Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). С. 266-274.
УДК 342
ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ КРИМИНОЛОГИИ
COLOUR REVOLUTIONS
IN THE CONTEXT OF COMPARATIVE CRIMINOLOGY И. М. КЛЕЙМЁНОВ (I. M. KLEIMYONOV)
На примере различных стран характеризуются основные криминальные технологии, которые используются при организации государственных переворотов, называемых «цветными революциями».
Ключевые слова: цветные революции; информационная война; экстремизм; терроризм; западные спецслужбы; геноцид; наемничество.
In the article on the example of different countries are characterized by a basic criminal technologies that are used in organizing coups, called «colour revolutions».
Key words: color revolutions; information war; extremism; terrorism, western intelligence agencies; genocide; foreign mercenary.
Начало нового тысячелетия характеризуется организацией множества политических переворотов в различных странах, получивших наименование «цветных» революций. Поскольку эти перевороты связаны с нарушением национального, а зачастую и международного уголовного законодательства, они закономерно включаются в предмет сравнительной криминологии. Другое дело, что здесь криминологи заметно уступают в интенсивности исследований политологам, социологам и представителям иных научных специальностей [1]. Между тем преступный характер «цветных революций» диктует необходимость их криминологического анализа. Как заметил на заседании Совета Безопасности РФ 20 ноября 2014 г. В. В. Путин: «Мы видим, к каким трагическим последствиям привела волна так называемых “цветных революций”, какие потрясения испытали и испытывают народы стран, которые прошли через безответственные эксперименты подспудного, а иногда и грубого, как у нас говорят, ломового внешнего вмешательства в их жизнь. Для нас это урок и предупреждение, и мы обязаны сделать всё необходимое, чтобы подобное никогда не случилось в России» [2].
Рассмотрим в качестве такого урока беспорядки, охватившие в начале 2011 г. некоторые страны Северной Африки, которые некоторые аналитики охарактеризовали в качестве нового этапа «исламских революций» [3]. Такой подход разделяется далеко не всеми, большинство комментаторов предпочитает говорить об «арабских революциях» и даже «цветных революциях». Так, волнения в Тунисе, приведшие к бегству из страны президента Бен Али, назвали «жасминовой революцией», а массовые выступления населения в Египте, приведшие к падению режима Х. Мубурака - «финиковой революцией». В целом в научных трудах и СМИ укоренилось общее название этих событий - «арабская весна», которое содержит явный намек на «цветные революции», поскольку именно весной всё цветет. Такая осторожность в оценках указывает, с одной стороны, на стремление не затрагивать лишний раз больную тему исламского фундаментализма. С другой стороны, в массовых протестных выступлениях, охвативших государства Северной Африки, на первом плане находятся социально-экономические и демократические требования. Иными словами,
© Клеймёнов И. М., 2015 266
Цветные революции в контексте сравнительной криминологии
религиозный фактор в этих событиях, на первый взгляд, мало заметен.
Вместе с тем широкомасштабные протестные выступления происходят в государствах исламского мира, и этот факт задает наблюдаемым событиям определенную направленность. Кроме того, важно учесть открываемую возможность для экстремистских ис-
ламских организаций воспользоваться плодами «цветных революций». Наконец, для того чтобы понять причины социальных волнений, необходимо обратиться к ценностям исламского вероучения.
Эти ценности имеют существенный антикриминогенный потенциал. Об этом свидетельствуют материалы таблицы.
