Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ САМОУБИЙСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ САМОУБИЙСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / СУИЦИДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНАЯ ЛАТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ИДЕАЦИЯ / БУЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скифская Анна Леонидовна, Скифская Ксения Николаевна

Согласно статистике, представленной в докладе Всемирной организации здравоохранения за 2020 год, среди молодежи в возрасте от 15 до 30 лет самоубийство является второй по распространенности причиной смерти после дорожнотранспортных происшествий. В России за последний год число детских суицидов выросло на 14%. Латентность суицидальной идеации и суицидальных действий очень велика в данном возрастной категории, появляются новые способы, и средства негативного психологического воздействия на детей и подростков. Буллинг как социальное явление в России существовал всегда, однако в последнее время он обрел более четкие границы с точки зрения психологического воздействия на детей и подростков, поэтому так важно привлекать внимание к данной проблеме, в том числе с помощью нормативного закрепления данной категории. Профилактика подобного поведения должна быть главным инструментом в разрешении проблемы суицидального поведения у детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF A NATIONAL SUICIDE PREVENTION PROGRAM

Among young people aged 15-30, suicide is the second leading cause of death after road traffic accidents, according to statistics presented in a 2020 World Health Organization report. In Russia, over the past year, the number of child suicides has increased by 14%. The latency of suicidal ideation and suicidal actions is very high in this age category, new ways and means of negative psychological impact on children and adolescents are emerging. Bullying as a social phenomenon in Russia has always existed, but recently it has acquired clearer boundaries in terms of the psychological impact on children and adolescents, so it is so important to draw attention to this problem, including through the normative consolidation of this category. Prevention of such behavior should be the main tool in solving the problem of suicidal behavior in children and adolescents.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ САМОУБИЙСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ»

Концептуальные основы разработки национальной программы по предотвращению самоубийств среди подростков и молодежи

Скифская Анна Леонидовна,

кандидат социологических наук, доцент, кафедра маркетинга и муниципального управления, ФГБУ ВО «Тюменский индустриальный университет» E-mail: [email protected]

Скифская Ксения Николаевна,

бакалавр, Институт государства и права, Тюменский государственный университет E-mail: [email protected]

Согласно статистике, представленной в докладе Всемирной организации здравоохранения за 2020 год, среди молодежи в возрасте от 15 до 30 лет самоубийство является второй по распространенности причиной смерти после дорожно-транспортных происшествий. В России за последний год число детских суицидов выросло на 14%. Латентность суицидальной идеации и суицидальных действий очень велика в данном возрастной категории, появляются новые способы, и средства негативного психологического воздействия на детей и подростков. Буллинг как социальное явление в России существовал всегда, однако в последнее время он обрел более четкие границы с точки зрения психологического воздействия на детей и подростков, поэтому так важно привлекать внимание к данной проблеме, в том числе с помощью нормативного закрепления данной категории. Профилактика подобного поведения должна быть главным инструментом в разрешении проблемы суицидального поведения у детей и подростков.

Ключевые слова: суицидальное действие, суицидное поведение, суицидальная латентность, социальное явление, идеация, буллинг.

Уголовный кодекс Российской Федерации закрепляет в своем содержании статью 110 «Доведение до самоубийства», а также статьи 110.1 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» и 110.2 «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» (введены Федеральным законом от 07.06.2017 № 120-ФЗ) [1].

С точки зрения криминологии, М.Ю. Пучнина определяет суицид как неоднозначно оцениваемую обществом форму аутодеструктивного поведения индивида, которая предполагает самостоятельное, добровольное и сознательное совершение целенаправленных действий, необходимых и достаточных для причинения самому себе смерти [2].

В подростковом возрасте аутодеструктивное поведение перерождается в следующие формы суицидальных действий: самоповреждения («сел-фхарм»); демонстративно-шантажные суициды с агрессивным компонентом возможны тогда, когда подросток считает необходимым что-либо кому-либо доказать и совершает необдуманные опасные действия, которые могут привести к летальному исходу; демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией имеют место в случае, если подросток желает, чтобы о его намерениях знало как можно больше людей, а «способ суицида» выбирается как можно более безболезненный и безопасный, чтобы подростка можно было остановить и спасти; суицид с мотивацией самоустранения имеет место в случае, если подросток длительное время со страхом выбирает наиболее опасные способы самоубийства, чтобы «уничтожить самого себя как человеческую единицу» из-за ненависти в самому себе, но не к жизни.

