Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений'

Концептуальные основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2137
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ ТАКТИКА / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY / THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY / TEORETIKO-METHODOLOGICAL STRATEGY AND PRAKTIKO-FOCUSED TACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

Представлены концептуально-теоретические основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения; подходы, определяющие теоретико-методологическую стратегию и практикоориентированную тактику; принципы, закономерности построения концепции развития инновационной методической деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article conceptually-theoretical bases of development of innovative methodical activity of teachers of preschool educational institution are presented, the approaches defining teoretiko-methodological strategy and praktiko-focused tactics are allocated; principles, laws of construction of the concept of development of innovative methodical activity.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 141-145.

Г. В. Яковлева

концептуальные основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений

Представлены концептуально-теоретические основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения; подходы, определяющие теоретико-методологическую стратегию и практикоориентированную тактику; принципы, закономерности построения концепции развития инновационной методической деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная методическая деятельность, концепция развития инновационной методической деятельности, теоретико-методологическая стратегия, практикоориентированная тактика.

Современные кардинальные реформы системы дошкольного образования, изменение социокультурных приоритетов в подходах к образованию детей дошкольного возраста с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требуют от педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой, инновационной педагогической деятельности, которая нашла свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связи дошкольных образовательных учреждений с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту. Вместе с тем, происходящие изменения в обществе и образовании оказывают существенное влияние на развитие личности педагога ДОУ, ее профессиональную деятельность. Педагог дошкольного образовательного учреждения оказывается перед необходимостью осмысления современных требований, предъявляемых к нему обществом и государством. Он должен осознавать, что от уровня его профессиональной компетентности будет напрямую зависеть качество дошкольного образования [2].

Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии. При

этом основополагающим принципом инновационного подхода для дошкольного образовательного учреждения должна оставаться гуманитарная сущность образования, направленность его на воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Со сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного образования, актуализируется проблема инновационной методической деятельности педагога дошкольного образования. В современных условиях важными характеристиками личности и деятельности педагога становятся общая, коммуникативная и инновационная культура, обеспечивающие выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности культуры, обусловливать личностное развитие ребенка дошкольного возраста [3]. Самореализация личности в педагогической деятельности, выработка на этой основе индивидуально-творческой педагогической системы, постоянное стремление к педагогическому поиску и самосовершенствованию составляют основные направления формирования инновационной деятельности педагога. В системе инновационной деятельности педагога выделяется инновационная методическая деятельность, включающая совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной новаторской деятельности [4].

Инновационные тенденции развития образования повышают требования к методической

деятельности педагога ДОУ, выражающиеся в перестройке традиционного и освоении нового содержания программного материала в условиях введения ФГТ, адаптации и трансформации методических новшеств, обогащающих профессиональный арсенал педагога (методов, форм, средств обучения), а также проектирования и реализации инновационной методической деятельности. Педагог ДОУ, являясь носителем традиций воспитания и обучения детей дошкольного возраста, должен творчески реализовывать общекультурные знания с учетом инновационных процессов в образовании, что возможно только в том случае, если сформирована инновационная методическая деятельность [6].

Инновационная деятельность представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и внедряется в практику либо удовлетворяет конкретные потребности человека. Углублению понимания сущности термина «инновационная деятельность» способствует рассмотрение вопроса о структурных характеристиках и факторах, влияющих на становление и развитие инновационной деятельности. При их определении мы опирались на исследование, проведенное И. В. Резанович. Развивая ее позицию, мы выделили следующие факторы: мыслительная деятельность, способности к инновационной деятельности, опыт инновационной деятельности, личностные качества [7].

Первый фактор — мыслительная деятельность — рассматривается как система мыслительных действий, направленных на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия включают совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира.

Нами выявлены особенности протекания мыслительной деятельности в процессе методической работы в дошкольном образовательном учреждении:

• мыслительная деятельность является важным фактором развития инновационной деятельности педагогов, так как результат их работы — решение инновационных задач или

проблем в дошкольном образовании — проявляется на основе анализа информации;

• от мыслительной деятельности зависят скорость реакции педагогов на происходящие события, выбор оптимального решения, прогнозирование событий и проектирование собственной инновационной работы;

• качество мыслительной деятельности обусловлено природными особенностями человека, качеством образования и сложностью решаемых в профессиональной деятельности задач [7].

Таким образом, качество мыслительной деятельности обуславливает уровень профессиональных достижений педагогов, позволяя прогнозировать и планировать, обрабатывать информацию и эффективно решать инновационные проблемы.

