АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК:005584:336.22
и в. Бардина ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ -
с в. Затолокин ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СИСТЕМЫ
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. В статье предложена концепция внутреннего налогового контроля организации и систематизация контрольных процедур, связанных с налогообложением. Внутренний налоговый контроль является составляющей внутреннего контроля организации, поскольку правильность расчета и уплаты налогов напрямую оказывает влияние в том числе и на достоверность финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Из имеющихся направлений деятельности по налогообложению, в первую очередь следует обратить внимание на налоговое планирование. Налоговое планирование, реализуемое посредством составления ежегодного налогового бюджета, представляет собой комплекс методов расчета налогового бремени на очередной финансовый год и в среднесрочной перспективе.
Ключевые слова: Налоговый контроль, система внутреннего контроля, налогооблагаемая база, арифметические контрольные процедуры, аналитические контрольные процедуры, прочие контрольные процедуры, налоговые риски, мониторинг.
THE EFFECTIVENESS OF TAX CONTROL -AN IMPOTANT INDICATOR OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM ORGANIZATIONS
Annotation. The article proposes the concept of internal fiscal control of the organization and systematization of control procedures related to taxation. Internal tax control is a component of internal control, since the correctness of calculation and payment of taxes directly influences including the reliability of financial reporting entities. From the available actions for the taxation in the first place should pay attention to tax planning. Tax planning, realized through the development of the annual budget of the tax, is a complex of methods of calculating the tax burden for the next fiscal year and in the medium term.
Keywords: tax control, internal control system, the tax base, the arithmetic control procedures, analytical control procedures, and other control procedures, tax risks, monitoring.
Финансовая устойчивость любого хозяйствующего субъекта зависит от величины его налоговой нагрузки, которая складывается из текущих налоговых обязательств и претензий налоговых органов. Кроме того у организаций могут возникать затраты, связанные с консультациями аудиторов, налоговых специалистов по спорным ситуациям в области бухгалтерского учета и налогообложения. При минимизации расходов организации возникает задача оптимизации налогов с целью увеличения собственных средств. Налоговый контроль внутри организации позволяет уменьшить риски, связанные с налогами и налогообложением.
В статье предложена концепция внутреннего налогового контроля организации и систематизация контрольных процедур, связанных с налогообложением. Внутренний налоговый контроль является составляющей внутреннего контроля организации, поскольку правильность расчета и уплаты
© Бардина И.В., Затолокин С.В., 2015
Irina Burdina Sergei Zatolokin
налогов напрямую оказывает влияние в том числе и на достоверность финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Система внутреннего контроля в широком смысле - это совокупность задач, принципов функционирования, организационных мер, методик и процедур, которые используются для эффективного контроля за корректностью исчисленных налоговых сумм, предотвращения и исправления ошибок и искажения информации в формах налоговой отчетности, оптимизации налоговых платежей, а также своевременной подготовки отчетности в рамках текущей работы подразделе -ния внутреннего контроля хозяйствующего субъекта.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие задачи внутреннего налогового контроля:
- оценка правильности определения налогооблагаемой базы для каждого вида налога (сбора);
- подтверждение законности и обоснованности определения налоговых льгот;
- определение корректной налоговой ставки для каждого из видов налогов;
- контроль правильности отражения операций по начислению и уплате налогов и сборов на счетах бухгалтерского учета;
- контроль своевременности уплаты налогов (сборов) в бюджеты различных уровней в соответствии с действующим законодательством;
- контроль результатов после отчетной даты;
- разработка рекомендаций по вопросам минимизации уплачиваемых налогов и сокращения налоговых рисков.
При осуществлении налогового контроля в организации могут применяться как арифметические, так и аналитические контрольные процедуры. Арифметические контрольные процедуры представляют собой проверку произведенных расчетов методом повторного пересчета, который производится иными способами, отличными от первоначального способа расчета, а также сопоставление полученных результатов и их выверку. Аналитические контрольные процедуры включают в себя следующие действия:
- проверку данных, содержащихся в налоговой отчетности, путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности;
- сопоставление данных налоговой отчетности с данными налоговых регистров и форм налоговой отчетности за предыдущие отчетные периоды;
- проверку соответствия применяемого метода учета и расчета размера налоговых обязательств нормам действующего законодательства и учетной политике организации;
- контроль правомерности использования налоговых льгот и специальных налоговых ставок;
- проверку полученных отчетных данных на противоречие и соответствие;
- сопоставление показателей отчетного периода с данными предыдущих периодов и их анализ (в части отклонений от нормальных значений); при этом рекомендуется выработать критерии существенности отклонений по каждому виду налога для унификации анализа;
- проверку устранения замечаний по формам налоговой отчетности за предыдущий период и их анализ для предотвращения повторения подобных замечаний в будущем;
- контроль критических областей налогового учета (с высоким уровнем риска возникновения ошибок или искажения налоговой отчетности).
