Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 141-145.
Г. В. Яковлева
концептуальные основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений
Представлены концептуально-теоретические основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения; подходы, определяющие теоретико-методологическую стратегию и практикоориентированную тактику; принципы, закономерности построения концепции развития инновационной методической деятельности.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная методическая деятельность, концепция развития инновационной методической деятельности, теоретико-методологическая стратегия, практикоориентированная тактика.
Современные кардинальные реформы системы дошкольного образования, изменение социокультурных приоритетов в подходах к образованию детей дошкольного возраста с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требуют от педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой, инновационной педагогической деятельности, которая нашла свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связи дошкольных образовательных учреждений с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту. Вместе с тем, происходящие изменения в обществе и образовании оказывают существенное влияние на развитие личности педагога ДОУ, ее профессиональную деятельность. Педагог дошкольного образовательного учреждения оказывается перед необходимостью осмысления современных требований, предъявляемых к нему обществом и государством. Он должен осознавать, что от уровня его профессиональной компетентности будет напрямую зависеть качество дошкольного образования [2].
Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии. При
этом основополагающим принципом инновационного подхода для дошкольного образовательного учреждения должна оставаться гуманитарная сущность образования, направленность его на воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Со сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного образования, актуализируется проблема инновационной методической деятельности педагога дошкольного образования. В современных условиях важными характеристиками личности и деятельности педагога становятся общая, коммуникативная и инновационная культура, обеспечивающие выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности культуры, обусловливать личностное развитие ребенка дошкольного возраста [3]. Самореализация личности в педагогической деятельности, выработка на этой основе индивидуально-творческой педагогической системы, постоянное стремление к педагогическому поиску и самосовершенствованию составляют основные направления формирования инновационной деятельности педагога. В системе инновационной деятельности педагога выделяется инновационная методическая деятельность, включающая совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной новаторской деятельности [4].
Инновационные тенденции развития образования повышают требования к методической
деятельности педагога ДОУ, выражающиеся в перестройке традиционного и освоении нового содержания программного материала в условиях введения ФГТ, адаптации и трансформации методических новшеств, обогащающих профессиональный арсенал педагога (методов, форм, средств обучения), а также проектирования и реализации инновационной методической деятельности. Педагог ДОУ, являясь носителем традиций воспитания и обучения детей дошкольного возраста, должен творчески реализовывать общекультурные знания с учетом инновационных процессов в образовании, что возможно только в том случае, если сформирована инновационная методическая деятельность [6].
Инновационная деятельность представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и внедряется в практику либо удовлетворяет конкретные потребности человека. Углублению понимания сущности термина «инновационная деятельность» способствует рассмотрение вопроса о структурных характеристиках и факторах, влияющих на становление и развитие инновационной деятельности. При их определении мы опирались на исследование, проведенное И. В. Резанович. Развивая ее позицию, мы выделили следующие факторы: мыслительная деятельность, способности к инновационной деятельности, опыт инновационной деятельности, личностные качества [7].
Первый фактор — мыслительная деятельность — рассматривается как система мыслительных действий, направленных на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия включают совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира.
Нами выявлены особенности протекания мыслительной деятельности в процессе методической работы в дошкольном образовательном учреждении:
• мыслительная деятельность является важным фактором развития инновационной деятельности педагогов, так как результат их работы — решение инновационных задач или
проблем в дошкольном образовании — проявляется на основе анализа информации;
• от мыслительной деятельности зависят скорость реакции педагогов на происходящие события, выбор оптимального решения, прогнозирование событий и проектирование собственной инновационной работы;
• качество мыслительной деятельности обусловлено природными особенностями человека, качеством образования и сложностью решаемых в профессиональной деятельности задач [7].
Таким образом, качество мыслительной деятельности обуславливает уровень профессиональных достижений педагогов, позволяя прогнозировать и планировать, обрабатывать информацию и эффективно решать инновационные проблемы.
Выбор второго фактора — способностей к инновационной деятельности — обусловлен тем обстоятельством, что от способностей человека рационально организовать свою деятельность зависит качество получаемых результатов. В силу того что инновационная деятельность носит творческий и в то же время оптимально трудный характер, она становится достаточно привлекательной «как средство проверки и развития способностей». Инновационная деятельность к тому же укрепляет положительную самооценку, уверенность в себе, повышает уровень притязаний, порождает чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Рассматривая способности к инновационной деятельности как единство соответствующих природных задатков, личностных качеств и индивидуальных особенностей, мы выделили специфические черты процесса развития инновационной деятельности педагогов ДОУ, обусловленные способностями педагогов к инновационной деятельности:
• способности к инновационной деятельности являются важным фактором ее развития;
• определяют скорость, степень освоения и качество использования педагогами современных технологий в образовании детей дошкольного возраста;
• обусловливают стиль управления, общения и поведения человека в коллективе [7].