Выбор второго фактора — способностей к инновационной деятельности — обусловлен тем обстоятельством, что от способностей человека рационально организовать свою деятельность зависит качество получаемых результатов. В силу того что инновационная деятельность носит творческий и в то же время оптимально трудный характер, она становится достаточно привлекательной «как средство проверки и развития способностей». Инновационная деятельность к тому же укрепляет положительную самооценку, уверенность в себе, повышает уровень притязаний, порождает чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Рассматривая способности к инновационной деятельности как единство соответствующих природных задатков, личностных качеств и индивидуальных особенностей, мы выделили специфические черты процесса развития инновационной деятельности педагогов ДОУ, обусловленные способностями педагогов к инновационной деятельности:

• способности к инновационной деятельности являются важным фактором ее развития;

• определяют скорость, степень освоения и качество использования педагогами современных технологий в образовании детей дошкольного возраста;

• обусловливают стиль управления, общения и поведения человека в коллективе [7].

Таким образом, способности к инновационной деятельности педагогов ДОУ обусловливают уровень достижения личностного «акме», дают возможность развития компенсаторных механизмов и оказывают влияние на адаптивность к изменяющимся условиям инновационной деятельности.

Третий фактор — опыт инновационной деятельности. Он рассматривается нами как целостный образ всей профессиональной деятельности, основные составляющие которого зафиксированы в сознании, но могут видоизменяться при соответствующем влиянии. Показано, что опыт инновационной деятельности существенно отражается на ее развитии в силу следующих особенностей:

• опыт инновационной деятельности отражает субъективный план профессиональной деятельности человека в обобщенном и целостном виде;

• оказывает значительное влияние на инновационное мышление, знания, умения и навыки в области инноваций, а также ценностно-ориентировочное отношение к осуществлению инновационной деятельности;

• опыт инновационной деятельности изменяется вследствие появления новых форм, средств или методов профессиональной деятельности в условиях внедрения инноваций в системе дошкольного образования [7].

Таким образом, опыт инновационный деятельности как разновидность опыта вообще и жизненного опыта в частности зависит от социальных установок, мотивов и потребностей личности; сочетания эмпирического, теоретического, эмоционального и рационального аспектов в структуре личности, ее направленности на инновационную деятельность.

Четвертым фактором являются личностные качества педагога ДОУ. В этой связи целесообразно руководствоваться представлением о личностных качествах как индивидуальных особенностях человека, включающих его деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой им профессиональной деятельности. При выделении данного фактора учитывается, что теория личности рассматривает человека в целом в окружении совокупности внешних условий. Личность человека является единым комплексом физических и духовных качеств, ценностей, точек зрения, верований, вкусов, амбиций, интересов, привычек и других характеристик, которые обусловливают уникальность человеческого «Я». С точки зрения личностного роста и развития оптимальной представляется глубокая, разносторонняя и цельная личность [7].

Составляющей инновационной деятельности педагога является инновационная методическая

деятельность. Инновационная методическая деятельность педагога ДОУ определяется как деятельность, характеризующаяся совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными технологиями дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий педагога и обеспечивающими высокое качество его профессионально-новаторской деятельности [6].

До настоящего времени инновационная методическая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения не подвергалась специальному научному исследованию; проблематика ее развития в системе внутриучрежден-ческой методической работы является в определенном смысле новой и малоизученной. Этим обусловлена актуальность проектирования концепции развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ.

Методологические основания концепции развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ могут быть рассмотрены в парадигматическом и синтагматическом планах. Выбирая методологическое основание концепции, мы принимали во внимание обязательность установления функционального назначения каждого из подходов и раскрытия результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения инновационной методической деятельности педагогов ДОУ. Таким образом, методологические подходы оказались представлены на двух уровнях: общенаучный (теоретико-методологическая стратегия) и конкретно-научный уровень методологии (практикоориентированная тактика).

Теоретико-методологическая стратегия может быть представлена системным и синергетическим подходами. Так, системный подход дает возможность исследовать инновационную методическую деятельность как целостную многомерную, многоуровневую и полифункциональ-ную систему. Использование системного подхода обеспечивает целостность и структурированность исследуемого процесса, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов. При этом главное внимание уделяется не отдельным ее элементам, а тем взаимосвязям, которые ее конституируют. Сам процесс развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ также исследуется как сложно организованный объект, ведущими признаками

которого являются: определение данного процесса как элемента системы более высокого порядка — профессиональной инновационной деятельности, его способность делиться на элементы, представление в виде открытой системы [8].

