Научная статья на тему 'Концептуальные основы внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов в организации'

Концептуальные основы внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВЫЕ РАСЧЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красикова О.В.

В статье раскрывается понятие и обосновывается необходимость внутреннего налогового контроля. Рассматривается внутренний контроль налоговых обязательств и расчетов организации как подсистема внутреннего налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов в организации»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

© Красикова О.В.*

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Сургут

В статье раскрывается понятие и обосновывается необходимость внутреннего налогового контроля. Рассматривается внутренний контроль налоговых обязательств и расчетов организации как подсистема внутреннего налогового контроля.

Ключевые слова внутренний налоговый контроль, налоговое администрирование, бухгалтерский учет, налоговый учет, налоговые обязательства, налоговые расчеты.

В научной литературе налоговый контроль обычно рассматривается в качестве государственной функции, как система действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства.

Анализ существующих определений налогового контроля показал, что почти всем им свойственна некоторая односторонность: авторы научных работ либо акцентируют внимание на том, что налоговый контроль является совокупностью действий, приемов, операций, способов проверки соблюдения налогового законодательства, либо, напротив, подходят к определению налогового контроля более системно - они подчеркивают, что налоговый контроль следует рассматривать в нескольких аспектах - организационном, методическом, техническом и т.п.

Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля в организациях.

Под внутренним налоговым контролем мы будем понимать систему внутрикорпоративных контрольных мероприятий за соблюдением налогового законодательства, осуществляемых внутри отдельно взятого экономического субъекта путём наблюдения, сопоставления, проверки и анализа действующего контролируемого объекта.

До 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций (за исключением кредитных организаций, для которых это обязанность). С 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от

Бухгалтер 2 категории ОАО «Сургутнефтегаз» ЛВМУ.

94 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых операций хозяйственной деятельности.

Эластичность налогового законодательства предъявляет завышенные требования к системе внутреннего налогового контроля организации, несоответствие которым сказывается в форме искажений и непредумышленных нарушений налоговых норм. Систематизация концептуального подхода к определению «внутренний налоговый контроль» позволила определить составляющие компоненты формирования системы внутреннего налогового контроля организации:

- цели и задачи внутреннего налогового контроля;

- принципы функционирования системы внутреннего налогового контроля;

- требования, предъявляемые к системе внутреннего налогового контроля;

- методы и оценка системы внутреннего налогового контроля;

- интересы пользователей информации, полученной по результатам внутреннего налогового контроля.

Внутренний налоговый контроль в организации должен быть направлен на оценку, выявление негативных фактов и управление рисками финансовохозяйственной деятельности, в том числе в среде бухгалтерского и налогового учета.

Система внутреннего налогового контроля в организации базируется на информации, формируемой системой бухгалтерского и налогового учета. Наблюдается и обратная зависимость, проявляющаяся при отсутствии системы внутреннего налогового контроля и, как следствие, определяющая невозможность создания полного, достоверного, минимизированного рисками налогового учета. Следовательно, при построении концептуального подхода организации внутреннего налогового контроля необходимо учитывать эффективность экономического субъекта [4].

Система внутреннего налогового контроля должна формироваться и совершенствоваться на общеметодологических принципах, которые структурно могут быть разделены на три группы:

- юридические принципы (принципы ответственности, гласности, легитимно сти);

- базовые принципы (принципы этических норм, адекватности, компетентности);

- организационные принципы (принципы регулярности, непрерывности, действенности).

Внутренний налоговый контроль в организации является важной частью современной системы управления, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными издержками на основе соблюдения следующих требований:

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

95

- наличие должностных инструкций;

- осведомленность и профессионализм сотрудников, осуществляющих внутренний налоговый контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов;

- осознание значения налоговой отчетности;

- соблюдение графика составления отчетности, налоговых платежей, наличие учетной политики в целях налогообложения, соответствие внешней отчетности внутренним отчетам, разработка процедур по защите от запрещенного доступа к документам, записям, имуществу.

Одной из подсистем системы внутреннего налогового контроля является внутренний контроль налоговых обязательств и расчетов, основной целью которого является соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты. А это, в свою очередь, способствует созданию стабильной, финансово устойчивой основы для деятельности организации без серьезных финансовых и моральных издержек.

В качестве основных задач внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов можно выделить:

- уменьшение всех категорий налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);

- построение эффективной и прозрачной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей организации;

- предупреждение и устранение ошибок при исчислении налогов;

- своевременную подготовку, достоверность и полноту всех форм налоговой отчетности.