Таким образом, способности к инновационной деятельности педагогов ДОУ обусловливают уровень достижения личностного «акме», дают возможность развития компенсаторных механизмов и оказывают влияние на адаптивность к изменяющимся условиям инновационной деятельности.
Третий фактор — опыт инновационной деятельности. Он рассматривается нами как целостный образ всей профессиональной деятельности, основные составляющие которого зафиксированы в сознании, но могут видоизменяться при соответствующем влиянии. Показано, что опыт инновационной деятельности существенно отражается на ее развитии в силу следующих особенностей:
• опыт инновационной деятельности отражает субъективный план профессиональной деятельности человека в обобщенном и целостном виде;
• оказывает значительное влияние на инновационное мышление, знания, умения и навыки в области инноваций, а также ценностно-ориентировочное отношение к осуществлению инновационной деятельности;
• опыт инновационной деятельности изменяется вследствие появления новых форм, средств или методов профессиональной деятельности в условиях внедрения инноваций в системе дошкольного образования [7].
Таким образом, опыт инновационный деятельности как разновидность опыта вообще и жизненного опыта в частности зависит от социальных установок, мотивов и потребностей личности; сочетания эмпирического, теоретического, эмоционального и рационального аспектов в структуре личности, ее направленности на инновационную деятельность.
Четвертым фактором являются личностные качества педагога ДОУ. В этой связи целесообразно руководствоваться представлением о личностных качествах как индивидуальных особенностях человека, включающих его деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой им профессиональной деятельности. При выделении данного фактора учитывается, что теория личности рассматривает человека в целом в окружении совокупности внешних условий. Личность человека является единым комплексом физических и духовных качеств, ценностей, точек зрения, верований, вкусов, амбиций, интересов, привычек и других характеристик, которые обусловливают уникальность человеческого «Я». С точки зрения личностного роста и развития оптимальной представляется глубокая, разносторонняя и цельная личность [7].
Составляющей инновационной деятельности педагога является инновационная методическая
деятельность. Инновационная методическая деятельность педагога ДОУ определяется как деятельность, характеризующаяся совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными технологиями дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий педагога и обеспечивающими высокое качество его профессионально-новаторской деятельности [6].
До настоящего времени инновационная методическая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения не подвергалась специальному научному исследованию; проблематика ее развития в системе внутриучрежден-ческой методической работы является в определенном смысле новой и малоизученной. Этим обусловлена актуальность проектирования концепции развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ.
Методологические основания концепции развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ могут быть рассмотрены в парадигматическом и синтагматическом планах. Выбирая методологическое основание концепции, мы принимали во внимание обязательность установления функционального назначения каждого из подходов и раскрытия результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения инновационной методической деятельности педагогов ДОУ. Таким образом, методологические подходы оказались представлены на двух уровнях: общенаучный (теоретико-методологическая стратегия) и конкретно-научный уровень методологии (практикоориентированная тактика).
Теоретико-методологическая стратегия может быть представлена системным и синергетическим подходами. Так, системный подход дает возможность исследовать инновационную методическую деятельность как целостную многомерную, многоуровневую и полифункциональ-ную систему. Использование системного подхода обеспечивает целостность и структурированность исследуемого процесса, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов. При этом главное внимание уделяется не отдельным ее элементам, а тем взаимосвязям, которые ее конституируют. Сам процесс развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ также исследуется как сложно организованный объект, ведущими признаками
которого являются: определение данного процесса как элемента системы более высокого порядка — профессиональной инновационной деятельности, его способность делиться на элементы, представление в виде открытой системы [8].
Использование синергетического подхода позволяет рассматривать инновационную методическую деятельность как открытую, сложную самоорганизующуюся систему, развитие которой подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода, имеющую множество путей и собственных тенденций развития. Предопределенность процесса развития инновационной методической деятельности появляется на определенных этапах ее эволюции с выбором пути в точках ветвления [9] Знание сущности характеристик инновационной методической деятельности педагога ДОУ позволяет проектировать оптимально и реально осуществимый «сценарий» ее развития в конкретных условиях ДОУ, в системе инновационной методической работы. В основе этого лежит не только представление о будущем состоянии инновационной методической деятельности педагогов ДОУ, но и понимание способов следования естественным тенденциям ее развития [8-9].
