Научная статья на тему 'Концептуальные основы взаимодействия МВД России с войсками национальной гвардии России при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач'

Концептуальные основы взаимодействия МВД России с войсками национальной гвардии России при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4838
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
FEDERAL SERVICE OF THE FORCES OF NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION / RUSSIAN GUARD / SPECIAL FORCES UNITS / JOINT PURSUIT OF COMMON SERVICE AND COMBAT GOALS / ORGANIZING JOINT ACTION / CONCEPT OF JOINT ACTION / COOPERATION / IMPROVING ORGANIZATION OF JOINT ACTION / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАР• ДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РОСГВАРДИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / СОВМЕСТНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ (БОЕВЫХ) ЗАДАЧ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бецков А. В., Зыков В. В.

В статье обосновывается проблема эффективности организации взаимодействия между двумя силовыми структурами, назначенными решать схожие задачи. Формулируются теоретические подходы к решению данной проблемы. Обосновываются направления организации взаимодействия при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач в обычных и особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бецков А. В., Зыков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental Concepts of Organizing Joint Actionby the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Russian National Guard for the Purpose of Achieving Common Operational, Service or Combat Goals

The author develops theoretical approaches to tackling the problem of organizing productive joint action by the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Russian National Guard for the purpose of achieving common operational, service or combat goals. Main areas of such cooperation are identi• fied, separately for routine and special operational conditions.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы взаимодействия МВД России с войсками национальной гвардии России при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

проблемы

А.В. БЕЦКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

центра командно-штабных учений, доктор технических наук (Академия управления МВД России)

В.В. ЗЫКОВ,

старший инспектор по особым поручениям 5 отдела,

кандидат юридических наук (Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России)

A.V. BETSKOV,

Professor at the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions

of Center for Command Games, Doctor of Technology (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

V.V. ZYKOV, Senior Inspector for Special Duties at Section 5,

Candidate of Law

(Special Purpose Center of the Quick Response Forces and Aviation

of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 351.743

Концептуальные основы взаимодействия МВд россии с войсками национальной гвардии россии при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач

Fundamental concepts of organizing Joint Action by the Ministry of internal affairs of Russia and the Russian National Guard for the purpose of achieving common operational, service or combat goals

В статье обосновывается проблема эффективности организации взаимодействия между двумя силовыми структурами, назначенными решать схожие задачи. Формулируются теоретические подходы к решению данной проблемы. Обосновываются направления организации взаимодействия при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач в обычных и особых условиях.

The author develops theoretical approaches to tackling the problem of organizing productive joint action by the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Russian National Guard for the purpose of achieving common operational, service or combat goals. Main areas of such cooperation are identified, separately for routine and special operational conditions.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Росгвардия, подразделения специального назначения, совместное выполнение оперативно-служебных (боевых) задач, организация взаимодействия, концепция взаимодействия, совместная деятельность, совершенствование организации взаимодействия.

Federal Service of the Forces of National Guard of the Russian Federation, Russian Guard, special forces units, joint pursuit of common service and combat goals, organizing joint action, concept of joint action, cooperation, improving organization of joint action.

ы <

м о a С

ы S iC

и ы

ST

s

I—

о <

о ^

о н

ы

о X

< I

6

Противодействие внутренним и внешним угрозам для граждан РФ и лиц, находящихся на территории России, является государственной задачей Российской Федерации [1].

В Основном законе Российской Федерации закреплены конституционные нормы о демократическом, правовом характере государства, которое гарантирует и охраняет права и свободы человека как высшие ценности, обеспечивает безопасность на всей территории страны [1, ст.ст. 1—3]. Российский законодатель возлагает решение данных проблем на Правительство РФ и на так называемый правоохранительный и силовой блок государственных структур (МВД России, Минобороны России, ФСБ России, МЧС России и т. д.).

В условиях современных международных вооруженных конфликтов, на фоне проникающих во все социальные системы экстремизма и терроризма высшее руководство Российской Федерации переориентирует органы государственной власти на более эффективное обеспечение безопасности общества и государства. Одним из таких шагов является реформа правоохранительной системы и создание новой государственной силовой службы — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия). Решение Верховного Главнокомандующего о ее создании закреплено в Указе от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»: «1. Образовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации. 2. Преобразовать внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации» [4].

Помимо этого в структуру Росгвардии включены:

а) органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана (далее — ВО), в том числе Центр специального назначения ВО МВД России;

б) специальные отряды быстрого реагирования (далее — СОБР) территориальных органов (далее - ТО) МВД России;

в) отряды мобильные особого назначения (далее - ОМОН) ТО МВД России;

г) Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации (далее — ЦСН) МВД России и авиационные подразделения (далее — АОСН) МВД России.

