Научная статья на тему 'Концептуальные основы управления в обеспечении качества продукции'

Концептуальные основы управления в обеспечении качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТОВАРОВ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / QUALITY OF GOODS / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / CONSUMER PROTECTION / RESPONSIBILITY / STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баринов А.С., Чирков Е.Н.

В статье рассматриваются административно-правовые проблемы обеспечения контроля качества и безопасности потребительских товаров в условиях современной экономики. Особое внимание уделяется надлежащему исполнению субъектами своих договорных обязательств по предоставлению в срок, в ассортименте и надлежащего качества сырья. Исследуется комплекс проблем, разрешение которых в условиях рыночных отношений строго обязательно, поскольку только при выполнении этого условия можно достичь производства высококачественной продукции. Важная роль отводится гражданско-правовым отношениям в процессе заключения договоров и исполнения субъектами договорных обязательств, направленных на разрешение споров, возникающих при реализации товаров низкого качества. Раскрывается особенность нормативного закрепления правил торговли в условиях рыночной экономики. Анализируются причины и последствия попадания низкокачественных товаров на рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of management in the sphere of ensuring product quality

The article deals with administrative law problems of ensuring quality control and safety of consumer goods in today's economy. Special attention is paid to the proper fulfillment of contractual obligations to provide raw materials of high quality on time and in assortment by subjects of contractual relations. The complex of problems, the solution of which is strictly obligatory in the conditions of market relations, is investigated. It is possible to achieve the production of high quality products only by eliminating these problems. An important role is given to civil law relations during the process of concluding contracts and fulfillment of contractual obligations, aimed at resolving disputes when providing low-quality goods, by the subjects. The peculiarities of fixing the rules of trade in a market economy in the legislation are revealed. The causes and consequences of low-quality goods entering the market are analyzed.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы управления в обеспечении качества продукции»

БАРИНОВ А.С., кандидат юридических наук, as.b8888@mail.ru Кафедра тактико-специальной подготовки;

Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, г. Белгород, ул. Горького, 71

BARINOV A.S.,

Gandidate of Legal Sciences,

as.b8888@mail.ru

Ghair of tactical and special training; Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Gorkogo St. 71, Belgorod, 308024, Russian Federation

ЧИРКОВ Е.Н., chirkov.1970@mail.ru Кафедра тактико-специальной подготовки;

Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, г. Белгород, ул. Горького, 71

CHIRKOV E.N.,

chirkov.1970@mail.ru

Chair of tactical and special training;

Belgorod Law Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation

named after I.D. Putilin,

Gorkogo St. 71, Belgorod, 308024,

Russian Federation

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются административно-правовые проблемы обеспечения контроля качества и безопасности потребительских товаров в условиях современной экономики. Особое внимание уделяется надлежащему исполнению субъектами своих договорных обязательств по предоставлению в срок, в ассортименте и надлежащего качества сырья. Исследуется комплекс проблем, разрешение которых в условиях рыночных отношений строго обязательно, поскольку только при выполнении этого условия можно достичь производства высококачественной продукции. Важная роль отводится гражданско-правовым отношениям в процессе заключения договоров и исполнения субъектами договорных обязательств, направленных на разрешение споров, возникающих при реализации товаров низкого качества. Раскрывается особенность нормативного закрепления правил торговли в условиях рыночной экономики. Анализируются причины и последствия попадания низкокачественных товаров на рынок.

Ключевые слова: качество товаров; защита прав человека; защита потребителей; ответственность; стандартизация.

CONCEPTUAL BASES OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF ENSURING PRODUCT QUALITY

Annotation. The article deals with administrative law problems of ensuring quality control and safety of consumer goods in today's economy. Special attention is paid to the proper fulfillment of contractual obligations to provide raw materials of high quality on time and in assortment by subjects of contractual relations. The complex of problems, the solution of which is strictly obligatory in the conditions of market relations, is investigated. It is possible to achieve the production of high quality products only by eliminating these problems. An important role is given to civil law relations during the process of concluding contracts and fulfillment of contractual obligations, aimed at resolving disputes when providing low-quality goods, by the subjects. The peculiarities of fixing the rules of trade in a market economy in the legislation are revealed. The causes and consequences of low-quality goods entering the market are analyzed.