Показатели преступности и социального благополучия в определенных исламских и неисламских странах в период «арабской весны»*
Государство Все деяния Убийства Сексуальное насилие Телесные повреждения Кражи ИВК ИРЧП ВВП, тыс. дол.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Йемен 129,7 4,2 1,0 11,3 72,2 2,1 0,462 2,5
Сирия 92,3 3,0 0,7 28,0 36,3 2,6 0,632 3,9
Марокко 366,2 1,4 0,1 98,3 239,6 3,4 0,582 4,2
Иордания 474,0 1,7 0.2 273,1 162,8 4,5 0,681 5,1
Египет 369,0 0,3 0,1 97,9 48,6 2,9 0,620 5,9
Тунис 1461,0 1,3 0,2 37,0 357,0 3,8 0,683 9,1
Алжир 574,0 1,5 4,2 108,6 93,8 2,9 0,677 7,1
Ливия 995,4 2,9 0,2 5,5 350,8 2,0 0,760 11,4
Франция 5516,8 1,4 60,1 303,3 1248,7 7,0 0,872 32,5
Великобритания 8426,0 1,2 82,3 769,8 3261,8 7,8 0,849 34,2
Италия 4486,5 1,0 9,0 123,7 1658,2 3,9 0,874 33,8
Германия 7456,2 0,3 32,1 630,3 2513,8 8,0 0,905 39,4
США 3654,5 5,0 27,7 252,3 2003,5 7,1 0,910 41,8
Нидерланды 7367,3 1,1 43,0 351,8 3760,7 8,9 0,890 39,4
Швеция 15000,4 1,0 77,3 918,7 4461,9 9,3 0,885 37,0
Швейцария 4196,7 0,7 63,2 117,9 1641,1 8,8 0,874 41,2
* Таблица составлена по: Индекс развития человеческого потенциала в странах мира 2010 r. - URL: gtmarket.ru> ; Индексприятия коррупции. - URL: transparency.org ; European Sourcebook of Crime and Criminal Justice. - HEUNI, 2014.
В таблице в графах 2-5 приведены данные о количестве преступлений в расчете на 100 тыс. населения, зарегистрированные за годовой период полицейскими органами различных государств. В графе 6 представлены значения индекса восприятия коррупции за 2011 г. (время активной фазы «арабской весны»), составленного международной организацией «Transparency International». В графе 7 содержатся сведения о конкретных значениях индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Графа 8 дополняет социальноэкономическую информацию данными о величине внутреннего валового продукта в расчете на душу населения по методике паритета покупательского спроса.
Сведения таблицы следует оценивать по двум восьмеркам стран. Первая восьмерка включает группу исламских государств, в которых ислам либо является государственной религией, либо в значительной степени пред-
ставлен в их правовых системах. Государства, образующие вторую восьмерку, названы неисламскими вследствие их принципиальной тотальной секуляризованности, хотя в прошлом они имели христианские традиции. Вторая группа государств подобрана по историческим ассоциациям (Алжир в прошлом колония Франции, а Египет - Великобритании) и сходным социально-демографическим параметрам. Все они относятся к категории так называемых развитых стран.
Сопоставляя данные, приведенные в графах 2-5 таблицы, по двум выделенным группам стран, можно убедиться, что общеуголовная преступность в исламских государствах по всем параметрам (за исключением убийств) существенно (в разы) ниже, чем в государствах развитых. При этом во второй восьмерке стран социально-экономическая ситуация на несколько порядков лучше, чем в рассматриваемых государствах исламского
267
И. М. Клеймёнов
мира. Если верить статистике, в развитых странах значительно ниже коррупция, обеспечена высокая продолжительность жизни, что включает в себя не только качественное медицинское обслуживание, но и поддержание психологического комфорта. В неисламских государствах люди статистически более образованы и богаты. Почему же они сравнительно чаще совершают преступления?
Ответ на этот вопрос вряд ли может быть найден в системе правоохранительной деятельности и, в частности, регистрационной дисциплины. Не вызывает сомнения, что в целом полиция исламских государств работает не столь четко, как в развитых странах. В постхристианских государствах акцент перенесен на обеспечение внешнего контроля за поведением человека, для чего совершенствуются правовые системы (как романо-германская, так и англо-американская). В этих же целях стимулируется активное участие граждан в поддержании правопорядка (например, поощряются их сообщения о совершенных правонарушениях в органы полиции). В таких условиях полиция вынуждена немедленно реагировать на каждое правонарушение, которое подлежит обязательной регистрации. Этого нет в исламских странах. Тем не менее криминологическая обстановка здесь на порядок (часто на несколько порядков) лучше, чем в неисламских государствах. Следовательно, причина заключается не в работе полиции, а в системе исламских ценностей.