С проблемой суицидальности несовершеннолетних сложно бороться ввиду специфичности состояния детей и подростков, подверженных суицидальным настроениям. И, основной преградой является табуированность темы суицида. Вследствие табуированности, проявляется и проблема неосведомленности детей и их родителей о закрепленном в законодательстве праве на «не карательную» психиатрическую помощь. Стоит сказать, что в Законе Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Закон № 3185-1), в нем не существует понятия «постановка на учёт», оно, частично заменяется диспансерным наблюдением.

Статья 20 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жизнь. Материнство, и детство, семья, находятся под защитой государства. То есть, защите детей (несовершеннолетних) в Основном законе уделяется особое внимание, а значит, их жизнь также требует дополнительной охраны [3].

В соответствии со статьей 6 Конвенции о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) [4], государства-участника обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Отметим, что профилактику суицида мы бы отнесли не столько к способствованию выживания ребенка, сколько к его здоровому развитию изначально.

В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что одними из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей, а также приоритет профилактики в сфере охраны здоровья [5].

В статье 7 указано, что государство признает охрану здоровья как одно из важнейших условий не только физического, но и психического здоровья ребенка. Это является важным указанием, так как уже было сказано, что состояние здоровья ребенка или подростка напрямую влияет на его эмоциональное, психическое состояние, и может стать одной из причин самоубийства.

Уголовный кодекс Российской Федерации закрепляет такие составы преступлений как «Доведение до самоубийства» (статья 110), «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» (статья 110.1) и «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» (статья 110.2). Стоит заметить, что введение последних двух статей было вызвано, отчасти, волной подростковых и детских суицидов, которая базировалась на так называемых «группах смерти».

Можно привести пример из судебной практики, а именно постановление Люберецкого городского суда от 25.01.2019 по делу № 1-44/2019, согласно которому виновное лицо решило стать куратором игры, целью которой являлось доведение несовершеннолетних пользователей до самоубийства. Виновный отправлял несовершеннолетнему специальный задания, стихотворения о желании совершить суицид, тем самым рождая в потерпевшем желание покончить с собой. Итогом данного события стала попытка самоубийства с госпитализацией.

Изучив опыт зарубежных стран (Германия, Швеция, Израиль), рекомендации ВОЗ (в 2014 был выпущен глобальный императив «Предотвращение самоубийств»), а также практику деятельности России в достижении поставленных ею задач и целей, мы считаем лучшим вариантом создание «Национальной программы по предотвращению самоубийств» среди пожилого, взрослого, подросткового и детского населения.

Необходимо обратиться к Методическим указаниям по разработке национальных проектов (программ), утверждённым президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 14.10.2019 № 12) (табл. 1).

Таблица 1. «Основные положения». Паспорт национального проекта «Предотвращение самоубийств в Российской Федерации» на 2022-2032 гг.

Краткое наименование национального проекта «Предотвращение самоубийств» Срок реализации проекта 1 января 2022 31 декабря 2032

Куратор национального проекта Силуа-нов А.Г. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

Руководитель национального проекта Мураш-ко М.А. Министр здравоохранения Российской Федерации

Администратор национального проекта Семёнова Т.В. Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

Предлагается следующая структура Национального проекта (табл. 2).

Таблица 2. «Структура национального проекта». Паспорт национального проекта «Предотвращение самоубийств в Российской Федерации»

Наименование программы Наименование подпрограмм Срок реализации программы

1. Предотвращение самоубийств среди пожилого населения Российской Федерации 1.1. Кризисная помощь пожилым людям 1.2. Квалифицированные кадры для оказания психологической и психиатрической помощи пожилым людям 1.3. Доступная психологическая и психиатрическая помощь пожилым людям за счет государства 1.4. Волонтеры помощи в профилактике суицидального поведения пожилых людей 01.01.202231.12.2032

2. Предотвращение самоубийств среди взрослого населения Российской Федерации 2.1. Кризисная помощь взрослому населению 2.2. Психологическая поддержка на рабочих местах 2.3. Квалифицированные кадры для оказания психологической и психиатрической помощи взрослому населению 2.4. Доступная психологическая и психиатрическая помощь за счет государства 2.5. Волонтеры помощи в профилактике суицидального поведения взрослого населения 01.01.202231.12.2032

