08.00.10. Финансы, денежное обращение и кредит
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10810
Р.В. Баташев - старший преподаватель, Чеченский государственный университет, кафедра «Налоги и налогообложение», [email protected],
R.V. Batashev - Senior Lecturer - Chechen State University, Department of Taxes and Taxation.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ РОЛИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ CONCEPTUAL APPROACHES TO JUSTIFYING THE ROLE OF INDIRECT TAXATION
Аннотация. Центральным вопросом построения эффективной налоговой системы государства является установление оптимальных параметров с точки зрения баланса косвенного и прямого налогообложения. Таким образом, целью настоящей статьи является исследование теоретико-методологических основ косвенного налогообложения, что позволило обосновать преимущества и недостатки косвенных налогов.
Abstract. The central parameter of the state tax system is the establishment of optimal parameters in terms of the balance of indirect direct taxation. Thus, the purpose of this article is to investigate the theoretical and methodological grounds based on taxation.
Ключевые слова: налоговая система, косвенное налогообложение, преимущества, недостатки.
Keywords: tax system, indirect taxation, advantages, disadvantages.
Введение. История развития отдельных государства сегодня позволяет делать достаточно достоверные выводы о том, что одни налоговые системы и механизмы функционируют на протяжении достаточно большого периода времени неизменно, а другие подвергаются модификации в результате проведения налоговых реформ, вызванных необходимостью адаптации системы налогообложения к изменяющимся условиях социально-экономического положения государства. Соответственно, характерной чертой становления и развития косвенного налогообложения можно считать изменения состава и соотношения прямых и косвенных налогов не только как источника пополнения государственного бюджета, но и как действенного механизма государственного вмешательства в экономику в рамках государственной налоговой политики.
Обсуждение и результаты. По мнению ряда авторов, возникновение косвенного налогообложения, прежде всего, связано с появлением и развитие пошлинного налогообложения на поздних этапах развития общества и государства [1, с. 119]. Несмотря на то, что косвенные налоги возникли позже прямых налогов, в последствии они превратились в ощутимые источники финансирования государственных расходов. Развитие налоговых систем, примерно с 18 века, идет одновременно в русле прямого и косвенного налогообложения без существенных перекосов.
В рамках отдельных экономических учений роль и значение косвенного налогообложения в налоговой системе отражается с различных позиций. При обосновании сущности косвенных налогов первостепенным является вопрос, связанный с подходами к классификации налогов на прямые и косвенные. В данном аспекте следует согласиться с С.Г. Пепеляевым [5], что классификация налогов является многогранным процессом и вбирает в себя экономические, юридически и политические аспекты. С данной точки зрения классификация налогов условна и имеет недостатки. Например, классификационные признаки, верные в рамках экономических отношений, не всегда советуют политическим целям и задачам. Несмотря на это, классификация налогов имеет важное значение для их систематизации в рамках формирования налогового законодательства, а именно:
- обоснованные подходы к формированию и функционированию налоговой системы требуют упорядочение налогов в целях исключения дублирующих платежей, что позволяет оптимально распределять налоговое бремя по объектам и налогоплательщикам;
- налогообложение различных объектов требует создание различных подходов с точки зрения правового обоснования взимания налогов и сборов;
- необходимость группировки налогов по схожести природы функционирования связана с избежанием двойного налогообложения;
- систематизация налогов способствует повышению эффективности правоприменительной практики, что позволяет снижать ошибки применения аналогии в налоговом праве.
В рамках развития финансовой науки деление налогов на прямые и косвенные вошло в научный оборот еще в 16 веке [4, с. 60]. Впервые с точки зрения перелагаемости классификация налогов на прямые и косвенные была предложена Д. Локком [7, с. 10], который обосновал предпочтительность налога, уплачиваемого землевладельцем из дохода, чем косвенный.
Основоположник школы физиократов Ф. Кене, исследуя проблему косвенного налогообложения, писал, что прямые налоги на чистый продукт не способны приводить к нарушению равновесия в экономической системе [Голик]. Он отмечал, что землевладельцы всегда пытались противодействовать налогообложению прямыми
налогами, что привело к повышению роли косвенного налогообложения, как главного источника компенсации потерь от прямого налогообложения.