Мусульманское право отличается особой близостью взаимосвязи норм права, правосознания и поведения, правовая норма воспринимается верующими как выражение представлений о должном и справедливом, что предопределяет их готовность подчинить свое поведение данному правилу. Шариат вторгается во внутренний мир мусульманина, постоянно ориентируя его на то, что все его поступки открыты взору Аллаха, и наказание за проступки в будущей жизни неотвратимо. Таким образом, шариат изначально блокирует преступные намерения, возникающие в мыслях мусульманина [4].
Исламская религиозная традиция имеет сложный характер: она в целом снижает криминогенный потенциал личности и общества, но при определенных условиях повышает
уровень социальной напряженности. Это является ответом исламского сообщества (уммы) на социальную несправедливость. Ислам - религия с ярко выраженной интенцией социальной справедливости. Поэтому когда в тех государствах, которые относятся к исламскому миру, развиваются процессы резкого социального расслоения, коррупции, отчуждения власти от нужд населения, умма вправе выражать социальный протест. В такой ситуации лидирующие позиции занимает тот человек или объединение, которые адекватно выражают социально-политические настроения уммы. Ислам не только дает надежду всем обездоленным, униженным и оскорбленным, но и призывает их к активной защите своих попранных прав.
Некоторые политические режимы стран новых «исламских революций» погрязли в коррупции и клановости. Сделать карьеру молодому человеку даже при наличии хорошего образования возможно только при наличии васты - того, что у нас именуется покровительством. При этом преследуется любая критика политики властей: появилось крылатое выражение, что «рот можно открывать только в кабинете дантиста». В таких странах многие молодые люди, отчужденные и лишенные возможностей, обратились к исламу как к средству добиться перемен и выразить свой протест господствующей клановости и коррупции. Посредством ислама они бросают вызов сложившемуся положению дел и властям, которые считаются коррумпированными и некомпетентными [5].
Утрата обратных связей между властью и обществом, превращение государства в инструмент выражения интересов правящей элиты и кланов богатых людей способствует резкой радикализации настроений уммы. Именно на этом фоне поддержку обретают экстремистские исламские объединения. В условиях грамотной социальной политики они переходят в «спящий режим» и даже заявляют об отказе от радикальных взглядов. При росте социальной напряженности такие организации переходят к активным действиям и заполняют вакуум политического пространства, освобождаемый при поражении и бегстве либеральных сил [6]. Таким образом, клановая и коррупционная государственная политика является источником оживления
268
Цветные революции в контексте сравнительной криминологии
экстремизма и деятельности радикальных исламских организаций.
«Цветные революции» в странах исламского мира дают всем государствам урок безответственной социальной и уголовной политики, где на фоне массовой нищеты и безработицы процветают коррупция, непотизм и протекционизм, наблюдается огромная пропасть между богатыми и бедными, где власть сращивается с бизнесом и поощряется экономическая преступность, а интересы олигархии ставятся выше гражданского мира и согласия. «Особенности социальных причин “цветных революций” в современном мире, -пишет социолог Н. Е. Ореховская, - обусловлены взаимоотношениями публичной, приватной и формально-неформальной институциональной сферами, возрастанием гетерогенности глобального и локального социального пространства и усилением социальной несправедливости в современных обществах переходного и развивающегося типа, наличием в социальном пространстве общества детерминированного (динамического, управляемого) хаоса, который порождает неустойчивые траектории развития социума; причем близкие в этом пространстве траектории расходятся, выражая стратегии той или иной группы правящей элиты, связанной с происходящим сейчас упадком стремящегося удержать гегемонию Запада» [7].