Keywords: quality of goods; protection of human rights; consumer protection; responsibility; standardization.

Система стандартов является обязательной минимальной комплексной совокупностью, включающей конкретные показатели, необходимые для производства и эксплуатации продукции на основе технологического единства на разных производственных этапах. Каждый из стандартов имеет свою цель. В общем массиве стандартов, которые связаны единством обеспечения достижения производственной цели, необходима интеграция таких стандартов, которые в совокупности обеспечивают достижение поставленной задачи.

Система стандартизации представляет комплекс организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих надлежащую постановку работы по подготовке, изданию, утверждению и поддержанию на соответствующем уровне действующей нормативно-технической документации [1, с. 149].

В зависимости от порядка регламентации, построения и использования следует различать три типа систем стандартизации:

- системы, в состав которых входят стандарты одной категории (преимущественно ГОСТы). Такую систему следует считать элементарной. Сферой ее применения являются простейшие этапы технологии на предприятии. Нередко на практике отсылки к иным стандартам не вызваны особой необходимостью, поэтому вполне уместно их совмещение;

- системы, носящие сложный характер. Они включают нормативно-технические документы различных категорий. Следует иметь в виду, что такие системы существовали всегда, представляя собой обязательный элемент общегосударственной системы стандартизации. Идеальным представляется отношение, когда программа комплексной стандартизации адекватно отражается в хозяйственных связях;

- системы, носящие комплексный характер. Это системы конструкторской, технологической, нормативно-технической, транспортной и эксплуатационной документации, которые, по существу, дополняют, уточняют, конкретизируют и обеспечивают реализацию первых на последующих стадиях производства промышленной продукции.

Целесообразно обратить внимание на новый подход управления качеством

продукции - технологический. Для этого необходима строго определенная организация хозяйственных связей в промышленности: на основе единства технологии по всей цепочке изготовления конечного продукта, когда сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия стабильно производятся одними и теми же изготовителями. Постоянная смена поставщиков даже в течение такого продолжительного срока, как год, отрицательно сказывается на качестве изготовляемой продукции [2, с. 140].

В связи с этим возникает вопрос о возможности обеспечения высокого качества, если изготовитель не знает ближайшую перспективу своих хозяйственных отношений. Качество конечной продукции в значительной мере предопределяется качеством материально-технического обеспечения. Даже если допустить, что снабжение осуществляется в полном объеме (что далеко не всегда имеет место), покупатель всегда имеет массу поставщиков практически одной и той же продукции. Общеизвестно, как сложно приспосабливать производственный процесс к изменяющемуся ассортименту продукции, поступающей от поставщиков. Таким образом, эффективная экономика возможна только при четких и отлаженных межотраслевых связях, которые в подавляющем большинстве случаев (по значительной части поставляемой продукции) должны быть стабильными (постоянными). Именно на такой фундаментальной организационной основе в пределах определенных экономических зон и следует формировать межотраслевые хозяйственные связи, приближенные к модели комплексной стандартизации.

В связи с этим возникает другой вопрос - о судьбе отраслевого управления через министерства. Известно, что реализация функции управления качеством продукции в одной отрасли должна быть тесно связана с реализацией аналогичных функций смежных отраслей. К сожалению, данное положение является скорее исключением, чем правилом. Отрасли оказались в неестественно обособленном положении, что породило их монополизм как искажение сущности экономической политики и положения государства. При перепроизводстве топлива, металла, других видов сырья и

материалов существует недостаток потребительских товаров, а в случае их производства обнаруживается невысокое качество. Такая ситуация прежде всего объясняется неспособностью аппарата управления добиваться удовлетворения растущих потребностей людей, достижения тех целей, которые государством декларируются как стратегические. Кроме того, существуют специфические причины экономического, организационного плана, но выражающиеся в неспособности организовать производство на основе сбалансированности, на базе организации межотраслевого сотрудничества путем тесной координации производственной деятельности между предприятиями и объединениями при организации кооперированных связей как объективной необходимости [3, с. 79].