Окончание

Продолжение

Наименование программы

3. Предотвращение самоубийств среди несовершеннолетних

Наименование подпрограмм

3.1. Кризисная помощь несовершеннолетним и их родителям

3.2. Квалифицированные кадры для оказания психологической и психиатрической помощи несовершеннолетним

3.3. Психиатрическое сопровождение дошкольных учреждений, образовательных учреждений начального, общего, среднего и среднего профессионального образования

3.4. Доступная психологическая и психиатрическая помощь за счет государства

3.5. Волонтеры помощи

в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Срок реализации программы

01.01.202231.12.2032

Частью проекта по профилактике суицидального поведения именно детей и подростков, может стать Федеральная программа «Предотвращение самоубийств среди несовершеннолетних», цель которой минимизация случаев совершения попыток самоубийства и реального суицида среди несовершеннолетних. Стремление к сведению таких случаев к нулю (табл. 3).

Таблица 3. «Задачи и результаты национального проекта». Паспорт национального проекта «Предотвращение самоубийств в Российской Федерации» на 2022-2032 гг.

Задача Результаты

Кризисная помощь нес овершеннолетним и их родителям

Создание единой эффективной системы докризисной, кризисной и посткризисной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной для них жизненной ситуации, и их родителям, стремящимся заботиться о своих детях.

- Создание правительственной организации, целью которой была бы исключительно профилактика суицидального поведения несовершеннолетних;

- Создание «телефона доверия» для детей, имеющих суицидальную идеа-цию и их родителей;

- Создание подведомственных Организации муниципальных кризисных центров, в которых работают кризисные специалисты, оказывающие помощь несовершеннолетним и их родителям в случае трудной ситуации;

- Создание аккаунтов волонтеров помощи несовершеннолетним в социальных сетях для оказания необходимой поддержки анонимно;

- Создание системы мониторинга несовершеннолетних, находящихся в группе риска.

Задача

Комплексная подготовка квалифицированных специалистов из числа врачей и работников образовательных организаций, направленная на возможность оказания ими необходимой помощи и поддержки несовершеннолетним, страдающим суицидальными наклонностями и идеацией

Результаты

- Расширение числа образовательных организаций, осуществляющих повышение квалификации по направлению «Детская и подростковая психиатрия» за счет средств федерального бюджета;

- Предоставление возможности бесплатно пройти повышение квалификации по данному направлению определенной квоте врачей;

- Обязательное обучение детских врачей работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и имеющими суицидальные мысли;

- Создание обязательных курсов

и семинаров для работников образовательных организаций по тематике «Профилактика суицидального поведения детей и подростков».

Психиатрическое сопровождение дошкольных учреждений, образовательных учреждений начального, общего, среднего и среднего профессионального образования

Создание системы психиатрической помощи и поддержки несовершеннолетних в учреждениях образования и развития на постоянной бесплатной основе.

- Дополнение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьей 45.1 «Психотерапевтическое

и психиатрическое сопровождение образовательной деятельности». «1. Каждый обучающийся имеет право на оказание ему психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи в той образовательной организации, в которой он обучается.

1. Психиатрическая помощь оказывается обучающимся в соответствии

с Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

2. В образовательных организациях в обязательном порядке создается должность штатного психолога-психиатра. На 300-350 обучающихся создается одна должность штатного психолога-психиатра.

3. Права, обязанности и порядок деятельности штатного психолога-психиатра образовательной организации регулируется Положением об обязательном психолого-психиатрическом сопровождении образовательной деятельности».

- Создание в дошкольных учреждениях должности детского психолога-психиатра;

- Мониторинг несовершеннолетних, оказавшихся в трудной для них жизненной ситуации педагогическим составом работников.

Доступная психологическая и психиатрическая помощь за счет государства

Квалифицированные кадры для оказания психологической и психиатрической помощи несовершеннолетним

Обеспечение несовершеннолетних бесплатной психолого-психиатрической

- Привлечение психологов и психиатров к работе в детских медицинских учреждениях;

Окончание

Задача Результаты

помощью в муниципальных, региональных и государственных медицинских организациях - Создание групп помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной для них жизненной ситуации на базе медицинских учреждений; - Проведение обучающих курсов и семинаров для несовершеннолетних с целью ознакомления их с методами самопомощи.

