Э.С. ВОСКАНЯН преподаватель кафедры геополитики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова*
Концептуальные подходы к исследованию «цветных революций»
«Цветные революции», произошедшие в начале нового тысячелетия в суверенных государствах Европы, Африки и Ближнего Востока, стали не только частью истории, но также и поводом для их исследования. «Цветная революция» как довольно устоявшееся социально-политическое явление широко изучается в политической науке, в которой прослеживаются различные концептуальные подходы.
Особенно популярной стала данная тематика в связи с «цветными революциями» на постсоветском пространстве (Украина, Грузия, Киргизия) и изменением геополитической ориентации отдельных государств, которые традиционно находились в сфере стратегических интересов России, в сторону Запада.
Большой вклад в исследование этого неоднозначного и сложного по природе своей явления внес А.В. Манойло. Также изучением феномена «цветных революций» занимались И.С. Шегаев, В.П. Журавель, Г.Э. Гапич, Д.А. Лушни-ков и другие ученые по всему миру.
В настоящее время существует широкий спектр мнений и позиций относительно трактовки понятия «цветная революция». Одни исследователи полагают, что «цветная революция» - это организация государственного переворота, своеобразные технологии в условиях искусственно созданной нестабильности, когда давление на власть осуществляется в форме политического шантажа, а инструментом шантажа выступает молодежное протестное движение, организованное по специальной сетевой схеме. Приверженцами этого подхода являются политологи А.В. Манойло, А.Э.
* Восканян Эвелина Самсоновна, e-mail: [email protected]
Гапич, Д.А. Лушников, С.Н. Гриняев, профессор Калифорнийского университета Д. Голдстоун и многие другие.
Другие ученые считают, что «цветная революция» - это процесс демократизации и «пробуждения народа», когда происходит сознательный выбор в пользу западной модели развития как норматива и ориентира для общественного устройства. Он подразумевает ненасильственное изменение политической системы государства с дальнейшими социально-политическими преобразованиями. При этом моральным основанием внешнего вмешательства становятся требования соблюдения прав человека, так как именно они относятся к сфере действия международного права, а также требования обеспечить деятельность демократических институтов, сменяемость власти и недопустимость борьбы с оппозицией. Данной теории придерживаются американский политолог Зб. Бжезинский, профессор А. Стент, бывший посол США в Российской Федерации М.Э. Макфол, американский политолог, профессор Университета Джорджа Вашингтона Г. Хейл и др.
Таким образом, исследователи выдвигают разные концепции относительно социально-политического характера «цветных революций». Между тем есть сходные взгляды, которые в качестве причин этого явления в разных странах выделяют: политический кризис государства в условиях экономического спада; дестабилизацию социальных отношений из-за экономического кризиса; нищету и отсутствие среднего класса; нарушения прав человека.
Однако «цветные революции» происходят избирательно и не во всех государствах, где присутствует политический и экономический кризис. В данном случае можно согласиться с А.В. Манойло и В.П. Журавель, которые отмечают, что «модель, лежащая в основе цветной революции, одна: создание протестного движения, превращение его в политическую толпу и направление ее агрессии на действующую власть с целью заставить ее добровольно уйти с государственных постов и отказаться от управления страной. Такое давление на власть всегда происходит в форме шантажа, выдвижения ультиматумов под угрозой массовых погромов и - реже - физических расправ с инакомыслящими. Если власть начинает сопротивляться, цветная революция переходит в фазу вооруженного мятежа. Иногда этот
мятеж сопровождается вооруженной интервенцией со стороны западных стран, как это было в Ливии...1.
Кроме того технологии современных «цветных революций» направлены на расшатывание и дестабилизацию обстановки в стране (регионе) и поддержание неустойчивого равновесия до создания необходимых условий для гарантированной смены режима или других спланированных изменений. Такую технологию называют «резонансной», или
2
«технологией управляемого хаоса» .
Технология управляемого хаоса основана на непрямом вмешательстве во внутренние дела другой суверенной страны, воздействии на наиболее слабые стороны жизни с последующим их усугублением, что в итоге приводит к дестабилизации ситуации. При этом достигаются существенные результаты при незначительной затрате средств и ресурсов.
Как отмечает А.В. Манойло, «последний пример эволюционного прорыва в англосаксонских технологиях организации цветных революций - это цветные революции на Ближнем Востоке и в Северной Африке (декабрь 2010 г. - наст. вр.), более известные под общим названием «революций Арабской весны», в которых к классическим технологиям «мягкой силы» и формирования политической толпы добавилась технология «управляемого хаоса» - для «атомиза-ции» традиционных восточных обществ с целью освободить их членов от предоставляемой этими обществами защиты и сделать их более восприимчивыми для внешнего управляющего воздействия»3. При этом, как утверждает автор, «волна «управляемого хаоса» сегодня вплотную подошла к российским рубежам, захлестнув Украину.
Таким образом, события «Арабской весны» и переворот на Украине в 2014 г. показывают, что смена политических режимов в этих странах происходила по однотипному сценарию. А.Э. Гапич, Д.А. Лушников определяют его как эверсионный
1 Манойло А.В., Журавель В.П. Европейский Союз перед угрозой новой волны террористических актов и цветных революций // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2015, №3, с. 58.
2 Иррегулярные конфликты: «цветные революции». Анализ и оценка форм, приемов и способов ведения операций по смене режимов в суверенных государствах / Под общ. ред. С.Н. Гриняева. М., 2015, с. 200.
3 Манойло А.В. Стратегии «управляемого хаоса» в условиях хаотизации международных отношений: миф или реальность? // Мировая политика, 2014, №1, с. 3.
(от лат. eversio - переворот). Под эверсионными технологиями понимается совокупность форм, способов, методов и механизмов, используемых различными акторами в политической борьбе для дестабилизации политической ситуации1.