Использование синергетического подхода позволяет рассматривать инновационную методическую деятельность как открытую, сложную самоорганизующуюся систему, развитие которой подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода, имеющую множество путей и собственных тенденций развития. Предопределенность процесса развития инновационной методической деятельности появляется на определенных этапах ее эволюции с выбором пути в точках ветвления [9] Знание сущности характеристик инновационной методической деятельности педагога ДОУ позволяет проектировать оптимально и реально осуществимый «сценарий» ее развития в конкретных условиях ДОУ, в системе инновационной методической работы. В основе этого лежит не только представление о будущем состоянии инновационной методической деятельности педагогов ДОУ, но и понимание способов следования естественным тенденциям ее развития [8-9].

Методологические подходы, образующие практикоориентированную тактику исследования, определяют видение путей и особенностей реального осуществления процесса развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ. Сложившееся представление о сущности и внутреннем строении инновационной методической деятельности педагогов ДОУ обусловили использование основных положений таких подходов, как личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, акмеологи-ческий, андрагогический и компетентностный.

Подходы, составляющие практикоориентированную тактику исследования, раскрывают особенности практического осуществления инновационной методической работы, определяют механизмы и процедуры реализации данного процесса в реальных условиях современного ДОУ.

Ключевые положения и идеи развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ, представленные в форме закономерностей и принципов, получили отражение в теоретическом базисе (ядре) концепции. Закономерности раскрывают устойчивые, повторяющиеся и необходимые причинно-следственные связи развития инновационной методической деятельности

педагога ДОУ с факторами, которые оказывают на это развитие непосредственное влияние. Основанием при выделении закономерностей в исследовании выбраны структурные компоненты деятельности (инновационной методической деятельности в частности). В соответствии с этим закономерности определяют особенности направленного изменения гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного компонентов.

При определении принципов развития инновационной методической деятельности мы исходили из понимания того, что принципы являются отражением и обобщением существующих закономерностей, конкретизируют цель и определяют содержание, методы, формы и приемы инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. С учетом определенных закономерностей выделены следующие принципы развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ:

• принцип ориентации на «зону ближайшего развития», предполагающий определение «границ» индивидуальной зоны ближайшего развития педагога, что позволяет проектировать развитие инновационной методической деятельности с ориентацией на индивидуальность и субъектный опыт;

• принцип «амплификации», заключающийся в создании условий для полноценной актуализации и самореализации личности педагога, совершенствования его возможностей и способностей посредством включения в различные формы инновационной методической работы учреждения;

• принцип непрерывности, позволяющий рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики;

• принцип диверсификации, обеспечивающий профессиональное развитие личности педагога, формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению перспективных инновационных технологий дошкольного образования, расширение опережающей подготовки кадров к инновационной деятельности;

• принцип партисипативности, предполагающий субъект-субъектное взаимодействие педагогов, включенных в инновационную деятельность для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы;

• приницип фасилитации, представляющий нормативное положение для создания условий осознания педагогами индивидуальной сущности, самостоятельности, для того чтобы педагоги почувствовали себя авторами и творцами жизненных обстоятельств;

• принцип субъектности, предусматривающий развитие педагога как субъекта инновационной деятельности;

• принцип рефлексивности, помогающий реально оценить уровень инновационной деятельности, готовность осваивать инновационные способы деятельности [6].

Процесс развития инновационной методической деятельности является длительным, протекающим в несколько этапов, на каждом из которых проявляются вполне конкретные психические новообразования, отражающие переход педагога от внедренца (инноватора) к разработчику инноваций (новатору) [5].

Использование потенциала инновационного ДОУ и инновационной методической работы позволяет не только накапливать и применять уже найденные эффективные способы инновационной методической деятельности, но, прежде всего, совершенствовать собственные навыки инновационной методической деятельности каждому педагогу. Развитие инновационной методической деятельности органически вписывается в многомерный процесс совершенствования профессиональной деятельности, необходимый

педагогу ДОУ для саморазвития и самосовершенствования в условиях инноваций.

Таким образом, выстроенная на основе методологических подходов и принципов концепция развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ может обеспечить внедрение позитивных инноваций в содержание дошкольного образования, активность педагогов в инновационной деятельности.

Список литературы

1. Ангеловский К. Учителя и инновации: книга для учителя. М. : Просвещение, 1991. 159 с.

2. Беляева Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. С. 36-45.

3. Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психол. наука и образование. 2006. № 4. С. 61-65.

4. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Доп. образование и воспитание. 2008. № 2. С. 9-15.

5. Дуранов М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск : ЧГАКИ, 2002. 276 с.

6. Калачикова О. Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316. С. 174-177.

7. Резанович И. В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования : дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 359 с.

8. Сериков Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация : монография. Челябинск, 1998. 341 с.

9. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сиб. пед. журн. 2007. № 1. С. 42-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.