Однако это только один урок. Другой заключается в том, что ислам становится все в большей степени объектом и средством манипуляции со стороны сил глобализма. Запад постоянно подвергает ислам атакам: от «лобовых» (как в 2001 г., когда на ислам «навесили» ярлык международного терроризма) до «фланговых» (когда создаются полигоны
резни между суннитами и шиитами, как в Ираке, поощряются нападения мусульман на христиан и т. д.). Цель - добиться «одичания» ислама и мусульманской уммы. Сала-физм идеально подходит для этой цели, отрицая просвещенный ислам и утверждая сектантское мышление и религиозную нетерпимость. Приход к власти салафитов чреват нагнетанием религиозной напряженности, отрицанием лаицизма в любых формах, распространением геноцида и терроризма. Разрушительный потенциал салафизма виден в нападениях на египтян-коптов, поджогах
христианских церквей в 2011 г., которые совершали толпы людей (иногда числом до 4000 человек) с криками «Аллах акбар!» [8].
В новейшей истории ислам активно используется в качестве средства для реализации глобалистских целей. Огромная внутренняя мощь ислама направляется манипуляторами в нужном направлении. Для этого создаются и финансируются движения моджахедов (борцов за веру) и шахидов, объявляется джихад в его насильственной интерпретации, создаются террористические организации, в том числе сетевого характера. Создавая и используя террористические организации, Запад делает вид, что ведет с ними борьбу. Даже после обвинения представителей ислама в терактах 11 сентября 2001 г. спецслужбы западных стран не прерывали рабочих контактов с исламскими террористами и экстремистами
Терроризм активно использовался как движущая сила «арабских революций». Исламские террористы активно участвовали в агрессии против Ливии: в связи с Аль-Каидой открыто признавался ливийский лидер «повстанцев» Абдель Хаким аль Хасиди, называя террористов «хорошими мусульманами» [9]. НАТО поддерживало их информационно и материально.
Третий урок «арабских революций» состоит в том, что любая страна может стать жертвой криминальной агрессии со стороны НАТО и утратить свой суверенитет. При этом для агрессоров не имеют никакого значения мнение и судьба населения суверенного государства. Так, показатели ИРЧП и ВВП в Ливии были самыми высокими среди других африканских стран, подвергшихся агрессивному воздействию. Половина нефтяных доходов государства шла населению страны. Доля от продажи нефти зачислялась непосредственно на банковские счета ливийских граждан [10]. Страна разрушена бомбардировками НАТО, ввергнута в хаос и локальные войны. Уровень жизни населения стремительно упал и уже никогда не будет восстановлен до прежних показателей. Ливия стала мировым центром терроризма.
Анализ событий «арабской весны» показывает, что смены политических режимов происходят по однотипному сценарию, разработанному для «цветных» революций.
269
И. М. Клеймёнов
А. Э. Гапич, Д. А. Лушников называют его эверсионным (от лат. eversio - переворот). Под эверсионными технологиями понимается совокупность форм, способов, методов и механизмов, используемых различными акторами в политической борьбе для дестабилизации политической ситуации [11]. Ведущим мировым «эверсером» является Джин Шарп, работа которого «От диктатуры к демократии» переведена на 27 языков. В работе большое внимание уделено стратегическому планированию «ненасильственного переворота», в приложении к ней описано 198 «методов ненасильственных действий» [12]. Все эти методы реализуются на практике строго пошагово: а) в преддверии очередных выборов проводятся манифестации против предстоящей неизбежной подтасовки властями результатов, они получают широкую поддержку международных СМИ; б) оппозцион-ные силы делают все, чтобы дискредитировать сам процесс выборов и его результаты; в) организуются массовые выступления, сопровождающиеся мощной информационной поддержкой из-за рубежа; г) при уверенной внешней поддержке обреченный политический режим вынужден переуступить власть [13]. Методологическая и методическая основа переворотов создана также такими авторами, как Б. Рубин, Д. Асемоглу, Д. Робинсон, Н. Фергюссон, С. Алинский, Д. Килкул-лен [14].