Типовой сценарий «цветных революций» включает в себя следующие технологии: организацию информационной войны; вербовку лидеров и активных участников оппозиционных партий; подстрекательство к совершению противоправных действий и управление толпой в массовых беспорядках путем применения сетевых технологий и т.д.
Элементами новизны в последних «цветных революциях» стали активное применение современных информационных технологий - интернета, социальных сетей Face-book, Twitter, WhatsApp и поддержка местных и зарубежных СМИ. Также протестные демонстрации сопровождались в той или иной мере массовыми культурными мероприятиями - рок- и поп-концертами, помогавшими мобилизовать, сплотить и развлечь многочисленную аудиторию.
Кроме того появление нестабильности во многих странах мира связано, по мнению А.В. Манойло, с политическими конфликтами в международных отношениях. Он пишет: «Предмет политического конфликта в международных отношениях - противоречия, возникающие в результате осуществления различными акторами международных отношений функций политического руководства системой международных отношений и управления мировым политическим процессом»2. При этом мировые акторы в лице США ставят своей целью управление политическими режимами в масштабах целых регионов всего Ближнего Востока, всей Центральной Азии, всей Северной Африки и т.д.
Хотелось бы кратко рассмотреть концепцию, которой придерживается известный польский социолог П. Штомпка. По его мнению, «революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и букваль-
1 См./ Гапич А.Э., Лушников Д.А. Технологии цветных революций. М., 2010, с. 132.
2 Манойло А.В. Политические конфликты в международных отношениях и мировой политике // Мир и политика, 2013, № 2, c. 71.
но «перепахивают» людей» . Автор заключает, что революции порождают такие положительные явления, как всплеск массовой активности, надежды на светлое будущее, энтузиазм граждан в участии в политической жизни страны, возникновение чувства силы и обретение смысла жизни.
После череды «цветных революций» 2003-2005 гг., в ходе которых к власти пришли оппозиционные силы, многие эксперты заговорили о начале подлинных демократических процессов в ряде стран. К примеру, известный американский политолог Г. Хейл предложил термин «патрональ-ное президентство» и проанализировал результаты «цветных революций».
Цветные революции, считает Г. Хейл, являются следствием патронального президентства, когда президент становится непопулярным, а представители политических элит начинают между собой борьбу за власть с помощью своих избирателей. В результате этой борьбы, по сути переходящей в «цветную революцию», к власти приходит лидер, который создает эффективную систему сдержек и противовесов. Она же уничтожает самую суть политики патронального президентства, построенной по принципу «победитель 2
получает все» .
Политолог и бывший посол США в РФ М. Макфол «цветные революции» рассматривает как продолжение демократических революций конца 80-х гг. По его мнению, в 1989 г. Запад сумел консолидировать демократии в Центральной и части Юго-Восточной Европы, однако на элиты данных стран влияние его было относительно слабое, что, собственно, и стало причиной гражданских восстаний, в результате в обществе баланс интересов был нарушен3.
Исследователи по-разному относятся к внешнему влиянию как одной из причин начала «цветных революций». Одни эксперты, в число которых входит большинство западных ученых, а также небольшое число российских политологов, считают малозначимыми внешние причины, ведущими факторами указывают внутренние. Они видят причину протестов
1 Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. М.,1996, с. 226
2 Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия // Pro et Contra, 2008, т. 12, № 1, с. 8.
3 См.: McFaulM. The Fourth Wave of Democracy and Dictatorship: Noncoperative Transitions in the Post- communist World // World Politics, 2002, № 2, p. 212.
в желании граждан установить справедливые формы правления, создать демократическое общество. Другие исследователи, среди которых большинство российских политологов, наоборот, считают, что движущей силой революций на Ближнем Востоке, в Африке и Восточной Европе является вмешательство извне. Роль же гражданского общества и самих граждан они признают незначительной.
Интересную точку зрения насчет причин нестабильности в мире высказал А.В. Манойло. Автор выдвинул теорию «дуг политической нестабильности», которые в современном мире играют роль транспортных коридоров для переноса конфликтности и политической напряженности из одной точки географического пространства в другую1.
По мнению автора, крупнейшую дугу нестабильности образуют сегодня страны арабского Востока, по которым в 2011-2012 гг. прокатилось цунами «цветных революций» «Арабской весны». Это: Тунис, Ливия, Египет, Йемен, Бахрейн, Сирия. При этом сеть из дуг политической нестабильности, покрывая земной шар в виде некоторой географической сетки, становится тем самым географическим фактором, который определяет современную картину геополитических процессов, определяет отличия политики одних держав по отношению к другим и проводит границы между геополитическими субъектами.
Таким образом, сложная природа «цветных революций», неоднозначность взглядов на их сущность и их актуальность в общественно-политическом дискурсе России и на постсоветском пространстве требуют дальнейших теоретических и практических разработок.
Восканян Э.С. Концептуальные подходы к исследованию «цветных революций». В статье рассматриваются концептуальные подходы к трансформациям политических систем, которые принято обозначать термином «цветные революции».
Ключевые слова: «цветные революции», государственный переворот, процесс демократизации, технология «управляемого хаоса», «Арабская весна», постсоветское пространство, геополитика.
1 Ciw.: Манойло А.В. Геополитическая картина современного мира и управляемый хаос // Мировая политика, 2015, № 1, с. 67.
Voskanyan E.S. Conceptual approaches to a research of «color revolutions». The article deals with the conceptual approaches to transformations of political systems, which are commonly referred to as «color revolutions».
Keywords: «color revolutions», coup d'état, democratization process, «managed chaos» technology, «Arab spring», post-Soviet space, geopolitics.