Научная статья на тему 'Концептуальные основы теории управления качеством таможенных услуг'

Концептуальные основы теории управления качеством таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ / КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ / QUALITY OF CUSTOMS SERVICES / CUSTOMS SERVICES QUALITY MANAGEMENT / CONCEPTUAL BASIS OF THE THEORY / THE SYSTEM OF CONCEPTS / METHODOLOGICAL BASIS OF THE THEORY / METHODICAL BASIS OF THE THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Юлия Евгеньевна

В статье представлена структура концептуальных основ теории управления качеством таможенных услуг и определено место этой теории в общей системе таможенной науки. Раскрыто содержание структурных элементов теории управления качеством таможенных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Basis of Customs Services Quality Management Theory

The structure of conceptual basis of the theory of customs services quality management is developed in the article. Place of noticed theory is defined in the customs science system. The essence of structural elements of the theory of customs services quality management is opened.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы теории управления качеством таможенных услуг»

ТЕОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Ю. Е. Гупанова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

В статье представлена структура концептуальных основ теории управления качеством таможенных услуг и определено место этой теории в общей системе таможенной науки. Раскрыто содержание структурных элементов теории управления качеством таможенных услуг.

Ключевые слова: качество таможенных услуг; управление качеством таможенных услуг; концептуальные основы теории; категориальный аппарат; методологические основы теории; методические основы теории.

Одной из главных целей, определенной Стратегией развития Федеральной таможенной службы до 2020 г., является повышение качества таможенных услуг. Анализ опыта работы таможенных органов по оказанию таможенных услуг, проведенный в ряде исследований, в том числе и в [1], показал, что достижение вышеуказанной цели невозможно без разработки теории управления качеством таких услуг.

В общих основах теории познания рекомендуется начинать развитие всякой теории с определения ее концептуальных основ. Стержень концептуальных основ составляет концепция разрабатываемой теории. Различные теоретики трактуют понятие концепции по-разному: одни считают, что это система научных взглядов на предмет исследования [2]; другие полагают, что концепция представляет собой определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета (процесса, явления) [3]; третьи трактуют концепцию как основную точку зрения на предмет [4]. На самом деле и первые, и вторые, и третьи правы, поскольку одинаково понимают сущность этого понятия.

В интересах разработки концептуальных основ теории управления качеством таможенных услуг автором было выдвинуто и реализовано следующее основное требование: содержание концептуальных основ теории управления качеством таможенных услуг должно давать представление о границах данной теории, ее месте в общей системе экономической науки, а также о предмете исследования как едином целом.

Кроме того, в концептуальных основах теории управления качеством таможенных услуг в наиболее общем виде должны быть отражены сущность, объект, предмет разрабатываемой теории, ее практическая и научная цели, функции, а также основные тенденции развития и принципы применения на практике.

Опираясь на выдвинутые требования, автор разработал структуру концептуальных основ теории управления качеством таможенных услуг, приведенную на рис. 1.

По своей сути рассматриваемая теория является формой представления системы накопленных к настоящему моменту знаний о сущности, целях, задачах, тенденциях, законах, закономерностях, принципах и методах управления качеством таможенных услуг.

Рис. 1. Структура концептуальных основ теории управления качеством таможенных услуг

Ее объектом является качество таможенных услуг, а предметом - управление качеством таможенных услуг как важнейшая составная часть процесса управления таможенными услугами. При определении места разрабатываемой теории исходили из того, что объект рассматриваемой теории относится к предметной области таможенного дела, а ее предметная область входит составной частью в предметную область менеджмента качества. Из этого следует, что и рассматриваемая теория в целом - теория управления качеством таможенных услуг - в современных условиях определяет важное направление развития теории таможенного дела.

Исследования, проведенные в работе [1], а также результаты анкетирования [5] убедительно свидетельствуют, что главной особенностью объекта и предметной области рассматриваемой теории является невозможность проведения с ними экспериментов. Это означает, что ее закономерности и принципы не могут быть полностью выведены непосредственно из опыта путем отсеивания по результатам эксперимента выдвигаемых гипотез, как это имеет место в естественных науках.