В названном Указе Президента РФ обозначены основные статусные и организационные позиции вновь формируемой структуры. Более детально законодатель определил организацию деятельности новой системы в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [2].

На Росгвардию возложено решение следующих основных задач:

— участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД) в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

— участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции;

— участие в борьбе с экстремизмом;

— участие в территориальной обороне РФ;

— охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

— оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране Государственной границы РФ;

— осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны.

Из представленных законодательных актов видно, что ряд основных задач Росгвардии схож с задачами МВД России [2, 3, 5]. Более того, многие оперативно-служебные задачи необходимо решать совместно с ОВД [4, ст. 6, п. «а» — «г», «ж»].

«Потеряв» силовую составляющую (авиационные подразделения, подразделения специального назначения, вневедомственной охраны, лицен-зионно-разрешительной системы и внутренние войска), МВД России принимает в свою структуру систему органов и подразделений по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы [5]. В процессе реформы про-

исходит распределение обязанностей и полномочий, и на МВД России возлагаются новые задачи, такие как контроль за миграционным процессом на территории страны и контроль за оборотом наркотических средств.

Таким образом, в процессе реформы произошло перераспределение сил и средств между федеральными органами исполнительной власти в сфере внутренних дел, миграции и оборота наркотических веществ, а также создана новая мощная силовая федеральная служба [4, 5]. Перед МВД России и Росгвардией встала задача организации совместной оперативно-служебной (боевой) деятельности уже в новых условиях, после реструктуризации [6]. Совместная оперативно-служебная деятельность предписана нормативными правовыми актами [2, 3, 4], так как из системы МВД России изъяты и переведены в Росгвардию те подразделения (СОБР, ОМОН, АОСН, ЦСН, ВО), которые составляли наиболее боеготовую силовую составляющую, обеспечивали физическую безопасность оперативно-разыскных, следственных, поисковых мероприятий, крупномасштабных массовых мероприятий, выборных кампаний, охрану имущества и общественного порядка; осуществляли специальные операции по нейтрализации вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований; освобождали заложников, пресекали блокирование транспортных коммуникаций, т. е. являлись авангардом в любой сложной ситуации.

По нашему мнению, сейчас (в период реформирования сложившейся системы) наиболее подходящее время для разработки модели долговременной концепции взаимодействия, которая будет удовлетворять все стороны, способствовать совместному эффективному решению задач, стоящих перед МВД России и Росгвардией, и соответствовать требованиям совместной оперативно-служебной (боевой) деятельности [4]. Исходя из этого, авторы полагают целесообразным сформулировать концепцию организации взаимодействия МВД России и Росгвардии, в которой определить все уровни взаимодействия, полномочия и обязанности должностных лиц, мероприятия и виды взаимодействия, задействованные силы и средства; обозначить этапы и временные интервалы. Указанную концепцию необходимо ввести в действие нормативным правовым актом, например, приказом [8, 9].

По нашему мнению, концепция межведомственного взаимодействия МВД России и Рос-гвардии должна содержать следующие компоненты.

Цель — повышение эффективности решения оперативно-служебных (боевых) задач при качественном использовании возможностей федеральных органов исполнительной власти в режиме взаимодействия.

Основные принципы взаимодействия: соблюдение законности и прав человека [10]; постоянная направленность системных согласованных действий различных служб, органов и подразделений на достижение положительного конечного результата; деятельность каждого участника взаимодействия в пределах своей компетенции; повышение эффективности деятельности сил и средств в различных условиях оперативной обстановки, особенно при ее осложнении. Основные задачи взаимодействия: оперативное доведение до всех сил и средств порядка взаимодействия в соответствии с принятым решением или замыслом (планом действий);

единство понимания замысла руководителя участниками мероприятий (обеспечение твердого знания поставленных задач и способов совместных действий по их выполнению, единое понимание содержания выполняемых задач всеми взаимодействующими силами); обеспечение непрерывного взаимного обмена качественной информацией об изменениях оперативной обстановки; обеспечение организации и поддержания непрерывной, устойчивой, скрытой и надежной связи между взаимодействующими силами; совместная разработка и корректировка основных документов по организации взаимодействия;

своевременное согласование планируемых мероприятий по выполнению поставленных задач в ходе проведения мероприятий; осуществление непрерывного контроля за ходом выполнения мероприятий плана взаимодействия, оказания взаимной консультативной и практической помощи; установление, освоение и использование всеми участниками операции единой системы сигналов, переговорных кодированных фраз взаимодействия;

совместная нормотворческая деятельность в интересах взаимодействия МВД России, Рос-гвардии и других федеральных органов исполнительной власти;