Для этого необходим отказ от принципа отраслевого управления и переход к формированию в пределах региональных структур, нацеленных на производство конечной продукции для удовлетворения потребительского спроса и насыщения рынка товарами. Естественно, что производители промежуточной продукции в этих условиях смогут самостоятельно, своевременно и беспрепятственно вступать в межотраслевые контакты. Особенно важна такая оперативность в плане изменения качества и ассортимента продукции с учетом запросов потребителя. Вопросы межотраслевого сотрудничества в действующих нормативных актах отражены крайне недостаточно. В настоящее время наиболее приемлемой представляется организация таких отношений в виде различных производственных объединений. На наш взгляд, это организационные структуры, которые в наибольшей мере соответствуют современным потребностям экономики [4, с. 626].

Таким образом, основу обеспечения качества продукции должно составлять единство технологии на протяжении всего жизненного цикла промышленной продукции: «научные исследования и разработки - инвестиции - производство - сбыт -обслуживание».

Следует выделить основные направления формирования региональной системы обеспечения управления качеством.

Во-первых, законодательно обеспечивается формирование коллективных

разновидностей собственности - акционерных, хозяйственных обществ и др. В конечном счете от непосредственной деятельности органов исполнительной власти регионов зависит практическое решение обозначенных проблем.

Во-вторых, необходимы дальнейшие шаги по интеграции в создании наиболее благоприятных условий предприятиям, изготавливающим промежуточную продукцию для конечного (сборочного) предприятия. Иными словами, речь идет не о возврате к системе администрирования, строгой централизации в этом процессе, а о формировании экономического механизма, который, с одной стороны, обеспечивал бы стремление промежуточных предприятий работать на конечного изготовителя, а с другой - гарантировал бы последнему стабильность хозяйственных связей по кооперированию. Только на такой экономической основе можно достичь результата в виде массового производства товаров для рынка, именно в этом и заключается сущность регулируемого рынка.

В-третьих, естественно, что развитие рыночных отношений в первую очередь должно вестись в Российской Федерации. Насыщение рынка товарами для местного населения поставит на повестку дня организацию межрегионального обмена. Такая задача может успешно решаться на основе формирования межрегионального предпринимательства.

В-четвертых, в этих условиях чрезвычайно важным является нормативно-техническое обеспечение деятельности межотраслевых объединений. Самостоятельно (либо на основе согласования) разрабатывают и утверждают программы комплексной стандартизации под определенную конечную продукцию, а следовательно, и для конкретных конечных изготовителей.

В-пятых, в условиях, когда делается попытка прорыва на международный рынок, немаловажным является переход на одинаковую оценку качества продукции на основе сертификации по международным стандартам.

По существу, сертификация есть форма аттестации, однако это ее высшая форма (в литературе и на практике до настоящего времени отношение к сертификации было отрицательным). Несмотря на

то, что сейчас ситуация меняется, процесс освоения сертификации занимает значительное время.

В системе стандартов не регламентированы многие показатели качества продукции по технологической цепочке, не предусмотрена возможность одновременного внесения изменений во все связанные технологической линией процессы производства при уточнении одного из звеньев в системе стандартов. Повышению уровня качества препятствовало также отсутствие четких и стабильных межотраслевых связей [5, с. 82].