Типовой сценарий «новых» революций включает в себя следующие криминальные (с позиций национального и международного уголовного права) технологии:
1. Организация иформационной войны. Традиционные и «новые» СМИ, основанные или поддерживаемые неправительственными организациями, проводят систематическую работу по делегитимизации действующих властей, привлекают в свои ряды сторонников, формируют соответствующую психологическую атмосферу внутри страны, политизируют определенные слои населения, создают эффект массовости движения и имиджи политических противников. При этом они нередко обращаются к самым грязным методам, включая откровенную ложь и провокации. В современной информационной войне активно используются технологии, дезорганизующие деятельность органов власти и
управления, которые появились с созданием программно-управляемых устройств и информационно-технических средств, позволяющих нарушать нормальное функционирование телекоммуникативных систем, хранящих и доставляющих информацию автоматизированным системам принятия решений [15].
2. Вербовка лидеров и активных участников оппозиционных партий и движений западными службами. Как отмечают исследователи «новых революций», вербовочная операция представляет собой достаточно длительный цикл, требующий высокого уровня интеллектуального обеспечения. При этом наибольший интерес для заговорщиков представляют руководители среднего и высшего звена управления в органах безопасности и вооруженных сил, а также полномочные фигуры в структурах власти, бизнеса, журналисты, публицисты и блоггеры. «Нужных» людей приглашают на заседания влиятельных организаций, выделяют им гранты, принимают на учебу Йельский университет по программе «Yale Worlde Fellows» и др. В отношении представителей крупного бизнеса (счета которых находятся в иностранных банках) осуществляется шантаж [16].
3. Финансовая, организационная и военная поддержка экстремистов на территории независимых государств. Здесь присутствует развертывание сети некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, создание инфрастуктуры пропаганды, подготовка боевиков в лагерях на приграничных территориях. По мнению экспертов, «революция роз» (2003 г., Грузия) обошлась западным кураторам в 50 млн дол., «оранжевая» революция (2004 г., Украина) - в 70 млн дол., «тюльпановая» (2005 г., Киргизия) - в 30 млн дол., «коричневая» (2014 г., Украина) -в 5 млрд дол. [17].
4. Заключение негласных альянсов спецслужб государств, входящих в блок НАТО, с экстремистскими и террористическими организациями. СМИ полны сообщений об активном участии Аль-Каиды в «цветных революциях». Более того, «арабская весна» порождает новые террористические организации. Такова Джебхат ан-Нусра («Фронт победы»), внесенная Государственным департаментом США в национальный список террористиче-
270
Цветные революции в контексте сравнительной криминологии
ских организаций в 2013 г. и Верховным Судом РФ - в 2014 г. Ее центр находится на сирийско-турецкой границе, а высшее руководство - духовные лидеры Аль-Каиды. В ответ на призыв лидера Аль-Каиды Аймана аз-За-вахири к созданию суннитского исламского государства в Сирии, Джебхат ан-Нусра присягнула ему на верность. Главарь новой террористической организации Абу Мухаммед аль-Джулани в аудиообращении признался, что он сражался под знаменем иракского подразделения Аль-Каиды в Ираке и что он счастлив объединить два флага (свой и иракской Аль-Каиды) в Сирии с целью создания исламского государства [18]
5. Подстрекательство к совершению противоправных действий и управление толпой в массовых беспорядках путем применения сетевых технологий (смартфобов, флэш-мобов). Здесь реализуется концепт, предложенный Г. Рейнгольдом в книге «Умная толпа: новая социальная революция». «Умная толпа» (смартмоб) противопоставляет себя обычной толпе, ведя себя интеллектуально и рационально. Взаимодействие посредством сети позволяет достигнуть большей социальной организованности. Применяются также другие разработки, основанные на исследованиях закономерностей поведения людей в социальных сетях [19].