В связи с этим в основу построения теории управления качеством таможенных услуг, наряду с естественно-научными методами, был положен метод, основанный на моделировании рассматриваемого процесса. В соответствии с этим формирование основных элементов теории осуществлялось на основе моделирования различных составляющих процесса управления качеством таможенных услуг.

Научная цель данной теории состоит в получении и представлении системы знаний по организации и осуществлению управления качеством таможенных услуг в удобной для дальнейшего развития и практического применения форме.

Практическая цель рассматриваемой теории заключается в построении методического аппарата для формирования рекомендаций руководителям таможенных органов различного уровня по эффективному управлению качеством таможенных услуг в интересах достижения поставленных целей.

Для достижения этих целей составные части рассматриваемой теории должны по возможности полно отражать объективные свойства реального процесса управления качеством таможенных услуг и в то же время быть достаточно простыми для технической реализации.

Основными функциями рассматриваемой теории являются: описание, объяснение, прогнозирование результатов процесса управления качеством таможенных услуг и обеспечение формирования управляющих воздействий на привлекаемые силы (сотрудники и работники) и средства (ресурсы, технические средства и др.) таможенных органов в интересах наиболее полного использования их возможностей для достижения поставленных целей управления.

Для реализации указанных функций структура разрабатываемой теории управления качеством таможенных услуг должна включать следующие элементы: методологические основы, методические основы, а также научные рекомендации, предложения и выводы. Взаимосвязь перечисленных структурных элементов теории управления качеством таможенных услуг показана на рис. 2.

Научные рекомендации и предложения по совершенствованию предмета исследования

Методические основы управления качеством таможенных услуг

Методологические основы управления качеством таможенных услуг

Предмет исследования - управление качеством таможенных услуг

Объект исследования - качество таможенных услуг Концептуальные основы теории управления качеством таможенных услуг

Рис. 2. Взаимосвязь основных структурных элементов теории управления качеством таможенных услуг

В целом сформулированные концептуальные основы позволяют структурировать исследования в области рассматриваемой теории, концентрировать усилия

на основных направлениях ее развития, а также определять ее место в системе таможенной науки.

Результаты исследований, проведенных учеными Российской таможенной академии в 2008-2011 гг. [6; 7], позволяют утверждать, что таможенная наука по своей сути представляет систему различных теорий, формирующих практику таможенного дела.

Место теории управления качеством таможенных услуг в общей системе таможенной науки наглядно видно из схемы, приведенной на рис. 3.

Рис. 3. Место теории управления качеством таможенных услуг в общей системе таможенной науки

Из данной схемы следует, что теория управления качеством таможенных услуг является составной частью теории управления таможенными органами, а следовательно, и таможенной науки в целом.

Нужно отметить также, что такое иерархическое положение теории управления качеством таможенных услуг потребовало тщательного рассмотрения содержания ее основных структурных элементов: методологических основ, методических основ, научных рекомендаций и предложений по совершенствованию.

Методологические основы управления качеством таможенных услуг основаны на фундаменте практики управления качеством таможенных услуг.

Практика управления качеством таможенных услуг, согласно [5; 6], характеризуется:

- экспериментальными фактами, к которым следует отнести результаты наблюдений и экспериментов, касающихся управления качеством таможенных услуг;

- экспериментальными соотношениями, под которыми предлагается понимать взаимные связи между фактами, вытекающими из известных экспериментальных фактов, опубликованных в отчетах о научно-исследовательских работах;

- научными выводами по результатам экспериментов, представляющими собой совокупность итоговых утверждений констатирующего типа, приводящими к формулированию ранее неизвестных тенденций.

Наиболее цельное представление о практике управления качеством таможенных услуг получается в результате исторического анализа его развития. Практика

рассматриваемой теории является той объективной основой, на которой строятся ее методологические основы.

Известно, что основное содержание методологических основ всякой теории составляют тенденции, законы, закономерности и принципы [8; 9]. Следовательно, в данном исследовании методологические основы управления качеством таможенных услуг также должны содержать присущие им тенденции, законы, закономерности и принципы.