При этом Ф.Кенэ перелагемость, налогов не считал основой деления на прямые и косвенные [4]. В рамках развития теории косвенного налогообложения физиократы обосновали причину генезиса косвенных налогов, которая заключалась в возрастающих финансовых потребностях государства. Высокая фискальная составляющая косвенных налогов, как отмечали представители данной школы, негативно влияют на воспроизводственный процесс, так как перераспределению подлежит не только часть прибавочного продукта, но и необходимого продукта. Отстаивая идею противоречивости и деструктивности косвенных налогов, другой представитель физиократов А. Тюрго доказывал ограничивающее воздействие косвенного налогообложения на предпринимательскую активность. Косвенные налоги им рассматривались как источник социальной напряженности в обществе по причине того, что они приводят к обманам, способствуют постоянному противостоянию государства и подданных. Негативное восприятие косвенного налогообложения представителями школы физиократов объясняется и тем, что косвенные налоги нарушают правильный ход потребления и поэтому уничтожают сами себя, а последствия их введения трудно представить в отличии от прямого налогообложения, когда собственник знает, какую долю его дохода будет изыматься государством
Весомый вклад в развитие теории косвенного налогообложения внес А. Смит, рассматривая понятие косвенного налогообложения в работе «Исследование о природе и причинах богатства налогов». В рамках подхода А. Смита, косвенные налоги считаются приложимыми и относятся к числу налогов на расходы. При этом ученый не интересовался регулирующим воздействием косвенных налогов на воспроизводственный процесс, отмечая наличие у налогов на расходы негативной черты, сдерживающей деловую активность экономических субъектов. Генезис косвенных налогов А. Смит обосновывал финансовыми трудностями, с которыми государства сталкивалось при налогообложении граждан прямыми налогами. Кроме этого развитие косвенного налогообложения в рамках представлений представителей классической экономической школы произошло в силу неразвитости механизмов прямого налогообложения доходов и имущества граждан, в то время как налоги на предметы потребления (предметы необходимости и предметы роскоши), которые взымались при расходовании доходов подлежали более эффективному контролю со стороны государства.
Еще одна негативная черта косвенного налогообложения по мнению А. Смита - сокращение платежеспособного спроса населения, что приводит к снижению производства.
В рамках развития теории косвенного налогообложения А. Смит рассматривал практику совершения экспортно-импортных операций, в результате чего он пришел к выводам о злоупотреблениях, которым способствовали косвенные налоги. Так, высокие защитные пошли, устанавливаемые в целях снижения потребления импортной продукции, приводили к развитию контрабанды и снижению доходов по таможенным платежам. Стимулирующие меры, связанные с возмещениями при вывозе товаров отечественного производства, приводили к злоупотреблениям в виде различных мошеннических схем, что аналогично современной практике применения налоговых схем, направленных на незаконное возмещение НДС из государственного бюджета при осуществлении экспортных операций.
Среди отечественных экономистов, который максимально систематизировано и основательно соотносил сущность косвенного налогообложения с основополагающими принципами налогообложения, можно выделить Н.И. Тургенева. Автор одним из первых обратил внимание на противоречивость и негативные последствия косвенного налогообложения на социальную составляющую развития государства. В рамках развития российской экономической мысли Н.И. Тургенев доказывал, что косвенное налогообложение по своей природе противоречат принципам налогообложения, предложенным А. Смитом. Косвенные налоги рассматривались им как причина снижения уровня потребления, что сказывается на социальное равновесие в обществе, потому что базой для взимания косвенных налогов являются расходы, осуществляемые в процессе потребления экономических благ. Данная специфика предопределила регрессивность косвенного налогообложения [4, с. 70], что объективно повлияло на развитие научной мысли в сторону обоснования необходимости их снижения и перехода к прогрессивному налогообложению доходов. Таким образом, финансовая наука исходила из того, что уровень косвенного налогообложения необходимо определять с учетом платежеспособности конечного потребителя, являющегося носителем налога.
Исследуя причины распространения налогов на потребление, И.А. Майбуров [33, с. 465] выделяет их достоинства и недостатки в рамках теории экономики благосостояния и институциональной теории. Востребованность косвенных налогов с позиции представителей теории экономики благосостояния объясняется с точки зрения сравнения экономической эффективности двух групп налогов или с точки зрения соответствия критерию нейтральности. Ключевая идеи указанной теории заключается в том, что налог на доходы, уплачиваемый по одной ставке, и универсальный налог на потребление приводят к возникновению одинаковой величины налогового бремени и поэтому являются равноценными налогами. Если же речь идет о налогообложении прямыми налогами не только текущих доходов, но и сбережений, то налог на доходы не может удовлетворять требованиям нейтральности при выборе между текущими и будущими налогами. Налогообложение текущих доходов приводит к сокращению той части дохода, которая могла быть направлена на увеличение сбережений, что негативно сказывается на величине будущих доходов. Налогообложение сбережений в свою очередь приводит к сокращению их доходности, что повышает востребованность текущих доходов. Универсальный налог на потребление в таких
условиях имеет равномерное влияние на текущее и будущее потребление, что позволяет рассматривать его как более приемлемого.
