Научная статья на тему 'Концептуальные основы совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур'

Концептуальные основы совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРЫВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Алексей Евгеньевич

В указанной научной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел подрыву ее экономических основ, требующее концептуального подхода, основанного на научном изучении проблемы. Поднимается проблема правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованных преступных структур. Анализируется исторический опыт правового обеспечения деятельности по борьбе с организованной преступностью в России. Предлагается использовать положительный опыт других стран, а также принятие федерального закона «О борьбе с организованной преступностью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильин Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур»

УДК 349.9.01

Ильин Алексей Евгеньевич

кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского центра № 3,

Всероссийский научно-исследовательский

институт МВД РФ

law-nn@mail.ru

Alexey E. Ilin

Candidate of Psychological Sciences, Head of Research Center № 3, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia law-nn@mail.ru

Концептуальные основы

совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур

Conceptual basis

for improving the legal support for operational and investigative activities to undermine the economic foundations of organized criminal structures

Аннотация. В указанной научной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел подрыву ее экономических основ, требующее концептуального подхода, основанного на научном изучении проблемы. Поднимается проблема правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованных преступных структур. Анализируется исторический опыт правового обеспечения деятельности по борьбе с организованной преступностью в России. Предлагается использовать положительный опыт других стран, а также принятие федерального закона «О борьбе с организованной преступностью».

Ключевые слова: Организованная преступность, оперативно-розыскная деятельность, подрыв экономических основ организованных преступных групп, нормативно-правовое обеспечение, концепция развития правого обеспечения.

Annotation. In the said scientific article, the legal support of the activities of the internal affairs bodies is undermined by undermining its economic foundations, requiring a conceptual approach based on a scientific study of the problem. The problem of legal support of operatively-investigative activity of law-enforcement bodies on undermining of economic bases of the organized criminal structures is raised. The historical experience of legal support of activities to combat organized crime in Russia is analyzed. It is proposed to use the positive experience of other countries, as well as the adoption of the federal law «On Combating Organized Crime».

Keywords: Organized crime, operational-search activity, undermining the economic foundations of organized criminal groups, legal support, the concept of development of right-wing security.

Совершенствование правового обеспечения деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур предполагает определение наиболее эффективных мер противодействия организованной преступности: контроль за подозрительными финансовыми операциями; конфискацию противоправно приобретенного имущества; декларирование крупных приобретений; меры по легализации нелегального (теневого) сектора экономики; признание недействительными в судебном порядке незаконных актов приватизации и иных сделок с имуществом; борьба с уклонением от уплаты налогов, совершенствование системы определения налогооблагаемой базы; и другие меры, которые могут способствовать борьбе с организованной преступностью.

Вне всякого сомнения магистральная роль в правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур должна принадлежать оперативно-розыскному законодательству. Действующий закон не соответствует данным требованиям. В первую очередь в перечне отсутствует такая задача ОРД как подрыв экономических основ организованных преступных структур. И в сложившейся ситуации оперативными работникам при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур необходимо подводить ее по существующие задачи. Следует отметить, что в противодействии организованной преступности так-

же велика роль уголовно-правового предупреждения, включающего не только меры уголовно-правового характера, но и уголовно-процессуальные, организационные и уголовно-исполнительные меры.

Меры уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполнительного характера отражаются в соответствующих кодексах. Мы считаем, что соответствующие меры противодействия организованной преступности должны быть включены в эти законы.

Кроме того концепция совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур должна предусматривать внесение изменений в существующее законодательство, регулирующее и контролирующее оборот денежных средств и иного имущества.

Интересен опыт организации деятельности по подрыву экономических основ организованной преступности в странах постсоветского пространства. Так в соответствие со ст. 6 в Белоруссии Законом Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью» от 27 июня 2007 г. № 244-З в качестве одной из мер системы борьбы с организованной преступностью является предотвращение и пресечение финансирования организованной преступности. При этом организации деятельности по борьбе с организованной преступностью посвящена целая глава указанного закона. Указанным законом регулируются также вопросы координации деятельности по борьбе с организованной преступностью, установлены условия, при которых государственные органы, а также иные организации обязаны оказывать содействие подразделениям, осуществляющим борьбу с организованной преступностью путем предоставления необходимых им сведений и документов.