Волонтеры помощи в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Создание волонтерского движения по выявлению и поддержке детей и подростков, страдающих суицидальной идеацией - Создание единой базы волонтеров помощи в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних; - Мониторинг информационных ресурсов с целью выявления детей и подростков, у которых имеются признаки суицидальных наклонностей; - Обучение волонтеров оказанию кризисной помощи.

Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21.112011 № З23-Ф3 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» дополнить пунктом 8.1 «К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка методических рекомендаций по выявлению, оказанию помощи и профилактике суицидального поведения несовершеннолетних для лиц, осуществляющих соответствующую медицинскую и образовательную деятельность».

Ранее упоминаемое «Положение об обязательном психолого-психиатрическом сопровождении образовательной деятельности учреждений дошкольного, общего и среднего профессионального образования» подлежит разработке совместно Министерством здравоохранения и Министерством просвещения Российской Федерации на основании распоряжения Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193. На наш взгляд, в данное Положение необходимо включить следующие разделы (помимо Предмета регулирования и Основных понятий акта): Требования к желающим занять должность штатного психолога-психиатра образовательной организации; Обеспечение прав несовершеннолетних при оказании психолого-психиатрической поддержки.

Также, необходимо дополнить Закон № 3185-1 статьей 45 «Психолого-психиатрическое сопровождение образовательной деятельности»:

1. При оказании психиатрической помощи несовершеннолетним в рамках обязательного психолого-психиатрического сопровождения образовательной деятельности, им обеспечиваются все права и гарантии, предусмотренные настоящим Федеральный Законом.

2. Права, обязанности и ответственность специалистов, занимающихся указанной деятельностью, устанавливаются настоящим Федеральным законом, статьей 45.1 Федерального закона

от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и «Положением об обязательном психолого-психиатрическом сопровождении образовательной деятельности учреждений дошкольного, общего и среднего профессионального образования».

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3// Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954;

2. Пучнина М.А. Криминальный суицид несовершеннолетних: криминологические и уголовно-правовые меры противодействия: авто-реф. дис. на соиск. Уч.степ. канд.юрид.наук (12.00.08)/ Маргарита Юрьевна Пучнина; Во-ронижский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - Курск. - 2019. -С. 11.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета. - 25.12.1993. -№ 237.

4. О ратификации Конвенции о правах ребен-

ка: постановление Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1// Ведомости Съезда НД СССР и ВС СССР. - 1990. - № 26. - ст. 497;

5. О охране здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ// Российская газета. - 23.11.2011. -№ 263.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF A NATIONAL SUICIDE PREVENTION PROGRAM

Skifskaia A.L., Skifskaia K.N.

Industrial University of Tyumen, Tyumen State University

Among young people aged 15-30, suicide is the second leading cause of death after road traffic accidents, according to statistics presented in a 2020 World Health Organization report. In Russia, over the past year, the number of child suicides has increased by 14%. The latency of suicidal ideation and suicidal actions is very high in this age category, new ways and means of negative psychological impact on children and adolescents are emerging. Bullying as a social phenomenon in Russia has always existed, but recently it has acquired clearer boundaries in terms of the psychological impact on children and adolescents, so it is so important to draw attention to this problem, including through the normative consolidation of this category. Prevention of such behavior should be the main tool in solving the problem of suicidal behavior in children and adolescents.

Keywords: suicidal action, suicidal behavior, suicidal latency, social phenomenon, ideation, bullying.

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law No.

63-FZ of 13.06.1996/ / Collection of Legislation of the Russian Federation. - 17.06.1996. - No. 25. - St. 2954;

2. Puchnina M.A. Criminal suicide of minors: criminological and criminal-legal measures of counteraction: autoref. dis. on the screen. Uch. step. candidate of Law.(12.00.08) / Margarita Yuryevna Puchnina; Voronizhsky Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. - Kursk. - 2019. - p. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by pop-

ular vote on 12.12.1993 with amendments approved during

5

"O

C3

<

the all-Russian vote on 01.07.2020)// Rossiyskaya gazeta. - and the Supreme Soviet of the USSR. - 1990. - No. 26. - Ar-

25.12.1993. - No. 237. ticle 497;

4. On ratification of the Convention on the Rights of the Child: res- 5. On the protection of citizens ' health in the Russian Federation:

olution of the Supreme Soviet of the USSR of 13.06.1990 No. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011/ / Rossiyskaya Gaze-

1559-1/ / Vedomosti of the Congress of the ND of the USSR ta. - 23.11.2011. - No. 263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.