Интересна с точки зрения раскрытия социально-экономической сущности косвенного налогообложения позиция в рамках институциональной теории, согласно которой соотношение косвенных и прямых налогов в налоговой системе определяется не только величиной налогового бремени, но и демографической ситуацией в стране, в том числе от возрастной структуры налогоплательщиков. Влияние выделенного институционального фактора на величину и структуру косвенного налогообложения объясняется тем, что большую часть налогов на доходы налогоплательщики уплачивают в период экономически активной жизни, а налоги на потребления уплачивают во второй половине своего жизненного цикла при расходовании ранее накопленных доходов. Таким образом, для экономически активной части населения более предпочтительны налоги на потребление, в то время как для неработающего населения - налоги на доходы.
В рамках теории экономики благосостояния и институциональной теории можно выделить достоинства и недостатки косвенного налогообложения, в той или иной мере раскрывающие социально-экономическое содержание налогов на потребление.
К преимуществам косвенного налогообложения, на наш взгляд, можно отнести следующие:
- нейтральность, которая проявляется при выборе между текущим и будущим потреблением, что не препятствует накоплению сбережений;
- высокая фискальная составляющая, которая определяется независимостью величины налогооблагаемой базы от экономической конъюнктуры, так как объемы потребления необходимых экономических благ зависят не только от величины получаемого дохода, но и от физиологических потребностей. Таким образом, фискальная эффективность косвенных налогов определяется относительно стабильным спросом на товары, работы и услуги;
- эффективность налогового контроля. Налогообложение доходов в момент расходования на потребление повышают эффективность контроля, так как позволяет облагать те виды доходов, специфика получения которых не позволяет администрировать их в полном объеме.
Выделяют следующие недостатки косвенного налогообложения:
- способствуют повышению цен на конечную продукцию;
- невозможность учета в полном объеме платежеспособности конечного потребителя продукции, так как она оценивается на основе потребления;
- высокий удельный вес в доходах малообеспеченных слоев населения, что нарушает принцип справедливости налогообложения;
- негативное влияние на объемы потребления. В долгосрочной перспективе влияние косвенных налогов может привезти к снижению объемов производства и занятости.
Справедливо отмечает Майбуров И.А. [3, с. 466], рассматривая косвенное налогообложение как фактор инертного состояния налоговой культуры в обществе, так как механизмы исчисления и уплаты косвенных налогов предполагают минимальное сотрудничество с налоговыми органами. Так, уплачивая налоги с доходов и имущества, налогоплательщики становятся полноценными субъектами налоговых отношений при взаимодействии фискальными контрольно-надзорными органами, что положительно влияет на формирование правосознания и налоговой культуры в обществе. Высокая налоговая культура в свою очередь приводит к рационализации налоговой системы и повышает эффективность расходования государственного бюджета.
Косвенные налоги по объектам налогообложения принято подразделять на акцизы, фискальную монополию и таможенные пошлины [6, с. 78]. В экономически развитых странах преобладающей формой косвенных налогов являются акцизы на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. В зависимости от целей и задач государственной налоговой политики акцизы могут устанавливаться как внутренние товары, так и на товары, импортируемые из других стран (Например, в России).
В теории и практике налогообложения выделяют специфические (обложение отдельных категорий товаров) и универсальные (облагаются все виды товаров и услуг) акцизы. К универсальным относится НДС, который является наиболее новой и совершенной формой налогов на потребление [33, с. 467]. Следует отметить, что универсальные налоги на потребление наиболее выгодны для государства с фискальной точки зрения, так как они обладают широкой налогооблагаемой базой в силу обложения широкого ассортимента товаров). В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на долю НДС приходится в среднем 22,5% (2019 год) [2].
Наряду с универсальными налогами на потребление в налоговых системах многих стран (Франция, Англия, США, Германия, Австрия и т.д), в том числе и России, присутствуют и специфические (налогом облагаются отдельные группы товаров) акцизы. Использование специфических акцизов наряду с иными косвенными налогами ограничивается вероятностью возникновения двойного налогообложения товаров, что требует тщательного анализа возможности и механизмов их применения на практике.