Имеется объективная потребность во взаимоотношениях между смежными предприятиями, обеспечивающими производственный процесс по технологической цепочке обработки сырья, полуфабрикатов, изделий. Ранее все они направлялись планово-регулирующими органами с целью достижения определенного конечного результата. Как правило, указанные связи закладывались с момента возведения конкретных предприятий. Не всегда эти связи сохранялись долго, поскольку обычно география поставок продукции данного изготовителя расширяется. В целом это следует считать отрицательным явлением, поскольку искусство управления заключается и в адекватном наращивании производственных мощностей смежников. На практике ничего подобного не происходит. В условиях оптовой торговли сложившиеся хозяйственные связи еще некоторое время будут функционировать. Однако требования к изготовителям в пределах их ассортиментных возможностей значительно ужесточаются. Изменения здесь возможны и целесообразны только в плане производства совершенно новой продукции, в оптимизации связей в зависимости от расстояния между смежниками (имеется в виду снижение транспортных расходов).

Формой закрепления этих отношений является гражданско-правовой договор. В условиях, когда предприятие-изготовитель обязано осуществлять фирменное обслуживание своей продукции, договор связывает контрагентов практически на весь жизненный цикл данной промышленной продукции. Анализ современной практики позволяет говорить о трех

разновидностях хозяйственных связей в зависимости от их соответствия форме договорных отношений. Наиболее оптимальными являются такие правоотношения, которые соответствуют потребностям покупателя. Весь набор промежуточной продукции должен отвечать технологическим целям изготовителя конечной продукции. Это оптимальная структура, и на практике она постепенно налаживается, в результате чего сможет составить основу организации оптовой торговли. Основой таких взаимоотношений является стабильность целой группы предприятий-смежников, участвующих в комплектации конечной продукции.

Сбалансированность производственных мощностей и потребностей (их материальная обеспеченность), совпадение уровней качества комплектующих частей

- непременное условие анализируемой структуры. Стабильность хозяйственных связей - это гарантия высокого качества. Достижение такого уровня функционирования подобных связей возможно на базе жесткого закрепления производителей промежуточной продукции за предприятиями

- изготовителями конечной продукции. Оптимальная структура представляет собой систему имущественных связей на эквивалентно-возмездной основе. Отметим, что в современных условиях имущественные комплексы объединений и предприятий являются в высшей степени сложным образованием, сочетанием применения компьютерной техники с элементами гибких производственных процессов.

Данный вид структуры является результатом длительного поиска наиболее приемлемых вариантов взаимосвязей предприятий. Наряду с объективной потребностью в таких связях немаловажная роль отводится и субъективному фактору. Необходимы предварительные расчеты, моделирование оптимальной структуры применительно к отдельному предприятию - изготовителю конечной продукции.

Порядок организации работы, направленной на обеспечение качества на предприятиях, имел существенный порок: они были ориентированы на выдерживание качества применительно к аналогичным товарам. Более эффективным, на наш взгляд, является направление по предъяв-

ляемым требованиям - изготовителю конечной продукции, которому следует предоставить широкие полномочия по увязке технологического цикла на базе межотраслевых формирований [6, с. 167].

Формой такого объединения может выступать комплексный договор на основе присоединения. Такой договор может стать фактором вывода экономики в режим оптимального функционирования. Хозяйственные связи при этом формируются на основе постоянных отношений. В основу будет положено долгосрочное задание, которое конкретизируется исходя из заказов потребителя и в зависимости от объемов выпуска конечной продукции.

Межотраслевые объединения, по нашему мнению, должны стать ведущей структурной формой организации при изготовлении конечной продукции.

Отношения по интеграции в основном являются имущественными. Их основу составляет единство технологической линии. Чем более прочным и постоянным является такое единство, тем больше гарантии изготовления продукции высокого качества. Технологические связи, как правило, строятся на основе экономических расчетов по производству определенного вида продукции [7, с. 206].

Данная методика организации предполагает ряд перспективных решений.

Во-первых, осуществляется анализ рыночной экономики по комплексным целевым программам и договорам, направленным на изготовление конечной продукции. (Речь идет, например, о машинах, тракторах, комбайнах, самолетах, технологических линиях, станках и др.). Естественно, что их производство должно быть обеспечено материальными ресурсами на основе балансового метода. В случае выявления фактов несбалансированности принимаются решения по их устранению.

