Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОНЯТИЕ ЗАКУПОК / ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROCUREMENT / CONCEPT OF PROCUREMENT / THE TASKS OF PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газизова Л.Г.

В статье представлен теоретический обзор понятия закупочной деятельности. Также автором статьи предложено собственное определение закупочной деятельности. Рассмотрены основные задачи закупочной деятельности, к которым относятся: определение потребности в материальных ресурсах, исследование рынка закупок, выбор поставщиков, осуществление закупок, контроль поставок, подготовка бюджета закупок, координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS OF PROCUREMENT

The article presents a theoretical overview of the concept of procurement. Also, the author of the article proposed his own definition of procurement activities. The main objectives of the procurement activities are considered, which include: determining the demand for material resources, researching the procurement market, selecting suppliers, procuring, controlling supplies, preparing a procurement budget, coordinating and systematically interconnecting procurement with production, marketing, warehousing and transportation, as well as suppliers.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 338.3

Газизова Л.Г. студент магистратуры кафедра экономики предприятий Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье представлен теоретический обзор понятия закупочной деятельности. Также автором статьи предложено собственное определение закупочной деятельности. Рассмотрены основные задачи закупочной деятельности, к которым относятся: определение потребности в материальных ресурсах, исследование рынка закупок, выбор поставщиков, осуществление закупок, контроль поставок, подготовка бюджета закупок, координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

Ключевые слова: закупочная деятельность, понятие закупок, задачи закупочной деятельности.

Gazizova L. G. graduate student Department of Enterprise Economics Ural State University of Economics Russia, Ekaterinburg BASIC CONCEPTS OF PROCUREMENT

Abstract: The article presents a theoretical overview of the concept of procurement. Also, the author of the article proposed his own definition of procurement activities. The main objectives of the procurement activities are considered, which include: determining the demand for material resources, researching the procurement market, selecting suppliers, procuring, controlling supplies, preparing a procurement budget, coordinating and systematically interconnecting procurement with production, marketing, warehousing and transportation, as well as suppliers.

Key words: procurement, the concept of procurement, the tasks of procurement.

Для успешного функционирования промышленных предприятий важна эффективная организация закупочной деятельности.

Существует множество определений понятия «Закупка товаров». Закупка товаров - совокупность экономических отношений с поставщиками по поводу приобретения товарных ресурсов.

Закупка товаров - приобретение товаров с целью дальнейшего его использования.

Закупка товаров - выгодное приобретение товаров в целях удовлетворения потребительского спроса.

Для обеспечения предприятий материальными ресурсами необходимо учитывать закупочную логистику, которая предполагает временное хранение ресурсов на складах и дальнейшую выдачу в производство.

Фирмы могут закупать сырье, товары или услуги для удовлетворения собственных нужд. Торговые фирмы (оптовые, розничные) закупают запасы для перепродажи. Производственные предприятия используют запасы для обработки, чтобы использовать для своей выпускаемой продукции, также товарно-материальные ценности могут использоваться и для капитальных ремонтов, содержания оборудования и многое другое.

Существенное влияние на экономику производит закупка товарно -материальных ценностях с целью их дальнейшей переработки, перепродажи, для собственных нужд. Иногда влияние закупочной деятельности бывает решающим для экономики.

В любом производстве преобладающим фактором, влияющим на эффективность использования ресурсов, является закупочная деятельность услуг или материалов для прогрессирующих процессов. Качество услуги или выпускаемой продукции, в частности, зависит от высокого уровня сотрудничества с поставщиками.

Закупочная деятельность во многом зависит от перечисленных факторов, а также подтверждают важность их анализа и решения выявленных проблем.

Нельзя точно утверждать, что только от этих факторов будет зависеть успешность предприятия. Логистика процессов, стратегия деятельности компании и многие другие факторы при закупке тех или иных товарно-материальных ценностей, также оказывают существенное влияние на экономику предприятий:

1. Для повышения качества обслуживания клиентов необходимо обеспечить быстрый материальный и информационный обмен внутри фирмы и внешними субъектами экономики, занять лидирующие позиции на рынке, что снизит расходы.

2. Для повышения динамики логистических процессов необходимо все имеющиеся ресурсы вкладывать в основные средства: производственное оборудование, транспорт, сооружения для хранения производственных ресурсов, готовой продукции, продукции незавершенного производства и т.д.

3. Покупка запасов, наличие продуктов, товаров незавершенного производства объясняют причину роста издержек хранения [2, с. 46].

Можно сказать, что факторы закупок оказывают большое влияние на деятельность фирмы. Закуп продукции предполагает процесс планирования, так как товар имеет различную степень технической готовности и большой спектр ассортимента.

Для многих фирм важна четко разработанная структура закупа материальных потребностей. Их можно объединить в несколько групп по процедуре закупа:

1) товар одного производства будет использован, как материал для

переработки или комплектации другого производства;

2) полуфабрикаты;

3) сборочные единицы и комплектующие узлы;

4) материалы общего назначения;

5) топливо.

Иногда в каждой из этих групп должны создаваться специальные условия для закупки (например, соответствующая инфраструктура и другое). Долговременные договора позволяют поставлять сложные комплектующие, которые используются как компоненты готовой продукции. Управление закупочной деятельности является важным подразделением любой фирмы.

Закупочная деятельность означает процесс, выполняемый организационной единицей, которая в качестве функций отвечает за получение материалов требуемого качества в требуемом количестве, в требуемое время и по требуемой цене, за управление поставщиками, тем самым внося свой вклад в конкурентное преимущество предприятия и реализацию корпоративной стратегии.

В зарубежной практике для определения сферы деятельности по обеспечению фирмы материальными ресурсами или готовой продукцией используют понятия «Purchasing». Этот термин переводится как «закупки» [19].