Преимущества специфических акцизов объясняется следующим:
- увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет, не допуская увеличения общей налоговой нагрузки в стране. При этом налоговая нагрузки возрастает для отдельных групп населения, являющихся основными потребителями подакцизной продукции;
- нивелирование негативного влияния от потребления социально вредных товаров (алкоголь, табачная продукция, автотранспортные средства и пр.). Специфические акцизы, таким образом, можно рассматривать в качестве ключевого инструмента компенсации отрицательных внешних эффектов от потребления отдельных подакцизных товаров;
- обеспечение справедливости налогообложения. Считается, что акцизы способны обеспечивать налоговую справедливость по вертикали, так как подакцизные товары в основном потребляются частью населения, имеющей высокие доходы. Повышается адресность налоговой нагрузки.
Особым видом налогов на потребление, который взимается при перемещении товаров через таможенную границу, является таможенная пошлина. Таможенная пошлина является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. К целям применения мер таможенно-тарифного регулирования можно отнести [8, с. 7]: 1) обеспечение конкурентных преимуществ национальным товаропроизводителям перед импортными товарами (протекционистская функция); 2) обеспечение поступлений в государственный бюджет (фискальная функция).
Таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенных налогов, взимаемый с товаров, ввозимых или вывозимых из страны. Налоговая нагрузка в конечном итоге ложится на потребителей товаров, так как величина таможенной стоимости включается в стоимость товаров. Следует высоко оценивать фискальную значимость таможенных пошлин для государственного бюджета. В настоящее время доля поступлений от применения таможенных пошлин в консолидированном бюджете Российской Федерации составляет в среднем 10% (по итогам 2019 года) [2]. Фискальная эффективность таможенных пошлин, на наш взгляд, объясняется возможностью минимизации недостатков внутреннего налогообложения и простотой администрирования.
Следует выделить экономическую роль таможенных пошлин, которая проявляется в виде установления стоимостного барьера, который приводит к повышению стоимости импортной продукцию. «Пошлина является первым и часто единственным фактором, увеличивающим цену товара при его движении на внутренний рынок страны, целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики» [8, с. 13]. Особенно высока экономическая эффективность таможенных пошлин при проведении протекционистской политики в отношении новых отраслей экономики, которые на этапе первоначального развития имеют высокие производственные издержки, что может повлиять на их конкурентоспособность на мировых рынках.
В налоговой системе налогообложения РФ в настоящее время присутствуют налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров, работ, услуг и операций, таможенные пошлины (ввозные и вывозные).
Выводы. Косвенные налоги в современных условиях рассматриваются как налоги на товары и услуги в виде надбавки к конечной цене и не зависящие от величины и видов доходов налогоплательщика. Носителем налога является конечный потребитель.
Для повышения эффективности налоговой системы государства необходимо сочетание налогов на потребление и налогов на доходы, что будет компенсировать недостатки одних за счет преимущества других.
Рассмотрение различных подходов к сущности и содержанию косвенного налогообложения в налоговой системе государства, позволяет выделить следующие его специфические черты:
- косвенные формы взимания налогового дохода завуалированы ценовой формой изъятия и не учитывают платежеспособность налогоплательщиков;
- косвенные налоги влияют на объем предложения в отличии от прямых налогов, которые влияют на величину платежеспособного спроса;
- косвенные налоги обладают высокой фискальной значимостью и являются действенным инструментом государственного регулирования отдельных отраслей экономики и сфер общественной жизни.
Источники:
1. Большова Л.А. Социально-экономическая сущность косвенных налогов // Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции (21 марта 2018 г.) - с. 119-123
2. Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственых внебюджетных фондов (млрд. руб.) // Министерство финансов РФ
3. Майбуров, И. А. Теория налогообложения. Продвинутый курс : учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И. А. Майбуров, А. М. Соколовская. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 591 с.
4. Налоги и косвенное налогообложение: учебное пособие Голик Е.Н. - Ростов-на Дону: ООО «МиниТайп», 2011. -376 с.
5. Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В., Никонова М.В. Правовые основы косвенного налогообложения: Учебное пособие / Под общ. ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Статут, 2015. - 126 с.
6. Пинская М.Р. основы теории налогов и налогообложения / Под научн. ред. д.э.н. проф. В.С. барда: Монография. -М.: Издательство «Палеотип», 2004. - 216 с.
7. Пушкарева В.М. история финансовой мысли и политики налогов // Финансы и статистика. - 2001. - с. 253
8. Цымбаленко, С. В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности : учебное пособие / С.В. Цымбаленко. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. — 169 с.