6. Использование наемников, которые переводят социальный конфликт в «горячую стадию». Криминальный характер их деятельности отрицается, их упорно называют «борцами за свободу», «повстанцами», «революционерами». Здесь выделяются две ударные силы: частные военные компании и исламисты (националисты). Если первые воюют за деньги, то вторые, не отказываясь от денег, утверждают «исламскую» (националистическую) идеологию. По информации, опубликованной в зарубежных СМИ, среднее количество иностранных наемников, воюющих на стороне оппозиции в Сирии, составляет от 6 до 18 тыс. человек. Именно они, по мнению министра информации Сирии, образуют костяк вооруженной оппозиции. По данным, опубликованным «Die Welt» со ссылкой на германскую разведслужбу BND, лишь 5 % вооруженных боевиков в Сирии составляют непосредственно сирийцы, остальные же 95 % - иностранцы. Вербовка
наемников осуществляется в мечетях и на собраниях у радикальных исламских проповедников. Есть сведения о причастности спецслужб Великобритании к финансированию и отправке боевиков в Сирию, участии инструкторов британского спецназа SAS в подготовке наемников для Сирии. В июле 2012 г. «Daily Mail» сообщила, что более 600 бывших сотрудников SAS заняты обучением боевиков сирийской оппозиции [20].
7. Подмена правовых норм понятиями политической целесообразности и оправдание преступных действий «оппозиции». Именно в классической манере криминалитета осуществляется легитимизация сил, осуществивших государственный переворот со стороны субъектов, присвоивших «статус верховного арбитра, определяющего легитимность». При этом нормы уголовного права во внимание не принимаются. «Например, объявляют легитимными действия оппозиции, даже если они нарушают закон; соответственно, действия власти по своей защите априори оказываются нелегитимными» [21].
8. Захват собственности, активов. Активы страны, где осуществляется революция, вначале замораживаются, а затем активно расхищаются. Ресурсы становятся добычей захватчиков и перестают быть источником благосостояния населения.
9. Совершение преступлений против мира и безопасности человечества, в том числе актов геноцида, экоцида.
10. Вовлечение населения в бандитизм и мародерство. Для этого используются принудительные мобилизации, незаконные приказы, создание банд под видом охранных структур и частных армий, установление платы за убийство, создание режима безнаказанности, а главное - усиленная психологическая обработка людей, убеждающая в оправданности преступных действий [22].
11. Принятие антиконституционных законов, нарушающих права человека, создающих основу для внеправового устранения политических конкурентов, мести политическим противникам, устрашения населения [23].
12. Создание плацдарма для реализации стратегических планов мирового господства. По мнению экспертов, после падения режима Б. Асада в Сирии следующая жертва - Иран, после чего наступит очередь России [24].
271
И. М. Клеймёнов
Корпорация BBC провела опрос об отношении населения мира к событиям «арабской весны». Всего были опрошены 21 тыс. 558 человек из 22 стран. Результаты исследования показали, что в среднем по миру 55 % респондентов считают протесты «в основном положительным» явлением и чуть более четверти (28 %) - «в основном отрицательным». Остальные участники исследования не имели четкой позиции. Россия оказалась единственной страной, где большинство опрошенных (43 %) негативно отнеслось к арабским революциям [25]. Население России понимает подлинную сущность осуществляемых глобальных криминальных проектов.
Следует подчеркнуть, что в типовом сценарии «новых революций» выделены криминальные технологии, которые являются преступными с позиций национального и международного уголовного права. Это убийства; изнасилования; действия, направленные на насильственное изменение либо свержение конституционного строя или на захват государственной власти; финансирование действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти; государственная измена; создание преступной организации; содействие участникам преступных организаций и сокрытие их преступной деятельности; бандитизм; террористический акт; вовлечение в совершение террористического акта; публичные призывы к совершению террористического акта; содействие совершению террористического акта; создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований; массовые беспорядки; геноцид; экоцид; наемничество; реабилитация нацизма; применение запрещенных средств и методов ведения войны и др.