Во всех других странах постсоветского пространства вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур на законодательном уровне не урегулированы. В то же время попытки научного осмысления этой проблемы имеются. Так, А.Д. Шейшеев, полагает, что необходимо статью 4 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить принципом наступательности, расширить в этой связи исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от современных потребностей оперативно-розыскной практики [1, с. 19]. В этой связи автор полагает, что система организации оперативными подразделениями требует не внесения частных, рядовых корректив, а пересмотра всех комплектующих ее элементов. На такие организационно-управленческие элементы оперативно-розыскной деятельности как диагностирование, моделирование, прогнозирование планирование и стратегическое управление, что позволит сконцентрировать основные усилия на решении актуальных проблем и придаст оперативно-розыскной деятельности целенаправленный и конкретный ха-

рактер борьбы с организованной преступностью [1, с. 22] .

Следует отметить, что отдельные попытки улучшения системы нормативно-правового противодействия организованной преступности государство предпринимало еще в 90-е годы. Так был издан Указ Президента РФ от 14.06.1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» [2], в соответствие с которым задержание подозреваемых в бандитизме и в совершении иных тяжких преступлений, совершаемых организованными преступными группами, вопреки положениям ст. 122 УПК РСФСР и ст. 22 Конституции РФ допускалось на срок до 30 суток и до возбуждения уголовного дела. В дальнейшем, к сожалению, этот документ был отменен [3, 4].

Далее Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 была утверждена Концепция национальной безопасности РФ, где были выделены положения, касающиеся борьбы с организованной преступностью. Разрабатывались также иные нормативные правовые документы, регламентирующие в какой-то мере это направление деятельности, где были выделены положения, касающиеся борьбы с организованной преступностью. В то же время все нормативные акты этого плана не содержали каких-либо комплексных интегративных мер, направленных на борьбу с организованной преступностью.

Следует заметить, что в нашем государстве попытки совершенствования правового обеспечения деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур также предпринимались. Так, например, в Проекте Федерального закона № 94800648-1 «О борьбе с организованной преступностью» (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 22.02.1995) [5] в главе IV «Оперативно-розыскные меры борьбы с организованной преступностью» перечислялось какие могут быть использованы специальные оперативно-розыскные мероприятия (оперативное внедрение, контролируемые поставки и иные операции, оперативный эксперимент, создание и использование предприятий учреждений, организаций). По сути, в данном нормативном акте шло дублирование Закона об ОРД, с указанием некоторых незначительных особенностей.

В Проекте Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью» 2011 года [6] в Главе IV «Использование оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью» также обозначаются особенности оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью.

С.С. Босхолов в 1998 году, анализируя причины непринятия вышеуказанного закона, указывает на возможность коррупционного влияния организованных преступных структур, которое препятствовало принятию законов [7]. Тем не менее, судьба второго законопроекта остается для всех загадкой. Вывод - один: Закон «О борьбе с организованной преступностью» до сих пор не принят.

Литература:

Literature:

1. Шейшеев А.Д. Правовые и организационные аспекты оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Кыргызской республики в борьбе с организованной преступностью и коррупцией : дис... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 19.

2. Собрание законодательства РФ. 20.06.1994. № 8. Ст. 804.

3. Ильин И.В. Виктимологическая профилактика экономического мошенничества : автореф. дис. ... кандид. юрид. наук // М-во внутр. дел РФ. Ниже-гор. юрид. ин-т. Н. Новгород, 2000.

4. Ильин И.В. Теоретические основы борьбы с мошенничеством, совершаемым в экономической сфере (уголовно-правовые и криминологические проблемы) : дис. ... на соиск. уч. ст. д-ра юрид. наук // Всероссийский научно-исследовательский институт МВД Российской Федерации. М., 2011.

5. Организованная преступность - 3 / Под ред. А. И. Долгова, С. В. Дьяков. М. : Криминолог. Ас-соц., 1996. 352 с.

6. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011.

7. Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. № 9.

1. Sheysheev A.D. Legal and organizational aspects of the operative-investigative activity of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic in the fight against organized crime and corruption : dis ... Ph.D. in Law. M., 2014. P. 19.

2. Collection of Legislation of the Russian Federation. 20.06.1994. № 8. Article 804.

3. Il'in I.V. Victimological prevention of economic fraud. - Abstract of the dis. ... Candidate of Juridical Sciences / Mn. Int. of the RF. Nizhegor. jurid. in-t. Nizhny Novgorod, 2000;

4. Il'in I.V. Theoretical bases of struggle against the swindle made in economic sphere (criminally-legal and kriminologicheskie problems) - the dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of jurisprudence // All-Russian scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Moscow, 2011.

5. Organized crime - 3 / Edited by: A.I. Dolgov, S.V. Dyakov. M . : Criminologist. Assoc., 1996. 352 c.

6. Dolgov A.I. Criminological assessments of organized crime and corruption, legal battles and national security. M., 2011.

7. Boskholov S.S. Legislative support of the fight against organized crime // Journal of Russian Law. 1998. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.