Во-вторых, что касается сырья, материалов, полуфабрикатов, то есть промежуточной продукции, предприятия, ее изготавливающие и присоединившиеся к договору, по существу, работают на конечную продукцию для своего сборочного предприятия и поэтому должны быть поставлены в обычные условия хозяйственного договора. Сущность этих отношений может быть многогранной. Это бессроч-

ные договоры, аренда предприятия конечным изготовителем, возможна покупка данного предприятия-смежника и др. Таким образом, сводится воедино идея размещения производительных сил в стране и их реального использования. Такое присоединение основывается на добровольности с использованием льгот и скидок для смежников, работающих на конечного изготовителя.

В-третьих, в таком договоре должно быть реализовано еще одно очень важное обстоятельство, которому в условиях развивающейся экономики никогда не придавалось решающего значения. Речь идет о территориальном расположении основных кооперирующихся предприятий. Предшествующая практика складывалась таким образом, что фактору географии поставок в подавляющем большинстве случаев не придавалось существенного значения, что является серьезным заблуждением. Близость смежников обеспечивает, кроме минимальных расходов на перевозку, согласование единства технологии производства, однотипности подхода к производственным процессам и в конечном счете обеспечивает высокое качество продукции.

Естественно, не исключается возможность закупок сырья, комплектующих от любых изготовителей за территорией страны (импорт), но это должно осуществляться в порядке исключения. Основными же изготовителями должны быть предприятия своего экономического района. Здесь необходим объективный фактор территориальной ограниченности. На подавляющей части капиталистических предприятий отсутствуют складские помещения, работа ведется по принципу «с колес».

В современных условиях наличие складского хозяйства - непременный атрибут хозяйственной деятельности. Нередко именно в этом звене накапливаются различного рода непроизводительные потери (порча при перевалках, естественная убыль, ненадлежащее хранение и др.). Все эти негативные явления активизируют развитие теневой экономики. Возникает вопрос о возможности устранения этих потерь. Указанные обстоятельства всегда характеризуются как бесхозяйственность, но не вскрываются первопричины, их породившие. Они кроются в основном в отсут-

ствии сбалансированности на уровне непосредственных изготовителей [8, с. 206].

В-четвертых, насыщение рынка товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения может произойти уже в скором времени. Во всяком случае процесс сбалансирования экономики на основе таких договоров совершенно точно обозначит «узкие» места с материальными ресурсами. Естественно, должно произойти определенное перераспределение сфер использования сырья и конечной продукции, часть сырьевых ресурсов пойдет на внутреннюю переработку.

По существу, речь идет о тесных и прочных производственных связях, так как они позволяют преодолеть иной, не менее значимый барьер - непринятие самими производителями требования качественной работы и активизировать их творческие способности и потенциал на основе формирования групп качества.

В условиях развития рыночных отношений данный организационный фактор будет иметь решающее значение.

В хозяйственной практике принято утверждать, что в ходе развития рыночных отношений необходима прежде всего полная ясность и открытость в части состояния проблем качества. Товаропроизводители должны акцентировать внимание на появлении брака, убедить, что только на основе совместных усилий можно добиться высокого качества [7, с. 208]. Это по-

рождает стремление к самоорганизации, объединению на добровольных началах усилий персонала предприятия, который причастен к выпуску продукции.

Кроме этого, есть и другие, не менее значимые участки, требующие контроля качества продукции: совершенствование технологии производства; рост производительности труда; организация оптимальных вариантов технологических процессов (устранение утомляемости, однообразия, монотонности выполнения операций и др.); совершенствование техники безопасности и производственной санитарии; технический самоконтроль; решение внутренних организационных вопросов; социальные проблемы в плане межличностных отношений в процессе труда и другие.

Таким образом, компетенция групп качества не ограничена в решении производственно-технологических и социальных проблем данного предприятия или его подразделения. Любые решения, обеспечивающие хотя бы минимальный прогресс в области повышения качества, принимаются и внедряются в практику.

Естественно, что еще будет происходить подгонка с целью достижения эффективности и максимальной пользы. Наряду с этим есть настоятельная потребность приступить к формированию групп таких разных отраслей экономики, как строительство, транспорт, сельское хозяйство, и др.