Характерно, что сценарий «цветных революций» уточняется и модернизируется применительно к условиям страны, где он подлежит реализации. При этом во внимание принимаются многие факторы: интересы и психологические свойства представителей политической и финансовой элиты, подверженность населения манипуляциям со стороны СМИ, наличие экстремистских сил и их готовность к массовым беспорядкам. Изучение феномена «цветных революций» с пози-
ций сравнительно-криминологического подхода свидетельствует о необходимости разработки и осуществления ответственной антикриминогенной политики, отвечающей интересам России, в отношении к планам мировой гегемонии США. Так, в настоящее время существуют основания для признания террористическими националистических организаций «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Три-зуб им. Степана Бандеры» и «Братство». Названные украинские националистические организации 17 ноября 2014 г. признаны Верховным Судом РФ экстремистскими [26], что, на наш взгляд, не вполне соответствует степени их общественной опасности. Этот вопрос следует изучить и в установленном законом порядке внести предложение в Верховный Суд РФ.
По мнению А. Пушкова, существует по меньшей мере три сценария осуществления «оранжевой революции» в России: а) «болотный» майдан; б) раскачивание политической ситуации путем организации провокаций; в) экономическая дестабилизация России для того, чтобы создать массовые протестные выступления [27]. Наблюдается активность по всем трем направлениям, однако основное внимание уделяется реализации третьего сценария.
Выводы:
1. Актуальным глобальным криминальным проектом является организация «новых» или «цветных» революций. Поскольку эти перевороты связаны с нарушением национального, а зачастую и международного уголовного законодательства, то они закономерно включаются в предмет сравнительной криминологии.
2. Организаторы «новых революций» умело используют социально-экономические и политические противоречия для радикализации настроений населения. Именно на этом фоне поддержку обретают экстремистские организации.
3. «Цветные революции» в странах исламского мира дают всем государствам урок безответственной социальной и уголовной политики, где на фоне массовой нищеты и безработицы процветают коррупция, непо-
272
Цветные революции в контексте сравнительной криминологии
тизм и протекционизм, наблюдается огромная пропасть между богатыми и бедными, где власть сращивается с бизнесом и поощряется экономическая преступность, а интересы олигархии ставятся выше гражданского мира и согласия.
4. Типовой сценарий «цветных революций» включает в себя следующие криминальные (с позиций национального и международного уголовного права) технологии:
а) организацию информационной войны;
б) вербовку лидеров и активных участников оппозиционных партий и движений западными службами; в) финансовую, организационную и военную поддержку экстремистов на территории независимых государств; г) заключение негласных альянсов спецслужб государств, входящих в блок НАТО, с экстремистскими и террористическими организациями; д) подстрекательство к совершению противоправных действий и управление толпой в массовых беспорядках путем применения сетевых технологий; е) использование наемников, которые переводят социальный конфликт в «горячую стадию»; ж) подмена правовых норм понятиями политической целесообразности и оправдание преступных действий «оппозиции»; з) захват чужой собственности, активов; и) совершение преступлений против мира и безопасности человечества; к) вовлечение населения в бандитизм и мародерство; л) создание новых плацдармов для реализации стратегических планов разрушения национальных государств. Сценарий потенциально динамичен, он корректируется, дополняется, изменяется в зависимости от особенностей социально-политической и криминологической ситуации в определенном регионе или государстве - «мишени» глобального криминального проекта.
5. Глобальная политика организации «новых революций» продолжается, свидетельством чего являются «Евромайдан» и последующие события на Украине, «революция зонтиков» в Гонконге осенью 2014 г., проектирование «оранжевой революции» в России. 1
1. Бочаров М. А. Цветные революции как фактор трансформации внешнеполитических стратегий государств на постсоветском пространстве : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Орел, 2011 ; Ореховская Н. Е. Современные «цветные революции»: социологическое из-
мерение : автореф. дис. ... канд. социол. наук.
- Краснодар, 2012 ; Прокофьев А. В. Трансформации политических режимов Грузии, Киргизии и Украины (сравнительное исследование) : автореф. дис. ... канд. полит. наук.