Методологические подходы, образующие практикоориентированную тактику исследования, определяют видение путей и особенностей реального осуществления процесса развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ. Сложившееся представление о сущности и внутреннем строении инновационной методической деятельности педагогов ДОУ обусловили использование основных положений таких подходов, как личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, акмеологи-ческий, андрагогический и компетентностный.
Подходы, составляющие практикоориентированную тактику исследования, раскрывают особенности практического осуществления инновационной методической работы, определяют механизмы и процедуры реализации данного процесса в реальных условиях современного ДОУ.
Ключевые положения и идеи развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ, представленные в форме закономерностей и принципов, получили отражение в теоретическом базисе (ядре) концепции. Закономерности раскрывают устойчивые, повторяющиеся и необходимые причинно-следственные связи развития инновационной методической деятельности
педагога ДОУ с факторами, которые оказывают на это развитие непосредственное влияние. Основанием при выделении закономерностей в исследовании выбраны структурные компоненты деятельности (инновационной методической деятельности в частности). В соответствии с этим закономерности определяют особенности направленного изменения гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного компонентов.
При определении принципов развития инновационной методической деятельности мы исходили из понимания того, что принципы являются отражением и обобщением существующих закономерностей, конкретизируют цель и определяют содержание, методы, формы и приемы инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. С учетом определенных закономерностей выделены следующие принципы развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ:
• принцип ориентации на «зону ближайшего развития», предполагающий определение «границ» индивидуальной зоны ближайшего развития педагога, что позволяет проектировать развитие инновационной методической деятельности с ориентацией на индивидуальность и субъектный опыт;
• принцип «амплификации», заключающийся в создании условий для полноценной актуализации и самореализации личности педагога, совершенствования его возможностей и способностей посредством включения в различные формы инновационной методической работы учреждения;
• принцип непрерывности, позволяющий рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики;
• принцип диверсификации, обеспечивающий профессиональное развитие личности педагога, формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению перспективных инновационных технологий дошкольного образования, расширение опережающей подготовки кадров к инновационной деятельности;
• принцип партисипативности, предполагающий субъект-субъектное взаимодействие педагогов, включенных в инновационную деятельность для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы;
• приницип фасилитации, представляющий нормативное положение для создания условий осознания педагогами индивидуальной сущности, самостоятельности, для того чтобы педагоги почувствовали себя авторами и творцами жизненных обстоятельств;
• принцип субъектности, предусматривающий развитие педагога как субъекта инновационной деятельности;
• принцип рефлексивности, помогающий реально оценить уровень инновационной деятельности, готовность осваивать инновационные способы деятельности [6].
Процесс развития инновационной методической деятельности является длительным, протекающим в несколько этапов, на каждом из которых проявляются вполне конкретные психические новообразования, отражающие переход педагога от внедренца (инноватора) к разработчику инноваций (новатору) [5].
Использование потенциала инновационного ДОУ и инновационной методической работы позволяет не только накапливать и применять уже найденные эффективные способы инновационной методической деятельности, но, прежде всего, совершенствовать собственные навыки инновационной методической деятельности каждому педагогу. Развитие инновационной методической деятельности органически вписывается в многомерный процесс совершенствования профессиональной деятельности, необходимый
педагогу ДОУ для саморазвития и самосовершенствования в условиях инноваций.
Таким образом, выстроенная на основе методологических подходов и принципов концепция развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ может обеспечить внедрение позитивных инноваций в содержание дошкольного образования, активность педагогов в инновационной деятельности.
Список литературы
1. Ангеловский К. Учителя и инновации: книга для учителя. М. : Просвещение, 1991. 159 с.
2. Беляева Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. С. 36-45.
3. Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психол. наука и образование. 2006. № 4. С. 61-65.
4. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Доп. образование и воспитание. 2008. № 2. С. 9-15.
5. Дуранов М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск : ЧГАКИ, 2002. 276 с.
6. Калачикова О. Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 316. С. 174-177.
7. Резанович И. В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования : дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 359 с.
8. Сериков Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация : монография. Челябинск, 1998. 341 с.
9. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сиб. пед. журн. 2007. № 1. С. 42-49.