Выявление тенденций, законов, закономерностей и формирование принципов управления качеством таможенных услуг невозможны без разработанного категориально-понятийного аппарата рассматриваемой теории, который представляет собой совокупность специфических категорий, понятий, определений и терминов. Рассмотрим сущность перечисленных элементов категориально-понятийного аппарата, опираясь на базовые положения, изложенные в Новой философской энциклопедии [10].

Категории управления качеством таможенных услуг - это основные понятия, отражающие наиболее общие свойства, стороны, отношения процесса его подготовки и осуществления в сложившихся условиях.

Понятия управления качеством таможенных услуг - это целостная совокупность суждений об отличительных признаках процесса его подготовки и осуществления.

Определения - это пояснения, раскрывающие смысл понятий данной теории, формируемых, как правило, в виде одного повествовательного предложения.

Термины, входящие в терминологическую систему управления качеством таможенных услуг, - это слова или словосочетания, номинирующие понятия теории управления качеством таможенных услуг.

В целом методологические основы являются своеобразным базисом, на котором строится весь инструмент реализации выдвинутых теоретических положений, в нашем случае - методические основы управления качеством таможенных услуг.

Методические основы любой теории представляют собой совокупность разработанных, апробированных на практике, официально признанных и опубликованных методических подходов, методов и методик решений научных задач, приводящих к получению научных результатов, обладающих вполне определенной степенью достоверности. В соответствии с этим определением сформулировано и содержание методических основ управления качеством таможенных услуг.

Под методическими основами управления качеством таможенных услуг понимается совокупность разработанных, апробированных на практике, официально признанных и опубликованных методических подходов, методов и методик решения научных задач, приводящих к повышению эффективности управления качеством таможенных услуг.

Элементами методических основ разрабатываемой теории являются постановки и методы решения научных задач, а также их конкретная реализация в виде средств и методик теоретического и экспериментального исследования. Как правило, элементы методических основ разрабатываются при вполне определенных ограничениях и допущениях.

Ограничения представляют собой требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании тех или иных вопросов управления качеством таможенных услуг.

Допущения - это предположения, положенные в основу упрощения реального процесса управления качеством таможенных услуг, используемые при исследовании, что влияет на область их применимости.

Допущения и ограничения, принятые при разработке данной теории, определяют границы и масштаб объекта исследования в целом - качество таможенных услуг.

Разработанные методологические и методические основы позволяют формировать конечный результат исследования: научные рекомендации и предложения.

Научные рекомендации и предложения по совершенствованию предмета исследования - управления качеством таможенных услуг - охватывают совокупность научных рекомендаций и предложений, полученных в результате применения данной теории в интересах развития практики таможенного дела.

Таким образом, концептуальные основы теории управления качеством таможенных услуг отражают сущность, объект, предмет рассматриваемой теории, ее цели и функции и включают такие элементы, как методологические основы, методические основы, научные рекомендации и предложения по совершенствованию. В целом эти положения определяют облик теории управления качеством таможенных услуг и ее место в общей системе таможенной науки.

Использованные источники

1. Черныш А. Я., Гупанова Ю. Е, Симахин О. Г. Качество таможенной деятельности: отчет о НИР РТА. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

2. Основы управленческой деятельности: методологические и практические рекомендации / под общ. ред. С. Д. Савченко. М.: Национальная безопасность и геополитика России, 2004.

3. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Гупанова Ю. Е. Статистический эксперимент: анкетирование по вопросам управления качеством таможенных услуг: научно-практическое пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 52 с.

6. Черныш А. Я. Теоретические аспекты развития таможенных институтов как формы организации таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2007. № 1. С. 22-28.

7. Черныш А. Я., Анисимов Е. Г. Концепция построения теории таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 3. С. 5-11.

8. Черныш А. Я. Исследование в интересах разработки методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг: отчет о НИР / А. Я. Черныш, Ю. Е. Гупанова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

9. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006.

10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. Степина, А. Гусейнова, Г. Семигина, А. Огурцова. М.: Мысль, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.