- Казань, 2009 ; Юусупова-Фарзалиева Д. М. Информационно-коммуникативные технологии как основа «цветных революций» в современных политиях : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Пятигорск, 2012.
2. Заседание Совета Безопасности 20.11.2014. -URL: http://www.kremlin.ru/news/47045.
3. Ашкеров А. Исламские революции. - URL: http://www.rus-obr.ru>opinions/9439.
4. Кангезов М. Р. Институт преступления и наказания в исламском праве : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Краснодар, 2010. - С. 8.
5. Слэкмен М. Чего хочет молодежь Ближнего Востока? - URL: http://www.Islam.ru.
6. Barah Z. The Roots of Violent Islamist Extremism and Efforts to Counter It. - US Senate Commitiee on Homeland Security and Gover-mental Affairs, 2008. - 15 p.
7. Ореховская Н. Е. Указ. соч. - С. 12.
8. Рыбаков А. Погром среди ясного неба // The New Times. - 2011. - 20 июня.
9. Libyan rebel commander admits his fighters have al-Qaeda links // The Telegraph. - 2011. -25 mar.
10. Ожерельева М. Ливия заглядывает в прошлое // Голос России. - 2012. - 7 марта.
11. Гапич А. Э., Лушников Д. А. Технологии цветных революций. - М., 2010. - 132 с.
12. Шарп Джин. От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения. - М., 2012. - 84 с.
13. Фитуни Л. Л. Ближний Восток: технологии управления протестным потенциалом (уроки арабских восстаний) // Азия и Африка сегодня. - 2011. - № 12. - С. 10-11.
14. Ларина Е., Овчинский В. Кибервойны ХХ1 века. Возможности и риски для России, или О чем умолчал Эдвард Сноуден. - М. : Книжный мир, 2014. - С. 80-92.
15. Громова А. В. Роль и место массмедиа в подготовке и проведении цветных революций : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009. С. 3.
16. Пономарева Е. Секреты «цветных революций». - URL: http://www.intelros.ru ; Петров М. Н. Механизмы государственных переворотов. - М., 2005. - С. 65-66 ; Цату-рян С. А., Джавлах К. С. Украина 2014: техника и предварительные итоги государственного переворота // Международное публичное и частное право. - 2014. - № 5. - С. 11-15.
17. Воронов А. М. Негосударственные некоммерческие организации социально-политической направленности в современном социуме: актуальные аспекты // Гражданское общество в
273
И. М. Клеймёнов
России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 1821.
18. США в Сирии воюют на стороне «АльКаиды». - URL: http://www.pravda.ru.
19. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. - М., 2006. - 416 с.
20. Иностранные наемники в Сирии : аналитический обзор. - URL: http://www.fssb.su>
research.. .reviews/428... naemniki-v-sirii.html.
21. Пономарева Е. Секреты цветных революций. - URL: http://www. km.ru.svom.info.
22. Белая книга по нарушениям прав человека и принципа верховенства права на Украине (апрель - середина июня 2014). - М., 2014. -97 с. - URL: http://www.mid.ru>bdomp/Ns-dgpch.nsf/0.
23. Рабочая группа при Председателе Государст -венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на
Украине правовых актов. Материалы заседания 24 сентября 2014 г. // Бюллетень № 1. -2014. - 30 с.
24. Иванников О. Египет, Ливия, Сирия. На очереди Иран, Россия, Китай? - URL: http:// www.iarex.ru ; Мусин М. Ливия, Сирия. следующая на очереди Россия? - URL: http://www.arunion.info>news.sirija.na_ocher edi_rossija.
25. Опрос: наиболее негативно относятся к
«арабской весне» в России. - URL:
http://www. gazeta.ru.
26. Решение Верховного Суда РФ от 17 ноября 2014 г. по делу № АКПИ14-1292С. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
27. Пушков А. Есть как минимум три сценария «оранжевой революции» в России // Известия. - 2015. - 3 марта.
274