References:
1. Bolshova L.A. Socio-economic essence of indirect taxes // Collection of materials of the International correspondence scientific and practical conference (March 21, 2018) - p. 119-123
2. Brief information on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation and state extra-budgetary funds (billion rubles) // Ministry of Finance of the Russian Federation
3. Mayburov, IA Theory of taxation. Advanced course: textbook for undergraduates studying in the specialties "Finance and credit", "Accounting, analysis and audit" / IA Mayburov, AM Sokolovskaya. - Moscow: UNITY-DANA, 2017 .-- 591 p.
4. Taxes and Indirect Taxation: Study Guide Golik E.N. - Rostov-on-Don: LLC "MiniType", 2011. - 376 p.
5. Pepelyaev S.G., Kudryashova E.V., Nikonova M.V. Legal basis for indirect taxation: Textbook / Under total. ed. S.G. Pe-peliaeva. - M .: Statut, 2015 .-- 126 p.
6. Pinskaya M.R. foundations of the theory of taxes and taxation / Under scientific. ed. Dan. prof. V.S. barda: Monograph. -M.: Publishing house "Paleotype", 2004. - 216 p.
7. Pushkareva V.M. history of financial thought and tax policy // Finance and statistics. - 2001 .-- p. 253
8. Tsymbalenko, S. V. Customs and tariff regulation of foreign trade: a tutorial / S. V. Tsymbalenko. - Stavropol: North Caucasus Federal University, 2014 .-- 169 p.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10811
Р.В. Баташев - старший преподаватель, Чеченский государственный университет, кафедра «Налоги и налогообложение», [email protected],
R.V. Batashev - Senior Lecturer - Chechen State University, Department of Taxes and Taxation.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ GOALS, OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF THE MODERN STATE TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Сложившаяся структура российской экономики под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, требует расширения государственного вмешательства. Важным инструментом такого вмешательства являются отдельные элементы налоговой системы. Целью данной статьи является обозначение ключевых задач современной налоговой политики РФ и предложение ряда принципов, отвечающих требованиям цели современной налоговой политики - стимулирование роста экономики государства и регионов, как основа формирования доходов государственного бюджета.
Abstract. The existing structure of the Russian economy, influenced by both internal and external factors, requires an expansion of government intervention. An important tool for such intervention is the individual elements of the tax system. The purpose of this article is to identify the key tasks of the modern tax policy of the Russian Federation and to propose a number of principles that meet the requirements of the goal of modern tax policy - stimulating the growth of the economy of the state and regions, as the basis for the formation of state budget revenues.
Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, цели, задачи, проблемы, принципы. Keywords: tax system, tax policy, goals, objectives, problems, principles.
Введение. Цель налоговой политики - это вектор, определяющий выбор конкретных форм и методов налоговой политики государства. Учитывая, что государственная налоговая политика является инструментом общей экономической политики государства, то постановка целей налоговой политики определяется необходимостью решения конкретных задач экономического развития, прежде всего, роста налогового потенциала, как основы аккумулирования доходов государственного бюджета.
Главная задача экономической политики — рост уровня жизни в нашей стране. Ее решение предполагает формирование устойчивых механизмов экономического роста, создающих новые источники доходов для населения, бизнеса и государства. Потеря динамизма экономического развития, которая произошла в России после кризиса 2008-2009 гг., начинает приобретать затяжной характер, что создает как дополнительное напряжение внутри российского общества, так и ухудшает конкурентоспособность нашей страны во внешнем мире. Для преодоления этих негативных тенденций нужны определенные действия, которые должны сформировать необходимые предпосылки последовательного развития и модернизации экономики с использованием преимущественно рыночных инструментов.
В связи с этим, цели современной налоговой политики Российской Федерации заключаются в стимулировании роста экономики государства и регионов, как основа формирования доходов государственного бюджета.
Обсуждение и результаты. Достижение обозначенной цели требует разработку и решение конкретных задач налоговой политики. На наш взгляд, можно выделить следующие ключевые задачи налоговой политики, ориентированные на стимулирование экономического роста в перспективе способного обеспечить расширение налогового потенциала, достаточного для достижения поставленных социально-экономических задача.
Оптимизация налоговой нагрузки. В последнее время в научной среде все чаще разгораются дискуссии относительно величины налоговой нагрузки на экономику. В данном контексте нельзя забывать, что оптимизация налоговой нагрузки является важнейшим ключом к развитию экономики.