Вместе с тем выявлено, что формирование внутреннего налогового контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов представляет собой систему целевых направлений, организованных в соответствии со свойственной комплексностью принципов, методик для появления их в конкретных действиях и последовательностью их формирования и оценки, настроенной на усовершенствование контрольной деятельности в организации [3].

Характерной чертой методов внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов является неотъемлемая взаимосвязанная совокупность методических приемов, способов и средств, применяемых в процессе изучения законности, целесообразности и обоснованности фактов хозяйственной деятельности, основанных на результатах налогового анализа, бухгалтерского и налогового учета, содержащих информацию о налогооблагаемых базах налогов [1].

Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов существенным образом зависят от масштаба и организационной

96 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

структуры организации, сферы ее деятельности, перечня уплачиваемых налогов и других факторов. Ответственность по контролю налоговых обязательств и налоговых расчетов в рамках общего внутреннего налогового контроля может возлагаться на соответствующее подразделение (отделы), но также может осуществляться и без подобного различия, а задачи могут распределяться между несколькими отделами организации.

В любом случае участниками внутреннего налогового контроля являются:

- руководитель организации;

- руководитель структурного подразделения, ответственного за налоговый и бухгалтерский учет;

- сотрудники структурного подразделения.

Требования к подразделению, а также его организационная структура, его статус в структуре организации зависят от его специфики деятельности, но существуют стратегические задачи, которые необходимо решать в любой организации. Создание отдельных организационных структур - объединение в ней всего комплекса задач, связанных с внутренним контролем налоговых обязательств и налоговых расчетов. Структура подразделения, в рамках которого осуществляется контроль за налоговыми обязательствами и налоговыми расчетами, может периодически корректироваться и изменяться. Необходимо также разработать механизмы и процедуры взаимодействия с другими структурными подразделениями (с другими отделами предприятия). Задачи, стоящие перед подразделением внутреннего контроля, необходимо периодически уточнять в соответствии с всесторонней стратегией компании, которая меняется с течением времени.

Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, то есть охватывать все текущие налоговые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами организации, не реже одного раза в отчетный период по соответствующему налогу. Результаты проведения процедур внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководств организации.

В заключение можно отметить, что внутренний контроль обязательств и расчетов организации представляет собой комплексность операций, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций организации и минимизацию налоговых рисков. Правильно организованный внутренний контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок, свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам проверок налоговыми органами, что, в свою очередь, способствует улучшению финансовых показателей организации.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

97

Список литературы:

1. Налоговый учёт и налоговый контроль: российский и международный опыт: монография / Н.Т. Лабынцев, Е.В. Пороло, Е.С. Цепилова. - Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2012.

2. Финансовое право Российской Федерации: учеб. / под ред. М.В. Карасевой. - М.: КноРус, 2012. - 272 с.

3. Курбатов Т.Ю. Налоговый контроль как вид внутреннего государственного финансового контроля // Налоги. - 2013. - № 6. - С. 36-41.

4. Мурина Г.Н. Финансовый контроль в системе финансового права Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2012. -№ 1. - С. 77-88.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ КАЛЬКУЛЯЦИОННЫХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ В ХЛЕБОПЕКАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

© Хамхоева Ф.Я.* *, Хамхоева М.М.*

Ингушский государственный университет, г. Магас

В статье представлена характеристика затрат по степени управляемости, рассмотрена классификация затрат по скорости устранения отклонений, особенности калькуляционных статей расходов в хлебопекарном производстве.

Ключевые слова себестоимость, калькулирование, расходы, производственные затраты, релевантность.

Для принятия обоснованного стратегического решения о направлениях деятельности и перспективах развития предприятия важно определить, какие затраты существенны при принятии данного решения, а какие - нет. С этих позиций определенный интерес представляет классификация затрат на релевантные (уместные, принимаемые в расчет) и нерелевантные (неуместные, не принимаемые в расчет).

Релевантны только те затраты, которые подвержены влиянию принятого решения. В противном случае затраты нерелевантны. При этом категорию нерелевантных затрат следует подразделить на безвозвратные затраты (затраты истекшего периода) и затраты, которые будут иметь место в будущем вне зависимости от того, какое решение будет принято.

В процессе принятия управленческого решения следует сконцентрировать внимание только на релевантной информации, в связи с чем представляется целесообразным создание такой системы сбора данных о затратах, которая

* Доцент, кандидат экономических наук.

* Ассистент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.