Лайсонс К. и Джиллингем М. рассматривают закупочную деятельность с различных точек зрения: как функцию, как процесс, как цепь поставок или цепь издержек, как учебную дисциплину и направление профессиональной деятельности [1, с. 35].

В отличие от зарубежных авторов в российском понимании термин «закупки» носит более широкий смысл и практически заменяет термин «снабжение». Это может быть связано с разночтениями в переводе, а также с относительно менее развитой практикой организации закупочной деятельности на российских предприятиях. Наиболее четкое определение данному понятию дают Аникин Б.А., Родкина Т.А: «Закупки - деятельность торгового или промышленного предприятия, направленная на приобретение, концентрацию и движение ресурсов, а также контроль и регулирование данных процессов с целью дальнейшей переработки, перепродажи или потребления этих ресурсов» [1, с. 36].

Для лучшего понимания отличия между определениями «закупок» зарубежных и отечественных авторов обратимся к таблице 1.

Таблица 1 - Трактовки понятия «закупки» различными авторами

Автор Трактовка понятия «закупки»

Лайсонс К. и Джиллингем М. «Закупки как функция - это снабжение требующимися предметами в любых их видах, закупки как процесс - это совокупность субпроцессов или этапов, направленных на достижение результатов. Закупочная деятельность в цепи поставок является звеном в последовательности процессов, при помощи которых проекты и ресурсы трансформируются в готовую продукцию, удовлетворяющую запросы покупателей».

Уотерс Д. Логистика. «Закупки - это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации». «Закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставок». Требует: - создания надежного и непрерывного материального потока; - тесного взаимодействия с подразделениями, использующими закупаемые материалы; - поиска и взаимодействия с поставщиками на взаимовыгодной основе; - закупок необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество; - создания небольших запасов и проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них; - быстрого перемещения материалов через цепи поставок. Главная цель - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов «Закупки инициируют каждое перемещение» «По существу - это сообщение, которое организация отправляет поставщику, заявляя: мы договорились об условиях, поэтому отправляйте к нам материалы, а мы их вам оплатим»

Аникин Б.А., Родкина Т.А «Закупки - деятельность торгового или промышленного предприятия, направленная на приобретение, концентрацию и движение ресурсов, а также контроль и регулирование данных процессов с целью дальнейшей переработки, перепродажи или потребления этих ресурсов».

Гаджинский А.М. «Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему».

Можно сказать, что каждый зарубежный или отечественный автор имеет свое представление о закупках и трактует это понятие по-своему.

На основе анализа признаков закупочной деятельности предложено авторское определение закупочной деятельности корпорации.

Закупочная деятельность корпорации - это процесс, целью которого является получение товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемое время и по минимальной цене.

От существующих определений данное определение отличается тем, что, во-первых, в нем отражено то, что закупочная деятельность обязательно носит запланированный характер. Без этого невозможно обеспечить корпорацию всем необходимым ей комплексом товаров, работ, услуг. Во -вторых, в нем указано, что действия, входящие в закупочную деятельность,

осуществляются определенными работниками корпорации, в функционал которых это входит.

Это не могут быть разовые бессистемные действия любых работников. В-третьих, в нем указано, что эта деятельность, обязательно регулируемая на локальном уровне, без этого не получится обеспечить ее системный характер. В-четвертых, то, что эта деятельность должна быть наиболее эффективна для данной корпорации. Этот признак является наиболее важным, но и проблемным. Во многих определениях указывается, что товары, работы, услуги должны быть закуплены по минимальной цене. Предлагаем признак закупки по минимальной цене заменить на признак эффективности закупок. В научной литературе нет единой позиции, что понимать под «эффективностью закупочной деятельности». Следует понимать ее как деятельность корпорации по удовлетворению потребности в необходимых материалах надлежащего качества и соответствующей цены [4].

Определение потребности в материальных ресурсах

Исследование рынка закупок

Выбор поставщиков

Задачи закупочной деятельности Осуществление закупок

Контроль поставок

Подготовка бюджета закупок

Координации и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставгциками

Рисунок 1. Задачи закупочной деятельности

В процессе обеспечения предприятия определяются вопросы - что, сколько, у кого, на каких условиях закупить. Этот круг вопросов определяют задачи, которые представлены на схеме выше (рисунок 1).

Определение потребности в материальных ресурсах. Для определения потребности происходит разработка планов-графиков и спецификации на каждую позицию номенклатуры.

Исследование рынка закупок. Данный процесс начинается с анализа поведения рынка поставщиков, следующим этапом является оценка всех возможных источников нужных материалов, и анализ соответствующих рисков.

Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика,

оценку результатов работы с выбранными поставщиками [3].

Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т.е. заключением контракта. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов.

Контроль поставок. Контроль поставок включает в себя учет количества брака, отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:

- затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;

- затраты на грузопереработку;

- затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;

- затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;

- затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках.

Координация и системная взаимосвязь закупок с производством,

сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Это специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии. Источниками информации для анализа закупочной деятельности являются: план материально -технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов. Перед тем как осуществлять непосредственно закупки для нужд предприятия необходимо определить потребность в материально-технических ресурсах.

Использованные источники:

1. Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (современные методики расчетов): монография / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. [Текст] Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 172 с.

2. Гаврилов А.И. Механизм регулирования торгово- закупочной деятельности в регионе: монография / Н.Новгород: Издательство «Пламя», 2013. 153 с.

3. Дзюба Р.Э. Закупочная деятельность в цепи поставок на предприятии / // Экономинфо. 2013. № 19. С. 93-94.

4. Кузнецова М.Н. Анализ логистического менеджмента закупок // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 43. С. 43-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.