённость несвоевременным предоставлением служб и средств помощи. Основным вопросом работы является консультирование и оказание поддержки.
Управление вторичной травмой. Не имеет значения, насколько квалифицированны помощники и добровольцы, подтверждение травмирующим историям, опыту и симптомам выживших влияет на человека, оказывающего помощь. Сочетание этого подтверждения травматическим событиям с выполнением роли, которая требует некоторой ответственности быть полезным и включает обязательство сопереживания выжившим, является причиной вторичного травматического эффекта. Поэтому тем, кто оказывает помощь после катастрофы, как, например, социальные работники, медсестры и другой персонал лечебных и социальных заведений, необходимо включить в свой образ жизни сознание, изобретательность и поддержку равного или наставника, чтобы была возможность обратиться за советом и свести к минимуму вторичный травматический эффект. Способы управления вторичной травмой включают в себя: группы людей, собирающихся, чтобы поделиться своими переживаниями и оказать поддержку, обмен опытом с теми, кто готов помочь, связанный с духовной поддержкой, который происходит в переходный период в конце смены или дня.
В обстановке несчастного случая социальные работники могут быть подвергнуты не только вторичной травме, но и эффекту первичной травмы, так как они становятся прямыми свидетелями смертей и могут найти свое призвание в жизни среди опасных ситуаций как части их работы.
Социальные работники могут быть единственными, кто способен обучить других помощников при несчастном случае, не знающих о вторичной травме. У социальных работников есть этическое обязательство перед людьми, которым они помогают, не воспринимать раны от работы, которую они выполняют. Вторичная травма должна быть направлена так, чтобы ее можно было преобразовать.
Группа критического случая стресса. Группа критического случая стресса (ГКСС) используется, чтобы помочь персоналу скорой помощи восстановиться после многочисленных стрессов и требований, которые появляются в результате долгих действий работы с жертвами катастроф. К общим побочным эффектам накопления стресса и усталости относятся жалобы на физическое недомогание и расстройства сна. Другими предупреждающими признаками постоянного риска являются, депрессия, суицидальные восприятия и злоупотребление алкоголем или наркотиками.
Группа критического случая стресса - это метод, помогающий обеспечить добровольцам, подверженным риску накапливающегося и травматического стресса, получить помощи.
Роль СМИ. Во время катастроф главную роль в информировании отводится СМИ. Предоставленная СМИ информация - своевременное предупреждение, образование и предупредительные меры, сообщения о важных и текущих событиях является быть полезной и даже может сохранить жизнь. Управление информацией может спасти жизнь, следовательно, роль социальных работников в этом случае - убедить людей, что СМИ предоставляет полную/всестороннюю информацию. Социальные работники должны оценивать, как травма влияет на рабочий персонал, который освещает вопросы, связанные с катастрофой.
СМИ положительно влияет на чувство группового выживания. Однако СМИ также предоставляет чрезмерное количество изображений ужасающих событий. Это может создать стресс и массовую панику и привести к косвенной травме.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Социальные работники, наряду с другими специалистами (сотрудниками МЧС, милиции, врачами, психологами) первыми сталкиваются с проблемами людей, которые обращаются к ним за помощью в кризисных и тяжелых ситуациях. Они достаточно интенсивно, а порой часто и долго общаются с такими клиентами, постоянно сталкиваются с их негативными переживаниями и нередко оказываются в большей или меньшей степени лично вовлеченными в них. Такая деятельность и общение приводят к эмоциональному, физическому, умственному, психическому истощению, к стрессу. В результате переутомленный специалист утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной деятельности. Он становится перевозбужденным, раздражительным, проявляет нетерпение, гнев, т.е. ему самому нужна помощь, поскольку у него явно проявляется синдром эмоционального выгорания. Чтобы этого не произошло, специалисту необходимо освоить технологию профилактики данного синдрома.
Подготовка к работе, связанной с катастрофами. Существует ряд упражнений, который помогают специалистам подготовиться к работе в условиях катастрофам. Оценка и умения вмешательства используются в жилом квартале, на обочине дороги, в полосах, где жертвы ждут пищи
Методика диагностического обследования в системе реабилитации детей дошкольного возраста..,
и помощи. Большинство из оценочных работ нацелены на то, чтобы узнать, как обходятся жертвы, и что является их нуждами, а так же, чтобы убедиться, что на решение их проблемы направлены силы в наибольшей степени. Информация о восстановительных планах и конкретных нуждах тоже важна. Большинство работ включают в себя обеспечение поддержки, нормализацию состояния выживших и любого рода шаги к восстановлению.
Социальная работа с жертвами катастроф требует наличие организаторских умений и способность направить силы на основные нужды. Имитация происшествий, включая разыгрывание ролей, может помочь студентам в оценке кризисных ситуаций. Группа поддержки тоже может быть смоделирована с разыгрыванием ролей руководителя и выживших. В задачи руководителя команды входит: установка норм, организованность, чтобы все члены команды были утверждены, чтобы они разделяли чувство поддержки и причастности
в случаях успеха и неприятности. В кризисные периоды развития общества особенно возрастает потребность в социально-педагогических услугах. В это время у значительной части населения усиливается чувство страха, одиночества, бессмысленности существования, растет социальное равнодушие. Нарастающая тревожность взрослых, их агрессивность, апатия - все это отрицательно сказывается на самочувствии детей. Негативные ожидания родителей передаются учащимся, в школах резко возрастает количество конфликтов, детских девиаций. Таким образом, в ситуации современного экономического кризиса потенциальная значимость социальной работы в нашей стране резко увеличивается.
Не менее важно, что в игре происходило освоение специалистами многообразных моделей поведения. Для профессионально-личностного развития специалистов включение в их психолого-педагогическую подготовку различных видов игры оказалось весьма полезным и перспективным.
УДК 373.2
С.Е. Градусова
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Данная статья посвящена методике диагностического обследования дошкольников, воспитывающихся в детском доме. Диагностика проводится Реабилитационной службой, включающей в себя деятельность всех специалистов детского дома, осуществляющих первичное обследование, диагностику по выявлению уровня психофизического состояния ребенка, проведение консилиума, составление индивидуального плана реабилитации для каждого ребенка, отслеживание эффективности применяемых реабилитационных мер.
Ключевые слова: реабилитационно-воспитательная работа, диагностика, реабилитационная служба, консилиум, индивидуальный план реабилитации.
Утрата семьи и помещение в детский дом - тяжелая травма для детей дошкольного возраста, которую они переживают вдвойне: с одной стороны - это негативный опыт жизни в семье (жестокое обращение, унижение, насилие и т.д.), с другой - сам факт их отобрания из семьи (даже неблагополучной). Именно такое состояние дошкольника диктует необходимость срочного оказания помощи ребенку, включения его в систему реабилитационной работы детского дома.
Важность осуществления реабилитации детей дошкольного возраста заключается в том, что
именно в дошкольном возрасте ребенок особенно сенситивен к социальным влияниям, восстановлению утраченных эмоциональных связей, преодолению последствий материнской депривации.
Реабилитационно-воспитательная работа в детском доме осуществляется с момента попадания ребенка в учреждение и представляет собой сложную, специально организованную, многоуровневую систему мер, направленную на преодоление негативных последствий материнской депривации, нарушений привязанности, на восстановление способностей и психических функций ребенка дошкольного возраста, утраченных