В части прочих контрольных процедур можно выделить такие процедуры, как:
- соблюдение подотчетности исполнителей;
- получение письменных расшифровок данных налоговых регистров;
- контроль внедренных прикладных программ и компьютерных информационных систем (в том числе учет изменений компьютерных программ и разграничение прав доступа на функциональных уровнях).
Выделяют четыре направления деятельности при организации работ в рамках налогообложения у хозяйствующего субъекта:
- налоговое администрирование;
- налоговое планирование и оптимизация;
- налоговое консультирование;
- управление налоговыми рисками.
Из перечисленных направлений в первую очередь следует обратить внимание на налоговое планирование. Налоговое планирование, реализуемое посредством составления ежегодного налогового бюджета, представляет собой комплекс методов расчета налогового бремени на очередной финансовый год и в среднесрочной перспективе.
Для коммерческой организации можно выделить следующие элементы налогового планирования:
- способы и приемы, закрепленные в учетной политике (совокупность методов ведения налогового и бухгалтерского учета);
- организацию налогового и бухгалтерского учета (позволяет получить оперативную и достоверную информацию о финансовой деятельности для рационального налогового планирования);
- совокупность налогов (список всех налогов, которые организация обязана уплатить в бюджет, прогноз размера уплачиваемых налогов, сроки их уплаты в бюджет). Величина налоговых платежей прогнозируется исходя из анализа фактических налоговых платежей за предшествующие периоды и ожидаемых изменений в будущих периодах;
- схемы налогового планирования (необходимы для обоснования снижения налоговой нагрузки);
- стратегию оптимизации налоговых обязательств (снижение величины налоговых обязательств путем использования всех законодательных льгот плательщиком);
- налоговый календарь (необходим для составления прогноза и выполнения контроля сроков уплаты налогов в бюджет, а также своевременности предоставления налоговой отчетности во избежание штрафных санкций).
В широком смысле налоговое планирование можно определить как выбор оптимального ва-рианта осуществления деятельности организации с целью минимизации размеров налоговых обязательств.
Налоговое планирование должно предусмотреть все особенности деятельности организации, применяемые способы бухгалтерского учета и налогового учета, особенности оценки активов и обязательств, в том числе создаваемые оценочные резервы. Все это так или иначе оказывает влияние на налоговую нагрузку хозяйствующего субъекта [1].
Сегодня все чаще возникают ошибки, вызванные неправильным толкованием действующих законодательных актов, а также замедленной реакцией на вносимые изменения в налоговое законодательство. Это один из видов рисков, связанных с налогообложением. Поэтому организации могут создавать специальное подразделение или просто привлекать соответствующих специалистов, которые будут заниматься решением вопросов, касающихся ведения финансовой деятельности, и осуществлять непрерывный мониторинг изменений налогового законодательства в РФ.
Крупные многофилиальные российские организации чаще всего придерживаются такой системы контроля налогообложения, где налоговый учет и контроль выделены в отдельное обособленное внутреннее подразделение (отдел), где сотрудники занимаются вопросами, касающимися исключительно налогового учета и контроля и изменений законодательства в данной области. Плюсы данной системы очевидны: непрерывный мониторинг изменений налогового законодательства и ежедневный контроль рисков, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также анализ новых мето-
дов налогообложения и выбор наиболее эффективного. Перечисленные плюсы могут способствовать эффективности ведения налогового учета.
Средние и малые организации в российской практике преимущественно используют иную схему в части контроля налогообложения. Обычно налоговый учет и контроль там не выделяется в обособленный отдел, а все функции по части контроля налогообложения возлагаются на сотрудников отдела отчетности. Таким образом, налоговый контроль осуществляется, как правило, в период сдачи отчетности, что значительно снижает эффективность ведения налогового учета и может повысить налоговые риски этих организаций.
Эффективность ведения налогового учета в организации также можно оценить при помощи периодического проведения процедуры мониторинга. Для этого в организации должен быть разработан план-график проведения мониторинга, определены лица, ответственные за его осуществление, а также разработаны способы (процедуры) его проведения.
Одной из главных составляющих налогового контроля является управление налоговыми рисками. С целью снижения вероятности финансовых потерь из-за нарушения налогового законодательства (по непреднамеренным причинам) в организации предпочтительно идентифицировать налоговые риски. В правиле (стандарте) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 696 от 23 сентября 2002 г. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» риски классифицируются как внутренние и внешние. На основании идентификации рисков и их подробной классификации можно моделировать карту рисков, выделяя наиболее критичные области с учетом вероятности их наступления [4].