Список литературы

1. Надежин Н.Н., Халин Р.В. Потребитель как непосредственный участник реализации гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг по законодательству России // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. Т. 1. N 3 (60). С. 147-152.

2. Зинковский М.А. Преднамеренное банкротство в условиях национального кризиса // Современное право. 2015. N 6. С. 137-141.

3. Зинковский М.А. Правовые отношения по поводу сокрытых вещей // Современное право. 2013. N 7. С. 78-80.

4. Никулина Е.В., Чистникова И.В., Орлова А.В. Экономико-статистическое исследование бюджетно-налоговой безопасности регионов // Фундаментальные исследования. 2015. N 12-3. С. 624-628.

5. Надежин Н.Н. Концептуальные подходы к пониманию предпринимательства и предпринимательской деятельности // Общество и право. 2008. N 1. С. 80-86.

6. Безуглый Э.А. Динамика и структура иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. N 1. С. 164-168.

7. Основные проблемы, возникающие при рассмотрении споров из договоров в сфере закупок, товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд / В.А. Хрисанов, В.Л. Михайликов, И.В. Тищен-ко, Л.Н. Меняйло // Бизнес в законе. 2015. N 5. С. 205-208.

8. Никулина Е.В. Факторный анализ функционирования системы региональных финансов // Финансы и кредит. 2013. N 19 (547). С. 205-208.

References

1. Nadezhin N.N., Khalin R.V. Potrebitel' kak neposredstvenniy uchastnik realizatsii grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti za vred, prichinenniy nedostatkami tovarov, rabot i uslug po zakonodatel'stvu Rossii [Costumer as the direct participant of realizing civil-law responsibility for the harm done by lacks of the goods, works and services under the legislation of Russia]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta - News of the Southwest State University, 2015, volume 1, no. 3 (60), pp. 147-152.

2. Zinkovsky M.A. Prednamerennoe bankrotstvo v usloviyah natsional'nogo krizisa [Deliberate bankruptcy in the conditions of national crisis]. Sovremennoe pravo - Modern Law, 2015, no. 6, pp. 137-141.

3. Zinkovsky M.A. Pravovye otnosheniya po povodu sokrytyh veshchey [Legal relations concerning the hidden things]. Sovremennoe pravo - Modern Law, 2013, no. 7, pp. 78-80.

4. Nikulina E.V., Chistnikova I.V., Orlova A.V. Ekonomiko-statisticheskoe issledovanie byudzhetno-nalogovoy bezopasnosti regionov [Economic and statistic research of budgetary-tax safety of regions]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental Investigations, 2015, no. 12-3, pp. 624-628.

5. Nadezhin N.N. Kontseptual'nye podhody k ponimaniyu predprinimatel'stva i predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Conceptual approaches to understanding of business and an entrepreneurial activity]. Obshchestvo i pravo - Society and Law, 2008, no. 1, pp. 80-86.

6. Bezugliy E.A. Dynamics and structure of foreign investment in the economy of the Russian Federation [Dynamics and structure of foreign investments into the RF economy]. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law - Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economy and Law, 2011, no. 1, pp. 164-168.

7. Hrisanov V.A., Mihaylikov V.L., Tishchenko I.V., Menyaylo L.N. Osnovnye problemy, voznikayushchie pri rassmotrenii sporov iz dogovorov v sfere zakupok, tovarov, rabot i uslug dlya gosudarstvennyh i munitsipal'nyh nuzhd [The Basic problems of the origin by consideration of disputes from contracts in the sphere of the purchases, goods, works and services for the state and municipal needs]. Biznes v zakone - Business in the law, 2015, no. 5, pp. 205-208.

8. Nikulina E.V. Faktorniy analiz funktsionirovaniya sistemy regional'nyh finansov [Factorial analysis of functioning the system of the regional finance]. Finansy i kredit - Finance and Credit, 2013, no. 19 (547), pp. 205-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.