слаженные действия взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, сил и средств служб, органов и подразделений МВД России и Росгвардии. Основные субъекты взаимодействия: Министр внутренних дел Российской Федерации;

директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; руководящий состав МВД России и Рос-гвардии федерального уровня; руководящий состав МВД России и Рос-гвардии окружного уровня;

ы <

м о а С

ы S ЬЙ

и ы

ST S

I—

о <

о ^

о н

ы

о X

< I

7

Ы <

М

о а С

ы S ЬЙ

и ы

ST S 1—

о <

о ^

о н

ы

0

1

< I

8

— руководящий состав МВД, ГУ(У) МВД субъектов Российской Федерации и региональных подразделений Росгвардии;

— руководящий состав и ответственные должностные лица ТО МВД России и подразделений Росгвардии.

Требования к работе субъектов по организации

взаимодействия, выполнение которых обеспечивает должный уровень организаторской работы:

— сочетание административных и научных методов организации взаимодействия (обусловлено неразрывной взаимосвязью научных и административных методов управления, выражающейся в том, что действенность последних определяется их научной обоснованностью);

— эффективность и оптимальность организации исполнения решений, обеспечиваемые таким использованием возможностей органов и подразделений, их аппаратов, служб и отдельных сотрудников, при котором наивысшие результаты достигаются с наименьшими затратами времени, людских и материальных ресурсов;

— выделение основной, центральной задачи (это требование реализуется путем отыскания и постановки перед исполнителями задачи, выполнение которой позволит максимально приблизиться к достижению поставленной в управленческом решении цели);

— инициатива и ответственное отношение к реализации решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— конкретность организаторской работы (четкость целей, задач, средств и т. д.);

— стимулирование интересов исполнителей для повышения ответственности.

Основные формы взаимодействия:

— обмен информацией;

— совместное обсуждение имеющейся информации для принятия решения;

— выполнение отдельных мероприятий по просьбе иной службы;

— согласованное планирование мероприятий;

— оказание содействия в выполнении мероприятия другой службы;

— совместное проведение отдельных мероприятии;

— создание специальной группы для решения конкретных задач (работа группы не ограничивается проведением отдельного мероприятия и не зависит от срока).

Обязанности основных должностных лиц:

— самостоятельный выбор наиболее оптимальных методов и форм организации взаимодействия, очередности и масштабов осуществления мероприятий по взаимодействию;

— систематическое и системное (а не от случая к случаю) взаимодействие.

Основные направления психологических рекомендаций: взаимодействие с учетом психологических возможностей, нормализация межличностных отношений, снятие нежелательных межличностных отношений.

Последним в списке, но весьма важным по значению компонентом концепции взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти является нормативная правовая база, в которую включены административно-правовые средства, регламентирующие деятельность сотрудников взаимодействующих структур при исполнении своих обязанностей.

Представленная модель концепции взаимодействия МВД России и Росгвардии не является исчерпывающей по содержанию. Предложенный подход по ее формированию относится, скорее всего, к типовым. Однако возможность оформить фундаментальную теоретическую модель взаимодействия двух федеральных органов исполнительной власти в сфере общественного порядка и безопасности позволяет создать базу для формирования реального документа, стимулирующего эффективность работы по указанному направлению деятельности [7, 9].

Авторы попытаются раскрыть детально каждое направление концепции в следующих публикациях, исходя из нарастания актуальности тематики проблемы.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // 5. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4159.

3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 6. 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.

О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2071. О некоторых вопросах организации взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Соглашение между директором Федеральной службы войск

национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Феде- 9. рации генералом армии В.В. Золотовым от 12 апреля 2016 г. № 1/1 и Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым от 13 апреля 2016 г. № 1/3273.

7. Бецков А.В., Елагин А.Г. К вопросу об организации взаимодействия органов и подразделений внутренних дел, служб и подразделений транспортных систем при повышении уровня террористической угрозы // Труды Акаде- 10. мии управления МВД России. 2012. № 4 (24).

8. Бецков А.В., Елагин А.Г, Казюлин В.А., Семенистый А.В. Организация взаимодействия органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел при решении задач по обеспечению

общественного порядка: учеб.-метод. пособ. М., 2012.

Бецков А.В, Семенистый А.В, Солошен-ков П.А. Методические рекомендации по оценке плана «Организация взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при резком осложнении обстановки в период проведения массовых мероприятий»: метод. ре-ком. / под общ. ред. проф. А.Ф. Майдыкова. М., 2012.

Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): курс лекций. М., 2007.

Email: [email protected]

ы <

м о а С

ы S ЬЙ

и ы

ST S

I—

о <

о ^

о н

ы

о X

< I

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.