Возможны различные методы управления налоговыми рисками и обязательствами в зависимости от размеров организации, количества направлений ее деятельности, масштабов и уровня развития корпоративного управления. При этом выделяют несколько наиболее популярных тенденций в части управления налоговыми рисками. Так, наиболее распространенные формы управления налоговыми рисками для средних и малых организаций могут быть следующими:
- налоговый риск воспринимается исключительно с позиции риска доначисления налогов и штрафов в результате проверки налоговых органов;
- налоговый отдел не выделен в самостоятельную организационную единицу, и поэтому расчетом налогов и принятием решений занимается в основном главный бухгалтер;
- управление налоговыми рисками заключается только в оспаривании решений налоговых органов по итогам проверки;
- отсутствуют единые принципы оценки налоговых рисков, поэтому наиболее часто решения по данным вопросам принимаются на основе принципов консерватизма.
Такие подходы к управлению налоговыми рисками способствуют снижению вероятности разногласий и споров с налоговыми органами, поскольку в их основе заложен принцип максимального консерватизма и четкого следования разъяснениям налоговых органов. Но при выборе одного из вышеперечисленных подходов организация, как правило, переплачивает налоги и неэффективно использует методы налогообложения. Это связано с тем, что принципы консерватизма мешают использовать наиболее оптимальные способы налогового планирования, предусмотренные законом, а затратность внедрения и администрирования некоторых идей ведет к отказу от них в пользу простоты учета [2]. Помимо этого, принципы оценки рисков и принятия решений в области налогообложения не формализованы и полностью зависят от уровня квалификации конкретного сотрудника. В связи с этим данные подходы обычно приводят к запоздалой реакции и реализации на практике более
сложных налоговых рисков или рисков, по которым отсутствуют официальные комментарии налоговых органов и правоприменительная практика.
Крупные многопрофильные организации управляют налоговыми рисками иначе. В большинстве случаев налоговый отдел выделен в самостоятельную организационную единицу, либо выделен специальный сотрудник, который занимается налоговыми вопросами ежедневно. В обязанности такого специалиста обычно входят консультация бизнес-подразделений по налоговым вопросам, взаимодействие с налоговыми органами и участие при необходимости в спорах и судах.
Отдельные крупные организации разрабатывают и внедряют процедуры регулярной отчетности по налоговым рискам и прочим вопросам перед аудиторским комитетом и Советом директоров.
Наиболее распространенными формами управления налоговыми рисками являются следующие:
- налоговые риски оцениваются для целей финансовой отчетности (как по уже предъявленным претензиям, так и по не выявленным);
- расчет налогов осуществляет налоговый отдел либо бухгалтерия;
- решения по налогам принимаются главным бухгалтером или финансовым директором только после консультации с налоговым специалистом;
- управление налоговыми рисками осуществляется как по предъявленным претензиям (через оспаривание), так и по еще не выявленным благодаря ежедневному мониторингу ситуации [3].
Однако если посмотреть на опыт западных организаций, то такие традиционные и широко используемые области, как контроль за эффективной ставкой налогообложения, налоговое бюджетирование и бухгалтерский учет налоговых обязательств по международным стандартам только начинают развиваться в российских реалиях. Внутренний налоговый контроль, конечно же, должен включать такие мероприятия, как мониторинг, анализ и аккумулирование информации об исчисленных и уплаченных платежах в пользу бюджета, контроль взаимодействия представителей организации с налоговыми органами, и другие вопросы, касающиеся контроля исполнения налогового законодательства. Задачи внутреннего контроля налогообложения заключаются не только в определении полноты и своевременности уплаты налогов, но и в обеспечении снижения налогового бремени. Необходимость включения в состав внутреннего контроля налогов налогового планирования, и прежде всего деятельности, направленной на оптимизацию налоговых платежей, становится очень актуальной. Практика свидетельствует, что в отдельных организациях в целях минимизации налоговых обязательств часто проводятся и фиктивные операции, что ведет уже к негативным последствиям. Стратегия и стиль работы руководителей организации - отношение менеджеров к потерям из-за штрафных санкций, понимание ими роли внутреннего контроля в оптимизации налогов и потерь доходов организации, конкретные действия в отношении организации системы внутреннего контроля и ее совершенствования - являются основой для предотвращения потерь любой организации. Элементы внутреннего налогового контроля необходимы для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от размера и степени публичности и известности, поскольку трудности, связанные с соблюдением налогового законодательства, возникают у большинства налогоплательщиков.
В заключении необходимо отметить, что внутренний налоговый контроль можно рассматривать как составную часть системы внутреннего контроля, устанавливаемой руководством в процессе финансовой деятельности для обеспечения наиболее эффективного управления организацией.
Библиографический список
1. Бардина И.В. Учет оценочных значений и их проверка в ходе аудита // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3.
2. Захарьин В.Р. Тематический выпуск: Годовой бухгалтерский отчет // Экономико-правовой бюллетень. -2014. - № 1.
3. Нестеренко К.А., Николаева Л.А. Контроль налогообложения как часть системы внутреннего контроля коммерческого банка // Внутренний контроль в кредитной организации. - 2014. - № 2.
4. Постановление Правительства РФ № 696 от 23 сентября 2002 г. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».